гомон косарей что это
Топи да болота…
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Сергей Есенин — Топи да болота: Стих
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).
Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».
Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).
В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».
Стихотворение и анализ «Топи да болота…»
Темным елям снится
По лугу со скрипом
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Краткое содержание
В. Менк. Утро на болоте. 1880
Русская природа была для Есенина музой на протяжении всего его творчества. Данное стихотворение подтверждает это буквально каждой своей фразой. Очень ярко и выразительно, не приукрашивая, описывает поэт осень в своем родном Константиново. В стихотворении видны не только зрительные образы, но слышатся звуки и ощущаются запахи осенней поры.
Топи и болота, яркое синее небо, зелень хвойного леса – все пребывает в гармонии, наполнено жизнью и умиротворением. Благодаря простым, народным выражениям, текст становится максимально приближенным к разговорной речи. Слышно, как «тенькает синица», «взвенивает лес», «со скрипом тянется обоз». Ощущается запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Есенин практически не пользуется высокой лексикой, поэтому его произведения понятны представителю любого сословия – и крестьянину, и городскому жителю. Они наполняют сердце любовью, учат видеть прекрасное в простых сельских пейзажах.
Анализ
История создания
Данное стихотворение было написано в 1914 году. Это время относится к раннему периоду творчества С.А. Есенина. Он только что переехал в Москву, поэтому тоска по родным местам, где прошли его детство и юность, очень сильно одолевала поэта. Воспоминания о Константиново, его природе, о близких сердцу уголках и стали поводом для создания этого произведения.
Весь текст стихотворения – это один огромный сгусток любви к родине. Здесь явно прослеживается так характерная для раннего творчества Есенина идеализация сельских пейзажей и всего деревенского уклада в целом. Впервые произведение было напечатано в есенинском сборнике стихов «Радуница» в 1916 году.
Персонажи и образы
Вся пейзажная лирика Есенина выстроена на образах родной природы. Поэт не просто рисует поля, небеса, деревья, топи, он наделяет их чертами и свойствами живых существ, которые все понимают и чувствуют. Они словно находятся в постоянном ожидании того светловолосого мальчика, который рос в этих краях, а потом покинул их. Слова «Край ты мой забытый, край ты мой родной» являются этому подтверждением. Лирический герой, на которого спроецирован образ самого Есенина, здесь выражен не явно. Но он присутствует, потому что именно его глазами читатель видит всю описываемую картину.
Композиция
Сюжет, как его принято понимать, здесь отсутствует. Композиция линейная, относительно простая, без выраженных композиционных точек. Экспозицию и завязку можно наблюдать в первом четверостишии, когда читатель знакомится с лесом, благодаря краткому, но точному описанию.
После этого начинается развитие действия: пение синицы, спящие ели, скрип обоза, ветер над ракитами. С помощь этих деталей создается красочный образ сельской жизни. В последних двух строках содержатся и кульминация, и развязка. В них заключена непомерная тоска поэта по покинутому родному краю.
Произведение относится к литературному направлению имажинизм, но содержит и элементы романтизма. Литературный род – лирика, жанр – стихотворение о природе, или пейзажная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
При создании стихотворения использовался трехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ) и множеством неточных рифм, характерных для поэзии Серебряного века: болота – позолотой, скрипом – липой.
Стихи Есенина о природе насыщены средствами художественной выразительности. Данный текст содержит: эпитеты: «синий плат», «лесные кудри», «темные ели»; метафоры: «синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»; олицетворения: «лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной». Помимо этого автор пользуется живыми образными словами, так называемыми просторечиями: «тенькает», «слухают», а также применяет собственный окказионализм (новое, нигде до этого не встречающееся слово, придуманное самим поэтом, авторский неологизм).
Проблематика и основная идея произведения
Поэт не поднимает в данном стихотворении никаких проблем, он просто выражает восхищение красотой родного края. Тема эта также не нова для его творчества, она обусловлена горячей сыновьей любовью к родине, светлыми чувствами к русской природе. Произведение учит беречь природу, относиться к ней так, если бы это было понимающее и чувствующее существо, никогда не забывать отчий край, то место, где появился на свет.
Анализ стихотворения «Топи да болота» Сергея Есенина
Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).
Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».
Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).
В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сергей Александрович Есенин. «Топи да болота…»
Сергей Александрович Есенин
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.
К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей». Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.
Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».
Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.