Это круче чем марвел
DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется
Когда разговор заходит об экранизации комиксов, то кажется, что DC не поспевает за поездом Marvel и обречен вечно быть «вторым номером».
Или так только кажется?
Ты еще не почувствовал ветер перемен? Один или два успеха DC еще можно засчитать за случайность, но львиная доля их недавних побед становится все больше похожа на тенденцию.
Так что же такого режиссеры, наконец, начали делать правильно, что поспособствовало этому подъему коммерческого успеха франшиз фильмов DC? И что именно может привести к перестановке сил между двумя Вселенными?
Разберем по порядку.
1) Мы еще не пресытились DC
В последнее десятилетие фильмы по комиксам стали для киноделов настоящей «дойной коровой». И одна из самых очевидных проблем, которые возникают, когда что-то очень популярно — рынок быстро становится этим переполнен.
И поскольку Marvel выпускает новые фильмы чуть ли не каждые три месяца, то они хоть и радуют поклонников, но этих новинок уже ждут не с таким большим нетерпением, как раньше. А вот DC представляет свои фильмы гораздо реже, что постоянно подстегивает интерес его фанатов и делает каждую премьеру настоящим событием.
2) У DC круче злодеи
Одно из самых очевидных отличий комиксов и фильмов DC от многих его конкурентов заключается в том, что у этого издательства есть немало злодеев, которые почти так же известны и любимы зрителями, как и его герои. Одна Харли Квинн чего стоит. А еще Джокер, Бэйн, Лекс Лютор, Двуликий, Дарксайд, Думсдэй, Брейниак и другие.
Злодеи DC настолько популярны, что у них даже появился свой собственный фильм. Одно дело — смотреть на сильного «хорошего парня» в деле, и совсем другое — увидеть супергероя, которого ты любишь, лицом к лицу со злодеем. которого ты тоже любишь.
3) DC лучше раскрывает персонажей
В фильмах DC фигурирует множество героев, с которыми аудитория уже знакома, поэтому, чтобы зацепить зрителя, DC не стесняется очеловечивать своих главных персонажей и прописывать в сценарии их сложные отношения друг с другом и с окружающим их миром.
4) DC не боится рисковать
Когда ты снимаешь множество фильмов со схожим сюжетом и персонажами, сама собой появляется какая-то универсальная формула, которую начинаешь применять для каждой из этих лент.
Но киношники из DC готовы к экспериментам и не боятся делать ставку на что-то, в успехе чего они не уверены на 100%. И этот риск в итоге приносит им неплохую выгоду — многие из самых успешных фильмов DС были весьма нестандартными.
5) Чтобы понять, что происходит, не нужно смотреть 80 фильмов
Хотя создание франшизы прибыльно для киностудии и радует фанатов, но обычных зрителей немного пугает необходимость посмотреть десяток фильмов, для того чтобы полностью понять все, что происходит в ленте, которую они смотрят прямо сейчас.
Наличие соединительных нитей внутри Вселенной комикса — это здорово, но просить свою аудиторию знакомиться с каждой частью в обязательном порядке, чтобы не упустить смысл — это уже слишком.
6) У DC больше классических героев
При слове «супергерой» многие, даже те, кто не особо «в теме», сразу же вспоминают одного из персонажей DC. А знакомое имя в названии фильма вполне предсказуемо привлекает большую аудиторию.
А уж создание франшизы, в которой команда этих знаковых персонажей взаимодействует друг с другом, кажется довольно очевидным рецептом легкого и продолжительного успеха.
7) Вселенная DC серьезнее и реалистичнее
В супергеройских фильмах должен быть юмор, который станет своеобразной отдушиной в напряженном моменте, но иногда кажется, что Marvel слегка перегибает палку. Некоторым не нравится слишком уж мрачный мир DC, но если бы ты, как и эти персонажи, жил во Вселенной, полной насилия и отчаяния, то, вероятно, тоже не шутил бы об этом каждую минуту.
Поэтому в фильмах Marvel иногда странно наблюдать за тем, как многие герои относятся к событиям, близким к апокалипсису, слегка буднично и беззаботно.
8) DC прислушивается к аудитории
Они могут просто исключить провальный элемент без необходимости перекраивать весь свой долгосрочный план. В разное время DC совершало немало ошибок, но, похоже, что они извлекли из них хороший урок и скорректировали свою тактику, отбросив неудачное и сконцентрировавшись на том, за что их любят фаны.
Чем киновселенная DC круче чем Marvel?
DC vs Marvel — вечное противостояние со своими поклонниками с каждой из сторон. Принимаем позицию аутсайдера и находим плюсы в киновселенной от WB.
Известность и успешность киновселенной Marvel не подлежит сомнению. По большому счёту грандиозной битвы на поле кино между DC и Marvel так и не состоялось, и теперь они существуют скорее в разных весовых категориях. Тем не менее, даже не глядя на все неадекватные, поспешные и неуклюжие решения по построению сложной кинематографической вселенной, фильмам по комиксам DC есть чем гордиться. Сегодня мы хотим подметить именно те моменты, которые у студии WB и трудящихся на её благо кинематографистов удались лучше, чем у боссов Disney и Marvel.
Далее по тексту возможны СПОЙЛЕРЫ
Фэнтезийный мир героя-аутсайдера
Если брать во внимание только кинокомиксы главных мейджоров, то можно провести чёткие параллели между двумя яркими героями — Тором и Акваменом. И как бы это забавно и парадоксально не казалось, именно у ворнеров получилось лучше подать историю неуклюжего и комичного богоподобного члена команды супергероев родом из другого мира.
Атлантида, продемонстрированная в сольнике Аквамена, выглядит в разы интереснее, живописнее, богаче и эффектнее, нежели Асгард и другие восемь миров, на которые создатели MCU (Marvel Cinematic Universe) откровенно плевать хотели. За один фильм мы узнали об этом фэнтезийном мире, его жителях, истории и традициях куда больше, чем за 3 картины про сына Одина. За это киновселенную DC можно и нужно хвалить.
Фильмы рассчитаны на более взрослую аудиторию
Не секрет, что DCEU (DC Extended Universe) изначально позиционировалась как более мрачная киновселенная, в которой герои могут и будут погибать, а в её фильмах будут подниматься сложные и неоднозначные темы. И даже многочисленные промахи не отменяют того факта, что ворнерам во многом удалось придерживаться задуманного.
До «Войны бесконечности» в фильмах Marvel не было мало-мальски драматической сцены со смертью важного персонажа (даже Ртуть во вторых «Мстителях» умирал, проговаривая нелепую шутку). Супротив этого вспомните эпизод с героической гибелью Стива Тревора из «Чудо-женщины». Зрители познакомились с персонажем в этой картине, но уже в её ходе успели к нему привязаться, поэтому эмпатия по отношению к потере Дианы сработала так как нужно, вызвав неподдельные эмоции.
Можно вспомнить и другие мрачные моменты DCEU: жутких монстров из «Аквамена» в духе морских хорроров, социопатку Аманду Уоллер, которая отличается полной беспринципностью, вездесущие религиозные аллегории Зака Снайдера (местами даже очень уместные), предысторию Киборга и так далее.
Более взрослыми фильмы DC делают и рейтинги. К примеру, «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» может похвастать статусом фильма с возрастным ограничением R (18+). Это развязывает руки авторам, позволяя использовать жестокость и нецензурную лексику как инструменты более достоверной подачи историй, в рамках жанра, разумеется. Боссы Marvel и Disney же пока только присматриваются к такой возможности, не решаясь идти на риски. А смелость, как известно, берёт города.
Разнообразие
Все восемь фильмов киновселенной DC заметно отличаются друг от друга. Ни у кого язык не повернётся сравнивать, к примеру, «Чудо-женщину» и «Человека из стали», «Шазам» и «Хищных птиц». Фильмы MCEU во многом сделаны по одинаковым лекалам. Да, там есть «Стражи Галактики», стоящие особняком, но в целом сюжет каждой новой ленты недалеко уходит от основного шаблона. А становление большинства ключевых персонажей там и вовсе повторяется из раза в раз.
Смотреть фильмы DC банально интереснее даже с учётом имеющихся огрехов и оплошностей («Лига справедливости» не в счёт, она просто ужасна). В одном фильме мы вместе с откровенным балагуром отправляемся в увлекательное приключение с нотками хоррора, другой оказывается рождественской семейной комедией, в третьем мы наблюдаем за эпической битвой практически неуязвимых существ (речь про Супермена и Зода если что). Когда идёшь в кино на фильмы Marvel, ты всегда знаешь чего ожидать, про ленты DC того же не скажешь, и это весомый козырь WB.
Композиторские работы
В то время как композиторы, работающие над фильмами Marvel, выдают пресные и не запоминающиеся инструментальные мелодии, в DC можно услышать ряд роскошных композиторских творений. Ханс Циммер написал сразу несколько выдающихся мелодий, плотно ассоциирующихся с супергероями (особенно хороша фирменная тема Чудо-женщины). И даже пресно памятная «Лига справедливости» может похвастать очень солидной работой Дэнни Эльфмана.
В MCU часто неплохо используют поп-музыку и проверенные временем хитами, как например в «Стражах Галактики» или «Чёрной пантере» (тут рэперские треки были использованы куда разумнее и органичнее, нежели это было в «Отряде самоубийц»), но в плане специально созданной для фильмов музыки им буквально нечего противопоставить фильмам DC.
Женские персонажи
И это мы не говорим про второстепенных героинь, вроде Лоис Лэйн в исполнении великолепной Эми Адамс или Марты Кент (Дайан Лэйн).
В этом же пункте можно отметить, что именно у DC лучше получается делать из женских персонажей ведущих героинь. Чудо-женщину ставили в центре в линии с Суперменом и Бэтменом, а Харли первой заслужила сольник из «Отряда самоубийц».
Галь Гадот и её фильм стали по-настоящему спасительным кругом для всей киновселенной, став абсолютным хитом. А что у Marvel? Единственный «женский» сольник получила Капитан Марвел, фильм, который забывается сразу же после просмотра и находится где-то на задворках рейтинга MCU, не выдерживая никакое сравнение с «Чудо-женщиной». И сейчас нет никакого ощущения, что Дисней исправит положение. Да, даже с выходом «Чёрной вдовы».
Романтические сюжеты
Романтика — одно из самых слабых мест киновселенной Marvel. Более или менее адекватные романы получились у Тони Старка с Пеппер Потс и у Питера Паркера с ЭмДжей.
Любовную линию между Стивом Тревором и Чудо-женщиной можно без труда назвать лучшей в истории кинокомиксов. Между актёрами есть удивительная химия, персонажи прекрасно написаны и сыграны, а развитие их взаимоотношений выполнено просто блистательно для развлекательного блокбастера.
Неплохой тандем вышел и у Аквамена с Мерой. Джейсон Момоа и Эмбер Хёрд не только симпатично смотрятся вместе, но и получили ряд возможностей сыграть в романтику не без доли иронии.
Довольно интересным получилась и романтическая линия между Суперменом и Лоис Лэйн, которая развивалась на протяжении целых трёх фильмов. С каждой новой лентой их отношения становились только крепче и трогательнее.
Визуал
Последнее, в чём фильмы DC превосходят большинство лент Marvel, — это визуальный стиль. Диснеевские блокбастеры зачастую выглядят одинаково. В плане визуала выделяются разве что «Стражи Галактики», «Доктор Стрэндж» и «Чёрная пантера».
К творчеству Зака Снайдера можно относиться по-разному, но нельзя не отмечать его визионерский взгляд, проявляющийся в каждой мелочи во всех 3 его фильмах в рамках DCEU. В «Хищных птицах» есть стильный и эффектный экшн, который легко уделывает каждый второй фильм MCU, в «Аквамене» имеется роскошно нарисованная Атлантида, в «Чудо-женщине» живописная Темискира и грамотное использование слоу-мо.
Понятное дело, что франшиза MCU на голову сильнее и продуманнее, чем у конкурентов. Тем не менее фильмы DC нередко удивляют и дарят массу эмоций, что выгодно их выделяет на фоне оппонентов. А как вы считаете, в чём главный плюс киновселенной DCEU?
7 главных фильмов киновселенной Marvel. Остальные можно не смотреть
Кинематографическая вселенная Marvel — уникальное явление в мире кино. На протяжении уже более чем двадцати пяти фильмов создателям удаётся как рассказывать отдельные истории о каждом из персонажей, так и связывать их в глобальную сюжетную линию. Естественно, в таком формате повествования есть локальные, не очень удачные или не такие важные для общей картины фильмы. В данной же статье представлены самые лучшие и обязательные к просмотру ленты киновселенной Marvel.
«Железный человек» (2008)
Фильмы и сериалы о героях из комиксов Marvel выходили с завидной регулярностью ещё с 70-х годов. Однако их качество прыгало от хорошего до ужасного и в отличие от комиксов каждая лента была самостоятельна и рассказывала о приключениях одного героя. Лишь в 2006 году в Marvel Studios задумали амбициозный проект по объединению нескольких героев в одном большом кроссовере. В итоге в 2008 году вышел «Железный человек», заложивший фундамент киновселенной Marvel и заставивший Голливуд мечтать о мегафраншизах. В эпизоде появился Ник Фьюри и рассказал Тони Старку об инициативе «Мстители». В «Невероятном Халке», вышедшем в том же году, в эпизоде появился сам Старк, таким образом объединив фильмы в одну вселенную.
Гений, миллиардер и плейбой Тони Старк чуть не становится жертвой ракеты собственного производства и попадает в плен к афганским террористам. Используя все свои навыки, он создаёт имплант-реактор, который спасает его сердце от осколков, а также высокотехнологичную стальную броню, которая помогает ему сбежать. Эта история заставляет Старка по-другому взглянуть на мир и на то, чем занимается его компания. Более того, в совете директоров фирмы затаился предатель, который готовит крупномасштабный заговор. Старку придётся стать Железным человеком, чтобы решить назревшие проблемы кардинальным образом.
«Мстители» (2012)
Фильм «Мстители» стал первым большим кроссовером киновселенной Marvel, объединившим Железного человека, Капитана Америку, Тора и Халка из собственных сольников на одном экране. Оглушительный успех ленты окончательно укрепил веру Marvel Studios в свои силы и правоту в выбранном направлении — создании единого вымышленного мира для всех фильмов, что позволяет использовать любых героев в любом проекте. Зрители же стали заложниками киностудии, ведь для полного понимания многих событий последующих крупных кроссоверов («Первый мститель: Противостояние», «Мстители: Война бесконечности») необходимо смотреть и все остальные ленты. Также «Мстители» раскрыли потенциал Локи, одного из лучших злодеев киновселенной.
Локи решает, что человечество само просится, чтобы им кто-то управлял. Поэтому он организовывает полномасштабное вторжение на Землю с помощью армии читаури. Глава международной организации Щ.И.Т. Ник Фьюри собирает главных героев планеты, чтобы отразить атаку. Таким образом, Капитан Америка, Железный Человек, Тор, Халк, Соколиный Глаз и Чёрная Вдова оказываются в одной команде. Однако перед тем, как сразиться с основным противником, им предстоит для начала разобраться между собой и сплотиться.
«Стражи галактики» (2014)
Боссы Marvel Studios сильно рисковали, доверив работу над одним из своих фильмов Джеймсу Ганну, до этого известному по странным проектам вроде «Слизняка» и «Супера». В итоге сценарист и режиссёр выдал один из самых забавных, музыкальных и эпичных фильмов в киновселенной. Более того, Ганн сделал из не самой известной по комиксам команды одну из самых популярных. Именно после «Стражей галактики» в Marvel начали более тщательно продумывать и вводить в киновселенную космические элементы и истории. К тому же с каждым последующим фильмом желание зрителей увидеть объединения Мстителей и Стражей галактики росло в геометрической прогрессии.
Космический охотник за сокровищами Питер Квилл, он же Звёздный Лорд, похищает таинственный артефакт, принадлежащий могущественному и безжалостному злодею Ронану Обвинителю. Теперь за ним охотится Гамора, дочь безумного титана Таноса. А артефакт к рукам хотят прибрать говорящий енот Ракета и человекоподобное дерево Грут. Также Квиллу предстоит пережить встречу с Драксом Разрушителем. Но когда все они понимают, какую силу таит в себе артефакт, и что Ронан планирует с ним сделать, то невольно становятся союзниками в деле по спасению галактики. Квиллу предстоит объединить разношёрстных одиночек в сплочённую команду героев.
«Первый мститель: Противостояние» (2016)
«Первый мститель: Противостояние» стал первым ярким примером, что единый мир для всех героев — это крутое решение. Ведь несмотря на то, что фильм, по сути, является сольником Капитана Америки, в нём непосредственно участвуют и органично смотрятся и другие герои, например, Железный человек, который является своего рода антагонистом ленты. Именно с этого фильма Marvel Studios начали всё чаще и больше внедрять дополнительных персонажей во все проекты. Такая тактика была положительно воспринята зрителями. В итоге с четвёртой фазы Marvel, которая наконец стартовала в 2021 году с фильмов «Чёрная Вдова» и «Шан-Чи и легенда десяти колец», это станет обыденной практикой (Доктор Стрэндж появится в фильме про Человека-паука, Алая Ведьма — про Стрэнджа и так далее).
Когда Тони Старк решил создать ИИ для защиты планеты от любых угроз, он не подозревал, что тот посчитает главной угрозой самих Мстителей. В итоге в битве с Альтроном с лица Земли была стёрта целая страна, что заставило ООН создать документ, ограничивающий действия супергероев. Старк, полковник Роудс и Вижн согласились с такими мерами, однако Капитан Америка, Сокол и Алая Ведьма оказались против ущемления прав и свобод. Эти разногласия приводят к расколу команды супергероев в самый неподходящий момент, когда Хельмут Земо собирается пробудить армию суперсолдат.
«Тор: Рагнарёк» (2017)
Серия фильмов о Торе считалась самой слабой из классической тройки (другие — Железный человек и Капитан Америка). Однако с успехом таких фильмов, как «Стражи галактики» и «Доктор Стрэндж», Marvel Studios начала всё больше доверять видению талантливых режиссёров. В итоге студия наняла Тайку Вайтити, который блеснул с «Реальными упырями», чтобы развернуть историю о боге грома в совершенно иное направление. Из мрачного фэнтези про скандинавских богов «Тор» превратился в фантастическую приключенческую комедию с элементами боевика. И это до сих пор является лучшим переходом по стилистике в истории киновселенной Marvel. А сам Тор закрепился у зрителей в списке любимых персонажей.
«Мстители: Война бесконечности» (2018)
Ещё в конце первых «Мстителей» зрителям эпизодически показали одного из главных злодеев из комиксов Marvel — безумного титана Таноса, одержимого идеей собрать Камни Бесконечности, чтобы в одночасье стереть с лица Вселенной половину её населения. По сути, все предыдущие события, показанные на протяжении двадцати фильмов, вели к противостоянию с этим суперзлодеем. «Война бесконечности» наконец объединила Мстителей, Стражей галактики, Доктора Стрэнджа и других героев киновселенной на одном экране. Более того, Танос оказался действительно достойным противником, с прописанной мотивацией и оригинальным характером, и встал на один ряд (если не выше) с Локи в списке удачных злодеев Marvel. Именно плохо проработанные противники героев часто становились слабым звеном фильмов студии.
«Мстители: Финал» (2019)
Эпическое завершение первой глобальной истории киновселенной Marvel, растянувшейся более чем на двадцать фильмов. «Война бесконечности» и «Финал» являются важнейшими и масштабнейшими лентами студии на данный момент и будут оставаться таковыми ещё долгое время. Ведь четвёртая фаза киновселенной сначала будет разбираться с последствиями действий Таноса, а затем потихоньку подводить зрителей к новой глобальной угрозе, которой, возможно, станет Канг Завоеватель. Более того, новых фильмов в серии «Мстители» зрители не увидят как минимум до пятой фазы, а значит, фильм «Мстители: Финал» будет оставаться крупнейшим кроссовером в киновселенной Marvel ещё лет пять.
После событий «Войны бесконечности» оставшиеся Мстители намерены взять у Таноса реванш. После наиболее масштабной и трагической битвы в истории они не могут допустить ещё одну ошибку. На помощь супергероям прибывает Капитан Марвел, причём не сама, а с другими героями. Благодаря информации от дочери безумного титана Ракета обнаруживает на одной из планет всплеск энергии, сопоставимый по силе со щелчком перчатки Таноса. Мстители собираются на свой последний бой.
20 лучших фильмов Марвел
Двадцать лучших фильмов «Марвел». Только на первый взгляд простая задача. Может показаться странным, но экранизации комиксов этого издательства не всегда были в одной масштабной вселенной, где все картины объединены в один мета-сюжет. Да и права на персонажей в девяностых были распроданы разным киностудиям ради, как ни смешно, денег. «Марвел» были банкротами и другого способа свести концы с концами просто не было. Так Люди-Икс, Сорвиголова и Фантастическая четверка оказались у «Фокс», Человек-паук и вся паучья вселенная у Сони, Халк умотал к «Юниверсал», Блэйд рубил вампиров у «Нью-Лайн Синема», Призрачный гонщик радовал лицом Ника Кейджа на службе у «Коламбиа Пикчерз».
Как ни крути, это все равно персонажи «Марвел» и каждая студия привлекала интересных людей для интерпретации суперов для больших экранов. Вот и посмотрим, кто из них не стал перезапуском Фантастической четверки от Джоша Транка.
Мстители
Кто-то скажет, что топ из топов – это «Железный человек». Там много Дауни-младшего, классные шутки, крутой сюжет, злодей внушает и спецэффекты не мультяшные. Вот это прорыв. И вот что мы скажем:
Настоящим событием, изменившим баланс сил на рынке экранизаций комиксов и показавшим кто батька, стал не шедевр Джона Фавро, сценарий которого писался по ходу съемок, а первый большой кроссовер. «Мстители» взорвали бокс-офис и доказали, что идея собрать в одной команде настолько разных героев на большом экране – не утопия. Не зря же только во второй фазе киновселенной «Марвел» Кевин Файги и команда стали больше экспериментировать и идти на риски. Заметим, что студия настолько сомневалась в успехе «Мстителей», что им пришлось в срочном порядке снимать сиквел «Железного человека». Успех сольника о Тони Старке не шел ни в какое сравнение с кинокартинами о приключениях остальных членов супергеройской команды.
Фильм не расшаркивается и окунает в стремительные события. Тессеракт, за которым охотились и Гидра и США во главе с Капитаном Америкой и отцом Тони Старка Говардом, начинает излучать какую-то сложно-научно-магическую энергию космоса. Оказывается, он способен открывать порталы. И решил организовать один такой для Локи, брата Тора на базе агенства Щ.И.Т., где за всем следит Клинт Соколиный Глаз Бартон. Директор Ник Фьюри приказывает начать эвакуацию агенту Колсону, который допрашивал Бога Грома (Лорда Грома?) в сольном фильме про Тора, а доктор Селвиг из того же «Тора» не понимает что с макгаффином фильма происходит. И это первые минут семь. То есть не так уж и важно было смотреть предыдущие пять частей, чтобы понять происходящее во «Мстителях» и это невероятно круто. Как и в комиксах, тебе буквально за страничку быстро обрисуют экспозицию.
Огромный шумный яркий блокбастер. Чудовищно притягательная реклама: всё летает, взрывается, над Нью-Йорком штуки, похожие трансформеров. Мгновенный эффект узнавания. На него должен пойти каждый и принести свои деньги. А для этого зашедший на сеанс человек не должен сидеть и задаваться вопросами, кто есть кто и почему. В свою очередь гики будут в восторге, они-то всё посмотрели и прочитали еще стопицот выпусков комиксов. Они-то понимают все отсылочки, все намеки. Нердгазм. И именно поэтому «Мстители» важнее «Железного человека».
Мстители: Война бесконечности
А где же «Эра Альтрона»? Не смотря на явный повтор всех ходов из первой части, Джоссу Уидону не удалось повторить тот самый подвиг, который он совершил, буквально по кусочкам собрав первых «Мстителей». Контекст изменился и его подход больше был не актуален. Самое смешное, он сам это понимал. Будучи богом нердов (Смотри «Светлячок», «Баффи», как минимум, за что гики и уважают Джосса – ну или уважали, до «Лиги Справедливости»), Уидон хотел дать своим героям развитие. Показать людей, а не супергероев. Что значит быть мстителем для каждого и почему вообще именно эти люди оказались вместе на одной стороне.
Но эксперименты второй фазы дали боссам студии понять, что надо бы двигаться проторенными дорогами. Режиссеру скрутили руки и заставили сделать тех же самых «Мстителей» еще раз. Адский контраст между авторским видением и копипастой первого фильма особенно чувствуется в некоторых сценах.
Франшизе нужен был свежий взгляд и подход, тем более, что триквел подразумевал участие всех героев и одного нового злодея теперь по-настоящему вселенского масштаба. Братья Руссо уже два раза до «Войны бесконечности» взорвали танцпол, найдя идеальный подход к скучнейшему Капитану Америке. Так потом еще и сняли «Мстители-2» здорового человека, более известный как «Первый Мститель: Противостояние» (спасибо за роскошную адаптацию оригинального названия).
Если не видел сериалы про Бэтмена 1943 и 1949 годов, то в конце каждой серии был анонс следующей с припиской: «Смотрите на следующей неделе, в этом кинотеатре!». Напоминает типичные приписки после титров.
Первый мститель: Противостояние
Кажется, Кевин Файги не придумали как развить образ Кэпа. Как удивить зрителя историей о скучном идеалисте, если снова не менять сеттинг, как было в случае со второй частью приключений Стива Роджерса? Напихаем в картину почти всех мстителей и заставим подраться.
Фишка-то не в этом. Весь этот фильм – чистейший коммерческий продукт и хитрый ход Диснея, испугавшихся мощной заявки от «Ворнер» в лице «Бэтмена против Супермена». Логично, что триквел о капитане должен был продолжать историю взаимоотношений Стива и Баки «Зимнего солдата» Барнса. И не будем врать, эта линия есть тоже. Помимо ста тысяч других.
К третьему фильму и четвертому году пребывания в современности Стив понимает, что мир слабо изменился. Войны не заканчиваются, а правительства готовы ограничивать любые свободы, когда это будет нужно. В этот раз организации «Мстители» и кэпу лично вменяют обвинения за сопутствующий ущерб. Да, Тони выплачивает компенсации жителям разрушенных домов, прибирается в Нью-Йорке и все такое, но людские жертвы деньгами не заткнешь. «Если богат, то греши напропалую. Так, Старк?» – говорит мать погибшего в замесе Мстителей и Альтрона в Заковии парня. И это самая крутая и глубокая линия, которую неожиданно точно отражает русский перевод. Это противостояние Капитана Америки и Железного человека.
У каждого из них своя правда и свои травмы. Проблема лишь в том, что решают они их ресурсами, которыми могли бы пользоваться целые государства. Прилететь в Германию и разнести аэропорт – всё еще не проблема для обоих героев. И это в фильме, где супергероев обвиняют в нарушении законов и границ суверенных государств.
Гениальность братьев Руссо в том, что они крайне ловко, почти бесшовно смогли скрестить того самого бульдога с носорогом, за что их, судя по всему, и назначили на режиссерский пост третьих и четвертых «Мстителей». Такая мощная и серьезная тема как ответственность героев спокойно соседствует с романтическими отношениями Вижена и Алой Ведьмы. Пришитый белыми нитками Человек-Паук может ворваться в конфликт больших супергероев и отмачивать подростковые шутейки.
Да, если придирчиво анализировать, цельность картины ускользает чем дальше, тем больше. Но пока наблюдаешь за этим очаровательным балаганом, не хочется выбросить ни одной его части. Это дико увлекательно. И вот это как раз и удивляет.
Мстители: Финал
Самый кассовый, самый раздутый, самый нелогичный, самый несбалансированный и самый фанатский кроссовер в истории. Ну пока что. Руссо продолжают жечь и радовать гиков таким ворохом отсылок, что никакому Снайдеру не снилось. Работы Зака на фоне творения «Марвел» выглядят тончайшими аллюзиями для эстетов.
Фильм подхватывает события Войны Бесконечности и на самом деле ставит точку. Это отвратительно смело. Взять и подцепить нашу заинтересованность и кошелечки банальнейшим клиффхэнгером, а в следующей серии просто разорвать все наши ожидания в первые двадцать минут. Руссо позволяют героям прочувствовать вину. На таком фоне проблемы из Противостояния кажутся детским садом, как и обещал Брюс Беннер.
Ни в коем случае нельзя держать серьезное лицо дольше сорока минут, это слишком жестоко. Кинокартина призвана завершить Сагу Бесконечности. Надо сказать спасибо фанатам, что они верили и были с серией все эти годы. А это значит… Отсылки! Серьезно, авторы наглеют настолько, что весь второй акт состоит из путешествий героев по своим предыдущим фильмам. Это так раздражает, что аж оторваться невозможно. Капитан дерется со своей молодой версией, Тони Старк смотрит на себя и восторгается, Тор и Ракета пробегают мимо Локи и еще черт знает сколько всего.
Третий же акт отдан под драку. Такого мы никогда не видели. В кадре все (иногда во множественном числе, кстати). Никакой «Первому игроку приготовиться» не сравнится с этим зрелищем. Все пасхалки и герои известных гиковских произведений в кадре у Спилберга не больше чем картинки, которые можно разглядеть среди толпы и отметить лишь то, что они тут есть. Во «Мстители: Финал» хочется орать в экран, когда все герои, за жизнью которых ты наблюдал много лет, плечом к плечу несутся на армию главгада. Это, безусловно, читерство бессовестное, но и неописуемый восторг.
Люди Икс 2
Как известно, сценарии основной линейки франшизы «Люди Икс» писались ламантинами из набора слов: Эрик, Чарльз, мутанты, мы, будущее, долг, несправедливость. И виноват в этом самый ретроградный, скучный человек в Голливуде Брайан Сингер.
Да, благодаря ему и его подходу, комикс-муви стали чуть более серьезными и показали, что супергерои – это не просто дядьки в трико и резине. Мутанты – метафора расизма, нетерпимости и бог еще знает чего. Жаль, что Сингер забыл про хороший экшен в фильме 2001 года, но во второй части исправил этот недостаток.
До сих пор «Люди Икс 2» считается одним из лучших про мутантов «Марвел». Сингеру удалось не растекаться мыслью по древу, а сконцентрироваться на том, что мутанты и люди боятся друг друга и этот страх может привести к катастрофе. В первом фильме коалиция профессора Ксавье боролась с братством Магнето, а вопрос отношений с людьми попросту тонул в личных и довольно вялых противоречиях предводителей мутантских сообществ. Более того, брутальность Россомахи в исполнении Хью Джекмана просто отключала зрителя от серьезных вопросов.
Как ни странно, поставив Россомаху в центр сюжета и связав его непосредственно со злодеем, режиссеру удается высказываться более глобально. Парадокс, но Сингер весь в этом. Его масштаб проявляется в личных историях. Никто так больше не делает.
Человек-паук 2
Мой лучший друг Человек-паук! В отличие от мастодонтов DC Бэтмена и Супермена, которые на экране появлялись уже не один раз и в различных вариантах, марвеловский главный герой шел на большие экраны долго и со скрипом. Еще в конце восьмидесятых планировалась экранизация приключений Питера Паркера от «Метро Голдвин Майер». Сам Джеймс Кэмерон был прикреплен к проекту, ему же и принадлежала идея органической паутины. Увы, не срослось. Недостаточное финансирование и слабый спрос на героя-подростка похоронили идею.
К концу девяностых лицензию на Паука купили Сони Пикчерз. Сэм Рэйми присоединился к проекту несколько позже и доработал уже новый сценарий, усилив акцент на связи между проявлением суперспособностей и пубертатным периодом Питера. Как нельзя кстати пришлась идея Кэмерона о выделяющейся у укушенного пауком школьника белой субстанции.
Можно сказать, что в первом фильме Рэйми только прощупывал почву и перестарался. Слишком яркий, аляповатый, смешной. О качестве графики и говорить не стоит, это стыд и тогда и сейчас. Тем не менее, он стал невероятным хитом и альтернативой серьезным «Людям Икс» и мрачному кровавому «Блэйду».
Сиквел превзошел оригинал на несколько голов. Питеру придется принять решение, хочет ли он быть героем и вообще герой он или просто мститель (ха!) в маске, отыгрывающийся за свои комплексы и проблемы на негодяях, пусть и заслуживающих наказания. При этом никаким мрачняком и не пахнет. Это всё еще красочный головокружительный аттракцион, на многие годы вперед определивший стандарты комикс-блокбастеров. Успех был так велик, что ««Ворнер Бразерс», наконец, решили отряхнуть неоновую пыль со своего главного комикс-героя, оставленную Джоэлем Шумахером. Да-да, «Бэтмен: Начало» от Кристофера Нолана получил зеленый свет именно после успеха «Человека-паука 2».
Блэйд 2
Первый фильм о Блэйде от странного парня Стивена Норрингтона предвосхитил тренд на более мрачный и реалистичный подход к супергероике. Чувак снял дешевый боевичок с элементами ужаса «Машина смерти», который примечателен лишь трэшовым дизайном той самой машины и актером из «Машиниста» С Кристианом Бейлом. А потом отметился в экранизации культового комикса Алана Мура «Лига выдающихся джентельменов», которая славится крайней несмотрибельностью и тем, что это последняя работа в карьере Шона Коннери, ради которого он отказался от кучи роскошных проектов. «Властелин Колец», например. И всё, потом Стивен пропал, от него ни слуху ни духу. Довольно эпично и тянет на экранизацию само по себе.
В своем стиле мексиканский фантазер Дель Торо наполнил фильм ордами гротескных монстров. И конечно, никаких больше людей, к чертям эту скуку. Монстры против монстров! Теперь вампиры больше не на вершине пищевой цепочки, внезапно охотники стали добычей. Фильм исполнит этот кульбит не один раз и вообще сместит фокус с Блэйда и его трагедии на веселый отстрел монстров, шутки про то, что Блэйд недовампир и как это орно для настоящих вампиров. Основной темой, как ни странно, оказываются дела семейные. Вампиров. Да, почти «Другой мир», только гораздо веселее и красочнее, без покерфейсов персонажей в духе «Матрицы». Опять же Рон Перлман. Без комментариев, автоматом плюс пять баллов.
Первый мститель: Другая война
Страна: США
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Энтони Маки, Сэмюэл Л. Джексон и др.
Жанр: драма, мелодрама, биография
Дата премьеры: 13 марта 2014 года
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,7
Первый фильм братьев Руссо в «Марвел». Это вторая фаза киновселенной и, как мы говорили выше, она была полна экспериментов, не встретивших любви публики. За редкими исключениями. И «Капитан Америка: Зимний солдат»… тьфу, «Первый мститель: Другая война» – один из таких случаев. Однозначно, самая удачная интерпретация кэпа для массового зрителя, не перечитавшего подшивку комиксов с сороковых годов.
Приземленный шпионский триллер про солдата. Не так уж важно, что он суперсолдат, важно какой он человек и какой делает выбор. Ведь так и завещал автор сыворотки суперсолдата доктор Эрскин. В этом кино мы видим, ни много ни мало, характер Стива, а не просто выражение его идеалистических порывов.
Именно в нем был заложен фундамент для «Противостояния», кэп не идет на компромисс, как Роршах из «Хранителей». Стив Роджерс становится лидером, капитаном, он берет ответственность за судьбу мира на себя. И это тот парень в дурацком костюме, который бесил всех в «Мстителях» и на лидерство был назначен Тони Старком в качестве одолжения.
Не обошлось без тех же проблем, что и в «Противостоянии». Линия Зимнего солдата выглядит немного лишней, на его месте мог быть любой немезис капитана из комиксов, просто отсутствовали бы трогательные (не очень) диалоги старых друзей. Кажется, что эту линию навязала ради фансервиса, потому что все любят Зимнего солдата. У него крутой дизайн, он жертва, фигура трагическая и притягательная. Никогда не знаешь, он сейчас в своем уме или под гипнозом и представляет из себя машину для убийства. Напоминает еще большего парня-ходячий фансервис – Локи. Такая же двойственность и притягательность, да даже волосы длинные. И всё равно Руссо удалось сделать так, что во время просмотра не замечаешь манипулятивные ниточки, тянущиеся от этой линии, и «Другая война» захватывает полностью.
Люди Икс: Дни минувшего будущего
Последний фильм из серии более удачных вторых частей в нашем обзоре. «Люди Икс: Последняя битва» получили разгромную критику, а фанаты возненавидели окончание некогда революционной франшизы. Тогда «Фокс» решает сделать серию о каждом члене команды. Разумно было начать с Россомахи, самого популярного персонажа. Сразу все пошло не так. Получилось не просто дурацкое кино, создатели наворотили горы несоответствий по таймлайнам и мимоходом оскорбили всех фанатов Дедпула, которого, к слову, уже играл Райан Рейнольдс. В те годы актер был бичом всех плохих комикс-муви (тут тебе и пугающее недоразумение от Дэвида С. Гойера «Блэйд: троица», мемный и до смешного тупой «Зеленый Фонарь»).
Решение о перезапуске франшизы пришло само собой. Классный парень Мэттью Вон был назначен режиссером новых «Людей Икс», а также продюсером всей серии. Вон известен по таким экранизациям комиксов, как «Пипец», франшиза «Кингсмен» (первый случай, когда Мэтью снял не только первый фильм из серии). И «Люди Икс: Первый класс» не стали исключением, Вон отказался от съемок сиквела своего фильма, предпочтя оригинальный и новый проект. Боссы студии решили, что не надо больше экспериментов и позвали отца, Брайана Сингера. Как заправский писатель комиксного рана, Брайан пришел и смел к чертям всё, что было сделано в «Последней битве» и «Первом классе», взяв только то, что ему понравилось.
Ну и невозможно не пустить слезу, когда видишь молодого Ксавье в исполнении Джеймса Макэвоя в полном раздрае, не верящего ни во что на свете. Всеми оставленный профессор должен найти себя снова и для этого ему предстоит поговорить с будущим собой в исполнении уважаемого корифея серии Патрика Стюарта. Кино о поколениях, о том, что годы меняют взгляды и порой старые распри выглядят смехотворно на фоне настоящей беды. Снова звучит похоже на концепт третьих и четвертых мстителей. Ну и местный Ртуть на лопатки кладет Диснеевского, самая зрелищная сцена отдана именно ему.
Логан
Когда вышел один из самых кассовых супергеройских фильмов с рейтингом R «Дедпул», остальные комиксодержатели захотели себе те же игрушки. «Дисней», правда, никак не решится и мнется, как человек, сорвавший джекпот. Теперь никак не может свернуть с денежной колеи, ради смелых инициатив. А вот DC и «Ворнер Бразерс», наоборот, экспериментируют на всю катушку и пока что это дико интересно.
Ну и сами «Фокс» не стали тянуть резину и разрешили режиссеру самого комиксного фильма в серии «Россомаха: Бессмертный» дать кровушки самому нуждающемуся в этом персонажу. Надо сказать, что на блю-рей выходила взрослая версия второй части Россомахи и выглядело это реально драйвово и сурово. Джеймс Мэнголд знает свое дело, поистине мастер на все руки. Только посмотри на жанровый диапазон его фильмов, уму непостижимо. Вестерны, байопики, романтические комедии, комикс-боевики.
«Логан» – это кино с большой буквы. Здесь нет героев и злодеев, разве что номинально. Люди Икс мертвы, мутанты практически уничтожены как вид. Создания с геном Икс больше не рождаются естественным образом, как раньше. Их теперь выводят и выращивают на благо человечества ну и для бесконечных войн, захватов территорий и прочих богоугодных дел. Оставшиеся мутанты в лице Россомахи, полубезумного профессора Икс и Калибана стараются не высовываться и жить тихо. Последнее их желание скрыться от людей раз и навсегда. Никакой геройской деятельности, никакой веры в будущее и собственные силы. Вся их слава и добрые дела остались на страницах комиксов. Теперь античные боги вынуждены скрываться.
Тяжеловесная история о старении, смерти идеалов всё-таки оставляет некую надежду на будущее и «тех, кто идет за нами».
Тор: Рагнарек
Нечасто сиквелы получаются удачными. Вторая часть – та же первая, только больше и громче. Маколей Калкин и режиссер «Один дома» Крис Коламбус даже шутили в одном интервью, что они могли просто еще раз показать первый фильм под видом сиквела. Да, запросто можно перечислить продолжения, превзошедшие оригинал: «Терминатор 2: Судный день», «Чужие», «Крестный отец 2». Но третьи части почти всегда гарантированно разочаровывают фанатов: «Человек-паук 3: Враг в отражении», «Железный человек 3», «Терминатор 3: Восстание машин», «Крестный отец 3», «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Да, сборы могут говорить об обратном, но так плохая критика мотивирует студии на смену курса серии. Это печально, ведь трилогия – идеальный способ рассказать классическую историю и подробно показать ту самую дугу характера героя.
А вот фильмы про Тора и первые два были провальными. Фанаты стараются их не вспоминать. Но Тор уже был в составе Мстителей и выводить его оттуда за кадром было бы нелепо. «Дисней» сделали ход конем, пусть не в первый раз. Джеймс Ганн когда-то уже получил карт-бланш на «Стражей Галактики» и снял хит. Надо было найти второго Ганна, чтобы он перепридумал Тора. Выбор Тайки Вайтити был смелым. Один из самых самобытных авторов жег, как дуговая сварка в «Реальных упырях», «Охоте на диких людей» и что его побудило вписаться в большой продюсерский голливудский проект было загадкой.
Тайка позволил Тору, наконец, расслабить булки и отпустить свою избранность. В кои-то веки герой Криса Хемсворта, отличного комедийного актера, кстати (роль секратарши в «Охотниках за привидениями» это ж ор), может позволить себе просто гонять между планетами, ввязываться в авантюры и весело проводить время. Получается, нужно было всего лишь снизить уровень пафоса и слить серьезные шекспировские щи.
Стражи Галактики
Кого из невероятного количества костюмированных людей из комиксов, кроме Человека-паука, Бэтмена и Супермена знали люди до экранизаций? Сложно сказать, но явно не многих, судя по страшнейшим провалам фильмов девяностых и начала нулевых. «Сталь», «Сорвиголова», «Спаун», «Тень», «Электра», «Каратель» (три раза), «Фантастическая четверка» (два с половиной раза), «Халк», «Призрачный гонщик» в лучшем случае были не так плохи, как казалось на первый взгляд.
Чтобы продавать остальных малоизвестных героев, нужно придумать концепцию и характер, пригодные для восприятия массовой аудиторией. Не сразу Кевин Файги и команда нащупали рецепт, чтобы поставить суперов на поток. Вселенную-то делать надо так, чтобы каждым фильмом, ты рекламируешь все остальные. Можно проследить несколько надежных методов, которыми пользуется «Марвел».
Уже упомянутый карт-бланш для яркого режиссера. Снова вторая фаза и э-э-э-э-э-эксперименты! Одна из самых странных и неизвестных комикс-команд. Шайка космических отбросов: какой-то антропоморфный енот Ракета; живое дерево Грут; вор, прелюбодей, землянин Питер Квилл; убийца и совсем не умное существо Дракс; женщина-киборг, дочь того самого Таноса, Гамора.
По сути Ганн сделал авантюрную комедию в духе «Индианы Джонса», «Валериана и города тысячи планет». Это не такое импровизационное кино, как «Рагнарек», местные герои не срываются в бесконечные игры голосом, высмеивание своего образа и всё такое. Нет, это не нужно, они и есть пародии на нормальных протагонистов. Кучка неудачников вынуждена сплотиться, чтобы защитить галактику от маньяка. Зачем? Да просто они любят жить. Поразительный результат, что после истории о бандитах и негодяях хочется жить и вообще как-то оптимистичнее смотреть на мир.
Черная Пантера
Т’Чалу, короля Ваканды и по совместительству защитника народа (не совсем понятно от чего) мстителя в маске Черную Пантеру продавали чисто сериальным методом. Сначала в многострадальную «Эру Альтрона» буквально врезали огромную сцену про контрабандиста Улиса Кло (Энди Серкис). Якобы Альтрону понадобился вибраниум. На деле же боссам студии понадобилось затизерить Черную Пантеру и намекнуть на Ваканду, где и добывают инопланетный материал, из которого сделан щит капитана.
Затем в фильм про кэпа и взаимоотношения с его столетним маленьким другом помимо мстителей вставили еще и самого короля Ваканды. Ну и если опустить, что это расслаивает фильм еще больше, чем навязанная потасовка Мстителей стенка на стенку, то Т’Чала удался, как герой, и понравился всем. Степенный, строгий, хладнокровный, настоящий король со своими принципами. Ушедший от нас в этом жестоком году Чедвик Боузман был глотком свежего воздуха в компании уже знакомых лиц. Так ожидания от «Черной Пантеры» взлетели до небес.
Добили публику тем, что на пост режиссера был назначен Райан Куглер, снявший один из самых острых фильмов об отношении к чернокожим людям. «Станция Фрутвейл» основана на реальных событиях. Неудавшийся Джонни Шторм из еще более неудавшегося перезапуска «Фантастической четверки» от Джоша Транка пришел на роль злодея Киллмонгера вслед за режиссером. Да нет, Майкл Б. Джордан просто адски крутой актер и стал звездой после спин-оффа «Рокки» «Крид».
Ваканда – передовая страна, скрытая от всего мира. Метеорит из вибраниума обеспечил вакандцев немыслимыми технологиями, которые и не снились Тони Старку. Культурная идентичность для Ваканды важна во всем. Одежда, прически, архитектура, даже дизайн экипировки и вооружения традиционны для регионов Африки. И эта элитарность Ваканды и является камнем преткновения. Черные братья по всему миру живут, мягко говоря, не так хорошо. Король Ваканды мог бы стать лидером для этих людей по всему миру, дать ресурсы, открыться миру. Редчайший случай, когда протагонист понимает мотивы антагониста и принимает его идеи, просто использует не столь радикальные методы. Удивительно для комикс-муви за сумасшедшие деньги про африканскую фантастическую страну и мужика в костюме кошки.
Человек-муравей
Тот случай, когда эксперимент не удался на старте или точнее на середине пути. Дело в том, что для такого смехотворного персонажа как Человек-Муравей был приглашен автор Корнетто-трилогии Эдгар Райт. Даже есть мнение, что «Армагеддец» пострадал из-за плотной работы над Муравьем. Снова самобытный чувак пришел, чтобы сделать героя с максимально идиотским прозвищем привлекательным для зрителя.
Судя по всему, Райт хотел замутить не просто комедию, а некое мета-высказывание о взрослении. Ну иначе как тут оказался бы уже не сильно молодой Пол Радд. Да и фильмы Райта почти всегда об инфантилах, которые как-то пытаются найти свое место в мире. Но вездесущие творческие разногласия погубили союз Райта и «Марвел», постановщиком фильма был назначен Пейтон Рид.
Концепт фильма был упрощен. Да, вопросы взросления и принятия ответственности остались в фильме, но на них нет акцента. Раз это всё не вычистили, видимо, Эдгар Райт написал полный скрипт и разработал большую часть концептов и раскадровок. У «Человека-муравья» была великолепная и остроумная рекламная кампания. Маленькие фигурки героев на постерах, которых и разглядеть-то трудно – это смело и иронично.
Фильм был удивительно свежим после монструозно тяжеловесной «Эры Альтрона». Разгрузочный фильм, где всё весело и приземленно, если не считать костюм для уменьшения, управление муравьями с помощью мозговых волн и погружение в квантовый мир (это, кстати, сыграет свою роль в «Мстители: Финал»). Теплый, легкий, не глупый, сделавший больше, чем ожидалось от фильма с названием «Человек-Муравей».