Этнический армянин что это
Кто есть Армянин — Основы армянской идентичности
В сложнейший современный период развития Армении и армянства, проблема армянской идентичности представляет не только академический интерес, но и весьма серьезную практическую значимость. Сильная национальная идентичность является стратегическим ресурсом в процессе строительства и упрочения национального государства.
Наоборот, размытость национальной идентичности никак не способствует и, более того, препятствует консолидации общества и личности вокруг общенациональных целей и задач.
Кто же есть на сегодня армянин? Вопрос этот, безусловно, весьма деликатен и затрагивает чувства миллионов людей (особенно наших соотечественников за рубежом), с другой стороны поиск ответа на него – насущная необходимость.
Для адекватного освещения темы прежде всего комплексно представим ситуацию, в которой пребывает армянская нация, те непреложные реальности, которые мы должны видеть и принимать такими, какие они есть, а не закрывать на них глаза, как это делает добрая половина армян, включая ее «элиту». Итак:
Реальность 1. Армянство сможет выжить только лишь в том случае, если выживет Армения – как государство и проживающий в нем армянский народ.
Реальность 2. Без Армении армянский Спюрк не представляет и не может представлять из себя нацию, т.е. – полноценный организм, обеспечивающий элементарное сохранение армянского рода, не говоря уже о сохранении и развитии армянского языка и культуры.
Реальность 3. Постоянно и неумолимо протекающие процессы аккультурации и ассимиляции в Спюрке за последнее десятилетие резко ускорились, приобретя, фактически, беспрецедентные масштабы. В частности, с каждым годом, в результате эмиграции, редеют армянские общины на Ближнем Востоке, где до последнего времени процент смешанных браков был крайне низок, эффективно действовали армянские школы и другие общинные структуры. Через лет 20-30 лет от когда-то мощных общин в Ливане, Иране, Сирии останутся, в лучшем случае, лишь маленькие ячейки, как это уже случилось с армянами Ирака. Армяне же, проживающие в России и в развитых странах Запада, подвержены скоротечной аккультурации и ассимиляции.
Реальность 4. Без армянского языка нет армянской культуры, язык – фундамент и наиважнейшее средство сохранения армянского этноса наряду с государственностью и подконтрольной ей территорией. То, что многие наши соотечественники, в особенности в Спюрке, могут чувствовать и считать себя армянами без знания армянского языка, возможно лишь благодаря тому, что часть армянской нации, проживающая в Армении, все еще продолжает говорить, писать, создавать на армянском языке.
На минуту представим гипотетическую ситуацию: армяне в Армении забыли родной язык и общаются друг с другом, получают образование, пишут и создают на иностранном, неважно на каком – русском, английском или китайском. Это же будет означать не что иное как конец преемственности в армянской цивилизации, конец армянской культуры, конец армянского народа!
А ведь сегодня проблема сохранения и развития армянского языка (читай – армянской культуры) стоит во весь рост уже и в самой Армении! Это связано, как уже было сказано, с сокращением численности носителей армянского языка (в том числе потенциальных – детей, получивших и получающих за рубежом неармянское образование), за счет эмигрировавших за рубеж наших соотечественников, и отсутствием должной защиты армянского со стороны государства.
После 16 лет независимости пора бы уже по достоинству оценивать базисную роль и место языка в национальной жизни, чего пока не происходит ни на уровне политической элиты, ни на уровне довольно значительной части армянской интеллигенции. Наоборот, в вопросе языковой политики, как и в некоторых других вопросах, все еще делаются попытки повернуть вспять армянское политическое мышление.
Выводы
Вывод 1: армянский этнос находится в активной стадии борьбы за выживание на почти что чудом (вернее – ценой неимоверных жертв) сохраненном осколке собственной Родины. Другими словами, армянский этнос – это организм борющийся, основная жизненно важная функция этого организма – борьба за выживание.
Вывод 2: основные фронты борьбы за выживание проходят не только по линии границ Армении с Азербайджаном и Турцией, но уже явно и внутри страны: это и демография, и экономика, и социальная сфера, и наука, и образование, и т.д. Эмиграция армян, независимо от ее причин, полностью или частично выводит их за пределы центрального поля борьбы за выживание – из Армении. Их репатриация, наоборот, означает прибытие насущно необходимого резерва.
Именно исходя из вышеизложенной конкретной стратегической ситуации, сформи-руем ответ на вопрос: кто же сегодня армянин и в чем его отличие от армянина по проис-хождению.
Армянином является тот, кто:
1) считает своей единственной Родиной Армению, причем в двух временных и территориальных измерениях: в ее исторических и настоящих границах;
2) психологически сильно привязан к Армении — ее территории, народу, языку и культуре;
3) на личностном уровне чувствует ответственность за судьбу Армении и берет на себя политические обязательства по отношению к ней;
4) серьезным образом задумывается и рассматривает все возможности репатриации, своей собственной и своей семьи;
5) является или стремится сам стать носителем армянского языка и культуры;
6) стремится к сохранению своего потомства как армянского, в том числе, посредством передачи своим детям армянского языка и/или их введения в ареал национальной культуры.
Те же из наших соотечественников, кто уже считают своей Родиной не Армению, а страну своего рождения или же гражданства, не чувствуют по отношению к Армении каких-либо политических обязательств и психологических привязанностей, не желают думать о жизни на Родине, не стремятся стать носителями армянского языка, осознанно или бессознательно смирились с неизбежной аккультурацией и ассимиляцией своих детей – могут считаться армянами лишь по происхождению, поскольку на самом деле они либо космополиты, либо представители другой национальности.
И вовсе не важно – будут ли они при этом бить себя в грудь и кричать, что они и есть самые настоящие армяне (форменный самообман!). Главное – что такой индивид по тем или иным причинам оказался за пределами жизнедеятельности нации и не принимает в ее жизни какого-либо личного участия, причем – в критический и судьбоносный для нее момент.
В этой связи хотелось бы также отметить, что генетическая составляющая армянской, как и любой другой этнической идентичности является вторичной. Вопрос об истинной этнической принадлежности индивида решается его личной вовлеченностью и вкладом в жизнедеятельность общего организма той или иной нации.
Таким образом, нам следует различать, армянина, с одной стороны, а с другой – человека, имеющего армянское происхождение. Это вовсе не означает считать первого лучше, а второго хуже. Просто второй уже не может и не хочет жертвовать чем-либо ради Армении и, в принципе, имеет уже в корне отличающееся национальное самосознание.
Армянам по происхождению было бы полезно честно, без самообмана и лицемерия посмотреть на самих себя: в основном они уже вышли и находятся вне поля жизнедеятельности нации. Тем не менее дорога для них все еще открыта в обе стороны: полная и бесповоротная ассимиляция или же возврат к национальным корням, обретение армянского языка и культуры, участие в национальной жизни.
В этом смысле добрая половина Спюрка есть потенциальные армяне. К сожалению, в самой Армении тоже немало таких отчужденных, потенциальных армян, частично или полностью оторванных от армянского языка, культуры и политики, не осознающих общей для всех угрозы уничтожения.
Хочу повторить то, о чем писал не раз. Сохранение армянства за рубежом не может быть самоцелью. Истинная цель сохранения армян Спюрка – воссоединение на собственной земле, под сенью независимой государственности, пока что на той территории, которая находится под контролем армянских вооруженных сил. Считать сохранение армянства самоцелью (как это делает значительная часть армян зарубежья) – значит резко ослаблять важнейшие элементы того же “айапахпанума”.
Борьба за физическое выживание есть, к сожалению, стержневая функция жизнедеятельности армянского этноса. Именно эта функция диктует и фундаментальную составляющую армянской идентичности – непосредственную личную вовлеченность в борьбу за осуществление национальных чаяний, коими на сегодняшний день являются:
• сохранение любой ценой той минимально необходимой для безопасности Армении территории, на которой она существует во весь период своей независимости (РА и НКР вместе с освобожденной вокруг нее исконно армянской землей),
• увеличение численности армянского народа на своей родине,
• сохранение армянства Джавахка,
• построение правового национального государства, основанного на принципах социальной справедливости, демократии и защите национальных интересов и ценностей, включая развитие армянского языка и культуры.
На пути этой борьбы приходится преодолевать огромные препятствия, различные практические, идеологические и психологические табу, запреты и закостенелые стереотипы, исходящие в конечном счете из неармянских источников, хотя часто претворяемые в жизнь руками армянских же политических структур, которые давно или же недавно оказались в кабальной зависимости от внешних сил.
Вовлеченность армянина в борьбу с этими целями способна придать ему такое богатство укрепляющих этническую сопротивляемость эмоций, чувств и знаний, что у него/нее возникнет стремление и потребность усвоить и стать носителем базисных элементов национального самосознания – языка, культуры, традиционных нравов и обычаев.
Суммируя сказанное, можно заключить, что поскольку Армения как нация, как совокупная единица и целостный организм, вовлечены в длительную борьбу за выживание с превосходящими ее по численности, ресурсам и территории силами (Турция и Азербайджан), то этнически дифференцирующей самой естественной и функционально самой мощной характеристикой армянина является осознание и взятие им лично на себя, по мере его/ее сил и возможностей, отвественности за судьбу родины.
P.S. В конце предлагаю прочитать на армянском отрывок из стихотворения Рафаеля Патканяна “Армянин и армянство”, написанного еще в 1855 г., и одно высказывание Гарегина Нжде, которые как нельзя кстати подходят к нашей дискуссии.
Ո՞վ է հայը. միթե՞ նա է, որ խոսում է հայ լեզվով, Եվ կամ՝ որի մականունը հանգում է յան մասնիկով, Որ ուտում է ամենայն օր ճաշին տոլմա ու փըլավ, Կամ՝ պարծանոք միշտ հագնում է հայի գըդակ ու հալավ։ Ո՞վ է հայը. միթե՞ նա է, որ գընում է Հայի ժամ, Ու տարենը հաղորդվում է խիստ սակավից՝ չորս անգամ, Որ կյանքումը պաս չի կերել, ծոմ էլ պահում է նույնպես, Հորանջելիս խաչ է կնքում՝ բաց բերանն ու երես։ Չէ, սիրելիս, ազգությունը չէ արտաքին արարմունք, Հայ ծընելըդ անգամ չի տալ քեզ հայության իրավունք… Թե դու հայ ես՝ հայությունդ պիտի հարգես անպատճառ, Հայաստանը պիտի լինի հուսո աստղ քեզ համար… Սիրե ազգըդ ոչ լոկ խոսքով, սիրե ինչպես քու անձը, Նորա օգտին, թե պետք լինի, զոհե բոլոր քու գանձը։ Մի խնայիլ կյանքըդ անգամ, արյունըդ բեր նորան զոհ Ոչ այն հուսով, որ քու ազգը իսկույն լինի քեզնից գոհ։
Позже, в середине XX века, то же самое подчеркивал и Гарегин Нжде: «Армения! Кто в грозный час не сумел умереть за тебя, и тот, кто завтра не захочет умереть – не твой он сын, он – не армянин!» («Հայաստան, նա, ով վտանգի ժամանակ քեզ համար մեռնել չգիտցավ, և վաղը պիտի չուզենա մեռնել՝ քո զավակը չէ, հայ չէ»).
Эти совпадения могут означать лишь одно: борьба за существование армянской нации продолжается уже более полутораста лет.
Армен Айвазян, док. пол. наук Директор Центра стратегческих исследований “Арарат”
Этногенез и этнография Армян
Армяне являются коренной этнической группой Армянского нагорья. Армянская этническая принадлежность является важной темой для всех тех, кто интересуется происхождением и историей этой древней страны и нации. Если вы находитесь среди этих любопытных, то вы на правильном месте. Поехали!
Этническое происхождение армян
Армянский народ является одной из самых интересных этнических групп. Возможно, они вас заинтересуют, потому что вы либо слышали о некоторых известных армянах, либо вас привлекают уникальные характерные черты армянской внешности.
Армянское этническое происхождение восходит к 6 веку до нашей эры, когда были упомянуты первые свидетельства экзонима Армения. В 517 г. до н.э. персидский царь называет Урарту Арменией.
Физические характеристики армян
Вы когда-нибудь видели фотографии армян? В общем, вы можете встретить армян с темными волосами, темными глазами и светлой кожей. Однако они различаются по внешнему виду. У большинства населения темно-коричневые или черные волосы и глаза. Тем не менее, вы можете встретить белокурых или рыжеволосых армян.
Армянские глаза очень впечатляют. У большей части населения Армении темные глаза, хотя есть также много людей с голубыми или зелеными глазами.
Культура армян
Армяне любят создавать историю. Эта древняя нация преодолела различные трудности на протяжении всей истории. Они пережили много войн, чтобы сохранить армянскую генеалогию, культуру, исторические ценности и этническую принадлежность.
Армянская культура хорошо известна своими историческими местами и архитектурными памятниками, особенно связанными с религиозной архитектурой церквей и камней.
Армяне очень добрые и дружелюбные люди. Если вам нужна помощь, они могут отказаться от своих планов ради вас. Например, если вы спросите дорогу, они могут оставить свой путь и сопровождать Вас, чтобы Вы не потерялись.
Религия армян
Вы когда-нибудь задумывались, кто первая христианская нация? Это армяне. Христианство является официальной религией Армении. В 301 году христианство было принято в качестве государственной религии. Вскоре в стране была основана первая христианская церковь в мире. Это собор Святого Эчмиадзина.
В прошлом армяне много страдали только из-за религиозных убеждений. Они были вынуждены отказаться от своей религии. Однако эта нация верна своему культурному происхождению и корням.
Язык, на котором говорят армяне
Что вы думаете о родном языке, на котором говорят армяне? Многие считают, что у армян нет своего языка. Однако эта нация, известная своей поэзией и литературой, не могла создавать ценные письменные и устные произведения на иностранных языках.
Знаменитые армяне
Ты знаешь какого-нибудь армянина? Скорее всего да, чем нет. Эта нация имеет всемирно известных представителей практически во всех сферах.
И, конечно же, армяне не могли пропустить современные инновационные тенденции. Известный социальный медиа-сайт Reddit был создан армянином Алексисом Оганяном.
Заключение
Мой Вам совет. Если будет возможность, подружитесь с армянином. Сказать, что все они хорошие, неправильно, ведь стопроцентных наций нет. Но если вам повезет, Вы обретете настоящего друга на всю жизнь.
Этнические особенности армян
Генеалогия армян
Чтобы понять этнические особенности армян, давайте изучим, откуда и как возникли армяне. В древние и средние века был составлен ряд работ о происхождении армян. Но основой генеалогии армян принято считать труды Мовсеса Хоренаци. Согласно Мовсесу Хоренаци, происхождение армян приписывается Айку Наапету. Однако в то время Мовсес Хоренаци не знал об Урартском государстве и приписывал урартские памятники Ванской области Ара Прекрасному. Айк считался сыном богов. Согласно Мовсесу Хоренаци 11 августа 2492 года до нашей эры Айк победил правителя Месопотамии Бела, чем подтвердил свою независимость. Именно в этот день появился настоящий армянский календарь. Согласно армянской легенде, в честь Айка Наапета наш народ получил имя “Ай”, а страна — Айастан. А от имени одного из его наследников Арама Наапета были получены имена “Армения” и “Армен”.
Этнические особенности армян / Айк и Бел
Однако существует и арабская легенда о происхождении армян, согласно которой армяне произошли от сыновей Ноя после потопа. Согласно этой легенде, у сына Ноя Иафета был сын Гомер, а затем внук Фогарма. Один из сыновей Фогармы был предком армян. Грузины произошли от сыновей его брата. Согласно этой легенде, армяне, греки, славяне, франки и иранские племена считаются родственными․
Антропологическое описание
Различные учёные и антропологи утверждают, что армяне, принадлежащие к арменоидной расе, пришли из древних и средних веков, когда появился человек разумный. В Армянском нагорье он сформировался как южная ветвь европеоидной расы и остался неизменным на территории своего происхождения. Арменоидный тип сохранился с момента своего образования, и сегодня его отличительные черты обнаруживаются преимущественно среди армян. Арменоидный антропологический тип сформировался и развивался именно на территории Армянского нагорья.
Этнические особенности армян / Арменоидный антропологический тип
В советские годы, согласно классификации этнической антропологии, армяне начали считаться переднеазиатским типом, а арменоидный тип считался высоко националистическим. Но следует отметить, что название арменоид относилось не к нации, а к географическому положению, Армянскому нагорью.
Армяне, по сравнению с кавказскими народами, имеют три отличительных признака. Это длинный профиль носа, густой третичный волосяной покров и плоский затылок. Ещё одна особенность связана с глазами. Глаза армян окружены густыми волосами: густыми бровями и ресницами. Еще одна особенность — низкое положение уголков глаз, что придает грустное выражение глаз армянам. Однако это очень распространённая переднеазиатская черта.
Этнические особенности армян
Особенности фигуры армян в основном обусловлены горным географическим положением. Это является причиной низкого роста армян, широкой спины и сильных мышц рук. Хеттские орлиные носы образовались в результате недостатка кислорода. Все это сформировалось в результате адаптации к горным условиям.
Географическое положение влияет не только на физические, но и на психологические особенности. Нервная система горных народов намного сильнее. Они всегда готовы противостоять трудностям.
Однако, помимо всего этого, стоит отметить, что так называемого армянского гена не существует. Так же, как не существует японского или шведского гена. Существует анализ частоты гена, который показывает, что у некоторых народов частота генов бывает в одной форме, а у других народов — в другой. У армян, конечно, есть некоторые национальные особенности, но они также имеют много общего с другими народами мира. Другое дело, что у каждой нации есть определённые группы генов, которые встречаются чаще.
Этнические символы
Любая этническая группа с самого начала своего формирования пытается выделиться из других этнических групп. А лучший способ сделать это — создать свои собственные этнические символы. Этнические символы в основном вдохновлены миром природы, прошлым, культурой, мифами и даже внешностью людей. По этой причине этнические символы считаются важной составляющей идентичности и характера каждой нации.
Григор Ханджян «Вардананк»
Изменение или замена всех этих этнических символов новыми значительно влияет на идентичность нации. Однако, если с годами эти этнические символы не заменяются новыми, это может привести к фрагментации нации.
Есть распространённое убеждение, что этнические символы представляют психологическую целостность нации. В этом контексте можно сказать, что это уникальные коды, расшифровав которые можно выявить ряд важных компонентов национальной идентичности, таких как характер, менталитет и восприятие мира.
Создание этнических символов — это постоянный и непрерывный процесс. Если нация, параллельно со своими древними символами, не может создавать или заимствовать другие этнические символы, то это влияет на существование этнической группы.
Нужно также отметить, что армяне считаются этнически однородной нацией, поскольку этнические меньшинства составляют всего 3% населения Армении.
Армянские имена
Имя — это не только способ обратиться к кому-то, но и способ подчеркнуть национальные особенности. Армянские имена были созданы из любви к природе, отношений между народами, освободительных движений и войн. Айк — это первое армянское имя. Именно в честь этого мифического героя позже армянское государство получило название Айк, Айастан.
Этнические особенности армян / Айк Наапет
Согласно Мовсесу Хоренаци, Айк был 5-ым поколением Ноя. Он победил Бела и заложил основы армянского государства. Родственные имена Айка — Арменак, Арамаис, Арам, Ара. В основном преобладали имена исторических и мифических героев. Однако после принятия христианства начали распространяться и новые библейские имена. С годами список имён пополнялся новыми, а многие из старых имён были забыты.
Армянские имена имели чёткое разделение на мужские и женские имена. Большинство мужчин называли в честь богов, победителей и королей, а женщин называли не только в честь богинь и христианских дев, но и в честь цветов, природных явлений, драгоценных камней.
В жизни армян наряду с их именем большое значение имели фамилии. В древние времена фамилия была способом узнать сына или наследника какого-либо человека. Значение фамилий на протяжении веков оставалось неизменным, изменилось только их строение. 99% армянских фамилий состоят из сочетания патриархального имени и частицы -ян. Но не всегда к частице -ян были привязаны патриархальные имена. Часто фамилии были связаны с профессией (Неркарарян, Бжшкян, Дарбинян и т.д.). Очень редко можно встретить фамилии с частицей -уни, корни которой намного старше.
Национальные ценности
Зеркало каждой нации — это её ценности. Армяне, несмотря на многие войны, сохранили не только свои традиции, но и самобытность, культуру, религию и язык. В течение веков они передавали всё то, что называется национальной ценностью.
Изобретение алфавита сыграло важную роль в сохранении национальных ценностей. С 405 года у армян был свой уникальный алфавит, который стал одним из самых важных национальных ценностей армян. В Европе только грузины и армяне имеют свой собственный алфавит, остальные нации используют в своём письме либо латиницу, либо кириллицу. Именно создание алфавита придало ещё большую ценность сохранению армянского языка и культуры.
Месроп Маштоц и армянский алфавит
Тараз Западной Армении
Говоря о национальных костюмах, мы должны также выделить национальную песню и танец. Национальный танец является, пожалуй, самым уникальным и отличительным культурным элементом нации, неотъемлемой частью повседневной жизни и торжеств. Танец — это важное средство для выражения характерных черт народа, их образа жизни и степени цивилизации.
Можно бесконечно пополнять этот список национальных ценностей, так как национальными ценностями армян являются их история и пройденный путь, верования, тысячелетнее материальное и нематериальное культурное наследие.
Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.
Туристический блог об Армении
7 дней в Армении
Вода как достопримечательность Армении
Озеро Арпи
Топ-7 горных озёр Армении
Топ-5 водопадов в Армении
Артени
Азатское водохранилище
Треккинг по горам Армении
Лето в Армении
Поделиться с друзьями
armenian_geographic
Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)