если не проводить больничный лист что будет 2021
Оплата больничных работодателем в 2021 году: новые обязанности для организаций
Новые обязанности работодателей в 2021 году по оплате больничных
С 2021 года все без исключения регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное социальное страхование был упразднен (Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.07.2016).
По новым правилам работодатели выплачивают своим работникам больничные пособия только за первые 3 дня временной нетрудоспособности (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). За все последующие дни больничного деньги работникам будут поступать непосредственно из регионального отделения ФСС (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Выплачивать пособие за весь период больничного листка работодателям больше не потребуется. Соответственно, не потребуется и представлять заявления на возмещение/зачет выплаченных сотрудникам пособий. Все страховые взносы в ФСС работодатели будут уплачивать в полном объеме без возможности их уменьшения на величину выплаченных в пользу работников больничных пособий. При этом обязанность по оплате сотрудникам первых 3 дней временной нетрудоспособности сохраняется за работодателями в полном объеме. Возмещать работодателям эти деньги ФСС по-прежнему не будет.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное соцстрахование был упразднен.
2. С 2021 года работодатели выплачивают своим работникам больничные пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности. Все последующие дни больничного оплачивает ФСС.
3. Работодатель должен получить от работника документы, необходимые для назначения и выплаты больничного пособия, рассчитать и выплатить пособие за первые 3 дня, сформировать и представить в ФСС комплект документов для выплаты пособия за весь последующий период временной нетрудоспособности.
4. Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за пособием.
5. Пособие за первые 3 дня болезни работодатель должен перечислить сотруднику в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты.
6. В течение 5 рабочих дней с момента обращения сотрудника за получением больничного пособия работодателю нужно сформировать и направить в ФСС полный комплект документов для назначения и выплаты этого пособия.
7. ФСС обязан выплатить свою часть пособия в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов от работодателя.
8. Несоблюдение сроков для передачи документов в ФСС грозит работодателю штрафом от 300 до 500 рублей.
Сам порядок расчета больничных пособий по большей части не изменился. В 2021 году пособия также рассчитываются, исходя из среднего дневного заработка сотрудника и количества дней временной нетрудоспособности, подтвержденного больничным. Единственное изменение здесь состоит в том, что теперь больничное пособие за полный месяц не может быть меньше МРОТ (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ). Если пособие в расчете за полный месяц окажется ниже данной величины, то его нужно будет выплатить в размере, исчисляемом исходя из МРОТ. В этих целях действующий МРОТ делится на количество календарных дней месяца и умножается на количество календарных дней, приходящихся на время болезни.
При этом работодатели должны рассчитать пособие только за первые 3 дня болезни работника. Расчет оставшейся части пособия произведет ФСС на основании сведений, поступивших от работодателя. Для этого работодателям нужно получить от работника заявление, больничный лист и направить их вместе со сведениями о заработке сотрудника в ФСС.
С учетом вышеуказанных изменений обязанности работодателей в части оплаты больничных листов теперь будут сводиться к выполнению следующих действий:
Какие документы работодатель должен получить от работника для назначения больничного пособия
Поскольку в 2021 году оформление больничных пособий осуществляется через работодателей, именно на них возлагается обязанность по получению от работников сведений и документов, необходимых для назначений этих пособий.
В число таких документов входят (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
Заявление заполняется работником по форме, утв. приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578 (Приложение № 1). В заявлении в обязательном порядке указывается способ перечисления больничного пособия – на банковскую карту «Мир», на банковский счет или почтовым переводом.
К заявлению прикладывается оригинал больничного листка (номер электронного больничного), предоставленный работником. Причем к оплате принимаются больничные листки, с момента оформления которых прошло не более 6 месяцев (п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Работодатель заполняет только свою часть больничного листка. То есть указывает в нем сведения об организации и самом работнике, средний заработок сотрудника для начисления пособия, средний дневной заработок, а также сумму пособия за первые 3 дня больничного.
Поля больничного «За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» и «ИТОГО начислено» работодателем не заполняются – их заполнят в ФСС. Электронный больничный листок заполняется работодателем в аналогичном порядке (п. 11 постановления Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).
Получив от работника все нужные документы, работодатель осуществляет расчет и выплату пособия за первые 3 дня больничного, формирует пакет документов для оплаты больничного за оставшийся период и направляет его в ФСС.
Выплата пособия за первые 3 дня больничного
Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за его получением.
Само пособие за первые 3 дня болезни работодатели обязаны перечислять на зарплатные карты своих сотрудников в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Законодательство не обязывает работодателей оформлять для перечисления пособия отдельный платежный документ. И больничное пособие, и зарплату (аванс) можно перечислить на банковскую карту сотрудника одной платежкой, указав в ней соответствующие типы назначения платежа.
При этом с выплаченного работнику пособия работодатель должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ. НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором было выплачено больничное пособие (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
Оставшуюся часть пособия работнику рассчитывает и перечисляет уже региональное отделение ФСС. Для этого работодатель обязан своевременно направить в фонд полный комплект документов, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.
Передача в ФСС документов для выплаты больничного пособия
С момента обращения сотрудника за получением больничного пособия у работодателя есть 5 рабочих дней для того, чтобы сформировать и направить в ФСС полный комплект документов для назначения и выплаты этого пособия (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
В число таких документов входят заявление, больничный листок, сведения о среднем заработке сотрудника для расчета больничного и опись этих документов.
Форма представления в ФСС вышеуказанных документов и сведений зависит от количества сотрудников, работающих у работодателя. Работодатели со среднесписочной численностью сотрудников до 25 человек включительно могут направить эти документы заказным письмом. Если же численность сотрудников работодателя превышает 25 человек, то вместо пакета документов он направляет в ФСС электронный реестр сведений (п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
Оставшуюся часть пособия ФСС выплатит работнику в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов или реестра сведений от работодателя. Пособие перечислят на банковский счет или через организацию федеральной почтовой связи по выбору самого сотрудника.
Как отвечает работодатель за несвоевременную передачу больничных в ФСС
Если работодатель в течение 5 рабочих дней после получения от работника всех необходимых документов для назначения больничного пособия не передаст эти документы в ФСС, его могут привлечь к административной ответственности.
Законодательство предусматривает административную ответственность за непредставление и несвоевременное представление в ФСС документов и сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.
Ответственность за это правонарушение работодатели несут по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков представления документов в территориальные органы ФСС). В соответствии с данной статьей несоблюдение 5-дневного срока подачи в ФСС необходимых документов влечет наложение штрафа на руководителя и главного бухгалтера организации-работодателя в размере от 300 до 500 рублей.
Повышение суммы и прямые выплаты: что изменилось при оплате больничных с 2021 года
В 2021 году действует обновленный порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности. Минимальная сумма выросла вместе с МРОТ и теперь всегда будет к нему привязана, а во всех регионах выплаты будет перечислять напрямую фонд социального страхования.
Об этом стоит знать даже тем, кто здоров. Ведь это пособие платят и при уходе за родственниками, детьми. И даже во время самоизоляции.
Кого это касается
Если у вас есть трудовой договор, в случае болезни вам положено пособие.
Оно оформляется через работодателя. Безработные, занятые по гражданско-правовому договору и ИП без добровольного страхования его не получают.
Больничные — это просторечное название пособия по временной нетрудоспособности. Если за человека уплачиваются страховые взносы — обычно в рамках обязательного социального страхования, — то в период болезни государство компенсирует ему утраченный заработок.
Можно лечиться дома или в стационаре и получать деньги. При условии, что оформлен больничный лист.
Как рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности
Есть общие правила расчета:
Еще есть особенности для разных ситуаций: учитывается, кто именно болеет — работник или его родственник, какой у сотрудника стаж и какова причина нетрудоспособности.
Например, при уходе за больным членом семьи оплатят только 7 дней больничного, 100% среднего заработка можно получить при стаже от 8 лет, а при болезни самого сотрудника первые 3 дня оплачиваются за счет работодателя.
Минимальная сумма зависит от МРОТ
Больничные не могут быть меньше минимального размера оплаты труда за полный месяц. Но раньше окончательная сумма выплат все равно была привязана к стажу. А при болезни ребенка с десятого дня платят 50% среднего заработка. В итоге работник мог получить только часть среднего заработка, а выплаты за месяц оказывались меньше МРОТ.
Если установлен районный коэффициент, минимальный заработок считают с учетом этого повышения.
Максимальная сумма выросла за счет лимитов
При расчете среднего дневного заработка учитываются выплаты за два года до года начала болезни. Если больничный лист оформлен в 2021 году, на пособие влияет доход за 2019 и 2020 годы. Сумму выплат, облагаемых социальными взносами, нужно разделить на 730 — так получается средний дневной заработок.
Но есть предельная сумма для начисления взносов. Фактически она устанавливает максимальную сумму среднего дневного заработка. При любом размере зарплаты пособие за день все равно не превысит этот лимит.
Электронный больничный лист в 2021 году
В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.
Вводная информация
Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).
После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).
Что такое электронный листок нетрудоспособности
Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.
Справка
С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».
ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.
Важно
Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.
Условия перехода на ЭЛН
На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).
Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.
Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).
Внимание
Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.
Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».
Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.
В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).
Как получить ЭЛН
Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.
После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.
Внимание
Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.
Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя
Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).
После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.
Важно
Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).
Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).
Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).
Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».
Важно
Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.
Плюсы и минусы электронного больничного
Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:
Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.
Практические выводы
Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).
В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».
Оплата больничного в 2021 году по новым правилам
Что поменялось в оплате больничных с 2021 года
Главное изменение в порядке оплаты больничных для работников заключается в том, что теперь пособия будет выплачивать не только работодатель, но и региональное отделение ФСС, в котором работодатель зарегистрирован в качестве страхователя. Фактически пособие будет разделено на 2 части, которые могут выплачиваться разными способами и в разное время.
Первую часть пособия составляют выплаты за первые 3 дня временной нетрудоспособности (нахождения на больничном). За эти выплаты отвечает работодатель, который производит их за собственный счет без возможности последующего возмещения из средств ФСС (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Пособие за весь последующий период временной нетрудоспособности, начиная с 4 дня болезни, работнику перечислит непосредственно ФСС.
При этом на весь 2021 год и последующие периоды сохраняется заявительный порядок получения пособий по временной нетрудоспособности. Чтобы получить больничное пособие работник по-прежнему должен обратиться к своему работодателю, предоставить больничный листок и написать соответствующее заявление.
Больничное пособие в 2021 году рассчитают уже по новым правилам. Так, если пособие за полный месяц окажется ниже МРОТ, то его все равно рассчитают, исходя из МРОТ. Для этого действующий МРОТ делится на количество календарных дней месяца (28,29,30 или 31) и умножается на количество календарных дней, приходящихся на время болезни (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ).
Также претерпел ряд изменений в 2021 году и порядок получения больничных листков.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 2021 года первые 3 дня больничного оплачивает работодатель, а последующие – ФСС.
2. Если пособие за полный месяц окажется ниже МРОТ, то его все равно рассчитают исходя из МРОТ.
3. Чтобы получить больничное пособие, работник должен обратиться к своему работодателю, предоставить больничный лист и написать заявление.
4. В некоторых случаях работник может обратиться за больничным пособием непосредственно в ФСС.
5. Работники теперь могут проконтролировать выплату больничных пособий в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ФСС или через специальное мобильное приложение «Социальный навигатор».
Как получить больничный лист в 2021 году
Новый порядок выдачи листков временной нетрудоспособности регулируется приказом Минздрава от 01.09.2020 № 925н. Теперь работник вправе самостоятельно выбирать, какой именно больничный лист ему нужен – электронный или традиционный, на бумажном носителе. При этом электронный больничный оформляется только с письменного согласия пациента.
Больничные сроком до 15 календарных дней включительно выдаются врачом самостоятельно, а при сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, больничный выдается и продлевается по решению врачебной комиссии. Больничный выдается на весь период нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Выдача бумажных больничных осуществляется при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Электронный больничный выдается при предъявлении паспорта (другого документа, удостоверяющего личность), а также номера СНИЛС.
Если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности занят у нескольких работодателей и в 2 календарных годах, предшествующих году выдачи листка нетрудоспособности, был занят у тех же работодателей, то ему выдается несколько бумажных листков нетрудоспособности по каждому месту работы.
Получив больничный листок, работник может обращаться за назначением и выплатой больничного пособия.
Обращение за назначением и выплатой больничного пособия
Заявление о назначении пособия подается работником по форме, приведенной в Приложении 1 к приказу ФСС РФ от 24.11.2017 № 578. В заявлении необходимо указать конкретный способ перечисления больничного пособия – на банковскую карту «Мир», на банковский счет или почтовым переводом. Обратите внимание, что в самое ближайшее время форма заявления будет изменена.
Как правило, заявление с помощью учетных программ оформляет работодатель. От работника требуется только предоставление всей необходимой информации – данные больничного листка, а также реквизиты банковского счета, на который будет переведено пособие.
Обратиться за назначением больничного пособия нужно не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Если пособие назначается в связи с уходом за больным членом семьи, карантином, протезированием или долечиванием, обратиться за его назначением необходимо также не позднее 6 месяцев со дня окончания соответствующего периода освобождения от работы (ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Иными словами, больничный лист необходимо предоставить работодателю не позднее полугода с момента его оформления. В противном случае в предоставлении пособия будет отказано (п. 17 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Приняв от работника документы, работодатель направляет их в отделение ФСС для выплаты пособия. На это работодателю отводится 5 дней. Данный срок отсчитывается с момента поступления всех необходимых документов в бухгалтерию предприятия.
Первая часть пособия (за первые три дня больничного) работодатель выплатит на карту работника при выплате ближайшей зарплаты. Вторая часть пособия поступит сотруднику в течение 10 дней с момента поступления документов в отделение фонда (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Самостоятельное получение больничного пособия в ФСС
По общему правилу оформление больничных пособий в 2021 году осуществляется через работодателей. Именно они получают от работников листки временной нетрудоспособности и заявления, формируют пакет документов для назначения пособия и передают его в ФСС.
Однако новые правила все же оговаривают ряд случаев, когда работники вправе самостоятельно обратиться в ФСС за назначением и выплатой больничного пособия. Это возможно, в частности, в следующих случаях (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375):
Чтобы самостоятельно получить пособие, работник должен представить в ФСС заявление, больничный лист, подтверждающий факт временной нетрудоспособности, трудовую книжку, а также справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Этот комплект документов нужно направить в территориальный орган ФСС по месту регистрации работодателя. Получив все вышеуказанные документы, ФСС произведет работнику выплату пособия на указанные им реквизиты.
Порядок и сроки выплаты больничных пособий в 2021 году
Порядок выплаты больничного пособия за первые три дня болезни аналогичен порядку выплаты сотруднику его зарплаты. Пособие будет выплачено работнику в ближайший после его назначения день, установленный для выплаты заработной платы в организации (Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
В свою очередь ФСС переведет больничное пособие за весь оставшийся период временной нетрудоспособности, начиная с 4 дня, одним из следующих способов, указанных работником в заявлении:
Срок выплаты данной части больничного пособия – не позднее 10 дней с даты поступления в ФСС необходимого комплекта документов (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Ответственность работодателя за несвоевременную передачу больничных в ФСС
Отсутствие необходимости возмещать выплаченные работникам пособия может приводить к затягиванию работодателями 5-дневного срока подачи документов/реестров в ФСС. В этих целях законодательство предусматривает административную ответственность за непредставление и несвоевременное представление в ФСС документов и сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.
Ответственность за подобное правонарушение работодатели несут по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков представления документов в территориальные органы ФСС).
В соответствии с данной статьей несоблючение 5-дневного срока подачи в ФСС необходимых документов повлечет наложение штрафа на руководителя и главного бухгалтера организации-работодателя в размере от 300 до 500 рублей.
Как работнику проконтролировать выплату больничных пособий
Немаловажное для работников изменение в оплате больничных с 2021 года заключается в том, что теперь они могут проконтролировать выплату больничных пособий, что называется в режиме реального времени.
Для этого ФСС реализовал сразу несколько бесплатных сервисов, которые позволяют узнать, на какой конкретно стадии находится та или иная выплата и как скоро деньги поступят на счет сотрудника.
В частности, теперь отследить статус направленных на выплату пособия документов работник может в Личном кабинете застрахованного лица на официальном сайте ФСС. Логин и пароль в личном кабинете такие же, как и в личном кабинете гражданина на сайте Госуслуг.
Здесь можно проконтролировать, поступили ли документы в отделение ФСС, а также отслеживать этапы их прохождения в виде определенных статусов (документ загружен, документ рассчитан, документ оплачен).
Обратите внимание, что данная возможность предоставляется только в случае, если работником был оформлен электронный больничный листок.
Кроме того, сейчас в ФСС работают телефоны горячей линии. Например, москвичи могут уточнить, когда им выплатят больничные, по телефону (495) 650-19-17.
Как просмотреть электронные больничные в личном кабинете ФСС
Получить доступ к своему личному кабинету ФСС (ЛК) можно на сайте Фонда социального страхования РФ (рис. 1).
Рис. 1. Стартовая страница
На стартовой странице следует выбрать вариант Кабинет получателя услуг и нажать на кнопку Войти для перехода к авторизации.
Авторизация в ЛК ФСС поддерживается Единой Системой Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) Портала государственных услуг РФ. Для входа в ЛК ФСС используется логин и пароль своей учетной записи на Госуслугах (рис. 2).
Рис. 2. Авторизация в ЛК ФСС
После успешной авторизации по кнопке Войти открывается страница сервисов личного кабинета получателя услуг. Для просмотра сведений об электронном листке нетрудоспособности (ЭЛН) на странице сервисов следует выбрать пункт основного меню Листки нетрудоспособности (рис. 3), после чего откроется список ЭЛН (рис. 4).
Рис. 3. Листки нетрудоспособности
Рис. 4. Выбор ЭЛН из списка
Для просмотра конкретного ЭЛН необходимо кликнуть мышью по номер ЭЛН. Откроется карточка ЭЛН (рис. 5 и 6).
Рис. 5. Карточка ЭЛН (начало)
Рис. 6. Карточка ЭЛН (продолжение)
Чтобы посмотреть информацию по каждой группе сведений, следует развернуть нужную группу, кликнув по знаку «+».
В ЛК ФСС также можно посмотреть дополнительную информацию по каждому пособию и его расчету.