гласная в корне в слабой позиции что это
Сильные и слабые позиции гласных звуков
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
У гласных фонем сильной позицией является позиция под ударением. С первого класса школьников учат проверять безударные гласные ударными. Чем лучше ударные? Да тем, что представляют собой настоящую фонему. А без ударения многие гласные фонемы меняют свой облик. Особенно отличаются этим фонемы О и Е – так и норовят превратиться в А и И. Вместо л[о]вить мы говорим л[а]вить, хотя есть улов, вместо б[е]жать – б[и]жит, несмотря на наличие слова бег.
Такое чередование в лингвистике называется фонематическим чередованием.
Есть в русском языке только одна абсолютно сильная и независимая гласная фонема, никогда не скрывающая своего лица – У. Ей не с кем путаться. В предложение «Я люблю кукурузную кашу.» целых пять гласных – и все произносятся как [у].
ü искомый звук должен быть в сильной позиции;
ü входить в состав той же самой части слова.
Подыскивая проверочное слово, мы освобождаем звук от «порабощения» позицией.
ОРФОГРАММЫ – БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
не проверяемые правилами
травá
Слагать – сложить
растение – росли
отрасль – росток
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором проверяемая гласная была бы под ударением:
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );
В и згнании [в ы згна́н’ии].
изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].
Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].
Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :
после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );
Ж а леть [ж ы э л’э́т’], лош а дей [лъш ы э д’э́j], двадц а ти [двъц ы э т’и́].
Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.
Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
после твёрдых согласных: д о мовой [д ъ маво́j], рыб а [ры́б ъ ], крыш а [кры́ш ъ ], ц е ликом [ц ъ л’ико́м];
после мягких согласных: р я довой [р’ ь даво́j], пол е [по́л’ ь ], ч а совщик [ч’ ь сΛфщ’и́к].
О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
1. | Разбейте слово на слоги и поставьте ударение. |
2. | Подчеркните двумя чертами ударный гласный. Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать: первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция. Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении. после твёрдых согласных – [Λ] ; после мягких согласных – [и э ] ; |
5. | Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а : после твёрдых согласных – [ъ] ; после мягких согласных – [ъ] ; Гласная буква в слабой позицииТема: Гласная буква в слабой позиции. I. Порисуем Выполняется рисунок в квадрате, сначала учениками на доске, затем учениками в тетради. – Кого нарисовали? Запишем слова: утка, лебедь, гусь, птица, пингвин. II. Какие еще гласные буквы знаете? Сколько их? Запишем гласные первого ряда, на другой строчке гласные вторго ряда: а о у ы и э – Сегодня мы будем говорить о безударной гласной. Какая гласная лишняя? Почему? Зачеркнем ее. Вывод: значит нужно смотреть гласную в слабой позиции, на конце слова и в середине. IV. Самостоятельная работа – Запишите любое предложение из упражнения 25, выделите орфограммы. Вывод: буквы а и ы ясно слышатся на конце слов, буквы у, ю не являются орфограммами в середине слова. На конце слова иногда бывают. Об этом мы подробно поговорим на других уроках. V. Комментированное письмо
– Выделите все орфограммы – гласные. Есть ли орфограммы – гласные в сильной позиции? VI. Если время позволит – загадки о животных. VII. Итог урока Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека. I. Организационный момент У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа». У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку. Дети выполняют задание в тетрадях. III. Работа по повторению У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть? Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный. У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова? У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете? Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников». У. А что это за волшебные звуки? Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место. У. Ребята, давайте хором произнесем это слово. Д. Дети хором произносят [шупка]. У. Кто согласен с рассуждениями? Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким. У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе. Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка]. Д. Можно мне доказать? У. Доказывай. Иди к доске. У. А какое это чередование? Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ]. У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука? У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова). Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’]. У. На доске запись (звуковая модель слов). У. Какие звуки чередуются? Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ]. IV. Работа с Учебной тетрадью № 2. Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением. У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву. Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе. I группа: «Редька горькая, а морковь________________». II группа: «Сметана густая, а молоко_____________». III группа: «Камень тяжелый, а пух______________». IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________». V группа: «Луна большая, а звездочка______________.» У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова? Д.Только те, которые находятся в основе слова. Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется. У.А где не можем проверить? Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая. Дети показывают пальчиками «+» (согласны). Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие. После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами. V. Работа над звуковой «оболочкой» слова У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка. Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный. Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение. Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук. Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением. Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его. У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор? Д. (у доски) составляют схему: У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании. Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно. VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А] У:— Проверим задание. К доске выходят два человека и записывают: Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками) Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча Д. Слабая позиция в окончании: У.Дети вы согласны с работой? Д. У меня получилось два слова: шина, репа. VII. Работа с учебной тетрадью. У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления: Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка. Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером). У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают). — Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху. Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером). У.Запишите эти объявления на пустых строчках. I вариант – записывает первое объявление. Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков. Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции. VII. Домашнее задание. М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку. Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков Не пропускаем: для гласных – Примеры : З_ ДАЧА( задача), К_ Р_НД_ШИ( карандаши) — их пропускаем (делаем дырочки) Их ПИШЕМ БЕЗ ПРОПУСКОВ: Слабые позиции согласных звуков Согласный парный по звонкости- глухости в конце слова: ду_ ( ду б ) Согласный парный по звонкости- глухости перед другим парным согласным: например: ко _ _ь (ко ст ь) 1. парные согласные на конце слова Парные согласные перед другим согласным ВАР_ _ К _ (варежка) 1. Согласный парный по звонкости- глухости перед гласным ЗУ Б Ы глухие непарные согласные 4. парные по звонкости –глухости согласные перед звуками В, В : з ва_ ь, с вой, т вой Не пропускаем буквы: 1. Непарные согласные: Н, Л, М, Р, Й, Ц, Ч, Щ, Х 2. Не пропускаем парные согласные перед гласными 3. Не пропускаем парные согласные перед В : З ВА_Ь ( звать), 4. Не пропускаем парные по звонкости- глухости согласные перед сонорными. 1. Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ : А, О, У, Ы, И, Э. Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс повышения квалификации Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НООКурс повышения квалификации Скоростное чтениеИщем педагогов в команду «Инфоурок» Номер материала: ДБ-1506680 Международная дистанционная олимпиада Осень 2021 Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторамиВыгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии Время чтения: 2 минуты Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей Время чтения: 1 минута Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст Время чтения: 1 минута На базе колледжей создадут программы профориентации Время чтения: 2 минуты В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью Время чтения: 2 минуты На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр Время чтения: 1 минута Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
|