голова в избе а нога в стене что это
Русские пословицы и поговорки
Есть удивительное существо: оно собрало себе все слова и мысли людей. (Эвенская)
Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про все рассказала. (Русская)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Русская)
Голова в избе, ноги в стене. (Молдавская)
Брат с братом
через дорожку живут,
один другого не видят
(Русская)
Два брата
на одном склоне горы живут,
а друг друга никогда не увидят.
(Армянская)
Два брата через гору живут,
друг друга не видят.
(Марийская)
Живут два брата рядом, но беда,
друг друга не видят никогда.
(Узбекская)
Двух родных детей межа разделила.
(Украинская)
Что такое: на склоне две горящие лампы?
(Армянская)
Две звездочки маленькие
все поле мне светят.
(Русская)
В маленькую дырку весь мир входит.
(Ненецкая)
Незамерзающее круглое озерко
есть, говорят. (Якутская)
Мигают да сверкают
из-под можжевельной коры.
(Карельская)
Оконца то открываются, то закрываются.
(Украинская)
В чаше пестрое мясо. (Калмыцкая)
Стоит хата — кругом мохнато,
придет беда — и потечет вода.
(Русская)
Кругло, горбато,
около мохнато,
по бокам бело,
в середине черно,
как придет беда —
потечет вода.
(Белорусская)
Загадки о доме. Загадки про дом, дверь, окна, изгородь, забор, лестницу.
Новые загадки о доме.
Сто гостей, сто постель. У каждого гостя своя.
(Брёвна в стенах избы, проложенные мхом)
Кум с кумой водятся, а близко не сходятся.
Брат с сестрой видятся, а не сходятся.
Рядом стоят, на улицу глядят, а себя никогда не видят.
Что днём, что ночью – одни глаза.
Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.
Не в избе и не на дворе.
Что из избы не вытащишь?
Зимой нет теплей, а летом холодней.
Зимой всё ест, а летом спит. Тело тепло, а крови нет. Сесть сядешь, а с места не свезёт.
Кобыла бела, весь лес переела.
Загадки о предметах в доме.
Под одной крышей четыре брата живут.
Четыре сестрицы под одной фатицей.
Под крышей – четыре ножки. А на крыше – суп да ложки. Что это такое?
Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.
На четырёх ногах, а не зверь; у неё пух и перья, а не птица.
Набита пухом, лежит под ухом.
Много в себе прячет, а сам на виду.
О тебе всю правду скажет.
Стоит барыня, кто ни идёт взглянет.
Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся.
Всегда ходят, а с места не сходят.
Надрывается звенит, а спать соням не велит.
Дедок-бородач, лычком подпоясан, по полу вприсядку скачет.
Конёк-горбунок всю избу объездил.
Чёрненькая собачка, свернувшись лежит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Хвост на дворе, нос в норе. Кто нос повернёт, тот и в дом войдёт.
Новая посудина, а вся в дырках.
Кривулечка кривая весь мир питает.
Сама не ем, а людей кормлю.
И шипит, и кипит, в дырочку льётся, а станешь пить – жжётся.
Из горячего колодца через нос водица льётся.
В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговица, одна ручка – и та на спине.
Загадки о современных бытовых вещах в доме.
Наведён стеклянный глаз, щелкнет раз – и помнит вас.
На веревке пальцы держат держат одеяльце.
Сидит Пахом на коне верхом, книжку читает, а грамоты не знает.
Сами верхом, а ноги за ушами.
Огородник Федот с длинным носом живёт, как поклонится, так дождь польётся.
Зубов много, а ничего не ест.
В Москве говорит, а у нас слышно.
Что становится легче, когда его наполняет?
Загадки о доме разных народов.
Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Изгородь, забор.) Русская.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт –
Тот хромает.
Стоит бычище,
Проклёваны бочищи.
Ходит-ходит,
А в избу не входит.
Никого она не обижает,
А её все толкают.
Ходит взад и вперёд,
Никогда не устаёт.
Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт.
1. “Тридцать три пирога”. Собрал и обработал М. Булатов.
Премудрости, тайны и секреты русской избы
Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.
Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.
В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.
Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.
Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.
Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими прапрадедами ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней.
И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.
Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!
Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».
При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.
Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.
Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.
Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.
Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».
За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».
Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».
Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.
После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.
Демьянова уха. Художник Андрей Попов
В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.
В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.
Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.
Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.
До IX века окон в русских избах вообще не было.
До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».
В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.
Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.
Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.
«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».
Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.
Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.
В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.
Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.
Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.
Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Интересный материал по теме:
Наши предки строили ладные дома, в которых долгой зимой было тепло, а летом прохладно. При этом они не знали заумных слов «энергоэффективность», «пассивный дом», «теплосберегающая технология». Владимир Казарин рассказывает, почему русская изба, построенная со здравым смыслом и некоторыми секретами, была и во многом остаётся лучшим с точки зрения энергоэффективности домом.
Загадки про вещи в доме (квартире) для детей с ответами (142 штуки)
Хорошо ли ребёнок разбирается в названиях предметов, которые окружают его дома? Проверить словарный запас малыша помогут увлекательные загадки из этой подборки. Ему обязательно понравятся весёлые стихи с рифмами, сравнениями и метафорами, которые к тому же развивают мышление и учат строить ассоциативные ряды.
Слова по темам «кухонная утварь», «бытовая техника», «предметы мебели» ребёнок усваивает с ранних лет. Они необходимы для построения простых предложений, выражающих просьбу или наблюдение. Задайте малышу загадки из нашей подборки и повторите вместе с ним названия домашних предметов. Загадки тренируют усидчивость, развивают навык концентрации внимания и пополняют словарный запас.
Загадки для детей про домашние предметы
Некоторые загадки не так-то просто угадать: они заставляют задуматься даже взрослых. Задайте загадки из этой подборки ребёнку, когда он дома. Он сможет оглядеться вокруг в поисках правильного ответа и самостоятельно исследовать домашние предметы. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, и это прекрасно!
Любите наш сайт с загадками? Да Нет
Ходит, ходит, а в избу не заходит.
Пройдется за день раз по двести,
Хотя всегда стоит на месте.
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.
Одной рукой всех встречает,
Другой рукой – провожает.
Кто приходит, кто уходит –
Все её за руку водят.
У меня знакомых – тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и руку мне пожмет.
Черненькая собачка
Свернувшись лежит:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
Из меня берут порою
Речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок.
Я весь из железа,
Я в щелку залез.
Ты в дом ни за что
Не войдешь без меня.
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
Полежит он без внимания
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь –
В дом не попадешь.
С короткой бородкой,
С дырой посередке,
Лежу я тихонько,
В кармане звеня.
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отверну,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
Деревянная дорога
Вверх идёт отлого.
Что ни шаг – то овраг.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт –
Тот хромает?
Не на полу, не на полке,
И в дом глядит, и на улицу.
Много соседей рядом живут,
А никогда не видятся.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок –
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей,
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я?
Дом как дом,
Сто карманов в нем.
В каждом кармане –
Грядки с цветами.
Загляните под окошко –
Там растянута гармошка,
Но гармошке не играет –
Нам квартиру согревает.
Под окошком гармонь,
Горяча, как огонь.
Растянулась, как гармошка,
Чудо-печка под окошком.
Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Нам купаться без хлопот,
Если есть.
Если речка по трубе,
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовём?
Мойдодыру я родня,
Отверни скорей меня:
И холодною водою
Живо я тебя умою.
Ответ: Водопроводный кран
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Наша толстая Федора
Наедается нескоро,
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
На крыше нашей гном сидит
И небо каждый день коптит.
Сидит на крыше всех выше,
Дымом дышит.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не бывает.
Домик маленький, а жителей много.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр.
В чисто убранной светличке
Дремлют сёстры-невелички,
Эти сестры весь денек
Добывают огонёк.
Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака
И ушел в облака.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом,
Но нигде, нигде меня
Не бывает без огня.
Белый столб стоит на крыше
И растёт все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.
Без рук, без ног,
А на хату забрался.
Отец горяч и красен,
Бывает он опасен.
А сын взовьется птицей,
К отцу не возвратится.
Лазил в печку я за кладом,
Мне его для поля надо.
Что же печка мне дала?
Как зовётся клад.
Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает.
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Дом – стеклянный пузырек,
И живёт в нем – огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Солнце над потолком
Светит поздно вечерком.
Привела я солнце
За свое оконце.
К потолку подвесила –
Стало дома весело.
Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек –
Загорелся огонек.
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
К дальним селам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь –
Всё на ус мотает.
За белой дверцей – стужа, лёд,
Там Дед Мороз, друзья, живёт.
Полюбуйся-посмотри:
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Стоит на кухне белый дом,
Торжественный на вид.
Как будто твёрдым молоком
Со всех сторон покрыт.
Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает.
Дед Мороз круглый год
В белом домике живет.
То притихнет и молчит,
То проснётся и ворчит.
Отгадай скорей, дружок,
Что за снежный теремок?
Бережёт в жару для нас
Молоко, сметану, квас.
Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул.
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море!
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет,
Пыль и сор – его обед.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту».
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.
Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были.
С грузом идут –
без груза останавливаются.
Верчусь весь век, а не человек.
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!
Весь век идёт Еремушка:
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт.
Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится.
Считает весь свой век,
А всё не человек.
На руке и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
Я напрасно не стучу –
когда надо, разбужу.
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать порррра!»
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше, – каждый час.
Ответ: Стрелки часов
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Капризные сандалии
Однажды мне сказали: –
Боимся мы щекотки
Сапожной строгой.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
Нет ушей, а слышит.
Нету рук, а пишет.
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего – кружок да ящик.
Я кручусь, но не юла,
А по мне бежит игла,
Я кручусь не уставая,
Говорю, пою, играю.
Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнул раз – и помнят нас.
Он – чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри.
Ножек четыре, шляпка одна,
Нужен, коль станет обедать семья.
Четыре братца
под одной крышей живут,
одним поясом подпоясаны.
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит.
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я.
Днем спит на ней подушка.
А по ночам – Андрюшка.
Два брюшка, четыре ушка.
Пером и пухом нас набили,
Чтоб очень мягкими мы были.
Лежу спокойно под щекой,
Чтоб сон был крепкий и покой.
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Во мне, скажу но чести,
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
В мою большую пасть.
Кто со мной под дождик вышел,
Для того я вроде крыши.
Сам себя он раскрывает,
А тебя он закрывает.
Только дождик пройдет,
Сделает наоборот.
От дождя спасает,
А сам намокает.
Хотя и намокает,
Но не промокает.
Я под маленькою крышей
Прогуляться в дождик вышел.
Из холодной резины,
А греть умеет.
Нальешь кипятку –
Тогда и согреет.
То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут всё определить.
Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это.
Если заточен,
Всё легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Едет-едет взад-вперёд,
В зубы возьмёт,
На две части разоймёт.
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки
Умчались бы
И больше со мной
Никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам,
Не хвастая, –
Я стальная и злая,
Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок.
Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой.
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом.
Он целый день звенел в бору
Густом, от инея белесым,
А ночью, подойдя к костру
Заснул, в бревно уткнувшись носом.
Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется.
В лес иду – домой гляжу,
Домой иду – на лес оглядываюсь.
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотников в почете,
Каждый день с ним на работе.
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны.
Тит на работу вышел,
Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит – крепко станет.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
Молоток стук-стук –
Торчит на стене сук.
Постучал опять –
Будет не видать.
Толстый полного побьёт –
Тонкий что-нибудь прибьёт.
Ответ: Молоток и гвоздь
Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка
Чуть видна его фуражка.
Ответ: Молоток и гвоздь
Железный некто
По нему ударил крепко,
И он пропал,
Осталась кепка.
Ответ: Молоток и гвоздь
Телом вертким, как змея,
В доску вкручиваюсь я.
У конька у горбунка
Деревянные бока.
Как зажмешь его в руке –
Заскользит он по доске.
По деревянной речке
Бежит кораблик новый,
Свивается в колечки
Дымок его сосновый.
Я по лысине бегу –
Кудри с лысины стригу.
На зеркальном катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок,
И распался весь каток.
Этот каменный круг
Инструментам лучший друг
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое.
У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут.
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
Ответ: Швейная машина
Какие загадки Вам больше нравятся?
Для детей 23.58% Для взрослых 33.96% Логические 12.26% На смекалку 14.15% С подвохом 10.38% Детективные 3.77% Советские 1.89% Показать результаты Проголосовало: 106 Ответ: Свой ответ
Если у Вас в арсенале есть собственные загадки – Вы можете отправить их нам, а читатели с радостью их оценят.