Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.
Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.
Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.
В современной психологии такое направление как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.
В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны. По словам Далай-Ламы XIV «Основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью…».
Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.
В 1867—1869 гг. Л. Фейербах написал произведение «Эвдемонизм», опубликованное уже после его смерти. «Эвдемонизм» представляет собой важнейшее этическое сочинение Фейербаха. На русский язык сочинение было впервые переведено С.Бессоновым и опубликовано в Собрании сочинений Фейербаха, т. I, 1925.
Г. С. Померанц приводит замечание К. Н. Леонтьева о том, что во всех своих блужданиях Достоевский оставался «эвдемонистом», верившим в возможность счастья всех людей.
ЭВДЕМОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. eudaimonia — блаженство] (филос.). Идеалистическое этическое учение, считающее целью жизни стремление человека к личному счастью, благополучию.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эвдемони́зм
1. этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отступя — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Содержание
Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.
Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.
В современной психологии такое направлении как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии. [2] [3]
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эвдемонизм» в других словарях:
ЭВДЕМОНИЗМ — (от греч. eudaimonia счастье) философско этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический,… … Философская энциклопедия
ЭВДЕМОНИЗМ — стремление к счастью, которым определяются все наши поступки и цель всей жизни каждого из нас; нравственно философское учение о счастье, как о конечном смысле нашего существования. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
Эвдемонизм — (гр.eudaimonia бақыт,разылық) адам өмірінің мақсаты бақыт деп есептелетін дүниетаным және (немесе) философиялық ілім. Әр заманда ойшылдар, философтар бақытты әртүрлі мағынада түсінді. Демокрит пен Эпикур үшін бақыт рухтың тыныштығы түрінде… … Философиялық терминдердің сөздігі
эвдемонизм — а, м. eudémonisme <гр. eudaimonismos < eudaimon счастливый. Моральная теория, основанная на идее счастья как высшей ценности. Лексис. Направление в этике (возникло в античной философии), признающее источником нравственности стремление… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эвдемонизм — Эвдемонизм ♦ Eudemonisme Этическая система, в качестве высшего блага рассматривающая счастье (eudaimonia). Начиная с Сократа, этой идеи придерживались почти все античные школы философии, единодушно полагая, что каждый человек стремится к… … Философский словарь Спонвиля
ЭВДЕМОНИЗМ — ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее… … Современная энциклопедия
ЭВДЕМОНИЗМ — этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от… … Большой Энциклопедический словарь
ЭВДЕМОНИЗМ — ЭВДЕМОНИЗМ, эвдемонизма, мн. нет, муж. (от греч. eudaimonia блаженство) (филос.). Идеалистическое этическое учение, считающее целью жизни стремление человека к личному счастью, благополучию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЭВДЕМОНИЗМ — (от греч. eudaimo nia счастье, блаженство) англ. eudemonism; нем. Eudamonismus. Возникшее в античной философии направление этики, к рое признает основой нравственности и поведения человека его стремление к счастью. Наибольшее развитие Э. получил… … Энциклопедия социологии
Эвдемонизм — этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, связанный с идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
Эвдемонизм — (греч. еudaimonia счастье, блаженство) этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее… … Политология. Словарь.
или эвдаймонизм (от Έύδαιμονία — счастье) — этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово εύδαιμονία, подо. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
или эвдаймонизм (от Έύδαιμονία — счастье) — этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово εύδαιμονία, подо. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
(от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, соглас. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
эвдемонизм м. Направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
ЭВДЕМОНИЗМ
Эвдемонизм или эвдаймонизм (от Έύδαιμονία — счастье) — этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье. Греческое слово εύδαι. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
(греч. eudaimonia счастье) часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Э. во мн. подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения), Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. Категория счастья выдвигается на первый план в этической теории еще в Древн. Греции. Основоположник кинической школы (Цинизм) Антисфен не связывал понятия счастья и наслаждения, даже часто противопоставлял их. Наслаждение, с его т. зр., делает человека зависимым от внешней среды, тогда как счастье состоит в полной независимости человека от всякой чувственности. Римский последователь стоицизма Цицерон также противопоставлял состояние счастья чувственным удовольствиям. Такое толкование счастья несло в себе элементы идеализма; в нем уже содержалось противопоставление «телесной» и «духовной» природы человека. У Аристотеля же, напротив, счастье толкуется как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие. Стремление к счастью получает значение морального принципа у средневекового схоласта Фомы Аквинского, к-рый придает этому понятию специфически религиозный смысл: счастье, в его понимании, это нечто противоположное земным радостям. В эпоху Возрождения стремление к земному счастью вновь провозглашается вполне законным нравственным принципом поведения. Элементы Э. содержались в этическом учении Юма. Особенно большое значение принцип Э. приобретает в этике фр. материалистов XVIII в. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякого об-ва и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья как осуществление подлинного назначения человека. В совр. буржуазной этике можно встретить лишь отдельные элементы классического Э., но здесь они часто утрачивают первоначальное гуманистическое содержание и приобретают реакционный социальный смысл (примером может служить «фелицитология» О. Нейрата). Марксистская этика считает, что эвдемонистический принцип обоснования нравственности нельзя признать научным и подлинно материалистическим. Категория счастья не характеризует к.-л. определенного общественного или лично-психологического состояния человека. В ней находят отражение те или иные нравственные представления о назначении человека. В зависимости от конкретно-исторических и социальных условий в понятие счастья вкладывается различный смысл, соответствующий жизненным устремлениям того или иного класса, социальной группы или отдельной личности. Иными словами, это идеализация того или иного жизненного уклада, выступающая в форме морального предписания, к к-рому должен стремиться человек. Но в таком случае счастье не может служить обоснованием нравственности, т, к. само нуждается в обосновании, точно так же как и др. моральные представления. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
(от греч. eudamonia блаженство) этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, который полагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, поскольку они служат этой цели. Государство, все его институты, мероприятия и законы также являются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным, превращается в утилитаризм. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
1) Орфографическая запись слова: эвдемонизм2) Ударение в слове: эвдемон`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): эвдемонизм4) Фонетическая транскр. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
— философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье. Э. возвышает с. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
(греч. счастье, блаженство) – 1. направление в этике, утверждающее приоритет стремления к счастью в поведении человека. В развившегося на основе античного мироощущения эвдемонизме постулируется его сопряженность с добродетелью, достигаемой посредством всестороннего развития собственной личности в единстве её духовного и телесного начала. Указывается на особую значимость минимизации зависимости человека от чувственных удовольствий при помощи самоограничения и аскезы. Спиноза, например, обозначает блаженство как исключительно интеллектуальную любовь к Богу. Социальный эвдемонизм полагает мерилом прогресса общества достижение наибольшего счастья наибольшему числу людей; 2. в искажённом представлении – философия жизни, целью которой является удовольствие, наслаждение, радость счастья. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
Эвдемонизм (греч. еudaimonia счастье, блаженство) этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основ. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, с. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ а, м. eudémonisme <гр. eudaimonismos < eudaimon счастливый. Моральная теория, основанная на идее счастья как высшей ценности. Лексис. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
блаженство, счастье – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цепи жизни. Возникает Э. в античном мире, находит отражение в учениях Сократа, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этической концепции Спинозы. Их разделяли французские материалисты XVIII в. Гельвеции и Дидро. Будучи в своей основе противоположной христианской этике, для которой высшее блаженство достижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонистская этика все же страдает ограниченностью, односторонностью. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
(от гр. eudaimon —г счастливый, от ей — благо и daimon — гений): теория, по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма, рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольствие. Эвдемонизм развивает эпикуреизм, видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
Неизм Нед Невод Мэн Монизм Модем Миоз Мио Мимо Мим Мид Менд Мезон Мезим Медио Мед Мвд Ион Иомен Иов Инд Изм Изд Извод Извне Идо Зонд Зов Змиев Зенд Земно Зево Зев Звон Звено Езид Дэз Дэв Дон Домен Дом Дно Днем Дион Дин Дим Диен Немо Неодим Нивоз Низ Низом Нозем Диез Ном Овен Овин Озен Диво Оним Дивно Див Ден Демонизм Демон Демин Деизм Дез Девон Девиз Эвдемонизм Эвен Эвм Эвон Эдем Энд Эндемизм Эозин Воин Вниз Вне Вино Вие Видео Венд Веди Эон Ведизм Ведин Вено Вид Вод Воз Вон. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
(от гр.-счастливый и благо): теория, по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма, рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольствие. Эвдемонизм развивает эпикуреизм, видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
м., филос. (учение, признающее критерием нравственности стремление человека к счастью) eud(a)emonism, eud(a)emonia
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. . смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
греч. еudaimonia счастье, блаженство) этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
Ударение в слове: эвдемон`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: эвдемон`изм
ЭВДЕМОНИЗМ
Этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древнегреческой этики.Исто. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
— этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч.eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принциповдревнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутреннейсвободы личности, ее независимости от внешнего мира. смотреть
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВДЕМОНИЗМ
М мн. нет fəls. evdemonizm (idealist etikada: əxlaqın mənbəyi, insanın şəxsi rifah və səadəti üçün çalışmasından ibarət olduğunu iddia edən və əxlaqın ictimai qanuniyyətini inkar edən cərəyan). смотреть
Смотреть что такое «ЭВДЕМОНИЗМ» в других словарях:
ЭВДЕМОНИЗМ — стремление к счастью, которым определяются все наши поступки и цель всей жизни каждого из нас; нравственно философское учение о счастье, как о конечном смысле нашего существования. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
Эвдемонизм — (гр.eudaimonia бақыт,разылық) адам өмірінің мақсаты бақыт деп есептелетін дүниетаным және (немесе) философиялық ілім. Әр заманда ойшылдар, философтар бақытты әртүрлі мағынада түсінді. Демокрит пен Эпикур үшін бақыт рухтың тыныштығы түрінде… … Философиялық терминдердің сөздігі
эвдемонизм — а, м. eudémonisme <гр. eudaimonismos < eudaimon счастливый. Моральная теория, основанная на идее счастья как высшей ценности. Лексис. Направление в этике (возникло в античной философии), признающее источником нравственности стремление… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эвдемонизм — Эвдемонизм ♦ Eudemonisme Этическая система, в качестве высшего блага рассматривающая счастье (eudaimonia). Начиная с Сократа, этой идеи придерживались почти все античные школы философии, единодушно полагая, что каждый человек стремится к… … Философский словарь Спонвиля
ЭВДЕМОНИЗМ — ЭВДЕМОНИЗМ, этическое направление, считающее счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее… … Современная энциклопедия
ЭВДЕМОНИЗМ — этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от… … Большой Энциклопедический словарь
ЭВДЕМОНИЗМ — ЭВДЕМОНИЗМ, эвдемонизма, мн. нет, муж. (от греч. eudaimonia блаженство) (филос.). Идеалистическое этическое учение, считающее целью жизни стремление человека к личному счастью, благополучию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЭВДЕМОНИЗМ — (от греч. eudaimo nia счастье, блаженство) англ. eudemonism; нем. Eudamonismus. Возникшее в античной философии направление этики, к рое признает основой нравственности и поведения человека его стремление к счастью. Наибольшее развитие Э. получил… … Энциклопедия социологии
Эвдемонизм — этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, связанный с идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
Эвдемонизм — (греч. еudaimonia счастье, блаженство) этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее… … Политология. Словарь.
Сутью сократовского эвдемонизма является мораль, построенная на неизменных и вечных ценностях, главной из которых есть мудрость. Через мудрость происходит познание этого мира и осуществляется деятельность человека, соответствующая предназначению Бога.
Моральные оценки, которые выносит человек, всегда противоречивы и ограничены его сознанием. Это происходит, вследствие, нежелания познавать сущность вещей и человеческой невежественности.
Смысл жизни по Сократу – это поиск счастья. Счастье составляет высшее благо человека, а достичь его помогает система этических взглядов. Другими словами, счастье – высшая цель, этика – главное средство его достижения. Сократ считал, что счастья может достичь только высокоморальная личность. Жизнь в счастье предполагает спокойствие и благоразумие, которое достигается с помощью знаний и сознательных размышлений. По Сократу моральные нормы отождествляются с разумностью человека.
Эвдемонизм Сократа строится на определении самоценности морали. Не мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а наоборот счастье человека зависит от добродетельности человека. Поэтому главной задачей этики Сократ считал помощь человеку в желании стать добродетельной личностью. Этика Сократа является рациональной и предполагает конкретные действия на пути достижения высшей цели.
Основой моральности человека является знание. Каждая добродетель подразумевает определенное знание. Знание ассоциируется с моральностью, отсутствие знаний – аморально. Знание и добро совпадают по своему предназначению на пути к достижению счастья. Нравственные истины должны пройти сквозь сознание человека, чтобы добродетели принимались им осознанно.
Процесс нравственного воспитания предполагает, прежде всего, самообразование и саморазвитие, которое длится в течение всей жизни человека.
В центре внимания этики Сократа находится человек. Сократу были чужды метафизические воззрения, считавшие, что главным источником нравственности человека является Бог. Не верил он и в ведущую роль природы для формирования этических взглядов человека. Главной мыслью его учения стала фраза: «Познай самого себя!». Познать самого себя, значит определить себя как общественное и нравственное существо, стать настоящей личностью, определить свое место в жизни, как человека. Главную цель исследований Сократа составляла этика.