Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим

требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Что же вкладывается в понятия «социальная технология», и «технология социальной работы» и как соотносятся между собой эти понятия?

Технология (от греч. techneискусство, мастерство, умение + logosучение)система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.

Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась цитовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г.[1] Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик отечественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. В частности, вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 г. выходит в свет книга В.Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология предстает важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей»[2].

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов»[3], как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности»[4], как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»[5],

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей[6].

Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологииэто система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работыэто одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге — к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.

Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа — это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

— объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

— должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

— возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

— возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:

динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

Источник

ВОПРОС 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»,

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

ВОПРОС 2. Задачи учебного курса «Методы и технологии социальной работы».

Учебный курс «Методы и технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнообразный материал, изложение которого затруднено из-за разных подходов ученых и практиков, так как используемые понятия еще не получили всеобщего признания. Цель курса:овладение теоретическими и практическими основами курса «Методы и технологии социальной работы», как необходимой составной профессионального становления специалистов по социальной работе. Задачи курса: овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства, на предприятиях и т.д.; развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем различных групп населения; формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях. Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Методы и технологии социальной работы», который состоит из трех разделов: Введение, Общие методы и технологии социальной работы, Частные методы и технологии социальной работы.

Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Смотреть картинку Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Картинка про Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов. Фото Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов

ВОПРОС 3. Технологический процесс в социальной работе.

Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента – основная функция технологии социальной работы. Специалист социальной работы принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной проблемы и в практическом осуществлении намеченного варианта действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента.

Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов до тех пор, пока они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

1. Формулирование цели воздействия.

2. Выработка и выбор способов воздействия.

3. Организация воздействия.

4. Оценка и анализ результатов воздействия.

Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.

Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, анализ, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта разрешения проблемы. Этап организации воздействия включает операции по реализации оптимального варианта разрешения социальной проблемы и предусматривает распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.Оценка и анализ результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

В практике социальной работы отдельные операции могут выпадать в силу отлаженности управленческих взаимоотношений, в силу повторяемости и однотипности многих проблем, разрешать которые повседневно призван персонал социальных служб. Однако это означает лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не означает игнорирования какой-либо операции в структуре технологического процесса.

ВОПРОС 4. Многообразие социальных технологий

Многообразие социальных технологий обусловлено:

1. Обширностью социальных отношений и видов социальных действий.

2. Системным, сложным характером объектов социальной технологии.

3. Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социальных действий.

4. Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классифицирования и типизации.

Типизация социальных технологий:

1. Выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий.

2. Прогностическая функция.

3. Ориентировочная функция.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

К числу наиболее значимых оснований относятся:

По масштабам решаемых социальных проблем:

§ универсальные социальные технологии;

§ частные социальные технологии.

По уровню социальной деятельности:

§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении

§ проблем в условиях конкретного региона;

§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах

§ муниципальные и пр.

По характеру решаемых задач:

§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

По характеру воздействия на социальные процессы:

§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

По характеру и содержанию используемых средств:

§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

§ педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

§ социальные технологии, ориентированные на созидание;

§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.

ВОПРОС 5.Классификация социальных технологий в социальной работе.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям – видам, уровням, сферам применения и т. д.

Делятся на:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

§ универсальные социальные технологии;

§ частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2. По уровню социальной деятельности:

§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.;

§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

§ муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

§ инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

§ технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

§ педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования.

В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

§ социальные технологии, ориентированные на созидание;

§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённойцели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функциясоциальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии.

В качестве основных целей социальных технологиймогут выступать:

§ изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

§ изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

§ изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной цельюлюбой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми,внешней средой и самим собой.

ВОПРОС 6. Сущность и характеристика социальной диагностики.

Термин―»социальная диагностика’ получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время ―»социальная диагности-ка» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов. Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Он советовал придерживаться правил:

— проводить детальный анализ;

— видеть за частным общее;

-не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

— не избегать вопроса «почему?»;

— прослеживать историю идей;

— обирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

— изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

— связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

1 В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *