Эскейп рум что это
Мир в фотографиях
Что такое Эксейп-Рум (Real-Life Room Escape)? Это интеллектуальная игра, в которой игроки запираются в помещении и из которого им нужно выбраться за определенное количество времени. Люди ищут предметы, решают головоломки. Бывают «Эскейп-Румы» с сюжетом. Иногда, детективным, иногда каким-то другим. Порой создаётся целый мир со своей необычной атмосферой. Изначально, идея о таких «Живых» квестах пришла поклонникам браузерных компьютерных квестов вроде Crimson Room. Такие игры были популярны в начале 2000-х годов. Эксейп-румы одновременно появились во многих странах Европы и Азии. В Японии, Гонконге и Китае первые открылись ещё в 2007-ом. Впоследствии они появились и в России, а также в Эстонии, Украине, Белоруссии и Казахстане.
Сегодня «Эксейп-Румы» в России есть практически во всех крупных городах. Их разнообразие велико. Кроме того, постоянно открываются все новые и новые. У нас этот жанр называется иначе, «Квесты в Реальности». Их популярность растёт день ото дня. Изначально в 2014-ом году их открывала компания «Клаустрофобия». Первые две игровые комнаты в Москве появились в 2014-ом году в творческом кластере «Art Play на Яузе». Артемий Лебедев очень положительно отозвался о них. Начался рост популярности по всей стране.
Идея стала массовой после появления первых каталогов о «квест-комнатах» в Москве и Санкт-Петербурге, а также после того, как тема была освещена в СМИ. В Москве открыты сотни игровых комнат, а франшизы продаются за пределы России.
В Казахстане «Эскейп-Румы» называются «Квест-Комнаты». В основном в этой стране они развиваются благодаря зарубежным франшизам и открытию иностранных филиалов. Одним из первых и самых популярных является квест «Под Замком». Есть и маленькие компании, вроде Panteon Quest, One2Free, Quest.KZ, которые также пользуются высокой популярностью. Сегодня в Алмате более 20 таких заведений.
Что касается Украины, то о квест комнатах в этой стране можно почитать на сайте questium.com.ua.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Эскейп-рум. Взгляд изнутри
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Строчка из одноименного стихотворения Иосифа Бродского сегодня бродит по Сети, находя самые разные, порой неожиданные интерпретации – от саркастического взгляда на «кухонных» идеологов прошлого (а теперь уже и настоящего) до культа личного одиночества, фактически социопатии. Воспользуемся и мы этой цитатой, чтобы посмотреть, как она начнет «играть» аb absurdo. Речь пойдет об эскейп-румах. Откуда это иноязычное слово взялось в русском языке и каков его смысл? Перевод каждого из его частей означает соответственно “побег, выход” и “комната”. Намек ясен. Теперь обратимся к истории самого предмета.
Жанр компьютерных игр escape the room как разновидность жанра quest возник и стал популярен в первой половине нулевых. Обилие брызг той волны и сегодня можно найти на просторах Интернета в виде олдскульных онлайн флеш-игр на полчаса. Каждую из них сопровождает краткая история: что же случилось с персонажем, за которого предлагается играть от первого лица, как он очутился в том или ином помещении, почему его заперли, кто его преследует и так далее. Выход всем предлагается один – дверь, которую необходимо открыть, решая логические задачки, проявляя смекалку, внимание, а еще – остроумие и умение мыслить нестандартно.
Падение интереса к компьютерным побегам из комнат, тюремных камер, больничных палат, гаражей, чужих квартир и подобных помещений породило идею перенести игру в реальность. Так в 2007 году возник жанр real-life room escape, то есть побег из комнаты в реальном мире или, говоря не совсем по-русски, эскейп-рум, с которого мы и начали разговор. В Россию, кстати сказать, развлечение пришло не так давно: всего пять лет назад, а широкое распространение получило и того позже.
Эта интеллектуальная игра находит множественные воплощения и интерпретации, которые зависят от фантазии, профессионализма и толики здорового безумия ее разработчиков. Традиционно поломать голову над цепью заданий, приводящих к открытой двери, предлагается командам от двух до пяти человек, хотя эти ограничения не так уж строги: отдельные локации можно проходить и многочисленной компанией, и в полном одиночестве, как, например, квесты для одного. Еще одно обязательное условие: ограничение по времени – обычно игрокам дается только час. Именно соответствие этому регламенту определяет, пройден квест или нет.
Отдельное внимание стоит уделить еще одной характеристике эскейп-румов, которую практически невозможно кодифицировать или просчитать; ее можно только ощущать и описать в надежде ничего не упустить. Атмосферность.
Сложно сказать, какие составляющие делают квест захватывающим и интересным и что позволяет игроку действительно «отключиться» от его реальности и перенестись в реальность игровую. По всей видимости, это и тщательно проработанный сюжет, исключающий логические нестыковки и не раскрытые до конца линии повествования. Это и детализация игрового пространства, где осуществляется воздействие на разные органы чувств: там колется, тут дымом пахнет, там лампочки горят, но тут игрок что-то сделал, нажал, повернул, и больше не колется, не пахнет и не горит, еще и музыка перестала звучать. Это и не просто наличие разрозненных квестовых предметов, но и необходимость их совместной «работы»: поиск проводов, например, должен закончиться сборкой цепи, благодаря которой будет запущен какой-нибудь непонятный агрегат, назначение которого тоже надо будет раскрыть для дальнейшего прохождения.
Линейность и нелинейность сюжета также являются важнейшей составляющей общего впечатления. С одной стороны, динамичность линейных квестов, когда нельзя перейти к следующему шагу, не сделав предыдущий, сразу берет игроков в оборот и ведет их к единственному выходу, однако затруднения без возможности поиска обходных путей могут стать причиной остановки и поражения. С другой стороны, обилие перспектив в нелинейных квестах тоже легко приводит к заминке: множество игровых предметов и мыслительных ходов требует упорядочивания, систематизации, что не так уж и просто в игровом ажиотаже.
Кстати, именно игровая взвинченность помогает понять, кто есть кто, при игре в команде. Недаром прохождение эскейп-румов используется при тимбилдинге в бизнес-контексте.
Ролей много, но ограниченность времени, замкнутость в пространстве и, конечно, азарт, всех расставят по местам. Останется только проанализировать работу команды, если, конечно, команда не развалится в условиях искусственно созданного стресса, который может нагнетаться очень уверенно. К тому же, все зависит от тематики каждой конкретной игры.
Вариантов и вариаций квестовых тем существует множество, но отдельные направления выделить можно. Например, побег из неприятных, отталкивающих помещений, вроде логова маньяка, сумасшедшего дома, тюрьмы, мрачного подземелья или тому подобных по-настоящему страшных апартаментов. Или, наоборот, поиск путей выхода из абсолютно усредненной комнаты без каких-либо сюжетных идей и дополнительной эмоциональной окраски. Или же необходимость раскрытия некоего преступления, совершенного в данной комнате. Или поиск предмета, который каким-то образом влияет на дальнейшее течение истории, в которую оказались вовлечены игроки. Или же встреча с потусторонними силами и необходимость их разоблачения или преодоления. Словом, выбор есть, и, поскольку жанр эскейп-рума в России молод, думается, этот выбор будет только расширяться.
Точно так же, как развернутый рассказ об эскейп-румах в самом начале статьи «отключил» нас от насущных проблем, недовольных разговоров на кухне, одиночества, так и сами квесты в реальности помогают на час переместиться в другой мир, почувствовать себя участником или соучастником чужой истории, примерить порой непривычную роль в командной игре, открыть и проявить совершенно неожиданные навыки и, вопреки сатирическим и запретительным цитатам, совершить кучу ошибок в процессе игрового поиска, чтобы все-таки выйди из комнаты.
Эскейп-румы и квесты в реальности — новый вид игр для гиков
Сейчас, наверное, один из признаков нового явления — отсутствие нормальных статей в википедии. Если посмотреть статьи «Эскейп-рум» и Escape room, то ясно видно, что это направление имеет большой потенциал для популяризации. Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ об этом жанре и немного впечатлений (без спойлеров) от посещения уфимского квеста «Западня Говарда».
История
Построение геймплея вокруг задачи «выбраться из запертой комнаты» воплощалось в различных вариантах. Одной из первых, наверное, стала текстовая адвенчура Behind The Closed Doors 1988 года. С распространением технологии Flash появилась возможность достаточно просто создать небольшую игру, что привело к тому, что в 2001 году появилась игра MOTAS (она до сих пор живая, можно поиграть, пройдя по ссылке), а в 2004 году вышла игра, ставшая в каком-то смысле каноничным представителем жанра — Crimson Room (в неё можно поиграть, но нельзя пройти — для прохождения нужен код с сайта разработчика, который уже не работает). Если кому интересно — есть сайт с большой подборкой игр этого типа.
Спустя несколько лет появилось ответвление жанра — задача «выбраться из реальной комнаты». Первой игрой такого типа называют Original Piece 2006 года, которую придумали в Силиконовой долине. В 2007-2008 японец Такао Като придумал Real Escape Game, которая широко разошлась по Азии — Японии, Китаю, Тайваню, Сингапуру. Ну а в последние годы игры стали активно распространяться по России. Про технические аспекты реализации игр писали на Хабре, есть обзорная публикация, но она, к сожалению, погребена в хабе «Я пиарюсь» и не находится даже поиском по сайту.
Создается впечатление, что Азия сохраняет лидерство в распространенности этого жанра — там даже снимали реалити-шоу. А если вы хорошо понимаете английский, можно посмотреть забавную психологическую классификацию игроков, которую уже успели сделать:
Личный опыт
На новогодних выходных решили мы с женой сходить на квест «Западня Говарда». По сюжету, Говард Воловитц упустил в открытый космос ключ от шлюзового отсека. Дублирующая аппаратура находится в его лаборатории на Земле, и игроки исполняют роль друзей незадачливого астронавта, судорожно ищущих ключ, которым можно разблокировать шлюз и спасти Говарда.
Наверное, карта звездного неба стала последней каплей для решения «хочу попробовать!»
Будучи более упоротым гиком, чем создатели игры, я потратил пару минут на размышления «зачем формула притяжения двух тел иллюстрирует полёт ракеты? Где закон сохранения импульса или формула Циолковского?»
Экран внизу построен по мегапопулярной хабрапубликации. Что любопытно, он работает заметно хуже того, что публикация обещает
Лично мне понравилось отсутствие замков в классическом понимании — сплошные сервоприводы, контакты и сенсоры, реагирующие на различные диапазоны излучения
Мы не спасли Говарда (наверное, ему стоило воспользоваться российским модулем «Пирс» вместо американского «Квеста», по опыту «Гравитации» с попаданием внутрь МКС через него проблем ни у кого не возникает), но открыли для себя новый интересный жанр игр и получили вполне подходящее количество приятных эмоций.
Заключение
Для меня было большим удивлением узнать, что в Уфе есть уже больше десятка эскейп-румов. Логично предположить, что в других городах-миллионниках есть примерно такое же количество, а в МСК их за сотню.
Простейший поиск в интернете подтверждает это — находится множество атмосферных фотографий:
Предлагаю в комментариях делиться своим опытом, обязательно с указанием города, чтобы ваши земляки смогли узнать о интересных квестах.
UPD. В Твиттере подсказали ресурс поиска комнат по городам, может это кому-нибудь будет полезным.
UPD2: Ещё один ресурс поиска и оценки комнат по городам.
Получается ли делать деньги на эскейп-румах? Рассказывает Артем Крамин, основатель франшизы Komnata
Предприниматель Артем Крамин открыл за последние несколько лет сотню эскейп-комнат в России, Америке и Европе, но в Лондон пришел только этим летом. Мы поговорили о том, какие бонусы дает — не поверите! — пресловутый консерватизм британской бизнес-среды, в чем преимущества у предпринимателей из российской провинции и о том, что это вообще такое – эскейп-комнаты.
Представьте, вы проснулись в совершенно незнакомой комнате, совсем не помните, как здесь оказались, а главное — обнаружили, что комната заперта! Это вводная компьютерной игры в жанре ‘escape the room’ («выход из комнаты»). Дальше игроку надо искать подсказки, перебирая предметы в комнате, подбирая шифры, ключи, пока он не «выберется» на волю.
Теперь представьте, что дело происходит в настоящем, хотя и в очень необычном помещении. Это может быть, в зависимости от легенды, кабинет сумасшедшего профессора, больничная палата, приемная Шерлока Холмса или филиал Хогвартса. Вы, конечно, помните, как сюда попали (заплатили 30-60 фунтов за билет), но все равно вам с командой надо найти выход.
Времени у вас обычно час. Возможно, вы будете пользоваться подсказками оператора, а в остальном все то же самое, что и в виртуальном мире.
Вот на полке валяются старые книги и газеты. Нужны они вам, есть там подсказки? Обшарили ящики стола, нашли бинокль. Что с ним делать? Посмотреть на стену, потолок. А если в окно? Что делать с рентгеновскими снимками, старинным телефоном, амбарным замком? Ключами, непонятными шифровками, сигнализациями…
Лондонский квест «Доктор Франкенштейн» выдержан в стиле стимпанка
Перенос игрового компьютерного опыта в реальную, вещественную среду породил пять-шесть лет назад совершенно новую сферу развлечений. Эскейп-комнаты (или, как их еще называют в России, квест-комнаты) сотнями стали открываться в Европе, Америке, Японии, России.
Очевидцы рассказывают, как некоторые ребята, впервые попав в эскейп-комнату, выходили из нее с горящими глазами и тут же мчались искать подходящее помещение для своего собственного квеста.
В чем фишка
Артем Крамин подсмотрел идею в 2013 году в Лондоне и открыл первую эскейп-комнату у себя в Казани. На несколько месяцев позже пионера индустрии в России — компании «Клаустрофобия». С тех пор бизнес вырос в международную франшизу Komnata с сотней эскейп-комнат в разных странах.
Артем Крамин рассказывает: «Формат эскейп-комнат один, и мы его всегда соблюдаем. Люди должны выбраться из закрытой комнаты, решая различные задачи.
Казань сейчас у нас работает как лабораторная площадка, на которой можно быстро и недорого обкатать идею, посмотреть, что работает, какую вызывает реакцию
Для себя мы считаем важным соблюдать нашу собственную фишку: в каждой комнате должен быть не просто набор задач, но своя история, свой сквозной сюжет. При этом мы понимаем, что из посетителей реально «втыкают» в эти истории процентов двадцать, не больше.
Но именно они становятся фанатами, рассказывают о своем опыте друзьям и делают нам таким образом бесплатную «сарафанную» рекламу. Которая одна только и работает в нашей сфере».
Что видно из Казани, но не видно из Москвы
«Большой ошибкой моих московских коллег из компании «Клаустрофобия» было строить свой франшизный бизнес на предположении, что люди станут ходить в эскейп-комнаты во время туристических поездок. Поехал ты из Москвы в город Казань, посмотрел город, а заодно якобы и в эскейп-комнату пошел поиграть. Может, им из Москвы и могло так показаться, что это будет работать.
Но мне из Казани было очевидно, что никто так не станет делать. Если я поеду в Москву или в Лондон, неужели я пойду в кино или в эскейп-комнату? Да ни в жизнь. Мне же интересно Москву, Лондон посмотреть!
Исходя из своего этого предположения, «Клаустрофобия» запрещала своим партнерам-франчайзи копировать лучшие идеи и наработки друг друга. Мы же, наоборот, предлагаем нашим партнерам только проверенные идеи. Обкатанные как с точки зрения сценария, так и с точки зрения воплощения.
Поэтому Казань сейчас у нас работает как лабораторная площадка, на которой можно быстро и недорого обкатать идею, посмотреть, что работает, какую вызывает реакцию».
О будущем индустрии
«Мы как раз недавно с командой сценаристов пришли к выводу, что эскейп-индустрия сейчас находится на уровне фильмов братьев Люмьер. Помните, как они сняли прибытие поезда на черно-белую пленку, а зрители с испугу разбежались, до того поверили происходящему на экране?
Люди до сих пор кайфуют от очень простых вещей. Ты поднял стакан и переставил его на другое место, и в результате, например, открылась дверь. Реализовать это очень просто, а эффект поразительный. Люди ощущают, что могут взаимодействовать с окружающим миром, и благодаря этому происходит что-то необычное. Это похоже на магию, не правда ли?
В Казани у нас работает комната с сюжетом по Гарри Поттеру. Некоторые задачи надо решать с помощью волшебной палочки: открывать дверь, зажигать свет, добывать книгу с полки. Срабатывает датчик движения, а тебе кажется, что ты произнес заклинание и книга вылетела с полки, как в фильме.
Пока что в нашей отрасли удивлять очень просто. Нам, как и братьям Люмьер, не нужны стомиллионные бюджеты и суперсложные спецэффекты
Некоторые трюки сделать вообще элементарно, а выглядят они как последнее достижение науки и техники. Например, в одном из квестов у нас есть дверь со сканером сетчатки глаза. И вы сначала сканируете свой глаз, и вам говорят дескать, нет, ваш глаз не годится, нужен другой. В какой-то момент вы находите в ведре отрубленную голову, подносите ее к сканеру, и вам говорят: да, этот годится. Дверь открывается. Кажется, что это суперсовременная технология, да? На самом деле механика очень простая: в голове находится магнит.
Мы до сих пор используем идеи, которые лежат на поверхности и которые просто нельзя не реализовать. Пока что в нашей отрасли удивлять очень просто. Нам, как и братьям Люмьер, не нужны стомиллионные бюджеты и суперсложные спецэффекты».
Почему русские комнаты круче
«Этот бизнес начался всего четыре года назад. И еще два года назад я не знал, насколько этот бизнес будет жизнеспособным. Сейчас могу с уверенностью сказать: квесты как вид развлечений будут существовать и дальше. В какой форме, в каком масштабе— никто не знает. Но они в любом случае не исчезнут бесследно, как не исчезли театры с появлением кинематографа.
За последние два-три года в индустрии произошел прорыв. Открылось очень много эскейп-комнат, изобрели новые форматы квестов. И именно русские компании делают самые крутые, самые эффектные и впечатляющие комнаты. Западные отстают на несколько лет.
Просто как-то все очень удачно сложилось. Чтобы сделать хорошую эскейп-комнату, нужны всего три составляющие: хороший сценарий, эффектная бутафория и талантливые инженеры.
И в России все это есть, и оно стоит недорого. Ну представь, сколько может получать бутафор в каком-нибудь российском театре? А сценарист? Инженеры-электронщики-программисты, может быть, обойдутся дороже, но, по-крайней мере, они есть, и их легко найти.
И поэтому эскейп-комнаты, открытые русскими за границей, на голову круче местных. Это я могу сказать с уверенностью.
Чтобы сделать хорошую эскейп-комнату, нужны всего три составляющие: хороший сценарий, эффектная бутафория и талантливые инженеры. И в России все это есть, и оно стоит недорого.
Простой расчет. Вот я строю эскейп-комнату и должен понимать, что при такой-то средней заполняемости она за год должна выйти на 30 процентов рентабельности. Значит, я знаю сумму, свыше которой не могу потратить на ее обустройство. Скажем, в последний раз в Нью-Йорке это были 70 тысяч долларов. Но одно дело, что я могу позволить себе купить за эти деньги на месте (в Америке или в Лондоне), как это делают местные американские или английские компании, а другое дело — какие сценарии, бутафорию и электронику я могу на эти деньги заказать в России и привезти в чемоданчике в Нью-Йорк или в Лондон».
Зачем надо понравиться девочкам
«Вот вам главный секрет в индустрии развлечений. Если хотите создать не просто хороший развлекательный продукт, а по-настоящему успешный, просто «вау» — сделайте так, чтобы ваш продукт понравился девочкам.
Девочки — заводилы в любой движухе. Это видно и по статистике заказов в наших комнатах: их три четверти.
Именно поэтому так прогремел фильм «Аватар». И именно поэтому я не верю в коммерческий успех виртуальных шлемов, хотя я большой фанат технологий, и шлем Octopus у меня дома тоже есть. Но я дал его попробовать жене и маме: обе остались равнодушными.
Именно девочки — заводилы в любой движухе. Это видно и по статистике заказов в наших комнатах: их три четверти.
Вот смотри, если бы я, мужчина, не знал, что такое эскейп-комнаты, я бы вряд ли пригласил компанию друзей пойти поиграть. И не позвал бы их в ресторан, в котором до этого ни разу не был.
А девчонкам вечно неймется попробовать что-то новое и еще других с собой позвать».
Как открывать бизнес по всему миру
«Тебе каждый раз приходится доказывать, что это сработает, что это возможно. Доказывать инвесторам, доказывать потенциальным франчайзи.
Это как кинотеатры. Всем же понятно, что их можно открыть в любом городе. Просто где-то это будет маленький кинотеатр на один зал, а где-то — большой мультиплекс
Придет сейчас человек из Бильбао, и ты ему будешь рассказывать, как в Барселоне франшиза уже хорошо работает. А он непременно скажет: ну, у нас тут другой менталитет, наши люди другие. Им после работы лишь бы бухнуть (на пляже поваляться).
Я же теперь точно знаю, что могу открыть эскейп-комнату в любом городе мира. Это как кинотеатры. Всем же понятно, что их можно открыть в любом городе. Просто где-то это будет маленький кинотеатр на один зал, а где-то — большой мультиплекс.
Но другим это, к сожалению, не очевидно.
В настоящее время оборот составляет примерно 250 тысяч долларов в месяц, или три миллиона в год. Это оборот всей сети, мы как франчайзер получаем определенный процент с прибыли наших партнеров-франчайзи».
Сравнительное страноведение
«Сейчас я понял, что в России очень легко делать стартап. Можно быстро и недорого опробовать новую бизнес-идею. А дальше надо идти в другие страны.
Наши обороты выросли вдвое за последние два года, и это естественно: мы стали открывать комнаты за границей, там денежный вал существенно больше.
Развлечения в больших городах стоят дорого. Только в Нью-Йорке в субботу иногда компания игроков платит 400 долларов за час игры в эскейп-комнате.
С точки зрения открытия юрлица, вопросов аренды в Штатах работать гораздо проще, чем в Лондоне. Там тоже нужны деньги, но зато стартовать можно быстро. Здоровый капитализм, что называется.
В Европе начинается социалистическая история. Нужно все согласовать, тебя проверят на доступность помещения для инвалидов, противопожарную безопасность, сделал ли ты отчисления в соцстрах, вот это вот все… Британия в этом смысле абсолютный чемпион бюрократии, высоких цен и усложнения всего, чего только можно».
Этот сложный Лондон
«К Лондону мы присматривались несколько лет. Специально придержали лицензию на франшизу, мне хотелось работать здесь самому. Чуть подкачались, нашли инвесторов и этим летом открыли две комнаты. Планируем в течение года открыть еще десять. Свободная ниша для этого есть.
По нашим подсчетам, в Лондоне работает примерно сотня эскейп-комнат. Для такого города это совсем немного. Только в моей родной Казани — 180. И этот факт легко объяснить. В Лондоне невозможно быстро и недорого влететь в бизнес, чтобы просто попробовать, как это можно в России.
Например, нашу первую эскейп-комнату в Казани я открыл всего за 300 тысяч рублей. Мы пошли в банк, взяли потребительский кредит и открылись. Эти деньги – в пересчете это будет около 5 тысяч фунтов — в Лондоне я сейчас заплатил только за одну пожарную сигнализацию…
Здесь все очень дорого. Для сравнения, в Нью-Йорке мы открывали нашу первую комнату всего за 25 тысяч долларов. Здесь же инвестиции только в открытие первой комнаты, с учетом депозита и процентов, составили 125 тысяч фунтов.
И еще здесь все происходит очень медленно. И очень много бюрократии. Я знал это, конечно, и раньше. Когда в 2013 году мы вместе с нашим партнером Иваном Митиным открывали в Шордиче кафе с оплатой за время — Ziferblat. Но все равно столкновение с реальностью неизменно охолаживает.
Мы, например, так и не смогли в некоторых местах открыть комнаты, потому что собственники недвижимости просто отказались с нами разговаривать. Мы им кажемся подозрительными. Они не хотят рисковать, при том что в любом случае они получат арендную плату за год вперед.
Но в бюрократии есть и свои плюсы
Я вернулся в Лондон через несколько лет отсутствия: те же кафе работают на тех же улицах. Такое чувство, что в Лондоне все открывается основательно и надолго.
В Нью-Йорке мы открывали нашу первую комнату за 25 тысяч долларов. Здесь же инвестиции только в открытие первой комнаты, с учетом депозита и процентов, составили 125 тысяч фунтов.
Рынок более зрелый. Нет совсем трешовых продуктов, нет разочарованных посетителей, какие встречались нам в России. Еще недавно там люди накупали мебели в IKEA на 20 тысяч, на 10 тысяч заключали аренду и еще на 30 что-то там придумывали и таким образом на 60 тысяч рублей открывали свой бизнес — эскейп-комнату.
После того, как мы прошли через все эти долгие, сложные и дорогие процедуры открытия фирмы, оформления аренды, я понял, что у меня теперь есть лишний заслон от конкурентов. Такое пройти не каждому по силам!».
История о настоящем предпринимательстве
«Мы открывали первую эскейп-комнату в Нью-Йорке и, чтобы как-то раскачать ситуацию, приглашали друзей, знакомых, друзей друзей, просто известных блогеров.
И можешь себе представить — за первый месяц не пришло ни одной команды! Ни-од-ной!
Постепенно бизнес раскачался. Сначала одна команда заявилась, потом другая. Теперь я знаю, что в новом городе вам понадобится несколько месяцев, прежде чем «сарафанное радио» заработает и пойдут клиенты. Но на этом этапе очень тяжело не сломаться и не бросить затею. Потому что капает арендная плата, уходят деньги за Google-рекламу, может быть, истекает виза. А клиентов все нет…
Именно в этом и заключается предпринимательская история. Одного эта ситуация сломает, а другой в конце концов сам переломает ее».
Фото Зои Антоновой. Больше интересных статей о русских за рубежом – у нас в Телеграм-канале