Эсминцы что это такое
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
В чем разница между фрегатом и эсминцем? Naval Post «по-простому»
Эсминец и фрегат различаются тоннажем, вооружением, характером выполняемых задач, возможностями и размерами. Однако, не существует стандарта, определяющего военный корабль как эсминец или как фрегат. Разные страны имеют разные определения и представления о том, что должен делать эсминец, а что фрегат. Например, ВМС США имеет 9000-тонный эсминец типа Arleigh Burkeкак, а Иран может назвать эсминцем и 95-метровый корабль типа Moudge. Британская Naval Post попыталась «по-простому» объяснить разницу между фрегатом и эсминцем.
Фрегаты
Фрегаты это самый маленький класс из трех основных классов БНК (боевой надводный корабль) и, возможно, самый маленький «голубоводный», то есть океанский военный корабль.
Получив броню и башенные орудия фрегат стал крейсером, так как уже не было «орудийной палубы», определяющей особенности фрегата. Термин «фрегат» исчез примерно в конце 1800-х годов и не появлялся до Второй мировой войны
Британцы нуждались в корабле для сопровождения конвоя. Эсминцы выполняли почти ту же роль, что и фрегаты в эпоху парусного флота, однако океанские эсминцы были относительно быстры и несли торпеды.Патрульные катера были недостаточно быстры и не обладали достаточной дальностью действия или мореходными качествами, чтобы сопровождать конвои и защищать их от подводных лодок. Был создан средний класс БНК, который был не так быстр и хорошо вооружен как эсминцы (не имел вооружения против подводных лодок или самолетов), но все же двигался быстрее, чем конвойные суда. Он был больше патрульных катеров, чтобы перевозить больше топлива и выдерживать бурную океанскую погоду и волны. Англичане переработали термин «фрегат» для определения этого нового класса кораблей.
Эсминцы
Эсминцы намного меньше линкоров, но больше фрегатов, обычно имеют одну пушку (5 дюймов по сравнению с 16-дюймовыми на линкорах типа «Айова») и много ракет, включая противокорабельные, наземные и крылатые ракеты («Томагавки» в американском случае). Современные эсминцы часто также имеют вертолетную площадку, что помогает в противолодочной войне.
Эсминец изначально был классом БНК для прикрытия линкоров и крейсеров с их мощными, но нескорострельными пушками от высокоскоростных и маневренных торпедных катеров, введенных в строй примерно в конце 1800-х годов.
Фрегат против эсминца
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем размыта. В общем, эсминец тяжелее, имеет большую огневую мощь и немного быстрее фрегата. Фрегаты также имеют тенденцию уделять больше внимания противолодочным миссиям. Однако оба класса БНК часто способны выполнять несколько миссий.
Какими бывают эсминцы
Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…
Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.
Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.
Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…
Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.
Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.
В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми». О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.
«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.
Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».
Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.
Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.
Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!
Второй подвид – «ударные» эсминцы.
Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.
Эсминец проекта 956 ( шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.
Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!
Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».
Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО
Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.
Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.
Пятый подвид – универсальные эсминцы
Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».
В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.
Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.
Миноносные военные корабли
Эскадренные миноносцы представляют собой быстроходные многоцелевые корабли, которые могут выполнять целый ряд боевых и пограничных задач. Они оснащены орудиями, установленными на борту для борьбы с подводными, надводными и воздушными силами. Эсминцы входят в состав эскорта авианосцев и тяжелых крейсеров, осуществляют огневую поддержку десанта, занимаются патрулированием и разведкой. При необходимости расставляют минные заграждения и выполняют другие операции.
Такое многообразие выполняемых задач делает современный эскадренный миноносец универсальным судном. Оно является одним из самых скоростных среди всех экземпляров, плавающих на дальние расстояния. При этом у эсминцев есть возможность создания дымовой завесы, благодаря которой они могут прятаться от противника. Размеры и набор вооружения у таких кораблей в разных странах достаточно разнообразны. Это могут быть довольно крупные судна с ядерными установками на борту. В то же время некоторые вооруженные силы называют эскадренными миноносцами небольшие маневренные корабли, способные ловко обойти любые преграды.
Свое имя миноносец получил благодаря тому, что в дореволюционной России торпеды (которые являются основным вооружением описываемого корабля) называли «самодвижущимися минами». В англоязычных странах данный класс боевых судов называют Destroyer, что в переводе означает «истребитель».
Так, израильский эсминец «Эйлат», который ранее принадлежал британцам, имел водоизмещение не больше двух тонн. В годы Второй мировой войны основным назначением корабля было арктическое конвоирование в северных морях важных военных объектов из Британии в СССР. Однако даже для тех лет такой размер был слишком мал для подобного класса боевого судна. Не удивительно, что в 1967 году он стал первым в истории кораблем, который сумели потопить противокорабельные ракеты. Египетские катера выпустили в него 4 ракеты, в результате которых «Эйлат» затонул, а вместе с ним погибло 47 членов экипажа.
История создания эскадренных миноносцев
Лишь в 1877 году появились первые действующие корабли с торпедными установками. Ими стали сразу два судна: британский миноносец «Лайтнинг» и российский «Взрыв». На обоих были установлены торпеды Уайтхеда, которые предназначены для потопления любых видов кораблей. Успешные испытания позволили уже спустя два года произвести для Англии еще 11 подобных судов. В этот же период было построено 12 французских миноносцев, а также по 1 для Австро-Венгрии и Дании.
Первым боевым опытом миноносцев стало сражение Российской империи с Турцией: 14 января 1878 года два катера с минами на борту затопили пароход «Интибах», имеющий турецкое происхождение. Новость о быстром затоплении прошла по всей Европе. Стало понятно, что наряду со строительством громоздких броненосцев необходимо выпускать легкие и маневренные миноносцы. Последние были легкой добычей для тяжелых вражеских кораблей днем, однако ночью они могли незаметно подплывать на критически близкие расстояния к неприятелю и выпускать смертоносные торпеды. Так, спустя менее 10 лет после постройки первых миноносцев, большинство европейских военно-морских сил уже имело на вооружении множество подобных судов. Лидерами являлись следующие страны:
Эсминец – предпосылки создания, назначение корабля
Развитие строительства миноносцев поставило под угрозу существование значительно более дорогих тяжелых крейсеров и линкоров. Необходимо было создавать корабли, которые способны выходить в открытое море вместе с тяжелыми судами. В то же время они должны нести в себе вооружение для уничтожения вражеских мелких и маневренных минных катеров, а также артиллерию, которая не позволит миноноскам подойти на необходимое для атаки расстояние. Перед кораблестроителями поставили задачу – построить истребителей миноносцев.
Первые эскадренные миноносцы
Самыми успешными и маневренными миноносцами в конце 19 века считались французские образцы. Известный в те годы британский кораблестроитель Альфред Ярроу отправился во Францию для изучения их новых кораблей. По приезду домой он сконструировал новый тип боевых судов, которым дал название Torpedoboats Destroyers – истребители миноносцев. В 1893 году было спущено на воду шесть новейших судов, которые стали первыми образцами нового класса кораблей – эскадренных миноносцев. Два из них были построены компанией Альфреда Ярроу. Их скорость хода составляла около 26 узлов. Артиллерия включала 67-мм и 57-мм пушки, а также по три 457-мм торпедные установки. Данные образцы эсминцев имели удлиненную форму: при длине почти 50 метров, ширина судна не превышала 6 метров. Испытания, проводимые в море, показали, что носовой торпедный аппарат не годен к работе – самодвижущиеся мины, выпущенные из него на полном ходу, могли быть легко уничтожены самим кораблем, он их таранил в прямом смысле слова.
Вездесущий конкурент Великобритании – Франция, построила свой первый эскадренный миноносец в 1894 году. В первый год 20 века ВМС США также стали обладателями корабля нового класса. А уже спустя 4 года Америка имела на вооружении 16 подобных судов.
Эсминцы США типа «Бейнбридж»
США запустили программу по разработке эсминцев после анализа военных столкновений между чилийцами в 1894 году и японо-китайской войны того же года. В ходе морских сражений маневренные и экономичные миноноски сумели потопить несколько тяжелых и дорогостоящих крейсеров. Кроме того, война Америки с Испанией в 1898 году дала понять американцам, что Европа уже активно использует эскадренные миноносцы, которые с легкостью справляются с поставленными задачами – предотвращают нападение американских торпедных катеров, при этом ничуть не уступают им в скорости движения. Необходимо было ускорить разработку и строительство собственных эсминцев.
Первые 13 судов типа «Бейнбридж» были построены за четыре года. Их длина равнялась 75 метрам, проектная скорость хода 28 узлов. Вооружение включало 2 75-мм и 6 57-мм пушек, а также два торпедных аппарата Уайтхеда. Последующая эксплуатация показала, что данные корабли не могут плавать на дальние расстояния и не выдерживают обещанной скорости. Однако они были широко распространены на Тихоокеанском флоте и даже участвовали в Первой мировой войне.
Миноносцы Российского императорского флота
Первые российские миноносцы обладали меньшими размерами в сравнении с аналогичными кораблями у европейских соседей. Их скорость движения не превышала 25 узлов. На борту, как правило, размещалось 2 легкие пушки и не более двух поворотных торпедных аппаратов. Кроме того, в носовой части корпуса размещалась еще одна торпедная установка. Класс эскадренных миноносцев появился в русском флоте лишь после окончания войны с Японией.
Еще одни миноносцы Русско-японской войны типа «Грозный» стали продолжением серии эсминцев «Буйный». Первый корабль данной серии был введен в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Спустя полгода он участвовал в Цусимском сражении. После сокрушительного поражения Российского флота «Грозный» вместе с другим эсминцем отправились во Владивосток. Однако японские миноносцы и истребители обнаружили судна и начали атаку. Второй миноносец – «Бедовый», поднял белый флаг и сдался неприятелю. В это время за «Грозным» началась погоня. Японский миноносец «Кагеро» находился от русского судна на расстоянии менее 4 километров. После продолжительной перестрелки, получив множественные ранения оба корабля разошлись. Так «Грозный» стал одним из трех выживших судов Тихоокеанской эскадры, сумевших попасть во Владивосток. В дороге у него закончилось топливо, в результате чего в печь пошли все деревянные конструкции, вплоть до спасательных шлюпок.
Изменение конструкции эсминцев в начале 20 века
Начало 20 века ознаменовалось строительством кораблей с паровыми турбинами, благодаря которым скорость хода можно было увеличивать. Первым эсминцем с паровой установкой стал британский «Вайпер», его скорость достигала 36 узлов. Во время шторма судно раскололось на две части, однако это не остановило англичан и в скором времени у них на вооружении появились новые паровые эскадренные миноносцы.
С 1905 года снова британцы стали основоположниками нового вида топлива. Теперь корабли ходили не на угле, а на нефти. Водоизмещение эсминцев также было увеличено с 200 до 1000 тонн.
В ходе многочисленных испытаний все страны отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов, оставили только поворотные палубные аппараты. Размер торпеды также был увеличен до 600 мм в диаметре, вес достигал 100 кг.
Стоит отметить, что несмотря на значительное количество построенных эсминцев в конце 19 – начале 20 века, их вооружение все еще находилось на недостаточном уровне. У мировых лидеров ВМС не хватало боевого опыта, у воюющих стран не было времени и средств на разработку новых образцов. Однако впереди мир ожидала Первая мировая война, где каждая страна должна была показать свои умения и самоотверженность.
Первая мировая война
В день объявления Британией войны против Германии английский эскадренный миноносец «Ланс» выпустил первую торпеду, направленную на немецкое судно «Кёнигин Луизе». Именно с этого минного заградителя была выпущена мина, подорвавшая первый английский корабль.
Британские эсминцы Первой мировой войны
Эсминец типа «Ланс» был спущен на воду незадолго до начала войны – в феврале 1914 года. На борту располагались 3 легкие 102-мм пушки, 1 зенитка и два 533-мм торпедных аппарата. Во время патрулирования в Северном море экипаж корабля обнаружил немецкий корабль, расставляющий мины на пути следования британских торговых судов. Тотчас был отдан приказ выстрелить в сторону противника из 102-мм пушки. Надежды на спасение не было – капитан немецкой «Королевы Луизы» приказал потопить судно.
По состоянию на 1914 год ВМС Британия имела 243 действующих эсминца (по другим данным 290). При этом 10 кораблей были оборудованы по последнему слову техники и имели скорость свыше 27 узлов. Все эскадренные миноносцы были объединены во флотилии, каждая из которых включала до 20 судов.
Сражения показали, что данный класс кораблей имеет очень важное значение и нуждается в его модернизации и увеличении численности. Так, уже к концу Первой мировой войны Королевский флот насчитывал 433 английских эсминца. В этот период были построены эскадренные миноносцы следующих типов:
Изменения проектирования строительства эскадренных миноносцев были связаны с работой предыдущих выпусков в боевых условиях. Англичане достаточно оперативно реагировали на пожелания экипажа и офицеров корабля. Скорость хода новых эсминцев составляла уже выше 30 узлов, вооружение включало торпеды и 102-мм артиллерию.
Немецкие эсминцы времен Первой мировой войны
На начало войны ВМФ Германия не имела в своем составе классических эсминцев, однако у них числились торпедные миноносцы, которые с натяжкой можно отнести к описываемому классу. Их водоизмещение составляло не более 1000 тонн, в то время как у основного противника – Англии, эскадренные миноносцы были значительно большие по размеру. Скорость хода у германских кораблей была выше британских и достигала 36 узлов. При этом дальность плавания была в три раза ниже, чем у англичан.
В 1914 году в составе ВМФ Германии находилось 210 миноносцев. Только в ходе сражений руководству военно-морских сил стало понятно, что им необходимы не только быстроходные и маневренные катера, находящиеся недалеко от своих берегов. Первые четыре эсминца появились в результате конфискации судов, заказанных Аргентиной. Их полное водоизмещение достигало 1700 тонн. Эсминцы поступили на вооружение весной 1915 года.
Благодаря Российской империи на вооружение Пруссии поступило еще 4 эскадренных миноносца. Дело в том, что российским кораблестроителям не хватало мощностей для полного цикла производства кораблей. Поэтому они некоторые турбинные установки для кораблей серии «Новик» заказали Германии. С началом войны ни о какой передаче боевых элементов речи не шло. Немцам необходимо было найти применение для произведенных установок. В результате было решено создать свои собственные эсминцы, не подходящие ни под один из имеющихся классов немецких кораблей. Запас топлива у данных судов (520 тонн) позволял совершать дальние морские путешествия, сравнимые с дальностью хода британских эсминцев. Каждый корабль был оснащен четырьмя пушками и шестью торпедными аппаратами.
Первые сражения показали, что англичане не собираются воевать у берегов Германии. Значит необходимо было увеличивать количество эсминцев, способных совершать дальние путешествия в эскадрах. В результате, к концу войны, несмотря на большое количество затопленных судов, на вооружении Пруссии оставалось 311 эсминцев и миноносцев.
Российский эсминец «Новик»
Невозможно обойти вниманием российские эскадренные миноносцы класса «Новик». В первые годы войны они считались лучшими эсминцами в мире. Всего на тот период было построено 30 судов, которые классифицировали в три группы. Самые большие из них достигали 107 метров в длину при полном водоизмещении 1700 тонн. Вооружение включало до 5 пушек калибром 102 мм, зенитную артиллерию, 5 торпедных установок и 80 морских мин. Это были первые русские эсминцы, работающие на нефти.
Корабли этой серии участвовали во многих сражениях. В том числе в августе 1915 года «Новик» сумел потопить новейший немецкий эсминец V-99 – тот самый корабль, который включал в себя установки, предназначенные для следующей партии русских «Новиков».
Американские эсминцы «Кэссон»
Америка долгое время не включалась в военные действия. Однако немецкие подлодки неоднократно топили их транспортные и пассажирские судна. В результате таких агрессивных действий в 1917 году США объявили войну Германии. Самым известным американским эскадренным миноносцем стали 4 корабля класса «Кэссон». За их приметные дымовые трубы их называли «четырехтрубником». При строительстве за основу были взяты современные российские «Новики». Стоит отметить, что «Кессон» не обладал скоростью хода, как у последних европейских построек данного класса кораблей. Он мог позволить себе не более 29 узлов. Это было связано с тем, что необходимо было думать в первую очередь о дальности путешествия, а не скорости. Ведь основные баталии происходили далеко за пределами побережья Америки.
Главными задачами «Кэссенов» являлось патрулирование морских путей и конвоирование собственных подлодок и субмарин дружественных стран.
Лидеры эсминцев
Не секрет, что основные сражения в море происходили между Британией и Германией. Немцы стремились увеличить свой флот до уровня Королевских ВМС, они хотели править большей частью европейских морей. Англия при этом понимала, что, если это произойдет, она исчезнет с карты мира как мощная и независимая держава. Поэтому руководство обеих стран вкладывало огромные средства для строительства новых видов кораблей, в число которых входили эсминцы.
Так, Британия первая создала новый подкласс эскадренных миноносцев и назвала их лидеры. Визуально такие судна мало чем отличались от других эсминцев. Они возглавляли эскадренные флотилии и на них размещались центральные пункты управления. Это значит, что при строительстве учитывалось размещение дополнительного состава экипажа в лице командира флотилии, радистов, шифровальщиков и прочего персонала. Для примера, эсминец класса «Трайбл» предполагал состав из 183 человек, аналогичный лидер включал 223 члена экипажа.
Другие страны: Россия, Италия, Франция, также ввели понятие эсминцы-лидеры. Во время классификации суден такие корабли размещали между крейсерами и эскадренными миноносцами. Их основными задачами были:
Межвоенный период – морские соглашения
Итоги войны показали насколько разрушительными могут быть агрессивные действия и неконтролируемое производство вооружения каждой из сторон. В следующие годы было подписано несколько морских соглашений, которые ограничивали строительство боевых судов. Самыми значимыми были Вашингтонское морское соглашение 1922 года и Лондонский морской договор 1930 года. В обоих случаях участниками выступало пять стран: США, Великобритания, Италия, Франция и Япония.
По последнему договору были согласованы размеры эскадренных миноносцев – стандартное водоизмещение должно составлять 1500 тонн. При этом количество судов, превышающих такие показатели (до 1850 тонн), должно быть не более 16% от общего числа эсминцев. Пушки не могли иметь калибр более 130 мм. Также ограничивалось суммарное водоизмещение каждого типа боевых кораблей. Данный пункт отказались подписывать Италия и Франция. Поэтому такие ограничения касались только оставшихся трех стран:
Вторая мировая война
Все эти усовершенствования превратили легкие многоцелевые судна в важные секретные образцы военной техники. Эсминцы стали не только преградой для атаки на крупные крейсеры, они являлись непосредственной целью для уничтожения. Описываемый класс кораблей имел самые большие потери. При этом его боевые качества были настолько важны, что производство эсминцев не прекращалось на протяжении всей войны.
Следует отметить, что большинство эсминцев, участвующих в сражениях, было построено в межвоенный период. Самыми развитыми ВМС в тот период считались флоты Великобритании, США и Японии. Вторым эшелоном шли СССР, Германия, Италия, Франция и другие – эти державы участвовали в войне преимущественно на суше. Рассмотрим самые значимые образцы эсминцев данного периода.
Британские эсминцы Второй мировой войны
После окончания Первой мировой войны Великобритания установила план по строительству эскадренных миноносцев: каждый год они ставили на вооружение Королевских ВМС по 9 судов данного класса. Каждая серия кораблей обозначалась буквой латинского алфавита, по правилам судна должны были носить имя, начинающееся именно с этой буквы. Таким образом сразу было понятно какого года постройки эсминец перед нами.
Для продолжения роста своего могущества Англия должна была обеспечивать себя возможностью прохождения торговых кораблей по всему миру. В противном случае их экономика рухнула бы в очень короткие сроки. Немецкий флот считал одной из основных своих задач – уничтожить торговые суда Британии. Гитлер отдал приказ расставить множество минных заграждений, большое количество субмарин устремилось к берегам Британии. В этом затяжном конфликте большую роль сыграли эсминцы.
В феврале 1940 отряд эсминцев во главе с «Cossack» («Казак») обнаружил немецкий танкер «Альтмарк», на борту которого находилось около 300 пленных. Началась погоня, которая в итоге закончилась абордажем и освобождением людей. «Казак» получил незначительные повреждения корпуса при таране, спустя 6 дней он снова был в строю.
Однако все последующие столкновения не заканчивались так просто. Английские корабли тонули так часто, что заводы не успевали восполнять недостачу.
Немецкие эсминцы Второй мировой войны
Согласно Версальскому договору, подписанному после завершения I мировой войны между Германией и странами-победителями, все мировые ВМС имели жесткие ограничения по наличию кораблей. Водоизмещение эсминцев не должно было превышать 800 тонн. Однако сами инициаторы не придерживались данных условий. Уже в 1923 году Франция построила эскадренный миноносец, размером более 2000 тонн. Действия французов не остались без внимания Гитлера. За пару лет до официального объявления Второй мировой войны Германия начала производство сразу нескольких эсминцев водоизмещением около 4 тысяч тонн. При этом на вооружении состояла артиллерия калибром 125 и 155 мм. В 30-е и начало 40-х годов было построено 7 серий эсминцев проекта 1936С, каждая из которых имела более усовершенствованные технические и боевые характеристики.
Однако, несмотря на совершенство вооружения, Германия проигрывала в морских сражениях. Британия и США строили огромное количество недорогих эсминцев. В данном случае количество было важнее качества. Гитлер чувствовал острую нехватку денежных средств и собственных материалов для производства.
Эсминцы СССР Второй мировой войны
В 1942 году Советский Союз нуждался в передышке, пока военные заводы, отправленные на восток, не возобновят свою работу. В этот момент пришла поддержка с запада. В союзе 2 стран (Англии и США) СССР в годы Второй мировой войны получал военную технику и провизию, переправляющуюся через Атлантический океан на север. Германия не сразу осознала важность этого маршрута. Однако спустя время она отправила несколько эскадр кораблей в Баренцево море.
В марте 1942 года эсминец «Гремящий» по обыкновению конвоировал союзнические транспортные корабли. Внезапно сигнальщик увидел странный силуэт, который моментально исчез. Это была немецкая субмарина U-585. «Гремящий» выпустил сразу несколько подводных мин, в результате которых вражеский корабль был затоплен. Это была первая победа известных эскадренных миноносцев проекта 7 (тип «Гневный»), известных под негласным названием сталинские миноносцы. Ведь за их строительством наблюдал лично Сталин.
Важной характеристикой данного типа судов являлась скорость. Поэтому «Гневный» был лишен брони. Он занимался конвоированием морского транспорта, патрулированием побережья, разведкой и охраной более крупных кораблей. Водоизмещение составляло 1800 тонн, корабль способен развивать скорость 39 узлов. Вооружение включало 130-мм артиллерию, орудия калибром 45 и 76 мм, два торпедных аппарата, глубинные бомбы и морские мины. При этом сталинские эсминцы строились быстро и недорого. Задачи, поставленные перед конструкторами, были выполнены. Это был новый уровень советских кораблей, превосходящий по своей мощности большинство эсминцев мира.
Однако наряду с достоинствами главные эсминцы СССР имели ряд недостатков:
В начале войны артиллеристы эсминца «Гремящий» сумели сбить немецкий бомбардировщик. И в этом не было бы ничего удивительного, если бы они использовали зенитную артиллерию. Однако выстрел был осуществлен из 130-мм пушки, в ТТХ которой записано, что она не имеет свойств зенитной стрельбы. Разумеется, вооружение использовалось и по прямому назначению. Благодаря героическим и слаженным действиям личного состава советские эсминцы сумели потопить не одно вражеское судно.
Эсминцы США Второй мировой войны
Американские эсминцы в годы Второй мировой войны были представлены типом «Флетчер». США начали строительство данных судов в 1940 году. За годы войны было произведено 175 эсминцев. Это самая большая группа однотипных эсминцев в мире, рекорд по скорости и количеству постройки не побит до сих пор. Данные судна могли плавать на дальние расстояния, скорость хода могла достигать 38 узлов, вооружение включало торпеды, бомбометы, бомбы, 128-мм артиллерию и зенитные комплексы.
Параллельно США производили и другие типы эскадренных миноносцев. При этом боевые действия подтвердили положительные оценки именно «Флетчеров» – в самых тяжелых условиях они продолжали сражения и оставались на плаву даже при затоплении машинных отделений. Ни один из действующих в то время эсминцев не мог похвастаться такой уровнем живучести. Корабль имел возможность пересечь Тихий океан без дополнительной дозаправки. Это означало, что судно можно было встретить абсолютно в любой точке мирового океана.
За годы войны было потеряно всего 23 «Флетчера», и это при том, что они активно участвовали в большинстве сражений. Так, в ноябре 1942 года японские эсминцы Второй мировой войны в команде с линкорами «Хиэй» и «Кирисима» столкнулись с эскадрой из США, в числе которой находился «Флетчер». Первыми открыли огонь японцы. Бой был непродолжительным, он длился не больше 40 минут, однако для флота Японии оказался достаточно кровавым. Эсминец «Акацуки» был затоплен, один из линкоров получил повреждения, в результате которых его пришлось затопить.
Роль эсминцев во Второй мировой войне
Эскадренные миноносцы сыграли важную роль в большинстве морских сражений. Довольно часто их использовали в качестве «расходного материала». При этом скорость и стоимость производства были невелики в сравнении с крейсерами, линкорами и авианосцами. Вооружение на борту кораблей позволяло атаковать крупнейшие вражеские судна и авиацию.
Анализируя статистические данные о потерях, можно увидеть насколько массовым было строительство и эксплуатация эсминцев:
Послевоенное время
После окончания войны морские державы начали процесс восстановления необходимого количества кораблей с вооружением, отвечающим новым требованиям. Процесс больше не требовал спешки, поэтому судна можно было строить более мощными и надежными. Стало понятно, что каждый эсминец должен иметь орудия для надводной и подводной атаки, а также для борьбы с авиацией.
К числу таких построек можно отнести следующие эскадренные миноносцы:
Ракетный эсминец
Новые типы эсминцев имели большее водоизмещение – от 7500 тонн. Напомним, что их предшественники в первые годы 20 века были едва достигали 300 тонн.
В настоящий момент водоизмещение и вооружение у современных крупных эсминцев и ракетных крейсеров практически идентично. Поэтому различные страны внешне и по характеристикам однотипные судна классифицируют по-разному и относят их соответственно в группы эскадренных миноносцев или крейсеров.
Современные эсминцы мира
Ввиду обеспечения эсминцев дорогостоящим ракетным вооружением и сложными технологическими установками данный класс кораблей больше не является самым многочисленным. Водоизмещение таких судов также может быть различным – от 2 тысяч тонн до 10 тысяч и более. Каждая страна определяет для себя самостоятельно необходимый размер и набор вооружения. Четкой международной классификации для этого не существует.
Эсминцы 21 века обладают такими новыми элементами:
В настоящее время эсминцы – современные и времен холодной войны, принимают участие в локальных военных конфликтах.
Чем отличается корвет от фрегата и эсминца
В современных условиях определить разницу между некоторыми видами кораблей достаточно сложно. Это связано с тем, что каждая страна имеет собственную классификацию боевых судов.
Если анализировать по водоизмещению, то в порядке возрастания список выглядит следующим образом: корвет, фрегат, эсминец. При этом корветы обычно не используют в океанах вдали от побережья, так как они не обладают большим запасом хода. Среди данных типов кораблей эсминец обладает самым мощным вооружением, включающим большое количество крылатых ракет.
Стоит отметить, что в СССР не существовало понятий корвет и фрегат. В годы деятельности советского флота эсминец мог быть кораблем первого или второго ранга, следующими в списке стояли громоздкие крейсеры. В настоящее время классификация кораблей в России осталась без изменений. Однако новые строящиеся проекты слабо подходят под какую-либо из текущих классификаций. У флота стоит задача создания универсального судна, которое скорее подходит под классификацию западных стран. Так, проектировщики разрабатывают новый универсальный многоцелевой эсминец – современный проект 21956. Такое судно сумеет выстоять в любых сражениях морской войны.
Боевые задачи эсминцев
Как уже было сказано выше, современные эскадренные миноносцы выполняют множество задач, поставленных военно-морскими силами мира. В их число входят следующие функции:
Самые известные эсминцы постройки 21 века
Новые высокотехнологичные эсминцы имеют большое водоизмещение, они включают различные инновационные военные разработки, часть из которых засекречена от других государств. Ниже представим самые лучшие действующие или строящиеся эскадренные миноносцы 21 века.
Американский эсминец класса «Zumwalt»
Новые эсминцы США должны были стать недорогими и технологичными многоцелевыми кораблями. Изначально было запланировано строительство 32 эскадренных миноносцев «Zumwalt». Однако в процессе строительства первого судна стало понятно, что стоимость производства с учетом современных разработок значительно превышает цену при проектировании. Поэтому количество кораблей сократили до 3. На сегодняшний день на вооружении находится 1 корабль, второй должен войти в строй в 2018 году, а спустя год на службу заступит последний «Zumwalt». Вооружение включает различные модификации ракет и артиллерии, а также 4 вертолета. На борту находится закрытый ангар для двух вертолетов.
Российский эсминец проект 23560
В августе 2017 года Министерством обороны РФ был утвержден проект нового эсминца под номером 23560. Впервые информация о данном корабле появилась в 2009 году. Согласно данным, предоставленным ВМС России, будущий эскадренный миноносец сможет сменить сразу 3 действующих типа кораблей: эсминцы типа 956, большие противолодочные судна 1155 и крейсера с ракетными установками типа 1154. Эсминцы будут обеспечены ЗРК С-400 или С500, корабельный комплексе противовоздушной обороны «Редут», противолодочную и противоторпедную установку «Пакет-НК», 130-мм пушки «Армат», 2 многоцелевых вертолета, а также различные виды крылатых ракет: Циркон, Калибр и Оникс. Водоизмещение судна составит около 18 000 тонн. Прогнозируемое количество эсминцев от 8 до 20 единиц. Начало строительства запланировано на 2018 год.
Южнокорейские эсминцы типа «Король Седжон Великий»
В 2007 году свет увидел первый эскадренный миноносец типа «Король Седжон Великий». На сегодняшний день в составе флота Южной Кореи находится 3 подобных судна. Отличительной особенностью этих эсминцев является отсутствие противокорабельного ракетного вооружения. При этом на борту расположена 127-мм артиллерия, 2 ракетные установки вертикального пуска, тактические ракеты Hyunmoo III, 2 вертолета.
Китайские эсминцы типа 052D
С 2014 года на вооружении Китая находятся новые эсминцы типа 052D. Запланировано 13 кораблей, по состоянию на январь 2018 года в строю находится 6 судов. На борту расположена 130-мм артиллерийская установка H/PJ-38, различные виды ракетного вооружения, торпедные аппараты, 1 вертолет. Информации о наличии противокорабельного вооружения в открытых источниках нет.
Следует отметить, что наибольшее число новых эсминцев расположено в Азии. Индия и Япония также обладают новыми судами данного класса. Такое поведение ВМС азиатских держав не случайно. Одно из самых непредсказуемых государств расположено именно там. Какими будут действия КНДР и как на это отреагирует США и страны НАТО остается только догадываться.