если не чайно покушал во время уразы что делать
Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду при омовении?
Омовение является неотъемлемым условием для совершения и действительности многих видов поклонения верующего. Более того, верующему желательно всегда быть в состоянии омовения. Учитывая всё это, каждому мусульманину приходиться также совершать омовение, когда он соблюдает пост.
Полоскание рта во время совершения омовения является важной сунной, за которую человек получает отдельную награду. Однако во время поста при ополаскивании ротовой полости могут возникнуть определённые проблемы.
Тем не менее, Шариат не рекомендует постящемуся вовсе отказываться от этой сунны, лишь советует быть более осторожным, когда человек совершает омовение и ополаскивает рот и нос, ибо это может привести к нарушению поста.
Общеизвестно, что к действиям, которые нарушают пост, относится попадание воды,, впрочем, и любых других предметов из естественных путей в организм постящегося. Однако эти действия с точки зрения последствий и наличия преднамеренности можно разделить на три категории:
Такое действие человека, несомненно, нарушает пост. Следовательно, если постящийся при ополаскивании рта во время омовения преднамеренно проглотит даже маленькую каплю воды, его пост однозначно нарушается, потому что это подобно намеренному питью воды.
2. непреднамеренное;
Это тот случай, когда человек осознавал, что он постится, но по ошибке совершил действие, нарушающее пост. Например, случайно (непреднамеренно) проглотил каплю воды, когда полоскал рот при омовении. В таком случае его пост не нарушается, ведь он не имел дурного умысла и не собирался прерывать пост.
Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Если при ополаскивании рта или носа во время омовения вода непреднамеренно попадёт в организм постящегося, то, согласно наиболее аргументированному мнению шафиитского мазхаба, его пост нарушается, если этот человек тщательно делал ополаскивание, доводя воду до горла или вдыхая в нос, ибо постящемуся запрещено так тщательно проводить ополаскивание, как ранее сообщалось в главе об омовении. Если же постящийся не делал ополаскивание так тщательно, то его пост не нарушается, ибо он делал то, что ему велено, а вода попала внутрь без его на то воли».
Далее Аль-Хатиб Аш-Ширбини пишет:
«Что же касается попадания воды в организм в остальных случаях, например, когда постящийся без рассматриваемой цели набрал воду в рот или нос, или же при купании для охлаждения вода случайно попала внутрь, или же человек, совершающий омовение, сделал полоскание носа и рта в четвёртый раз, то во всех этих случаях пост нарушается».
3. По забывчивости
Если постящийся совершил действие, которое в обычных обстоятельствах нарушает пост, забыв о том, что он постится, это не нарушает пост, при условии, что человек прервёт это действие, как только вспомнит о посте.
Имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Если постящийся поел (выпил) чего-то по забывчивости, пост не нарушается, ибо в хадисе, который приводится в обоих достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ
«Тот, кто, забыв о том, что он соблюдает пост (по забывчивости), поест или попьёт во время поста, пусть доведёт свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его«. (Бухари, 1933; Муслим, 1155)
В той версии хадиса, которая приводится в сборнике достоверных хадисов Ибн Хиббана и других авторов, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِ وَلَا كَفَّارَةَ
«Он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия (выплачивать каффарат)»».
وَإِنْ أَكَلَ نَاسِيًا لَمْ يُفْطِرْ لِخَبَرِ الصَّحِيحَيْنِ مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ وَفِي صَحِيحِ ابْنِ حِبَّانَ وَغَيْرِهِ وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِ وَلَا كَفَّارَةَ
Из всего вышеприведённого следует, что если постящийся при совершении омовения во время ополаскивания рта случайно проглотил воду, его пост не нарушается, если он не ополаскивал рот тщательно, доводя воду до горла. Также его пост не нарушается, если он проглотил эту воду, забыв, что он соблюдает пост.
В любом случае постящемуся следует быть осторожным, когда он совершает омовение во время ополаскивания носа, рта и ушных раковин, чтобы вода не попала внутрь организма. Также постящийся всегда должен помнить, что он соблюдает пост, следовательно, должен соблюдать все его условия и правила.
Войдите в ОК
ЧТО БУДЕТ С ТЕМИ, КТО ЗАБЫВ ПРО УРАЗУ, ЧТО-ТО СЪЕЛ И ВЫПИЛ?
Вопрос: что будет если я по забывчивости съела конфету?
Ответ: Приятного аппетита! Значит Аллах сам пожелал чтобы ты съела эту конфету. Если ты съела что-то по забывчивости, тогда твой пост не нарушается. Я тоже сегодня утром сорвал с дерева урюк и чуть не съел его, потом вспомнив что у меня пост, снова выплюнул.
Если ты вовремя вспомнил пока ещё не проглотил, нужно сразу вытащить еду изо рта, ну а если ты уже съел, мы желаем тебе приятного аппетита, твой пост не будет считаться нарушенным.
Вопрос: что будет если я забыв, выпил воду или что-то съел?
Ответ: Ничего не будет. Значит Аллах сам пожелал утолить вашу жажду и голод. Ваш пост от этого не нарушился. Но если вы притворились что забыли и что-то съели, тогда вам придётся отвечать за это в Судный день. А в этой жизни вам придётся выплатить каффаарат в виде непрерывного поста в течении шестидесяти дней и ещё возместить один день нарушенного поста.
Вопрос: что случится, если во время уразы случайно прервать пост? И можно ли во время уразы пользоваться зубной пастой?
Ответ: Если вы случайно прервали пост, ваш пост нарушится.
К примеру, если во время омовения вы набрали в нос воды и эта вода случайно ушла внутрь, тогда пост будет нарушен. А если вы случайно забыв о том что вы постящийся, что-либо съели или выпили, тогда пост не нарушится. Таким образом, если человек делал что-то позабыв, пост не нарушается, а если он не забывая сделал это по случайности или по ошибке, тогда его пост нарушится.
Иногда человек выполняет действие, которое по сути считается нарушающим пост, однако существуют некоторые условия, которые не дают этому действию нарушить пост. Благодаря им мы решаем что: нет, пост не нарушен.
Вообще-то, по правилам, твой пост нарушен, но есть некоторые обстоятельства, которые препятствуют этому и говорят: нет, пост не нарушен.
Первое – это забывчивость. Если человек съел что-то по забывчивости, его пост не считается нарушенным. Он совершил действие, нарушающее пост, однако он забыл о том что постится. Благодаря этому его пост не нарушается.
Здесь говорится: те, кто что-то съели забыв о том что они постятся, пусть продолжают свой пост. Если ты забыв о посте начал что-то кушать, а потом неожиданно вспомнил, тебе нужно сразу выплюнуть еду, сполоснуть рот и продолжать поститься.
Далее говорится: Всевышний Аллах накормил и напоил этого человека. Когда Аллаху становится жалко своего раба, Он заставляет его забыть и даёт ему что-то поесть.
— А если он поел притворившись что забыл?
— За это будет каффаарат.
— А если он заболел и что-то выпил?
Если кто-то покушал в Рамадан по забывчивости, на нем нет ни каффаарата, ни каза. Другими словами, он не искупляет этот пост и не возмещает.
Человек намерился поститься, но позабыв об этом поел; позабыв об этом, попил; и забыв об этом, совершил половую близость. Его пост не нарушается. Это у нас и у шаафиев.
Однако имам Ахмад по этому поводу сказал: из-за питья не нарушается, из-за еды тоже не нарушается, но из-за половой близости нарушается.
Потому что он говорит: как можно забыть о посте, когда тут такое большое дело?!
А мы говорим: вот именно из-за того что это большое дело, поэтому он и не вспоминает о посте! Поскольку все его мысли сейчас о другом.
Поэтому мы говорим что пост не нарушается. Ведь он может забыть иногда. Как не забыть в такой ситуации?
Один раз и со мной так было. Я начал кушать, при том что я постящийся. Зашёл в магазин, купил мороженое и сел кушать его. Ко мне подходит один и спрашивает: ты что не держишь пост?
Вот и я говорю ему: я держу уразу. Но сам сижу и кушаю мороженое. А он посмотрел на меня и ушёл.
А потом через 10 минут до меня дошло: ой, у меня же пост!
Но в такой ситуации пост не нарушается.
Вот видите уважаемые братья? Нужно помнить об этом, а если забыл, то ничего не будет.
Например, ты видишь как кто-то кушает. Ты знаешь что вообще-то этот человек постится, вы только вчера вместе ходили на ифтар, потом на тарвих. А сегодня видишь что он сидит и кушает. Ты понимаешь что он забыл. Если бы он не забыл, он бы тогда спрятался от тебя. А он сидит, открыто кушает и тебя ещё зовёт.
И тут возникает вопрос: нужно ли говорить этому человеку что у него пост?
А если человек болеет, неважно молод он или стар, тогда говорят лучше промолчать, сделать вид что ты не заметил и пройти мимо.
Потому что Всевышний Аллах кормит его в этот момент. Так говорит большинство учёных.
А некоторые учёные не согласны с этим и говорят: нет, ты должен ему напомнить. Если увидел что-то неправильное, ты обязан ему напомнить.
Ну а мы следуем за большинством, и следование за большинством я считаю лучше.
— А если человек поел, попил, имел половую близость до того как сделал намерение поститься. Что тогда будет?
– его пост не нарушается.
— А как это он не сделал намерение? Утром во сколько звучит азан? Скажем например в три с половиной. Ты проснулся в 4-30. Встал чтобы прочитать намаз. Про уразу забыл, поэтому намерение ещё не сделал. Проснувшись, ты покушал. Ты ведь забыл про уразу, поэтому не зная взял и покушал. Затем выпил литр воды, затем увидел лежащую рядом жену и совокупился с ней, а потом вдруг, вспоминаешь про уразу и делаешь намерение поститься.
Следовательно, до того как ты сделал намерение, ты совершил все вещи, которые нарушают пост, но даже в этом случае твой пост будет засчитан. Потому что в тот момент ты не вспомнил про уразу.
У этого человека не портится ураза точно так же как у того, кто уже после намерения поститься забыл об этом и что-то съел.
Это касается тех, кто забыл о том что он постящийся.
А тем, кто сделал это осознанно, им не поздоровится.
Что такое «ghalyaba»? Это означает «одержать верх».
Когда кто-то читает Коран, а ты слушаешь его с разинутым ртом и тебе в рот раз и залетела муха. А вытащить обратно уже трудно. Муха прямиком влетела к тебе в желудок и села там. Что теперь делать? Всё конец.
Но твой пост не нарушен, потому что эта муха одержала верх над тобой.
Это тоже не нарушает уразу.
Например: (араб.текст) – кому-то в рот попала муха, или на зубах остались остатки еды. Бывает же что ты вечером покушал мясо и его кусочки застряли между зубами. Ты и щёткой чистил зубы и зубочисткой ковырялся, но эти кусочки так и остались. А на следующий день ты просыпаешься и раз, этот кусочек выскочил и ушёл в горло. А ты не успел его словить. Или пока ты ковырял его, он незаметно ушёл в горло и ты не успел его выплюнуть. Он одержал верх над тобой. Другими словами, ты не смог уберечься от этого.
— А если ты сам поймаешь муху и съешь?
— Твой пост нарушится.
Это конечно несъедобная вещь, но пост всё равно будет нарушен. Даже если ты глину съешь. К примеру, ты взял кусок глины и съел его. Твой пост нарушится. Глина несъедобная вещь, но твой пост нарушился.
Потому что произошёл процесс поедания.
Если человеку в рот попадёт снег или дождь, его пост также нарушится. Поэтому во время дождя или снегопада нужно укрываться зонтиком или ходить с закрытым ртом. Не нужно подняв голову или разинув рот стоять под снегом и дождём. Поскольку ты знаешь, есть вероятность что капли попадут в рот и твой пост нарушится.
А муха – это неожиданность. Не успеешь заметить, как она залетит к тебе в рот. Так что это совсем другое.
Поэтому, когда в рот попадает дождь или снег, это приводит к нарушению поста. Поскольку они ещё имеют питательные свойства.
(араб.текст) – допустим, человек увлечённо что-то рассказывает другим и не замечает как его рот наполнился слюнями и они уже растекаются по щеке. Заметив это, он спохватился и слизнул эти слюни и снова проглотил.
Его пост не будет нарушен. Но это нежелательно.
Потому что люди испытывают отвращение от этого.
Лучше вытереть эти слюни платочком, а не слизывать их обратно.
Человек полоскал рот а потом выплюнул воду. А те остатки воды, которые остались после полоскания и вместе со слюной ушли в горло, не считаются нарушающими пост. Однако сплюнуть ещё один раз после того как вы прополоснули рот и сплюнули основную воду, является желательным действием.
То есть во время уразы, будет желательно сплюнуть два раза. Первый раз вы сплёвываете воду, которой полоскали рот, и после этого, собрав остатки воды, сплёвываете ещё раз. Но делать это с силой, напрягая горло не нужно. Нужно просто слегка собрать остатки воды со слюнями и выплюнуть повторно. А всё что осталось после этого во рту, не нарушает пост.
Точно так же, если вы наполнили рот слюной, а потом проглотили ее, ваш пост не нарушится.
А некоторые люди весь день сплёвывают свою слюну.
Как-то раз я поехал к одной родственнице, звали ее Ажар, сейчас ее уже нет в живых (мир ей). Так вот, поехал к ней и вижу что она постоянно плюётся. Потом говорит мне: от того что я всё время плююсь, у меня уже рот высох.
Что ни делает, всё время только и плюётся.
Я ей говорю: зачем плюётесь? От слюней ураза не нарушается.
А она говорит: а я не знала об этом. Уже два дня плююсь без конца, замучилась совсем.
Я ей потом сказал: не обязательно плеваться, можете сглатывать слюни.
Потом только она пришла в себя. Вот так некоторые люди мучают самих себя.
А кто-то же говорит, что если наполнить слюни, а потом глотать – пост нарушится?
Нет, если они не выходят изо рта, тогда не нарушится. Это же свои слюни.
Это конечно нежелательно, но пост не нарушает.
Какие действия аннулируют пост, а какие – нет?
1. Если постящийся по забывчивости съест, выпьет что-нибудь или совершит половой акт, его пост не нарушится. Даже если он поест или попьет досыта, то и в этом случае пост нарушен не будет. Если он по забывчивости поест или попьет несколько раз за день, его пост все равно не нарушится.
2. Если человек видит, что постящийся ест или пьет, то:
– если этот постящийся достаточно силен, и пост не оказывает на него сильного влияния, необходимо (ваджиб) напомнить ему, что он постится;
– если же это слабый человек, на которого пост повлиял значительно, то не следует ему напоминать, что тот постится, следует позволить ему продолжить есть.
3. Если во время дневного сна у человека произошло семяизвержение (т. е. гусль стал обязательным для него), пост не нарушается.
4. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло, вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. Даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться несовершенным (макрух).
5. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, от них следует воздержаться, такие действия станут порицаемыми (макрух).
6. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно попали туда, пост не будет нарушен. Но если это сделано умышленно, пост нарушится.
7. Если были зажжены ароматические палочки или свечи, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится. Пост нарушается также от курения сигарет, сигар и т. п. Но разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма.
8. Если мясная прожилка (или части листа арековой пальмы и т. п.) застряла в зубах, и из-за чистки зубов эта прожилка освободилась, и человек съел ее, не вынимая изо рта, и она прошла вглубь горла сама по себе, то в этом случае, если эта прожилка меньше мелкого турецкого горошка, пост не аннулируется. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Но если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера.
9. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества.
10. Если после поедания листьев арековой пальмы (до рассвета) человек тщательно вымыл и прополоскал рот, но, несмотря на это, краснота из слюны не исчезла, вреда от этого не будет, пост будет действителен.
11. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. Даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится, хотя такое поведение будет грехом.
12. Если человек совершил такой вдох, что носовая слизь проникла вглубь горла, его пост от этого не нарушится. Пост не нарушится и от проглатывания слюны во рту.
13. Если человек взял в рот листья арековой пальмы и заснул, проснувшись только утром, его пост аннулируется. Искупления (каффара) не требуется, но человек обязан восполнить (каза) данный день поста.
14. Если при полоскании рта вода попала вглубь горла, и при этом человек помнил, что постится, то его пост нарушается, восполнение (каза) становится необходимым (ваджиб), но искупления (каффара) не требуется.
15. Если человека непроизвольно вырвало, пост не нарушится независимо от количества рвотных масс. Но если это было сделано умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Если же рвотные массы меньше этого количества, пост нарушен не будет.
16. Если вышло небольшое количество рвотных масс и затем само по себе вернулось вглубь горла, то пост не нарушится. Но если человек проглотил их умышленно, его пост аннулируется.
17. Если человек съел гальку, стальной или иной предмет, который обычно не едят и не употребляют даже в медицинских целях, то его пост нарушится, но искупления (каффара) не требуется. Если же он съест или выпьет то, что обычно едят, или что обычно не едят, но используют в медицинских целях, то его пост нарушится, и необходимыми (ваджиб) станут как восполнение (каза), так и искупление (каффара).
18. Совершение полового акта нарушает пост, необходимыми (ваджиб) становятся как восполнение (каза), так и искупление (каффара). Как только головка полового члена входит во влагалище, пост нарушается (восполнение с искуплением становятся необходимыми). Это не зависит от того, произошло ли семяизвержение или нет.
19. Если мужчина введет головку полового члена в задний проход женщины, даже тогда пост и мужчины, и женщины нарушится. Восполнение с искуплением станут для них необходимыми.
20. Если пост нарушен, то искупление становится необходимым только в том случае, если это был пост рамадана. Искупление не становится необходимым, если нарушен любой иной пост, независимо от того, каким образом он был прерван. Это относится даже к тем дням поста, которые человек держат в качестве восполнения (каза) поста рамадана. Впрочем, если намерение не было сделано ночью (т. е. до рассвета) для такого поста, или же у женщины в тот же день после нарушения ею поста наступили месячные, тогда нарушение поста не делает искупление необходимым.
21. Если во время поста человек понюхал табак, закапал масло в уши или же принял клизму, не принимая лекарство через рот, то пост от этого аннулируется. Однако необходимо будет только восполнить (каза) данный день. Искупления не требуется. Если человек закапает воду в уши, пост не будет нарушен.
22. Во время поста женщине не разрешается закапывать лекарства, масло и т. д. во влагалище. Если лекарство будет туда закапано, ее пост нарушится, восполнение (но не искупление) станет необходимым.
23. Если по какой-то причине женщина или ее врач вставит палец во влагалище, затем вынет часть пальца или весь палец, а затем снова засунет, то пост будет нарушен, но искупления за это не требуется. Если палец не был повторно засунут, пост не нарушится. Но если перед тем, как палец вошел во влагалище, он был влажным или мокрым, пост нарушится и при первом вложении.
24. Если во рту кровотечение, и кровь затем проглатывается вместе со слюной, пост нарушается. Но если количество крови меньше, чем количество слюны, и ее вкус не ощущается, когда она заглатывается, то пост не нарушается.
25. Если человек пробует что-то своим ртом, а затем это выплевывает, пост не нарушается. Впрочем, порицается (макрух) делать это без необходимости. Но если муж очень вспыльчив, и есть опасение, что неправильное содержание соли или воды в подливке чрезвычайно разозлит его, пробовать на вкус будет разрешено и не порицается.
26. Порицается разжевывать пищу в своем рту для последующего кормления ею ребенка. Но если это является необходимостью, и иной альтернативы нет, тогда это не порицается.
27. Порицается в дневное время чистить зубы углем или зубным порошком. Если что-нибудь из этого пройдет вглубь горла, пост нарушится. Разрешается чистить зубы мисваком, независимо от того, сухой ли это мисвак или свежий. Если мисвак сделан из дерева мелия, и человек чувствует его горечь во рту, то даже тогда использование мисвака не порицается.
28. Если во время сна или обморока женщины, мужчина вступит с ней в интимную близость, ее пост нарушится, восполнение (каза) станет необходимым (ваджиб), но искупления не требуется. Для мужчины же станет необходимым как восполнение, так и искупление.
29. Если человек по забывчивости съел что-то, далее подумал, что от еды его пост нарушен, и после этого съел что-то уже умышленно, то его пост в этом случае нарушится, восполнение (каза) станет необходимым, а искупление (каффара) – нет.
30. Если человека непроизвольно вырвало, и он подумал, что его пост нарушен, и потому поел, то его пост от этого нарушится, восполнение станет необходимым, а искупление – нет.
31. Если человек нанес сурьму, сделал кровопускание или нанес масло, после чего подумал, что пост его нарушен из-за этого, и потому намеренно поел, то в этом случае ему необходимо будет совершить и восполнение, и искупление.
32. Если пост человека случайно нарушился в один из дней рамадана, ему нельзя ни есть, ни пить до заката. Для него является необходимо (ваджиб) воздержаться от потребления чего бы то ни было вплоть до заката, как и обычному постящемуся.
33. Если в один из дней рамадана у человека не было намерения поститься, и потому он ел и пил в дневное время, искупления в этом случае не требуется. Искупление (каффара) становится необходимым, только если постящийся нарушает пост, на который было принято намерение.
Из книги «Райские украшения» Ашрафа Али Танви
Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Когда человек забывает.
Когда человек не знает.
Когда человек не намеревается.
Когда человек забыв поел или попил, то его пост действителен, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто забыл, что он постится, и поел или попил, то пусть продолжит свой пост, ведь Аллах накормил и напоил его».
Если человек поел или попил думая, что рассвет еще не наступил, или думал, что солнце уже зашло, затем ему стало ясно, что дело обстоит иначе, то его пост не нарушен, по причине хадиса Асма бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллах, она сказала: «Мы разговились во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в облачный день, затем вышло Солнце, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел им восполнить».
А если бы восполнение было обязательным, то он повелел бы его, а если бы он повелел, то до нас бы это дошло. Потому что если бы он повелел им, то это стало бы частью шариата Аллаха, а шариат Аллаха хранится до Судного Дня.
И также, если человек не намеревался совершать то, что разговляет, то это не разговляет. Например, если он полоскал рот, и вода попала ему внутрь, то это не нарушает пост, так как он сделал это не преднамеренно.
И также, если у него была поллюция во время поста, то это не портит его пост, потому что он спал, и это произошло непреднамеренно, а Аллах, Велик Он и Всемогущ, сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (Аль-Ахзаб,5)». («Фетвы шейха Усеймина», 19/204).
[Конец примечания].
Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
Вопрос: Если человек держащий уразу забылся и поел и попил нарушается ли его уразу? Если нарушается, то, что он должен делать; должен ли он возмещать день или нет, должен ли совершать искупительный действия или нет и тому подобное.
Ответ: В этом вопросе два мнения.
Первое мнението что это человек его ураза полноценная действительная и не портится и это мнение большинства ученных из которых имам Ахмад и аш Шафии, и в довод за свое мнение они привели следующее слова Всевышнего «и нет на вас греха в том в чем ошиблись но грех вы заслуживаете за то что приобрели ваши сердца», а также слова Всевышнего: «о наш Господь не взимай с нас (или не спрашивай с нас) если мы ошиблись или забыли».
Третий довод хадис: «поистине Всевышний простил моей общине ошибку и забывчивость, а также чему то они были заставлены». Этот хадис является больным и не достоверным в этом говорится в книге ибн Раджаба «джами улюм ал хикм» хадисом номер 39.
Четвертый довод хадис абу Хурейры который у нас в главе и этот хадис является явным доводом в этом вопросе так говорит шейхуль ислам ибн Таймия хадис содержит в себе то что ураза человека не нарушается и довод на это несколько сторон то что пророк, сала Ллааху алейхи уа салям, приказал этому человеку завершить его уразу отсюда понимается, что завершением этого является завершением правильной уразы действительной уразы, потому что сказал пусть он завершит его уразу и установил ему наличие уразы, а если бы его ураза была не действительной то не называл бы это действие уразой. А если бы пророк сала Ллаху алейхи уа салям, имел в виду, что просто твоя ураза недействительна но все равно додержи ее до конца, то есть воздержись от еды и питья до магриба, то он бы сказал пусть завершит это день уразой, или бы сказал пусть задержит уразу до конца этого дня.
Второй довод который содержится в хадисе абу Хурейры то что пророк сала ЛЛаху алейхи уа салям, не приказал этому человеку возместить этот день, а если бы эта ураза стала недействительной, то в любом случае его нужно было додержать и не разрешено пророку, сала Ллаху алейхи уа салям, откладывать разъяснение от времени нужды.
Третий довод, то, что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, сказал: «Аллах его напоил и накормил», сказал это как название причины, почему ему нужно задержать уразу и как ответ на его вопрос: «если я поел или попил по забывчивости», ответ: «тебя напоил и накормил Всевышний Аллах».
Что значит накормил или напоил можно понять двумя смыслами: первое то что Всевышний Аллах создает еду и питье и те действие человека которыми он ест и пьет, отсюда получится что тот который поел намерено или попил по забывчивости, а так же все люди едят или пьют получается что кормит их Всевышний Аллах субхана уа таля и пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, под словами напоил и накормил Аллах не имеет ввиду этот смысл потому что без разницы поел я нечаянно или поел ли я специально в этом смысле все равно напоил меня Всевышний Аллах, потому что еду и питье и мои действия создает Всевышний Аллах субхана уа тааля. Второй смысл, то, что Всевышний напоил и накормил человека без его действия, то есть, без его намерения, он не хотел есть или пить для того что бы нарушить уразу, но сделал это по забывчивости, как приходит в хадисе. И получается, что у человека на нем нет обязанностей и противоречий шариату, так как он забыл. И это действие было приписано Аллаху, то есть приписыванием предопределение и шариатом. И было убрано перо обязанностей с этого человека, то есть на нем что возложение обязанностей, потому что он находится в состоянии забывчивости. Поэтому слова пророка, сала Ллаху алейхи уа салям, «это Аллах напоил его и накормил», понимаются следующим образом: то, что нет вмешательство человека в это дело, но это лишь действие Всевышнего Аллаха субхана уа тааля, поэтому нет никакой проблемы на этом человеке за это действие и нет на нем греха. Поэтому держи свою уразу до конца. То есть, шейх ислям ибн Таймия, говорит таким образом нужно понимать этот хадис человек пришел и сказал я поел и попил по забывчивости, забыл что я держу уразу, пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, ответил: «тебя напоил и накормил Аллах», то есть нет вмешательство в это действие, так как он был в состоянии забывчивости, но это является действием Всевышнего субхана уа тааля поэтому держи свою уразу до конца дня.
Второе мнение, в этом вопросе, то есть если человек поел или попил нечаянно портится ли ураза или нет, то, что такой человек считается разговевшимся тем, чья ураза испортилась, и он обязан возместить после месяца рамадан, то есть заново подержать за этот день, но не обязан совершить искупительных действий. Потому что он не совершил этого намеренно, но совершил по забывчивости. И это мнение имама Малика, а так же имама Рабия ибн Аби АбдуРрахмана, они сказали: потому что удержаться от еды и питья так как прием пищи и еду приводит к разговению и нарушению поста и это является столпом уразы поэтому его постановление как будто он не совершил, допустим, столп из намаза по забывчивости, в таком случае он обязан совершить намаз заново даже если он сделал это по забывчивости так. Столп намаза, например чтение суры фатиха, такбиратуль ихрам, саджда, поясной поклон, если ты совершил ракаат и забыл совершить поясной в нем поясной поклон сразу в саджда ушел или забыл прочитать в нем фатиха, каково постановление твоего намаза? Мы говорили рукн (столп) отличается от ваджиба тем что если ты его оставил без разницы намеренно или не намерено это твой ракаат недействителен ты должен совершить его заново, это в противоречие ваджибу, если ваджиб ты оставил намеренно тогда твой намаз недействителен но если ты оставил не намерено или по забывчивости, тогда твой намаз действительный, но ты должен сделать в конце намаза саджа сахву, как например если человек оставил средний ташахуд, средний ташахуд является обязанностью в намазе если человек не намерено оставил средний ташахуд и встал после второго ракаата забыл сесть на ташахуд, то его намаз действителен но он должен сделать саджда саху. Вот здесь они такую же аналогию провели, сказали: удержаться от еды и питья и полового акта является рукном (столпом) уразы, и столп если он оставил не намеренно или по забывчивости все равно, что это не снимает с него ответственности и он должен возместить заново эту уразу.
Ответ на это: то, что эта аналогией уразы на намаз является не правильной, потому что она противоречит явному контексту шариата, как пришло в хадисе: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его».
Значит, правильное мнение в этом вопросе то, что ураза этого человека остается действительной и не портится. Если человек с утра встал и поел кашу, во время еды вспомнил что он держит уразу, он должен воздержаться от дальнейшего употребление пищи и его ураза действительна и он должен держать уразу дальше как обычно до магриба и ничего не обязан возмещать после рамадана, и этот день уразы ему засчитывается и является действительным.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейх Аль-Албани сказал: «Версия, приводимая Абу Даудом, звучит так: “Один человек пришёл к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) и сказал: ‹О Посланник Аллаха! Я поел и попил, забыв о посте›. Посланник Ал-лаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: ‹Это Аллах накормил и напоил тебя›”. Этот хадис приводят аль-Байхакы и Ибн Хиббан (№ 3513). Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис (хасан-сахих)”. Ад-Даракутни добавил: “И он не обязан восполнять свой пост… У него безупречный (сахих) иснад, и все его передатчики надёжны”». Источник: «Ирва аль-галиль», т. 1, с. 107.
Он также сказал (с. 87, под хадисом № 938): «Передаётся следующая версия от Абу Салямы: “Кто сделал то, что нарушает пост, в месяц рамадан, забыв о посте, тот не обязан искупать или восполнять свой пост”. (Аль-Албани сказал, что этот хадис приводится у Ибн Хиббана, № 906, и аль-Хаким, «аль-Мустадрак», т. 1, с. 430. Он назвал его достоверным и ска-зал, что он отвечает условиям Муслима). В хадисе говорится: “Поистине, Аллах простил членам моей общины совершённое по ошибке, по забывчивости и под принуждением”». (Ибн Маджа и другие. Аль-Албани назвал его достоверным в «Ирва аль-галиль» (хадисы 82, 2565)).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/228.
Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/19.
Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/105.
[Конец примечания].
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.