если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна

Истина как полезность

Что касается истины как полезности, то здесь ситуация бо — лее проста. Положение, приносящее успех, с большим правом может рассчитывать на свое соответствие реальности, чем по —

ложение, ведущее к провалу в практической деятельности. С другой стороны, практическая полезность в определенном смысле является одним из показателей истины, причем исти — ны как корреспонденции.

Необходима, однако, иерархизация рассмотренных истол — кований истины. Она должна позволить отделить основное со — держание истины от многообразных вспомогательных ее истол — кований, т. е. тех истолкований, которые в конкретной области знания замещает главное истолкование на какой-то, возможно весьма продолжительный, промежуток времени.

С этой точки зрения несомненным преимуществом обла — дает классическое определение истины. Соответствие выдви- гаемых идей и теорий изучаемой реальности является тем иде — алом, к которому стремится каждая научная дисциплина. Да — леко не всегда этот идеал достижим, особенно в науках о культуре и в формальных науках. В таких ситуациях целесооб- разно использовать неклассические истолкования истины, от — давая, однако, отчет в том, что они являются неизбежными в конкретных обстоятельствах паллиативами.

Что касается понимания истины как согласия и понима — ния ее как успеха, выбор более предпочтительного из них вряд ли возможен. Истина как согласие успешно функционирует в формальных науках, но опасна для применения в науках о куль- туре. В последних истина чаще истолковывается как средство, способное вести к успеху в социальной деятельности.

Истина и развитие науки. В последние десятилетия нередко высказывается мнение, что описание научных теорий и их раз — вития вполне может обойтись – а может быть, даже должно обходиться – без понятия истины в классическом ее смысле.

Истина в таком понимании несет в себе некоторое абсо — лютное содержание: истинное однажды остается истинным во все времена. Но наука дает только проблематичное знание, ко — торое со временем с неизбежностью будет пересмотрено, из — менено и уточнено. Как можно в таком случае использовать понятие истины?

Замена одних научных теорий другими, более совершенны — ми теориями, все возрастающая детализация и углубляющееся понимание мира иногда истолковываются как процесс посте —

пенного, но никогда не завершающегося (как иногда выража — ются, асимптотического) приближения к истине. Но подобное понимание делает процесс развития науки направленным к некоторой цели и придает эволюции науки неприемлемый те — леологический характер.

Л. Лаудан одной из главных характеристик науки считает непрерывный рост знания. Прогресс науки предполагает по — становку и решение проблем. Определяя науку как деятельность

Идея, что развитие науки допускает описание, не исполь — зующее понятия истины, является, таким образом, достаточно распространенной. В связи с тем, что с введением истины как цели научного познания в науку вводится чуждый для нее мо — мент телеологии, можно предположить, что прогресс науки вообще следует описывать без ссылки на истину как цель науч — ного познания.

И, тем не менее, понятие истины постоянно используется как в самой науке, так и в философии науки. Это показывает, что роль данного понятия в научном познании остается пока не особенно ясной. Если наука рассматривается в статике, как нечто уже сложившееся и подлежащее оценке, то ни в какой концепции истины, кроме классического понимания истины как соответствия утверждений описываемым ими фактам, нет необходимости. Но когда научное познание берется в дина — мике и учитывается то обстоятельство, что это познание по самой своей сути является бесконечным предприятием, мо — гут использоваться различные вспомогательные истолкования истины. Неизбежность использования последних диктуется и тем, что не только научные теории различаются степенью сво — ей абстрактности, отдаленности от эмпирической реальнос — ти, но и в рамках конкретных научных теорий имеются утверж — дения, вообще не допускающие сопоставления с опытом и оцениваемые только косвенно, на основе их вклада в «цело — стность» теории, их полезности в рамках теории, их способ — ности прояснять связи данной теории с другими принятыми теориями и т. д.

Возвращаясь к вопросу о том, можно ли описать развитие научных теорий без использования понятия истины, нужно за — метить следующее.

Характерная особенность человека в том, что он ставит пе — ред собой определенные цели и пытается найти рациональные способы их достижения. Если истина понимается как глобаль — ная цель науки, научному познанию придается телеологичес — кий характер, Оно оказывается отправляющимся не столько от уже достигнутого, сколько движущимся к в принципе недости — жимому. Такое описание развития науки можно назвать, вос — пользовавшись терминологий М. Вебера, «материальной раци — ональностью».

Наука направляется, однако, не столько абстрактной целью, лежащей в будущем, сколько тем, что уже достигнуто в прошлом: имеющимся уровнем знания, существующими аномалиями, ко — торые еще предстоит объяснить в рамках принятой концепции, сложившимися научными коллективами, решающими стоящие перед ними проблемы, принятыми методами исследования, ус — военной манерой критики выдвигаемых концепция и т. д. Тако — го рода «формальная рациональность» не требует каких-либо глобальных целей, вроде «постижения истины».

И материальная, и формальная рациональность при опи — сании развития научных теорий являются крайностями, между которыми необходимо найти золотую середину. Материальная рациональность, обычно прибегающая к понятию истины как цели науки, делает это развитие реализующим некое предназ — начение, и потому имеющим телеологический характер. Фор — мальная рациональность представляет эволюцию науки как сплетение исторических случайностей и лишает исследователь — скую деятельность сколько-нибудь ясного общего направления.

Те описания развития науки, которые дают Кун и Лаудан, являются формально рациональными. Эти описания обходят — ся без понятия истины, но они являются явно неполными.

В частности, как показал У. Ньютон-Смит, описание раз — вития научной теории в терминах одного лишь решения науч — ных проблем не позволяет ответить на простой, казалось бы, вопрос о селекции научных проблем. Не всякие проблемы рас — сматриваются наукой. Ученые не изучают, почему лебеди зеле — ные, почему свободно движущееся тело при отсутствии силы ускоряется, и т. п. «Возникает желание ответить, – замечает Ньютон-Смит, – что это не подлинные проблемы, потому что

В описании развития науки, не использующем понятие ис — тины, учитывается воздействие прошлого на настоящее, но упускается не менее важное с точки зрения характера челове — ческой деятельности воздействие будущего на настоящее. О влиянии будущего на настоящее говорит категория историз — ма, необходимая в социальных и гуманитарных науках. Пря — мое или косвенное использование понятия истины в описании эволюции научных теорий как раз и относится к неизбежному влиянию будущего науки на ее настоящее.

Истина как идеал. Элемент телеологии всегда будет, как ка — жется, присутствовать в описании развития науки, по той про — стой причине, что познание мира является разновидностью че — ловеческой деятельности, и как всякая деятельность, оно руко — водствуется и направляется системой определенных ценностей. Последние можно разделить на научные идеалы и нормы науки. К идеалам, характерным для научного познания, относятся ис — тина, объективность, теоретичность (стремление представить результаты научного исследования в форме теории), аксиомати — зация, формализация и др. К нормам познания относятся тре — бования обоснованности знания, его логической последователь — ности, рациональности, практической значимости и др. Задача идеалов и норм науки – направлять усилия ученого, являться выс — шим или даже конечным устремлением научного исследования.

Недостаток рассуждений Куна и Лаудана о роли исти — ны в науке связан, в первую очередь, с тем, что они не про — водят различия между идеалами науки и ее нормами. Исти —

на – в любом из трех описанных ее пониманий – представ — ляет собой не норму науки, как полагают они, а один из ос — новных ее идеалов.

Отличие идеалов от норм является достаточно очевидным. Идеалы располагаются в будущем, они притягивают к себе, но не всегда оказываются достижимыми. Нормы располагаются в прошлом, они не влекут к себе из будущего, а толкают в него из прошлого. Если идеалы остаются нереализованными, об этом можно сожалеть. Нормы же всегда предполагают угрозу нака — зания, в силу чего они непременно должны быть выполнены. И, наконец, идеалы, как правило, более расплывчаты, чем нор — мы. Идеалы – по преимуществу пожелания, в то время как нор — мы являются директивными распоряжениями.

Идеал – это, прежде всего ценностное представление, т. к. им утверждается определенное, положительное содержание научной деятельности; норма является императивным, пове — левающим представлением.

В структуре научного сознания идеалы занимают одно из ключевых мест: ими задается значение хорошего и плохого в научной деятельности, должного и предосудительного, пра- вильного и неправильного и т. д. Идеалы науки систематизиру — ют наиболее отвлеченное и общее представление о деятельнос — ти ученого, ее промежуточных и конечных целях. Ценностная сила научных идеалов несомненна, вместе с тем они обладают также известным императивным содержанием.

Идеал – это высшая цель стремлений, деятельности. К та — кой цели можно бесконечно приближаться и, однако, никогда не достигать ее. Именно это имеется в виду, когда говорится о постепенном постижении истины, или, как иногда выражают эту мысль, об «асимптотическом приближении к истине». Если бы истина являлась нормой познания, ни о каком последова — тельном приближении к ней нельзя было бы говорить: норма или выполняется, или не выполняется, и третьего здесь не дано.

Истина и объективность. Под объективностью обычно по — нимается независимость суждений, мнений, представлений и т. п. от познающего субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т. д. Противоположностью объективности яв — ляется субъективность.

Объективность означает способность непредвзято и без пред — рассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъ — ектом понимается как индивид, так и консолидированная груп — па лиц (например, научное сообщество, церковь и т. п.), общест — во, целостная культура, человечество. Объективность предпола — гает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной «точки зрения».

Абсолютная объективность недостижима ни в одной облас — ти, включая научное познание. Тем не менее идеал объективного знания – одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. Объективность исторична: мнения, представлявшиеся объектив — ными в одно время, могут оказаться субъективными в другое.

В случае описательных утверждений предполагается, что основания всех таких утверждений тождественны: если оцени — ваться объекты могут с разных позиций, то описываются они всегда с одной и той же точки зрения. Предполагается также, что какому бы субъекту ни принадлежало описание, оно оста — ется одним и тем же. Отождествление оснований и субъектов описаний составляет основное содержание идеи интерсубъе — тивности знания.

Оценки могут принадлежать разным субъектам, один из которых может оценивать какую-то ситуацию как хорошую, а другой – как безразличную или плохую. Оценки «хорошо, что А» и «плохо, что А», принадлежащие двум разным субъектам, не противоречат друг другу. Описания же «истинно, что А» и

«ложно, что А» противоречат друг другу, даже если они принад — лежат разным субъектам.

Далее, оценки одного и того же предмета, даваемые одним и тем же субъектом, могут иметь разные основания. Выраже — ния «хорошо, что А, с точки зрения С» и «плохо, что А, с точки зрения В» не противоречат друг другу, даже если они принадле — жат одному и тому же субъекту. Субъекты и основания разных оценок не могут быть отождествлены.

Это означает, что оценки являются интерсубъективными только в ином, более слабом, смысле, чем описания. Именно это имеет в виду М. Хайдеггер, когда говорит в «Письме о гума- низме», что «оценка всегда субъективирует»

В зависимости от того, какое из употреблений языка име — ется в виду, можно говорить об объективности описаний, объ — ективности оценок и объективности художественных образов (в последних ярко выражаются экспрессивная и оректическая функции языка).

Объективность описаний можно охарактеризовать как сте — пень приближения их к истине. Объективность оценок связана с их эффективностью, являющейся аналогом истинности опи — сательных утверждений и указывающей, в какой мере оценка способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффектив — ность устанавливается в ходе обоснования оценок, и прежде всего – их целевого обоснования. Объективность оценок ино — гда, хотя и совершенно неправомерно, отождествляется с их истинностью.

В эпистемологии Нового времени господствовало убеж — дение, что объективность, обоснованность и тем самым науч — ность необходимо предполагают истинность, а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни науч — ными. Данное убеждение было связано в первую очередь с тем, что под «наукой» имелись в виду только естественные науки. Социальные и гуманитарные науки считались всего лишь

«преднауками», существенно отставшими в своем развитии от наук о природе.

Сведение объективности и обоснованности к истине опира — лось на убеждение, что только истина, зависящая от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и объективности, и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терми — нах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «ис — тинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и красота ока — зывались в итоге частными случаями истины, ее «практически — ми» разновидностями.

Редукция объективности к истинности имеет своим след — ствием сведение всех употреблений языка к описанию: только оно может быть истинным и, значит, надежным. Все другие

употребления языка – оценка, норма, обещание, декларация, экспрессив, оректив, предостережение и т. д. – рассматриваются как замаскированные описания.

В конце XIX в. позитивисты объединили разнообразные

неописательные утверждения под общим именем «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновременно представители философии жиз- ни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность

«оценок» для процесса человеческой жизнедеятельности и не —

устранимость их из языка социальной философии и всех соци — альных наук. Этот спор об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитар — ные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касаю — щихся человеческой деятельности, целесообразность существо — вания таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, социология, политология, лингвистика, психология и т. п., пере — строенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», практически бесполезны.

Не только описания, но и оценки, нормы и т. п. могут быть

обоснованными или необоснованными. Действительная пробле — ма, касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содер — жащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, объективности такого рода утверждений и изучить возмож — ности исключения необоснованных оценок.

Оценивание всегда субъективирует, в силу чего науки о

культуре отстоят дальше от идеала объективности, чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъективации и тем са — мым отхода от объективности невозможна деятельность чело — века по преобразованию мира.

В естественных науках также имеются разные типы объек —

тивности. В частности, физическая объективность, исключаю — щая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической объективности, обычно совмес — тимой с такими объяснениями. Объективность космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от объективности тех естественных наук, законы которых не раз — личают прошлого, настоящего и будущего.

Идеалом науки, представляющейся сферой наиболее эф — фективного преодоления субъективности, является оконча — тельное освобождение от «точки зрения», с которой осуще — ствляет рассмотрение некоторый «наблюдатель», описание мира не с позиции того или другого индивида, а «с ничьей точ — ки зрения» (Э. Кассирер). Этот идеал никогда не может быть достигнут, но наука постоянно стремится к нему, и это стрем — ление движет ее вперед. Как раз этот идеал фиксируется по — нятием истины.

Имеется существенное различие между субъективностью описаний и субъективностью оценок: первым удается, как пра — вило, придать большую объективность, чем вторым. Это связа — но, прежде всего, с тем, что в случае описаний всегда предпо — лагается, что их субъекты совпадают, так же как и их основа — ния; оценки же могут не только принадлежать разным субъектам, но и иметь разные основания в случае одного и того же субъекта. В этом смысле оценки всегда субъективны.

Субъективность оценивания нередко истолковывается од — носторонне, вплоть до требования исключать любые оценки из гуманитарных и социальных наук (наук о культуре). Как требо — вание освобождения наук о культуре от оценок, так и пожела — ние отделения в этих науках оценок от описаний утопичны. Речь может идти только о необходимости тщательного обоснования оценок, уменьшения их субъективности в той мере, в какой это возможно, и исключении необоснованных, заведомо субъек — тивных оценок.

Пожелание Хайдегера не претендовать на установление

универсальной, охватывающей все стороны человеческого су — ществования иерархии ценностей и даже избегать по мере воз — можности оценок того, что лежит в самой основе социальной жизни, является в известной мере оправданным. Глубинные основы социального существования в каждый конкретный пе — риод истории воспринимаются и переживаются человеком, живущим в это время, как непосредственная данность, т. е. как нечто объективное. Попытка вторгнуться в эти основы с ре — флексией и оценкой лишает их непосредственности и субъек- тивирует их, поскольку всякая оценка субъективна.

Но есть, однако, и другая сторона дела. Социальная жизнь, как и жизнь отдельного человека, представляет собой процесс непрерывных перемен, причем перемен, являющихся во мно — гом результатом самой человеческой деятельности. Никакая деятельность не является возможной без оценок. И потому она невозможна без связанной с оценками субъективации мира и превращения сущего в тот «простой объект», который может быть преобразован человеком.

Человек не должен субъективировать все подряд, иначе

«истина бытия» перестанет ощущаться им, и он окажется в зыб —

ком мире собственной рефлексии и фантазии. Вместе с тем че — ловек не может не действовать, и значит, не может не оцени — вать и не разрушать объективное. Мысли, ищущей истины, он постоянно противопоставляет мышление в ценностях.

Проблема не в исключении одного из этих противополож —

но направленных движений мысли, а в их уравновешивании, в таком сочетании объективации и субъективации мира, которое требуется исторически конкретными условиями человеческо — го существования.

Материал взят из: Многомерность истины — А. А. Горелов

Источник

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна

если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна

если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна

1. Проблема истины и её место в гносеологии.

2. Проблема критерия истины.

Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Смотреть картинку если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Картинка про если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна. Фото если истина полезна то можно ли утверждать что полезность истинна

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о «вечном двигателе»), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию),

Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями противоборства.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие «практика» раскрывалась через широкий спектр терминов «действие», «деятельность», «деятельная жизнь», «опыт», «опыт в целом», «труд». Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие «деятельность».

Практика ‘ активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей

4. практика представляет собой и решающий критерий истины

» критериальная функция Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.

Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и остаётся приобщение к науке, научной истине. Достижение последней связанно с соотношением веры и знания.

2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и относительные черты.

3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и красоты.

4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *