Этот автор утверждал что возможность технологизации социальных процессов
Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим
требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.
Что же вкладывается в понятия «социальная технология», и «технология социальной работы» и как соотносятся между собой эти понятия?
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.
Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.
Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась цитовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г.[1] Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик отечественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. В частности, вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 г. выходит в свет книга В.Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», в которой социальная технология предстает важным элементом механизма управления, а ее сущность понимается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления: «Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей»[2].
Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.
При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов»[3], как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности»[4], как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»[5],
как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей[6].
Приведенные определения лишний раз подтверждают, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таковой и является социальная технология) будет неполным и будет носить относительный характер. Вместе с тем, любая претензия на обладание абсолютной истины относительно динамичных систем, какими являются социальные процессы и отношения, неправомерно. Каждое из приведенных определений социальных технологий отражает определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики социальной технологии и технологий социальной работы.
Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.
Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге — к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.
Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа — это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.
Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
— объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
— должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
— возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
— возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.
Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.
Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.
Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.
Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:
— динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
— непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
— цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
— дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
ВОПРОС 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы.
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.
При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»,
Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.
Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
ВОПРОС 2. Задачи учебного курса «Методы и технологии социальной работы».
Учебный курс «Методы и технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнообразный материал, изложение которого затруднено из-за разных подходов ученых и практиков, так как используемые понятия еще не получили всеобщего признания. Цель курса:овладение теоретическими и практическими основами курса «Методы и технологии социальной работы», как необходимой составной профессионального становления специалистов по социальной работе. Задачи курса: овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства, на предприятиях и т.д.; развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем различных групп населения; формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях. Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Методы и технологии социальной работы», который состоит из трех разделов: Введение, Общие методы и технологии социальной работы, Частные методы и технологии социальной работы.
ВОПРОС 3. Технологический процесс в социальной работе.
Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента – основная функция технологии социальной работы. Специалист социальной работы принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной проблемы и в практическом осуществлении намеченного варианта действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента.
Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов до тех пор, пока они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.
Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, анализ, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта разрешения проблемы. Этап организации воздействия включает операции по реализации оптимального варианта разрешения социальной проблемы и предусматривает распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.Оценка и анализ результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.
В практике социальной работы отдельные операции могут выпадать в силу отлаженности управленческих взаимоотношений, в силу повторяемости и однотипности многих проблем, разрешать которые повседневно призван персонал социальных служб. Однако это означает лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не означает игнорирования какой-либо операции в структуре технологического процесса.
ВОПРОС 4. Многообразие социальных технологий
Многообразие социальных технологий обусловлено:
1. Обширностью социальных отношений и видов социальных действий.
2. Системным, сложным характером объектов социальной технологии.
3. Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социальных действий.
4. Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классифицирования и типизации.
Типизация социальных технологий:
1. Выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий.
2. Прогностическая функция.
3. Ориентировочная функция.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
По масштабам решаемых социальных проблем:
§ универсальные социальные технологии;
§ частные социальные технологии.
По уровню социальной деятельности:
§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
§ проблем в условиях конкретного региона;
§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
§ муниципальные и пр.
По характеру решаемых задач:
§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
По характеру воздействия на социальные процессы:
§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
По характеру и содержанию используемых средств:
§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
§ педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
§ социальные технологии, ориентированные на созидание;
§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.
ВОПРОС 5.Классификация социальных технологий в социальной работе.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям – видам, уровням, сферам применения и т. д.
Делятся на:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
§ универсальные социальные технологии;
§ частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
2. По уровню социальной деятельности:
§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.;
§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
§ муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
§ инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
§ технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
§ педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования.
В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
§ социальные технологии, ориентированные на созидание;
§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.
Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённойцели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.
Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функциясоциальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.
При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии.
В качестве основных целей социальных технологиймогут выступать:
§ изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);
§ изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);
§ изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).
Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной цельюлюбой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми,внешней средой и самим собой.
ВОПРОС 6. Сущность и характеристика социальной диагностики.
Термин―»социальная диагностика’ получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время ―»социальная диагности-ка» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.
Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов. Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Он советовал придерживаться правил:
— проводить детальный анализ;
— видеть за частным общее;
-не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
— не избегать вопроса «почему?»;
— прослеживать историю идей;
— обирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
— изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
— связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
1 В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.