голубая стрекоза о чем произведение

Голубая стрекоза (Пришвин)

Во время Первой мировой войны 1914 года рассказчик, переодетый в костюм санитара, поехал военным корреспондентом на фронт и попал в большое сражение на западе. Однажды рассказчик шёл, не обращая внимания на пули и снаряды, и наблюдал за стаей куропаток. Вдруг, словно из-под земли, раздался строгий голос, прикрикнул на рассказчика и велел заниматься делом, а не писательскими глупостями. Это был капитан Максим Максимыч.

По приказу капитана рассказчик поднимал людей, таскал скамейки, укладывал раненых, забыв о себе, как о литераторе. Однажды тяжело раненый попросил у рассказчика воды. Принеся ему напиться из ближайшего ручья, рассказчик заметил, что раненый очень молод, почти мальчик. Пить он не стал, только повторял в бреду: «Вот бы водицы… Ручей». Рассказчик с санитаром перенесли мальчика к ручью.

В косых лучах вечернего солнца особенным зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

Мальчик поблагодарил рассказчика, посмотрел на красивую стрекозу и закрыл глаза. Время от времени, борясь со смертью, раненный приходил в себя и спрашивал, летает ли ещё голубая стрекоза, и рассказчик отвечал: «Летает, и еще как!». Когда начало смеркаться, мальчик снова спросил о стрекозе. Рассказчик, глубоко задумавшись, ответил, что она летает, не посмотрев, так ли это на самом деле. Открыв глаза, мальчик не увидел стрекозы, и рассказчик испугался, что тот ослеп перед смертью, но потом взглянул на ручей и убедился, что стрекозы действительно не видно.

Подумав, что его обманули, мальчик огорчился и молча закрыл глаза. Расстроенный рассказчик взглянул на ручей внимательней и заметил в воде отражение стрекозы — её просто не было видно на фоне темнеющего леса, «но вода — эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме». Рассказчик радостно показал мальчику на стрекозу, и тот улыбнулся.

Мальчик выжил, по-видимому, ему помогли доктора. Но рассказчик верит, что «им, докторам, помогла песнь ручья» и голубая стрекоза, летающая в темноте над заводью.

Источник

«Голубая стрекоза» (Пришвин): краткое содержание рассказа

История написания

Во времена Первой мировой войны писатель отправился на фронт как корресподент. Свои очерки Пришвин отправлял в различные газеты. Вместе с тем он не только наблюдал и делал записи о военных действиях, но и принимал в них участие.

Михаил Михайлович помогал ухаживать за ранеными, один из случаев и был взят за основу рассказа «Голубая стрекоза». В самом названии нет никакого намека на войну, тем не менее оно было создано в период его работы военным корресподентом. Излагая краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, следует отметить, что этот рассказ не о военных действиях, а о том, как важно, чтобы человек не терял связь с природой и всегда сохранял в себе способность сопереживать и восхищаться прекрасным.

Встреча с мальчиком

Краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина нужно начать с того, корреспондент прибыл на фронт в качестве санитара и сразу оказался на поле сражения, которое проходило в Августовских лесах. Он записывал все свои наблюдения, но чувствовал себя ненужным и понимал, что не может с помощью слов донести до читателей весь ужас происходящего. Корреспондент шел навстречу войне, не боясь ни снарядов, ни пуль, которые пролетали рядом с ним.

Внезапно его окликнул капитан, которого звали Максим Максимыч. Несмотря на то, что он был строг, к корреспонденту относился с пониманием. Видимо, старый вояка понимал, что тот чувствует свою ненужность и хочет быть полезным. Максим Максимыч приказал писателю помогать укладывать раненых. Корреспондент, довольный, что ему поручили ответственное дело, стал выполнять его приказание.

Мы продолжаем пересказывать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина. Нужно написать о том, как произошла встреча автора с раненым бойцом. Он помогал укладывать раненых, как вдруг услышал слабый голос, который просил воды. Конечно, писатель принес бойцу воды, но тот не стал пить. Он продолжал просить воды, увидеть ручей.

Тогда корреспондент посмотрел на раненого и с удивлением увидел, что это был практически мальчик. В чертах его лица еще отражался трепет и волнение души. Он с помощью санитара на носилках отнес раненого мальчика к ручью. Санитар ушел, а он остался с бойцом на берегу ручья.

Описание сюжета и краткий анализ

Басня Ивана Андреевича Крылова опубликована в 1808 году. Однако не он создал сюжет, он сделал литературный перевод на русский язык басни «Цикада и муравей» французского поэта Жана де Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца Эзопа. Заменив главных героев, Крылов назвал свою басню «Стрекоза и муравей».

Краткое содержание произведения поможет детям, которые не очень хорошо воспринимают стихотворный стиль, понять смысл и мораль басни, так как свободный пересказ более удобен для чтения и восприятия повествования, особенно текст иллюстрируют рисунки.

голубая стрекоза о чем произведение. Смотреть фото голубая стрекоза о чем произведение. Смотреть картинку голубая стрекоза о чем произведение. Картинка про голубая стрекоза о чем произведение. Фото голубая стрекоза о чем произведение

Легкомысленная героиня басни Стрекоза пела и веселилась всё лето. В её планы не входило устройство собственного жилья на зиму. Она даже не задумывалась, где будет зимовать, и чем будет питаться, когда придут холода. Все её мысли были только о развлечениях.

Но когда наступила зима, Стрекоза поняла, что замёрзнет, если не найдёт себе пристанище, поэтому обратилась за помощью к Муравью. В отличие от летней плясуньи, этот герой басни тяжело трудился всё лето. Он строил себе жильё и запасал пропитание на зиму.

Когда Стрекоза попросилась к нему на постой, Муравей поинтересовался летними занятиями своей гостьи. Та, не задумываясь, ответила, что пела и веселилась целыми днями, поэтому у неё не было времени на подготовку к зиме. Тогда Муравей ответил, что если Стрекоза считает своё пение делом, то пусть теперь идёт и пляшет.

Если произвести краткий анализ «Стрекоза и муравей», для читательского дневника, то он будет выглядеть следующим образом:

Текст произведения не очень большой, поэтому удобен для чтения на уроках литературы. В начальной школе ученики уже могут разобраться с темой басни «Стрекоза и муравей», самостоятельно проанализировать её, понять суть и сделать выводы.

Полет голубой стрекозы

Далее в рассказе идет описание природы, строки дышат удивительной чистотой и помогают читателю прочувствовать красоту вечернего леса. В этой части рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза» (краткое содержание не сможет, к сожалению, передать все нюансы) говорится о том, какой целительной силой может обладать природа. Корреспондент и мальчик любовались красотой леса в вечерних лучах солнца, водяными лилиями. В этот момент над водой кружилась голубая стрекоза.

Мальчик, закрыв глаза, слушал звуки ручья, и на его лице отражалась внутренняя борьба. Наконец, она закончилась появлением на лице детской улыбкой, он открыл глаза и поблагодарил автора. В этот момент мальчик увидел стрекозу, улыбнулся и снова закрыл глаза. Иногда раненый боец спрашивал, продолжает ли летать это прекрасное создание. И всегда получал утвердительный ответ, который его успокаивал.

Спустя какое-то время автор задумался и, ответив на вопрос про стрекозу, не заметил, что мальчик открыл глаза. Но в сумерках он не увидел ее и расстроился, что писатель оказался невнимателен. Пришвин тоже огорчился, но вдруг в отражении воды увидел стрекозу и рассказал об этом мальчику. Краткое содержание «Голубой стрекозы» Михаила Пришвина мы завершим тем, что писатель рассказывает, как мальчика спасли. Он считал, что это заслуга не только докторов, но и волшебной песни ручья и полета голубой стрекозы.

Даже если читать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, можно прочувствовать с какой искренней любовью описывает писатель красоту природы. И как он радуется, что есть люди, которые ей могут восхищаться и которых огорчает невнимательное отношение к ее красотам. Пришвин считал, что докторам помогли ручей и стрекоза потому, что умение ценить каждый миг и быть в гармонии с природой позволяет человеку сохранить все хорошее, что есть в его натуре.

Конспект урока по литературе «Рассказ М.Пришвина «Голубая стрекоза»

М. М. Пришвин. Рассказ «Голубая стрекоза». Осуждение войны в нем.

Источник

Голубая стрекоза (Пришвин)

Во время Первой мировой войны 1914 года рассказчик, переодетый в костюм санитара, поехал военным корреспондентом на фронт и попал в большое сражение на западе. Однажды рассказчик шёл, не обращая внимания на пули и снаряды, и наблюдал за стаей куропаток. Вдруг, словно из-под земли, раздался строгий голос, прикрикнул на рассказчика и велел заниматься делом, а не писательскими глупостями. Это был капитан Максим Максимыч.

По приказу капитана рассказчик поднимал людей, таскал скамейки, укладывал раненых, забыв о себе, как о литераторе. Однажды тяжело раненый попросил у рассказчика воды. Принеся ему напиться из ближайшего ручья, рассказчик заметил, что раненый очень молод, почти мальчик. Пить он не стал, только повторял в бреду: «Вот бы водицы… Ручей». Рассказчик с санитаром перенесли мальчика к ручью.

В косых лучах вечернего солнца особенным зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

Мальчик поблагодарил рассказчика, посмотрел на красивую стрекозу и закрыл глаза. Время от времени, борясь со смертью, раненный приходил в себя и спрашивал, летает ли ещё голубая стрекоза, и рассказчик отвечал: «Летает, и еще как!». Когда начало смеркаться, мальчик снова спросил о стрекозе. Рассказчик, глубоко задумавшись, ответил, что она летает, не посмотрев, так ли это на самом деле. Открыв глаза, мальчик не увидел стрекозы, и рассказчик испугался, что тот ослеп перед смертью, но потом взглянул на ручей и убедился, что стрекозы действительно не видно.

Подумав, что его обманули, мальчик огорчился и молча закрыл глаза. Расстроенный рассказчик взглянул на ручей внимательней и заметил в воде отражение стрекозы — её просто не было видно на фоне темнеющего леса, «но вода — эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме». Рассказчик радостно показал мальчику на стрекозу, и тот улыбнулся.

Мальчик выжил, по-видимому, ему помогли доктора. Но рассказчик верит, что «им, докторам, помогла песнь ручья» и голубая стрекоза, летающая в темноте над заводью.

Источник

«Голубая стрекоза» М. Пришвина — краткое содержание

Действие рассказа разворачивается во время Первой мировой войны. Главный герой становится свидетелем того, как отчаянно борется за жизнь человек, и как окружающая природа помогает ему в этой борьбе.

Далее можно прочитать Голубая стрекоза краткое содержание.

Персонажи рассказа

Главным героем произведения является сам рассказчик. Он – писатель и военный корреспондент, который попадает на фронт и исполняет там обязанности санитара вместе с главным фронтовым медиком. У главного героя есть командир – капитан Максим Максимыч, который старается сделать так, чтобы все его подопечные выжили, что, разумеется, невозможно.

Однажды рассказчик сталкивается с молодым раненным воином. Тот умирает и просит корреспондента выполнить последнее свое желание.

Пересказ «Голубой стрекозы»

Недавно закончился бой. Утомленные и израненные воины пытаются восстановить силы, собраться и помочь тем, кто находится в особенно тяжелом состоянии. Рассказчик тоже находится в центре событий, но он отвлекается от реальности – ни стоны тех, кому больно, ни пули или снаряды не могли отвлечь его от созерцания природы. Однако грозный голос командира Максима Максимыча возвращает его на землю, и он спешит помогать солдатам.

Рассказчик активно помогает раненным, и как-то раз его просит принести воды совсем молодой воин. Корреспондент понимает, что перед ним фактически еще совсем юный мальчик, жизнь которого висит на волоске. Тот понимает это и просит главного героя исполнить свое последнее желание: отнести его к ручью.

В кратком содержании «Голубой стрекозы» корреспондент, конечно, не может отказать умирающему. Он приносит его к ручью. Мальчик видит, как летает голубая стрекоза, и это придает ему сил. Он закрывает глаза, но постоянно спрашивает у оставшегося с ним рассказчика, по-прежнему ли она летает. Когда они теряют насекомое, молодой воин словно бы сдается, но вот они снова видят стрекозу, и он опять улыбается.

Мальчик выжил. Ему помогли военные медики, и, конечно, надежда, заключенная в маленьком голубом насекомом.

Источник

Краткое содержание рассказа «Голубая стрекоза» Михаила Пришвина

голубая стрекоза о чем произведение. Смотреть фото голубая стрекоза о чем произведение. Смотреть картинку голубая стрекоза о чем произведение. Картинка про голубая стрекоза о чем произведение. Фото голубая стрекоза о чем произведение

Рассказчик – писатель, который в качестве военного корреспондента поехал на Первую Мировую войну в 1914 году. Пожилой капитан Максим Максимыч сказал ему, что сейчас не время делать заметки, лучше раненым помочь. И рассказчик за таким нужным делом почувствовал «себя настоящим человеком». Однажды умирающий воин, совсем мальчик с трепетной душой, попросил «водицы, ручья». Но он хотел не пить, а оказаться у ручья, в тиши и красоте природы. Рассказчик перенес его к заводи. Там мальчик улыбнулся на голубую стрекозу. Стемнело. Умирающий опять спросил о стрекозе. Рассказчик ответил невпопад, что стрекоза еще здесь. На деле ее не было видно. Мальчик огорчился. И тогда рассказчик разглядел тень стрекозы на воде – и показал юноше. Тот улыбнулся. Конечно, от смерти того юношу спасли врачи. Но и стрекоза тоже.

Читательский дневник по рассказу «Голубая стрекоза» Пришвина

Сюжет

1914 год, идет Первая Мировая война. Рассказчик – военный корреспондент. Старый капитан Максим Максимыч стыдит его за заметки, советует помогать санитарам. Рассказчик относит по просьбе умирающего воина-мальчика к ручью. Тот улыбается на голубую стрекозу. Вечером он спрашивает о ней – рассказчик врет, что она тут. И вдруг видит ее отражение в воде. Юноша рад. Врачи спасли ему жизнь. Но и стрекоза тоже.

Отзыв

Рассказ о неравнодушии, и о том, что природа лечит и душу, и тело. Стрекоза – символ жизни, надежды, радости. Рассказ учит состраданию, отзывчивости, чуткости, помощи тем, кому плохо, о бедах, что несет война. Учит дарить и поддерживать в человеке надежду, веру в лучшее, разделять с ним простые человеческие радости, например, общение с природой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *