если не пришла квитанция за квартиру что делать
Не приходят квитанции за ЖКУ – должен ли я платить?
– В течение двух лет ТСЖ не выдает мне квитанции (единый платежный документ) на оплату ЖКУ. Я обращался в ТСЖ – ответа не получил. Обращался в госжилинспекцию. Ответ: «Этот вопрос к компетенции госжилинспекции не относится». Я оплачиваю ЖКУ через онлайн-банк, сумму определяю путем пересчета данных в квитанциях соседей на данные своей квартиры. Но 50% льготную скидку на стоимость ЖКУ от социальной службы я все же не получаю. Должен ли я в этом случае платить за ЖКУ?
Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:
Согласно законодательству, факт неполучения квитанции не избавляет собственника от необходимости оплачивать коммунальные услуги.
В данном случае решением может стать официальное письмо в ТСЖ с обозначенным фактом отсутствия платежных документов за определенный период и просьбой о получении этих и последующих квитанций. Заказное письмо необходимо отправить с уведомлением отправителя о факте вручения адресату. Такое обращение будет считаться официальным.
Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:
Я бы на Вашем месте просто перестал платить. Но откладывал бы деньги на отдельный счет, чтобы, когда они очнутся и подадут в суд, заплатить с этого счета. Тогда можно было бы предъявить, что в связи с халатностью ТСЖ и непредоставлением квитанций Вы не можете воспользоваться Вашей льготой, что принесло Вам убытки. Конечно, позиция чревата дополнительными расходами на пени и пошлину, гарантированно проигрышная, но суетиться будут они, а не Вы.
Если Вам это не подходит, пишите заявление в прокуратуру, что ТСЖ злостно пытается лишить Вас льготы путем непредоставления квитанций. Это заставит их шевелиться, и кто-то сильно забегает. А можете пойти в бухгалтерию и запросить акт сверки расчетов. Это будет самое простое и правильное. Если Вам в этом откажут, то требуйте отказ в письменном виде и с ним идите в прокуратуру и суд.
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
По закону, Вам должны дать ответ в течение 30 дней. Трудно сказать, почему Вам не присылают квитанции. Чтобы избежать споров, рекомендую обратиться с этим вопросом в прокуратуру. Это надзорный орган, и ответ Вам уж точно дадут.
Отвечает руководитель отделения городской недвижимости «НДВ» Светлана Жукова:
Логично, что жилищно-коммунальные услуги не бесплатны, и платить каждый собственник за них должен. Другой вопрос – сколько, то есть необходимы методика расчета и обязанности производить эти расчеты, понимание, за кем они.
Если управляющей организацией выступает ТСЖ, то в его обязанности входит и расчет стоимости коммунальных услуг, и уведомление плательщиков о необходимости вносить оплату. Если ТСЖ по каким-то причинам не выставляет счетов или по крайней мере на присылает их почтой, можно написать заявление с требованием вручать платежки лично в руки ежемесячно в определенный период при условии личной явки. Отказать в таком методе получения квитанций на оплату ЖКУ управляющая организация не имеет права.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Вопросы и ответы
Куда обращаться по вопросам начисленных сумм в Едином платежном документе (ЕПД)?
Я оплатил(а) единый платежный документ (ЕПД) на Портале, но статус оплаты ЕПД не поменялся.
Как отказаться от рассылки ЕПД по почте (в бумажном виде)
Где найти полученный Единый платежный документ (ЕПД) на Портале? Можно ли получить ЕПД на электронную почту?
Для просмотра полученного ЕПД на портале mos.ru перейдите по ссылке. Заполните необходимые поля. Для отображения оплаченных счетов снимите галочку «Показывать только неоплаченные ЕПД». Нажмите кнопку «Найти». В результате отобразится платежный документ.
Что необходимо для получения Единого платежного документа (ЕПД)?
Получить единый платежный документ (ЕПД) можно по ссылке.
— Код плательщика;
— Номер квартиры;
— Период оплаты (месяц и год).
Нажмите кнопку «Найти». В результате отобразится платежный документ.
На портале для запроса доступны квитанции, начиная с января 2009г. За ЕПД более раннего периода обратитесь лично в центр госуслуг «Мои документы» вашего района.
Как оплатить коммунальные услуги по ЖКХ через портал?
Для получения единого платежного документа (ЕПД) перейдите по ссылке.
Вы можете сохранить прямую ссылку в закладках браузера.
Заполните следующие обязательные поля:
1. Код плательщика;
2. Номер квартиры;
3. Период оплаты.
Нажмите кнопку «Найти».
На 2-ом шаге будет доступна сумма начислений по запрошенному типу и периоду, а также расшифровка ЕПД (значок «Adobe Acrobat»). Выберите необходимый документ, нажмите «Оплатить выбранные ЕПД», проверьте корректность указанных данных и подтвердите действия – вы попадете на страницу оплаты.
Оплатить ЕПД можно:
— Банковскими картами платежных систем VISA, MasterCard (Maestro), МИР;
— Со счета мобильного телефона операторов МТС, Билайн, Мегафон, ТЕЛЕ2;
— Со счета электронного кошелька (Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани).
Комиссия зависит от выбранного способа оплаты и определяется в момент ввода реквизитов платежного средства на форме оплаты.
Для оплаты банковской картой заполните обязательные поля:
— Номер банковской карты;
— Срок действия карты;
— Код CVV2 или CVC2;
Для оплаты со счета мобильного телефона или со счета электронного кошелька укажите номер мобильного телефона.
Рекомендуем после нажатия кнопки «Оплатить» не закрывать и не обновлять форму до завершения процесса оплаты. После оплаты можно будет сохранить квитанцию банка или отправить ее на электронную почту.
Информация о платежах доступна в личном кабинете в разделе Заявки.
Уведомление: «Не найден обычный/долговой ЕПД для кода плательщика»
При запросе обычного единого платежного документа (ЕПД) это означает, что ЕПД за выбранный месяц не сформирован или отозван по инициативе сотрудников абонентского отдела Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) вашего района.
При запросе долгового ЕПД ошибка означает, что он на текущий момент отсутствует. Рекомендуем обратиться в центр госуслуг «Мои документы» вашего района.
Надо ли оплачивать задолженность по капремонту, если фонд не присылал квитанции?
Подскажите, пожалуйста, насколько законно действует фонд капитального ремонта. Ситуация такая.
Мой муж в этом году унаследовал квартиру, после чего выяснил, что квитанции за капремонт почему-то не приходят, хотя сам дом включен в программу капремонта.
Я написала запрос в фонд, и выяснилось, что у них не было данных о квартире, и они не формировали квитанции. По итогу обращения нам отправили ответ, по которому начисления были произведены с 1 ноября 2014 года, то есть за 6 лет!
Если это не правомерно, то как бы вы посоветовали нам поступить? Обращаться в суд? И на какие аргументы можно опираться, чтобы доказать свою правоту?
Заранее спасибо за ответ.
Екатерина, к сожалению, часть долга точно оплатить придется. Взносы на капитальный ремонт привязаны к квартире, а не к собственнику в отличие от остальных коммунальных услуг. И если предыдущий собственник не платил за капремонт, то этот долг перешел к вашему мужу вместе с унаследованной квартирой.
Но не торопитесь вносить всю сумму долга. Если фонд капитального ремонта подаст иск, вы можете просить суд применить срок исковой давности — три года. Тогда вы сможете заплатить меньше. Поясню, как выгоднее поступить в вашей ситуации.
Когда появляется обязанность оплачивать капремонт
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. Но есть исключения, когда платить не нужно. Например, дом признали аварийным либо государство или муниципалитет планируют изъять земельный участок для своих нужд.
Собственник не обязан платить взносы, пока его дом не включен в региональную программу капремонта. Но как только дом попал в программу, новость об этом официально публикуют на официальном сайте администрации региона. У собственников есть время, чтобы с ней ознакомиться.
Разные регионы устанавливают свои сроки: кто-то дает на ознакомление четыре месяца, другие — семь. Но меньше трех месяцев и больше восьми нельзя. После этого за капремонт обязательно нужно платить. В Свердловской области, где вы живете, такая обязанность возникает спустя полгода после даты официальной публикации информации.
Узнать о публикации собственник должен сам. Здесь действует аналог правила «незнание закона не освобождает от ответственности». Даже если фонд капремонта не присылает вам квитанции, нужно периодически интересоваться, не попал ли ваш дом в программу, чтобы не пропустить момент, когда надо вносить платежи.
Судебная практика в данном случае не на стороне собственников жилья. Суды говорят, что обязанность по оплате возникает у жильцов в силу закона и никак не связана с тем, присылает фонд капремонта квитанции или нет.
Почему теперь долг придется выплатить вашей семье
По закону долг за капремонт привязывается к квартире, а не к собственнику. Как только ваш муж вступил в наследство, вместе с правом собственности на квартиру он получил и долги, которые на ней были. Теперь он, как собственник помещения в МКД, обязан его содержать, в том числе платить за капремонт.
Тот факт, что ни он, ни предыдущий собственник не получали квитанций, роли не играет. Собственник все равно обязан оплачивать расходы на капремонт.
Если квитанции не приходят, надо связаться с региональным оператором и выяснить причину. Так что вы поступили совершенно правильно, когда стали узнавать, что с квитанциями и оплатой.
Как можно уменьшить сумму долга
Платить за все шесть лет не нужно. В законе есть понятие исковой давности — это срок для защиты по иску лица, чье право нарушено. По общему правилу срок исковой давности составляет три года.
Минстрой считает, что трехгодичный срок действует и в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Суды тоже придерживаются этого правила.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе женщина не платила за капитальный ремонт несколько лет, поскольку ей не присылали квитанции. Фонд капитального ремонта подал иск и потребовал взыскать с нее задолженность с 1 сентября 2014 года по 29 февраля 2020 года, то есть почти за пять лет. По мнению фонда, женщина сама должна была обратиться за квитанциями, если она их не получала.
Должница просила суд отказать фонду в исковых требованиях: раз она не получала квитанции, то и платить не могла. Однако суд сказал, что обязанность собственника жилого помещения платить взносы на капремонт возникает в силу закона. А значит, если фонд не направлял собственнику платежные документы и требования об уплате задолженности, в том числе в течение длительного времени, — это не основание, чтобы вообще не платить за капремонт.
Однако взыскать всю сумму фонду так и не удалось. Женщина обратилась с заявлением о применении срока исковой давности, и суд его удовлетворил. Он частично уменьшил исковые требования: сумму задолженности сократил почти в два раза, а сумму пеней — в три.
Вы тоже можете применить срок исковой давности. Но есть один нюанс: это можно сделать только в ходе судебного разбирательства. То есть фонд капремонта должен подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность с вашего супруга. Пока нет судебного процесса, применить исковую давность нельзя.
ЕПД в вопросах и ответах: как получить, прочитать и оплатить
Что такое ЕПД
ЕПД — это единый платежный документ. Его получают жители, чьи дома рассчитывает центр госуслуг «Мои документы».
Как читать платежный документ
С января 2015 года москвичи получают единый платежный документ размером А4+ (228 на 450 миллиметров). Документ отправляют без конверта, но сложенным и запечатанным по краям, с цветным блоком социально значимой информации, единой для всего города.
Что значит та или иная графа в платежке? В верхней части документа есть информационный блок для передачи показаний индивидуальных приборов учета воды. В нем указаны код плательщика, фамилия, имя, отчество и адрес жилого помещения, а также предыдущие показания счетчиков.
Под полями с суммой и местом для подписи и даты заполнения напечатаны название, адрес и реквизиты управляющей организации. Ниже дан детализированный счет, где указаны объемы потребления, тарифы, сумма, льготы и перерасчет для каждой услуги. Это горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление основной площади, добровольное страхование, капитальный ремонт, радио, запирающее устройство, антенна, содержание и ремонт жилого помещения.
Под таблицей с видами услуг дана справочная информация: тип собственности (собственная или государственная (либо муниципальная), общая и жилая площадь, количество зарегистрированных по этому адресу человек (отдельно указывают льготные категории населения), даты создания ЕПД и последней оплаты услуг.
Как отличить подделку
В почтовые ящики москвичей попадают и фальшивые платежки. В них может быть и подлинная информация, например, адрес и фамилия, имя и отчество плательщика. Как отличить подделку? Штрих-код в фальшивке часто размытый, плохо пропечатанный.
Стоит обращать внимание и на получателя платежа. В настоящем ЕПД с июня 2016 года указан счет нового финансового оператора — банка ВТБ, а не Банка Москвы. Сравните реквизиты получателя с предыдущей платежкой: они должны совпадать.
Бывает, что в подделке указан неправильный период оплаты, к примеру февраль — июнь. Настоящий ЕПД формируют за календарный месяц. Кроме того, в фальшивом документе может не быть информации о добровольном страховании, тогда как в настоящем под нее выделена целая графа.
Фальшивка, в отличие от настоящей платежки, не содержит подробных данных о начислениях и льготах по каждой коммунальной услуге. В поддельном ЕПД также нет сведений о жилье: метраже квартиры, общей и жилой площади, количестве проживающих и льготников, форме собственности.
Более низкая в сравнении с обычной стоимость услуг тоже должна насторожить. Мошенники рассчитывают, что жители увидят небольшую сумму и заплатят, не задумываясь. Необходимо ориентироваться на привычную сумму платежки. Кроме того, посчитать расходы на ЖКУ, проверить правомерность цен и тарифов на эти услуги, а также рассчитать примерную сумму оплаты за месяц можно с помощью онлайн-калькулятора.
Если есть хоть какие-то сомнения в подлинности платежки, обратитесь в центр государственных услуг «Мои документы» своего района.
Как получить ЕПД
Получить документ можно и в электронном виде. Первый вариант — на портале mos.ru. Для этого надо зайти в раздел «Услуги и сервисы» и выбрать «Получить и оплатить единый платежный документ (ЕПД)». Эту ссылку можно найти в разделах «Популярное» и «Жилье, ЖКУ, двор». Нужно указать код плательщика, тип документа (обычный за текущий месяц или долговой) и период оплаты (месяц/год). Вы получите сформированный документ, который можно сохранить, распечатать или сразу оплатить банковской картой. Его также отправят в личный кабинет.
На ежемесячное получение ЕПД по электронной почте и/или на мобильный телефон можно подписаться в разделе «Центр уведомлений» личного кабинета, пройдя по ссылке «Настройка уведомлений».
Чтобы заказать платежку по СМС, надо отправить на короткий номер 7377 сообщение с текстом «квартплата и код плательщика» (например: квартплата п 1234567890). Кроме того, его получают пользователи мобильного приложения «ЖКХ Москвы».
Пожаловаться на несвоевременную доставку единого платежного документа можно по телефону горячей линии: +7 (495) 777-77-77, или же оставив обращение на сайте ГКУ «Центр координации ГУ ИС».
Как оплатить ЕПД
Как правило, возможность оплатить коммунальные услуги предоставляют мобильные операторы, банки и платежные сервисы. Для этого понадобится код плательщика. Онлайн заплатить за ЖКУ можно на портале mos.ru.
Оплачивать услуги надо не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Перед отъездом, например в отпуск, лучше заплатить за ЖКУ авансом. Если долги все же накопились, можно получить рассрочку. В управляющей организации клиенту предложат заключить договор о реструктуризации и разбить долг на суммы, которые он в состоянии оплачивать одновременно с текущими начислениями.
Что дает добровольная страховка
Застраховать квартиру или комнату может практически любой владелец или наниматель жилья в многоквартирном доме. Исключение одно: если жилое помещение признано аварийным или непригодным для проживания или расположено в аварийных, подлежащих сносу или освобождаемых по другим законным основаниям домах.
Выбранные на городском конкурсе компании рассылают по почте страховое свидетельство на предъявителя (без указания фамилии, имени, отчества собственника жилья или нанимателя). По факту это предложение заключить договор страхования с ежемесячной оплатой взносов. Чтобы договор страхования действовал, достаточно ежемесячно оплачивать взносы за следующий месяц. Сумма включена в ЕПД. Если вы его не получаете, оплачивать взносы можно по квитанциям страховой компании, которые, как правило, рассылают вместе со страховыми свидетельствами.
Страховка покрывает убытки от пожара и его последствий, взрыва, залива квартиры, сильного ветра (больше 20 метров в секунду). Лимит выплат по этим рискам в 2017 году — 36,3 тысячи рублей на квадратный метр общей площади. Стоимость страховки — 19 рублей 44 копейки за квадратный метр общей площади квартиры в год.
Если застрахованная квартира будет уничтожена в результате пожара, взрыва или другого страхового случая, город гарантирует предоставление жилья гражданам, зарегистрированным в ней по месту жительства.
Подробнее условия страхования и возмещения ущерба прописаны в договоре со страховой компанией. Найти ту, которая обслуживает ваш округ, можно по ссылке.
Что делать, если не пришла квитанция за коммунальные услуги?
Конечно, среди плательщиков коммуналки есть несознательные элементы, которым в равной степени все равно, подымится цена на горячую воду или нет. Но есть и такие владельцы недвижимости, которые вовремя оплачивают все необходимые платежи, и они серьезно задаются вопросом о том, что же делать, когда не пришла квитанция за квартиру и где посмотреть, какая у них задолженность.
Понятие жилищно-коммунальных услуг
Для нормального существования человеку, помимо всего прочего, необходимо жилье. Неважно, будет ли это частный дом или квартира в многоэтажке. Проживание в том или ином месте требует содержания дома или квартиры в жилом состоянии, соответствующем законодательно установленным техническим и санитарно-гигиеническим правилам. Да и удобства в виде горячей или холодной воды, электричества и отопления в холодный период также являются необходимым фактором для нормального существования.
Такие услуги, предоставляемые населению, и называются жилищно-коммунальными, ведь ими обеспечивается сразу несколько жилых и не только объектов, что намного удобнее, чем обеспечение каждого конкретного здания. Занимаются данными услугами специальные организации:
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Понятие жилищного фонда и жилого помещения раскрывается в ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Разновидности коммунальных платежей
За все, в том числе и за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, надо платить. Для удобства начисления платежей в зависимости от предоставления вида услуг ведутся разные ведомости. Среди видов жилищно-коммунальных услуг выделяют следующие:
За каждую графу из вышеизложенного списка производятся начисления, передающиеся владельцу квадратных метров в виде квитанции с указанием общей суммы, которая должна быть уплачена своевременно. Обычно такие квитанции разносят по квартирам горожан работники специальных жилищных и коммунальных служб.
Ситуации бывают разными
Добросовестные люди стараются не допускать задолженности, чтобы не накапливать долгов и не потерять возможность получать ту или иную услугу, поэтому они платят сразу по всем необходимым платежкам. Но в жизни бывают ситуации, когда в очередной раз квитанции вдруг не пришла.
Это может случить по разным причинам. Например, работник управляющей компании ее не донес, квитанция выпала и улетела, закатилась за почтовый ящик или попала в соседний. Могут сложиться и более сложные ситуации. Например, человек живет далеко от квартиры, которая находится в его собственности, и ему неудобно ехать через весь город или вообще в другой населенный пункт, чтобы получить квитанцию. Или, например, у кого-то есть несколько квартир, расположенных в нескольких районах.
Но какова бы ни была причина, остается вопрос, что же делать, если не принесли квитанцию? Предпринимать какие-то меры или ожидать следующей платежки? К кому обращаться и можно ли посмотреть ее в электронном виде?
Рекомендации плательщикам
На самом деле, если платежка не приходит, или квитанцию принесли позже обозначенного, ничего страшного еще не произошло. Вот некоторые рекомендации, что делать в таких случаях:
Если вам насчитали пеню за не вовремя уплаченные коммунальные услуги по причине утраченной квитанции или ее несвоевременной доставке, то вам придется позаботиться о доказательстве того, что произошла данная ситуация по вине коммунальщиков.
Способы оплаты коммунальных услуг
Современные технологии предусматривают огромное количество способов оплаты необходимых платежей. Например:
При выборе способа оплаты коммунальных платежей не забывайте о возможных комиссиях, которые берут коммерческие организации, к чьим услугам вы будете обращаться.
Заключение
Кроме государственных организаций, которые могут дать квитанцию о сумме, начисленной за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, на данный момент существует много других возможностей получить нужную информацию. Например, сайт «Госуслуги». С его помощью можно ежемесячно получать счета за ЖКХ в электронной форме. Для этого нужно зарегистрироваться, создать личный кабинет, а потом в разделе «Начисления» добавить поставщика коммунальных услуг. После введения своего номера лицевого счета, в графе «Мои счета» можно будет узнать сумму к оплате по каждому виду предоставляемых услуг. После этого вам не придется волноваться по поводу, куда исчезла квитанция и что же теперь делать.
В жизни может произойти все что угодно, но запомните, из любой ситуации есть выход! Главное не паниковать, а заняться поиском информации о том, что дальше делать. Найдя наиболее оптимальный для себя вариант, смело начинайте действовать и вы сможете достичь своей цели.
Последние изменения в законодательстве могли быть не отображены в данной статье, в связи с этим статья могла утратить юридическую актуальность. В случае возникновения вопросов обязательно обратитесь за бесплатной консультацией к нашему юристу через форму ниже.