глаза как у ренуаровской актрисы что значит
Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари
Портрет Жанны Самари, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Женские образы занимают центральное место в творчестве Ренуара (1841-1919). Очаровательная актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари всегда привлекала внимание Огюста Ренуара. Он находил в ее внешности и характере особое неуловимое очарование. Надо сказать, что симпатия художника была взаимной. Однако, как остроумно заметила артистка, Ренуар был совершенно не создан для семьи — он сочетался браком с каждой женщиной, которую рисовал.
В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.
Жанна Самари жила недалеко от мастерской живописца и сама приходила к нему позировать. Делала она это, надо заметить, довольно свободно и иногда пропускала сеансы, что огорчало и сердило Ренуара. Работая над портретом, художник дорожил каждой минутой — комната, в которой он трудился, хорошо освещалась только в течение несколько часов.
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку.
Она изображена до пояса. Актриса сидит, опираясь локтем левой руки на стол, обхватив ладонью слегка тяжеловатый подбородок. Рыжие пушистые волосы, выразительный пытливый взгляд ее глаз — во всем этом столько прелести и шарма! На актрисе — зеленое платье с глубоким декольте, один короткий рукав слегка съехал, обнажив прекрасное округлое плечико Жанны. Чрезвычайно привлекательная, с пушистыми волосами и сияющими глазами — актриса словно родилась для того, чтобы стать моделью Ренуара.
«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».
Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо. Модель, судя по всему, была влюблена в художника.
«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.
Сам же Огюст говаривал:
«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».
Жанна из артистической семьи. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 14 лет Жанна поступила в Консерваторию. В 18 лет получила свой первый приз.
Дебютировала в 1875 году в театре Комеди Франсез в роли Дорины в «Тартюфе» (с 1879 г. 305-й постоянный член труппы в истории театра[1]). Играла в основном служанок и субреток в пьесах Мольера. В 1879 г. вместе с труппой театра гастролировала в Лондоне. Между 1877 и 1880 годами Ренуар изобразил её на многих своих полотнах.(Использованы Материалы Викип.)
Умерла от брюшного тифа в 1890 году.Ей было 33 года.
«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете
Один из самых узнаваемых портретов в мире (1877). Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.
Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.
Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?
Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?
1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту
Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.
Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.
Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.
Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org
Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.
2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари
Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.
Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.
Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.
Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.
На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.
Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.
3. Реакция публики на портрет была неоднозначной
Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.
Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org
Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.
В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.
Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org
Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”
4. Ренуар написал 5 портретов Жанны
Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).
Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.
А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org
5. Жанна заказывала портреты у других художников
Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.
Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.
И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.
Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org
Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.
6. Личная жизнь актрисы
Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.
Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.
Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.
Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.
Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.
7. У картины есть один секрет
У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.
Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “ Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Музы Ренуара, или Гимн женской красоте: чьи портреты писал художник на протяжении всей жизни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ренуара называли певцом радости жизни. Он говорил: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».
В течение 7 лет музой Ренуара была Лиза Трео. Они познакомились, когда девушке было 18 лет, а художнику – 24 года. Он изобразил ее на картинах «Лиза с зонтиком», «Лето», «Дама в лодке», «Женщина с попугаем», «Одалиска» и других (всего около 20 работ). Инициатором их разрыва стала Лиза после того, как Пьер Огюст отказался на ней жениться, даже после того, как был принят в доме ее родителей как зять.
Все лето 1876 г. Ренуар работал над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт». Следуя своей привычке, он изобразил на полотне не профессиональных натурщиков, а своих друзей и знакомых. В левой части картины изображена танцующая девушка. В этом образе художник увековечил свою юную музу – 16-летнюю швею Маргариту Легран, которую на Монмартре прозвали Малышка Марго.
Художник познакомился с ней в 1875 г. Марго стала его возлюбленной и музой на 4 года. Его не смущало то, что знакомые характеризовали ее как развязную уличную девчонку, которая водила знакомство с подозрительными личностями. Ему нравился ее бойкий нрав и безудержная веселость. Она позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и «Чашка шоколада». А в 1879 г. она скончалась от оспы. Для Ренуара это стало большим потрясением.
Актриса Жанна Самари, портреты которой писал Ренуар, утверждала: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается узами брака со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». Однако любвеобильный художник все же женился. Его сердце покорила Алина Шариго.
Художник был очарован 20-летней ученицей модистки и пригласил ее поработать с ним в качестве натурщицы. Алина согласилась, хотя была далека от живописи: «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, –позже рассказывала Алина своим детям. – Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник – чтобы давать вино».
Ренуар долго сопротивлялся возникшему чувству и не хотел воспринимать его всерьез. Он даже пытался порвать с Алиной и отправился в путешествие, но по возвращении все же остался с ней. Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой, но жениться он не спешил. Свадьба состоялась, когда их сыну шел уже пятый год. Благодаря мудрости и терпению Алины Шариго их брак оказался долговечным: в течение 35 лет женщина закрывала глаза на измены мужа, считая, что у художников иначе и не бывает.
Алина оставалась рядом с ним и тогда, когда болезнь приковала его к инвалидному креслу и он едва мог держать кисти в руках. Когда Анри Матисс спросил его о том, почему он не откажется от работы, если каждое движение приносит такие страдания, Ренуар ответил: «Боль проходит, красота остается…».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«А только ломкий взмах руки и странный свет в ее глазах…» Жанна Самари и её портреты
Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.
А это сама Жанна Самари. Узнаёте?
Фотограф Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.
Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром.
Друг Ренуара Ж. Ривьер вспоминает:
« Она приходила позировать рано утром и надевала розовое платье, которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица. Лучом солнца называл ее Ренуар. Радостный смех, очаровательный детский характер, ее милые шутки, — все в ней привлекало Ренуара и никогда он не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».
Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез». Играла, в основном, служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна.
Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.
В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки.
Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.
Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г.
Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879).
Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Не вечное вечное: женственность в работе Ренуара
Анна Веселко
Ренуар был в восторге от актрисы Жанны Самари и ходил смотреть ее выступления на сцене, хотя совсем не любил «Комеди Франсез», где она выступала. Изобразив актрису 12 раз — 11 раз маслом и пастелью и один раз в виде статуи, — Ренуар, по мнению критиков и искусствоведов, отражал в своих работах образ вечной женственности, какой ее представляли во второй половине XIX века. T&P публикует дискуссию «Ренуар. „Портрет актрисы Жанны Самари“», проведенную просветительским проектом ScienceMe в рамках цикла «Пятничные диалоги у картин» в ГМИИ имени А.С. Пушкина.
О картине говорили
Нина Геташвили
Кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сопредседатель российского отделения AICA (Международной ассоциации художественных критиков)
Виктор Ерофеев
Писатель, литературовед, радио- и телеведущий
Перед нами картина, которую считают эскизом к работе, находящейся в Эрмитаже («Портрет актрисы Жанны Самари», 1878). Насколько сегодня актуален портрет незнакомой нам женщины, переживший почти два века?
Виктор:
В отличие от изображения на портрете, Жанна была немного иной. Ренуар прежде всего вложил в нее что-то свое, а прототип стал неким воспоминанием о встрече. Жанна была небольшого роста, пухленькой, с ослепительной улыбкой — ее фотографии были развешаны во всех стоматологических клиниках Парижа.
Если взять все картины от Античности до наших дней, то здесь — определенная веха, рубеж, приглашение к восторгам, сделанное не только в качестве подарка нам всем, но и невероятная стилистическая возможность объяснить, что же такое «новое искусство». Картина представляет собой пиковый импрессионизм. Культуры Франции и России не противоречат, а дополняют друг друга: чувствуется улыбчивая драматургия, радостный комизм, также есть вопросы к жизни, вопросы к Богу. Ренуар тут достигает невероятного пика, он 12 раз подходил к изображению Жанны: 11 раз он писал маслом и пастелью, один раз он сделал ее скульптуру. Вера Мамонтова тоже не однажды попадала на полотна русских живописцев.
Что касается некой небрежности и неоконченности — в этом упрекали всех импрессионистов. Когда состоялась выставка (в 1874 году) анонимных живописцев, скульпторов и графиков, Леруа просто «обозвал» их импрессионистами. Здесь мы обращаемся к актуальности этой проблематики — лейблам, трендам, к точным наименованиям. Каким образом происходило разделение истории искусств? Как правило, было некое ругательное определение, с которым сами художники не соглашались, а потом принимали, поскольку их это отделяло от остальных и давало определение, что же, собственно, они делают. Когда происходило это привыкание, термин становился абсолютно классическим.
Портрет Жанны Самари был создан в самом начале пика импрессионистов
Портрет девочки, уже прославленной актрисы. Рыжие волосы и розовый фон создают гармонию, перед нами женщина-пирожное — мягкая, сладкая, женственная, юная, но при этом — это она его вдохновила на такую манеру письма? Нет, уже была создана эта система. Уже художники поколения Ренуара создали совершенно иную систему соединения цветов. Философы, поэты выстроили эту систему. Она предполагает разделенные мазки, отсутствие четких линий. Почему? Здесь важно уловить мгновение — а когда вы улавливаете его, вам не до четкости абриса. Выхватить его, запечатлеть — вот что важно.
Виктор:
3 декабря 2019 года исполнилось 130 лет со дня смерти Ренуара. Есть знаменитые советские книги по искусству М.В. Алпатова, который считал, что с импрессионизма начинается декадентство. Декадентство, с точки зрения Алпатова, трудно считать преуспевающим буржуазным искусством, потому что декаденты несли в себе скорее разрушительные черты, чем созидательные.
«Камилла на смертном одре», Клод Моне
Мы до сих пор любуемся Жанной: Ренуар оставил способность бороться с энтропией и после своей смерти. Мы видим Жанну — она дает нам солнечное излучение жизни, краски, которые нас очаровывают, в ее глазах есть мысль. Эта актриса, которая играет субреток, горничных, тем не менее еще и задумывается о жизни.
То, что сделал Ренуар, никто не повторит, он боролся с энтропией, потому что ему был дан талант и дана гениальность
Я процитирую Ренуара по поводу буржуа: «Хорошо, что мы смогли прибегнуть к буржуа, это был наш единственный шанс… Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой, оставаясь радостной… Главная функция человеческого существа — жить. Первый долг его — уважать жизнь. Жизнь — это состояние, а не предприятие».