ересь жидовствующих что это
Жидовствующие
Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение жидовствующих состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в отвержении монашества как образа жизни, будто бы противного природе. Первыми прозелитами Схария были священники – Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные люди из новгородских жителей.
Ересь нашла себе многих последователей и в Москве, при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Иоанна III Елены; по некоторым данным предполагают, что к ереси принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Против еретиков было несколько соборов.
В 1504 г. еретики были окончательно осуждены на соборе; главные из них были сожжены, другие разосланы по монастырям. Но ересь не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение и существует в настоящее время; последователи ее признают себя преемниками новгородских еретиков. Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и «жидам», свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты.
В настоящее время жидовствующие разбились на разные толки и находятся преимущественно в Закавказье, в Ставропольской и Астраханской губ., а также в Екатеринославской, Полтавской, Киевской, Харьковской, Тамбовской губерниях и в Сибири. См. геры, караимиты и субботники.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Жидовствующие
Жидовствующие. Под именем «еретиков жидовствующих» разумеются сторонники того религиозно-церковного движения, которое сильно волновало нашу передовую, грамотную Русь в течение всей последней четверти XV столетия. Главными первоисточниками наших сведений об этом важном и интересном движении являются современные ему исторические памятники и документы, а именно: свидетельства Софийской Новгородской летописи, одновременные и тождественные послания великого князя Иоанна III и митрополита Геронтия к новгородскому владыке Геннадию, письма этого последнего к Ростовскому архиепископу Иоасафу и митрополиту Зосиме, и в особенности обширный, специальный историко-полемический труд Иос. Волоколамского, назв. им «Просветитель».
Первое упоминание об ереси жидовства встречается в Софийской летописи под 1470 г. Здесь именно говорится, что 8 ноября 1470 г. в Новгород прибыл из Киева (или, что то же, из Литвы, т. е. вообще из юго-западной Руси) брат Киевского князя Симеона – Михаил Александрович или Олелькович, присланный сюда польским королем Снгизмундом, по просьбе самих же новгородцев. В числе лиц княжеской свиты называется и некто «жидовин Схария», который, по выражению «Просветителя», «был научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии». Вскоре к нему присоединились и еще какие-то литовские выходцы – жиды Иосиф Шмойло-Скорявей и Моисей Ханум. Свою деятельность Схария и его союзники начали с того, что «прельстили в жидовство» двух влиятельных новгородских священников – Дионисия и Алексия, причем последнего тайно нарекли Авраамом, а его жену – Саррой. Новообращенные прозелиты жидовства оказались весьма рьяными его пропагандистами и вскоре же совратили самого протопопа Софийского собора – Гавриила. Вообще говоря, эта ересь распространялась преимущественно между образованными классами и в частности – среди духовенства, как передового в то время сословия по образованию. В конце 1479 г. великий кн. Иван Васильевич посетил Новгород, где ересиархи жидовства – попы Дионисий и Алексий произвели на вел. князя настолько благоприятное впечатление, что он взял их с собой на Москву и поставил Алексия протопопом Успенского собора, а Дионисия – священником Архангельского. Таким путем ересь жидовства из Новгорода была занесена и в Москву, где пропаганда ее пошла еще успешнее, так как свила себе прочное гнездо при великокняжеском дворе. Здесь наиболее влиятельными сторонниками жидовства были: всесильный дьяк Федор Курицын, дьячки Истома и Сверчок, купец Кленов, симоновский архимандрит Зосима и даже невестка вел. князя – Елена, жена его старшего сына Иоанна молодого. Некоторые смутные представления об этой ереси имел, по-видимому, и сам великий князь Иван Васильевич, как это видно из одной позднейшей его беседы с Иосифом Волоколамским.
Прошло целых семнадцать лет с тех пор, как появилась ересь жидовства, а духовная власть еще ничего о ней не знала; это объясняется, по всей вероятности, той глубокой тайной, которой прикрывалась она от взора непосвященных, а также и прямым предписанием вождей ереси всячески скрывать ее и даже, в случае нужды, лицемерно временно отрекаться от нее. Однако в 1487 г. новгородский владыка Геннадий случайно, из пререканий пьяных учеников, узнав тайну существования ереси, донес о ней великому князю и митрополиту и, по распоряжение последних, учинил розыск. Вследствие упорного запирательства и лицемерного отречения, обыск дал очень немного: всего двух священников и двух дьячков, но среди них был поп Наум, который не только сам отрекся от жидовства, но и сообщил Геннадию важные сведения о сущности и учении секты, а также выдал ему книги и молитвы еретиков. Заподозренные в ереси бежали в Москву, под защиту своих сильных покровителей, но и здесь, после собора 1488 г., были подвергнуты торговой казни, т. е. биты на торгу кнутьем. Геннадию Новгородскому собор поручил продолжать розыск, что он и исполнил с большим усердием; но на Москве строгости к еретикам ослабли, так что на донесения Геннадия не обращали должного внимания. 28 мая 1489 г. скончался митрополит Геронтий, а 26 сентября выбран ему преемником бывший симоновский архимандрит Зосима, тайный последователь жидовства. Геннадий обратился с письмами по поводу ереси как к новоизбранному митрополиту, так и к продолжавшемуся еще избирательному собору русских епископов, прося у них формального, соборного осуждения ереси. Настойчивость Геннадия препобедила равнодушие обоих и хитрое интриганство других – и 17 октября 1490 г. состоялось первое, соборное осуждение ереси, при котором пострадали поп Дионисий и чернец Захария с их единомышленниками. Впрочем, благодаря тайному заступничеству Курицына и самого митрополита, собор не согласился с мнением новгородского владыки Геннадия, требовавшего смертной казни для еретиков, а решил частью водворить их на пожизненное заключение по разным монастырям, а частью сослать в новгородские пределы, на расправу к местному архиепископу. Геннадий, воспользовавшись этим, решил ослабить ересь публичным позором: за сорок верст до Новгорода он велел посадить всех еретиков верхами на кляч, лицом к хвосту, и нарядить их в особые конусообразные берестяные колпаки с мочальными гребнями и наклеить на них надписи – «се есть сатанино воинство». В таком виде повелено было водить их по улицам Новгорода на всеобщее посмеяние и в заключение всего сжечь на головах их шутовские колпаки, как бы взамен того полного сожжения, которого эти еретики вполне заслуживали по взгляду Геннадия. Все эти меры содействовали временному ослабление ереси, в особенности в новгородских пределах.
Но вот наступил и благополучно прошел 1492 год, к которому, как к последнему году седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 † 5508 7000 л.), в умах большинства русских было приурочено ожидание конца мира. Жидовствующие воспользовались этим суеверием, как доказательством несостоятельности христианства, и усилили свою пропаганду, которая, пользуясь поддержкой Курицына и Зосимы, особенно развилась в Москве. По их настоянию, великий князь и к самому Геннадию послал одного злого еретика, некоего Кассиана, назначив его настоятелем известного Юрьевского монастыря. Находясь в таких тяжелых обстоятельствах, Геннадий увидал что одними внешними мерами стеснения делу не поможешь, и решил перейти к другому, более действительному духовному оружию. Так как успех ереси жидовства зависел от полной необразованности не только простого народа, но и самого духовенства, от отсутствия даже полного списка Библии, от господства суеверий и пр. неустройств церковно религиозной жизни, то мы и видим, что Геннадий заботится об устранении всего этого: для борьбы с суеверным ожиданием близкого конца мира он на целых семьдесят лет продолжает пасхалию; для ознакомления с Библией он впервые собирает полный кодекс библейских книг (т. н. «Геннадиевская Библия» 1499 г.); для обличения жидовства он поручает перевести противоеврейские сочинения магистра Николая Демера и учителя Самойла евреина; наконец, для непосредственной научной полемики с ересью он вызывает к деятельности подчиненного ему архимандрита, знаменитого Иосифа Волоколамского, к которому с этого времени и переходить роль главного защитника православия и обличителя жидовства. Преподобный Иосиф, как человек весьма начитанный и умный, был достойным оппонентом ученых пропагандистов жидовства и написал против них 16 горячих, полемико-апологетических слов, которые впоследствии были соединены в одну книгу, под именем «Просветителя». Под влиянием обличительных посланий Иосифа был заподозрен в ереси и открыто уличен в пьянстве и разврате (содомизме) сам митрополит Зосима, который, избегая соборного осуждения, предпочел удалиться сам на покой 17 мая 1494 г. Но и после этого было одно время, когда еретики едва не захватили на Москве всей власти, – это именно произошло около 1498 г., когда при дворе стареющего князя взяла перевес партия Елены и ее сына Димитрия, поддерживаемая Курицыными, Ряполовскими, Патрикеевыми и др. приверженцами жидовства. Но вскоре эта партия попала в немилость и принуждена была уступить свое место партии великой княгини Софии и Василия, причем сторонники первой партии были частью казнены (Ряполовский), частью насильственно пострижены (Василий Патрикеев Вассиан Косой), а сама Елена и ее сын заточены. Эта придворная катастрофа была роковой и для самого жидовства: вместо прежней поддержки при дворе великого князя, оно стало испытывать преследования и гонения: соборы 1502, 1503 и 1504 гг. открыто высказались против жидовства, а последний из них, в заседании от 27 декабря 1504 г., приговорил даже главных виновников ереси к сожжению в деревянных клетках, что и было исполнено над дьяком Иваном Волком (братом умершего уже Федора Курицына), Димитрием Коноплевым, Ив. Максимовым, арх. Кассианом и др. Хотя самое жидовство после этого почти исчезло, но отголоски его еще долго звучали на Руси в спорах по разным пунктам (о казни еретиков и монастырских вотчинах) иосифлян и заволжских старцев, где протестующие нотки прежняя жидовства сказывались в оппозиции взглядам господствующей, иосифлянской партии. Ересь жидовствующих имела и прямой отпрыск в форме учения Феодосия Косого.
Сущность ереси и ученые взгляды на нее. Главный обличитель ереси жидовствующих пр. Иосиф Волокол. прямо и ясно говорит, что эго была, собственно, не христианская ересь, а совершенное «отступничество» от Христа, проповедь чистого жидовства. Жидовствующие, по его словам, отрицали догмат троичности, божество Иисуса Христа и всю вообще новозаветную историю, проповедуя, что Мессия еще не приходил и что нужно, следовательно, держаться лишь одного ветхозаветного Откровения. Отсюда, они вполне последовательно перешли к отрицанию всего новозаветного строя: не признавали Богородицы, святых, икон, мощей, постов, иерархии, монашества, христианских писаний и пр., относясь к всему этому крайне вольнодумно и кощунственно. Присутствие такого рационалистического вольномыслия дало основание некоторым ученым (Руднев – автор.«Истории ересей и расколов», 1838 г.) видеть в ереси жидовствующих своеобразную смесь чистого иудейства с христианским вольнодумством, в духе протестантского рационализма, Это, говорят, могло произойти тем удобнее и легче, что данная ересь возникла в пределах новгородских, т. е. смежных с Западной Европой, откуда легко могли быть занесены семена рационализма и к нам в Россию. Но, не говоря уже о том, что ко времени появления жидовства рационализм не успел еще окончательно сложиться и на самом Западе (Лютер выступил на проповедь лишь в 1517 г.), против такого предположения решительно говорит вся вышеизложенная сущность этой ереси, в которой ясно выражено полное и решительное отрицание христианства, что, конечно, ни в каком христианском исповедании быть не может. Судя же по тому, что здесь на место принципиально отвергнутого христианства ставилось ветхозаветное иудейство, ясно, что в нем именно и заключается основная сущность ереси, как, действительно, и смотрят на дело современные ученые авторитеты (преосвящ. Макарий и проф. E. Голубинский).
Но при таком взгляде на дело необходимо считаться еще с одним весьма серьезными затруднением, это именно с глубокой антипатией русских ко всему жидовскому, идущей еще от времен князя Владимира и не умирающей до сих пор. Как ни исключителен сам по себе факт доверия к проповеди жида Схарии, однако он неоспорим исторически, пусть даже Схария проповедовал бы и не чистое жидовство, а какой-то особый жидовский рационализм. Следовательно, затруднение допустить успех жидовской пропаганды остается в силе и при ином взгляде на ересь. Оно с большим успехом устраняется другим путем. Из анализа учения жидовствующих более или менее ясно, что они проповедовали не простое древнее иудейство, а позднейшее теософическое учение раввинов или так называемую каббалу. Каббала представляет собой смесь подлинного еврейства с философией Филона и различными фантастическими легендами в духе древневосточной мистики; она занималась вопросами о Боге, о мире духовном, о творении видимого мира, о небесных светилах и их влиянии на судьбу людей, о разных пророчествах и чудесах, так что производила впечатление какой-то высшей, таинственной науки, открытой лишь для посвященных. Таким, по-видимому, характером и отличалось учение самого Схарии, как это можно заключать о нем из отзыва Иосифа Волоколамского, что он «научен всякому злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию же и астрологии». Наше же образованное общество той эпохи воспитывалось, помимо церковной литературы, на различных Зодеях, Остронумеях, Альманахах, Люцидариусах. Рафлях и т. п. произведениях, наполненных суеверными баснями или астрологическими бреднями. Ясно, что каббалистическая проповедь Схарии как нельзя больше попадала в тон господствующему, передовому течению русской учености, чем и объясняется тот факт, что прозелитами этой ереси были преимущественно лучшие и наиболее просвещенные по тому времени люди. Таким образом, мнимонаучный, каббалистический характер новой жидовской ереси препобедил вековую антипатию русских к жидовству и открыл ему путь к влиянию па передовые умы общества.
В дальнейшей истории успеху ереси жидовствующих сильно способствовали различные, более или менее случайный условия. Во-первых, громадную услугу оказало ей то обстоятельство, что первыми прозелитами Схарии оказались два влиятельных священника и что вообще очень деятельное участие в этой ереси принимало духовенство, во главе даже с митрополитом. Сам Схария, совратив двух попов – Дионисия и Алексия, передает в их руки все дело пропаганды и мудро исчезает, чтобы своим жидовством не тормозить успеха пропаганды русских, совращенных им, священников. При том громадном уважении, какое питала наша древняя Русь к своему духовенству, естественно, что проповедь жидовства, исходившая из уст священников, да еще влиятельных, не могла остаться без серьезного успеха. Другим, весьма благоприятным для ереси обстоятельным послужило напрасное ожидание кончины мира, имевшее место как раз во время первого осуждения ереси. Воспользовавшись простодушным суеверием русских, действительно ждавших конца мира по истечении седьмой тысячи лет, еретики с особенным злорадством указывали на факт обманчивости этих ожиданий, делая отсюда ложные выводы о несостоятельности православия и правильности своего критического к нему отношения. А важно было, конечно, заронить только зерно сомнения, чтобы оно со временем разрослось до полной критики всего церковно-догматического строя, в духе основных начал жидовства. Наконец, третьим весьма немаловажным условием успеха ереси жидовствующих явилось то, что она свила себе прочное гнездо на Москве при дворе самого великого князя, завербовав в число своих последователей «самого влиятельного человека при Иоанне ІІІ, дьяка Федора Курицына, и целую партию сторонников жены наследника престола Иоанна младшего – Елены и ее сына Димитрия. Вот почему, в частности, мы и видим, что, пока жив был дьяк Федор Курицын и в силе была партия Елены, до тех пор все сходило с рук еретикам и даже самые соборные наказания приводились в исполнение «с крайней ослабой», на которую и жалуется еще новгородский владыка Геннадий. Но стоило только этой придворной партии потерять свое влияние и попасть в немилость, как тотчас же началось и другое отношение к ереси: она резко и неоднократно осуждается, а последователей ее подвергают всевозможным преследованиям и даже смертной казни. В заключение всего, необходимо постоянно помнить, что ересь жидовствующих имела у нас две основных формы: откровенное, чистое жидовство и христианское вольномыслие, лишь тронутое жидовством. Как большое и сильное движение в русском обществе, ересь имела весьма важное и положительное значение: она дала сильный возбудительный толчок русскому просвещению, открыла глаза на господство невежества и суеверия, пробудила нужду в более серьезном образовании, привела к систематизации первого полного списка Библии, выдвинула некоторые весьма важные новые вопросы (о казни еретиков, о принятии кающихся и пр.) и вызвала на свет Божий появление нашего первого полемико-догматического трактата – «Просветителя».
Ересь жидовствующих
Отрывок из лекции «Антисистемы». Москва. 2004.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2015.
Что же происходит конкретно в 70-е годы, может быть, в самом конце 60-х и в начале 70-х в Новгороде? Происходит вот что. Новгородцы, прежде всего боярская аристократия, испытывая постоянное давление со стороны Московского великого князя и тяготясь, естественно, этим давлением, пытаются сначала сменить церковную власть. Напоминаю вам (мы этот материал проходили), что тогда, в конце XV века в Москве был автокефальный митрополит, и его независимость от Константинопольского патриарха уже признали на Востоке, признали восточные православные, а в Киеве был другой митрополит, то есть литовский митрополит, который вернулся в подчинение Константинопольскому патриарху. После упразднения Унии Константинопольский патриарх более униатом не был. Унию они разорвали, после того как турки на них свалились. Скончался святитель Иона Новгородский, последний архиепископ вольного Новгорода. Предстояли выборы. Потому была совершенно прекрасная возможность. Новгород соблюдал древнюю традицию, восстановленную в 1917 году при избрании святителя Тихона, и с тех пор больше не применявшуюся, что очень интересно. Согласно этой традиции собор, да еще в два тура избирает трех кандидатов на патриаршество. А дальше, после совершения литургии и специального молебна схимник вынимает жребий из ларца, то есть, окончательный выбор остается на волю Божью. И, кстати сказать, это совсем не шутка, это очень оправдано, потому что когда восстанавливали патриаршество, по числу голосов во втором туре Тихон был третьим, на него меньше всего подали голосов, но Господь решил иначе. И потом знаменитый митрополит Антоний Храповицкий, который набрал больше всех голосов, сказал: «То было чудо, потому что я бы не справился на месте Тихона». А был Антоний весьма знаменитый, достойный иерарх.
Как только наметилась угроза со стороны Иоанна Третьего, Киевский и Новгородский князь сбежал обратно, сбежал в Литву, пообещал быстро вернуться, и не вернулся. Он просто испугался. А новгородские войска были разбиты в сражении на реке Шелони, одном из притоков Ильменя. И сейчас существует речка Шелонь, только теперь по ней в ладьях уже не походишь, все реки северо-запада жутко обмелели.
То не было присоединение Новгорода, не была победа полная. Иван только производил впечатление. Четырех неосторожных новгородцев, которые приняли московские пожалования в свое время, казнили, многих увезли в плен в Москву, в заточение. Зацепка, крючочек такой был — я тебя боярином московским пожаловал, а ты благодарил, и теперь ты мой боярин, и я тебя буду судить и казнить как изменника, что и было сделано. Через несколько месяцев всех отпустили. Иван произвел впечатление, он никогда не делал ничего лишнего. Новгороду пришлось откупаться землями в пользу великого князя и другими подарками немалыми, в том числе за счет Дома святой Софии, то есть огромных владений епископа Новгородского.
Вот в этой-то неразберихе и оказались несколько, по традиции семеро основателей секты, о которой мы говорим, семеро ученых старцев иудеев. Возможно эта цифра легендарная, условная, потому что точно мы знаем, что был один Схария или Захария, что одно и то же, а были ли остальные, мы не знаем. Основав свой кружок, Схария исчез, скорее всего, просто уехал обратно в Литву. Вот так в этих бурных событиях, когда Новгород воюет с Москвой, было положено начало «ереси жидовствующих». Название условно. Во-первых, не очень жидовствующих, точнее, жидовствующих, но не только. Во-вторых, не ересь, конечно. Разумеется, не ересь, потому что ересью мы называем уклонение от вероучения. Еретик во всех отношениях православный христианин, а в чем-то одном нет. Так обычно возникают ереси. А здесь мы имели дело с законспирированной шайкой, имевшей далеко идущие планы искажать, засорять вероучение и русскую культуру, с ним связанную.
Еще раз вернемся к принципу разрешенности лжи. Прежде у нас были ереси. Например, были стригольники. От них ничего не осталось, мы изучаем стригольничество только по обличительной православной литературе, прежде всего по посланиям митрополита святителя Фотия Московского и святителя Стефана Великопермского. А вот от кружка жидовствующих, в отличие от более ранних ересей, мы имеем не только великолепную книгу Иосифа Волоцкого «Просветитель», но также их собственные сочинения.
И вот что особенно интересного попало к нам из этого кружка. Во-первых, попала Библия (Ветхий завет), переведенная по древнееврейскому масоретскому тексту. На фронтисписе ссылка на то, что книга издана благословением митрополита Филиппа. Разумеется, не второй Филипп, которого мы все знаем, священномученик времен Ивана Четвертого. Это митрополит Филипп Первый, который к тому моменту скончался и благословить ничего не мог. Кроме того, совершенно очевидно, что ни один митрополит не решился бы без созыва собора на такое серьезное деяние, как изменение textus receptus — принятого текста. Имя усопшего митрополита было чрезвычайно удобно, он уже ничего не опровергнет, он не может возмутиться и сказать: «Я вам благословения не давал». Вот сейчас ситуация повторяется. Умирает всероссийский известный батюшка с острова Завет, и тут же выясняется, что он был большим почитателем «несомненно святого» Ивана Четвертого и даже о Распутине хорошо говорил. Но почему-то это выясняется тогда, когда он скончался. Таким образом, это был подлог, агентурное издание.
Но вторая книга, которая от них дошла, еще интереснее. Это Псалтырь. Организована она так, как обычно организована православная славянская Псалтырь, то есть поделена на кафизмы и славы. Потому все знакомо, человек еле грамотный и не ученый распознает, увидит Псалтырь. Все начинается в ней, как положено. Затем вторая страница, третья страница, а затем между псалмами появляются тексты, совершенно иного происхождения, одни синагогального использования, другие, видимо, сочинены в самом этом кружке жидовствующих. Есть еще их сочинения оккультистского свойства.
Почему ересь жидовствующих не ересь, я объяснил. Кстати, это прекрасно понимал Иосиф Волоцкий. Преподобный заявляет в «Просветителе»: «Это не ересь, а прямое отступничество». Термина «антисистема» в XV веке еще не было. Иосиф как раз детально знал эту публику, он главный обличитель. А почему не просто жидовствующих, то есть иудействующих. Если бы то было стремление перетащить как можно больше русских людей в талмудический иудаизм, то была бы конкурентная борьба. Думаю, их призвали бы к порядку, потому что Мономахова норма все-таки не нарушалась, иудеям жить в великорусских землях было запрещено. То могло бы кончиться отпадением только единиц. Ну, чем особенным можно соблазнить для перехода в талмудический иудаизм? Тем, что лишаешься Нагорной проповеди, причащения. Цель была совсем не в том, чтобы сделать христиан иудеями, а испортить их как христиан.
Как я уже говорил, они были оккультисты, они поколдовывали. И для продвинутых учеников в этом было вероятно нечто привлекательное. Академик Лихачев был прав. Он написал в их оправдание, что в сущности этот новгородский кружок был типично ренессансный ученый кружок. Он прав, но только дело в том, что в Западной Европе в Средние века колдовали редко и мало, а в эпоху Возрождения — много и со вкусом. Да, это ренессансный кружок, вполне оккультистский и антихристианский.
Кроме того, обратим внимание вот еще на что. Они уделяли много внимания толкованию Священного Писания. На тайных собраниях они хулили Троицу и Святой Крест, они отвергали тринитарный догмат и отвергали Крест. И вот интересно, как достойно ответили русские люди на появление такой проповеди, если можно это назвать проповедью. Ответили в архитектурных формах. Долгое время не было, а тут появились трехглавые храмы, появились храмы с крещатым (крестчатым) сводом (чисто наша, русская разработка конца XV века), храмы с крестообразным сводом без столпов. Две такие церкви стоят в Москве. Одна обычно закрыта, но когда-нибудь она же бывает открыта. Это Трифон в Напрудной слободе возле Рижского вокзала, очень красивенький храм. А второй всем известен, он часто открыт днем, целый день, это церковь Зачатия Анны в Углу Китай-города. Это единственная маленькая церковь на Набережной у гостиницы «Россия». Есть еще в Ростове, в Коломне, в Подмосковье. Вот эти храмы появляются как раз тогда. Ах, вы осмелились поносить Крест! Тогда мы вам сделаем его пространственным, в храме над головой у вас будет зримый образ креста. Это очень интересно. Вот собственно что произошло.
Появление этой секты вызвало церковные споры, вызвало церковные соборы, о которых я уже говорил, и полемику о монастырском землевладении. Я просто хотел выделить историю жидовствующих отдельно. В итоге то дало избавление от антисистемы. Это не гарантия на будущее, разумеется. Следующая антисистема будет совершенно не похожа на первую. Это опричнина.
В обоих случаях можно видеть весьма печальное подтверждение того факта, что все хорошо известные антисистемы были уничтожены только мечом, только военной силой, практически все.
Тамплиеров перебили. Те, которые остались за Пиренеями, в Испании и Португалии, вероятно, никакого отношения к этому кружку не имели, они там сражались с маврами, им хватало своей работы.
Ассасины. Казалось бы, ничего нельзя было сделать с ассасинами. Но наступил XIII век, появились монголы. И «Старец Горы», разумеется, отдал приказ. Ассасин бросился исполнять и зарезал видного монгольского военачальника. Они не учли только одного, монголы были твердо убеждены в том, что их убивать нельзя. И хотя крепости ассасинов считались неприступными, они все были взяты, и недорезанных при штурмах ассасинов побросали в пропасть с башен. Ассасинов вообще не стало.
Ересь жидовствующих была почти уничтожена. Правда, казнили только четырех человек. Приговор 1504 года. Всех остальных разослали по монастырям под строгое начало. Подозреваю, что оттуда они уже не могли разлагать русский народ. Все ядро опричнины было перебито, тоже уничтожено, притом самим Иваном. Видимо, оно даже для него становилось опасным. Можно привести также другие примеры.
Если того не делать, а решиться на такое кровопускание трудно, особенно христианам, то антисистема остается, но в благоприятных условиях она сжимается в капсулу, капсулируется. Были манихеи, я упоминал их. Иранские власти про манихеев поняли все, потому истребляли их физически, поголовно. Самого Мани сожгли. Римские власти все-таки становились уже христианскими, потому перебить всех манихеев было как-то немилосердно, но Рим тоже умел работать. Он их в бараний рог сгибал, имущество конфисковал, запрещал городские должности занимать, преподавать, служить в легионе. У государства есть и другие средства. И заметьте, манихеи совершенно исчезают из источников, около двух веков их нету. А потом, в конце IX века они вдруг начинают вылезать отовсюду, как поганые тараканы из щелей. Секты были, правда, разные, но у всех прослеживается манихейский хвостик. Каким образом? Книжечку где-нибудь закопали? Нет, конечно. Ну, какой историк обнаружит следы трех-четырех человек, которые злобствуют и ненавидят Божий мир, сидя на кухне? В источниках же ничего не будет. То есть, антисистема сжимается до крошечных кружков, до тех пор, пока не приходит время распрямиться.
Что было в начале XIX века, в начале царствования Александра Первого? Второй раз уже в русской истории вышел указ, запрещающий служащим людям принадлежать к тайным обществам (к ложам, понятно). Всех офицеров и чиновников обязали дать слово, что они того не сделают. Что происходит тут же, немедленно? Мастера стула, то есть руководители низших лож объявляют молчание: в ложе никогда не состоял, с братьями никаких отношений не поддерживал, все, что было, не стало. Так что они сжимаются, или их уничтожают.
Мы с вами можем отметить, Россия и русский народ успешно справились с жидовствующими и с опричниками. Не совсем, правда. Самые неудачный, может быть, государь в нашей истории, полностью профессионально непригодный в качестве царя и низложенный за то земским собором, князь Василий Иванович Шуйский вообще-то в юности был опричником. Об этом со временем забыли. Таким образом, мы видим и позитивные следы пребывания антисистемы жидовствующих в России. Как это может быть? Очень просто. Если бы не необходимость отвечать еретикам своей эпохи, Блаженный Августин не написал бы «О граде Божьем». Времени бы у него не было, был бы занят другими делами. А у нас вот новые типы храмов появились, мы всерьез начали заботиться о нравственной проповеди, о воспитании, о просвещении. Это блестящая эпоха Ивана Третьего, и она продолжается при Василии Третьем.