глубина риски что такое
Технология покраски кузова автомобиля
Технология шлифования и полировки автомобиля
В этой статье мы с вами рассмотрим все, что связано со шлифованием автомобиля, как правильно полировать автомобиль, рассмотрим разновидности шлифования и полировки автомобиля.
Шлифование и полировка автомобиля производится для того, чтобы устранить видимые дефекты на лаке крашеного автомобиля. Как правило, после покраски автомобиля, на нем остается небольшая шагрень, оседает пыль, цепляется мелкий мусор. После просыхания и полимеризации лака в местах ремонта образуются усадки и провалы, их надо устранить. Операции по шлифованию и полировке желательно проводить спустя несколько дней после покраски.
Что такое шлифование?
Шлифование – одна из основных операций в общем комплексе работ по восстановлению лакокрасочного покрытия кузова поврежденного автомобиля. От качества выполнения шлифования зависит результат всех проведенных работ, поэтому ему придается особое значение.
Давайте рассмотрим некоторые вопросы шлифования:
Вроде бы полировка не имеет прямого отношения к шлифованию, но также осуществляется посредством абразивных материалов. Полировка тоже должна проводится по строгой технологии.
Теория шлифования и полировки
Глубина риски. В процессе шлифования на обрабатываемой поверхности появляются риски. Глубина риски является критерием качества обрабатываемой поверхности. Глубина поверхности риски измеряется в микронах. По глубине риски можно отличить профиль обрабатываемой поверхности от идеального профиля поверхности.
Обработку проводят с помощью шлифовального материала. Размер зерен шлифовального материала оказывает непосредственное влияние на глубину риски. На глубину риски также может влиять ход эксцентрика шлифовальной машины.
Классификация и виды шлифовальных материалов
Размещение зерен
Зернистость является одной из главных характеристик шлифовального материала. Но нельзя забывать об еще одном важном параметре, который влияет на выбор абразива в зависимости от вида выполняемых работ. А именно степень концентрации шлифовальных зерен на несущем материале.
Размещение шлифовальных зерен на шлифовальном материале бывает плотное, закрытое и открытое.
Открытое размещение шлифовальных зерен. Зерна покрывают 50-60% поверхности бумаги. В таком виде остается большое пространство между зернами, куда попадает шлифовальная пыль. Такой вид применяется для вязких и мажущихся материалов. Такие шлифовальные материалы могут оставлять риски большой глубины на поверхности, из-за того, что давление на поверхность передается через малое количество зерен. В таком случае глубина рисок может разниться в широких пределах.
Закрытое (плотное) размещение шлифовальных зерен
При плотном размещении шлифовальных зерен, последние покрывают 90-100 процентов поверхности бумаги. Такие материалы высоко стойкие. При шлифовании шлифовальным материалом с закрытым размещением можно достичь более высокого качества обработки поверхности. С помощью таких материалов проводится классовая или чистовая обработка, где нет вероятности засаливания поверхности.
Шлифование
Когда в ремонт поступает поврежденный элемент кузова сначала требуется снять старое лакокрасочное покрытие. Для таких целей используется абразив с градацией 80. Не забудьте предварительно обезжирить поверхность. Применяя крупный абразив мы быстро снимаем старый лакокрасочный материал и быстро добираемся до металла на который после будет наноситься шпаклевка. 80 ка хорошо зачистит поверхность и создаст необходимую риску для лучшей сцепки шпаклевки и металла. Выполнять операцию по очистке можно эксцентриковой и орбитальной шлифовальными машинками. Правда специалисты рекомендуют пользоваться орбитальной машинкой в таких случаях, аргументируя это тем, что у нее более грубый ход, и так быстрее снимаются старые слои материала. Меньше усилий уходит на снятие старого покрытия. Во время обработки шлифовальную машинку необходимо удерживать строго параллельно обрабатываемой поверхности. Держать под углом машинку нельзя. Не соблюдая эти рекомендации можно наделать ям, которые потом будет невозможно удалить. Потребуется затрата лишнего материала и в итоге может получится не очень качественно.
Глубина риски что такое
ТРУБЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЕСШОВНЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ
Методы ультразвуковой дефектоскопии
Non-destructive testing. Metal seamless cylindrical pipes and tubes. Ultrasonic methods of defekt detection
Дата введения 1980-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.06.78 N 1532
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1984 г., июле 1988 г. (ИУС 9-84, 10-88)
Настоящий стандарт распространяется на прямые металлические однослойные бесшовные цилиндрические трубы, изготовленные из черных и цветных металлов и сплавов, и устанавливает методы ультразвуковой дефектоскопии сплошности металла труб для выявления различных дефектов (типа нарушения сплошности и однородности металла), расположенных на наружной и внутренней поверхностях, а также в толще стенок труб и обнаруживаемых ультразвуковой дефектоскопической аппаратурой.
Действительные размеры дефектов, их форма и характер настоящим стандартом не устанавливаются.
Необходимость проведения ультразвукового контроля, объем его и нормы недопустимых дефектов должны определяться в стандартах или технических условиях на трубы.
1. АППАРАТУРА И СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ
1.1. При контроле используют: ультразвуковой дефектоскоп; преобразователи; стандартные образцы, вспомогательные устройства и приспособления для обеспечения постоянных параметров контроля (угла ввода, акустического контакта, шага сканирования).
Форма паспорта стандартного образца приведена в приложении 1а.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. Допускается применять аппаратуру без вспомогательных приспособлений и устройств для обеспечения постоянных параметров контроля при перемещении преобразователя вручную.
1.3. (Исключен, Изм. N 2).
1.4. Выявленные дефекты металла труб характеризуются эквивалентной отражающей способностью и условными размерами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.6. При контактном способе контроля рабочую поверхность преобразователя притирают по поверхности трубы при наружном диаметре ее меньше 300 мм.
Вместо притирки преобразователей допускается использование насадок и опор при контроле труб всех диаметров преобразователями с плоской рабочей поверхностью.
1.7. Стандартным образцом для настройки чувствительности ультразвуковой аппаратуры при проведении контроля служит отрезок бездефектной трубы, выполненный из того же материала, того же типоразмера и имеющий то же качество поверхности, что и контролируемая труба, в котором выполнены искусственные отражатели.
1. Для труб одного сортамента, отличающихся по качеству поверхности и составу материалов, допускается изготовление единых стандартных образцов, если при одинаковой настройке аппаратуры амплитуды сигналов от одинаковых по геометрии отражателей и уровень акустических шумов совпадают с точностью не менее ±1,5 дБ.
2. Допускается предельное отклонение размеров (диаметр, толщина) стандартных образцов от размеров контролируемой трубы, если при неизменной настройке аппаратуры амплитуды сигналов от искусственных отражателей в стандартных образцах отличаются от амплитуды сигналов от искусственных отражателей в стандартных образцах того же типоразмера, что и контролируемая труба, не более чем на ±1,5 дБ.
3. Если металл труб неоднороден по затуханию, то допускается разделение труб на группы, для каждой из которых должен быть изготовлен стандартный образец из металла с максимальным затуханием. Методика определения затухания должна быть указана в технической документации на контроль.
Примечание. Допускается использовать другие типы искусственных отражателей, предусмотренные в технической документации на контроль.
1.7.2. Искусственные отражатели типа риски (см. черт.1, 2, 7, 8) и прямоугольного паза (см. черт.13) используются преимущественно при автоматизированном и механизированном контроле. Искусственные отражатели типа сегментного отражателя (см. черт.3, 4, 9, 10), зарубки (см. черт.5, 6, 11, 12), плоскодонного отверстия (см. черт.14) используются преимущественно при ручном контроле. Вид искусственного отражателя, его размеры зависят от способа контроля и от типа применяемой аппаратуры и должны предусматриваться в технической документации на контроль.
1.7.3. Риски прямоугольной формы (черт.1, 2, 7, 8, исполнения 1) применяются для контроля труб с номинальной толщиной стенки, равной или большей 2 мм.
Риски треугольной формы (черт.1, 2, 7, 8, исполнения 2) применяются для контроля труб с номинальной толщиной стенки любой величины.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.7.4. Угловые отражатели типа сегмента (см. черт.3, 4, 9, 10) и зарубки (см. черт.5, 6, 11, 12) используются при ручном контроле труб наружным диаметром свыше 50 мм и толщиной более 5 мм.
1.7.5. Искусственные отражатели в стандартных образцах типа прямоугольного паза (см. черт.13) и плоскодонных отверстий (см. черт.14) используются для настройки чувствительности ультразвуковой аппаратуры на выявление дефектов типа расслоений при толщине стенки трубы больше 10 мм.
1.7.6. Допускается изготовление стандартных образцов с несколькими искусственными отражателями при условии, что расположение их в стандартном образце исключает их взаимное влияние друг на друга при настройке чувствительности аппаратуры.
1.7.7. Допускается изготовление составных стандартных образцов, состоящих из нескольких отрезков труб с искусственными отражателями при условии, что границы соединения отрезков (сваркой, свинчиванием, плотной посадкой) не влияют на настройку чувствительности аппаратуры.
1.7.8. В зависимости от назначения, технологии изготовления и качества поверхности контролируемых труб следует использовать один из типоразмеров искусственных отражателей, определяемых рядами:
1. Длина риски дана для ее части, имеющей постоянную глубину в пределах допуска; участки входа и выхода режущего инструмента не учитываются.
Для сегментных отражателей:
Примечание. Высота сегментного отражателя должна быть больше длины поперечной ультразвуковой волны.
— высота и ширина должны быть больше длины поперечной ультразвуковой волны; отношение должно быть более 0,5 и менее 4,0.
Для плоскодонных отверстий:
Что такое дефолт по облигациям и грозит ли он «Роснано»
Что такое дефолт по облигациям
Дефолт — это неспособность эмитента погасить долг, то есть ситуация банкротства. Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем.
По словам трейдера по облигациям ИК «Фридом Финанс» Александра Жуляева, технический дефолт фиксируют на следующий день после того, как компания нарушила график платежей. Но ей дают фиксированный срок (grace period), чтобы исправить ситуацию. Если за это время компания сумеет возобновить платежи, то реального дефолта не произойдет.
В случае технического дефолта обычно наступает реструктуризация, когда кредиторы и заемщик согласовывают новые условия погашения по сроку или ставке, временные каникулы на выплату купонов и другое, добавила Смирнова.
Тем не менее дефолт по конкретной облигации может быть объявлен и при отсутствии нарушения графика платежей по ней, рассказал Жуляев. Это может произойти в том случае, если в эмиссионных документах прописана возможность кросс-дефолта.
Кросс-дефолт — это неисполнение обязательств по одним ценным бумагам, которое влечет нарушение договора по другим. То есть дефолт по одному выпуску облигаций ведет к дефолту по другим выпускам этой же компании.
Чем дефолт грозит держателям облигаций
При техническом дефолте есть шансы, что держатели облигаций не потеряют свой капитал, а возможно, продолжат зарабатывать на облигации, если компания выправит ситуацию и расплатится по долгам, рассказала Смирнова.
По словам Жуляева, большинство облигаций — необеспеченные. При банкротстве эмитента требования владельцев таких облигаций удовлетворяются в предпоследнюю очередь. Обычно денег к этому моменту уже не остается.
Что делать инвестору, если его облигациям грозит дефолт
В случае технического дефолта необходимо изучить ситуацию. Вполне возможно, что задержка платежа чисто техническая, рассказал Жуляев. Смирнова также посоветовала оценить, каковы шансы на адекватную реструктуризацию без потерь. Например, будет ли увеличен срок погашения без понижения ставки. Кроме того, нужно понять, можно ли в разумные сроки сейчас выйти из бумаги и компенсировать убытки в других инструментах.
Допустим, в марте 2020 года вы увидели, что по определенной компании есть риск технического дефолта, а его условия вряд ли будут выгодными — баланс компании показывает, что средств мало, так что вероятно сильное удлинение срока облигации и каникулы на год-полтора по купонам. Тогда можно было продать бумаги, получить убыток, но вложить их в сильно просевшие акции и все отыграть менее чем за полгода, отметила финансовый консультант.
«Если же условия реструктуризации вы ожидаете адекватными и не сильно хуже текущих, а просадка по бумаге сильная, быстро ее не отбить, ситуация на рынках сложная, то можно оставаться в них до реструктуризации и далее до погашения или до комфортной вам цены выхода», — рассказала она.
По ее словам, если речь про реальный дефолт, то имеет смысл изучить баланс: если есть риски, что ситуация лучше уже не будет, то выходить из бумаги с убытками. Жуляев согласен, что в таком случае облигации лучше немедленно продать, если еще не поздно.
«А если же дефолт уже произошел, то необходимо готовиться к участию в различных процедурах в надежде истребовать хотя бы часть денег. Розничным инвесторам возвращать деньги придется через суд общей юрисдикции. Часто владельцы бумаг объединяются самостоятельно или с участием профильных ассоциаций и подают коллективные иски», — отметил трейдер.
Как выбрать облигации с минимальным риском дефолта
Изучить рейтинги от агентств
Жуляев считает, что риск дефолта можно оценить через расчет его вероятности на определенном промежутке времени. Этим занимаются рейтинговые агентства при присвоении эмитенту и его выпускам рейтингов. По его словам, для удобства простых инвесторов все рейтинговые агентства разбивают эмитентов на группы с близкими значениями вероятности дефолта и присваивают таким группам буквенно-цифровое значение, которое и обозначает рейтинг эмитента или облигации.
По рейтингу инвестор может выбрать подходящую по риску именно ему облигацию, полагает трейдер. При этом совсем не обязательно выбирать облигацию с минимальным риском дефолта, то есть максимальной надежностью, так как такие облигации приносят более низкий доход по сравнению с прочими инструментами, отметил он. Рейтинги от ААА (наивысшая оценка) до ВВВ- относят к инвестиционной категории и считают надежными.
Посмотреть на показатели компании
Смирнова же полагает, что выбирать только по рейтингу, госгарантиям или сроку на рынке недостаточно, как видно на примере «Роснано». Финансовый консультант рассказала, на какие показатели нужно смотреть, чтобы оценить финансовую устойчивость компании:
соотношение текущих активов к текущим пассивам должно быть выше 1, чтобы исключить кассовый разрыв ввиду нехватки ликвидности;
соотношение заемного капитала (краткосрочного и долгосрочного) к собственному — не выше 1,5–2. Для развивающихся бизнесов из развивающихся отраслей допустимо 3–4, но с пониманием, что все остальные коэффициенты в норме, а этот имеет тенденцию к сокращению плюс все происходит при невысокой ставке;
Interest coverage ratio — коэффициент покрытия процентов по заемному капиталу прибылью — выше 1.
Если речь про финансовую компанию, то коэффициенты нужны другие:
Common Equity Tier 1 capital (CET1) — коэффициент достаточности собственного капитала. В идеале от 10%, несмотря на то что Базельский стандарт устанавливает минимум ниже 10%. Однако Смирнова отметила, что предпочитает подстраховаться;
Total capital ratio (Tier 1 and Tier 2) — коэффициент достаточности капитала 1-го и 2-го уровня, не ниже 14–15%;
Non-performing loans — доля просроченных кредитов в портфеле, не выше 8%;
Liquidity Coverage Ratio (LCR) — показатель краткосрочной ликвидности, не ниже 130–140%;
Net Stable Funding Ratio (NSFR) — показатель чистого стабильного фондирования на регулярной основе, не ниже 115–120%.
Какие проблемы в «Роснано» могут привести к дефолту и что может случиться с компанией
В пятницу, 19 ноября, на Мосбирже приостановили торги облигациями «Роснано». Компания заявила, что «накопленный непропорциональный долг и текущая финансовая модель компании требуют корректировок». Она провела встречу с кредиторами и крупными держателями облигаций, с которыми обсудила свое финансовое положение и возможные сценарии реструктуризации. Компания на 100% принадлежит государству.
После возобновления торгов отдельные выпуски облигаций падали на 35%. Во вторник, 23 ноября, в Минфине России заявили, что государственные гарантии по долгам «Роснано» будут соблюдены в полном объеме. В министерстве отметили, что правительство прорабатывает механизмы повышения эффективности компании, в том числе по выходу «из исторического проектного портфеля». После этого заявления стоимость облигаций «Роснано» выросла.
«Поскольку «Роснано» полностью принадлежит государству и, по версии Fitch, имеет рейтинг ВВВ, то есть равный суверенному рейтингу России, то, полагаю, дефолт зависит исключительно от поддержки акционера, то есть государства», — считает Смирнова.
По ее словам, если это была бы частная компания без какой-либо поддержи государства, то, глядя на ее баланс, можно было бы точно говорить о техническом дефолте в ближайший год.
Жуляев отметил, что уже 1 декабря «Роснано» предстоит выплатить ₽4,7 млрд с учетом процентов. В 2022 году к погашению подойдут облигации еще на ₽30 млрд. Смирнова добавила, что на процентные выплаты по долгам компания тратит ₽11,5 млрд, то есть половину выручки, если смотреть на отчетность за девять месяцев 2021 года. «Так что при малейшем росте себестоимости и иных затрат или падении выручки прибыль может легко уйти в минус», — сказала она.
При этом текущие наиболее ликвидные активы компании на конец третьего квартала составляли менее ₽39 млрд. Если выручка немного упадет, а затраты вырастут, то «Роснано» в ближайший год может столкнуться с нехваткой средств либо на погашение облигаций, либо на выплату купонов, полагает финансовый консультант.
«Конечно, многое зависит от условий реструктуризации, если до нее дойдет. По облигациям с госгарантией точно все должно быть выполнено, по обычным — возможна реструктуризация в более длинный долг, вопрос — насколько длинный: если речь про погашение в 2023–2024 годах вместо 2022 года, то это посильно и не критично», — рассказала консультант.
Жуляев отметил, что компания признала невозможность обслуживания долгов в ближайшем будущем и предпочла заранее начать переговоры о реструктуризации. «Допускаю, что ближайшее погашение компания еще сможет осилить, так что дефолта не ожидаю. Но реструктуризация будет почти наверняка, так как альтернатива этому — только крупное вливание денег от государства, а Минфин России, по слухам, в переговорах не участвовал», — полагает трейдер.
«Судя по последним данным, Минфин не рассматривает варианты, которые предусматривали бы прекращение обслуживания тех выпусков «Роснано», по которым есть госгарантии. Судьба остальных выпусков пока, насколько я могу судить, под вопросом», — добавил Алексей Ковалев, аналитик «Финама».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Великое искусство создания риски
Технология нанесения лакокрасочных материалов на кузов автомобиля
Глава 2. Ремонтная и конвеерная окраски: одна цель, разные технологии. Продолжение (начало здесь).
§ 1. Условия проведения окраски. Подготовка поверхности Продолжение (начало здесь).
Вряд ли стоит говорить, что шлифование — это одна из основных операций в общем комплексе ремонтных работ по восстановлению лакокрасочного покрытия кузова автомобиля. Поэтому качеству ее выполнения придается особое значение.
Сегодня наибольшее распространение получила сухая машинная шлифовка. Она практически вытеснила старый дедовский метод работы «по мокрому», неизменными спутниками ко-торого были горы грязи на малярном участке и попадающиеся под ноги ведра с водой. Не секрет, что шлифование — самая трудоемкая, требующая наибольших временных затрат операция при проведении кузовного ремонта. По некоторым оценкам, она составляет до 65 % всего цикла. Поэтому сокращение времени и усилий маляров на выполнение этой операции влечет за собой весьма значительный рост эффективности технологического процесса автосервисного предприятия в целом, что и обеспечивает сухая машинная шлифовка.
При использовании высокопродуктивной системы пылеудаления практически полностью устраняется пыль из рабочей зоны, что, в конечном счете, прямо влияет на качество выполняемых работ: меньше пыли в окрасочной камере, меньше дефектов, возникающих по ее причине во время окраски, и, как следствие, меньше дополнительных затрат на их устранение.
Следует помнить, что на заводе деталь не шлифуется — высокоагрессивные протравливающие грунты наносятся в полностью закрытых герметичных и изолированных камерах (дистанционно или автоматически). И делается это потому, что заводская концентрация цинкофосфатов весьма велика (мало того, что они просто ядовиты, к тому же они не выводятся из организма, накапливаясь до определенной критической дозы и отравляя человека).
В автомастерских таких камер нет, поэтому используемые лакокрасочные материалы менее агрессивны (хотя производители ремонтных ЛКМ добавляют в свою продукцию цинк, правда, в крайне малых, безвредных количествах), а следовательно, они уступают заводским по некоторым свойствам, и в частности по адгезионным. Поэтому-то для нас такое важное значение приобретает первичная риска, ее глубина и особенно форма (наверное, всем понятно, что шлифуем мы преимущественно для того, чтобы создать риску, а не для того, чтобы устранить остатки старой лакокрасочной поверхности). От нее зависит, насколько хорошо наносимый материал сцепится с подложкой, ведь она способствует улучшению механической адгезии, увеличивая площадь соприкосновения этого материала с поверхностью.
Глубина риски
Глубина риски — это критерий качества обрабатываемой поверхности. Она измеряется в мкм (тысячные доли мм) и показывает отклонение профиля поверхности от идеального.
При обработке с помощью шлифовального материала глубина риски зависит от размера зерен и плотности его размещения. Не меньшую ответственность за глубину рисок несет ход эксцентрика шлифовальной машины.
При чем здесь форма? Каждый материал, как известно, имеет свою вязкость, прямо зависящую от степени помола наполнителя, плавающего в связующем веществе. Степень помола грунтов достаточно велика (25-30 микрон), поэтому вязкость первичных грунтов составляет в среднем 17-20 сек., вторичных — 30, 40, 50 сек., шпатлевка же вообще не является текучей — степень помола ее наполнителя мала, вследствие чего ее вязкость превышает 150 с.
Разные формы риска приобретает потому, что абразив на различных поверхностях оставляет за собой различные следы — их и должны заполнить наносимые материалы. Причем заполнить полностью, не оставляя полостей при соприкосновении с подложкой. И им легче заполнить «клин», оставленный минералом на шпатлевке, чем проникнуть в заусенцы, образовавшиеся на металле. Чтобы обеспечить проникание материалов в такую риску, как посчитали умные головы, надо приложить давление в 4 тонны на квадратный сантиметр. Конечно, такое давление ни на заводе, ни уж тем более в автомастерской создать невозможно.
Но, по-скольку другого способа увеличения механической адгезии нет, нам все равно придется создавать риску. Для оптимизации этого процесса разработана известная всем градация абразивных материалов Р40, Р6О, Р80 и т. д. — для каждого материала (и, соответственно, для каждой операции) свой абразив. Только так можно создать корректную риску, в которую проникнет то, что должно проникнуть, и именно так, как надо. Шлифовальные материалы классифицируются по размеру используемого зерна. При этом применяются так называемые ряды Р. Размер зерен устанавливается по сетке, построенной в дюймовом формате.
То есть номер зернистости обозначает количество ячеек стороны квадрата размером 1 кв. дюйм, через которые просеиваются зерна. Также, наряду с зернистостью, ряды Р определяют и допуски на наличие мелких и крупных зерен. Это важно, так как мелкая зернистость с большим содержанием крупных зерен не позволяет осуществить подготовку высококачественной поверхности.
И наоборот — крупная зернистость с большим содержанием мелких зерен не дает возможности достичь максимальной мощности шлифования (быстрое удаление материалов с поверхности).
Известно, что шпатлевка в силу своей вязкости хорошо заполняет риски, оставленные на металлической поверхности(не алюминий) минералом Р120, при обработке вручную и Р80, при обработке эксцентриковой шлифовальной машинкой, при нанесении на старое покрытие или шпатлевку Р180 и Р150 соответственно (разница объясняется
тем, что при механической обработке эксцентриком минерал дважды не проходит по одной риске и тем самым не усугубляет ее — это, кстати, одно из весомейших преимуществ «сухого» метода), в противном случае она дает просадку — дефект, проявляющийся на последующих наносимых слоях. Причем не сразу — зимой ждите рекламации только через два-три месяца, поскольку температура низкая и процесс полимеризации идет дольше, чем летом, когда солнце выступает в роли великолепной естественной инфракрасной сушки.
При правильном чередовании абразивных материалов каждая последующая градация уменьшает шлифовальные риски от предыдущей градации примерно в 2 раза. Поэтому все более крупные риски на шпатлевке следует понижать до оптимальных размеров. Справедливости ради надо отметить, что риска в процессе жестяных работ делается не только при помощи абразивов. Она создается рихтовочными пилами, химволокнистыми кругами и т. д. Все эти инструменты создают невообразимую риску, в которую не проникает вообще ничего, а в результате — опять просадка.
Отсюда резюме: обязательно понижайте риску (или нейтрализуйте, или счищайте — назовите как угодно, смысл не изменится). Это можно сделать абразивом с шагом не более 100 единиц от прежде использованного (так называемое «правило 100»). Только тогда эта операция будет выполнена корректно. «Прыжок» же, например, с Р80 на Р240 приведет только к срезанию верхушек, которое совсем не отразится на изменении риски: в нужную нам сторону (на уменьшение). Причем такую риску мы никогда не будем в состоянии отследить, поскольку она забьется шлифовальной пылью, и даже если обдуть поверхность, мы все равно ее не сможем оценить, так как верхняя поверхность будет маскировать то, что у нас на дне. И опять мы получим просадку.
Если же градация не превышает 100 единиц, то мы легко перешлифовываем подложку, получая нужное нам понижение риски.
Это же применимо и к толстым грунтам, также имеющим очень высокую вязкость. Высоконаполненные толстые грунты, как и шпатлевка, способны проникать только в определенные для них риски. А вот для первичных грунтов, поскольку они жидкие, форма риски никакого значения не имеет, они с одинаковым успехом проникнут и в более, и в менее заусенчатую риску.
Размещение зерен
Если уж мы заговорили о зернистости как об одной из главных характеристик шлифовального материала, то следует отметить, что существует еще один немаловажный параметр, влияющий на выбор абразива в зависимости от вида выполняемых работ.
Речь идет о степени концентрации шлифовальных зерен на несущем материале. Различают плотное (закрытое) и открытое размещения.
Открытое размещение зерен
Зерна уложены равномерно и покрывают примерно 50-70 % поверхности бумаги. Поэтому при данном методе распределения сохраняется большое пространство между отдельными зернами, куда может попадать шлифовальная пыль. Материал с такой концентрацией зерен подходит для вязких, мажущихся материалов. Он рекомендуется, если имеется вероятность преждевременного засаливания абразива, неизбежно влияющего как на эффективность обработки, так и на срок службы шлифовального материала.
На ощупь частицы этих материалов кажутся более острыми, так как зерна не образуют плотной закрытой поверхности. Подобные шлифовальные материалы оставляют после себя риски большой глубины, поскольку давление на инструмент передается на поверхность через меньшее количество зерен. Глубина рисок может быть различна и практически непредсказуема.
Плотное (закрытое) размещение
Шлифовальные зерна плотно сконцентрированы и покрывают 90-100 % поверхности бумаги. Материал с закрытым размещением зерен отличается высокой стойкостью. При одинаковой зернистости шлифование с помощью бумаги с плотным размещением позволяет достичь более высокого качества обрабатываемой поверхности.
Этот метод распределения предназначен для абразивных материалов, которые должны иметь наибольшее возможное количество режущих кромок на единицу площади поверхности для достижения самой высокой скорости снятия слоя обрабатываемого материала. Он рекомендуется, если нет опасности засаливания и для получения заданных классов обработки поверхности или чистовой обработки.
Отвод же частиц пыли должна обеспечивать высокопроизводительная система пылеудаления.