гончаров обломов чему учит
О чём заставляет задуматься роман И.А.Гончарова «Обломов»?
О чем заставляет задуматься роман?
Роман «Обломов И. А. Гончарова один из самых интересных произведений XIX века, которое заставляет задуматься о смысле жизни человека. Задуматься, кто же такой Илья Ильич, с одной стороны он лентяй, не желающий добиться в своей жизни ничего, но с другой стороны у него прекрасный внутренний мир, честный, искренний и ценящий искусство.
Обломов бездействует, он ничего не делает, он не испытывает ни каких чувств, эмоций, он погружен в полную апатию. Он не понимает смысла человеческой жизни, всей суеты, стараний, каких-то изменений. Но жизни человека и состоит из постоянного движения, постоянного поиска чего-то нового, новых впечатлений, наслаждения, постоянного стремления что-то сделать, Да, можно сказать, что человеческая жизнь бессмысленна. Не каждый может сделать значительное открытие для всего мира, но у каждого есть возможность, сделать открытие для самого себя, разве это не счастье?
На долю каждого человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого выполнения вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл.
Илья Ильич не умеет управлять своими подчиненными, но как же он сможет это сделать, если они, смотря на Обломова, видят пример, причем очень ленивый пример.
Но с другой стороны Обломов счастлив тем, что его окружает. Его это полностью устраивает и его можно назвать счастливым человеком.
Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен. Он настолько привык к своему образу жизни, что не может даже представить себя в иной ситуации. Обломов привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке также раскрываются такие его черты, как консерватизм и нежелание что-либо менять.
И. А. Гончаров «Обломов»: анализ
Творческая история романа
Роман «Обломов» входит в гончаровскую трилогию, состоящую также из романов «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь ее второй частью.
Замысел «Обломова» возник у И.А. Гончарова в 1847 году. Первоначально И.А.Гончаров думал изобразить в романе под названием «Обломовщина» историю русского дворянина-помещика от колыбели до могилы, в его деревенском и городском быте.
Писался роман в течение двенадцати лет, до 1859 г., когда и был опубликован в журнале «Отечественные записки» уже под окончательным названием «Обломов».
В 1849 г., по утверждению самого автора, был составлен план романа и написан черновик первой части. Замысел романа возник у писателя под влиянием идей В.Г. Белинского. Идея данного произведения заключалась в изображении тех особенностей русской национальной жизни и русского национального характера, которые уходят в прошлое и утрачиваются навсегда.
Автор утверждал, что уже 1849 г. был готов план романа и черновик первой части. Началом романа было изображение воспитания главного героя в отчем доме и его обычного дня там.
Работа над «Обломовым» была приостановлена из-за работы над книгой очерков «Фрегат «Паллада» (1853 – 1855 гг.). В июле-августе 1857 г. в немецком городке Мариенбаде невероятно быстро, «как будто по диктовке», Гончаров создал вторую и третью части, а в 1858 г. была завершена последняя, четвертая часть. Но перед публикацией романа «Обломов» был основательно переписан: добавлены новые эпизоды, сокращены некоторые главы.
Раньше всего в печати как самостоятельное произведение появилась глава «Сон Обломова»: в 1847 г. в журнале «Современник». Детские воспоминания о жизни в Симбирске нашли отражение в этой части, изображающей каждодневное существование и быт русских помещиков в провинции, устои патриархальной старины.
Композиция
Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.
Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются различные персонажи, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.
Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).
О чём роман?
Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?
Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».
Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности. Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.
Главные герои и их характеристика
Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян XIX столетия:
Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.
Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.
Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.
Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.
Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.
Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.
Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.
Проблемы
Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей
Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.
Основная идея
Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.
Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет почерпнуть из двух миров только самое лучшее.
Чему учит?
Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».
Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.
Художественные особенности и детали
Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.
Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.
Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»
Творческая история и жанр
Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:
Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.
Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.
Гончаров не только поднимает социальную тему, но и рассуждает о философских вопросах, в том числе о смысле человеческой жизни.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
Год написания – 1847 – 1859 гг.
История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.
Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.
Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
Композиция и смысл произведения
Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:
В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:
Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.
Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.
Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.
Проходит еще немного времени и у Ильи происходит интрижка с мещанкой Пшеницыной, после чего у пары рождается мальчик. Главный герой окончательно уходит в себя, а затем погибает от сердечного приступа. Штольц женится на Ольге и они берут опеку над сыном Обломова.
Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.
Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.
Характеристика героев
Гончаров придумал образы главных героев таким образом, что практически каждый ключевой персонаж имеет свой антипод. Например, апатичному и ленивому Илье противопоставляется хваткий и деятельный Андрей, а сильной и образованной Ольге — покорная, простая Агафья. Подробная характеристика главных героев:
Проблемы
Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.
Тематика романа
Произведение заставляет задуматься о множестве вещей. Автор подробно описывает жизнь дворян и предоставляет возможность поразмышлять на следующие темы:
Как говорит Дмитрий Быков:
Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань
Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.
Проблематика и смысл
Не менее обширны и проблемы, которые автор поднимает в своем произведении. Актуальны следующие вопросы:
В лице Обломова писатель изображает безразличное дворянство, в образе Штольца можно разглядеть поколение капиталистов, живущих ради денег. В своем романе автор выражает надежду на то, что Россия сможет взять из двух миров исключительно лучшие качества.
Произведение Гончарова учит читателей, что человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни. Однако не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя человечности.
Мораль истории в том, что все относительно, не существует абсолютной истины и лжи, полностью хорошего и плохого. Кардинально разные личности могут быть настоящими друзьями, а искренняя любовь способна причинить вред.
Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»
Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры на тему: «О каких вопросах задумывается И.А. Гончаров в романе «Обломов»?»
Роман И.А. Гончарова «Обломов» по праву считается образцом классической русской литературы и великолепным примером романа критического реализма. Примечательно, что произведение, написанное во второй половине девятнадцатого века, до сих пор удивляет любого внимательного читателя глубиной своей мысли и продуманностью сюжета. Роман И.А. Гончарова «Обломов» прежде всего интересен читателю из-за своей многогранности, ведь мы можем рассматривать его и как психологический роман, и как философский, а с некоторых позиций и как социально-бытовой. Благодаря этому автор в своем романе сумел осветить множество вопросов, актуальных во все времена. И.А. Гончаров поднимает проблему «обломовщины», в своих персонажах мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-философские проблемы. На некоторых проблемах и вопросах я хотела бы остановиться подробнее.
Справедливо утверждать, что основной проблемой романа можно считать тему «обломовщины». «Обломовщина» — это социальное явление, представляющее собой распад крепостных устоев дореформенной России. Интересно, что подобное социальное явление И.А. Гончаров сумел рассмотреть с философской точки зрения. Проблему упадка русского дворянства автор рассмотрел с позиции человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Впервые с понятием «обломовщина» читатель знакомится во второй части произведения в диалоге Штольца и Обломова. Штольц, пытаясь подобрать название образу жизни Обломова, метко использует данное понятие. Если Штольц считает подобный образ жизни неправильным, то Обломов в ответ задается массой вопросов: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» В контексте произведения понятие «обломовщина» часто употребляется, как определение полной апатии и лени Обломова, но не стоит забывать, что «Обломов» — роман, относящийся к направлению реализма, а для реализма свойственно отображать в отдельных героях типичность, характерную для того времени. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что «обломовщина» — это не просто характеристика образа жизни Ильи Ильича, а целое социальное явление, а сам Обломов не является единичным представителем социально угасающего дворянства, а по праву может считаться собирательным образом дворянства той эпохи, стоящего на пороге реформ и распада многовековых устоев. Автор гениально сумел перенести типичные образы представителей русского народа тех времен в героев своего романа. Особенно интересно И.А. Гончаров представляет главные мужские и главные женские образы. Главными мужскими образами романа стали Илья Обломов и Андрей Штольц, а основными женскими образами правильным будет считать Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И мужские, и женские главные образы произведения находятся в оппозиции по отношению друг к другу, являются антиподами. Даже внешний вид героев говорит об их полной противоположности. Автор, говоря об Обломове, пишет, что «тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». При этом Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». По своей натуре Штольц активен и деятелен, в то время как Обломов не видит счастья в работе, деятельности, стремлении, считая любой успех довольно условным, ведь в понимании Обломова счастье заключается в покое и тихом течении жизни. Говоря о женских образах романа, следует отметить важную деталь, показывающую нам основное отличие между Ольгой и Агафьей Матвеевной, и деталь эта – отношение к любви, а именно чувства, испытываемые к Обломову. Даже в отношении чувств Ольга, подобно Штольцу, деятельна. Как и Андрей, она стремится изменить Обломова, подтолкнуть его к действию. Она не любит настоящего Обломова, но испытывает чувства к тому Обломову, которого хотела бы видеть, того изменившегося человека, поборовшего апатию, поставившего перед собой цели, человека, желающего двигаться вперед. Обломов прекрасно понял это, о чем говорит читателю фрагмент из его письма Ольге: «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее». Агафья Матвеевна, являющаяся антиподом Ольги, не стремится изменить Обломова, она любит в нем каждую мелочь. Агафья готова принимать Обломова таким, какой он есть. Он будет лежать на диване в своем любимом халате, а она будет печь ему пироги. Противопоставляя Обломова Штольцу, а Олгьу Агафье, автор поднимает проблему грядущих перемен. Образы Обломова и Агафьи угасают так же, как и угасает их время. Наступает время прогресса, перемен и движения, за которым стремятся Штольц и Ольга. По этой же причине невозможным было развитие отношений Ольги и Обломова. Это люди разного времени, устоев, люди с разными жизненными ценностями.
Однако проблема «обломовщины» не единственная интересная и важная для романа проблема, поднятая автором. И.А. Гончаров поднял проблему русского национального характера. Начиная с фольклорных произведений, в русской литературе очень часто поднимается подобная проблема, и И.А. Гончаров на примере главного героя своего романа удачно выявил ее главный аспект– неоднозначность русского характера. Можно ли однозначно назвать Обломова плохим или хорошим? Я считаю, что нет. Даже его лень и апатия не вызывают отрицательные чувства к нему, ведь, зная историю Обломова, читатель находит рациональные объяснения хронической апатии Ильи Ильича. Нельзя сказать, что Обломов сразу пришел к такой жизни, ведь в прошлом он попробовал себя во многих вещах, что доказывается широким кругом его знакомых: Волков – молодой человек, предпочитающий светскую жизнь, Судьбинский – чиновник, стремящийся к карьерному росту, Пенкин – писатель, а также хитрый и жуликоватый Тарантьев и Алексеев – «безликий намек на людскую массу». В разные периоды своей жизни Обломов встречал столь разных людей, но, давая характеристику каждому, он употребляет снова и снова слово «несчастный». Обломов видит счастье в своем детстве в деревне, где жизнь текла размеренно и спокойно, где его окружали любовью и заботой, где жизнь, будто бы застыла, потерялась во сне. Примечательно, что настоящим другом Обломов считает только Штольца, с которым знакомы они как раз еще с тех самых счастливых для Обломова времен. О значимости жизни в деревне для Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова», где Илье Ильичу снится детство, счастливые моменты, греющие его душу и сердце. Детство и воспитание повлияли на всю жизнь Обломова, родители с детства гасили в нем всяческую активность, приучая к спокойствию и умиротворению, о чем в последствии Обломов и мечтал всю жизнь. Поэтому верным является утверждение о том, что образ Обломова показывает неоднозначность русского характера. Автор пишет, что это человек, у которого «душа светится». Его нельзя назвать деятельным и полезным для общества, но Обломов добрый человек со светлой душой, живущий в мечтах, ценящий духовную красоту и ощущение счастья, нежели гонку за чином или успехом. Несмотря на все светлое, излучаемое Обломовым, он все же пополнил галерею «лишних людей» русской литературы, так как в современном ему обществе, требующем движения и жизни, ему не было места, а героем своего времени, заменив Обломова, стал Андрей Штольц – пример идеала, деятеля, сочетания немецкого рационализма и русской души.
В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой. Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.