глупым лучше повиноваться чем повелевать

Уроки мудрости от Горация

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

Гораций – один из самых известных древнеримских поэтов. Его творчество относят к так называемому «золотому веку» римской литературы, а поэтическое наследие, наполненное мудрыми мыслями и жизненным опытом, перечитывается многими поколениями. Предлагаю и вам взять у Горация несколько уроков.

Лови день, никогда не верь будущему.

Не откладывайте на будущее. Если вы можете сделать что-то уже сегодня – сделайте. Счастье, радость от жизни и т.п. тоже не стоит откладывать. Зачастую то, что вы откладываете на будущее, остаётся планом и никогда не реализовывается. Поэтому используйте каждый свой день по максимуму.

Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные пороки.

Например, человек, который не хочет быть скрягой, может стать расточительным. Чаще всего мы не уничтожаем порок, а заменяем его каким-то другим.

Выход из этого, как мне кажется, в честном самоанализе и применении аристотелевской золотой середины.

Вы пересекаете весь мир в поисках счастья, а оно всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки от любого человека.

Счастье, по моему мнению, чувство субъективное. То есть мы можем быть счастливыми или несчастными в каких угодно условиях. Счастье всегда рядом с вами, нужно только осознать это. Не нужно пересекать весь в мир в его поисках, нужно просто протянуть к нему руку.

Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

Человек способен управлять своими эмоциями. Например, если он изобразит какую-либо эмоцию мимикой, то он начнёт её испытывать. Также мы обладаем самовнушением, и иногда нам удаётся повлиять на своё настроение.

И, самое главное, мы можем создавать предпосылки для появления определённого настроения. Совершив ряд подготовительных мероприятий, мы можем искусственно поднять себе его или вогнать себя в тоску.

Если же мы ничего не делаем для того, чтобы пребывать в необходимом настроении (чаще всего мы стремимся к радостному и приподнятому), то мы его не достигаем. Например, если мы не окружаем себя поводами для радости, не делаем то, что доставляет нам удовольствие и т.д., мы испытываем тоску и уныние.

Поэтому необходимо вкладываться в формирование необходимого вам настроения, иначе оно будет создаваться произвольно, и вы далеко не всегда получите то, что хотите.

Если сейчас дела идут плохо, это не значит, что так будет продолжаться все время.

Помните об этом! Если вы подвержены частым эмоциональным упадкам на фоне жизненных неприятностей, то обязательно запишите это высказывание.

Любое ваше страдание временно. О многих проблемах, которые вас сейчас волнуют, через пару лет вы уже забудете (а о многих значительно раньше).

Если ваши дела идут плохо, вы должны сделать две вещи:

Кажется, что чтение цитаты никак не решит вашу проблему. Да, не решит. Но вы станете гораздо меньше переживать и сможете спокойно подумать над возможными вариантами решения проблемы. Думаю, все знают, что во время сильного волнения трудно сосредоточиться, а уж тем более придумать что-то стоящее.

Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.

Многие люди считают, что если они уедут жить в другое место, то всё изменится. Конечно, что-то действительно поменяется, но далеко не всё.

Если вы привыкли обращать внимание на худшую сторону любого предмета, если вы завистливы и гневливы, то куда бы вы ни уехали, вам нигде не будет хорошо. От себя не убежишь.

Подумайте, действительно ли источник негатива находится вовне? Возможно, нужно изменить что-то внутри себя? Также предлагаю вам поразмышлять и над другими цитатами, приведёнными здесь. Анализируйте, критикуйте и высказывайте свои мысли в комментариях!

Источник

66 афоризмов Ницше, которые заставят вас взглянуть на жизнь под новым углом

Мотивирующие цитаты от немецкого философа

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

Однако не следует принимать лаконичность его афоризмов за простоту. Ницше любил афоризмы, потому что их значения не были одномерными – они могли состоять из доброй порции иронии, сарказма и глубокого смысла, который служит наградой для тех, кому удается выйти за пределы поверхности и увидеть скрытое значение слов.

Многие афоризмы Ницше быстро распространились в массовой культуре. «То, что меня не убивает, делает меня сильнее» – использовали и футбольные тренеры, чтобы мотивировать игроков во время изнурительных летних тренировок, и даже Канье Уэст в одном из своих главных хитов. Другие высказывания служили вдохновением для творческих людей, которые стремились сподвигнуть себя на более масштабные и смелые работы, что и было частью намерений философа. В то время как работы Ницше часто интерпретировались в социальном и политическом контексте, его темы о воле к власти и ведении войны часто рассматриваются как метафоры творческой и интеллектуальной борьбы.

Действительно, многие афоризмы Ницше созданы для того, чтобы вывести человека из экзистенциального самодовольства. Он не хочет, чтобы люди плыли по течению и жили, как во сне. Вы будто чувствуете, как своими словами Ницше хватает вас за воротник рубашки или щелкает по лбу. Он хотел, чтобы вы не боялись рисковать и в один момент решились сбросить оковы слабости и заурядности, чтобы достичь больших высот.

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

Ниже мы поделимся самыми вдохновляющими, острыми и проницательными афоризмами Ницше, которые помогут вам каждый раз, когда вы почувствуете необходимость в экзистенциональном толчке.

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото глупым лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку глупым лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про глупым лучше повиноваться чем повелевать. Фото глупым лучше повиноваться чем повелевать

фото: Friedrich Hartmann/Wikimedia Commons/Orion Jones

Источник

Глупым лучше повиноваться чем повелевать

ок. 500 – 440 до н. э.

Левкипп из Абдеры или Милета – греческий философ-материалист, один из основоположников атомистики. Точное место рождения неизвестно; возможно, Милет или Абдера. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа. Вероятно, он учил в Абдере, где жил его ученик Демокрит, фигура которого как создателя завершенной системы атомистики полностью заслонила его учителя.

Левкипп одновременно с Эмпедоклом и Анаксагором выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, для объяснения разнообразия предметов он утверждает существование относительного небытия, т. е. наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы Левкипп считал движение внутренне присущим атомам. По-видимому, к Левкиппу можно отнести и отдельные черты разработанной впоследствии Демокритом атомистической космологии.

Учение обоих мыслителей трудно отделить друг от друга. Можно предположить, что слава Демокрита затмила имя его учителя Левкиппа. Родом Демокрит был из Абдер во Фракии, по согласному свидетельству древних. Со всей вероятностью можно предположить, что рождение философа падает на 480 – 470 гг. до н.э. Одно достоверно, что Демокрит достиг весьма преклонного возраста. Богатое наследство, оставшееся от отца, дало возможность Демокриту совершить продолжительное путешествие по различным странам. Он сам о себе писал: «Из всех моих современников я обошёл наибольшую часть земли; я делал исследования более глубокие, чем кто-либо другой. Я видел очень много климатов и стран и слышал весьма много учёных мужей. В частности называют Вавилон, Персию, Египет, где он учился у мудрецов. Много лет провёл он в Афинах, «употребляя всё время на развитие и углубление своих знаний». Эти путешествия открыли перед Демокритом всё богатство знаний того времени. В своей многосторонней научной и филосовской деятельности он не упустил ни одной области знания. Диоген Лаэрций называет его одним из самых плодовитых филосовских писателей, приводя многочисленные названия его произведений по этике, физике, математике, эстетике, филологии, техники, музыке. Сочинения Демокрита были своего рода энциклопедией древнего мира. Прав был Аристотель, говоря, что «Демокрит размышлял обо всём». Его эрудиция приводила в изумление многих мыслителей последующих веков: Аристотель, Цицерон, Плутарх и др. приносят дань уважения его учёности. Но произведения Демокрита рано исчезли. Секст-Эмпирик ( II век до н.э. ) ещё имел их в руках, а Симплиций ( VI век н.э. ) уже не мог пользоваться ими.

Атомистическое учение является продолжением и развитием материалистической мысли предшествующего времени.

Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом – движущая материя. Присущее атомам движение есть первичное движение, которое атомисты отличали от производных видов движения. Они говорили, что «атомы трясутся во всех направлениях», и они не только приписывают элементам первичное движение, но и исключительно лишь это движение, прочие же ( виды движения приписываются ими ) тем «сложным телам», которые сами возникают из элементов. Возникновение, изменение и исчезновение вещей, согласно атомистам, чисто механические процессы, имеющие в основе своей перемещения неделимых частиц неизменной субстанции – атомов.

Среди многообразия наблюдаемых качеств Демокрит намечал два рода их: одни качества, как твёрдость, плотность, объясняются непосредственно составом атомов; другие же представляют собой не качества самих вещей, а возбуждаемые в нас вещами чувственные ощущения: таковы цвет, тепло, холод и т.д. Это различие, установленное Демокритом, послужило в дальнейшем основой для учения о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. У «вторичных» качеств Демокрита имеется объективная материальная основа.

Четыре эмпедокловых элемента – землю, воду, воздух и огонь – атомисты называют «великими единствами пространства и материи», вне которых не существует иных каких-либо атомных соединений.

Таким образом, не существует принципиальной разницы между нашим миром и другими мирами. Наш мир представляет собой один из бесконечно многих миров и имеет перед всеми другими мирами ( или может только перед некоторыми из них ) лишь то преимущество, что «находится в расцвете». Теория мира Демокрита пробивала брешь в господствующей в ту эпоху и разделяемой самим Демокритом геоцентрической точке зрения и подготовляла почву для возникновения гелиоцентрической системы. Мир в целом подвержен беспрерывному изменению. В нём нет ничего постоянного: всё, что возникает, должно погибнуть. Этот процесс вечной смены захватывает как наш ограниченный мир, так и неведомые нам безграничные мировые пространства. «Жизнь порождалась влажными телами благодаря теплоте, точно благодаря семени своему». «По мнению Демокрита,- говорит Цензорин первые люди произошли из воды и ила». Демокрит выдвинул общее положение: подобное притягивается подобным. На этом положении

А на чём основывается это подобие в вещах? На подобии атомов. Однородность атомов – условия их взаимного притяжения. Животные отличаются от других предметов способностью двигаться или, что для атомистов тоже самое, одушевлённостью. Это достигает благодаря тому, что своей подвижностью атомы развивают теплоту; теплота же заражает всё тело возбуждением и тем самым приводит его в движение. Всё различие между жизнью и смертью сводится Демокритом к различию в количестве присутствующих в теле круглых атомов. Бессмертие души Демокрит решительно отвергает. «Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Приведенные утверждения философов о том, что развитие природы носит у Демокрита случайный характер, не колеблют, а подтверждают детерменистский характер его учения, так как под случайностью эти философы имеют ввиду отрицание целесообразности, разумной силы, направляющей развитие природы, отрицание провидения.

Согласно атомистам, никакой целесообразности, никакого заранее предначертанного «разумного» плана в природе нет. Мир возник и существует не по велению какой-то потусторонней высшей воли, не в результате разумного, целесообразного творчества, а в силу законов движения, заложенных в самой материи. Вполне понятно, что это учение вызвало негодование противников материализма, объявивших учение Демокрита основанным на понятии случайности.

Отрицание Демокритом случайности вытекает из всего существа атомистической теории. Механическое движение – единственная известная ей форма движения. Поэтому и причинность носит здесь механистический характер. Это, однако, не умаляет исторического значения учения Демокрита о причинности. Учение это было величайшим научным завоеванием.

В теории познания Демокрит защищал, очевидно, общие со своим учителем, Левкиппом, взгляды, делая при этом существенный шаг вперёд. В то время как элейцы полностью отвергали ощущения как источник познания, Демокрит занял в этом вопросе иную позицию, более правильную и более отвечающую интересам научного познания.

Для того, чтобы получить правильное освещение проблемы, напомним одно важное место из высказываний Аристотеля о Левкиппе, свидетельство подлинность которого ни у кого не возбуждает сомнения:

«Левкипп же полагал, что он обладает учением, которое, будучи согласно с чувственным восприятием, не отрицает ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Согласившись в этом с ( показаниями чувственных ) восприятий и т.д. Аристотель свидетельствует, что учение своё Левкипп считал согласным с чувственным восприятием, т.е. признавал внешние чувства источником познания, отражающим объективный мир.

Гален тоже свидетельствует, что по Демокриту, «лишь в общем мнении существует цвет, в общем мнении – сладкое, в общем мнении – горькое, в действительности существуют только атомы и пустота». Но к этому Гален добавляет: «Так говорит Демокрит, полагая что все ощущения качества возникают из соединений атомов.

Эмпиризм атомистов не помешал им понять важную роль разума. При этом разум они не считают некой независимой способностью, в себе самой черпающей истину. По Демокриту, чувственное восприятие составляет необходимую предпосылку для мышления, оно доставляет материал, с помощью которого разум познаёт истину. Никаких врождённых или каким-либо иным образом привнесённых непосредственно в разум идей атомисты не признавали. Сенсуализм Демокрита, признание им зависимости деятельности разума от чувственного восприятия, выражен с предельной ясностью. В основе разумного познания лежит чувственное восприятие.

На вопрос о том, существует ли объективная истина, атомисты отвечали положительно, решительно возражая против релятивистского стирания граней между истиной и мнением. Атомы и пустота составляют истинное бытие и абсолютную истину. По учению атомистов, нет ничего истинного и научно постигаемого, кроме первых элементов – атомов и пустоты. Ибо только они одни существуют по природе,- все же прочие образуются из них…». Наши чувства скользят лишь по поверхности явлений. Для постижения истины они нуждаются в помощи разума. Пока человек опирается только на чувства, он далёк от познания подлинной действительности; она остаётся от него ещё скрытой. Когда Демокрит говорит, что «на самом деле мы ничего не знаем, ибо истина скрыта в глубине ( лежит на дне морском )»,- перед нами не скептик, отрицающий возможность познания истины, а мыслитель, сознающий трудности постижения её.

Аристотель признавал огромные достижения Демокрита в области научной мысли:

« Вообще за исключением Демокрита,- писал Аристотель,- никем ничего и ни в чём не было обосновано, разве что поверхностное. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всём и разбирался во всём».

Переходя к учению Демокрита об обществе и государстве, мы принуждены и в этой области ограничиваться отрывками мыслей, сохранившихся в разрозненных фрагментах. Из обзора имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем придти к выводу, что Демокрит много внимания посвятил истории человеческого общества и, по-видимому, тщательно изучал всё, чем его время располагало для исследования человеческих проблем. Но и на основании такого ограниченного материала можно составить определённое представление о том, что сделано было Демокритом по изучению исторического процесса, государства, права, этики, политики.

Нужда по Демокриту, лежит в основе развития общества и культуры.

В развитии культуры Демокрит придаёт большое значение подражание тому, что наблюдает человек в окружающей его природе: от паука он научается ткацкому и портняжному ремеслу, от ласточки – построению жилищ, от певчих птиц – пению; виноградная лоза научает, как её выращивать и т.д.

Большое внимание Демокрит уделил этике и политике. Этика Демокрита носит индивидуальный характер. Жизнь, поведение, судьба отдельного человека составляют предмет его забот:

— Как относится к себе? «Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие».

— Как строить свою деятельность? «Следует быть хорошим человеком или подражать хорошему».

— «Лучше думать перед тем как действовать, чем после».

— «Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают».

— «Благородство домашнего скота состоит в хорошем качестве их тел, благородство же людей – в хорошем направлении их характера».

— «Быть хорошим человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого».

— «Быть верным долгу в несчастьи – великое дело».

Сохранилось многочисленные наставления Демокрита в форме афоризмов, кратких изречений и моральных норм:

— «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

— «За дурным человеком должно следить, чтобы он не пользовался удобным случаем для причинения нам вреда».

— «Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать».

— «Счастье и несчастье – в душе» и т.д.

Обращает внимание в этих афоризмах то, что благородство человека Демокрит видит не в происхождении, а в хорошем направлении характера.

Он хотел бы видеть своего человека честным купцом или промышленником. Добродетель его он видит в умеренности и рассудительности.

Главное заключается в том, чтобы у человека было «хорошее расположение духа». Это должно составлять цель его жизни. Счастлив тот, кто пользуется им при ограниченном состоянии, и «несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия».

Во многих фрагментах Демокрит возносит хвалу разуму, мудрости:

— «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир».

— «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

— «От мудрости получаются следующие три ( плода ): ( дар ) хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать».

«Искусство управлять государством» он считает «наивысшим из искусств» и «рекомендует его изучать».

Историческое значение атомизма Левкиппа и Демокрита огромно. Материалистическая философия Демокрита оставила глубокий след на всём дальнейшем развитии философии. Атомистическое объяснение природы оказало большое влияние на развитие естествознания, обогатив его ценнейшей гипотезой, которая толкала опытное исследование вперёд и позволяла объединить в цельную систему разнообразные наблюдения.

Всеобщий закон причинности, сформулированный Левкиппом и Демокритом, вошёл в золотой фонд науки.

Учение о бесконечности мирового пространства и множественности миров кладут начало познания небесных сфер, продолженные впоследствии Каперником, Бруно, Кеплером и Галилеем.

Демокрит был одним из творцов математической науки и крупнейшим теоретиком в самых разнообразных областях знания. В списках математических сочинений Демокрита значатся: «О касании круга и шара», «О геометрии», «Числа», «Об иррациональных линиях и телах» и др.

Деоген Лаэрций перечисляет десятки сочинений Демокрита по физике, астрономии, ботанике, зоологии, медицине. К сожалению эти сочинения не сохранились.

Мышление Демокрита сохраняет общий ему со всей древнегреческой философией стихийно-диалектический характер. Вечное движение атомов основывается на необходимом противоречии: атомы и пустота взаимно требуют и взаимно отрицают друг друга. «Материя, как полагают те, которые принимают пустое и полное, заключает в себе противоположность.

Единица и непрерывность – единство противоположностей. Пустота, отрицательное, есть начало движения атомов. Пустота является условием движения не только в том смысле, что место не занято, но «содержит более глубокую мысль», что в отрицательном вообще заключается основание становление, беспокойство самодвижения.

То, что Демокрит односторонне понимал движение вообще как перемещение, не умаляет его величайшего значения в развитии познания. Он первый в истории философии исследовал одну из форм движения материи – его простейшую и одновременно фундаментальную форму.

Источник

Глупым лучше повиноваться чем повелевать

Левкипп же и его приятель Демокрит учат, что элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием. А именно, из них полное они называли бытием, пустое же и редкое – небытием. Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому как почитающие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений её; точно так же и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что причинами прочих вещей являются определённые различия в них. А этих различий, по их учению, три: форма, порядок и положение. Бытие различается только “очертанием, соприкасанием и поворотом” Из них очертание есть форма, соприкасание – порядок и поворот – положение. Например, А отличается от N формою, AN от NA – порядком, N от Z положением.

Атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой.

. Начала бесконечны по числу и их. называли “атомами” и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они “абсолютно плотны” и не заключают в себе пустоты.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Всё происходит по определению судьбы, так что эта судьба приносит силу необходимости.

. случай не является причиной чего-либо, но [всё] он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища [он считает] копание [земли] или посадку оливкового дерева, причиною же того, что был разбит череп лысого, орла, сбросившего черепаху, чтоб разбить её скорлупу.

Если кто-нибудь почувствовал жажду, выпил холодной воды и стал нездоров, то Демокрит считает причиною этого не случай, а жажду.

Всё существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира – одно и то же.

Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой.

Люди измыслили себе идол [образ] случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели].

Демокрит утверждал, что он “предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”.

. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же, – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь верх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения.

Начало Вселенной – атомы и пустота. Миров бесчисленное множество, а они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твёрдости.

Демокрит из Абдеры. полагал, что искони в течение беспредельного времени всё вообще – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости.

[УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ]

. Из этого правила человек должен узнать, что он далёк от [подлинной] действительности (что от него действительность скрыта).

В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть [результат] притекающих [к нему образов].

[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота.

В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей].

Много раз [мною] было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая [вещь] есть и такие свойства в действительности ей не присущи.

На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине [лежит на дне морском].

Остроте мышления зрение мешает.

Демокрит заставил ощущения так говорить против разума:

“Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать! Твоя победа – твоё же падение”.

Каждый день у людей новые мысли.

Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы.

Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов. Ибо каждая (вещь) измеряется первым и простейшим в данном роде; первое же и простейшее во всяком роде есть совершенство. Итак, совершенство есть начало самого познания любой вещи, следовательно, познание всякой вещи совершается в познании её совершенства.

…Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.

[УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ]

…[Люди] произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания.

…Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы. Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум и огонь.

[Душа] – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело.

. Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом.

. Душа состоит из двух частей; она – имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу. Главенствующую часть души [он разместил] в мозгу.

. Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Душа и ум одно и то же. не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным.

Всё имеет душу, и [даже] трупы, потому что в них всегда явственно находится нечто тёплое и способное ощущать, хотя большая часть [этого тёплого] и рассеялась.

[О БОГАХ И РЕЛИГИИ, ЭТИКА]

Демокрит говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги.

Если кто-нибудь с умом станет внимать моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет много дурного.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться [делать] свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надёжнее, чем избыток.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.

Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна, и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.

Счастье и несчастье – в душе.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Быть хорошим [человеком] – значит не [только] не делать несправедливости, но и не желать [этого].

Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится.

Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.

. врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.

От мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Большой ум, а не многознание должно развивать.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Женщина не должна заниматься болтовнёй. Это ужасно.

Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.

Бывают женщины, которые, подобно идолам [образам], великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца.

Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов.

По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы.

Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

[ПОЛИТИКА]

Интересы государства должно ставить выше всего прочего и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна.

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело.

Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание прибавлять к ним.

[ПЕДАГОГИКА]

Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает [человека] и нет никакой разницы, от природы или от времени и учения быть преобразованным [в такой вид].

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся.

Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа.

Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет благодетель, – стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок.

Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные.

Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья.

Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям.

Литература

1. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60–85, 137–171.

2. Антология мировой философии. Т.1, Ч.1. М., 1969. С. 322–346.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *