Эрмитаж главный штаб что представлено
Главный штаб Эрмитажа
Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге располагается напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади. Восточное крыло здания занимает выставочные помещения Эрмитажа. Просторные залы по праву считаются одними из лучших архитектурных произведений в стиле ампир. Главный штаб Эрмитажа имеет меньшую популярность, чем, например, Зимний дворец, поэтому гости могут увидеть музейные коллекции без огромных очередей и в спокойной обстановке.
История
Идея перестройки площади перед Зимним дворцом появилась в 1819 году, в период строительства здания Главного Адмиралтейства. Появилось несколько проектов, и для их рассмотрения была собрана комиссия, куда также вошел знаменитый архитектор Карл Росси. Вскоре, в этом же году, были начаты строительные работы. Сначала было реконструировано западное крыло, куда вошли уже существующие дома с отделкой из серого гранита.
Строительство Главного штаба заняло 10 лет, а началось оно в 1820 году. Руководил проектом Карл Росси. За эти годы были спроектированы два крыла здания, а соединили их триумфальной аркой, строительство которой приурочили к победе в войне 1812 года.
Долгое время, вплоть до 1993 года, корпусы Главного штаба использовались государственными ведомствами и министерствами. Здание серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, однако, уже к середине XX века внешний облик был восстановлен. В 1993 году восточное крыло было передано Эрмитажу.
Главный штаб Эрмитажа в 1942 году
В 2008 году началась масштабная реконструкция корпусов Главного штаба, которая продолжалась 6 лет. Ее целью было как реконструкция оригинальной архитектуры и интерьеров, так и подготовка здания к размещению музейных экспонатов. К 250-летнему юбилею Эрмитажа Главный штаб был отреставрирован и открыл свои двери для посетителей.
Архитектура
Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.
Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки. Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.
Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.
Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.
Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.
Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья Главного штаба кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.
Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.
В проходе арки Главного штаба висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.
Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)
Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.
Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.
Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь.
России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций. Департаменты, размещавшиеся в Главном штабе, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.
Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.
Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы, а экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали принимать посетителей.
Арка Главного штаба
Выделяющаяся и самая узнаваемая часть Главного штаба – центральная триумфальная арка. На самом деле это ансамбль, состоящий из трех арок, соединенных друг с другом. Первая – венчает вход на Дворцовую площадь, вторая располагается сразу за ней. Третья стала необычным архитектурным решение Росси – это арка, стоящая под углом. Это было сделано для того, чтобы поменять линию Большой Морской улицы, и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. Как только строительство было завершено, арка Главного штаба стала центральным входом на Дворцовую площадь.
Росси спроектировал арку так, чтобы она расположилась точно напротив въезда в Зимний дворец. На этой прямой линии через некоторое время установили Александровскую колонну. Вид на Дворцовую площадь, который открывается через Триумфальную арку – один из самых живописных.
Панорама Главного штаба: вид на арку музея
Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Для оформления архитектор использовал классические античные мотивы. Венчает Триумфальную арку летящая колесница 10-метровой богини Ники, а воины в доспехах сдерживают 3-метровых мчащихся коней. Присмотревшись к декоративным элементам Главного штаба, можно увидеть и другие украшения, напоминающих о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, лавровые венки с пальмовыми ветвями, трофеи и многое другое. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров.
Изначально Николай I планировал установить памятник Петру I в центре Дворцовой площади, после того, как все строительные работы будут завершены. Карл Росси отговорил его, убедив продолжить архитектурную композицию монументами в честь Отечественной войны 1812 года.
Восточное крыло – выставочный комплекс Государственного Эрмитажа
Восточное крыло Главного штаба перешло в распоряжение музея в 1993 году. Долгое время Оно использовалось только для административных нужд, но в 2008 году была начата большая реконструкция, целью которой было адаптация пространств для выставочной деятельности. Длилась она 6 лет, и в 2014 году, в честь 250-летнего юбилея Эрмитажа, обновленное здание Главного штаба открыло двери для гостей.
Реставраторы сберегли все исторические детали и интерьеры, дополнив их современными решениями. 26 печей было отремонтировано, квартира графа Нессельроде была полностью восстановлена.
Квартира графа Нессельроде в Главном штабе
В Главном штабе, впервые в России, были использованы световые ловушки. Они обеспечивают пространство светом, который полностью безопасен для произведений искусства.
Пространство было объединено атриумами – внутренними дворами со стеклянными потолками, а между выставочными залами оборудованы стеклянные мосты. Чтобы сохранить традиционный для Эрмитажа принцип анфилад, музейные помещения Главного штаба организовали таким же образом. Они составляют три анфиладные линии.
Выставки в музее Главного штаба Эрмитажа
Музейный комплекс Главного штаба состоит из четырех этажей. Главные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую, Певческую и Речную. Все они названы в честь мест, вдоль которых проходят. Дополняет их Большая анфилада внутренних дворов со стеклянными крышами.
На первом этаже Главного штаба размещаются билетные кассы, гардероб, магазин, кафе и лекторий.
На втором этаже расположены 4 выставки, посвященных Министерству финансов Российской империи, искусству эпохи модерна и африканских народов, итальянской скульптуре XX века. Здесь посетители могут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства XIX и XX веков.
На третьем этаже находятся 6 экспозиций: «Под знаком орла. Искусство ампира», музей Российской гвардии, залы памяти Карла Фаберже, а также выставки, посвященные французскому и западноевропейскому искусству XIX века, а также Министерству иностранных дел Российской империи. В залах третьего этажа хранятся работы Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных художников и живописцев. Особо ценные экспонаты – личные вещи Петра Великого, например, его мундир.
Выставка импрессионистов в Главном штабе
Четвертый этаж отведен экспонатам из коллекции французской живописи, и мировой живописи XX века. Работы Огюста Родена выставлены сразу в двух залах. Здесь же располагается Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, и выставка знаменитых работ импрессионистов и постимпрессионистов. Гости могут увидеть картины кисти Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сезанна и Сислея.
Адрес и как добраться
Главный штаб Эрмитажа располагается по адресу — Дворцовая площадь, дом 6/8. Вход в музей расположен с левой стороны от аркой со стороны площади, под балконом.
Остановки общественного транспорта: «Ул. Малая Морская», «Пр. Невский», «Станция метро Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», автобусы № 7, 24, 191, троллейбусы № 1, 7, 10, 11, 17.
Главный Штаб Государственного Эрмитажа
Режим работы Главного Штаба:
Выходной день – понедельник
Посещение осуществляется по разработанному музеем маршруту по сеансам каждые 30 минут.
В постоянной экспозиции Главного Штаба представлены произведения импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы «Наби», а также работы А. Матисса, П. Пикассо и других мастеров XX века.
Также в Главном штабе размещены постоянные экспозиции, посвященные истории Министерства финансов и Министерства иностранных дел с 1830-го по 1918 гг.
На 3 этаже можно посетить Музей российской гвардии, где собраны драгоценные реликвии, сохраненные потомками российских офицеров и вернувшихся в Россию после долгого пребывания за ее границами.
На территории Главного Штаба действуют Лекторий, Молодежный центр и библиотека по искусству.
Главный Штаб Государственного Эрмитажа запись закреплена
Воронцов активно проявил себя на службе ещё при императрице Екатерине II. В 1773 году императрица произвела его в чин тайного советника и назначила президентом коммерц-коллегии и сенатором.
8 сентября 1802 года император Александр I издал манифест «Об учреждении министерств». Одновременно с учреждением министерств, министром и государственным канцлером был назначен граф Воронцов. (На момент учреждения министерства иностранных дел восточное крыло Главного штаба еще не было построено. До 1828 года министерство занимало здание на Английской набережной.)
Фамилия Воронцовых не единожды оставила след в истории международных отношений Российской империи.
Изображение: Неизвестный художник. Портрет Александра Романовича Воронцова. XVIII век (?). Масло, холст. Инв. Ж-243. ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник».
Главный Штаб Государственного Эрмитажа запись закреплена
Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция церкви Благоверного князя Александра Невского в Главном штабе
26 мая 2021 года в Государственном Эрмитаже открылась постоянная экспозиция церкви Благоверного князя Александра Невского, расположенная в Восточном крыле Главного штаба.
Показать полностью.
В открытии приняли участии Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга, Сергей Степашин, президент российского книжного союза, Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству, и Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
В честь этого события прошёл торжественный молебен, который провели наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий и настоятель Князь-Владимирского собора и храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Владимир Сорокин. Александр Беглов вручил епископу Назарию две иконы с образом святого Александра Невского, одну из икон владыка передал в Государственный Эрмитаж.
В 1827 году, после того как здание Главного штаба на Дворцовой площади было возведено, Николай I принял решение о создании там домовой церкви святого Благоверного князя Александра Невского. Проект размещения и внутреннего убранства церкви выполнил архитектор здания Карл Росси. В создании живописного убранства церкви принимал участие итальянский художник Антонио Виги.
В XX столетии храм постигла судьба сотен сооружений культового зодчества, разоренных или уничтоженных по указу советского правительства. Домовую министерскую церковь закрыли сразу после Октябрьской революции 1917 года. Часть ее имущества эвакуировали в Кирилло-Белозерский монастырь, другая поступила на хранение в Александро-Невскую лавру. Алтарная часть и иконостас были утрачены.
После передачи Восточного крыла здания Главного штаба в ведение Государственного Эрмитажа в 1988 году была проведена масштабная реставрация всех помещений здания. Работы по восстановлению первоначального интерьера и отделки стен Александровской домовой церкви завершились к лету 2002 года. Сегодня посетители смогут увидеть один из замечательных примеров храмового убранства, созданного в стиле позднего ампира гением зодчего Росси.
На экспозиции церкви Благоверного князя Александра Невского в Главном штабе представлены четырнадцать памятников русского церковного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, созданные в первой четверти XIX века – в эпоху правления Александра I. Часть произведений непосредственно связана с событиями Отечественной войны 1812 года.
Центральное место занимают предметы, относящиеся к походной церкви Александра I, которая сопровождала императора во время Отечественной войны 1812 года и заграничной кампании 1813–1814 годов. От первой походной церкви сохранился литургический прибор, который представлен на экспозиции. Эскизы к нему в 1812 году разработал архитектор Андрей Воронихин. Исполнение было поручено мастеру Акселю Гедлунду, состоявшему с 1799 года в иностранном цехе Санкт-Петербурга. Литургический прибор использовался не только при традиционных службах, но и в благодарственных богослужениях, проводимых во многих освобожденных городах Европы, подчас, и прямо на полях битвы при молебнах за ниспослание победы.
После своего победоносного возвращения Александр I заказал четыре походных иконостаса живописцу Василю Шебуеву, а первую походную церковь передал в губернаторский дворец в Вильно (памятник не сохранился). Посетители смогут увидеть иконостас, выполненный Василием Шебуевым около 1816. года. Его программа полностью повторяет иконографический замысел первой походной церкви и имеет то же посвящение – благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю Александра I. Экспонируемый иконостас ранее именовался «придворно-походным»: его устанавливали в личных покоях императора Александра I в Зимнем дворце – конструкция легко демонтировалась и переносилась из одного помещения в другое. После смерти Александра I иконостас перевезли в Александровский дворец Царского села. Когда членам императорской фамилии требовалось место для уединенных молитв, он размещался в Малиновой гостиной, превращенной во временную домовую церковь. На протяжении десятилетий у походного Александровского иконостаса происходило немало важных событий в жизни царской семьи, что делает его не только значимыми произведением искусства, но и уникальным памятником истории.
Куратор экспозиции – Анна Петровна Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Главный штаб Эрмитажа: архитектура и основные экспозиции
Культовый музей, известный на весь мир, располагает богатой коллекцией произведений искусства, исторических находок, драгоценностей и предметов царского быта. В его комплекс входят 6 зданий, а завершает ансамбль парадных корпусов Главный штаб.
Приобретайте билеты в Эрмитаж заранее, чтобы избежать очередей на входе в музей.
.
Располагается достопримечательность в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Главный штаб находится в восточном крыле музейного комплекса и охватывает территорию от речки Мойки до Невского проспекта. Здание штаба признано одним из лучших архитектурных произведений, выполненных в стиле ампир.
История строительства
Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.
До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.
Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.
Архитектура
Ансамбль штаба включает в себя два корпуса, которые соединяет арка. Протяженность всего строения занимает более 580 метров. Стилистика архитектурного комплекса относится к ампиру и отличается гармоничным сочетанием классики и современных направлений.
Ключевым элементом сооружения считается центральная арка, символизирующая триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года. Она украшена скульптурами греческих божеств и героев. Вершина арки увенчана статуей богини победы Славы, окруженной воинами и упряжкой с лошадьми. В одной руке у нее можно увидеть лавровый венок, а в другой восседает двуглавый орел. Поддерживается барельеф тонкими мраморными колоннами.
Еще одна архитектурная доминанта Генерального штаба – парадная лестница, которая встречает гостей. Ее массивные пролеты подчеркивают грандиозность и торжественность сооружения.
Главный штаб в музее Эрмитаж: основные залы
Помещения с экспозициями включают в себя 3 линии. Первая располагается вдоль Дворцовой площади, вторая простирается по Певческому проезду, третья локализируется вдоль набережной речки Мойка. В ансамбль Главного штаба также входят центральные внутренние дворики-атриумы. В залах ансамбля можно увидеть как постоянные экспозиции, так и временные выставки.
Данная часть музейного комплекса располагает 4 этажами, где размещаются картины зарубежных и русских художников. Первый этаж Главного штаба отведен для служебных помещений, магазинов, гардероба и лектория. На втором вы найдете выставку, посвященную Министерству финансов России, и несколько залов с предметами искусства народов Африки. Не забудьте заглянуть во внутренний двор, где выставлена интересная скульптура.
Наибольший интерес представляют 3 и 4 этажи. Здесь находится экспозиция с европейской живописью 19 века, работает Музей Гвардии, размещена известная коллекция Фаберже. В отдельной части 3 этажа можно прогуляться по парадным залам министерства. На четвертом этаже вы найдете помещения с работами импрессионистов и постимпрессионистов, холлы, посвященные мировой живописи 20 века, а также художникам различных школ и направлений. Отдельного внимания заслуживают персональные выставки легендарных творцов: Ван Гога, Ренуара, Гогена, Моне, Пикассо, Кандинского.
Самые интересные залы Главного штаба: фото и описание
Выставка импрессионистов
Полотна известных живописцев выставлены на 4 этаже, в галерее «Щукина и братьев Морозовых». Ранее большая часть залов принадлежала Зимнему дворцу. В первом холле вы обнаружите работы Клода Моне. Здесь выставлено 8 известных работ художника. Следующий зал радует посетителей изображениями грациозных танцовщиц, принадлежащих Эдгару Дегу. Далее вы увидите собрание натюрмортов Анри Фантена-Латура, полотна Писсаро и Сислея.
Два зала постоянной экспозиции занимают портреты Огюста Ренуара, выполненные в лучших традициях импрессионизма. Рядом располагаются полотна Поля Сезанна, передающие легкий и выразительный стиль мастера. Среди многочисленных работ наиболее известными считаются натюрморты с яблоками, городские пейзажи и зарисовки зеленых улочек.
В целом, из самых известных работ экспозиция импрессионистов насчитывает 8 полотен Клода Моне, 6 работ Ренуара, 15 произведений Гогена, 4 картины Ван Гога, по 37 шедевров Пикассо и Матисса и 9 скульптур Родена. Познакомьтесь поближе с французским импрессионизмом на экскурсии по Главному штабу вместе с искусствоведом.
Огромный вклад в собрание картин сделали коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. Щукин часто путешествовал по Парижу, где приобретал картины известных творцов для своего особняка. После смерти он завещал городскому музею всю коллекцию, насчитывающую 225 произведений искусства французских художников. От Морозова в Эрмитаж перешло более 30 работ Боннара и серия картин Мориса Дени.
Залы, посвященные Карлу Фаберже
В 2015 году в здании Главного штаба открылась галерея в честь Фаберже, основателя легендарной ювелирной компании 19-20 века. В двух помещениях размещается 110 образцов прикладного искусства. В список самых ценных экспонатов входит копия Императорских регалий, огромные часы из серебра, которые были подарены на годовщину свадьбы Александра Третьего и Марии Федоровны, а также часы Ротшильда, выполненные в форме яйца.
В коллекции Фаберже вы увидите множество диковинных предметов: хрустальные блюдца, наборы сервизов, вазоны, портсигары, букеты цветов, изготовленные из разных металлических сплавов.
Зал русских художников
Богатством картин, выполненных в разнообразных стилях и жанрах, отличается зал русской живописи. Он включает более 3000 полотен, написанных живописцами 18-20 века. Большую часть галереи составляют портреты военных и церковных деятелей, чиновников, купцов, дворянских родов и помещиков. Собрание представлено как известными, так и малоизвестными художниками. Среди них вы найдете Ивана Никитина, Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Андрея Матвеева, Алексея Егорова, Илью Репина, Леонида Пастернака.
В выставку также входят натюрморты, пейзажи, анималистическая и бытовая живопись, полотна, изображающие разные исторические события. Кроме русских художников, на стенах галереи можно найти работы живописцев из других стран, которые творили свои шедевры в России.
Музей Гвардии
Огромную часть экспозиции занимают мундиры полков, военные костюмы, головные уборы, декоративные предметы для военных церемоний. Отдельный интерес у посетителей вызывает зал, где хранятся драгоценные реликвии.
Экспозиция, посвященная Министерству финансов
Выставка была открыта в 1016 году и сегодня располагает тремя отреставрированными залами. В них размещается коллекция редких монет и медалей, бюсты политических деятелей, работы художника Батиста Скотти.
Обратите внимание. Первоначально Главный штаб строился для двух министерств России. В них проводились светские приемы и встречи с иностранными послами. После реставрации кабинеты решили превратить в постоянные экспозиции.
Кроме постоянных коллекций на территории Главного штаба в определенные дни можно посетить временные выставки с работами современных художников. Учтите, что во всех залах разрешено фотографироваться на фоне экспонатов.
Насладиться величием Главного штаба, а также других зданий Эрмитажа можно, заказав экскурсию с гидом по залам музея на портале «Спутник». На выбор представлены входные билеты без очередей, обзорные экскурсии по главным экспозициям, а также прогулки с гидом по залам, посвященным французскому импрессионизму и постимпрессионизму. Заказать билет можно прямо на сайте либо в офисах Санкт-Петербурга.
Если вам интересна история и достопримечательности всей Северной столицы, то рекомендуем перейти в наш раздел с экскурсиями по Петербургу.