глагольный звук что такое

Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Дата публикации: 05.10.2015

Статья просмотрена: 2451 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. В. Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания / Е. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8917/ (дата обращения: 24.11.2021).

Данная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу калмыцких глаголов звучания и соответствующих единиц в русском, монгольском, английском языках. Произведена лексико-семантическая классификация глагольных лексем русского языка с приведением имеющихся эквивалентов в указанных языках.

«В подавляющем своём большинстве глаголы звучания характеризуют сам процесс звучания, при этом тип издаваемого звука выражается обычно имплицитно, то есть значением самого глагола» [1, 15]. Например: свистеть — издавать свист, стонать — издавать стон. В основном они носят звукоподражательный характер (брякать, каркать, жужжать, клохтать, кудахтать, пикать, тарахтеть, цыркать, чвакать, шуршать; плюхать, пыхтеть, шваркать, шмякать и другие). В. Ю. Норман относит подобные глаголы к иконическим знакам, поскольку принципиальная особенность иконических знаков состоит в том, что «форма их выражения берёт на себя функцию значения — она сама по себе есть информация о денотате».

Глаголы звучания — это лексико-семантическая категория глаголов, которые или образованы от звукоподражаний при помощи словообразовательных ресурсов языка (например: кар-кар — каркать, хрю-хрю — хрюкать, гав-гав — гавкать, ме-ме — мемекать), или форма которых связана со звуками, звуковая семантика обусловливает их материальное буквенное выражение (например: шуршать, грохотать, греметь, звенеть).

В русском языке глаголы звучания представляют собой довольно многочисленную группу слов, имеющих все характеристики полнозначных глаголов и обладающих явным звуковым содержанием.

В калмыцком языке глаголы звучания, образованные при помощи аффиксов от звукоподражательных основ, занимают особое место в морфологии, но их не так много, как в русском языке, например: Бур-бурбур-бурҗңх — бурлить, бормотать; гуң- гуң — гуң-гуңнх — гнусавить; һош-һош — һош-һочкнх — хохотать; дардар — дар-дарҗңнх — тараторить, трещать; кар-карКар-карҗңнх — скрежетать, хрустеть; күр-күр — күр-күрҗңнх — грохотать, греметь [2, 305].

Автор раздела «Изобразительные слова», входящего в «Грамматику калмыцкого языка», Б. Б. Манджикова наряду со звукоподражаниями, глаголами звучания, существительными и прилагательными, выделяет еще в их составе особые образные слова, которые обозначают понятия, тесно связанные с реальным образом предмета, человека и всех живых существ. «Эти слова имеют много общих черт со звукоподражательными словами», — пишет автор. На наш взгляд, это может касаться их структуры или производности/непроизводности. Семантика же указанных слов может разграничиваться по наличию/отсутствию характеристики природных звуков, например, сравним: гедң-гедң гих — идти не спеша, запрокидывая назад голову; даб гих — почувствовать внутреннюю готовность, собраться с мыслями, желание принять решение. Коннотативно эти единицы выражают отношение говорящего к тому, что он говорит, а также демонстрируют собственную и внешнюю оценку. Кир-кир гих — трещать, скрипеть, хрустеть; цасн кир-кир гиһәд бәәнә снег хрустит (под ногами); гүңгр-гүңгр гих — бормотать, тихо (негромко, приглушенно) разговаривать, беседовать. В данных примерах мы видим описание звуков.

Таким образом, включение калмыцких звукоподражаний и глаголов звучания в один раздел с изобразительными словами не совсем правомерно, потому что стратификация по разным лексико-семантическим группам возможна на основе их явных смысловых различий.

В калмыцком языке глаголы звучания образуются двумя способами: синтетическим, при помощи аффиксации (например: кирҗң-н-х — трещать, скрипеть, хрустеть; гүң-н-х — жужжать (о шмеле), бормотать, гнусавить, говорить в нос; бурҗң-н-х — клокотать, кипеть; давҗң-н-х — дрожать, трястись, стучать зубами от холода) и аналитическим, при помощи глагола гих/гиһәддосл. пер. сказать-произнести / сказав-произнеся (например: таш-таш гих — греметь; гуг-гуг гих — ворковать (о голубях); гүңгр-гүңгр гих — бормотать, тихо (негромко, приглушенно) разговаривать, беседовать; кирд гих — трещать, скрипеть, хрустеть чочад зүркн кирд гиһәд одв сердце екнуло от испуга; таш-таш гих — греметь; оһтрһу таш-таш гиһәд ду һавр прогремел гром).

В монгольском языке, являющемся родственным калмыцкому языком, образование глаголов звучания имеет явные сходства, приведем примеры: чимчигнәх — звенеть; хягтнах — скрипеть; хавирах — скрежетать; дэвсәх — топать; тажигнах — грохотать. При образовании звукоподражательных глаголов так же используются вспомогательные слова: ган гэх/хийх взвизгивать, визжать; ган гэх нохойгүй, газар гишгэх малгүй погов. букв. нет ни собаки, которая бы визжала, и ни скота, который бы бродил по земле; гон гон хийх ныть, хныкать, докучать жалобами, плакаться; Чи юу гэж гон гон гээд байгаа юм бэ? Чего ты ноешь? пяс хийх/гэх — трещать; сүр сүр хийх, сүр сар хийх издавать шелест, издавать шорох.

Таким образом, условный характер буквенного обозначения звуков, существующих в живой и неживой природе, и буквенный облик глаголов звучания, образованных от звукоподражаний, во многом обусловлен возможностями языка, национально-культурной спецификой некоторых языковых элементов, различиями в мироощущении, в картине мира каждого народа.

Можно сделать вывод о том, что в рассматриваемых языках состав характерных звукоподражаний очень сильно различается. На наш взгляд, это во многом зависит от особенностей культуры, хозяйственной деятельности и географической среды обитания того народа, который говорит на данном языке.

В лексике русского языка имеется большое количество глаголов звучания, которые характеризуются богатой и разветвленной системой форм. В калмыцком и монгольском языках глаголов звучания не так много, они используются в нескольких значениях, развита полисемия, что говорит о некоторой скудности словарного состава.

Для проведения анализа методом сплошной выборки из словарей было выделено около 100 русских глаголов звучания, имеющих разную стилистическую окраску и употребляющихся в различных ситуациях общения. Русские лексемы взяты как доминанта в связи с тем, что исследуемый пласт лексики наиболее многочислен именно в русском языке.

Мы предлагаем совершенно новую классификационную лексико-семантическую систему глаголов звучания, связанных с человеком (данная группа наиболее многочисленна), которая ориентирована на трехуровневую модель мира, свойственную всем монгольским народам. Голова человека — это верхний мир; тело человека до пояса — средний мир; тело человека ниже пояса — нижний мир. Вторая и третья группа выделены нами в отдельные классификационные пункты; данные лексемы не отличаются разнообразием и отсутствуют в некоторых исследуемых языках.

1 группа. Глаголы, обозначающие звуки, связанные с человеком, его телом, деятельностью.

Глаголы, обозначающие звуки, производимые дыхательным или речевым аппаратом человека (голова) — верхний мир

Источник

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Звукоподражательные глаголы в языках разных групп

глагольный звук что такое. Смотреть фото глагольный звук что такое. Смотреть картинку глагольный звук что такое. Картинка про глагольный звук что такое. Фото глагольный звук что такое

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 26.11.2017 2017-11-26

Статья просмотрена: 1513 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. В. Звукоподражательные глаголы в языках разных групп / Е. В. Голубева, Ш. Д. Исмаилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46683/ (дата обращения: 24.11.2021).

Система любого языка представляет собой сложный многоуровневый комплекс взаимосвязанных элементов со своими уникальными и универсальными характеристиками.

В настоящей статье анализу подвергаются звукоподражательные глаголы, отобранные методом сплошной выборки из соответствующих лексикографических источников. Данные глаголы обозначают действие, производимое человеком, и оно сопровождается звуком. В приведенных таблицах сведены параллели из русского, туркменского, монгольского, английского языков.

Актуальность изучения диахронических и синхронических процессов обусловлена многими объективными факторами, но для написания этой работы решающим стало убеждение в необходимости анализа любого более или менее значимого языкового явления с целью максимально возможного восполнения существующих пробелов в структуризации языковой системы и фиксации выявленных фактов и единиц.

В современной лингвистике особую значимость приобретает изучение проблем, связанных с сопоставительным анализом лексических единиц разных языков. Изучение такой группы лексики, (звукоподражательной) которая сохраняет в звуковом облике звукоподражательные элементы, в настоящее время представляет несомненный интерес [4, с. 59–68].

Целью статьи является демонстрация соответствий в формальной и семантической структуре звукоподражательных глаголов в указанных языках.

Согласно объективным постулатам языковой систематики, русский, туркменский, монгольский и английский языки относятся к разным языковым группам. Русский — один из восточнославянских языков, входящих в славянскую ветку индоевропейских языков; туркменский — причисляется к огузской группе тюркских языков; монгольский — отнесен к группе монгольских; английский относится к германской группе индоевропейской семьи языков. Русский — флективный язык (синтетический); туркменский и монгольский — агглютинативные языки; английский — флективный язык (аналитический). Помимо различий в типологической классификации необходимо учитывать диахронические процессы, происходившие на протяжении всей истории развития указанных языков: языковые контакты, заимствования, социально-политическое влияние и т. д. Несмотря на существенные различия в грамматической системе, звукоподражательные глаголы в данных языках имеют сходные способы образования и особенности функционирования.

В своей статье Голубева Е. В. [2, с. 39–44] использует необычную лексико-семантическую классификацию глаголов звучания. На основе данных сводных таблиц, здесь приводятся звукоподражательные глаголы из нескольких языков, обозначающие звуки, связанные с человеком, его телом и совершаемыми действиями.

Глаголы, обозначающие звуки, производимые дыхательным или речевым аппаратом человека (голова)— верхний мир

русский язык

туркменский язык

монгольский язык

английский язык

Глаголы, обозначающие звуки, производимые телом человека до пояса— средний мир

русский язык

туркменский язык

монгольский язык

английский язык

Глаголы, обозначающие звуки, производимые телом человека ниже пояса— нижний мир

русский язык

туркменский язык

монгольский язык

английский язык

Как видно из приведенных таблиц, наиболее многочисленной по количеству единиц является группа глаголов, характеризующая особенности речи человека, его дыхание (голова) — «верхний мир». В агглютинативных (туркменском и монгольском) языках некоторые позиции отсутствуют, что, вероятно, может свидетельствовать либо об отсутствии данных соответствий в лексикографических источниках, либо об их аналитическом характере.

Стоит особо отметить, что наиболее изученными на современном этапе являются звукоподражания в русском языке, хотя проблема разграничения звукоподражаний и междометий до сих пор до конца не решена. Русские звукоподражательные глаголы мотивированны звуками, реально существующими в природе, что выражено средствами языка. В них прослеживается связь между содержанием и формой, что не всегда можно утверждать в отношении, например, монгольских примеров.

Словообразовательные возможности звукоподражаний шире, нежели у междометий, местоимений. Так, звукоподражания выступают в роли производящей основы для именных и глагольных основ.

Многие русские звукоподражания образуют словообразовательные цепочки и гнезда: Ку-ку — куку-шка, кукушеч-ка, кукуш-онок, кукушеч-ий, кукушк-ин, кук-ова-ть, кукова-ниj-е; Му-му — мычать — мык-ну-ть, мыча-ниj-е, мык, за-мычать, про-мычать; Мяу-мяу — мяу-ка-ть, мяука-н’j-е, про-мяукать, про-мяучить; Гав-гав — гав-ка-ть, гавк-ну-ть, гавка-н’j-е, за-гавкать, по-гавкать, раз-гавкать-ся [5, с. 151–154].

Для английских звукоподражательных единиц характерен достаточно явно выраженный звукоподражательный корень, что может быть объяснено небольшим количеством аффиксов. Звукоподражательные единицы в английском языке преимущественно состоят из одного корня (например: boom, whistle, rustle, rumble). Однако к таким глаголам могут быть присоединены флексии, но в ограниченном количестве (например: boom-ed, creak- ing, scrap-ed). Это свойственно для языков аналитического типа [4, с. 59–68].

В английском языке звукоподражательные слова очень часто встречаются в речи. Предпочтение звуковых восприятий зрительным у носителей является одной из особенностей английского языка. Звукоподражательные слова беспрепятственно могут переходить из одной части речи в другую. Кроме того, в английском языке они могут использоваться как в прямом, так и в переносном значении, а также относиться сразу к нескольким предметам или явлениям [1, c. 58–61].

Словообразовательные особенности, лексико-грамматические характеристики звукоподражательных глаголов туркменского, монгольского языков в настоящее время разработаны недостаточно, что объясняет повышенный интерес лингвистов к сравнительно-сопоставительному изучению данного пласта лексики.

Облик звукоподражательных единиц в разных языках отражает своеобразие языковой картины мира благодаря использованию собственных фонетических, морфологических и лексико-семантических средств выражения в каждом из них.

Представления человека об окружающей действительности лежат в основе мировидения. Звуковая картина мира каждого конкретного народа представляет собой совокупность представлений многих поколений людей о реальном вещном мире. В процессе когнитивного исследования картины мира народа важную роль играет анализ звукоподражаний, потому что именно исследование языковых единиц, транслирующих ментальность и фиксирующих опыт народа, способно выявить универсалии и специфику в процессе освоения мира [3, с. 77–80].

Таким образом, можно сказать, что приведенные звукоподражательные глаголы в каждом языке имеют свой уникальный звуковой облик, так как оформляются при помощи имеющихся средств языковой системы, но общим для многих таких единиц является легко определяемая связь формы и содержания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *