глиттер что это за материал для ткани
Глиттер что это за материал для ткани
Венера Васильева запись закреплена
О БЛЕСТЯЩИХ «ПРОБЛЕМАХ» или «Здравствуй! Скоро Новый Год!»
На пике популярности «блестящей моды» производители тканей не снижают обороты по разработке и производству новых видов тканей и текстур с пайеткой, блестящим напылением и т. д.
Помимо блестящих трикотажей, тканей с пайеткой, блестящих кожзамов, стоит особое внимание уделить и тематике тканей с глиттером.
Это новое популярное направление в текстильной индустрии набирает популярность в текущем сезоне.
Ведущие дизайнеры мира моды предлагают оригинальные аксессуары, в частности, обувь, сумки, отделка на одежде с использованием глиттера на различных основах.
Также, для создания эксклюзивных нарядов очень широко используется ГЛИТТЕР НА СЕТКЕ.
Глиттер на основе сетки представляет собой неплотную ткань, на которую с помощью клея густо усажены мелкие блестки (глиттер) из микропластика.
И клей, кстати, синтетический материал, который при стирке не вымывается.
Лицевая поверхность глиттерной ткани всегда шероховатая на ощупь.
Глиттер на фатине отлично подойдет для декоративной отделки платьев и аксессуаров.
Ткань достаточно деликатная. Допускается ручная стирка при температуре до 40 градусов.
Надо просто перед пошивом и приёмом заказа информировать клиента об особенностях той или иной ткани. Ведь каждая хороша по-своему.
Плюсы/минусы всегда в балансе!
Думаю, достаточно уже писать. Всё и так ясно.
Как ясно и то, что на сегодняшний день глиттерные текстуры — это смело, модно, стильно и просто красиво https://fatin.ru/catalog/tkani-s-glitterom/
За сим, откланиваюсь.
Всегда ваша, #ВенераLOVEvsHATEPS: Статья принадлежит автору. Копирование и распространение допускается только с сохранением авторского хэштега.
Ослепительно
Если вы думаете, что глиттер – отголосок 1980-х, вы ошибаетесь. Он помогал человечеству сиять веками.
Началось все гораздо раньше, чем можно представить: еще пещерные люди для украшения своих наскальных изображений использовали слюду, которая присутствует в составе современной краски и придает ей мерцание. С 3000 по 1500 год до нашей эры женщины Индии для проведения обрядов покрывали свои тела блестками из измельченных драгоценных камней.
Древние египтяне, китайцы, греки и римляне наносили слюду на свои рисунки и даже добавляли ее в косметику. Майя также применяли слюду на поверхностях храмов, чтобы те сияли.
В европейских странах в 1700-х годах женщины любили украшать лицо «мушками». Изначально черные кусочки шелка маскировали изъяны кожи, но позже мушки стали полноценным аксессуаром.
Изготавливались они в форме звезд, луны, солнца и комет из блестящих материалов.
Историю глиттера можно условно разделить на две части: в древности люди использовали слюду, стекло, насекомых, рыбью чешую или яичные белки. Лишь в XX веке глиттер стал таким, каким мы знаем его сейчас.
В 1920-х европейцы и американцы, уставшие от войн и лишений, хотели веселиться и наслаждаться сегодняшним днём. В моду вошли показная роскошь и гламур, а с блеском, перьями и драгоценностями никто не боялся переборщить. Однако глиттер угрожал жизни людей, так как изготавливался из перемолотого стекла.
Все изменилось в 1934 году, когда механик и фермер из Нью-Джерси Генри Рашман запатентовал технологию переработки разных материалов в сырье для пластиковых блесток.
Тогда же появился станок Ruschmann для производства мелких блестящих частиц. Рашман основал фабрику Meadowbrook Inventions, которая до сих пор остается лидером по производству блесток.
В 1960-е Revlon, Estée Lauder, Elizabeth Arden, и Helena Rubinstein сделали прорыв в индустрии красоты, представив румяна, палетки теней для век, пудру и помаду с мелким шиммером.
В июне 1972 года британский рок-исполнитель Дэвид Боуи выпустил новый альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust, центральной фигурой которого стал вымышленный андрогинный персонаж Зигги Стардаст (от английского stardust – «звездная пыль») с макияжем из глиттера работы визажиста Пьера Ла Роше.
Для роли Зигги Дэвид Боуи надевал блестящий комбинезон дизайна Кансая Ямамото.
Второе рождение глиттера произошло в конце 1970-х, в эпоху диско. Губы, волосы, глаза или одежда – никто не задумывался над тем, куда именно наносить глиттер. Особенную популярность завоевал лак для волос с блестками. В результате на дискотеках все сияли с головы до ног.
Позже, в 1990-х появился всем знакомый шариковый глиттер. Ароматный блеск для тела и волос на водной основе очень любила использовать Бритни Спирс: певица наносила его на грудь, ключицы и живот.
В июле 2007 года на кутюрном показе Christian Dior визажист Пэт Макграт обесцветила брови моделей и нанесла вместо них тонкие нити. Гротескный макияж в стиле 1920-х был выполнен Макграт с использованием огромного количества глиттера на веках.
Сейчас визажист выпускает собственную линию косметики Pat McGrath Labs, в которой можно найти продукты с шиммером любых оттенков и предназначений. Ее помады с глиттером в наборе стали хитом, а все коллекции раскупаются за считанные секунды.
На подиуме макияж с блестками – не редкость. Как водится, самые смелые вариации – у Maison Margiela. В 2016 году визажисты французского бренда советовали «заливать» серебром (точнее, серебряным глиттером) губы или глаза – на выбор.
Повседневную одежду и обувь – кеды, джинсы, футболки и т. д. стали украшать блестками в конце в начале 2000-х. Глиттер ждал своего часа: в 2015-2016-х годах на подиумах было сосредоточено рекордное количество блестящих вещей.
Сделать ставку на пайетки и блестки решились Givenchy, Di$count Univer$e, Rodarte и Ralph Lauren, Saint Laurent и Louis Vuitton.
В сентябре 2017 года от блесток воздержались разве что минималистичные Jil Sander. На весенне-летних показах дизайнеры демонстрировали крупные переливающиеся на свету пайетки, вышивку стразами и ткани, сверкающие, как диско-шар.
На показах сезона осень-зима 2017-2018 обувь с глиттером появились шесть раз: Chanel, Saint Laurent и Isabel Marant показали сапоги и ботильоны, вдохновленные 1980-ми, а Mary Katrantzou и Victoria Beckham – сверкающие мюли и лодочки на каблуках разных форм.
Тенденция продержится на пике популярности как минимум два сезона подряд, а это значит, что инвестировать в обувь с глиттером можно и нужно. Носите ее и днем, и вечером: для повседневного образа подбирайте контрастные джинсы и белую футболку, а для вечеринки – коктейльные платья любых оттенков.
Как наносить глиттер на ткань
Дизайнеры, желая всячески украсить собственные модели, прибегают к глиттеру. Говоря простым языком – это блески, которые способны переливаться всеми цветами радуги, а некоторые из них даже светиться в темноте. Покрытие глиттером может быть практически на любой одежде – платьях, худи, свитерах, пуловерах, спортивных куртках, спортивных костюмах. При этом не существует ограничений по тканям. Данный состав разрешается наносить как на натуральные, так и искусственные, а также синтетические материалы.
Описание того, как глиттер проникает в ткань и закрепляется на ее поверхности, можно легко найти в интернете. Специалисты пишут о том, что блестки быстро пристают к запечатываемой поверхности и засыхают. Сам материал остается мягким, пластичным. Нанесенный глиттерный орнамент его нисколько не утяжеляет. Блестящие элементы держатся на изделии долго и не осыпаются. Вещь даже разрешается стирать. Процедуру требуется выполнять вручную, используя холодную воду и неагрессивные моющие средства.
Стоит отметить, что на сегодняшний день практикуется два способа нанесения глиттеров. Первый заключается в том, что блестки заранее смешивают с клеевой базой. Причем лучше брать прозрачную основу. Тогда она «не заглушит» оттенок глиттеров. Допускается использование базы с разной концентрацией. Все зависит от идеи дизайнера.
Второй способ более простой. Сначала клей наносится на поверхность изделия, а затем на него насыпают блестки. Впрочем, такой вариант считается менее эффективным. Глиттеры способны распределиться неравномерно. Соответственно изображение будет не таким привлекательным.
Примечательно, что глиттеры нередко комбинируют с традиционной печатью. В этом случае выбор цветов может быть абсолютно любым.
Современная индустрия красоты не стоит на месте, поэтому чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно следить за тенденциями и быть в курсе новинок. К числу последних относится такое косметическое средство, как глиттер (glitter в переводе с английского означает «блестеть»). Модная девушка, которая не хочет отставать от трендов, должна знать, что такое глиттер, как правильно наносить декоративное покрытие, совместимо ли оно с лаками.
Из чего делают глиттер
Глиттер представляет собой небольшие светоотражающие частички, изготовленные из мелких кусочков фольги. Эти блестки позволяют придавать ногтям разную текстуру. Цветное декоративное покрытие может иметь любую форму: квадраты, шестиугольники, сердечки, ромбы, полоски, звездочки. Однако самый распространенный вариант – круг, напоминающий праздничные конфетти.
Зачем нужен глиттер
Маленькие блестки получили широкое распространение. Их появление способствовало выходу индустрии косметики на совершенно другой уровень. Так, например, в макияже глиттер помогает создавать праздничный образ, главное в этом деле – не переборщить. При использовании сверкающих элементов на глазах, остальные части лица должны оставаться матовыми. Среди косметической продукции выделяют:
Особую популярность среди представительниц слабого пола получил маникюр с применением глиттера, который может быть использован совместно с лаком или самостоятельно. Свое расположение этот косметический продукт получил благодаря потрясающему эффекту и абсолютной безвредности для ногтей. Рукодельницы тоже не оставили без внимания этот декоративный элемент. Мастерицы применяют его, создавая неповторимые аксессуары и обувь.
Использование блесток помогает украсить человеческое тело: например, с их помощью можно сделать эффектные тату. Переливающийся орнамент или сверкающая бабочка с эффектом мерцания добавят изюминки любому образу, но при этом смоются через несколько недель. Маленькими цветными блестками, выпущенными в форме гелей, часто декорируют зону декольте, прическу, ноги, плечи. Если вы не обладаете достаточными художественными навыками для росписи, можете использовать для работы готовые трафареты.
Виды глиттера
Глиттер бывает 2-х типов: сухой и жидкий. Первый выпускается в виде мелких пластинок или порошка, который наносится на клеящую основу. Состав можно применять как основное покрытие или же использовать для прорисовки узора. Рассыпчатый глиттер может создавать плотное покрытие или эффект сияния. Жидкий вариант представляет смесь обычного лака и блесток. Косметическое средство отличается не только по типу выпуска, но и по цвету, внешнему виду. Так, в зависимости от размера, выделяют крупные блестки и микро-пыль.
Еще одна разновидность декоративного покрытия – голографический глиттер, который обладает призматическим эффектом. Этот вариант используется в печатной продукции, косметической индустрии, в пластмассовом и текстильном производстве, и для различного рода украшений. Главное достоинство в том, что голографические блестки для ногтей обогащают визуальные эффекты.
Крупный
Этот вариант декоративных элементов имеет частички большого размера определенной формы. Основная область применения – лак для ногтей, в котором он выступает в качестве дополнения цветовой композиции. С его помощью можно выложить мозаичные орнаменты на одном или нескольких пальчиках. Крупный, сухой глиттер хорошо сочетается с техникой омбре, суть которой заключается в градиенте разных цветов. При работе с этим материалом следует помнить, что он способен визуально сделать ногти короче, поэтому рекомендуется применять его на длинных ногтях.
Глиттер-пудра
Пудра, содержащая единичные вкрапления блесток, используется для тела и лица. С ее помощью можно создать какой-нибудь сценический образ или подготовиться к фотосессии. Помимо этого блестящая пыль способна добавить яркий эффект на ногтях, цвет которых может измениться при движении рук или преломлении света. Это покрытие способно превратить обычный маникюр в праздничный, главное – не забывать о чувстве меры.
Глиттер-песок
Цветной песочек из блесток, используемый в маникюре, получил название глиттер-песок. Консистенция очень густая и плотная. При использовании этого лака кончики пальцев кажутся бархатными и усыпанными маленькими песчинками, а ногтевая пластина визуально приобретает дополнительный объем. Этот эффект достигается за счет толстого слоя декоративного покрытия.
Как пользоваться глиттером
Для создания маникюра с использованием этого декоративного элемента, дополнительно понадобится закрепитель и прозрачный лак. Перед работой желательно расстелить на поверхности стола чистую бумагу, чтобы обсыпавшиеся с ногтей частицы можно было легко собрать и использовать повторно. Технология, по которой выполняется маникюр с глиттером, состоит из следующих шагов:
Это относительно простой способ маникюра, который может освоить любой желающий. Альтернативой ему служит вариант с использованием кисти. В этом случае повторяются 1-й и 2-й шаг представленного метода, после чего на поверхности ногтя прорисовывают узоры кистью, смоченной в глиттере. Важно делать это быстро, чтобы лак не успел высохнуть. Дизайн зависит от вашей фантазии. Цветные элементы могут расположиться по аналогии с французским маникюром, быть нанесены в области лунок или стать акцентом на безымянном пальце. В конце процедуры необходимо нанести закрепитель.
Дизайн ногтей с глиттером
Большинство женщин не обладают идеальной формой ногтей. Скорректировать это можно путем оптических иллюзий, например, нанесением правильного рисунка. Так, девушкам с квадратной ногтевой пластиной рекомендуется дизайн с абстрактными элементами или с геометрическими фигурами. Оптимальный вариант – полосатый маникюр с вертикальными линиями.
Обладательницам же широких и коротких пальцев советуют использовать глиттер для ногтей, с помощью которого необходимо наносить рисунок по центру, но ни в коем случае не на всю площадь пластины. Нежелательно в этом случае применять крупные декоративные блестки, а лучше выбрать мелкие частицы. К последним модным тенденциям в области дизайна ногтей относят:
Как правильно наносить блестки
Что такое жидкий глиттер и как его использовать? Для большинства женщин ответ не является загадкой. Для этого нужно лишь хорошо потрясти флакон и нанести часть содержимого на поверхность ногтей. Однако как быть, когда дело обстоит с сухим вариантом декоративного покрытия. В этом случае есть ряд нюансов, которых нужно придерживаться, для правильного нанесения глиттера.
Видео
Чистка изделий из ткани с отделкой глиттерными композициями по технологии ООО «НПФ «ТРАВЕРС»
В последние два года российские химчистки переживают невиданный бум по приёму в обработку изделий с лицевым покрытием ткани на основе металлических и полиэфирных порошков, в текстильной промышленности и торговой сети получившей условное название глиттерных. Как часто бывает в таких случаях, практически на ровном месте на предприятиях отрасли начали рождаться конфликты, связанные с обработкой изделий с отделкой лица на основе глиттеров. О том, что представляет собой изделий с лицевым покрытием ткани на основе глиттеров, а также как их можно обработать в различных средах и рассказывает ниже данная статья.
Женская куртка с лицевым покрытием ткани на основе металлических и полиэфирных порошков
Что такое глиттерные отделки и методы их нанесения на тканевую основу
Слово глиттер (glitter) имеет английское происхождение и в буквальном переводе означает блеск, мерцание, сияние, блестящий, сверкающий. В конкретном данном случае под глиттерными отделками на искусственных, синтетических и натуральных тканях растительного происхождения подразумевают лицевое полимерное многокомпонентное покрытие, имеющее в своём составе металлические мелкодисперсные порошки (латунь, алюминий), пигментный концентрат на основе слюды или перламутра, а также уретановые отвердевающие полиэфирные порошки.
Отличительной особенностью всех без исключения глиттерных отделок является то, что именно внешняя сторона ткани на ткани имеет оригинальное ПУ/ПВХ покрытие, отличающееся специфическим блеском. Нельзя не заметить и то, что автору этих строк в процессе трудовой деятельности встречались изделия с глиттерной отделкой лица ткани, имеющие подложку из ПУ/ПВХ на изнанке, что откладывало отпечаток на методы обработки вещи в той или иной среде (водной или органических растворителей).
Стоит отметить, что глиттерная отделка на синтетических и смесовых тканях как ноу-хау получила своё развитие в Японии, в начале 2000-х благодаря старейшей компании NAKAJIMA METAL LEAF, POWDER Co из Токио. Практически 70% всех производственных предприятий в мире, выпускающих широкую номенклатуру тканей с глиттерной отделкой лица покупают базовые пигменты в NAKAJIMA METAL LEAF, POWDER Co для того, чтобы на их основе создать оригинальные покрытия.
Основой всех покрывных композиций на основе ПУ/ПВХ с глиттерным эффектом для текстильной промышленности у NAKAJIMA METAL LEAF, POWDER Co является тонкодисперсные алюминиевые, цинковые, медные и латунные порошки (автор очень подробно по этой теме написал в журнале «Современная химчистка и прачечная» №4/56 за 2006 год, статья «Покрывные композиции на основе металлических порошков»), с добавлением пигмента на основе натуральной или синтетической слюды (в природе это группа минералов-алюмосиликатов, обладающих ярко выраженной слоистой структурой), перламутрового концентрата (автор более детально эту тему изложил в журнале «Современная химчистка и прачечная» №4/50 за 2005 год, статья «Многокомпонентные аппретуры на основе перламутра»), полиэфирные порошки и плёнкообразователи на базе полиуретанов или поливинилхлорида. Отмечу, что многокомпонентные пленкообразующие композиции на основе металлических порошков имеют достаточно высокую укрывистость на текстильном полотне, при малом расходе пигмента (то есть самого порошка). Это связано в первую очередь с их необычной формой, полученной при производстве на металлургическом предприятии. На основе металлических порошков производят пигментные концентраты, которые добавляют в покрывные композиции. В настоящее время используют не порошковые формы, а пигментные концентраты с металлическим эффектом. Пигментные концентраты с металлическим эффектом – это тонкодисперсные металлические порошки или пластинки, имеющие одинаковый состав с металлом или его сплавом, находящиеся в концентрации не более 34% в базовом связующем (в основном на основе акриловых полимеров).
В Таблице №1 я подробно освещаю оригинальную форму частиц, из которых состоят металлические порошки.
Таблица №1 Металлические порошки, применяемые в покрывных композициях
Наименование порошка | Номинальный размер частиц, мкм | Форма частиц |
Медный электролитический | 0,071 0,45 0,224 | Дендритная, разветленная |
Алюминиевый | 0,50 50-80 | Пластинчатая (чешуйчатая) |
Бронзовый | 0,063 0,1 0,4 | Сферическая |
Латунный | 0,25 0,16 0,1 | Пластинчатая (чешуйчатая) |
Остановлюсь коротко и на свойствах перламутровых пигментных концентратов. В современном производстве пигментных концентратов на основе перламутра используют два вида сырья – натуральное и синтетическое. Первое – это густая суспензия из переработанных раковин моллюсков и чешуи рыб, а второе – тонкоизмельченная (молотая) слюда-мусковит (KAl2[AlSi3O10](OH)2, прошедшая многоэтапную обработку оксидами металлов.
– верхняя женская одежда (куртки, ветровки, пуховики, утепленные жилеты);
– шторы;
– комбинезоны, куртки, брюки для занятий горнолыжным спортом;
– женские брюки;
– театральные костюмы;
– промоодежда для промоакций;
– одежда сцены (занавес, падуга, форганг, задник, арлекин);
– верхняя одежда из искусственной кожи.
Ветровка с глиттерным покрытием под «серебро» и «золото»
Как известно, пленкообразующие покрытия на основе ПУ/ПВХ стали наносить на разные виды тканых и нетканых текстильных полотен еще в середине 70-х годов. За прошедшие годы были созданы и отработаны основные методы нанесения пленкообразующих покрытий.
Машина UNIROLL SP проходного типа для нанесения покрывных композиций на текстильное полотно при помощи ракельного ножа
Автор этих строк многократно на своём предприятии встречал и обрабатывал куртки с глиттерной отделкой на ткани, ко всему прочему остальному, покрытой еще и термопечатным рисунком, что значительно усложняло как пятновыводку, так и аквачистку. Хочу сразу подчеркнуть, что китайские и корейские производители ткани с лицевой глиттерной отделкой предпочитают выпускать данные фактуры на покрывных агрегатах с щеточным рабочим органом, считая, что данный способ наименее затратный по расходным химматериалам и позволяет вырабатывать за смену больше погонных метров текстильного полотна.
Рисунок №2 Схема нанесения покрывной композиции при помощи 2- щеточного намазного ролика, 3- прижимного каландра и 1- покрывной композиции, находящейся в резервуаре. Слева стрелка показывает направление движения текстильного полотна
В заключение о моём коротком экскурсе, посвященном производству глиттерных отделок хотелось бы упомянуть еще один способ нанесения на текстильное полотно гидрофобных фторорганических препаратов и пленкообразующих препаратов.
Думаю, что в российских химчистках уже давно никого не удивишь богатым ассортиментом для занятий горнолыжным спортом и многочисленные комбинезоны, куртки и брюки с разными видами ПУ/ПВХ покрытия на ткани можно обработать методом акваклина без всяких особых проблем. Несмотря на данный очевидный факт, автору статьи в последние полгода весьма часто приходилось иметь дело с горнолыжными комбинезонами и костюмами (куртка, брюки), выполненными с глиттерной отделкой верхней ткани под «золото», «серебро» и даже с эффектом интерференции (об этой фактуре автор расскажет подробно в другой статье). Кроме всего прочего, ткань этих изделий не только имела верхнее пленочное блестящее покрытие (глиттер), но и прошла в многоступенчатом процессе производства предварительную отделку окуночным способом гидрофобными фторорганическими препаратами или грунтование ПУ/ПВХ композициями. Что же собой представляет данная ткань?! В первую очередь стоит сказать, что она зачастую имеет ярко выраженный жесткий гриф по причине ее грунтования ПУ/ПВХ композициями на первом этапе отделочных операций на окуночном агрегате. Эта операция имеет ключевое значение и ее цель преследует следующие задачи:
– придать текстильному полотну с низкой плотностью оптимальный гриф, наполненность;
– обеспечить текстильному полотну максимальную гидрофобность и одновременную паро и воздухопроницаемость;
– повысить эксплуатационные качества ткани, в том числе её теплозащитные свойства.
Данное синтетическое или смесовое текстильное полотно в процессе отделки на многофункциональной технологической линии проходит три этапа:
– нанесение (грунтование) ПУ/ПВХ композициями или фторорганическими соединениями;
– нанесение при помощи покрывного агрегата (намазным методом) глиттерной отделки на лицевую сторону;
– сушку в тоннельной сушилке.
Рисунок №3 Нанесение грунта из ПУ/ПВХ композиций на текстильное полотно в окуночном агрегате. Слева ткань поступает в резервуар с ПУ/ПВХ грунтом, справа выходит, отжимается между двумя каландрами и направляется в туннельную сушилку
Так как я уже выше по тексту объяснил читателям как именно выполняется операция по нанесению отделочного покрытия, то следует уточнить тонкости процесса окуночного грунтования текстильного полотна. Грунтование проходит на специальном агрегате, который имеет чашеобразный резервуар прямоугольной формы, наполненный ПУ/ПВХ композицией заданной вязкости. При помощи лентопротяжного механизма текстильное полотно на никелированных каландрах (смотрите Рисунок №3) подаётся в резервуар с ПУ/ПВХ композиций, на дне которого установлен валик, через внешнюю сторону которого проходит ткань, напитываясь грунтом и поднимаясь вверх к двум обрезиненным отжимным валикам для удаления излишков раствора при выходе из ванны.
После грунтования текстильное полотно направляется в туннельную сушилку, а на следующем этапе технологической линии проводится глажение (прокатка) между двумя нагретыми никелированными каландрами, оснащенными ТЭНами для получения глянца на ткани и усиления адгезии полимерного покрытия. На конечном этапе отделочных работ следует нанесение глиттерного покрытия на лицевую сторону ткани, с разными фактурами – под «золото», «серебро», «бронзу», «медь», а также с эффектом интерференции.
Технологическая линия ROLLMAC от GE.MA.TA. SpA по производству текстильного полотна с разными видами отделочных покрытий
Приёмка изделий, имеющих лицевое глиттерное покрытие
Безусловно, приёмка текстильных изделий, имеющих лицевое глиттерное покрытие является чрезвычайно ответственной процедурой, которая в дальнейшем позволит успешно выдать вещь заказчику или втянет предприятие в малоприятный конфликт. Между тем главным в процедуре приёмки все же следует определение самого присутствия глиттерного покрытия на лицевой ткани изделия. Так как я предоставляю в данной статье фотографии этой фактуры, то определить есть ли на изделие особое отделочное покрытие не составит большого труда. Также можно узнать о составе оригинального глиттерного покрытия при помощи простейшего теста, для чего надо смочить ватную палочку ПХЭ и потереть ей лицевую сторону ткани на любом незаметном месте (например, на внутренней стороне кармана). При агрессивном воздействии ПХЭ на покрытие из ПУ/ПВХ, содержащее в своём составе металлические порошки на ватной палочке остаются частицы, имеющие ярко выраженный блеск (алюминиевый порошок, слюда, перламутровая композиция). Зачастую, от постоянное воздействия светопогоды и интенсивной эксплуатации в местах заломов на рукавах глиттерное покрытие выкрашивается и становится шершавым на ощупь. А увеличительное стекло вам покажет, что на месте заломов глиттер почти полностью отделился от носителя (ткани) и его фрагменты остаются на ваших руках даже без попыток воздействия органическим растворителем. Напрашивается вопрос, а есть ли соответствующие обозначения о фактуре с отделкой лица металлическими порошками и перламутровыми композициями на стандартном маркировочном ярлыке?! Думаю, что читатели не особо удивятся, узнав о полном отсутствии каких-либо обозначений о глиттерной отделке на маркировочном ярлыке даже у люксовых брендов. Более всего меня расстроила мужская куртка-пуховик известного бренда Alexander McQueen, с глиттерной отделкой ткани под «золото», рекомендующая на маркировочном ярлыке чистить изделие в среде ПХЭ с осторожностью. Однажды, на маркировочном ярлыке изделия (мужская куртка) известного российского дизайнера я с немалым изумлением прочитал текстовую информацию на английском языке следующего содержания: Attention! Original glitter coating! (Внимание! Оригинальное глиттерное покрытие!), а способ обработки рекомендовался в виде стирки с осторожностью при 30 градусах. Безусловно, как и всегда в таких случаях спасает богатый практический опыт, а не слепое доверие маркировочным ярлыкам, информация на которых может привести к порче изделия и судебному разбирательству.
Моя личная статистика говорит о том, что в 50-60% маркировок на изделиях с глиттерной отделкой лицевой ткани содержится изначально неправильная информация о способе обработки и это необходимо указать при приёмке вещи заказчика квитанции-договоре подряда. Основная ошибка производителей в том, что они рекомендуют в маркировке обрабатывать изделие подобного типа, не только в среде органических растворителей, но и при температуре 40 градусов в водных растворах ПАВ. Чуть ниже по тексту я подробно остановлюсь на вопросе чистки столь необычного ассортимента, а при приёме следует успокоить заказчика и объяснить, что изделие с глиттерной отделкой будет подвергаться максимально деликатному обращения для удаления загрязнений, но рассчитывать на чудо не стоит.
На провокационный вопрос читателей, а может ли полностью удалиться глиттерное покрытие с изделия при обработке по методу акваклин я отвечу утвердительно и данный факт обязательно следует учитывать принимая подобную фактуру в обработку. Между тем, причиной всех конфликтов между заказчиком и предприятием, как показывает мой личный опыт и моих коллег в московских химчистках зачастую бывают досадные ошибки при приёме изделия, связанные напрямую с полном отсутствием точной информации о способах обработки самых разнообразных вещей с глиттерной отделкой лицевой ткани. И если вы напишите подробную и толковую памятку приёмщицам по данной фактуре, изложив в ней основные причины проблем, связанные с обработкой изделий с отделкой лицевой ткани под глиттер, то избежите очень многих проблем на родном предприятии.
Куртки с глиттерной отделкой могут стать весьма проблем ассортиментом при незнании элементарных видов обращения с ними при пятновыводке и последующей аквачистке
Предварительный внимательный визуальный осмотр изделий с глиттерной отделкой лицевой ткани позволяет увидеть в области рукавов, манжет, правого и левого плеча, карманов, а также воротника многочисленные локальные нарушения оригинальной покрывной композиции. Как правило, пото-жировые наслоения, а также перманентное трение в процессе эксплуатации полностью или частично разрушают оригинальное глиттерное покрытие, но данный факт обнаруживается только после обработки, когда многочисленные загрязнения удаляются, а на их месте проявляются матовые участки ткани, потерявшие свой оригинальный блеск. После определения при помощи маркировки или визуального и органолептического осмотра присутствия на ткани изделия специфического глиттерного покрытия стоит обратить внимание на следующие полезные советы:
– часто сдаваемые подобные изделия уже до чистки, в процессе эксплуатации имеют начальные признаки естественной полной или частичной деструкции (разрушения) глиттерного покрытия. Особенно деструктивные признаки в виде специфической шершавой поверхности видны (иногда модно обнаружить только на ощупь) в области плеч, локтевых сгибов, карманов и манжетов изделия, которые подвергаются постоянному трению и деформации. В данном случае целесообразно внести запись в договор подряда: «Нарушение глиттерного (или просто покрытия) покрытия на изделии в области рукавов, манжет, воротника, а при чистке дальнейшее усиление дефектов эксплуатации».
– в случае обнаружения на ткани изделия специфических пятен от ГСМ-продуктов, шариковых ручек, маркеров, помады, лака для ногтей, пищевых продуктов и затёков от мочи животных не стоит давать опрометчивые обещания заказчику об их полном удалении. Любая попытка пятновыводителем разрушить специфическое пятно на глиттерной покрывной композиции приведет к ее полному разрушения, а на данном месте останется вытравка, которая приведет к конфликту с обладателем дорого изделия;
– царапины от животных (например, кошки), веток деревьев и др. на глиттерной отделке такни изделия, обнаруженные на стадии приёмки, после чистки по методу акваклин могут резко усилиться и предстать в совсем другом виде – более явном, чем это было на стадии эксплуатации изделия заказчиком. По этой причине, обнаруженные механические повреждения на ткани изделия следует зафиксировать в договоре подряда и записать в нем «после чистки возможно усиление дефектов эксплуатации – порезов, царапин, задиров»;
– в московских химчистках неоднократно бывали случаи, когда заказчик, изливающий водопады крокодиловых слёз, приносил уже фактически испорченную вещь из ткани с глиттерной отделкой постиранную зверским образом дома, умоляя «спасти за любые деньги». Изделие, как правило, имело на поверхности ткани сильные затеки, вытравки, деформацию утеплителя (пух/перо, синтепон, холлофайбер). Понятно, что предприятие, принявшее испорченное в домашних условиях изделие становилось последним в цепочке мнимых виновников и попадало под затяжной судебный конфликт. В этом случае целесообразно не переоценивать собственные возможности и в принципе не принимать в обработку изделия данного типа постиранные в домашних условиях или обработанные на ином предприятии химической чистки для исправления недостатков.
– часто заказчики самостоятельно пытаются удалить пятна неизвестного происхождения на изделиях из ткани с глиттерной отделкой, а ко всему прочему остальному еще и закрасить нанесенные неустранимые дефекты на поверхности собственной вещи. Подобные вещи не стоит принимать в обработку, т.к. данное изделие, получившее локальные деструктивные изменения на глиттерном покрытии исправить уже нельзя, а заказчик может попытаться взвалить вину за испорченное изделие на предприятие химчистки;
– изделие из ткани с глиттерной отделкой при эксплуатации недолговечно, что связано с особым составом пленкообразующей композиции, нанесенной на текстильное полотно и при определенных условиях, например, постоянном влиянии светопогоды (особенно инсоляции) может подвергнуться фотодеструкции и неминуемому дальнейшему пожелтению. Выгар на изделиях с глиттерной отделкой – часто встречающийся дефект, практически не указываемый при приёме подобных вещей в обработку. Элемент фотодеструкции глиттерного покрытия можно легко обнаружить, подняв воротник, капюшон, отогнув манжеты рукавов и т.д. при этом найдя подлинный цвет изделия и ярко выраженный блеск. По этой причине, необходимо указывать при приёмке вещи в обработку выгар на изделиях подобного типа, даже если он незначителен и имеет слабо выраженный эффект. Заказчик зачастую считает, что пожелтение – это просто один из признаков загрязнения и химчистка сможет при любом раскладе удалить желтизну, не предполагая, что фотодеструкция глиттерного покрытия необратима и исправить её невозможно.
Классическое изделие с глиттерной отделкой лицевой ткани, массово поступающее в российские химчистки
Обработка изделий с глиттерным покрытием по методу акваклин с использованием препаратов и по технологии ООО «НФП ТРАВЕРС»
В настоящее время практический 1,5 –ой годовой опыт в российских химчистках по обработке изделий с глиттерным покрытием на лицевой ткани позволяет утверждать, что использование органических растворителей для такой фактуры зачастую бывает губительным и вызывает необратимые процессы. При чистке в среде ПХЭ происходят следующие деструктивные изменения:
– полное удаление глиттерной отделки на лицевой ткани изделия;
– усадка, деформация изделия;
– изменение естественного грифа ткани, появление эффекта жёсткости, ломкости;
– склеивание отдельных деталей изделия.
При более щадящей обработке в среде углеводородных растворителей (KWL) можно обнаружить такие дефекты:
– полное или частичное удаление оригинального глиттерного покрытия;
– появление на лицевой ткани изделия матовости, липкости, шероховатости;
– изменение грифа ткани,
– локальное появление вздутий и морщин на глиттерном покрытии;
Поборникам чрезвычайно деликатной чистки в среде растворителя циклосилоксана D5 тоже нет шансов радоваться последствиям обработки изделий с глиттерным покрытием на ткани. Вот, например, что грозит подобным изделиям при чистке в среде циклосилоксана D5:
– частичное удаление оригинального глиттерного покрытия;
– появление на ткани матовости, липкости, шероховатости;
– неполное удаление запаха жизнедеятельности человека, пото-жировых загрязнений, затёков от пота и жидкостей;
Особо стоит отметить всем набившие оскомину проблемы с куртками, имеющими пухо-перьевой наполнитель, после чистки в среде ПХЭ, KWL и циклосилоксана D5 у которых появляются множественные затеки от растворителя в швах и на подкладке изделий. Безусловно, если вы взяли в обработку у заказчика куртку с пухо-перьевым наполнителем, имеющую отделку лицевой ткани глиттерными композициями, то ее чистка в среде органических растворителей станет для предприятия химчистки скандалом с далеко идущими последствиями. По этой причине, вышеупомянутый ассортимент однозначно нуждается только в обработке по технологии акваклин в деликатном режиме.
Особое место в ассортименте химчисток занимают как контрафактные (будем говорить прямо подделки, массово реализуемые через интернет-магазины), так и подлинные изделия люксовых брендов, пошитые с наполнителем из гагачьего, гусиного и утиного пуха, например, компании Moncler Società per Azioni (Moncler S.p.A.) Подчеркну, что в настоящее время подлинные пуховики от производственной компании Moncler S.p.A. с отделкой лицевой ткани глиттерными композициями считаются ультрамодными, имеют стандартную маркировку чистки в среде гидрокарбона и ПХЭ, что, согласитесь, несколько странно для такой солидной итальянской фирмы, какой считается законодатель зимней моды «Монклер». Автор совершенно справедливо игнорирует откровенно некомпетентные рекомендации от Moncler S.p.A. и обрабатывает пуховики данной фирмы с глиттерной отделкой лицевой ткани только в водной среде, а не в органических растворителях.
Читатели вправе спросить, а что делать, если на изделии находятся сложные массивные вшитые детали из натурального меха, например: ламы, мехового велюра, кролика-орилага, бобра, норки и т.д. Несомненно, что огромным воротникам, капюшонам и манжетам из кролика-орилага на пуховике с отделкой лицевой тканью глиттерными композициями можно рекомендовать только обработку в среде растворителей, а при чистке в водной среде им грозит потеря формоустойчивости в лучшем случае – в худшем порча и выплата компенсации. При подобном раскладе я не стал бы рекомендовать химчисткам брать на себя ответственность и обрабатывать сложное изделие подобного типа в среде органических растворителей даже при согласии на то заказчика. Да, воротник и манжеты останутся в идеальном состоянии после чистки в среде ПХЭ и гидрокарбона, но покрытие на ткани будет безнадёжно испорчено, что, согласитесь сводит на нет все усилия. Можно лишь порекомендовать предприятию химчистки спарывать меховые детали, а только после этого подвергать изделие с отделкой под глиттер обработке в водной среде.
Пуховик фирмы Moncler S.p.A. с отделкой лицевой ткани глиттерными композициями
Достаточно актуальным на данный момент по данной тематике статьи можно считать изделия из искусственной кожи, с отделкой лица глиттерными плёнкообразователями под «бронзу», «серебро», «медь» и «золото». Чтобы не растекаться мыслью по древу, я тоже эту фактуру отношу к тем изделиям, обработка которых в среде органических растворителей, даже самых щадящих, создаёт массу проблем.
Между тем, обработка текстильных изделий и самого разного ассортимента из искусственной кожи с глиттерной отделкой лица в водных растворах ПАВ, проще говоря, по методу акваклин сразу снимает все текущие проблемы. Несмотря на то, что сложные пятна от ГСМ-продуктов и жиро-масляного происхождения крайне сложно удалить в водной среде без предварительной пятновыводки, технологию акваклин можно считать оптимальной для чистки столь капризного ассортимента, которым считается разнообразные текстильные изделия с отделкой лица под глиттер.
Обработка в водной среде изделий подобной фактуры имеет следующие важные стороны:
– полное удаление затеков от напитков, осадков, потовых отложений;
– фактически полное удаление пото-жировых наслоений на воротнике, манжетах, подбортах;
– полное сохранение первоначальной фактуры изделия с отделкой лицевой ткани глиттерными композициями;
– отсутствие деструктивных изменений на декоративной меховой отделке капюшонов, полок, манжет, воротника из лисицы, песца, енота, норки;
– появление на уже почищенных изделиях запаха отдушки от кондиционера, мягкости, скользящести, приятного грифа на лицевой ткани.
Можно ли на текстильных изделиях с отделкой лицевой ткани глиттерными композициями проводить локальную пятновыводку?! Например, удалить пятно от чернил или маркера, герметика, жевательной резинки и клея?! Я вам категорически не рекомендую упражняться в пятновыводке на столь сложном и проблемном ассортименте, т.к. при малейшей попытке удалить специфическое пятно на ткани произойдёт моментальное разрушение оригинальной пленкообразующей композиции и на этом месте образуется хорошо видимая вытравка. В дальнейшем предприятию придётся долго и нужно объяснять заказчику, что хотели сделать «как лучше», но получилось «как всегда». Самым правильным будет обработать пятна до обработки в водной среде эффективным смачивателем (средством для зачистки) мягкой щеткой и оставить изделие в сложенном виде на 10-15 минут до закладки в машину аквачистки.
Безусловно, самым важным при обработке по методу акваклин является полное сохранение глиттерной отделки на ткани, за исключением частных случаев, которые не делают погоды на предприятии химчистки. На основании последних данных, в московских химчистках около 50-60 % текстильных изделий, обрабатываются по целому ряду причин в водной среде с применением жидких моющих веществ и кондиционеров. Как правило, это куртки на синтепоне и пуховики, без массивных и объёмных деталей из натурального меха и не имеющие обширные жиро-масляные загрязнения. Несмотря на то, что при обработке в водной среде механические воздействия (сжатие, скручивание, трение, истирание) на ткань изделия, примерно соответствуют аналогичным воздействиям в барабане машины х/ч, все же существует один немаловажный фактор, который объясняет хорошие результаты. Этот фактор заключается в различной плотности органического растворителя перхлорэтилена (1,619 г/см3 при 20 градусах) и водной среды, в которой механические воздействия на ткань изделия снижены и в целом могут сильно корректироваться за счет использования компьютерной программы. Между тем, стоит заметить, что резкое снижение механических воздействий на изделия при обработке в водных растворах ПАВ может привести к неполному удалению загрязнений. В этом случае определяющую роль играют эффективные моющие вещества, которые при короткой программе с минимальным механическим воздействием способны удалить множественные загрязнения с ткани, имеющей покрытие на основе глиттерных композиций.
Изделие из искусственной кожи с отделкой лица глиттерной композицией под бронзу
Как показала практика в региональных и московских химчистках, наибольшую эффективность показали в этом случае препараты известной российской компании ООО «НФП Траверс» – смачиватель ЭМ-31, усилитель стирки (жидкое моющее средство высокой концентрации) ВИК Нж стандарт, кондиционер-мягчитель с особыми свойствами Анзал П-стандарт. При использовании эффективных моющих средств, в грамотно составленной программе чистки в водных средах ПАВ, изделия с отделкой лица многокомпонентными глиттерными аппретурами практически не подвергаются нарушению оригинальной фактуры, в отличие от их обработки в среде ПХЭ, гидрокарбона и циклосилоксана D5.
Краеугольным камнем обработки изделий с отделкой лицевой ткани глиттерными аппретурами является низкая температура (10-30 градусов) и нейтральная среда (рН 7,0-7,5) в водных растворах ПАВ, которые резко снижают риск нарушения оригинального покрытия и одновременно позволяют удалить максимальное количество загрязнений и пятен с поверхности ткани. В свою очередь, попытка провести зачистку загрязнений на подобных изделиях щелочными препаратами перед обработкой в водной среде неминуемо приведёт к однозначной порче вещи по причине появления вытравок от влияния агрессивной среды на глиттерные композиции.
Я рекомендую перед нанесением абсолютно любых препаратов на изделия с глиттерной отделкой пробовать рН зачистного препарата индикаторной полоской. В данном конкретном случае смачиватель ЭМ-31 (значение рН 10% раствора препарата в пределах 6,0-7,0) является оптимальным как пятновыводным, та и стандартным зачистным средством, позволяющим перед обработкой в водной среде разложить основные пото-жировые загрязнения и по возможности эффективно удалить пятна белкового и танинного происхождения.
Основные требования к обработке изделий с отделкой лицевой ткани многокомпонентными глиттерными аппретурами в водной среде сводятся к следующему:
– предварительная пятновыводка и зачистка особо загрязненных мест смачивателем ЭМ-31 (можно разбавить водой в пропорции 1:2-1:3);
– формирование партии изделий, аналогичных по цвету, фактуре, плотности и степени загрязнения (в партию могут входить любые изделия, как имеющие отделку лица под глиттер, так и обычного типа). Вес сформированной партии текстильных изделий должен составлять не более 65 % от номинальной загрузки машины аквачистки;
– температура водной среды не должна превышать 30 градусов в основной мойке, а ее продолжительность не более 7 минут при вращении 30-40 об/мин;
– для придания изделиям повышенной формоустойчивости после обработки в водной среде и сохранения естественной блеска покрытию на основе глиттерных композиций необходимо использование кондиционера Анзал П-стандарт в последнем полоскании;
– отжим курток с наполнителем из синтепона, синтепуха проводится не более 5-7 минут при 500 об/мин, а пуховиков не более 7-8 минут при 900-100 об/мин;
Необходимым продолжением процесса обработки является сушка изделий с отделкой лица глиттерными композициями, которую следует осуществлять при температуре максимум 60 градусах, т.к. при более высоких значениях покрывные композиции начинают приобретать матовость и липкость, а оригинальное покрытие тускнеть. Длительное механическое воздействие (не более 40-50 минут) в сушильном барабане не оказывает на глиттерное покрытие негативного влияния, но при оптимальных температурных режимах и нормальной загрузке.
Для более полного восприятия текстовой информации, приведенной выше, я представляю вниманию читателей технологические карты на два вида изделий: куртки с наполнителем из синтепона, синтепуха и холлофайбера, и изделия с пухо-перьевым наполнителем (куртки, одеяла, жилеты, горнолыжные комбинезоны и т.д.), имеющие глиттерную отделку на лицевой ткани.
Карта технологического процесса чистки в водной среде курток с наполнителем из синтепона, синтепуха, холлофайбера, имеющих глиттерное покрытие на лицевой ткани
Операция | Режим вращения | Модуль, л/кг | Препараты, мл/л | Темп., оС | Время, мин |
Замачивание | 20 об/мин (5 оборотов, 10 сек. пауза) | 1:3 | ЭМ-31 стандарт 1,0-1,5 | 10-20 | 3 |
1-я мойка | 30 об/мин (5 оборотов, 5 сек. пауза) | 1:5-1:6 | ВИК Нж стандарт 1,0-2,5 | 10-20 | 5 |
Отжим | 500 об/мин | ———– | —————— | ———– | 2 |
2-я мойка (предварительное полоскание) | 30 об/мин (5 оборотов, 5 сек. пауза) | 1:7 | —————— | 10-20 | 5 |
Отжим | 500 об/мин | ———- | —————— | ———– | 2 |
3-я мойка (основное полоскание) | 30 об/мин (5 оборотов, 10 сек пауза) | 1:6 | Анзал П стандарт 4-8 | 10-20 | 4 |
Отжим | 500 об/мин | ———– | —————— | ———– | 6 |
Карта технологического процесса чистки в водной среде изделий с пухо-перьевым наполнителем, имеющих глиттерное покрытие на лицевой ткани