Этюд что это в музыке
Презентация к уроку
Цель: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.
Тип урока: интегрированный, комбинированный
Используемые методы, приёмы технологии обучения: наглядно-слуховой (исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, репродукций картин, применение наглядных пособий, изучение нотных текстов), словесный (беседы, рассказ) и практический (театральные импровизации и т.д.) методы, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.
Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, игра
Оборудование и основные источники информации: доска магнитная, компьютер, проектор, экран, презентация “Жанр этюда в искусстве”, репродукции картин, ромашка “Этюд”, магниты “Виды техники”, раздаточный материал – ноты этюдов Черни, пособие “Говорим о музыке”, “Виды фортепианной техники”, карточки с названием тем для театральных этюдов.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
– учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путём изучения произведений мировой музыкальной и художественной культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества известных композиторов-романтиков, картинами русских художников обучение музыковедческим (исследовательским) методам анализа музыкального произведения);
– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (аудиальных, визуальных);
– компетентность в окружающей действительности, бытовой сфере (в качестве тем для театральных импровизаций взяты сценки и ситуации, где учащиеся демонстрируют умение ориентироваться в окружающем их мире);
– речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины и определения, привитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей);
– коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе, эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности);
– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное будущее);
– компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);
– креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, концентрация внимания.
2. Актуализация знаний.
Преподаватель ставит перед учащимися проблему: внимательно рассмотрев натюрморт, определить тему урока (Слайд 1– натюрморт).
Натюрморт “Этюд”: этюдник с живописными работами, палитра с красками, кисти, книга “Этюды об изобразительном искусстве”, ноты этюдов Черни, Шопена, шахматная доска с фигурами, театральная маска, парик, пуанты (рисунок 1)
Учащиеся перечисляют предметы, рассуждают об их назначении.
Преподаватель: Назвала я этот натюрморт “Этюд”. С этюдами вы, конечно, знакомы, так как встречаете их на занятиях по фортепиано. Причем же здесь шахматы, краски и кисти, театральная маска, балетные туфли, книга, этот необычный ящик на ножках? Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока “Жанр этюда в искусстве” (слайд 1, название темы).
Преподаватель: Что же такое этюд?
Учащиеся отвечают, исходя из собственного опыта знакомства с этим жанром в музыке.
Преподаватель: Слово это имеет французское происхождение и переводится как “изучение”, “упражнение” (Слайд 3, определение):
3. Объяснение нового материала
Преподаватель: Итак, начнем с самого близкого и понятного нам – этюда музыкального (Слайд 4). Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.
– Как вы думаете, была ли популярность этюда связана с самим инструментом фортепиано, историей его развития?
– Назовите композиторов, чьи этюды вы играете на занятиях фортепиано.
Учащиеся перечисляют авторов этюдов.
Преподаватель: Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни. Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску. На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. “Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.
Посмотрите некоторые этюды Черни у вас на столах. Каждый из этюдов рассчитан на определённый вид техники. Назовите какие-либо виды техники, используемые в этюдах Черни (раздаточный материал – ноты этюдов Черни, карточки “Виды техники” – Приложение 1)
Учащиеся (работа малыми группами над отдельными произведениями): называют используемые технические приёмы.
Преподаватель: на доске вы видите некоторые технические приёмы, используемые в этюдах Черни. Объедините их в родственные группы по 2–3 вида и объясните почему.
Учащиеся: на магнитной доске распределяют родственные виды техники по группам.
Преподаватель: Но было и другое направление в развитии жанра этюда. Композиторы не хотели трактовать этюд как чисто техническую пьесу, они старались сделать его максимально художественным и выразительным. Это был этюд художественный или концертный (Слайд 14 – концертный этюд).
Первопроходцем в этом направлении по праву считают итальянского скрипача-виртуоза Н. Паганини (Слайд 14 – портрет Паганини). Весь его демонический образ, высочайшая степень виртуозного владения скрипкой, приводили публику в изумление и даже в шок. Особенно впечатлительные барышни на его концертах даже падали в обморок. “Человек не может так играть” – заявляли завистники и называли Паганини “дьяволом со скрипкой”.
Труднейшими для исполнения считаются 24 каприса или каприччо Паганини. Каприс – это виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Лишь несколько скрипачей за всю историю развития скрипичного исполнительства осмелились исполнить все 24 каприса в одном концерте. Самый популярный каприс № 24.
Учащиеся: прослушивают фрагмент Каприса № 24 Н.Паганини и определяют форму (тема с вариациями). (Слайд 14 – каприс № 24.)
Преподаватель: Темы Паганини вдохновляли многих композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист для создания одного из шедевров виртуозной музыки “Кампанеллы” тоже взял одну из тем Паганини (слайд 15 – портрет Листа).
Исполнительскую манеру Листа часто сравнивали со знаменитым итальянцем, да и внешне многие находили сходство с Паганини (слайд 15-карикатуры на Листа-исполнителя).
Слово “Кампанелла” в переводе значит колокольчики.
Учащиеся: прослушивают “Кампанеллу” Листа и определяют фортепианные приемы, которые использовал композитор для передачи серебристого переливчатого звона колокольчиков (Слайд 15 – “Кампанелла”) – работа малыми группами с раздаточным материалом “Говорим о музыке” (Приложение 2).
Преподаватель: Многим своим этюдам Ф. Лист давал названия, тем самым внося элементы программности, т.е. поясняя слушателям содержание: “Пейзаж”, “Дикая охота”, “Метель”, “Шум леса”, “Хоровод гномов”.
Преподаватель: Русский композитор Сергей Рахманинов (слайд 16 – портрет Рахманинова) считал, что прежде чем творить, композитор должен вообразить отчетливую картину. Сам Рахманинов, сочиняя музыку, старался думать о только что прочитанной книге или стихотворении, об увиденной картине или о запавшем в душу пейзаже.
Ряд фортепианных произведений Рахманинова имеют оригинальное название – этюд-картина (Слайд 16 – этюд-картина).
Учащиеся: прослушивают фрагмент этюда-картины “Море и чайки” Рахманинова и подбирают подходящую по смыслу репродукцию из предложенных на доске (Слайд17).
Преподаватель: Как вы думаете, к какому виду искусств ближе этюды-картины Рахманинова?
Преподаватель: Конечно, к изобразительному искусству (Слайд 22). Слово “этюд” мы нередко встречаем в книгах по изобразительному искусству, на выставках, в картинных галереях. Если художник говорит, что он отправился на этюды, это значит, что он идет писать с натуры. Готовые этюды он затем складывает в специальный ящичек – этюдник (Слайд 23).
Увиденные художником пейзажи, ландшафты, деревья, кустарники, травы и даже камни могут пригодиться в работе над будущей картиной.
Учащиеся: рассматривают репродукции известной картины Васнецова “Алёнушка” и этюды к ней, находят и разбирают отличия (Слайды 24–26).
Преподаватель: Писать этюд можно не только на природе. Существуют этюды человеческих лиц, рук, поз, этюды интерьера или обстановки помещения, этюды животных, этюды предметов натюрморта и т.д.
Многие художники называют этюд “живописной кухней”. Этюд для них как справка, как записная книжка, которая поможет, если он забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд, прежде всего, необходим для совершенствования профессионального мастерства.
А сейчас мы постараемся проявить свое воображение в этюде театральном (Слайд 18). В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию, т.е. сочинение в момент исполнения. Актер берет воображаемые предметы, общается с воображаемыми людьми.
Мы с вами, конечно, не актеры, но люди творческие, поэтому умеем фантазировать, импровизировать, воображать. Попробуем изобразить несколько простых театральных этюдов – маленьких сценок.
Учащиеся: импровизируют мини-сценку, прочитав тему этюда на карточке, остальные угадывают её название (темы для этюдов могут быть разнообразны в зависимости от контингента и интересов учащихся, но должны быть понятны и доступны: “Красавица у зеркала”, “Болельщик у экрана телевизора”, “Дама с собачкой”, “Вратарь”, “У стоматолога”, “Рок-гитарист”, “Повар” и др.).
Преподаватель: вместе с детьми разбирает ситуацию, подсказывает детали.
4. Закрепление пройденного материала.
Преподаватель: проверим свои знания и память, решив занимательную викторину (Слайды 27–31) – Приложение 3.
Преподаватель предлагает угадать одно из прослушанных на уроке произведений (Слайд 28).
Посмотрите живописные работы известных художников и определите, какие произведения являются этюдами (Слайды 29–31).
Преподаватель: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?
В качестве весёлого домашнего задания я раздам вам ребусы, в которых зашифрованы фамилии композиторов, писавших этюды на рубеже 18 и 19 веков (Приложение 5)
Спасибо за урок, надеюсь, наша встреча поможет лучше понять мир искусства и вам захочется ещё больше его узнавать и познавать.
Список использованной литературы:
Список аудиозаписей и видеозаписей, нотной литературы:
Этюд что это в музыке
Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные «упражнения» и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров. Ранние учебники, например «Разнообразные уроки для лютни» (Varietie of Lute-Lessons) (1610), включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог как возрастать от простого к сложному, так и быть вперемешку. Упражнения в сборнике «30 упражнений для клавесина» (30 Essercizi per gravicembalo) (1738) Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ, четырехтомные «Упражнения для клавира» (Clavier-Ubung) И.С.Баха содержат несложные пьесы и большие и трудные Вариации Гольдберга.
Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи «Ступень к Парнасу» (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.
Этюды Фредерика Шопена, соч.10 (1833) и соч.25 (1837), были первыми, занявшими крепкую позицию в концертном репертуаре, и рассматриваются сегодня как одни из лучших работ в этом жанре из когда-либо написанных. Техника их исполнения была крайне новаторской на момент публикации, и первый исполнитель, которому удалось освоить эти работы, известный композитор и виртуоз-пианист Франц Лист (Шопен посвятил ему соч.10). Лист написал для себя ряд этюдов, некоторые с элементами программности, которые стали более масштабными и даже более сложным, чем у Шопена, среди них наиболее известными являются работы из коллекции «Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными» (окончательная редакция 1852). Они не сохраняют обучающий аспект работ Шопена, но так же варьируются в сложности и используемой технике. На работы Листа похожи этюды французского композитора Шарля Валантена Алькана, отмеченные гармоническими и структурными экспериментами, и интересные тем, что некоторые из них являются одними из первых, написанных для исполнения одной рукой. В 1894-1895 годах Александр Николаевич Скрябин создал цикл из 12 этюдов соч.8, который включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе, совмещающие глубокое музыкальное содержание и какое-либо определенное пианистически-техническое задание.
В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Этюды Клода Дебюсси для фортепиано (1915) выполнены в соответствии с правилом «один из аспектов исполнительской техники на пьесу», но имеют нешаблонную структуру с большим количеством резких контрастов и в основном сосредоточены на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста. Сергей Васильевич Рахманинов условно назвал свои этюды «этюдами-картинами» (соч.33, 1911 и соч.39, 1917), подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.
К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены. Работы Оливье Мессиана «Четыре ритмических этюда» (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с «сериальной техникой». Этюды Джона Кейджа для фортепиано («Etudes Australes», 1975), для виолончели и/или фортепиано («Boreales», 1978), для скрипки («Freeman Etudes», 1977-80, 1989-90) продолжают общее направление творчества Кейджа в создании экспериментальной музыки, концептуализма и минимализма, и некоторые являются самыми сложными работами в этом репертуаре. Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники.
Этюд — это: этюды великих композиторов
Определение слова «Этюд» по БСЭ:
Этюд — Этюд (франц. йtude, буквально — изучение)в изобразительном искусстве, произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Э. (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, станковым графическим производством и т.д.
Этюд — в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно Э. объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков (Э. для фортепьяно М. Клементи, К. Черни, И. Крамера, для скрипки — Р. Крейцера, П. Роде и др.). Высокую художественную ценность имеют Э. для фортепьяно. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева и др.
Этюд в Энциклопедическом словаре:
Этюд — (франц. etude — букв. — изучение). 1) в изобразительном искусствепроизведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры сцелью ее изучения…2) Музыкальная пьеса инструментального характера,основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная дляразвития технического мастерства исполнителя. Создаются ивысокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные дляконцертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н.Скрябина и др.)…3) В современной театральной педагогике упражнение,служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит изразличных сценических действий, импровизированных или заранееразработанных преподавателем.
Значение слова Этюд по словарю Брокгауза и Ефрона:
Этюд (esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепьянной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. появляются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как, например, Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и проч. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и проч.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, например Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Н. С.
Значение слова Этюд по словарю Ушакова:
Фредерик Шопен
Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.
Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три — были опубликованы отдельно. Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году. Она посвящена Мари д’Агу.
Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.
Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.
Ференц Лист
Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:
Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.
У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.