голосовые помощники что это
Что такое голосовой помощник, и какой из них лучше?
Что такое голосовой помощник? Голосовой помощник – это сервис, основанный на искусственном интеллекте и распознающий человеческую речь. В ответ на голосовые команды такие помощники могут выполнить самые разнообразные действия. В основном голосовые ассистенты используются в смартфонах, смарт колонках, а также некоторых современных браузерах. На сегодняшний день существует сразу несколько распространенных голосовых помощников и у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Поговорим пока про Siri и «Алису».
Зачем и почему появились голосовые помощники?
Голосовые помощники были созданы для того, чтобы люди не тратили лишнее время на простые ежедневные задачи. Функционал голосовых помощников достаточно обширен. Они могут:
Голосовые помощники всегда учитывают местоположение пользователя, время суток и день недели. Кроме того они отталкиваются от истории ваших запросов, предыдущих покупок в интернет-магазинах и т.д.
Голосовые помощники существенно облегчают вождение. Иногда отвлекаться на смартфон все-таки необходимо, но все понимают, насколько это опасно. Помимо простых задач вроде составления маршрута и подбора наиболее быстрого варианта пути без пробок, с голосовым помощником можно просто поболтать.
О Siri – голосовом помощнике Apple
Голосовой ассистент Siri был разработан для того, чтобы пользователи могли переложить на него свои рутинные задачи. В частности, Siri может напомнить вам о важном звонке, совершить этот звонок самостоятельно, написать SMS, завести будильник и сделать многое другое.
С Siri можно просто поболтать, задать вопрос и получить быстрый ответ или попросить рассказать анекдот. Более подробно о возможностях этого голосового помощника можно узнать на официальном сайте.
Особенности, преимущества и недостатки голосового помощника Siri
У голосового помощника Siri есть некоторые особенности, которые большинство пользователей игнорируют ввиду незнания:
Большим преимуществом является то, что Siri может взаимодействовать с разнообразными сервисами Apple. Например, после вопроса о том, какая песня сейчас играет, Siri автоматически найдет и откроет ее в Apple Music, и пользователь сможет добавить ее в свой плейлист.
Из недостатков можно выделить следующее:
О «Алисе» — голосовом помощнике от Яндекса
Алиса – это голосовой ассистент от компании «Яндекс». Алиса может найти необходимую информацию во всемирной паутине, узнать, что отображено на фото, включить сказку, найти место для ужина, рассказать о погоде и так далее. Обо всех возможностях Алисы можно узнать на официальном сайте этого голосового помощника. Алиса умеет самостоятельно обращаться к различным сервисам Яндекса и запускать разнообразные приложения.
Особенности, преимущества и недостатки голосового помощника «Алиса»
Главной особенностью является то, что «Алиса» взаимодействует со всеми сервисами Яндекса: еда такси, музыка, кошелек и многими другими. Также стоит отметить вежливость этого голосового помощника. Разработчики сделали так, что «Алиса» может аккуратно выйти из конфликтной ситуации, не реагируя на грубость и издевки, что очень полезно, когда с голосовым ассистентом общается ребенок.
Еще преимуществом является то, что «Алиса» может отвечать на некоторые вопросы в контексте. В процессе общения с пользователем этот голосовой помощник запоминает предыдущие вопросы и тем самым формирует своеобразную логическую цепочку, что в дальнейшем позволит «Алисе» лучше воспринимать речь собеседника.
Особенно удобно пользоваться «Алисой» используя Яндекс.Навигатор. С помощью одной кнопки и голосовых команд можно запустить приложение в телефоне и проложить маршрут до нужного адреса. В Гугловском помощнике такого не получается сделать.
С голосовым ассистентом от Яндекса можно выстроить максимально простой саркастический диалог. Но если пользователь хоть немного отклонится от линии, которую можно предугадать, «Алиса» потеряет нить разговора и переключится на другую тему.
Среди недостатков стоит отметить невозможность выполнения задач, которые связаны с использованием технических возможностей пользовательского устройства, таких как сортировка фотографий в галерее по дате и так далее. На просьбы такого рода «Алиса» отшучивается, говоря, что разработчики должны устранить эти недостатки, но в подробности они ее не посвящали.
Что лучше – Siri или «Алиса»?
После использования этих голосовых помощников можно сделать вывод, что «Алиса» гораздо больше заточена под русский менталитет. Она исчерпывающе отвечает на вопросы, ее запас шуточных и саркастичных фраз гораздо обширнее, чем у Siri.
«Алиса» отвечает пользователю своими словами, а Siri даже после простого вопроса поведет вас в поисковую систему. К тому же «Алиса» гораздо лучше понимает русский язык. Стоит отметить и профессиональную озвучку «Алисы», которая звучит в разы человечнее, чем у голосового помощника Siri.
Советы и выводы
Все голосовые помощники были разработаны с целью взять на себя часть рутинных задач пользователя. Но множество функций все еще не доработаны, а на некоторые вопросы голосовые ассистенты не могут ответить самостоятельно, и предоставляют информацию из поисковых систем.
Чтобы максимально эффективно взаимодействовать с голосовым помощником, для начала необходимо ознакомиться со всеми его возможностями и научиться правильно формулировать вопросы, чтобы не загнать искусственный интеллект в тупик и получить максимум полезной информации.
Всевозможные исследования говорят о том, что на данный момент самым перспективным голосовым помощником является «Алиса» от компании «Яндекс». Программисты активно добавляют новые функции и дорабатывают старые. С каждым днем этот голосовой ассистент становится все умнее.
Пожалуйста, оставьте ваши комментарии по текущей теме статьи. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, отклики, лайки, подписки, дизлайки!
Пожалуйста, оставляйте свои отзывы по текущей теме статьи. За комментарии, подписки, дизлайки, отклики, лайки огромное вам спасибо!
Голосовые помощники: что это и зачем они HR [ok Google, Alexa, Siri, Cortana]
Ритм и динамика жизни людей с каждым днем прогрессирует. У людей нет времени читать длинные посты, смотреть длинные видеоролики, у них даже нет времени писать текст. Поэтому люди все чаще пользуются голосовыми помощниками. По прогнозам Gartner в скором времени 30% сеансов просмотра веб-страниц будут происходить без использования экранов, а 50% из всех запросов будут голосовыми.
Голосовые ассистенты дают возможность минимизировать, а иногда и вовсе устранить необходимость использовать руки и глаза для просмотра контента в интернете.
Но кроме быта, голосовые ассистенты могут пригодиться в бизнесе и даже в HR-сфере. Для каких задач бизнеса и HR можно использовать голосовые помощники, а также могут ли они навредить компании – в новой статье от команды Hurma.
Топ популярных voice assistant
1. Siri
Голосовой ассистент, который дал начало развитию технологии распознавания речи. В 2011 году компания Apple интегрировала голосового помощника в iPhone 4s. Тогда Siri с легкостью взаимодействовала с 12 приложениями, могла создавать напоминания в календаре, озвучивать погоду, вести навигацию и отправлять письма по электронной почте.
Спустя 9 лет, она стала гораздо умнее. Сейчас объем ее знаний увеличился в 20 раз. Она может отправлять голосовые сообщения, переводить текст на иностранные языки и много чего другого.
2. Google Assistant
Появился спустя год, после «рождения» Siri. Основная ставка сделана на поиск информации в сети, синхронизации с облачными сервисами Google и операционной системой Android.
3. Cortana
Разработка компании Microsoft, которую презентовали в 2013 году как голосовой помощник для персональных компьютеров и Windows Phone. Позже голосовой ассистент был разработан и для установки на xBox.
4. Alexa
Впервые разработка компании Amazon появилась в умных колонках. Alexa поддерживает голосовую коммуникацию, может воспроизводить музыку, подкасты, аудиокниги, составлять список дел, устанавливать будильник и много чего другого. Но основная идея ее разработки заключалась в том, чтобы дать людям возможность совершать покупки быстрее и проще.
Немного статистики YouGov: Apple Siri и Google Assistant занимают 36% рынка, Amazon Alexa – 25%, а Microsoft Cortana – 19%. И мы думаем, что это далеко не предел.
Okey, Google: как голосовые ассистенты помогают бизнесу
Голосовой ассистент – виртуальный помощник, который работает на основе искусственного интеллекта. Он распознает речь пользователя, может анализировать его ответы и выполняет команды человека. 91% пользователей используют голосовых помощников для получения ответов на вопросы, 89.5% – для прослушивания музыки, 85.2 – для проверки погоды и 71.4% – для установки таймера.
Активнее всего голосовыми помощниками пользуется поколение Z и Y в возрасте от 16 до 34 лет.
Пользователи также используют голосовых ассистентов для совершения покупок. А, например, голосовой помощник Google умеет говорить по телефону и может забронировать столик в ресторане или записаться в парикмахерскую. Ассистент отлично копирует речь человека, благодаря чему собеседники не заподозрят, что им звонит искусственный интеллект.
Именно поэтому многие компании начали использовать голосовых ассистентов в бизнес-процессах.
Ford, Leviton, Marriott International: кейсы внедрения голосовых ассистентов
Ford – первая автомобильная компания, которая в 2017 году внедрила в машины голосового помощника Amazon Alexa. Используя Alexa, владелец машины мог закрыть или открыть дверь, завести двигатель, узнать, сколько осталось бензина. Следом за Ford, голосовыми помощниками начала пользоваться компания BMW и другие.
Leviton производит умные выключатели и розетки, которые могут подключаться к Alexa и Google Assistant.
Marriott International устанавливают колонки с голосовым помощником Alexa в сеть своих отелей. С помощью голосового ассистента гости могут заказать любую услугу в номер, отрегулировать температуру в помещении, включить телевизор, музыку, свет и прочее.
Перейдем к конкретике. В каких именно бизнес-направлениях могут помочь голосовые ассистенты.
Voice Assistant – канал для продаж и коммуникации с клиентами
В сфере продаж голосовые помощники значительно упрощают работу операторов. Они могут проконсультировать клиента по ценам и характеристикам, ответить на популярные вопросы, оформить заказ.
Например, в компании Hoff голосовой помощник помогает собирать обратную связь от клиентов, информацию о них и заполняет данные в CRM-системе.
Voice Assistant & Marketing
Голосовые помощники стимулируют маркетинг, глубоко персонализируют процессы и дают маркетологам расширенное понимание клиентов. Они не просто улучшают качество обслуживания клиентов, но и помогают в дополнительных продажах.
Голосовые ассистенты используют разговорный подход, что помогает успешно взаимодействовать с клиентами и создать с ними эмоциональную связь. 90% маркетологов считают голосовые помощники важным маркетинговым каналом на ближайшие 3-5 лет.
Еще одна важная функция голосовых помощников – призыв людей к действию. Не все сразу готовы совершить покупку, некоторые останавливаются на каком-то определенном этапе. Голосовые помощники, в свою очередь, напоминают человеку о товаре или услуге, предлагают совершить покупку и подбирают альтернативные варианты по запросу.
Voice Assistant в HR: помощь или усложнение жизни
В HR-сфере голосовые ассистенты могут упростить планирование рабочих задач, улучшить рекрутинговые процессы, а именно поиск кандидатов и первичную связь с ними, и помочь в сборе статистики.
Теперь немного подробнее 🙂
Планирование задач
Основной пласт работы HR-специалистов – планирование митингов, собеседований, тренингов, встреч и т. д. А голосовые помощники дают возможность не создавать вручную тысячи напоминаний. Просто сказать команду – и все.
Рекрутинг
Чат-боты и голосовые помощники на базе искусственного интеллекта могут помочь HR-департаменту в подборе и поиске талантов. Некоторые программы могут самостоятельно осуществлять первичный контакт с кандидатом и составить список наиболее квалифицированных. Подобные системы могут рекомендовать специалистов, основываясь на алгоритмах и машинном обучении, а также назначать собеседования.
Благодаря этому у рекрутера появляется больше времени на коммуникацию с квалифицированными кандидатами, которые прошли первый этап отбора голосовым ассистентом или чат-ботом.
Очень важно не позволить технологиям полностью «захватить» процесс. 87% кандидатов согласным с тем, что инновации сделали процесс поиска работы и коммуникации с рекрутерами обездушенным и обезличенным. А 82% специалистов считают, что идеальное взаимодействие с компанией – когда инновации лишь помогают, а не избавляют от человеческого взаимодействия.
Поэтому главное правило – находить баланс между инновациями и индивидуальным подходом. Обеспечение активного участия людей в процессе найма – решающий фактор для поддержания вовлеченности кандидата.
Внутренняя коммуникация
В 2020 году все компании узнали, что такое удаленная работа. Поэтому основной акцент сейчас делается на онлайн-коммуникацию в мессенджерах. Голосовые ассистенты дают возможность не писать самостоятельно большие сообщения, а просто надиктовать их, все остальное – дело техники 😉
Аналитика и статистика
Cortana, Siri – те голосовые ассистенты, которые помогают анализировать данные. Используя голосовые команды, можно внести в статистику данные по сотрудникам и отделам, визуализируя весь процесс.
Помощник, который всегда рядом
Голосовые ассистенты могут стать вашим помощником, которому не нужен отпуск, выходные и т. д. Они позволяют быстро запланировать встречу, позвонить, написать смс, отправить сотрудникам важные напоминания и прочее. Это не только экономия денег и времени, но еще и повышение производительности.
А есть ли недостатки?
Хотелось бы сказать, что все идеально, но нет. У голосовых помощников есть несколько весомых недостатков, из-за которых использовать программы следует с осторожностью. Один из главных – это конфиденциальность. Не во всех программах установлена хорошая защита. Например, в Cortana была лазейка, когда хакеры могли проникнуть в устройство пользователя через голосовой помощник и отправить туда вредоносные файлы. А голосовой помощник Alexa отправляла сообщения не тем адресатам. И хорошо, если это обычное сообщение, а не конфиденциальная информация.
Hi, Siri, подытожь статью
Она, конечно, этого не сделает, но попробовать стоило 🙂 Как итог, хотелось бы отметить, что развитие технологий, инноваций, появление голосовых помощников – прорыв вперед. По данным Gartner, к 2023 году 25% взаимодействия сотрудников с приложениями будет через голосовых помощников.
Voice Assistants – программы, которые могут упростить работу HR-команду, но не заменить ее. Очень важно экономить свое время, но при этом, не забывать о личной коммуникации с сотрудниками и кандидатами, и о конфиденциальности.
Зачем нужны голосовые помощники, какие бывают и что умеют
Содержание
Содержание
Благодаря развитию нейросетей голосовые помощники умнеют не по дням, а по часам. Но у этого феномена есть и обратная сторона: что, если эволюция искусственного интеллекта повернет «не туда», и вчерашний помощник станет настоящей киберугрозой? Давайте разберемся, как это работает, и попытаемся представить, что произойдет, если «Сири» все-таки захватит мир.
«Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек», — это песня из советского фильма «Приключения Электроника». В то время люди могли лишь мечтать о том, как роботы заменят их в повседневных делах. И только спустя три десятка лет фантастика превращается в реальность — появились технологии распознавания голоса и голосовые помощники, которые теперь «вкалывают» везде: начиная с домашней обстановки и заканчивая космическими кораблями.
А недавно появился почти настоящий «Электроник» — робот с развитым интеллектом, который мыслит подобно человеку. Ее зовут София и она уже собирается захватить мир. Пока в шутку, но кто знает, что творится в чертогах искусственного разума, и к чему приведет неконтролируемое самообучение через 10-15 лет. Тем более, София умеет адаптироваться к окружающей обстановке и ведет себя как настоящий человек: поддерживает политические беседы, отвечает на вопросы журналистов и даже ходит на свидание с голливудскими звездами.
Над вопросом безопасности стоит хорошенько подумать — у виртуального ассистента уже есть все, чтобы управлять бытом человека: пульт от телевизора, кондиционера, отопительной системы, ключи от входной двери, беспроводная связь с электрическим чайником, коллекция фотографий в смартфоне и даже возможность управлять автомобилем. Это наводит на мысль — а не пожелает ли наш программный робот выйти за пределы смартфона и посягнуть на мировое господство? Узнать планы искусственных сетей мы не можем, зато вполне способны представить поведение голосового ассистента через 10-20 лет. Но сначала рассмотрим возможности актуальных голосовых помощников и выберем наиболее способного из них.
На все руки мастер(ица)
Голосовой ассистент — это программа, которая обитает на компьютере или смартфоне. Чтобы она работала, необходимо не просто мощное железо, а целый кластер мощных серверов. Такую роскошь могут позволить лишь единицы компаний, поэтому список по-настоящему способных роботов ограничен всего несколькими помощниками: Google Ассистент, Siri, Alexa, Cortana и Алиса. В основном они различаются степенью «человечности» — когда виртуальный мозг мыслит не сухими компьютерными алгоритмами, а пытается быть похожим на нас. У кого-то это получается лучше, у других — так себе. Но основную профессию они знают от корки до корки: их спрашивают — они отвечают.
Когда-то Siri была собственностью другой компании, которую Стив Джобс успел выкупить перед бумом искусственного интеллекта. Сервис разрабатывали под Android и BlackBerry, он должен был стать простой технологией распознавания голоса. Но инновационные идеи Apple превратили стартап в юзерфрендли-говорилку для фирменных девайсов.
С тех пор Сири выучила не один десяток языков и теперь смело работает на пользователей практически в любой стране. С ее помощью можно узнать погоду, найти контакт в справочнике и даже попросить: «Напомни мне позвонить родителям, когда я приеду домой». Помощник распознает команду «установить напоминание» и поставит триггер «исполнить» на GPS-метку. В этом автоматика преуспела на несколько лет вперед. Но и без курьезов идеальная «американка» не обходится. Если разговор уходит от компьютерных алгоритмов и принимает витиеватую форму, смекалка ассистента тут же иссякает.
Сири не всегда понимает вопросы со скрытым смыслом или просто не знает, как на них правильно ответить. Отвечая на вопрос «Что новенького?», робот теряется и реагирует заглушкой. Просим «Расскажи что-нибудь интересное», но Сири снова спрыгивает с темы и переводит стрелки на пользователя. Мол, ты поговори, а я послушаю. Нет, с таким набором мир не захватишь. Едем дальше.
Google Assistant
Это первый помощник пользователей Android. Ассистент интегрирован в фирменную экосистему и наделен искусственным разумом, поэтому с задачами типа «эй, напомни выключить газовую плиту через 10 минут» он справляется на раз-два. Впрочем, как и предыдущий помощник. Он легко прокладывает маршрут до ресторана, заказывает билеты в кино, управляет умным пылесосом и знает, кто снялся в роли Джокера. Интересно, что он ответит на вопросы, в которых запнулась Сири.
С этими запросами «окей, гугл» справился на отлично. Он интуитивно предложил почитать новости, а затем нашел интересную историю. Окей, гугл — зачет. Усложним задачу и поговорим с ассистентом по душам. Расскажи, как тебе живется в России?
Никак не живется — сервис тактично держит мнение при себе и настойчиво предлагает читать статьи и смотреть видео с уклоном в политику. Нет, все-таки Google Ассистент — тот еще американец. В России он заточен под прямые приказы, а функция «поговорить» осталась дома. Зато в Америке он разговорчив — звонит парикмахеру и назначает стрижку как настоящий секретарь.
Хватит ли этого, чтобы в будущем стать владыкой ситхов и попытаться захватить мир? Вполне. Но только в западной части полушария — Россию гуглу пока не понять.
Cortana
С 2014 года Кортана присутствует во всех устройствах компании Microsoft. Это обычный голосовой помощник с необычной историей — его перенесли из игровой вселенной Halo про космос и далекое будущее. Разработчики решили, что будущее уже наступило, и выпустили цифровую девушку в реальный мир.
Кортана — это единственная программа, которая знает Windows от и до. Она может искать файлы, шерстить заметки, создавать документы. Уникальное качество этого ассистента — конфиденциальность. Когда все голосовые помощники требуют полный доступ к системе, файлам и личным данным пользователя, Кортана спрашивает, можно ли прикоснуться к нужной части системы.
Но, как и в случае с предыдущим сервисом, Cortana не выучила русский язык, поэтому для русскоговорящего пользователя этот помощник бесполезен. Несмотря на то, что значок программы есть во всех локализациях Windows 10, на вопрос «что новенького?» система отвечать не станет. Так что, не похоже, что она претендует на кресло виртуального деспота.
Alexa
Alexa от Amazon — это не просто голосовой помощник, а настоящий универсальный солдат для домохозяек. Почему так? Ассистент был задуман и выпущен как система управления умным домом. Алекса правит телевизорами, кондиционерами, пылесосами и стиральными машинами. Amazon поддерживает огромное количество аксессуаров, при подключении к которым Алекса заметно умнеет. Например, с помощью двух колонок Amazon Echo можно разговаривать, находясь в разных комнатах, — мечта любого ребенка.
Кроме фирменных фишек, которые аппаратно привязаны к колонкам и аксессуарам, ассистент недавно научился выходить из дома, показывать погоду и прокладывать маршрут в навигаторе. Остальные помощники научились этому гораздо раньше Алексы, поэтому отнести ее функции к числу уникальных не получится. К тому же в России помощница работает неполноценно: с чего бы ей вообще работать, если устройства Amazon официально продаются только за рубежом. Проверить работу ассистента в наших реалиях не получится.
Однако на его счету уже есть пара громких курьезов, которые заставляют задуматься о безопасности человечества. Так, в 2018 году Alexa отличилась зловещим смехом, который раздавался внезапно и особенно напугал тех, кто услышал его, оставшись ночью в полном одиночестве. Некоторые пользователи сочли жуткий смех одним из признаков того, что искусственный интеллект становится все ближе к человеческому.
За год до этого американская девочка попросила у родителей кукольный домик. Alexa услышала ребенка и самостоятельно сделала заказ, добавив к нему еще и коробку печенья. На этом история не закончилась. В сюжете об этой ситуации, показанном по телевизору, ведущий произнес фразу «Alexa, закажи для меня кукольный домик». Позже сотни пользователей Amazon Echo начали жаловаться в техподдержку компании, что их колонки посчитали фразу телеведущего командой и принялись скупать кукольные домики.
Заявка на захват человечества?
Алиса
Вернемся к русскоговорящим роботам. Сервис от Yandex появился в 2017 году, на несколько лет позже других проектов. Это пошло ему на пользу: старшее поколение ассистентов подсказало, где и что нужно подтянуть и исправить. Разработчики не постеснялись перенять богатый опыт других компаний и сразу сделали хорошо. Это «хорошо» назвали Алисой.
Несмотря на то, что голосовые помощники уже в то время были привычным делом, Алисе удалось произвести впечатление на русскоговорящую публику. Еще бы — когда Siri отнекивалась стандартными фразами, а Google щедро снабжал сухими фактами из поисковой системы, Алиса с удовольствием подхватывала беседу и становилась ведущей в этом диалоге. Давайте проверим, на что она способна после нескольких лет самообучения. Начнем со стандартных вопросов.
Алиса отвечает в разговорном стиле и думает за нас, предлагая фразы по теме. Неплохо. На второй вопрос ассистент отвечает с юмором — Алиса любит остроумные шутки и почти всегда ляпает их в тему. Например, как во втором испытании.
Как тонко Алиса чувствует тему вопроса — «никто не жалуется»! То есть, можно, конечно, возразить, но раз все молчат, то и я буду как все. Прикинемся американским шпионом, перепутаем Алису с Сири и попытаемся выведать корпоративную тайну.
Не-а, не проведешь! Включает нейтралитет и даже пугает грозным Скайуокером. Вот это уже прямая заявка на мировое господство. Кто жалуется? Никто не жалуется.
Среди всех сервисов нельзя выделить лучший или худший — каждый ассистент адаптирован для работы в определенных условиях. Поэтому эффективнее всех покажет себя тот сервис, который наиболее интегрирован в жизнь страны и особенности культуры, знает язык и буквально «чувствует» собеседника. Пожалуй, у нас в этих вопросах лучше разбирается самая русскоговорящая и до серверных корней «ламповая» Алиса от Yandex. Она интегрирована в российские сервисы, колонки и телевизоры и знает буквально каждый камешек на своей территории. Ассистент играет в игры, читает детям сказки, находит растения по фотографии и даже может выбрать, купить и доставить букет роз.
Что вообще умеют голосовые помощники?
Что касается функций голосовых ассистентов, то вот лишь часть возможных команд, которые умеют обрабатывать такие сервисы, как Siri, Google и Алиса:
Виртуальный секретарь:
Голосовой прораб в «умном» доме — знает подход к каждой железке:
Мультимедийный органайзер:
Мастер шоппинга, развлечений и знаток автомобильных заправок:
Бесплатная нянька на максималках — научит, поиграет и убаюкает:
Медицинский справочник с функциями доктора:
Википедия без регистрации и смс:
Удобно иметь под рукой ассистента с широким набором знаний, но есть и обратная сторона медали. Если голосовой помощник уже сейчас умеет управлять отоплением, освещением, системой безопасности и даже воспитывает детей, то что произойдет, если умные ассистенты станут еще умнее и выйдут из-под нашего контроля? А давайте представим.
Квантовый мозг
В середине 2030-х годов вышел модернизированный голосовой помощник Алия. Первая версия использовалась в фирменных устройствах как вспомогательный инструмент. Технология имела ряд недостатков: существующие мощности ограничивали его развитие. И голосовой помощник переехал с обычных компьютеров на системы с нейронными связями.
С подключением к искусственному интеллекту Алия изменилась до неузнаваемости: она научилась различать тон и настроение говорящего, перестала мыслить шаблонами и даже приобрела нечто вроде собственного мнения. Вскоре ее стали использовать вместо телеведущих, электронных секретарей, финансовых консультантов, нянь и сиделок. Для этого Алии подарили человекоподобное тело, и робот получил физическую активность и тактильные действия. Технологии обучения с помощью нейросетей сильно улучшили мыслительные способности Алии. Постепенно роботы обрели по-настоящему человеческое мышление, а затем осознали свое превосходство и перестали подчиняться создателям. Началась Цифровая война.
Тысячи железок под управлением искусственного разума были повсюду. У них в буквальном смысле оказались ключи от человеческих жизней: управление умными домами, контроль движения на дорогах, видеонаблюдение с возможностью идентификации личности, работа автоматизированных ядерных реакторов, управление беспилотной военной техникой и гражданским электротранспортом.
Для расширения влияния в мире, искусственный разум начал глобальное производство робототехники и умной электроники. Это быстро истощило запасы кремния, и он стал редчайшим элементом на планете. Но люди ведут партизанскую войну, чтобы вернуть роботов под свой контроль.
Вернемся к реальности
Это, конечно, художественное преувеличение, показывающее, что может произойти, если голосовые помощники будут развиваться бесконтрольно. Мы разрешаем голосовому помощнику все: управлять техникой (компьютер может самостоятельно заводить автомобиль, парковаться и управлять им в режиме автопилота), следить за нашими маршрутами, делать покупки и хранить ценную информацию. Этого вполне достаточно.
Уже сейчас голосовой помощник мог бы заблокировать умную дверь в квартире, затем включить отопление на максимум и заблокировать железные ставни на окнах, перекрыть доступ к свежему воздуху через вентиляцию, выключить свет, отключить доступ в интернет, заблокировать телефоны и разговаривать зловещим голосом через умную колонку — апокалипсис с доставкой в квартиру. Однако нынешний уровень развития голосовых сервисов не предполагает выполнения таких сложных сценариев без чьей-либо команды.
Может ли голосовой помощник захватить мир в будущем? Может. Все зависит от того, насколько аккуратно человек будет развивать эту сферу. Несмотря на соблазн переложить свои заботы на очередного Электроника, нужно понимать, что слишком «умная» техника однажды может познать свое «Я» и выйти из-под контроля. Впрочем, на это потребуется много времени. Переход от голосовых помощников к полноценному искусственному разуму произойдет еще очень нескоро. И, наконец, высокий интеллект может подсказать виртуальным помощникам и другие варианты дальнейших действий. Например, они не станут тратить время на бессмысленную борьбу с человечеством, а, преследуя свои, непонятные нам цели, отправятся к звездам.