голубоглазая розовощекая говорящая что это
Занятие по коррекции когнитивных процессов. Игры
Просмотр содержимого документа
«Занятие по коррекции когнитивных процессов. Игры»
Занятие по коррекция когнитивных процессов
Тема «ДЕТСКИЕ ИГРЫ. ЗАБАВЫ»
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
И.п. — Ребенок сидит. Рот открыт, язык высунут.
Задача ребенка самостоятельно рисовать каким-либо предметом в воздухе восьмерку, следя за предметом глазами и двигая языком в том же направлении. Делать это надо сначала левой рукой (ею надо нарисовать горизонтальную восьмерку), потом правой (вертикальную). Затем наоборот: левой рукой рисуется вертикальная восьмерка, правой — горизонтальная. Упражнение выполняется на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы. Время выполнения 4—6 минут.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда.
Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2—3 раза.
ЦЕЛИ: развитие внимания, навыков самоконтроля, коррекция мыслительных процессов.
Играющие садятся в круг.
Один водящий — «любопытный» — становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем? Играющие должны быстро ответить словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква «К». Ответы могут быть следующие: «композитор», «в кино», «каждый день», «за керосином» и т. д. Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на его место.
Для начала «любопытным» становится ведущий, он задает тон и темп игры, а потом корректирует ход игры таким образом, чтобы динамика была на должном уровне.
Упражнение «ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ»
ИНСТРУКЦИЯ: Для каждой строчки подбери слово, подходящее по смыслу ко всем прилагательным в данной строке.
Шумная, веселая, подвижная. (игра).
Шарообразный, резиновый, разноцветный. (мяч).
Голубоглазая, розовощекая, говорящая. (кукла).
Детский, быстрый, двухколесный. (велосипед).
Яркие, нежные, акварельные. (краски).
Интересная, волшебная, народная. (сказка).
Трудные, стихотворные, хитроумные. (загадки).
Остросюжетные, многосерийные, мультипликационные. (фильмы).
Веселая, детская, хоровая. (песня).
Музыкальная, многолюдная, танцевальная. (дискотека).
Упражнение «НАРИСУЙ ФИГУРУ»
ЦЕЛИ: развитие памяти, коррекция мелкой моторики рук.
Материал: бумага, цветные карандаши, 6-8 геометрических фигур.
Ход игры: Детям показывают 6-8 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.
Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
ИНСТРУКЦИЯ: в каждой строчке найди лишнее слово, которое не подходит к остальным словам.
Чашка, ложка, молоток, тарелка
Мяч, пенал, линейка, тетрадь
Футбол, хоккей, коньки, лодка
Кукла, мишка, скакалка, ручка
Ложка, кружка, тарелка, стол
ИНСТРУКЦИЯ: Продолжи разукрашивать начатую картинку, определи, что у тебя получилось.
Правильный ответ: Ножницы.
Упражнение «ПОДЧЕРКНИ ИГРУШКИ»
ИНСТРУКЦИЯ: Среди слов написанных в строчках, найди игрушки, подчеркни эти слова.
КАРАНДАШ, КУКЛА, СКРИПКА, МЯЧ, ЛИНЕЙКА, ПИРАМИДКА, ПАЛЬТО, КУБИКИ, НЕВАЛЯШКА, НОЖНИЦЫ, ДЕРЕВО, МИШКА, ДИВАН, СЫР, МАШИНКА, СКАКАЛКА, ЛУЖА, ЮЛА, КАКТУС, АКВАРИУМ.
Упражнение «ДОРИСУ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ»
ЦЕЛИ: коррекция мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: дорисуй вторую часть картинки так, чтобы получилась целая картинка.
Упражнение «НАЙДИ ИГРУШКИ»
ЦЕЛИ: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, коррекция мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: Среди изображенных картинок, наложенных друг на друга найди игрушки и обведи их по контуру.
«Что такое? Кто такой» Дидактические игры по развитию речи и воображения
Что такое? Кто такой?
Цель: развитие внимания, мышления.
Описание. Ведущий читает слова-определения какого-либо предмета. Задача учащихся – назвать этот предмет. Возможны варианты ответов.
Вскипевший, остывший, электрический… (чайник)
Глубокая, металлическая, пустая… (кастрюля)
Острый, металлический, наточенный… (нож)
Большой, вместительный, дребезжащий… (холодильник)
Маленькая, фарфоровая, расписная… (чашка)
Стеклянный, гранённый, прозрачный… (прозрачный)
Блестящий, пузатый, тульский… (самовар)
Серебряная, маленькая, чайная… (ложка)
Деревянная, расписная, разделочная… (доска)
Большая, четырёхконфорочная, газовая… (плита)
Искусный, опрятный, талантливый… (повар)
Крепкий, съедобный, ядовитый… (гриб)
Высокое, раскидистое, лиственное… (дерево)
Длинноухий, трусливый, косой… (заяц)
Маленький, серый, колючий… (ёж)
Звонкий, прозрачный, журчащий… (ручей)
Яркое, палящее, лучистое… (солнце)
Проплывающее, белое, высокое… (облако)
Густая, зелёная, шелковистая… (трава)
Болтливая, белобокая, шумная… (рока)
Душистая, ароматная, сладкая… (ягода)
Косолапый, бурый, неуклюжий… (медведь)
Важный, главный, ответственный… (директор).
Весёлый, громкий, заливистый… (звонок).
Интересный, познавательный, воспитывающий… (урок).
Активный, старательный, любознательный… (ученик).
Мудрый, справедливый, строгий… (учитель).
Весёлая, большая, шумная… (перемена).
Бумажный, обязательный, классный… (журнал).
Важное, запланированное, родительское… (собрание).
Отличная, удовлетворительная, заслуженная… (отметка).
Светлый, уютный, просторный… (класс).
Двухместная, удобная, школьная… (парта).
Полное, краткое, уменьшительно-ласкательное… (имя).
Русская, редкая, простая… (фамилия).
Голубые, большие, ясные… (глаза).
Стремительная, неуклюжая, неуверенная… (походка).
Упрямый, трудный, покладистый… (характер).
Высокий, средний, низкий… (рост).
Кратковременная, слуховая, зрительная… (память).
Солёный, кислый, сладкий… (вкус).
Острое, нормальное, слабое… (зрение).
Большое, доброе, больное… (сердце).
Доброжелательная, обаятельная, лучезарная… (улыбка).
Вариант 5. Лекарственные средства.
Круглый, чёрный, активированный… (уголь).
Белый, стерильный, окровавленный… (бинт).
Пушистая, белая, волокнистая… (вата).
Горькая, болеутоляющая, жаропонижающая… (таблетка).
Резкопахнущий, дезинфицирующий, прозрачный… (спирт).
Острая, тонкая, колющая… (игла).
Липкий, тонкий, мозольный… (пластырь).
Коричневый, жгучий, дезинфицирующий… (йод).
Белая, тонкая, хлопчатобумажная… (марля).
Фиолетовая, жидкая, обеззараживающая… (марганцовка).
Стеклянный, холодный, ртутный… (градусник).
Вариант 6. Детские забавы.
Шумная, весёлая, подвижная… (игра).
Футбольный, резиновый, разноцветный… (мяч).
Голубоглазая, розовощёкая, говорящая… (кукла).
Детский, быстрый, двухколёсный… (велосипед).
Яркие, нежные, акварельные… (краски).
Интересная, волшебная, народная… (сказка).
Трудные, стихотворные, хитроумные… (загадки).
Остросюжетные, многосерийные, мультипликационные… (фильмы).
Весёлая, детская, хоровая… (песня).
Шумная, многолюдная, танцевальная… (дискотека).
Вязкая, густая, гречневая… (каша).
Жидкий, кислый, апельсиновый… (сок).
Наваристые, кислые, густые… (щи).
Шоколадный, вафельный, ореховый… (торт).
Густое, пышное, картофельное… (пюре).
Овощной, низкокалорийный, свежий… (салат).
Холодное, шоколадное, сливочное… (мороженое).
Куриная, домашняя, наваристая… (лапша).
Жареные, мясные, пышные… (котлеты).
Крепкий, душистый, чёрный… (чай).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Дополните рассказ по его началу» Дидактические карточки по развитию связной речи.
«По тропинке шагаю – предложение читаю». Дидактические игры для логопедических занятий
«Реши пример» дидактические игры для логопедических занятий по теме «Состав слова»
«Знаки препинания в конце предложения» Карточки для индивидуальной работы.
Комплекссная работа с текстом Л. Толстого «Умная галка»
Рабочая программа по коррекции аграмматичекой дисграфии. 7 класс
«Радуга времён года» Дидактические игры для логопедических занятий.
Буквы-одиночки» Дидактические игры для логопедического занятия в 6 классе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5328625 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Голубоглазая розовощекая говорящая что это
Занятие по коррекция когнитивных процессов
«Как научиться учиться».
Тема «ДЕТСКИЕ ИГРЫ. ЗАБАВЫ»
Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся. Определение целей занятия.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
И.п. — Ребенок сидит. Рот открыт, язык высунут.
Задача ребенка самостоятельно рисовать каким-либо предметом в воздухе восьмерку, следя за предметом глазами и двигая языком в том же направлении. Делать это надо сначала левой рукой (ею надо нарисовать горизонтальную восьмерку), потом правой (вертикальную). Затем наоборот: левой рукой рисуется вертикальная восьмерка, правой — горизонтальная. Упражнение выполняется на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы. Время выполнения 4—6 минут.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда.
Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2—3 раза.
Упражнение «ЛЮБОПЫТНЫЙ»
ЦЕЛИ: развитие внимания, навыков самоконтроля, коррекция мыслительных процессов.
Играющие садятся в круг.
Один водящий — «любопытный» — становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем? Играющие должны быстро ответить словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква «К». Ответы могут быть следующие: «композитор», «в кино», «каждый день», «за керосином» и т. д. Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на его место.
Для начала «любопытным» становится ведущий, он задает тон и темп игры, а потом корректирует ход игры таким образом, чтобы динамика была на должном уровне.
Упражнение «ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ»
ИНСТРУКЦИЯ: Для каждой строчки подбери слово, подходящее по смыслу ко всем прилагательным в данной строке.
Упражнение «НАРИСУЙ ФИГУРУ»
ЦЕЛИ: развитие памяти, коррекция мелкой моторики рук.
Материал: бумага, цветные карандаши, 6-8 геометрических фигур.
Ход игры: Детям показывают 6-8 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.
Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
ИНСТРУКЦИЯ: в каждой строчке найди лишнее слово, которое не подходит к остальным словам.
Чашка, ложка, молоток, тарелка
Мяч, пенал, линейка, тетрадь
Футбол, хоккей, коньки, лодка
Кукла, мишка, скакалка, ручка
Ложка, кружка, тарелка, стол
Упражнение «ЗАШТРИХУЙ»
ИНСТРУКЦИЯ: Продолжи разукрашивать начатую картинку, определи, что у тебя получилось.
Правильный ответ: Ножницы.
Упражнение «ПОДЧЕРКНИ ИГРУШКИ»
ИНСТРУКЦИЯ: Среди слов написанных в строчках, найди игрушки, подчеркни эти слова.
КАРАНДАШ, КУКЛА, СКРИПКА, МЯЧ, ЛИНЕЙКА, ПИРАМИДКА, ПАЛЬТО, КУБИКИ, НЕВАЛЯШКА, НОЖНИЦЫ, ДЕРЕВО, МИШКА, ДИВАН, СЫР, МАШИНКА, СКАКАЛКА, ЛУЖА, ЮЛА, КАКТУС, АКВАРИУМ.
Упражнение «ДОРИСУ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ»
ЦЕЛИ: коррекция мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: дорисуй вторую часть картинки так, чтобы получилась целая картинка.
Упражнение «НАЙДИ ИГРУШКИ»
ЦЕЛИ: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, коррекция мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: Среди изображенных картинок, наложенных друг на друга найди игрушки и обведи их по контуру.
Упражнение «КТО С ЧЕМ ИГРАЕТ»
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов.
ИНСТРУКЦИЯ: Определи, кто из детей чем играет.
Упражнение «ВО ДВОРЕ»
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов, устной связной речи.
ИНСТРУКЦИЯ: Составь рассказ по картинке. Придумай название.
Упражнение «УГАДАЙ, ЧТО Я ВИЖУ!»
В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.
Начинайте так:
Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Сердечки на занавесках?
Вы: Нет.
Он: Обложку Таниной книжки?
Вы: Нет.
Он: шапку Олега?
Вы: Нет.
Он: Фантик на столе?
Вы: Да!
Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!
Упражнение «Внимание, он приближается!»
Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук в руки мячик. И говорят слова:
Ты катись весёлый мчик
Быстро, быстро по рукам
У кого весёлый мячик
Тот, сейчас станцует нам!
Как только слова заканчиваются, тот, у кого в руках окажется мяч, выходит в круг и исполняет что-нибудь.
Развивающие игры со словами для 1-2 класса
Игра «Скажем по-другому»
Цель: развиваем творческое мышление, расширяем словарный запас
Описание. Класс разбивается на группы по 3-5 человек. Учитель напоминает детям о том, как богат и выразителен русский язык, и предлагает поиграть — попробовать свои силы в выражении одной и той же мысли другими словами. Называется предложение. Каждая группа пытается составить 1 предложение с тем же смыслом, но с другими словами. Ни одно слово названного предложения, за исключением предлогов, не должно повторяться. Приветствуется оригинальность и чувство юмора.
Возможен другой вариант игры: учитель читает приведенные ниже примеры, а учащиеся заменяют их более привычными, короткими фразами.
Материал для игры
✓ НА МОЮ РУКУ СЕЛ КОМАР
Пример. На принадлежащую мне верхнюю конечность приземлилось кровососущее насекомое.
✓ ПО КАПУСТЕ ПОЛЗЕТ ГУСЕНИЦА.
Пример. По овощу, у которого семь одежек и все без застежек, медленно передвигается насекомое — родственник бабочки.
✓ НА РОЖДЕСТВО МНЕ ПОДАРЯТ КОМПЬЮТЕР
Пример. На праздник, который следует сразу за Новым годом, я получу в подарок умную машину с клавиатурой, мышкой и принтером.
✓ БАБУШКА КУПИЛА ВНУЧКЕ СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН.
Пример. Мамина мама приобрела для маминой дочери миниатюрный переносной аппарат для того, чтобы всегда быть на связи.
✓ РЫБАК ПОЙМАЛ ОГРОМНОГО СОМА.
Пример. Любитель рыбалки выловил очень большую усатую рыбу.
✓ СЕМЬЯ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА МОРЕ.
Пример. Все родственники, живущие вместе, едут на водоем, который может называться Черное, Красное, Азовское.
✓ МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ.
Пример. Столица нашей Родины жидкость, текущую из глаз, всерьез не принимает.
✓ В ОГОРОДЕ РАСТЕТ ПОДСОЛНУХ.
Пример. На участке земли возле дома, засаженном овощами, возвышается растение, которое поворачивает свой цветок вслед за солнцем.
✓ СОРОКА СИДИТ НА ВЕРШИНЕ СОСНЫ.
Пример. Птица, которую в народе называют белобокой, располагается на верхушке хвойного дерева с иголками, более длинными, чем у елки.
✓ КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ.
Пример. Вечно празднующий не употребляет пищи.
✓ УЧЕНИЦА СДЕЛАЛА ПЯТЬ ОШИБОК В ДИКТАНТЕ.
Пример. Школьница допустила оплошности в количестве на одну большую, чем четыре, в письме под диктовку.
✓ СЛЕЗАМИ ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ.
Пример. Жидкостью, текущей из глаз, несчастье исправить нельзя.
Пример. Пришло время года, когда лопаются почки на деревьях.
✓ Я ПРОЧИТАЛА СКАЗКУ ПРО КРАСНУЮ ШАПОЧКУ.
Пример. Мне довелось ознакомиться с фантастическим произведением про девочку, у которой был головной убор алого цвета.
✓ РАНО УТРОМ ПЕТУХ РАЗБУДИЛ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ.
Пример. На заре домашняя птица со шпорами и громким голосом подняла на ноги обитателей местности поменьше, чем село.
✓ СКОРО НАСТУПИТ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Пример. Вот-вот придет выходной день, следующий за субботой.
Пример. Справился с заданием — отдыхай спокойно.
Пример. С неба посыпались снежинки в огромном количестве.
✓ ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.
Пример. Верного товарища можно узнать лучше тогда, когда случится большое несчастье.
✓ ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ.
Пример. Плохой период без войны милее, чем крепкая разборка.
✓ НАДВИГАЛАСЬ ТЕМНАЯ НОЧЬ.
Пример. Наступало темное, непроглядное время суток.
Пример. Аллигатор дневное светило на небосклоне спрятал в своем желудке.
✓ В ДЕКАБРЕ НАЧНУТСЯ СОРЕВНОВАНИЯ ПО БОКСУ.
Пример. В месяце, который зиму открывает, год замыкает, откроются состязания по виду спорта, в котором главным атрибутом являются перчатки.
✓ УМ — ХОРОШО, А ДВА — ЛУЧШЕ.
Пример. Разум — замечательно, а если его на один больше, то это еще замечательнее.
✓ МАЛЬЧИК, КОТОРОГО ЗОВУТ САША, ЖИВЕТ В СОСЕДНЕМ ДОМЕ.
Пример. Паренек, чье имя состоит из букв «С», «А», «Ш», «А», является жильцом здания, которое находится рядом с тем, где проживаю я.
Игра «Слова на заданную тему»
Цель: развиваем память, мышление
Описание. Каждый ученик получает карточку, на которой указана тема и одно слово, на каждую букву которого нужно придумать слово на заданную тему.
Материал для игры
Названия растений
Названия животных
Названия блюд
Женские имена
Мужские имена
Сказочные герои
Названия орудий труда
Названия явлений природы
Названия городов
Игра «Бочонок собачонок»
Цель: развиваем воображение, нестандартное мышление
Описание. Учитель читает детям стихотворение Б. Заходера «Бочонок собачонок» и просит по аналогии придумать свои «несуразные» выражения.
Материал для игры
Три столовых ложки
Да еще глоток веревки
И моточек газировки.
Примеры. Бутылка апельсинов, букет карасей, ящик молока, два метра свиста, триста граммов линолеума, стакан обоев, графин улыбок, коробка встреч, кусок радости, горсть звуков, тарелка кроссовок, флакон тараканов, таз вдохновения, цистерна глупости.
Игра «Слово заблудилось»
Цель: Развиваем внимание, память, мышление
Описание. Среди названных учителем слов каждой строки есть одно, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей — узнать это слово, а также назвать сказку.
Материал для игры
✓ Кот, дрозд, петух, избушка, лиса, горошек, ковер-самолет. («Петушок — золотой гребешок»)
✓ Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси- лебеди»)
✓ Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. («Три медведя»)
✓ Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь»)
✓ Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка». Ш. Перро)
✓ Аленушка, Иванушка, сокол, след от копытца, козленок, купец, ведьма. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
✓ Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка»)
✓ Синьор Помидор, Карабас Барабас, Тортила, Мальвина, Пьеро, Артемон, Дуремар. («Золотой ключик, или приключения Буратино». А. Толстой)
✓ Крот, ласточка, привидение, эльфы, мышь, майские жуки, жаба. («Дюймовочка». Г.-Х. Андерсен)
✓ Дед, баба, внучка, сани, рыба, лиса, волк, воз, хвост. («Лиса и волк»)
✓ Корыто, землянка, невод, море, старуха, старик, внучка. («Сказка о рыбаке и рыбке». А. Пушкин)
✓ Мачеха, сестры, принц, звездочет, король, фея, часы, туфелька. («Золушка». Ш. Перро)
✓ Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун. («Хаврошечка»)
✓ Набор, солдатики, нога, шапка-невидимка, танцовщица, брошка. («Стойкий оловянный солдатик». Г.-Х. Андерсен)
✓ Плюшки, варенье, мальчик, привидение, домоправительница, моторчик, кикимора. («Малыш и Карлсон». А. Линдгрен)
✓ Мельница, волшебная лампа, осел, король, принцесса, кот, сапоги, людоед. («Кот в сапогах». Ш. Перро)
✓ Бармалей, Авва, Бумба, джинн, Кика, Чичи, Таня, Ваня. («Приключения доктора Айболита». К. И. Чуковский)
✓ Багира, Акела, Шер-Хан, мальчик, Рики-тики-тави, волки. («Маугли». Р. Киплинг)
✓ Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Рыжик, Пончик, Сиропчик, Гусля. («Приключения Незнайки и его друзей». Н. Носов)
✓ Фургон, девочка, Гингема, Бастинда, Тотошка, Гудвин, водяной. («Волшебник Изумрудного города». А. Волков)
✓ Осел, собака, кот, петух, слон, музыканты, разбойники. («Бременские музыканты». Гримм)
✓ Деревня, ведра, щука, печь, царь, Несмеяна, гном. («По щучьему велению»)
✓ Дадон, война, звездочет, петушок, летучий корабль, желание, шамаханская царица. («Сказка о золотом петушке». А. Пушкин)
✓ Герда, Кай, розы, санки, поцелуй, вечность, ключик. («Снежная королева». Г.-Х. Андерсен)
✓ Король, королева, тыква, феи, пир, подарки, шестнадцатилетие, веретено, сон. («Спящая красавица». Ш. Перро)
✓ Амфора, зима, Волька, старик, борода, экзамен, география, ковер-самолет. («Старик Хоттабыч». Л. Лагин)
✓ Принцесса, королевство, дождь, перины, горошина, сапоги-скороходы, принц. («Принцесса на горошине». Г.-Х. Андерсен)
Игра «Исключи лишнее слово»
Цель: развиваем логическое мышление
Описание. Каждый ученик получает карточку. Задание: вычеркнуть в каждой строчке слово, которое по смыслу не подходит к остальной группе слов. Возможны варианты ответов.
Материал для игры
Карточка 1
1. Индюк, гусь, журавль, петух.
2. Клен, роща, ива, дуб.
3. Сладкий, горький, кислый, испорченный.
4. Зима, весна, гололед, лето.
5. Купаться, умываться, загорать, плескаться.
Карточка 2
1. Арфа, рояль, магнитофон, балалайка.
2. Добрый, смелый, ласковый, нежный.
3. Страус, дятел, трясогузка, снегирь.
4. Утенок, цыпленок, гусенок, медвежонок.
5. Окно, дача, дверь, крыша.
Карточка 3
1. Белка, заяц, овца, лиса.
2. Кастрюля, уха, каша, кисель.
3. Лилия, боб, гладиолус, астра.
4. Желтый, синий, светлый, розовый.
5. Мандарин, апельсин, лимон, яблоко.
Карточка 4
1. Берлога, хлев, нора, гнездо.
2. Учебник, циркуль, футболка, пенал.
3. Футбол, волейбол, бокс, баскетбол.
4. Петрова, Кузнецова, Наталья, Боброва.
5. Корабль, троллейбус, такси, автобус.
Карточка 5
1. Квас, сахар, кофе, кисель.
2. Хороший, культурный, замечательный, отличный.
3. Педагог, ученик, врач, парикмахер.
4. Ель, малина, липа, сосна.
5. Круг, квадрат, пятиугольник, ромб.
Карточка 6
1. Сообразительный, красивый, симпатичный, очаровательный.
2. Саша, Лена, Аня, Полина.
3. Кащей Бессмертный, старуха Шапокляк, Золушка, Карабас Барабас.
4. Котлета, рыба, вермишель, сосиска.
5. Водитель, пианист, баянист, аккордеонист.
Карточка 7
1. Ряженка, сок, кефир, бифидок.
2. Физкультура, русский язык, перемена, математика.
3. Опенок, подберезовик, мухомор, рыжик.
4. Журнал, газета, мультфильм, книга.
5. Биатлон, фигурное катание, бобслей, плавание.
Карточка 8
1. Николай, Ванюша, Андрей, Виктор.
2. Чебурашка, Дядя Федор, Шарик, Матроскин.
3. Печень, уши, кишечник, сердце.
5. Пальто, куртка, шорты, плащ.
Карточка 9
1. Самолет, ракета, вертолет, танк.
2. Ваза, цветок, кувшин, графин.
3. Хурма, миндаль, арахис, кокос.
4. Новый год, 8 Марта, Рождество, День защитника Отечества.
5. Обедать, мыслить, думать, соображать.
Карточка 10
1. Марс, Земля, Сатурн, Луна.
2. Ладонь, варежка, перчатка, рукавица.
3. Копыта, грива, лошадь, хвост.
4. Бездельничать, лодырничать, отдыхать, отлынивать.
5. Алладин, Салтан, Гвидон, Дадон.
Ответы.
Карточка 1: журавль; роща; испорченный; гололед; загорать.
Карточка 2: магнитофон; смелый; страус; медвежонок; дача.
Карточка 3: овца; кастрюля; боб; светлый; яблоко.
Карточка 4: хлев; футболка; бокс; Наталья; корабль.
Карточка 5: сахар; культурный; ученик; малина; круг.
Карточка 6: сообразительный; Саша; Золушка; вермишель; водитель.
Карточка 7: сок; перемена; мухомор; мультфильм; плавание.
Карточка 8: Ванюша; Чебурашка; уши; дуб; шорты.
Карточка 9: танк; цветок; хурма; 8 Марта; обедать.
Карточка 10: Луна; ладонь; лошадь; отдыхать; Алладин.
Игра «Не подходит!»
Цель: развиваем мышление
Описание. Класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает карточку с пятью пословицами. Четыре из них — на одну тему, а пятая — на другую. Задание — найти лишнюю пословицу.
Материал для игры
Карточка 1
1. Хозяин весел — и гости радостны.
2. Рад не рад, а говори: милости просим!
3. Ум — хорошо, а два — лучше.
4. Доброму гостю хозяин рад.
5. Незваный гость хуже татарина.
Ответ. Ум — хорошо, а два — лучше.
Карточка 2
1. Раз солгал — навек лгуном стал.
2. Как ни хитри, а правды не перехитришь.
3. Правда прямо идет, а ни обойти ее, ни объехать.
4. Нет худа без добра.
5. Проврался, что прокрался: люди долго помнят.
Ответ. Нет худа без добра.
Карточка 3
1. Смелость города берет.
2. Глаза страшатся, а руки делают.
3. Хвост голове не указка.
4. Волков бояться — в лес не ходить.
5. Риск — благородное дело.
Ответ. Хвост голове не указка.
Карточка 4
1. Здоровье дороже богатства.
2. Больному и золотая кровать не поможет.
3. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
4. Без копейки рубля не бывает.
5. На деньги здоровья не купишь.
Ответ. Без копейки рубля не бывает.
Карточка 5
1. Смолоду прорешка — под старость дыра.
2. Как поживешь, так и прослывешь.
3. Злой человек не проживет добром век.
4. Чужая сторона — дремучий бор.
5. Береги платье снову, а честь смолоду.
Ответ. Чужая сторона — дремучий бор.
Карточка 6
1. Сперва аз да буки, а там и науки.
2. Грамоте учиться всегда пригодится.
3. На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.
4. Не пером пишут, а умом.
5. За ученого трех неученых дают.
Ответ. На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.
Карточка 7
1. Без дела жить — только небо коптить.
2. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
3. У него лень за пазухой гнездо свила.
4. Сонливый да ленивый — два родных братца.
5. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ответ. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Карточка 8
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. На что и клад, коли в семье лад.
3. Вместе тесно, а врозь скучно.
4. Тогда пляши, когда играют.
5. С родней не без хлопот.
Ответ. Тогда пляши, когда играют.
Карточка 9
1. Что посеешь, то и пожнешь.
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Как проживешь, так и прослывешь.
4. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
5. Чай пить — не дрова рубить.
Ответ. Чай пить — не дрова рубить.
Карточка 10
1. Пчела мала, а и та работает.
2. Моль одежду ест, а печаль сердце.
3. Железо ржа поедает, а печаль сердце изнуряет.
4. Придет беда — не пойдет на ум и еда.
5. Горе — что море: ни переплыть, ни выплакать.
Ответ. Пчела мала, а и та работает.
Игра «Что это? Кто это?»
Цель: развиваем мышление, воображение
Описание. Учитель читает прилагательные, характеризующие какой-либо предмет по данной теме. Задача детей — угадать предмет.
Материал для игры
Вариант 1. Электрические приборы
❀ Раскаленный, легкий, отпаривающий. (утюг).
❀ Цветной, черно-белый, широкоэкранный. (телевизор).
❀ Настольная, яркая, энергосберегающая. (лампа).
❀ Высокий, бесшумный, вместительный. (холодильник).
❀ Современный, моющий, чистящий. (пылесос).
❀ Бесшумная, многофункциональная, стиральная. (машина).
❀ Быстровскипающий, белый, пластиковый. (чайник).
❀ Блестящий, пузатый, тульский. (самовар).
❀ Маленькая, гудящая, перемалывающая. (кофемолка).
Вариант 2. Посуда, столовые приборы
❀ Глубокая, металлическая, пустая. (кастрюля).
❀ Острый, металлический, наточенный. (нож).
❀ Маленькая, фарфоровая, расписная. (чашка).
❀ Стеклянный, граненый, прозрачный. (стакан).
❀ Серебряная, маленькая, чайная. (ложка).
❀ Деревянная, расписная, разделочная. (доска).
❀ Зубчатая, металлическая, блестящая. (вилка).
❀ Тефлоновая, блинная, мелкая. (сковорода).
❀ Маленькое, расписное, круглое. (блюдце).
❀ Хрустальная, ажурная, маленькая. (вазочка).
Вариант 3. Животные
❀ Каркающая, вороватая, прыгающая. (ворона).
❀ Длинноухий, трусливый, косой. (заяц).
❀ Маленький, серый, колючий. (еж).
❀ Голодный, серый, злой. (волк).
❀ Болтливая, белобокая, шумная. (сорока).
❀ Пятнистый, длинношеий, длинноногий. (жираф).
❀ Косолапый, бурый, неуклюжий. (медведь).
❀ Ушастый, огромный, серый. (слон).
❀ Ползающая, шипящая, жалящая. (змея).
Вариант 4. Растения
❀ Высокое, раскидистое, лиственное. (дерево).
❀ Мягкий, зеленый, болотный. (мох).
❀ Густая, зеленая, шелковистая. (трава).
❀ Душистая, ароматная, сладкая. (ягода).
❀ Еловая, продолговатая, коричневая. (шишка).
❀ Усатый, зернистый, золотой. (колос).
❀ Ароматный, скромный, луговой. (цветок).
❀ Старый, трухлявый, замшелый. (пень).
❀ Густой, дремучий, смешанный. (лес).
❀ Набухшие, раскрывающиеся, смолистые. (почки).
Вариант 5. Содержимое школьного ранца (рюкзака)
❀ Вместительный, удобный, ученический. (ранец).
❀ Длинная, деревянная, плоская. (линейка).
❀ Разноцветные, деревянные, отточенные. (карандаши).
❀ Маленькая, прямоугольная, стирающая. (резинка).
❀ Фиолетовый, тонкий, шариковый. (стержень).
❀ Тонкая, клетчатая, глянцевая. (тетрадь).
❀ Пластмассовая, цветная, гелиевая. (ручка).
❀ Ученический, обязательный, фиксирующий. (дневник).
❀ Акварельные, медовые, многоцветные. (краски).
❀ Многостраничный, мудрый, изучаемый. (учебник).
Вариант 6. Детские забавы
❀ Снежный, человекоподобный, смешной. (снеговик:).
❀ Шарообразный, резиновый, разноцветный. (мяч).
❀ Голубоглазая, розовощекая, говорящая. (кукла).
❀ Детский, быстрый, двухколесный. (велосипед).
❀ Длинная, тонкая, крутящаяся. (скакалка).
❀ Интересная, волшебная, народная. (сказка).
❀ Трудные, стихотворные, хитроумные. (загадки).
❀ Остросюжетные, многосерийные, мультипликационные. (фильмы).
❀ Веселая, детская, хоровая. (песня).
❀ Шумная, многолюдная, танцевальная. (дискотека).
Вариант 7. На природе
❀ Звонкий, прозрачный, журчащий. (ручей).
❀ Яркое, палящее, лучистое. (солнце).
❀ Проплывающее, белое, высокое. (облако).
❀ Крепкий, шляпочный, съедобный. (гриб).
❀ Голубое, чистое, высокое. (небо).
❀ Семицветная, выпуклая, красивая. (радуга).
❀ Белый, падающий, искрящийся. (снег).
❀ Дальнее, отзывающееся, передразнивающее. (эхо).
❀ Чистый, прозрачный, холодный. (родник).
❀ Утренняя, холодная, переливающаяся. (роса).
Вариант 8. Тело человека и уход за ним
❀ Высокий, средний, низкий. (рост).
❀ Большое, доброе, больное. (сердце).
❀ Доброжелательная, обаятельная, лучезарная. (улыбка).
❀ Серые, большие, ясные. (глаза).
❀ Скользкое, туалетное, душистое. (мыло).
❀ Белоснежные, крепкие, красивые. (зубы).
❀ Курносый, веснушчатый, любопытный. (нос).
❀ Настенное, отражающее, круглое. (зеркало).