Эво оно как что значит
эво как
Смотреть что такое «эво как» в других словарях:
Эво Моралес — Juan Evo Morales Ayma … Википедия
о как — нареч, кол во синонимов: 1 • эво как (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Моралес, Хуан Эво — Эво Моралес Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Моралес Хуан Эво — Эво Моралес Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Хуан Эво Моралес — Эво Моралес Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Моралес, Эво — Президент Боливии Президент Боливии с января 2006 года (избран на второй срок в конце 2009 года), лидер партии Движение к социализму и отраслевого профсоюза производителей коки (с 1988 года). В 2002 году неудачно баллотировался в президенты. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Моралес, Эво — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моралес. Эво Моралес Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Эва и Эво — предикатив разг. сниж. 1. Возглас при выражении различных чувств, душевных переживаний (изумления, удивления, досады, сомнения и т.п.) как действие. 2. Возглас при выражении несогласия, возражения как действие Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Генератор Рекс — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки. О … Википедия
Моралес, Хуан — Эво Моралес Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Эво оно как что значит
Смотреть что такое «Эво» в других словарях:
ЭВО — электроводообогреватель в маркировке, техн. Пример использования ЭВО 3 … Словарь сокращений и аббревиатур
Эво — (Evaux) гор. во франц. дпт. Крезы, на высоте 466 м над ур. м. Жителей 2000. Теплые источники (29 56,4° С.), содержание на 10 т. ч. воды 13,6 19,5 солей, в том числе 7 9,6 сернокислого натра с небольшим количеством хлористого натра и углекислых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эво — I межд. разг. сниж. см. эва I II част. разг. сниж. см. эва II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Эво — I межд. разг. сниж. см. эва I II част. разг. сниж. см. эва II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Эво Моралес — Juan Evo Morales Ayma … Википедия
Эво-ле-Бен (кантон) — Эво ле Бен фр. Évaux les Bains кантон Франции (АЕ 3 го уровня) … Википедия
эво́рзия — эворзия, и … Русское словесное ударение
эво как — нареч, кол во синонимов: 1 • о как (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Эво-ле-Бен — Коммуна Эво ле Бен Évaux les Bains Страна ФранцияФранция … Википедия
Эво (город) — Город Эво фр. Ewo Страна Республика КонгоРеспублика Конго … Википедия
эво оно как.
Каир под Гатчиной
В деревне Истинке местный Хеопс построил себе пирамиду на участке. Это копия оригинальной египетской пирамиды в масштабе 1:19, ее высота составляет девять метров, внутри имеется саркофаг и лабиринт. Теперь строителю не мешало бы возвести храм с жрецами по соседству, а то как-то не по-древнеегипетски получается.
По секретным документам Рен ТВ
Пирамида, которая рухнула
Интересно наблюдать, как древние египтяне превратились из корма для нильских крокодилов в лучших строителей древности. Великие пирамиды Гизы — до сих пор визитная карточка Египта и единственное уцелевшее чуда света. Но сегодня мы поговорим о более древней пирамиде и о крупнейшей строительной катастрофе тех времён.
Итак, пирамида в Медуме.
Общий вид на пирамиду в Медуме.
Немного матчасти. Пирамиду начал строить фараон Хуни, последний фараон III династии, примерно 4700 (Четыре тысячи семьсот) лет назад. Это была вторая пирамида на свете, и она должна была стать ступенчатой. И всё было хорошо, пока фараон не помер.
Новый фараон Снофру, первый фараон IV династии, помимо имени, похожего на сдавленный чих, имел грандиозные планы на Медумскую пирамиду.
Вид на пирамиду сверху. С этого ракурса лучше видно сохранившееся основание.
Для начала было увеличено число ступеней. По новому проекту, их должно было стать не 7, а 8. Ну, чтобы точно быть выше всего вокруг. Затем, в процессе наблюдения за строительством, фараона посетила ещё одна, действительно гениальная, идея: сделать известняковую облицовку и превратить ступенчатую пирамиду в «настоящую».
Тут надо сказать, что первые египетские пирамиды строили не из каменных блоков (их время наступит позднее). Строили их по актуальной по сей день технологии «говно и камни». Ну, то есть, складывали камни нужным образом, скрепляли каким-нибудь раствором — и готово.) Медумская пирамида, построенная таким способом, имела высоту почти в сотню метров! Правда, очень недолго, хехе.
Схематичное изображение пирамиды «было-стало».
Пролом в облицовке сохранившейся части пирамиды. Внутри пролома наглядно видно, из чего она была построена.
Конец истории, как водится, немного предсказуем. Вряд ли фараон видел это впечатляющее зрелище своими глазами, но вот для всех людей в округе зрелище точно стало незабываемым. Почти вся внешняя облицовка и часть первоначальных ступеней в один миг осыпались, похоронив десятилетия труда тысяч египтян.
Снофру чихнул, почесал затылок и забил на эту пирамиду свой огромный фараонский жезл. В будущем он построит ещё как минимум четыре пирамиды, по которым прекрасно видно, как росло мастерство египетских строителей. И да, его последняя Розовая пирамида имеет правильную форму, гигантские размеры и до сих пор прекрасно себя чувствует.
Читатель представляет момент обрушения пирамиды в Медуме.
Египет в интересных фотографиях (продолжение)
Продолжение подборок, которые касаются Египта. Как его Древней Истории так и современной.
Призрачный кинотеатр на Синайском полуострове. Кинотеатр назвали «Концом света», но ни один фильм так и не был показан
Какая боль. какая боль. Алжир-Египет 1-0!
© М. Лебедев (Российская Археологическая Экспедиция в Гизе)
Египтолог С. Малых ( Российская Археологическая Экспедиция в Гизе) вылазит из грабительского лаза под Сфинксом
Отрубленные руки врагов. Храм Рамсеса III в Мединет Абу
Солдат спит — служба идет. Западные Фивы, тикет-офис
Художница в Карнакском храме
Каир и руины пирамиды Джедефра (сына и наследника Хеопса.) Фото астронавта Тома Песке с МКС.
Антропоморфные существа с головами нильского сома Реси и Кеди. Саркофаг жреца Несшутефнут (около 300 г. до н.э.)
Внутренний двор в Исламском Доме Андерсона в Каире
Взгляд из древности
После событий 2011 года. Каир. Рядом с Каирским музеем
Иероглифы. Белая капелла Сенусерта I в Карнаке
Авто-раритеты на улицах Каира
Дирижабли над пирамидами Гизы
Рекламный плакат прошлого века
Реставрационные работы. Музей в Брюсселе
Блюдо с изображением трех гиппопотамов и речного потока. Глина, роспись. Нагада II, ок. 37-35 вв. до н.э.
Кольцо-саркофаг. 1933 год
Книжка, в которой описывается путешествие Ю. Щербачева (историк, генеалог, дипломат, тайный советник) в Египет в конце 19 века
Ми-17 египетских ВВС. Эвакуация раненого. Международное учение Защитники дружбы-2016. Северная Африка. Египет. Полигон Таллет-Эль-Кейф
Браслеты, найденные в гробнице Хетепхерес, матери Хуфу
Штуковины из Древнего Египта
Подборка интересных вещей из далекого прошлого. Возможно, что-то увидите впервые. Хранятся в музеях, частных коллекциях и архивах.
Шкатулка для косметики, принадлежащая виноделу Кемени. Кедр, черное дерево, слоновая кость и серебро. Среднее Царство. Период правления Аменемхета IV
Амфора с подножкой с вписанным именем Аменхотепа II. Травертин. Новое Царство
Голубая роспись, сосуд Хатхор. Керамика, краска. Новое Царство
Диадема с головами газелей, оленя и цветами гиксосской принцессы. Электрум, Второй переходный период
Землеройка. Бронза. Поздний период
Игровые фишки. Игра Сенет. Дерево и фаянс. Новое Царство
Кольцо-амулет с изображением мыши. Золото, глазурованный стеатит. Новое Царство. XVIII династия
Кубок на подставке с цветочным орнаментом. Фаянс. Новое Царство
Маска для мумии крокодила. Дерево, сусальное золото. Поздний период–период Птолемеев. 664–30 г. до н.э.
Механическая собака. Слоновая кость. Длина 18 см, высота 6 см. Новое царство, XVIII династия, правление Аменхотепа III
Миниатюрный гроб для погребальной фигурки королевы Неферу. Дерево, краска, полотно. Среднее Царство
Оттиск официальной печати фиванского некрополя с изображением шакала и девяти пленников. Ил
Рукоять кнута в виде лошади. Слоновая кость, гранат, краска. Новое Царство
Сосуд для окрашивания век с крышкой. Диорит, потальное золото. Новое Царство
Сосуд для окрашивания век с крышкой. Травертин. Второй Переходный Период–Новое Царство
Сосуд с краской для век принцессы Сатхатхориунет. Обсидиан, золото. Среднее Царство. XII династия
Статуэтка тушканчика. Фаянс. Среднее Царство
Стеклянный сосуд. Новое Царство. XIX-XX династия
Стул писца Ренисенеба. Черное дерево, слоновая кость. Около 1450 г. до н.э. Высота 86,2 см.
Фаянсовый кубок. XXII династия. Высота 14,6 см. Кубок сделан в виде синего лотоса
Фигурка лисы. Фаянс, следы голубой глазури. Длина 6.7 см. Среднее царство, около 1850-1700 гг. до н.э.
Чаша с ногами человека. Глина. Поздний период
Шаровой сосуд фараона Мернеферре Ая. Среднее Царство
Лев, пожирающий нубийца XIX династия Древнего Египта (1292—1186 гг. до н. э.)
Гиппопотам Ренисенеба. Фаянс, Среднее Царство
Подборка фотографий. Египет Древний и современный
Продолжение подборок изображений, которые касаются Египта. Как его Древней Истории так и современной.
Хамсин в Египте © фото Surya Murali
Протесты против ввода танков в Каир. 2011 год
Раскопки в Гелиополе (Каир, Матарийя). Виден культурный слой в несколько метров. Очень долгое противостояние между археологами и натиском городской застройки.
Книжный развал в Каире
Храм Эдфу с высоты птичьего полета
Захи Хавасс вылазит из лаза под Сфинксом
Поминальный храм Сети I с высоты птичьего полета в Фивах
Робот Upuaut 2. Третья модель робота, который предназначен для изучения шахт в Великой пирамиде
Картина «Вечер в Каире», Иван Айвазовский
Убийство охранника бельгийской археологической миссии искателями сокровищ
На вершине пирамиды Хуфу (Хеопса)
Как устроена мастаба Шепсескафа (сын Менкаура, 4 династия)
Асуанская плотина в Египте. Снято астронавтом Тома Песке с МКС
В Александрии после сильнейшего ливня
Руфь Сен-Дени в образе египтянки. Начало ХХ века
11-й батальон, 3-й пехотной бригады, 1-й австралийской дивизии расположившийся на ступенях пирамиды Хеопса 10 января 1915 г.
Президент Америки в Гизе
Мемноны во время разлива Нила, 1959 год
Доус Данхем, американский египтолог в саркофаге царя Аспелты.
Нацисты внутри незавершенной пирамиды Бака (4-я династия)
Далеко не экологичные дожди в Каире наносят Сфинксу вред
Плакат, рекламирующий знаменитый отель в Луксоре
Египет. Подборка интересных и разных фотографий (продолжение)
Продолжение египетской подборки самых разнообразных изображений.
От Древнего Египта до современного.
Подсветка в Дейр- Эль-Бахри
В Гелиополе (Матарийя) несмотря на обильные грунтовые воды продолжаются раскопки
Раннее утро в Фивах
Уродливая реставрация статуи Амона в Карнаке. После скандала — исправили
В Александрии после сильнейшего ливня
Летучая мышь в древнейшей пирамиде
Реставрационные работы в храме
Работа кипит, раскопки на плато Гиза, 1907 г.
Рекламный постер прошлого века
В Нубии, несмотря на вечное противостояние с Египтом, была построена самая последняя пирамида (на переднем плане) в египетском стиле.
Археологи [Семитский музей Гарварда] создали полноразмерную копию трона царицы Хетепхерес I, матери Хуфу
Джеймс Картер, 39-й президент США
Каирский аэропорт. Снято астронавтом Тома Песке с МКС
Реставратор фресок итальянка Лоренца Алессандро восстанавливает изображение египетской царицы Нефертари на стене ее гробницы.
Египетский президент Анвар Садат и первая леди Египта Джеан Садат путешествуют по пирамидам вместе с президентом США Ричардом Никсоном и его супругой Пат Никсон. Июнь 1974
Реставрационные работы в строящемся Великом Египетском Музее
Бюст Рамсеса II найден на раскопках в Ахмиме
Кобра у обломков статуи
Некая Suzy Kassem и голова колосса Эхнатона из Карнака, которая стоит в экспозиции музея Национальной библиотеки в Александрии
Древний Египет: имена и образы
Немного о людях, которые жили очень давно; которые любили, творили и служили своей стране. И спустя тысячи лет их имена и образы вновь оживают.
Порядок — не хронологический
Многие памятники Саккары и Гизы при Хаэмуасе были реставрированы и снабжены специальными текстами, содержащими интересную информацию о процессе восстановления. Наиболее тщательно были укреплены и восстановлены пирамидный комплекс царя III династии Джосера, погребение царя IV династии Шепсескафа, а также пирамиды Сахура, Ниусерра и Унаса (V династия). Более того, найдя в руинах мастабы статую Каваба, старшего сына царя Хуфу, он приказал перевезти статую в храм Птаха, чтобы там она могла «жить вечно».
На фото: Ушебти Хаэмуаса из Серапеума (maat.org.ru)
У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.
Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты. На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.
Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».
На фото: роспись из гробницы Нефертари в Долине Цариц [qv66]
При XXV, «эфиопской» династии, Монтуэмхет возглавлял масштабные работы в комплексе Мут по поручению царя Тахарки. В качестве дара небесной богине около первого пилона храма были возведены два длинных портика с колоннами, такими же, как и те, что были установлены в резиденции супруга Мут, Амона. Неподалеку от храма было возведено здание маммизи, или «дома рождений», в котором происходили ритуалы появления на свет и обрезания божественного ребенка Мут, младенца Хонсу или самого царя Египта. Для сооружения здания были использованы фрагменты более древних строений, прежде всего храма Рамсеса III. Выполняя волю своего господина, Монтуэмхет не забыл оставить в храме и память о себе самом, соорудив в восточной стене обители богини особое святилище в память о себе и своем сыне Несптахе.
На фото: Голова статуи Монтуэмхета. Гранит. XXV династия. Каир. Музей.
Время правления 1569—1554 до н. э.
Секененра Таа II — фараон XVII (Фиванской) династии. Был сыном царицы Тетишери, которая была одним из лидеров фиванского национально-освободительного движения и активно участвовала в изгнании гиксосов из Египта. Правил Секененра Таа II в Южном Египте с главным городом Фивами, между тем как Средний Египет и Дельта все еще находились в подчинении азиатских захватчиков гиксосов. Вероятно, во время одного из сражений с противниками Секененра, судя по многочисленным ужасным ранам, следы которых сохранились на его мумии, был жестоко убит.
Секененра Таа II был похоронен в своей гробнице в Дра Абу эль-Нага близ Фив. На сегодняшний день не сохранилось никаких следов от его гробницы, и её точное местоположение неизвестно. Однако, как указывает протокол следственной комиссии времен Рамсеса IX, могила Секененра была ещё не тронута в эпоху XX династии, то есть спустя 450 лет после смерти этого фараона. Позднее, видимо, в правление слабых фараонов XXI династии, жрецы, опасаясь всё более усиливающегося разграбления гробниц, втайне вывезли мумии фараонов и их близких из их гробниц и схоронили в тайнике в Дейр-эль-Бахри, где они пролежали нетронутыми почти 3000 лет. Мумия Секененра Таа II — самая древняя из тайника ТТ 320.
На фото: голова мумии Секененра Таа II в Каирском музее.
Около 2500 г. до н.э.
Родственники Хафраанха словно предвидели такую возможность. Стремясь сохранить мумию, они поместили ее в деревянный раскрашенный саркофаг, замурованный в каменное углубление, снабженное особыми креплениями. Погребение находилось на дне высеченной вручную камеры, располагавшейся на глубине 11 м., а сверху было наглухо закрыто двумя рядами огромных камней. Строительство Дома Вечности для Хафраанха началось при его жизни — ведь оно занимало очень много времени, поскольку все сооружение вырубалось в скале. Чиновник занимал высокий пост, потому и усыпальницу заказал себе немалую: только площадь погребальной капеллы достигает 21 м2.
Уникальное изображение несметного количества скота, пожалуй, наиболее впечатляющее в этой гробнице. На двух нижних регистрах восточной стены погонщики гонят к Хафраанху 835 быков, 220 коров, 760 ослов, 2235 коз и 974 барана. Количество скота аккуратно подсчитано и выведено египетскими цифрами около изображений самих животных. Эти фрагменты рельефов видели путешественники, посетившие гробницу Хафраанха в XIX в. и давшие ей вполне заслуженное, но, конечно, условное название «Гробница чисел».
На фото: Каменная статуя Хафраанха, хозяина «Гробницы чисел».
Около 2500 г. до н.э.
Хорджедеф был сыном царя Хуфу от Меритетис. Его имя пользовалось большим уважением с конца Древнего Царства, а во времена Среднего Царства он многократно упоминается в различных литературных произведениях в качестве автора мудрых поучений.
Папирус Весткар содержит рассказы от имени сыновей фараона Хеопса, повествующих своему отцу о различных чудесах. Основную роль в сказаниях этого папируса играет царский двор фараона Хуфу, который, чтобы отогнать от себя скуку, приказывает своим сыновьям рассказывать различные волшебные истории. После того, как три старших сына развлекли царя своими рассказами, четвертый сын, Хорджедеф, приглашает в царский дворец чародея Джеди, который начинает показывать различные фокусы, как например, фокус, в котором отделяет головы животных от их тел, а затем скрепляет снова, оставляя после этого само животное целым и невредимым. Затем Хуфу решает спросить Джеди о своем будущем, на что чародей дает ему пророчество, согласно которому некая жрица бога Тота в Гелиополе по имени Рудж-Джедет родит в будущем троих царей, которым предначертано будет свергнуть потомков Хуфу с царского престола. Хуфу изъявляет желание посетить место жительства жрицы для возможного предотвращения начертанной судьбы. Затем происходит резкий переход к времени рождения упомянутых трех царей, во время которого богини Исида, Нефтида, Месхенет и Хекет вместе с богом Хнумом с помощью танцев и заклинаний благословляют их на счастливое царствование. Здесь приводятся и имена этих царей: Усеркафе, Сахура и Нефериркара Какаи (первые три правителя V-й Династии)
Некоторые из древнеегипетской «Книги Мертвых» в некоторых ее вариантах содержат ссылки на неизвестные записи, которые содержали первоначальный вариант данных текстов. Упоминается, что автором произведения был бог Тот, и написано оно было во времена фараонов Менкаура и Хорджедефа. «Песня арфиста» из гробницы царя Интефа датируется XVIII-й Династией и рассказывает о нынешних и будущих событиях, окружающих ее автора. Нынешняя жизнь представлена мирскими радостями и положительными эмоциями. В то же время дальнейшая судьба мертвых описывается мрачной и полной переживаний о своем будущем, поскольку многие умершие уже лишились своих гробниц. Здесь же указывается, что к числу разрушенных захоронений принадлежат гробницы Имхотепа и Хорджедефа.
Тексты «Книги храма» известны из различных демотических папирусов, восходящих к греко-римскому периоду. В них описываются обязанности храмовых прислужников на каждый день. Как говорится в предисловии к книге, изначальный текст был написан при фараоне Неферкасокаре из II-й Династии и повторно скопирован при Хорджедефе. И хотя эти данные, по большей вероятности, являются фиктивными, они свидетельствуют о явном образовании писцов греко-римского периода.
Хорджедеф был еще жив во времена правления Менкаура, внука Хуфу, поэтому, по всей видимости, умер ближе к концу IV-й Династии. Его тело было погребено в мастабе G7210-7220 в Восточном кладбище, входящем в состав некрополя Гизы. Внутреннее убранство гробницы осталось незавершенным, и позднее большая его часть была уничтожена, хотя и неизвестно, когда точно это произошло. Американский египтолог Д. Рейснер предположил, что в после смерти Хуфу между его потомками вспыхнула вражда, в ходе которой и были осквернены многие захоронения. Следы осторожного вырезания рельефов свидетельствуют о том, что гробница могла использоваться повторно.
В Вади-Хаммамат было обнаружено имя Хорджедефа, заключенное в царский картуш, наряду с именами фараонов Хуфу, Джедефра, Хафра и Бауфра. Неизвестно, почему его имя появляется здесь в картуше. Возможно, причиной этому стали поклонения жителей Вади-Хаммамат ему, как небесному покровителю. Д. Редфорд считает, что имя и прославление таких личностей как Бауфра и Джедефхор основано на неправильной интерпретации древних записей, которое могло возникнуть уже в начале Нового Царства благодаря таким литературным памятникам как «Царь Хуфу и чародеи» и «Пророчество Неферти», где фараоны-предки воспевались в стихах и им присваивались предполагаемые исторические роли: к примеру, в действительности у Хуфу было довольно много детей и внуков, поэтому египтяне более поздних периодов считали, что все без исключения его наследники могли править на царском престоле. То же самое может касаться Хорджедефа и Бауфра.
Саркофаг Хорджедефа из гробницы G 7220 А (см Reisner, Giza, I, p. 115) выставлен в Каирском Музее с инвентарным номером 54938 и выставочным номером 6193. Гранитный, со скруглённой и прямоугольным головным концом крышкой, формировавшейся, что очевидно, прямо на месте. Один каменный блок должен был стать источником обеих частей изделия, «ящика» и крышки: сначала была извлечена внутренность на первой из длинных сторон; затем была изваяна поверхность второй (т.е., крышки) на противоположной стороне блока; далее, по нанесённой разметке началось разделение двух частей. Надпил дошёл до половины длины блока, когда крышка раскололась, и работа была брошена. Ясно, что пилили длинными металлическими полосами с абразивным порошком, как заметно сегодня: на нижней поверхности «ящика» видны следы, под оставшейся частью крышки два надпила, (минимальной) шириной не более половины сантиметра, глубоко проникают под неё по диагонали. Кажется, что спил уже сам оставил идеально гладкую поверхность.» Silvio Curto, «Gli Scavi Italiani a El-Ghiza, 1903»
На фото: саркофаг из мастабы Хорджедефа во время раскопок в Гизе.
Около 2970 г. до н. э.
Многие наслышаны о Клеопатре или Хатшепсут, но мало кто слышал о, вероятно, самой первой египетской царице, которая правила на заре египетской истории. Царица Меритнейт [Мернейт] — одна из наиболее спорных фигур в истории раннединастического Египта. Но ее статус никогда не соответствовал тому статусу, что был у Нитокрис, Нефрусебек, Нейтикерт, Хатшепсут, Таусерт или Клеопатры и не все соглашаются с предположением, что она правила самостоятельно. Известно, что она была матерью Хора Дена и женой Хора Джета. Возможно, она была дочерью Хора Джера и царицы Хернейт.
Гробница Меритнейт в Абидосе находится рядом с гробницей ее мужа Джета. К погребальному комплексу царицы Меритнейт относились около 70 захоронений и построек, а его общая площадь составляла 66,5 х 25,5 метров. В погребальной камере, как и у других царей, размещалось большое деревянное святилище. Вокруг камеры располагались восемь кладовых. Рядом с самой мастабой были обнаружены останки различных складских помещений и 41 второстепенные гробницы, где были похоронены высшие должностные лица, слуги царицы, ее домашние животные и даже личный карлик. Эти гробницы находились уровнем несколько ниже с северо-западной стороны основной мастабы и принадлежали слугам, которые были похоронены в деревянных гробах. Все похороненные вместе с царицей люди и животные были принесены в жертву после ее смерти, для того, чтобы служить ей в загробной жизни.
На фото: погребальная стела Меритнейт, Абидос, царский некрополь; известняк; Высота 157см; Каир, Египетский музей, JE 34550
конец XX — 1-я половина XIX в. до н. э.
Джехутихотеп II — происходящий из могущественной династии номархов, предводитель верхнеегипетского нома в период правления фараонов Среднего Царства. В состав его титулатуры входили титулы и эпитеты «наследный князь, номарх, великий предводитель нома Унут, владыка тайн своих святилищ, распорядитель жрецов, управитель Обоих Престолов, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, начальник Нехеба, страж Нехена, великий из Пяти в храмах Тота Верхнего и Нижнего Египта, предводитель номов Верхнего Египта».
Гробница Джехутихотепа — наиболее впечатляющее и наиболее подробно изученное погребение в некрополе Дейр эль-Берше. К сожалению, много веков назад гробница сильно пострадала от землетрясения, которое полностью разрушило потолок внешней камеры и фронтальный фасад усыпальницы. В мае 2015 года гробница сильно пострадала от рук грабителей, в то время как охрана некрополя предпочла защищать здание, принадлежащее работающей бельгийской миссии.
Фасад гробницы представлял собой величественное архитектурное сооружение, в центре которого находились две величавые колонны с капителями в форме пальмовых листьев, поддерживавшие массивный архитрав. Фасад был окрашен в розовый цвет с бледно-зелёными элементами. По сторонам были обнаружены надписи с именами царей Египта.
Фреска изображает транспортировку его подданными этой статуи из алебастровых карьеров Хатнуба к гробнице на берегу Нила. Статую, поставленную на деревянные салазки, волокли по специально построенной для этого дороге четыре ряда слуг (172 человека), сопровождаемые восторженными криками подданных. Эта статуя весила около 60 тонн, высота её составляла 13 локтей, то есть примерно 6 с половиной метров. Там же изображён сам номарх, следовавший в сопровождении родственников, жрецов, опахалоносцев, воинов и оруженосцев, а также создатель статуи Сепи, сын Нахтанхи, руководивший работами по её транспортировке.
В надписи, комментирующей изображение, Джехутихотеп признавал сложность процесса транспортировки по этой дороге и отмечал энтузиазм присутствующих при этом жителей нома: «Воистину трудно, по мнению людей, тащить громаду по ней из-за камня тяжёлого постамента песчаникового. Повелел я, чтобы прибыли дружины юных рекрутов, дабы проложить для него дорогу, вместе с некропольским отрядом камнетёсов, и вместе с ними руководители опытные. Говорят люди, сильные рукой: «Идём мы, чтобы доставить его!» Сердце моё радуется. Собравшиеся горожане ликуют. О, сколь прекрасно зрелище! — более вещи всякой. Старец там, опирающийся на ребёнка; сильные рукою вместе со слабыми. Сердца их воодушевлены. Руки их сильны. Каждый там силён, как тысяча человек. И вот образ этот прямоугольный выходит из горы! Велик он весом более вещи всякой. Рождённые мною и любимые мною красуются позади меня и воздают хвалебствия. »
Фрески на других стенах — сцена плавания по Нилу и сцена приношения ежегодной дани в виде рогатого скота; изображения Джехутихотепа со своей женой и одним из сыновей во время охоты на диких птиц при помощи сети. Номарх наблюдает за рыбаками, вытягивающими сеть на берег, и принимает пойманных птиц и рыб. Так же были изображены члены семьи номарха, рабы, занятые сельскохозяйственными работами, садоводством и другими повседневными занятиями.
Посреди главного зала находится святилище покойного номарха, представляющее из себя вырубленную в скале небольшую камеру уровнем на три низкие ступени выше пола. Боковые стены святилища украшены сценами приношения жертв. На внутренней стене святилища находится барельеф, изображающий Джехутихотепа вместе с его отцом Каи. Обе фигуры изображены равной высоты и расположены друг напротив друга. Джехутихотеп II был женат на Хатхорхетеп, служившей жрицей богини Хатхор и носившей титул «госпожи Дома». Среди многочисленных женщин, запечатлённых в семейных сценах на стенах гробницы присутствуют и наложницы. У Джехутихотепа и его жены было восемь детей — три сына и пять дочерей.
На фото: одна из стен гробнице в Дейр эль-Берше
Конец лета около 2525 г. до н.э. Нил в разливе. Для инспектора по имени Мерера это означает, что пришло время доставлять камень на стройку пирамиды Хуфу. Расстояние от каменоломни в Туре до порта в Гизе составляет всего 13 км, но тяжелый груз сверкающего белого известняка, который должен стать частью внешней облицовки пирамиды, сильно затрудняет судам маневрирование. А Нил, когда он выходит из берегов, кажется огромным как океан. Но Мерера уже доводилось плавать в открытом море, так что флотилия барж и 200 человек под его командой находятся в опытных руках. Мерера ищет взглядом место, куда они должны прибыть и вдали видит, как разлившаяся вода плещется о массивную известняковую стену. Другие суда, везущие зерно, лес и скот, огибают восточный конец этой стены, чтобы разгрузиться в городе, но баржам Мерера туда не нужно. Они причалят севернее стены, где золотистый склон плато Гиза спускается к самой воде, образуя естественный пандус, облегчающий доставку камня на стройку.
На территории стройки будущей пирамиды Хуфу копошатся тысячи людей, доставляя на свои места огромные камни, устанавливая и подгоняя. Строительство почти завершено. Скоро займут свои места верхние ряды камней, и пирамида будет полностью облицована турским известняком. Руководитель транспортной команды Мерера записывал отчеты о выполненной работе на десятки папирусов. И эти записи показали, что люди, которые строили пирамиды, не только таскали каменные блоки. Они были элитной рабочей силой, которая кроме этого выполняла торговые миссии, совершая плавания на сотни миль, чтобы доставлять припасы и строительные материалы. Разработка сложной организации труда и торговых сетей не только обеспечивала возможность строительства огромных гробниц, но и стала основой процветания Египта на многие столетия, а также изменила курс развития последующих цивилизаций.
Аменхотеп и Раннаи
Внимательно рассматривая скульптуры, замечаем очень много интересных деталей. Подставки статуэток, очевидно, позднее были расширены для большей устойчивости, так как новые бруски прибиты стальными гвоздиками, а сталь была неизвестна в те далекие времена, когда создавались эти скульптуры. Новые боковые грани обклеены древними тонкими дощечками черного дерева, покрытыми красивыми иероглифическими письменами. Иероглифы покрывают также передник жреца и подставки статуэток, на которых укреплены ноги Аменхотепа и Раннаи. Эти надписи в древности являлись магическими формулами, которые обеспечивали умершему покровительство богов и вечное благополучие в загробном мире.
Статуэтки, безусловно, исполнены выдающимся египетским мастером, который, сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, сумел создать совершенное художественное произведение.
На фото: статуэтки жреца и певицы. Новое царство. XVIII династия, время правления Хатшепсут. 15 век до н.э. Черное дерево, стекловидная паста, позолота, гипс. Высота: 44 см, 33 см. Из коллекции В.С. Голенищева. Фивы. Приобретена в Луксоре. В ГМИИ с 1911. I.1.а.2099, 2103. Фото: Senmuth