если много грехов что делать

Мне 18, много грехов. Что делать?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Здравствуйте, батюшка. Мне 18 лет, учусь в университете и у меня несколько грехов.
Уныние: когда происходят непонятные ситуации, я начинаю думать о суициде.
Прочитал в интернете и увлекся сатанизмом и язычеством. Рукоблудие с 13 лет (не знал раньше, что это грех). Чревоугодие (сам много ем. На исповеди в этом каюсь, но есть чувство, что делаю мало). Гнев (не могу сдерживаться, когда отчитывают родители). Лень. Курил и постоянно тратил деньги на жидкости для электронных сигарет и алкоголь. Бросил это все, но есть чувство, что грех на мне висит. В 14 лет, когда сильно поссорился с родителями, бросил о стену новорожденного котенка. Были у ветеринара, но он умер.
Как быть со всем этим и что делать? Исповедовался, но если чувство, что сделал мало.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

Добрый день!
Уважаемый Стефан, со всеми Вашими проблемами можно справиться, если Вы решитесь свою жизнь перестроить таким образом, чтобы она шла в согласии с Божьими заповедями и волей Божией. Действовать необходимо, что называется, комплексно.

Сделать все это очень сложно, конечно, но можно, если опираться на помощь Божию:

В начале я уже говорил о том, что должна произойти перестройка всей жизни. Регулярность должна появиться не только в делах и занятиях, но и в духовной жизни. Отныне начинайте регулярно, не реже, чем раз в месяц, исповедоваться и причащаться, а также ежедневно молиться, читать духовную литературу и вообще смотреть и изучать, как следует жить по-христиански, чтобы в основе Вашей жизни была любовь. Это получится не за один день, а со временем, шаг за шагом. Проблемы, о которых Вы пишете, невозможно решить только однократным покаянием и даже просто серией исповедей. Безусловно, в Таинстве исповеди человеку прощаются грехи, последствия грехов изглаживаются из души и сам человек получает благодать Божию на то, чтобы в будущем противостоять греху, быть стойким. Обо всем, что неясно, спрашивайте священника, которому будете исповедоваться.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Мне 16, много грехов, неуправляемый гнев, что делать?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Не могу жить, пытаюсь раскаяться, но даже сил нет молиться. Близкие считают, что я больной, но я страдаю от искушения. Я даже экзамены не могу сдать, в голове ничего нет.

Что можно сделать? Близкие мои столько слез, столько нервов из-за меня потратили, а я все еще жив и они верят в меня. Но я тщеславный подлец, столько грехов, что даже добрые дела не получается делать. Помогите, пожалуйста.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

Добрый день! Уважаемый Алексей, Вы уже взрослый человек, ум у Вас в порядке, так что за жизнь надо браться и сразу, как получите этот ответ.

Первое, что нужно сделать – это попросить прощения искренне у Ваших родных и никогда – слышите? никогда! – не поднимать руку ни на кого, кроме случаев самообороны или когда при Вас обижают слабейшего и иным способом ситуацию не разрешить. С сегодняшнего вечера, как получаете ответ на Ваш вопрос, Вы должны стать безупречны в Вашем отношении к родным. Даже если есть провокации, поднять руку для Вас – это абсолютный запрет. Изо дня в день Вы будете помогать матери, отцу, бабушке и дедушке по дому в том, в чем можете и в чем им нужна помощь, и делать это максимально качественно. И это правило должно быть с Вами до конца жизни. С Вашей женой и детьми и внуками будущим то же самое. Это первое.

Далее, Вы в ближайшую же субботу идете в храм и исповедуетесь во всех своих грехах честно, как есть. От и до. И просите священника о беседе с Вами, в которой Вы проясните, как Вам быть дальше в духовном плане и что делать. И впредь Вы приходите на исповедь регулярно, внимательно следите за своими мыслями и чувствами, исповедуете каждый нечистый помысел и тем более каждое злое действие, если до таковых дойдет, причем даже в мелочах. Будет трудно, но через силу это делать надо. Когда трудно, молитесь Богу о помощи.

Помните, что нет такого греха, который бы Господь не простил, если покаяние человека искреннее и стремление исправиться – искреннее, честное и от чистого сердца. Поэтому дерзайте, молодой человек, в Ваших руках – изменить свою жизнь и встать на путь добра!

Следующее, Вы идете к психологу в школе или к любому другому психологу или даже лучше психиатру (не бойтесь, это такой же врач, как и все остальные), к которому можете пойти, и прорабатываете с ним вопросы Вашей лжи, агрессии и так далее. В процессе работы можно выясниться масса всего интересного. Как бы то ни было, Ваша задача – понять и твердо уяснить себе, что за свою жизнь и поведение перед Богом, собой и людьми отвечаете только Вы и всегда Ваш выбор – совершать зло или нет. Даже если окажется, что у Вас какая-то болезнь, Вы не говорите, что это болезнь виновата, а всегда, в каждой ситуации берете ответственность на себе и идете путем добра. С этим надо жестко. К психологу Вы ходите долго, до тех пор, пока не разберетесь с собой и со всею Вашей агрессией. Возможно, несколько месяцев или лет.

Следующее, Вы находите бесплатную спортивную секцию либо платную секцию и подработку, чтобы оплачивать свои занятия, и активно тренируетесь, слушая тренера и помогая слабейшим. Будут конфликты в коллективе – Вы решаете их только в свете добра, никаких драк, подстав, сплетен и так далее, и сами эти сплетни пресекаете. Младшим помогаете и становитесь для них примером. Изучите, есть ли спортивные секции при храмах, возможно, это самый лучший для Вас вариант.

Поскольку Вам 16 лет, Вы должны в ближайшее время поступить в учебное заведение, чтобы получить профессию. Если не получается в этом году, то сейчас Вы ищете работу, чтобы оплачивать свои нужды и спорт, помогать дома, занимаетесь спортом и активно готовитесь к поступлению. Если в колледж – то по профильным предметам, если в ВУЗ – то Вы железно занимаетесь подготовкой к ЕГЭ и в конце следующего учебного года сдаете ЕГЭ по предметам, которые нужны для поступления.

И помните, Вы самый обычный юноша, который в силу определенных обстоятельств себя распустил. И Ваша задача, как взрослого человека, с помощью молитвы и жесткой дисциплины собрать себя до такой степени, чтобы стать нормальным взрослым человеком, а не человеком, который живет исключительно под влиянием страстей и даже рук не может поднять для простенького доброго дела.

Будьте сильным, юноша.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Как бороться с грехами, если нет сил от них избавиться? – ответ священника и психолога

Приблизительное время чтения: 4 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?». Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского, Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

Ответ протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии:

Переживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?

А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как определенный этап духовной жизни, соответствующий определенному духовному «возрасту». И редко для кого духовная жизнь не сопровождается такими периодами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для человека свою духовную пользу, дополняет его знания, укрепляет навыки, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении, в своих отношениях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать.

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви.

Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние здесь, в ситуации, которую мы разбираем, очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).

Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят.

И наконец, размышляя о каком-то грехе, который не удается преодолеть, нужно стараться разобраться в том, является ли этот грех самостоятельныи и произвольным событием, или он вызван какими-то другими причинами. Надо уметь разбираться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных страстей или пороков могут лежать причины, которые не являются мистическими и загадочными, а связаны с нашим здоровьем, с невыстроенностью отношений на работе, с конфликтом в семье, бытовыми обстоятельствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зачастую не задумываемся. Например, одна моя знакомая постоянно переживала относительно своей рассеянности и несобранности: забывает исполнять свои обещания, постоянно опаздывает, и так далее.

И вот однажды она совершенно неожиданно для себя выяснила, что у нее серьезное заболевание эндокринной системы. Женщине назначили лечение, она стала принимать лекарства, и сосредоточенность, обязательность — всё к ней вернулось. Она перестала забывать о своих обещаниях, перестала опаз­дывать. То есть выяснилось, что речь шла не о ее проступках, а просто она болела. Важно понимать, что в человеке все взаимосвязанно, и одна проблема может тянуть за собой другую.

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом.

А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте.

Источник

Что делать, если совершила все смертные грехи?

Здравствуйте, батюшка. Я грешна. Что делать, если совершила все смертные грехи: аборты, попытка самоубийства, неуважение родителей (мамы). На работе была недостача, я ее скрывала некоторое время по просьбе начальника. Верила, а недостача увеличивалась. Иногда мне кажется, что все из-за меня. Лежала в психиатрической больнице, последний раз в 2009 году. Сейчас стою на распутье. Жила с мужчиной три года без росписи. Сейчас он сделал мне предложение, а я ему не верю: вдруг он хочет мою квартиру. Ведь никто меня не любит, даже мать родная, а он вдруг решил жениться. Была замужем 2 раза. После второго брака жила одна долго. Мне кажется, что все против меня. На работе опять проблемы. Причащалась три года назад. Все это исповедовала, но разным батюшкам. Иногда мне кажется, что я совершила непрощающийся грех — хулу на Бога, и не помню. Поэтому все так. Что мне делать? Выходить замуж? Уволиться с работы? Но тогда как зарабатывать на жизнь? Кормить некому.

Доброго! Сожалею, у вас действительно взрослое количество накопившихся проблем. Сочувствую вам, иногда бывает такое, кажется, что весь мир против тебя, все разваливается и расползается по швам, никто не понимает, а проблемы копятся, как снежный ком. Нужно звать Солнышко — Христа! Может быть, начать решение сложностей с молитвы, в т. ч. и об обретении духовного отца — того, кто будет заботиться о здоровье вашей души? «Разные батюшки», наверное, не помощь в данном случае, а способ не «решать» проблемы, а «подвесить» их: одному сказать одно, другое — другому. Как и доктор, не имеющий полной картины, может насоветовать всяко-разно, а имеющий полную информацию обследований и анализов может дать правильный путь к исцелению. В духовном мире также: если священник знает болезни вашей души, ее сильные и слабые стороны, он сможет подсказать, как строить жизнь дальше. Сложные отношения с ближними, сомнения и нелюбовь сможет разрешить только Отец, молящийся о вас с любовью.

О врачах. Возможно, стоит обратиться к «людям в белых халатах», с их помощью подтянуть свое здоровье. С 2009 года прошло много времени, возможно, назрел новый кризис и его нужно снимать профессионально. Милость Божия к нам грешным безгранична, надеясь на нее, молитесь, старайтесь читать Святое Писание и «Бог любви и Мира, да будет с вами» (2 Кор.13.11)

если много грехов что делать. Смотреть фото если много грехов что делать. Смотреть картинку если много грехов что делать. Картинка про если много грехов что делать. Фото если много грехов что делать

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

О повторяющихся грехах

Таин­ство Пока­я­ния – одно из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, через уча­стие в кото­ром, чело­век, при­нося пока­я­ние перед Богом, полу­чает отпу­ще­ние грехов посред­ством види­мого дей­ствия свя­щен­ника – про­чте­ния раз­ре­ши­тель­ной молитвы. Совер­ши­те­лем Таин­ства явля­ется Сам Бог, свя­щен­ник лишь сви­де­тель перед Ним. Это опре­де­ле­ние зна­комо, пожа­луй, всем воцер­ко­в­лён­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. На первый взгляд, все пре­дельно понятно – пришел на испо­ведь, испо­ве­дался и Гос­подь про­стил тебя. Живи, радуйся и больше не греши. На деле все обстоит иначе – очень часто люди каются на испо­веди в одних и тех же грехах, повто­ряют их на про­тя­же­нии многих лет. Почему это про­ис­хо­дит? Что делать, как можно это изме­нить?
О духов­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тах повто­ре­ния грехов на испо­веди: про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии и Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии РПЦ МП.

Отец Дио­ни­сий: Без­греш­ных людей не суще­ствует, каждый согре­шает в той или сте­пени. Нерас­ка­ян­ный же грех губит чело­века. Поэтому Гос­подь даро­вал нам вели­кую милость – Таин­ство пока­я­ния. Мне, как свя­щен­нику, при­хо­дится слу­шать очень разные испо­веди. Заяв­лен­ная про­блема цик­ли­че­ского повто­ре­ния грехов суще­ствует, и порой стоит довольно остро. Чело­век может при­хо­дить на испо­ведь, каяться в грехах, очень горячо, искренне, слезно, но через неко­то­рый про­ме­жу­ток вре­мени опять повто­рять их. Первое, что при­хо­дит на ум – чело­век сла­бо­во­лен, у него просто не хва­тает реши­мо­сти и силы воли рас­статься с грехом. И это, дей­стви­тельно, так. Одна­жды приняв грех, согла­сив­шись с ним, чело­век зара­жа­ется этой духов­ной гадо­стью, она как магнит к металлу при­ли­пает. А поскольку грех зача­стую связан с полу­че­нием плот­ского удо­воль­ствия, то он еще и «сладок». Тяжело рас­ста­ваться с тем, что при­но­сит удо­воль­ствие, усилий воли не хва­тает.

Однако, суще­ствуют не только сла­дост­ные плот­ские грехи, но и те, кото­рые не при­но­сят ника­кого удо­воль­ствия. Напри­мер, супруги систе­ма­ти­че­ски ссо­рятся, скан­да­лят. Грех? Да. И удо­воль­ствия тут ника­кого, одни про­блемы. И каются в этом искренне. А толка ника­кого, из раза в раз одно и то же.

Суть же пока­я­ния не в том, чтобы кон­ста­ти­ро­вать факт нали­чия греха. Этого мало. Нашему рус­скому «пока­я­нию» в гре­че­ском языке соот­вет­ствует термин «мета­нойя» (μετάνοια) – изме­не­ние ума, пере­осмыс­ле­ние. Значит для того, чтобы пока­я­ние было дей­ствен­ным, необ­хо­димо пере­осмыс­ле­ние жизни, изме­не­ние мыш­ле­ния, отказ от совер­шен­ного греха. Пере­осмыс­ле­ние это, с после­ду­ю­щим изме­не­нием, может быть лишь в свете еван­гель­ского учения. Это и есть насто­я­щее пока­я­ние, а не просто рас­сказ о своих грехах на испо­веди.

Всякое дей­ствие вызы­вает про­ти­во­дей­ствие. Жела­ние не гре­шить неми­ну­емо встре­ча­ется с иску­ше­нием, а полем битвы ста­но­вится чело­век. Цер­ковь имеет бога­тый духов­ный опыт, свя­то­оте­че­ское насле­дие. Все это в помощь пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину в деле пока­я­ния. Воис­тину, духов­ного опыта многих поко­ле­ний более, чем доста­точно для того, чтобы найти свой путь исправ­ле­ния. Но хочется еще и поду­мать о том, какие пси­хо­ло­ги­че­ские про­цессы про­ис­хо­дят в созна­нии каю­ще­гося чело­века, и что может при­во­дить к цик­лич­ному повто­ре­нию грехов.

Ната­лья: Дей­стви­тельно, очень многие грехи чело­век нередко совер­шает вновь и вновь. И это верно для чело­ве­че­ской жизни в целом: чело­век может посто­янно «вля­пы­ваться» в одни и те же про­блемы, насту­пать на те же грабли, ходить по кругу.

В одном фильме есть такой диалог: «Знаешь, почему люди не меня­ются? – Почему? – Не хотят!».

Самым глав­ным пре­пят­ствием на пути к изме­не­нию, отказу от греха, дей­стви­тельно, явля­ется неже­ла­ние самого чело­века меняться. Ведь даже если грех совсем не сладок, это не значит, что у чело­века нет причин оста­ваться с ним. В пси­хо­ло­гии есть поня­тие вто­рич­ной выгоды. Так назы­вают то, что удер­жи­вает чело­века в его про­блем­ном состо­я­нии. Это, чаще всего, какое-то бес­со­зна­тель­ное пре­иму­ще­ство. Даже у болез­ней есть такие выгоды, кото­рые могут мешать исце­ле­нию. Напри­мер, боль­ной ребе­нок может полу­чать мак­си­мум вни­ма­ния от роди­те­лей, чув­ство­вать себя нужным и зна­чи­мым. И если, будучи здо­ро­вым, он тепла недо­по­лу­чает, а стоит ему забо­леть, с ним носятся, как с писа­ной торбой, то резуль­тат нетрудно пред­ска­зать: такой ребе­нок будет болеть часто и с удо­воль­ствием. Не спе­ци­ально, не осо­зна­вая ничего — подоб­ное пове­де­ние обычно выби­ра­ется инстинк­тивно. Для взрос­лых, кстати, это тоже верно.

А ведь гре­хов­ная страсть – это тоже своего рода болезнь. И если она даёт чело­веку какое-то внут­рен­нее, не оче­вид­ное на первый взгляд удо­вле­тво­ре­ние, то ему будет вдвойне сложно бороться с такой стра­стью. Такие вот вто­рич­ные выгоды непро­сто осо­знать без тща­тель­ного само­по­зна­ния, без работы над собой. А ведь они зача­стую явля­ются истин­ным пово­дом для греха. И иногда одно лишь осо­зна­ние этих причин может при­не­сти исце­ле­ние.

Мне известны случаи, когда чело­век бросил курить не силь­ней­шим напря­же­нием воли и само­дис­ци­пли­ной, а одно­мо­ментно, раз и навсе­гда – осо­знав, зачем лично ему куре­ние.

Но чаще всего усилия нужны и для осо­зна­ния, и для того, чтобы на основе этого нового пони­ма­ния исправ­лять себя.

Под­го­товка к испо­веди должна быть глу­бо­ким ана­ли­зом своей души, а не просто при­зна­нием того, что вот такой-то грех у меня есть. Наша жизнь – не набор отдель­ных поступ­ков, а свя­зан­ные между собой выборы и их послед­ствия. Но осо­знать все и сразу мы не можем, а неко­то­рые, чего уж там, и не ста­ра­ются тща­тельно «копаться в себе».

В любом случае, на испо­ведь чело­век «при­но­сит» опре­де­лен­ные грехи, а не всю сово­куп­ность своих грехов.

Однако чаще всего один грех тесно связан с другим. Или даже не с другим грехом, а со стра­стью, кото­рую чело­век как бы игно­ри­рует – или реально не заме­чает в себе.

При­веду пример: в моей прак­тике очень часто при­хо­дится стал­ки­ваться с тем, что чело­век отри­цает свои обиды. Он знает, что оби­жаться плохо, грешно, поэтому уве­ряет себя в том, что не оби­жа­ется. Но не осо­зна­вать, не при­зна­вать обиду – не значит «не оби­жаться». Если обида есть, то, даже не осо­зна­вая ее, чело­век посто­янно внут­ренне про­ти­во­стоит дру­гому, и в их отно­ше­ниях воз­ни­кают серьез­ные про­блемы. С точки зрения гре­хов­ных стра­стей обида – это скры­тый гнев, зло­па­мят­ство, памя­то­зло­бие. И послед­ствия у нее могут быть самые разные. Это посто­ян­ное непо­ни­ма­ние, напря­жен­ная атмо­сфера в семье (и на этом фоне нев­розы и пси­хо­со­ма­ти­че­ские забо­ле­ва­ния у самого чело­века). Могут быть и скан­далы.

И покуда на испо­ведь чело­век будет при­но­сить именно грех ссор, ругани, а грех своего зло­па­мят­ства не заме­чать, то его борьба с грехом будет подобна уборке снега во время сне­го­пада – только убрал, а снег снова напа­дал. Или можно при­ве­сти пример с убор­кой сор­ня­ков – если ботву сре­зать, остав­ляя корни, то сорняк неиз­бежно будет снова вырас­тать.

Отец Дио­ни­сий: Несо­мненно, при­чинно-след­ствен­ные связи есть во всем, и если чело­век до испо­веди поста­рался рас­пу­тать хоть один клубок своих грехов и стра­стей, то пока­я­ние на испо­веди более осмыс­лен­ное. Но гораздо чаще люди гово­рят именно о след­ствиях, и порой даже не заме­чают в этих след­ствиях своих грехов. Что каса­ется обид, по моим наблю­де­ниям, это одна из самых слож­ных про­блем, с кото­рой стал­ки­ва­ются многие. Часто при­хо­дится слы­шать, что чело­век не может про­стить кого-то. Это состо­я­ние «непро­ще­ния» может длиться годами, даже деся­ти­ле­ти­ями. Так сильно обиды вгры­за­ются в душу и созна­ние. Но если быть объ­ек­тив­ным, то обида – это про­из­вод­ная уязв­лен­ной гор­дыни. Если даже обида нане­сена неза­слу­женно, все равно реак­цию на нее дик­тует соб­ствен­ное само­мне­ние, попро­сту – гор­дыня. И даже если чело­век начи­нает убеж­дать себя в том, что про­стил, внешне ста­ра­ется не про­яв­лять обиду, то в душе все равно сидит этот червь и грызет. Порой эти нега­тив­ные чув­ства все же выплес­ки­ва­ются, и послед­ствия могут быть очень непро­стыми.

Грех – как снеж­ный ком, обра­зу­ется из неболь­шого снежка, бро­шен­ного по склону. Ска­ты­ва­ясь, ком ста­но­вится все больше и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рая сме­тает всё на своем пути. Если грех засел глу­боко, а чело­век тешит себя мыслью, что ничего страш­ного не про­ис­хо­дит, и на самом деле при­чи­ной своих про­блем явля­ется не он сам, а близ­кие, то рано или поздно «лавина» снесет и близ­ких, и его самого. Согла­сие с грехом и попытка оправ­дать себя в нем – одна из причин цик­лич­но­сти рас­ска­зов об одних и тех же грехах на испо­веди. И чело­век совсем не лука­вит, когда гово­рит «ста­ра­юсь, а ничего не полу­ча­ется». Он искренне ста­ра­ется бороться с послед­стви­ями греха, с пло­дами уязв­лен­ной гор­дыни, кото­рые выра­жа­ются, напри­мер, в скан­да­лах, при­дир­ках, но не ощущая себя винов­ным в том, что не может про­стить, ищет при­чины в близ­ких. Чело­веку вообще гораздо проще при­знать винов­ным не себя, а кого угодно или что угодно. А вот найти в глу­бине своего созна­ния тот самый началь­ный грех, кото­рый поро­дил «лавину», намного слож­ней.

Или вот еще излюб­лен­ная мно­гими фраза «бес попу­тал» — как оправ­да­ние соб­ствен­ных грехов. Пере­кла­ды­ва­ние вины – я ни при чём, это все бес вино­ват. Бес, несо­мненно, вино­ват, но разве на испо­веди мы гово­рим о его вине? Так посту­пил Адам, когда на вопрос Бога о том, не ел ли он плодов запре­щен­ного древа, отве­тил: «жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). Все вокруг вино­ваты, а я нет. Если чело­век будет так посту­пать посто­янно, не при­зна­вая или не видя соб­ствен­ного греха, то и каяться в после­ду­ю­щих, про­из­вод­ных от него грехах, он тоже будет посто­янно.

Ната­лья: Само­оправ­да­ние – это очень рас­про­стра­нен­ное явле­ние. Хуже всего то, что оно сейчас соци­ально одоб­ря­ется. Более того, даже стало частью меди­цин­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских реко­мен­да­ций – причем отнюдь не в ситу­а­циях само­ед­ства, когда чело­век раз­ру­шает себя.

В сере­дине про­шлого века извест­ный фан­таст Жерар Клейн напи­сал про­из­ве­де­ние, в кото­ром повто­рил прин­цип «Писем Бала­мута» К.С.Льюиса, изла­гая от лица лите­ра­тур­ного дья­вола неко­то­рые духов­ные ошибки, кото­рые пре­пят­ствуют пока­я­нию. К сожа­ле­нию, Клейн поло­жил в основу своего рас­сказа «Ад есть ад» идею, дале­кую от хри­сти­ан­ского пони­ма­ния пока­я­ния и греха. В его про­из­ве­де­нии все постав­лено с ног на голову и те, кого не мучает совесть, у кого нет пока­я­ния, в ад как раз не попа­дают: «В ад могут отправ­ляться только те люди, кото­рые сознают свои пре­ступ­ле­ния и несут за них ответ­ствен­ность». Но при этом клей­нов­ский дьявол как раз ана­ли­зи­рует – почему люди не испы­ты­вают чув­ства вины. А если учесть, что автор изучал пси­хо­ло­гию в Сор­бонне, то можно пред­по­ло­жить, что он знал, о чем гово­рит. Клю­че­вой пре­гра­дой для пока­я­ния он назы­вает «осла­бев­шее чув­ство ответ­ствен­но­сти». Клейн в своем рас­сказе выво­дит, можно ска­зать, «прин­цип фун­да­мен­таль­ной без­от­вет­ствен­но­сти» и при­чины его видит в соци­аль­ном воз­дей­ствии. Он гово­рит о паде­нии мораль­ных устоев и о слож­но­стях, воз­ник­ших из-за того, что люди много путе­ше­ствуют, узнают о раз­ли­чиях морали в разных краях и исполь­зуют это раз­ли­чие для само­оправ­да­ния (что уж гово­рить о совре­мен­ных СМИ и интер­нете!).

“Но самым серьез­ным, самым тра­ги­че­ским явля­ется вме­ша­тель­ство пси­хо­ло­гов. Это они пока­зали людям, что такое чело­век в своей сути. Они поста­вили людей лицом друг к другу, объ­яс­нили им, что, скорее всего, они просто больны, что им, быть может, сле­дует поле­читься, но что они ни в коей мере не вино­ваты, что древ­ний ком­плекс вины был худшей из лихо­ра­док, лихо­рад­кой скры­той, зараз­ной, зло­ка­че­ствен­ной, но все же изле­чи­мой. Они сде­лали людям при­вивку против чув­ства вины и теперь жалеют пре­ступ­ни­ков, окру­жают их вни­ма­нием и пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, казнят их почти тайно, если счи­тают, что это все-таки надо сде­лать, и вдо­ба­вок испы­ты­вают по этому поводу угры­зе­ния сове­сти. А теперь еще пришел черед социо­ло­гов. Они уже давно норо­вят воз­ло­жить на все обще­ство ответ­ствен­ность за дурное пове­де­ние каж­дого отдель­ного чело­века. И им верят. Это просто ужасно”.

И ведь на самом деле много лет в рамках моей люби­мой пси­хо­ло­гии успешно боро­лись с нор­маль­ными про­яв­ле­ни­ями души. И, к сожа­ле­нию, доби­лись нема­лых успе­хов: совесть многие теперь счи­тают ата­виз­мом, жажду Бога – при­ми­тив­ным уров­нем суще­ство­ва­ния, со стра­стями не только не счи­тают нужным бороться, но даже наобо­рот – мно­же­ство тре­нин­гов направ­лено на «про­буж­де­ние инстинк­тов», ответ­ствен­ность за пове­де­ние чело­века воз­ла­гают на обще­ство, на семью, на пред­ков (даже тех, кото­рые еще в пеще­рах жили) – на всех, кроме него самого.

Я ни в коем случае не хочу ска­зать, что пси­хо­ло­гия – это одно­значно плохо. Я сама прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог. Но в пси­хо­ло­гии суще­ствует мно­же­ство школ и учений, многие совре­мен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские методы про­ти­во­ре­чат даже науке. Псев­до­пси­хо­ло­гия – вообще отдель­ная тема. Именно подоб­ные учения и при­вели к столь пла­чев­ным послед­ствиям.

Но я сама чело­век пра­во­слав­ный, поэтому для меня важно, чтобы пси­хо­ло­гия не шла враз­рез с пра­во­слав­ным уче­нием. И, слава Богу! – сейчас снова, как и в 17 веке, когда в Киево-Моги­лян­ской ака­де­мии только начали пре­по­да­вать науку о душе, хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия рас­смат­ри­вает пси­хику во вза­и­мо­связи с Богом. А значит, учи­ты­вает, что жажда Бога и Страх Божий, мораль и совесть, ответ­ствен­ность за свои поступки – это все реаль­ность.

Пра­во­сла­вие – это словно остров здра­во­мыс­лия, кото­рый хранит свод правил здо­ро­вой души. Даже совер­шенно неве­ру­ю­щие, бого­бор­че­ски настро­ен­ные кли­енты не раз гово­рили мне, что Еван­ге­лие – это пре­крас­ный пси­хо­ло­ги­че­ский само­учи­тель.

Но совре­мен­ные пра­во­слав­ные люди, хоть и стре­мятся испол­нять запо­веди, но все же живут в обще­стве и про­пи­ты­ва­ются его ядом. На приеме в Мис­си­о­нер­ском отделе у меня чаще бывают именно пра­во­слав­ные люди, ищущие пра­во­слав­ного пси­хо­лога. При этом у меня был даже случай повя­зан­ного, пока я не видела, на ножку стола платка для заго­вора «черт-черт, пошу­тил и отдай» — чтобы найти поте­рян­ную сережку. А уж по рукам, сту­ча­щим по столу, чтобы не сгла­зить (после 3‑х плев­ков через левое плечо) хоть стучи линей­кой, как в старых школах.

Это свя­зано еще и с рели­ги­оз­ным неве­же­ством – люди зача­стую просто не осо­знают, что их пове­де­ние про­ти­во­ре­чит пра­во­сла­вию. И даже если чело­век знает, что те или иные вещи недо­пу­стимы для пра­во­слав­ных, знание не всегда равно пони­ма­нию. Если внут­ренне чело­век не согла­сен с запре­том, то он найдет, чем себя оправ­дать. И тогда на испо­веди он будет рас­ска­зы­вать, что грешен – зная пра­вила, но не чув­ство­вать этого на самом деле. А так грех не иско­ре­нить.

Про­ти­во­сто­ять всем соблаз­нам оправ­даться, снять с себя вину неимо­верно сложно. Ведь от чув­ства вины больно. От него хочется изба­виться. А пока­я­ние – это про­цесс сам по себе непро­стой, болез­нен­ный. Поэтому и выби­рают люди более «про­стые» спо­собы избав­ле­ния от вины, оправ­ды­вая себя.

Само­оправ­да­ние, дей­стви­тельно, может быть важным в ситу­а­циях, где от чело­века ничего не зави­сит, где он не может объ­ек­тивно отве­чать за про­ис­хо­дя­щее. Напри­мер, если чело­век будет обви­нять себя лично в том, что на другом конце света про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, это уже ненор­мально. Чело­веку нужно четко пони­мать гра­ницы своей ответ­ствен­но­сти. Но я при­вела пример, совсем уж явно пока­зы­ва­ю­щий пре­делы здра­во­мыс­лия. В обыч­ном обще­нии чело­век зача­стую точно так же обви­няет себя нера­зумно, забы­вая, что не вла­стен над другим чело­ве­ком, что у дру­гого есть данная Богом сво­бод­ная воля, право на выбор. Соот­вет­ственно, и ответ­ствен­ность за этот выбор лежит на самом чело­веке. В подоб­ных слу­чаях само­оправ­да­ние — лишь дей­ствие здра­вого смысла, адек­ват­ное миро­вос­при­я­тие.

Но совсем другое дело, когда чело­век оправ­ды­вает себя в тех ситу­а­циях, где он может что-то изме­нить, где многое зави­сит от его пове­де­ния. Пока чело­век будет взва­ли­вать вину на других, избе­гать работы над собой, борьбы с соб­ствен­ными стра­стями, он так и будет ходить по замкну­тому кругу.

Есть и другая край­ность — даже многие пра­во­слав­ные люди уве­рены, что обви­не­ние себя во всех грехах явля­ется образ­цом доб­ро­де­тели. Но это не так: чрез­мер­ное уто­па­ние в соб­ствен­ных грехах (осо­бенно без надежды на про­ще­ние) это своего рода иска­жен­ное само­лю­бо­ва­ние «я настолько грешен, что недо­стоин про­ще­ния». Это — скры­тая гор­дыня.

Часто при­хо­дится слы­шать на испо­веди фразу «грешен во всех грехах». Очень лег­ко­мыс­лен­ная фраза и, по боль­шей части, с реаль­ным поло­же­нием вещей ничего не име­ю­щая. Стоит назвать парочку дей­стви­тельно страш­ных грехов, как чело­век в ужасе отска­ки­вает – нет, нет, такого не делал. Полу­ча­ется, что идя на испо­ведь, он совер­шенно не думал о пока­я­нии, но пола­гает, что это очень по-пра­во­слав­ному – каяться во всех грехах сразу. Такое неот­вет­ствен­ное отно­ше­ние к испо­веди не дает долж­ного резуль­тата.

Инте­ресно и другое явле­ние – «повсе­днев­ные» грехи, в кото­рых каются, пожа­луй, еще чаще, чем во «всех сразу». Попытка ана­лиза этого явле­ния отча­сти при­вела меня к сло­жив­шейся в РПЦ прак­тике обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием. Сейчас у нас суще­ствует жест­кая при­вязка испо­веди к при­ча­стию, хотя это два само­сто­я­тель­ных Таин­ства. Не скажу, что прак­тика плоха, как раз наобо­рот, если со всей ответ­ствен­но­стью под­хо­дить к ней. Если чело­век при­ча­ща­ется часто, то и испо­ве­ду­ется часто. С одной сто­роны – это пре­крас­ная воз­мож­ность загля­нуть в себя и не поте­ряться в обилии соб­ствен­ных грехов. Частая испо­ведь дис­ци­пли­ни­рует, если совер­ша­ется с долж­ным усер­дием и осо­зна­нием. Редкая испо­ведь – это плохо, поскольку многие грехи просто забы­ва­ются. Но что делать, если с момента послед­ней испо­веди чело­век не совер­шил тяжких грехов, кото­рые явно ведут его к отпа­де­нию от Церкви, и в кото­рых должен непре­менно пока­яться на испо­веди? Живет по Еван­ге­лию – любит Бога и ближ­них, ста­ра­ется помо­гать всем, не осуж­дает, не сквер­но­сло­вит. Он, конечно, не без­гре­шен, но и ярым греш­ни­ком не явля­ется. Хотя, чаще бывает по-дру­гому – чело­век грешит, но не заме­чает своих грехов, не осо­знает их, духовно не вни­ма­те­лен к себе и к тому, что совер­шает по отно­ше­нию к ближ­нему. В обоих слу­чаях идти на испо­ведь без грехов как-то непра­вильно, не святой ведь – раз­мыш­ляет чело­век. Хотя святые и не счи­тали себя без­греш­ными, как раз, наобо­рот. Но стоит поду­мать о том, что грехи есть и надо в них испо­ве­до­ваться, так «на помощь» при­хо­дят так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, кото­рые, по опре­де­ле­нию, совер­шает всякий. Чело­век начи­нает искать в себе эти грехи, и непре­менно обре­тает. А если не обре­тает, но при­ду­мы­вает их себе. Но вот неза­дача – они же «повсе­днев­ные», то есть повто­ря­ю­щи­еся изо дня в день. А значит, и изба­виться от них невоз­можно, поскольку «грешим мы все и каждый день». В итоге чело­век тащит на испо­ведь целый ворох грехов, в кото­рых глу­боко не кается, поскольку испра­вить апри­ори не может в силу их «повсе­днев­но­сти». И так из раза в раз, из года в год, повто­ряя одни и те же грехи на испо­веди. Этому еще спо­соб­ствуют мно­го­чис­лен­ные «посо­бия для каю­ще­гося» с пере­чис­ле­нием неимо­вер­ного коли­че­ства грехов. Такие сбор­ники очень рас­про­стра­нены и пере­да­ются из рук в руки. В основ­ной своей массе они несут больше нераз­бе­рихи, чем пользы. Хотя есть очень хоро­шие и умные книги на эту тему. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина.

А что же делать? Надо пере­стать име­но­вать грехи повсе­днев­ными и вос­при­ни­мать их тако­выми. Если думать, что согре­ша­ешь каждый день и никак это не изме­нить, то и жела­ния что-то менять не воз­ник­нет. Надо при­знать, что «повсе­днев­ные грехи» – это не только немощь и сла­бо­во­лие, но часто само­уте­ше­ние и само­оправ­да­ние. К соб­ствен­ным грехам стоит отно­ситься серьезно, а не вос­при­ни­мать их как нечто есте­ствен­ное и само собой разу­ме­ю­ще­еся. Искрен­нее пока­я­ние пре­об­ра­жает чело­века, появ­ля­ется жела­ние исправ­ле­ния и духов­ная борьба. Нельзя ска­зать, что грехи пре­кра­тятся вовсе, но цик­ли­че­ски повто­ря­ю­щихся грехов станет меньше, они пере­ста­нут быть «повсе­днев­ными».

К ска­зан­ному о само­ед­стве необ­хо­димо доба­вить, что стоит отли­чать само­ед­ство, осно­ван­ное на необ­хо­ди­мо­сти посто­ян­ного поиска грехов в себе перед испо­ве­дью, от само­ед­ства как оче­вид­ной пси­хи­че­ской про­блемы. Тут уже свя­щен­ник без спе­ци­аль­ных знаний вряд ли сможет помочь.

Ната­лья: Да, если у чело­века есть пси­хи­че­ские забо­ле­ва­ния, необ­хо­дима помощь врача-пси­хи­атра.

Но здо­ро­вым людям стоит узна­вать о хри­сти­ан­стве, чтобы лучше пони­мать смысл Таинств. Насколько я знаю, испо­ведь порой вообще вос­при­ни­мают не как таин­ство Пока­я­ния, а как воз­мож­ность пого­во­рить со свя­щен­ни­ком и полу­чить от него совет.

Или же испо­ведь пони­мают как фор­маль­ное дей­ствие, кото­рое необ­хо­димо совер­шить, чтобы полу­чить отпу­ще­ние грехов. И глав­ным ста­но­вится не пока­я­ние, а уча­стие в Таин­стве само по себе – сходил на испо­ведь, рас­ска­зал свя­щен­нику о грехах, «поста­вил галочку» и успо­ко­ился до сле­ду­ю­щего раза.

«То есть для такого чело­века задача не в том, как бы пока­яться, а в том, как бы не попасть в адскую муку! Насто­я­щее пока­я­ние – осо­знать свои пре­гре­ше­ния, испы­тать за них боль, попро­сить у Бога про­ще­ния и после этого поис­по­ве­до­ваться» (прп. Паисий Свя­то­го­рец).

А полу­ча­ется, что этого насто­я­щего пока­я­ния, изме­не­ния ума, изме­не­ния всей жизни тут и нет. Словно ребе­нок просит про­ще­ния у роди­те­лей, лишь бы его не нака­зы­вали, но при этом не пони­мает, что пло­хого он сделал, что ему нужно изме­нить. Неуди­ви­тельно, что при таком под­ходе грехи оста­ются с чело­ве­ком, и он из раза в раз на испо­ведь при­хо­дит с одним и тем же спис­ком.

Отец Дио­ни­сий: Вы абсо­лютно правы – многие люди исполь­зуют испо­ведь как воз­мож­ность беседы со свя­щен­ни­ком, воз­мож­ность полу­чить совет или услы­шать мнение батюшки по тому или иному поводу. Про­ис­хо­дит под­мена поня­тий – вместо пока­я­ния просто раз­го­вор. Хотя этот раз­го­вор вполне можно было бы пере­не­сти на другое время, а на испо­веди гово­рить именно о грехах, каяться в них. При­ходя на испо­ведь, чело­век должен четко пони­мать, что и зачем он делает, и свя­щен­ник не должен пота­кать жела­нию пого­во­рить вместо испо­веди.

Что же каса­ется духов­ного про­све­ще­ния, то необ­хо­димо ска­зать, что это не только прямая обя­зан­ность свя­щен­ника, но и пер­во­оче­ред­ная обя­зан­ность любого хри­сти­а­нина по отно­ше­нию к себе. Сейчас, слава Богу, пра­во­слав­ная лите­ра­тура на любую тему очень доступна. Если люди будут изу­чать основы пра­во­слав­ной веры, то многих недо­умен­ных ситу­а­ций можно будет избе­жать.

Ната­лья: В конце хоте­лось бы еще раз пере­чис­лить те наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные и рас­смот­рен­ные выше фак­торы, спо­соб­ству­ю­щие частому или цик­ли­че­скому повто­ре­нию одних и тех же грехов на испо­веди:

Отец Дио­ни­сий: Вну­ши­тель­ный полу­чился список, хотя и он не полный. Оче­видно, что все зави­сит от кон­крет­ного чело­века и кон­крет­ных ситу­а­ций. Слу­ча­ется так, что чело­век вынуж­денно совер­шает один и тот же грех, не может испра­виться, поскольку исправ­ле­ние ситу­а­ции не зави­сит от него. Но это ред­кость.

Слу­ча­ется и иная про­блема – неоче­вид­ное для каю­ще­гося, недо­ве­рие Богу, отсут­ствие веры в дей­ствен­ность Таин­ства пока­я­ния. Чело­век просто не верит в воз­мож­ность своего духов­ного пре­об­ра­же­ния через пока­я­ние. Это может сопро­вож­даться само­ед­ством и само­уни­чи­же­нием. Логика там такая – я посто­янно грешу, изме­ниться не могу, значит, Бог меня не про­стит. Конечно, это заблуж­де­ние, ибо «невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­можно Богу» ( Лк.18:27 ). Бог исце­ляет и пре­об­ра­жает, пола­га­ю­щийся только на свои силы долго не про­тя­нет. Чело­век не спа­са­ется сам по себе, Хри­стос спа­сает его от раб­ства греха. Нужно дать воз­мож­ность Христу дей­ство­вать в нас через уча­стие в Таин­ствах.

И еще очень важно не забы­вать о мно­го­ве­ко­вом опыте Церкви. Было бы очень глупо, если хри­сти­а­нин пола­гался лишь на соб­ствен­ное разу­ме­ние в деле пока­я­ния и духов­ного воз­рож­де­ния. Цер­ковь, бережно сохра­няя накоп­лен­ные веками знания, дает воз­мож­ность своим верным чадам исполь­зо­вать их для духов­ного ста­нов­ле­ния. Суще­ствует такая наука – аске­тика, изу­ча­ю­щая сущ­ность хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства. На первый взгляд может пока­заться, что аске­тика – это наука о мона­ше­стве и необ­хо­дима она лишь узкому кругу людей. Но отнюдь, аске­тика может быть полезна любому хри­сти­а­нину, поскольку она не явля­ется абстракт­ной, ото­рван­ной от духов­ной жизни наукой, не явля­ется неким тайным зна­нием для посвя­щен­ных, но дает знания, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ваны в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина. Аске­тика опи­ра­ется на знания, пере­дан­ные Церкви хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками (аске­тами), уже про­шед­шими более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния. По опре­де­ле­нию прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина: «Подвиж­ни­че­ство есть искус­ство или наука, име­ю­щая своей конеч­ной целью полу­че­ние Цар­ства Небес­ного, а бли­жай­шей зада­чей – дости­же­ние чистоты сердца, без кото­рого невоз­можно полу­чить первое». Поскольку пока­я­ние – это при­ми­ре­ние с Богом, а конеч­ная цель для любого хри­сти­а­нина – Цар­ство Небес­ное, то аске­тика ука­зы­вает путь к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству и соеди­не­нию с Богом через пла­но­мер­ное и созна­тель­ное упраж­не­ние в хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. Таким обра­зом, изучая аске­тику, хри­сти­а­нин найдет для себя мно­же­ство знаний, накоп­лен­ных веками, кото­рые помо­гут ему осо­знать при­чины соб­ствен­ной гре­хов­но­сти и найти пра­виль­ные и про­ве­рен­ные пути борьбы с гре­хами. Хочется поже­лать чита­те­лям искрен­него пока­я­ния, духов­ного пре­об­ра­же­ния и укреп­ле­ния в вере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *