гоголь пропавшая грамота чему учит
“Пропавшая грамота”, анализ повести Гоголя
Повесть Николая Васильевича Гоголя “Пропавшая грамота” является заключительным произведением в первой книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей.
Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность. Гоголь в “Пропавшей грамоте” не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей,
Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль.
Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования (где простым, где философским, а где с юмором) рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ.
История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о Разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного.
Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы. Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.
Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя “черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек”. Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве.
Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа Романтизма.
В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала.
Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.
Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину – зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение.
Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.
В “Пропавшей грамоте” Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.
Related posts:
Анализ произведения Пропавшая грамота Гоголя
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.
Повествование в повести ведется от лица красноречивого дьяка по имени Фома Григорьевич, рассказывающего увлекательную историю в стиле украинских традиций с использованием фантастического сюжета и оригинального писательского стиля, сочетающего страшное, интересное, необычное.
Композиционная структура повести выстраивается посредством рассказа о жизни отдельно взятых героев, которые в целом создают единый собирательный образ, при этом завязка повести представляется в виде пропажи важного послания для императрице.
Сюжетная линия произведения разворачивается вокруг путешествия казака к потусторонним силам с целью возврата украденной шапки, в которую зашит ценный документ в виде грамоты, представленного писателем в юмористической форме.
Отличительной особенностью повести является мастерское использование писателем фольклорных традиций, создающих живые картины, зримые, ощутимые, самобытные, захватывающие читательское воображение. При этом автор применяет яркий пафос, колоритные зарисовки, а также принцип романтизма, позволяющий разделить реальную действительность с вымыслом.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении простого человека, любящего жизнь, верящего в торжество справедливости, умеющего бороться со злом и заслуживающего уважения даже при наличии отдельных пороков и отрицательных качеств.
Своеобразием повести является использование фантастических элементов, которые приближаются автором к реальной действительности и народному быту. Кроме того, применение авторских лирических и философских отступлений позволяет писателю охарактеризовать запорожское население, а также отдельных украинцев, представляющих собой уникальное явление.
Средствами художественной выразительности в повести представляются прибаутки, присказки, подчеркивающие оригинальность и колоритность произведения, ярко демонстрирующие бесовские происки, являющиеся мотивом договоренности человека и нечистой силы.
2 вариант
Повесть “Пропавшая грамота” была написана Н.В.Гоголем предположительно в 1828-1831 голах. Рукописный вариант произведения значительно превышал по размеру печатную редакцию. Писатель исключил из повести некоторые фрагменты, описывающие путешествие деда дьячка, при этом Гоголь полностью сохранил рукописный сюжет и стиль повествования. Первая публикация повести состоялась в 1831 году в первой книге “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
Повесть учит держать свое слово, ответственно подходить к поручениям. В произведении показано, что сперва нужно сделать дело, а потом уже можно гулять.
Диканьский дьяк Фома Григорьевич рассказывает историю, которая приключилась с его дедом.
Однажды вельможный гетман посылал к царице грамоту с дедом рассказчика. Дед не любил долго собираться, зашил грамоту в шапку, вывел коня, да и поехал по поручению. На другой день он уже был в Конотопе, где в ту пору стояла ярмарка. Дед решил раздобыть себе огниво и табаку. На ярмарке герой повстречал запорожца, вместе они устроили попойку. Дальнейший путь уже продолжили втроем: запорожец, дед и приставший к ним гуляка.
Вечером запорожец рассказал приятелям о том, что продал душу нечестивому. Он попросил их не поспать одну ночь и не выдать его черту. Казаки с готовностью согласились. Однако ночью всех сморил мертветский сон. Наутро они увидели, что запорожец пропал, а вместе с ним исчезли конь деда и шапка.
Дед сильно сокрушался о пропаже шапки, в которой была зашита грамота. Но никто не могу ему помочь. Обратился тогда он за советом к шинкарю. Тот научил деда, как отыскать черта, чтобы потребовать у него назад гетманскую грамоту. Шинкарь посоветовал казаку в глухую ночь отправиться в лес. Ночью цыгане выходят из нор и куют железо. Однако дед должен не обращая внимание на стук идти по узкой тропинке, никуда не сворачивая. В конце наказал шинкарь деду взять собой золото, которое нечисть любит.
Сделал дед все, что советовал ему старик. Набил карманы золотом и отправился в лес, как-только начало темнеть. Узкая тропинка привела казака к реке, на берегу которой вокруг костра сидели мрачные, страшные люди. На его приветствия они не обращали внимание. Тогда достал дед деньги и кинул им. Все сразу переменилось. Оказался дед в пекле, вокруг него черти и ведьмы плясали. Нечисть пригласила его за стол, уставленный яствами. Но не одно блюдо, за которое брался казак, не попадало ему в рот.
Потребовал дед у нечисти свою шапку с грамотой. Предложила одна ведьма ему сыграть на нее в дурня три раза с условием, что если казак выиграет хоть раз, то ему ее вернут, а если нет, то навсегда в пекле останется. Дет согласился. Два раза он проиграл. На третий, незаметно перекрестив карты, выиграл. Упала тут шапка деду прямо в лицо. Потребовал тогда он коня своего, но нечисть показала ему лишь кости. Казак уговорил чертей и ведьм вернуть его на землю. Дьявольский конь вынес его из пекла. Не удержавшись в седле, казак упал на крышу своего дома. Отдохнув несколько дней, герой снова отправляется с грамотой. Ехал он и день, и ночь не останавливаясь, пока не доехал до самой царицы и не отдал ей грамоту.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Пропавшая грамота
Популярные сегодня темы
С каждым поколением жизнь молодёжи меняется. Но одно остаётся неизменным, это осуждение старшего поколения. Осуждения, нравоучения и поучения родителей, бабушек и дедушек.
Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя
В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира
Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью
События этой главы разворачиваются в приморском городе Тамани, куда Печорин добрался поздно ночью. Поскольку он ехал по делам службы, то десятник провез его в единственную свободную казенную квартиру, предупредив
Анализ произведения Пропавшая грамота Гоголя
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.
Повествование в повести ведется от лица красноречивого дьяка по имени Фома Григорьевич, рассказывающего увлекательную историю в стиле украинских традиций с использованием фантастического сюжета и оригинального писательского стиля, сочетающего страшное, интересное, необычное.
Композиционная структура повести выстраивается посредством рассказа о жизни отдельно взятых героев, которые в целом создают единый собирательный образ, при этом завязка повести представляется в виде пропажи важного послания для императрице.
Сюжетная линия произведения разворачивается вокруг путешествия казака к потусторонним силам с целью возврата украденной шапки, в которую зашит ценный документ в виде грамоты, представленного писателем в юмористической форме.
Отличительной особенностью повести является мастерское использование писателем фольклорных традиций, создающих живые картины, зримые, ощутимые, самобытные, захватывающие читательское воображение. При этом автор применяет яркий пафос, колоритные зарисовки, а также принцип романтизма, позволяющий разделить реальную действительность с вымыслом.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении простого человека, любящего жизнь, верящего в торжество справедливости, умеющего бороться со злом и заслуживающего уважения даже при наличии отдельных пороков и отрицательных качеств.
Своеобразием повести является использование фантастических элементов, которые приближаются автором к реальной действительности и народному быту. Кроме того, применение авторских лирических и философских отступлений позволяет писателю охарактеризовать запорожское население, а также отдельных украинцев, представляющих собой уникальное явление.
Средствами художественной выразительности в повести представляются прибаутки, присказки, подчеркивающие оригинальность и колоритность произведения, ярко демонстрирующие бесовские происки, являющиеся мотивом договоренности человека и нечистой силы.
Смысл повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» (разработка урока словесности)
Разделы: Литература
Вид урока: Обучение работе с художественным текстом и анализу художественного произведения.
Форма урока: Беседа проблемного характера с элементами анализа художественного произведения.
Цели урока:
1) выявить смысловое своеобразие повести через её композицию, сюжет и образы; формировать начальные умения анализа художественного произведения;
2) развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать с опорной схемой, конспектом;
3) воздействовать на материале повести на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, заинтересовывать чтением.
Подготовка к уроку
Создание учащимися дома рисунков для диафильма (каждый рисовал свой кадр к определённому эпизоду произведения) и устных пояснений к нему для более чёткого понимания сюжета.
Инсценировка эпизода «Дед играет с нечистой силой в дурня» с привлечением учащихся 8 класса, участвующих в работе школьного драмкружка, руководителем которого является данный учитель.
Обеспечение текстом повести каждого учащегося путём ксерокопирования
Ход урока
I. Оргмомент:
Слово учителя: Дорогие ребята! По музыкальному вступлению к уроку вы, конечно же, догадались, что сегодня нам снова предстоит встреча с полюбившимися уже героями гоголевских «Вечеров на хуторе близь Диканьки». На прошлом уроке мы прочитали повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота», которая была написана в 1831 году. Сегодня мы познакомимся с ней поближе, попробуем разобраться в ней. Поэтому наш сегодняшний урок называется «Смысл повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» (число и тема урока учащимися оформляются в тетрадях).
Работа с эпиграфами:
К нашему уроку я подобрала 2 эпиграфа:
(Фому Григорьевича просят рассказать страшную сказку, и он рассказывает историю о своём деде, которую относит к страшным сказочкам).
Таким образом, на уроке нам предстоит выяснить, как эти эпиграфы соотносятся с произведением: о чём оно, только ли о страшном, с какой целью автор написал это произведение и каким образом выразил свои мысли.
II. Актуализация знаний: Сюжет и композиция.
О чём рассказывается в повести? (дети по очереди передают содержание выполненных дома иллюстраций и дублируют их на доске, чтобы материал оставался перед глазами в течение урока).
2. Композиция:
Композиция этой повести рассказ в рассказе, т. к. автор передаёт историю Фомы Григорьевича.
Чтобы лучше понять смысл произведения, обратимся к его образам.
1. Образ деда.
№ п/п | Вопросы для анализа | Работа учащихся | Тезисы опорного конспекта | Краткие комментарии, пояснения |
1. |
2.
Умел словотитло поставить и 2 буквы (твёрдо и он); «так отхватит апостола, что и попович иной спрячется».
Почему торопится?
7.
Почему дед увлёкся запорожцем?
Работа с портретом запорожца Е. Кибрика
1) не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: «Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!»
13.
Почему его можно назвать смелым?
Работа с тропами, лексикой, служащей для передачи звуков, красок, ощущений, создания настроения.
оказался тёмной ночью в лесу, может быть, такой тёмной, как на картине А. Куинджи «Ночь на Днепре» (демонстрируется репродукция картины): «Однако что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звёздочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале. «;
ощутил страшный холод: «Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил про овчиный тулуп свой. «;
продирался через колючие кусты: «Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; ещё от роду он не видел, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть. «;
встретился со «смазливыми рожами» у костра: «Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди, и такие смазливые рожи, что в другое время бог знает чего бы не дал, лишь бы ускользнуть от этого знакомства»;
Поэтому «если случалось, что кто-нибудь и напоминал об этом, то дед молчал, как будто не до него и дело шло, и великого стоило труда упросить его пересказать все, как было».
Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н. В. Гоголь и нас с вами?
Выводы:
2) Быть ответственными за свои слов и поступки (понимать и самому исправлять свои ошибки).
3) Помнить о том, что даже незначительный на первый взгляд проступок может испортить человеку репутацию, изменить мнение о человеке в худшую сторону.
Таким-образом, повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» учит.
Значение образов нечистой силы в повести Н. В. Гоголя.
Мы с вами пришли к выводу, что повесть Н. В. Гоголя имеет поучительный смысл, но она вовсе не скучная, читается быстро, вызывает интерес. И всё это благодаря образам нечистой силы. Давайте попробуем разобраться, для чего в повести даны черти, ведьмы, чудища?
А) Может быть, они присутствуют в повести, чтобы сделать её страшной? Страшной ли вам показалась нечисть? Почему?
Б) Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты?
Вывод: В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека.
Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя.
IV. Жанр произведения.
Работа с таблицей с использованием литературоведческого словаря.
Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью? (Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону).
V. Итоги урока, рефлексия, оценки.
По ходу урока доска постепенно оформляется соответствующей наглядностью.
Вернёмся к эпиграфам сегодняшнего урока:
2) Можно ли сказать, что это «страховинна казочка»?
Это поучительная история в форме занимательного рассказа.
3) Чему учит повесть «Пропавшая грамота»? Почему она так называется?
VI. Домашнее задание.
1) Общее: оформить содержание и впечатления от повести в читательском дневнике.
2. Найти и рассказать легенды Вятского края с похожим сюжетом и смысловым содержанием.
Начало рассказа дьячка
В основе повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» лежит сказка, которую поведал любительницам страшных историй служитель церкви Фома Григорьевич. В сюжет пересказа вошли события, произошедшие с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице. Дед Фомы был храбрым казаком, который не боялся даже волков. Кроме дьяка и его деда, главными героями в «Пропавшей грамоте» являются:
Рассказчик описывал своего деда как довольно умного и начитанного человека, который относился к непростым казакам. Фома говорил, что таких людей в округе можно было в одну горсть уложить. Однажды полковой писарь от имени гетмана передал деду грамоту, которую следовало доставить само́й царице. Так как гонец был человеком ответственным, он быстро зашил документ в шапку, попрощался с женой, детьми, сел на коня и отправился в дорогу.
Гулянка в Конотопе
Ехал он довольно быстро и рано утром был уже в Конотопе. В то время там проходила ярмарка, поэтому людей было довольно много, но все еще дремали, расположившись кто где. Здесь можно было встретить:
Постепенно народ стал просыпаться, и дед пошел в поисках табака и огнива. Он познакомился с лихим запорожцем, каких, как отмечает рассказчик, сейчас не встретишь. Они пошли вместе, разговаривая на незначащие темы, и гонец забыл про свое задание.
Как полагается, они крепко отметили свое знакомство, швыряя в народ деньгами и разбивая горшки. Ярмарку они покинули и отправились в путь, только когда совсем стемнело.
Исчезновение запорожца
По дороге к ним прибился еще один хлопец, и дальше по полю они поехали вместе. В пути запорожец, не умолкая, развлекал попутчиков, которые решили, что в него вселился бес. От рассказанных им историй и присказок дед постоянно смеялся, надрывая живот.
Когда уже совсем стемнело, рассказчик притих и стал вздрагивать при малейшем шорохе. Гонец намекнул запорожцу, что наверно тот уже хочет быстрее домой да на печь. На его слова попутчик неожиданно ответил, что его душа давно продана нечистому. Как ни странно, это признание не удивило смелого деда, который заметил, что на своем веку почти каждый знался с нечистым.
Запорожец сказал, что сегодня последний день, когда он может гулять по свету, и попросил друзей спасти его, не поспав одной ночи. Попутчики согласились помочь ему, не дав черту загубить христианскую душу. Между тем стало совсем темно, и троица решила остановиться на ночлег.
По пути они встретили небольшой, правда, весь покосившийся на одну сторону шинок, в котором решили переночевать. Не успели они расположиться втроем в сарае, как дед заметил, что его друзья спят уже крепким сном. Тогда он разбудил приставшего попутчика и напомнил ему про данное запорожцу обещание, но казак только протер глаза и опять уснул.
Пришлось деду караулить друзей одному, а чтобы не уснуть, он пошел прогуляться и проведать коней. Но ближе к утру сил у него практически не осталось и он повалился, словно убитый. Спал он довольно долго и проснулся, когда солнце стало припекать ему голову.
Дед сразу заметил, что запорожец вместе со своим и его конем исчез. Он стал всех расспрашивать, но никто ничего не знал об исчезновении его попутчика. Гонец сильно испугался и задумался о том, как быть дальше.
Помощь шинкаря
Дед никак не мог понять, кому понадобился его конь, так как у запорожца был свой. Он сделал вывод, что нечистая сила приходила пешком, поэтому и стащила коня. Гонец слишком переживал, что ему не удалось сдержать казацкого слова перед запорожцем. Но он еще больше расстроился, когда обнаружил исчезновение своей шапки.
Потерянная грамота не давала ему покоя. Хотя деду и не пришлось читать ее текст, но еще не было такого, чтобы у него что-то важное пропадало, и он начал ругать себя и черта, обзывая его разными прозвищами. Затем казак решил обратиться за помощью к людям, которые на тот момент находились в шинке.
Дед рассказал обо всем, что с ним приключилось, но ему толком никто не помог. Только шинкарь сидел и молчал в углу. Гонец решил подойти к нему, так как почувствовал, что это довольно умный человек, которому что-то известно.
Но продавец был не слишком разговорчив и начал общаться с дедом, только когда получил от него деньги. Он объяснил казаку план дороги к небольшой речке, где обитают те, кто ему нужен. Поговорив с дедом, шинкарь ушел в свою комнатушку.
Игра в карты с ведьмой
Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.
Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.
Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.
Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.
Ему дали коня, который понес деда, не слушаясь своего седока. Очнулся гонец только на крыше своей хаты, не помня, что с ним произошло. После этого приключения дед, взяв другого коня, поехал без остановок к царице и вручил ей грамоту.
Основная мысль произведения
Сейчас в школе на уроках литературы очень популярны презентации, которые помогают ученикам сделать конспект произведения и лучше понять его смысл. При этом учитель использует компьютерную технику для просмотра слайдов и прослушивания аудиокниги онлайн. При анализе «Пропавшей грамоты» обязательно раскрываются:
«Пропавшая грамота», как и весь цикл сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в жанре народного творчества. Дьяк рассказывает необыкновенную историю в украинских традициях с применением элементов фантастики. Вся композиция повести построена на рассказе о жизни отдельных героев, а ее основу составляет исчезновение документа для императрицы.
Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.
Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.
Своеобразность повести придают элементы фантастики, которые автор приблизил к действительности. Лирические и философские отступления применяются писателем, чтобы лучше описать население тех мест.
Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.