гонки наскар в чем смысл
Истории мировых гоночных серий. Nascar.
Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing), Inc — частное предприятие, занимающееся организацией автомобильных гонок и сопутствующей деятельностью. Учреждено Биллом Франсем-старшим в 1947-1948 годах в Соединенных Штатах Америки, и до сих пор находится в собственности семьи Франс. Ассоциация проводит большое количество различных чемпионатов (серий). Три самых крупные серии NASCAR — NASCAR Sprint Cup Series, NASCAR XFinitySeries и NASCAR Camping World Truck Series составляют костяк ассоциации. Региональный дивизион — NASCAR Whelen All-American Series, NASCAR Whelen Modified Tour (автомобили с открытыми колесами), NASCАR K&N Pro Series и т. д. Серии проводятся и за пределами США — в Мексике (NASCAR Toyota Series), Канаде (NASCAR Canadian Tire Series), Европе (NASCAR Whelen Euro Series)
NASCAR ведет свою историю с 1949 г., когда Билл Франс-старший решил объединить проводившиеся на юго-востоке США полулюбительские гонки на серийных машинах в один чемпионат. Ни одна автоспортивная организация не взялась санкционировать это соревнование, и Франс основал санкционирующую организацию сам. С 1949 г. NASCAR проводит три чемпионата — Strictly Stock (строго серийные), Modified (модифицированные) и Convertible (открытые). Первоначально имел успех Modified, но постепенно на первые роли вышел Strictly Stock, про который говорили, что в нём участвуют те же машины, что и ездят по дорогам, и принять участие может любой желающий. Высокие призовые вознаграждения привлекали именитых пилотов, низкие затраты позволяли проявить себя новичкам. Хороший выбор трасс и разумная политика Ассоциации способствовали быстрому росту популярности. В 1959 г. появился специально построенный для гонок NASCAR огромный автодром Daytona International Speedway, а проводившаяся на нём гонка Daytona 500 стала звездой чемпионата.
Постепенно, чемпионат отходил от своей философии участия чисто серийных машин — высокие скорости и асимметричные нагрузки требовали модификаций для повышения безопасности. Поначалу даже гонщики прорезали окно в днище, через которое можно было видеть наиболее нагруженное переднее правое колесо, чтобы вовремя заезжать на смену покрышек. В 1962 г. в чемпионат пришли заводские команды, до этого поддерживавшие свои марки негласно, и началась гонка вооружений и роста скоростей. Прикрываясь определением «серийный автомобиль» компании Большой Тройки выпускали небольшие партии (в 1970 г. для участия в гонках была необходима партия не менее 500 машин) машин, оптимизированных для гонок. В начале 70-х на трассы вышли машины «воздушных войн», типа Plymouth Superbird, однако Ассоциация приняла меры к недопущению дальнейшей гонки технологий и ввела специальные ограничения для подобных машин. Последовавший вскоре после этого энергетический кризис 1973 г. заставил автомобильные компании и вовсе уйти из чемпионата.
Параллельно с технологическим соревнованием компании старались привлекать на свою сторону и именитых гонщиков. Гонщики становились настоящими звездами, однако их попытки создать свою ассоциацию пилотов для борьбы за безопасность были резко пресечены Биллом Франсом-старшим — наиболее активные были отлучены от гонок, невзирая на фамилии, в том числе и сам Ричард Петти.
В 1981 г. Ассоциация полностью сменила техническую политику, и теперь на старт выходили силуэт-прототипы с трубчатой рамой, лишь внешне напоминавшие серийные машины. Технические новации все больше ограничивались, а с целью уравнять участников в вопросах аэродинамики машины теряли даже внешнее сходство с дорожными собратьями.
В 1979 г. впервые была показана в прямом эфире гонка НАСКАР — Дайтона 500 — и начался взлет популярности. Дополнительно задача облегчилась тем, что главный конкурент в автоспортивном мире Америки — CART — с 1996 г. раскололся. В 1996 г. рейтинги Дайтоны 500 обошли рейтинги Инди 500 и сейчас НАСКАР считается вторым по популярности соревнованием США, уступая лишь NFL, а самый популярный гонщик НАСКАР — Дейл Эрнхардт-младший — также является самым популярным спортсменом Америки.
Сток-кары носят имена серийных автомобилей, однако не похожи на них даже внешне. В основе автомобилей лежит трубчатая стальная рама. Заводы (сейчас это — Ford, Chevrolet и Toyota) поставляют командам только блоки цилиндров, и некоторые другие детали — все остальное, включая каркас и внешнюю металлическую обшивку, команды строят сами.
На всех сток-карах стоят V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и (до 2012 года) карбюраторы. Коробка передач имеет четыре ступени, однако на овальных трассах передачи необходимо переключать лишь при заездах на пит-стопы и при движении под пейскаром. В 2007 году высший дивизион NASCAR начал переход на Автомобили Будущего (Car of Tomorrow). В 2007 году такие машины использовались только на коротких овалах (до 1,33 мили), с 2008 года CoT используются на всех этапах.
На автомобилях Car of Tomorrow двигатели выполнены по ещё более жестким спецификациям, с фиксированным расстоянием между цилиндрами, что делает их фактически одинаковыми. Однако отдача их осталась прежней — нижневальный бензиновый V8 объёмом 5,87 л мощностью около 770 л.с. Кузов выше, шире и длиннее (база составляет 110 дюймов или 2794 мм), спереди появился регулируемый сплиттер (на «классических» машинах передний бампер должен быть строго вертикальным), а сзади вместо огромного спойлера появилось антикрыло. Такая конфигурация дает участникам больший диапазон аэродинамических настроек, и должна компенсировать отказ от «специализированных» машин (сейчас команды строят три типа машин: для быстрых треков, медленных и трасс европейского типа). Кроме того, по расчетам организаторов, новая форма кузова позволит увеличить количество обгонов в гонках. Ещё большее внимание было уделено безопасности, увеличены энергопоглощающие зоны, а гонщик сидит ещё ближе к центру. С введением CoT на полной основе в 2008 г. появилось ещё больше противников CoT. Конечно, авария Майкла МакДауэла в Техасе 06.04.08 сняла все вопросы о том, изменился ли уровень безопасности гонщика в CoT. Но, в то же время, проблемы с покрышками на трассе Индианаполисе Мотор Спидвей, приведшие к тому, что ассоциация приняла решение выбрасывать технический жёлтый флаг каждые 15-18 кругов, связаны именно со спецификой конструкции CoT. Так же CoT не смогли обеспечить одной из главных своих задач — сокращения расходов в связи с универсальностью шасси.
За год в чемпионате Sprint Cup проводится 36 регулярных зачётных этапов (все, за исключением этапов в Сономе и Уоткинс-Глен, на овалах). Также в календаре присутствует 2 незачётные, но весьма престижные гонки — Budweiser Shootout, традиционно проводящийся на знаменитом треке Daytona International Speedway за неделю до 1-го этапа сезона и Sprint All-Star проводящаяся на треке Lowe’s Motor Speedway за неделю до самой длинной гонки сезона Coca-Cola 600, проходящей на том же треке. В Budweiser Shootout принимают участие только обладатели поулов по итогам прошлого сезона, а также все победители Budweiser Shootout прошлых лет. В гонке Sprint All-Star стартуют все победители гонок прошлого сезона, все победители Sprint All-Star прошлых лет, а также пилот победивший в голосовании зрителей. На многие трассы серия приезжает дважды в год — весной и осенью.
В календаре также присутствуют 4 «рестрикторные» гонки на высокоскоростных суперспидвеях Дайтона и Талладега, 1 гонка на трассе в Индианаполисе, 2 гонки на треугольном суперспидвее в Поконо, 6 гонок на 3 «шорт-треках» — Бристоль, Мартинсвилль, Ричмонд.
Нынешняя очковая система НАСКАР действует с 1975 г. с небольшими изменениями. Победитель получает 185 очков, За второе место дают 175 очков, далее, со второго по шестое — с шагом в 5 очков, с седьмого по 11-е — с шагом в 4 очка, и с 12 места — с шагом в 3 очка, до последнего, 43-го места, за которое дается 35 очков. Однако всего очки в зачет владельцев машин получают 54 участника — 11 не вышедших на старт, но занявших в квалификации места с 44-го по 54-е получают от 32 до 3 очков. Кроме того, дополнительно даются 5 очков каждому, кто смог пролидировать хоть один круг, а также 5 очков тому, кто пролидировал больше всех.
В 2004 г. в Кубке введена система «чейза» — Погоня за Кубком. За десять гонок до конца сезона (то есть после 26 этапов) десять лучших пилотов на текущий момент и пилоты, отстающие от лидера чемпионата не более, чем на 400 очков, получают взамен своих прежних результатов очки по следующей системе: лидер чемпионата получает 5050 очков, следующий за ним — 5045 и так далее. В оставшихся 10 гонках все пилоты по-прежнему получают очки, но бороться за титул могут только первые десять гонщиков. С 2007 г. правило 400 очков отменили, а количество участвующих в борьбе за победу пилотов увеличили до 12. Все участники Погони за Кубком получают по 5000 очков вместо всех ранее заработанных, и дополнительно по 10 очков за каждую победу, одержанную в предыдущей части сезона.
26 января 2011 г. в истории NASCAR произошло событие, которое, несомненно, повлияет на его будущее. Руководство гоночной серии опубликовало новую систему начисления очков, призванную сделать её более понятной для простого зрителя, а также внести элемент непредсказуемости в борьбу за титул в 2011 году.
Относительно новой очковой системы (гораздо более простой по сравнению с предыдущей, которая, как посчитало руководство гонок, была слишком сложна для запоминания и подсчета очков) было высказано много сомнений. Теперь разница в очках между позициями на финише с 43-го по 2-е место будет составлять всего одно очко. То есть, гонщик, занявший последнее, 43-е место получит 1 очко, занявший 42-е место — на одно очко больше, то есть 2 очка, 41-е — 3 очка, 40-е — 4 очка и так далее. Гонщик, занявший 2 место, получает, соответственно, 42 очка. И только разница между вторым и первым местом составит 4 очка и, таким образом, победитель гонки получит 46 очков. В новой системе сохраняются дополнительные бонусы: за лидирование хотя бы в одном круге гонки — 1 очко, за лидирование на протяжении большинства кругов в гонке — 1 очко.
Изменениям подверглась и система Погони за кубком: на финальную борьбу за звание чемпиона по-прежнему будет претендовать 12 лучших гонщиков по результатам регулярной части чемпионата, однако теперь последние 2 места в Погоне будут отданы гонщикам, занявшим в итоговой квалификации места с 11го по 20е с наибольшим количеством побед. Таким образом, последние два места в Погоне теоретически предоставляют шанс попадания в финальную часть гонщикам, исповедующим более агрессивный стиль борьбы, которые обычно либо приходят первыми, либо выбывают из гонки в ходе борьбы за лидерство. Все 12 участников Погони получают по 2000 очков, кроме того те из них, кто прошёл в Погоню из первой десятки, получают по 3 очка за каждую победу в течение сезона. Те, кто прошёл в Погоню из второй десятки бонусных очков за победы в ходе предыдущей части сезона не получают. Как и ранее, по итогам Погони Кубок получает тот пилот, который имеет максимальное количество очков после окончания десятой гонки.
200 кругов со скоростью за 300 км/ч — гонки NASCAR глазами дважды чемпиона России по ралли Андрея Севастьянова или что такое 200 000 человек в одном месте!
Здравия желаю всем : ) Представляю один из занимательных фрагментов моей беседы с руководителем гоночной команды B-Tuning и известным российским автогонщиков с множеством регалий – приветствуем Андрея Севастьянова! Приятного Вам чтива, для Вас старались : )
Алан: Ты недавно ездил в США. По автоспортивной тематике запомнилось чего-нудь такого?
Андрей: Именно для этого и ездил. Для того, чтобы посмотреть как на другом континенте проводят соревнования. Первое ощущение было, что нас здесь всех держат в заблуждении. На каком высоком уровне там проводят соревнования — это просто не передать!
В Америке гонки NASCAR это медийное событие №1. На гонку, которую я ехал смотреть 24 февраля, которая была 55 по счету единовременно прибыли 200 000 человек! Они приезжают со всех штатов семьями за несколько дней, кемперами, ждут, смотрят, общаются со спортсменами. Это огромное автомобильное событие, известное, освещающееся на центральных телеканалах. Участники — герои своей страны. В этих соревнованиях принимают участие только американцы.
Андрей: Да. Ты гражданин Америки. И ты герой, когда ты выигрываешь в этом соревновании. На старте 46 автомобилей — это фантастическое зрелище, когда на скорости 320км/ч монотонно они проезжают 200 кругов. Скорость бешенная.
Алан: Я в первую очередь задумался о высоком ресурсе надежности. Это впечатляет. 300+км/ч и 200 кругов…)
Андрей: Это четвертая передача всего навсего!) А вообще все это действо — изначально красиво организованное шоу с мощнейшей медийной отдачей…
В самой же организации есть немало очень здравых решений. С автодрома Вы возвращаетесь на специально организованном трансфере, который возит тебя к парковкам. Потому, что зрителей так много, что нельзя не создать пробки. Ты подъезжаешь за семь км до автодрома. Встаешь на специально оборудованные поля и площадки, где все подсечено, стоят указатели. Ты можешь легко найти где выход. Естественно там чисто: туалеты, мусорные баки, правильные очереди а автобусы. Это сотни автобусов, которые возят детей в школу — в этот момент они со всех районов свезены, чтобы перевести десятки тысяч зрителей, которые хотят посмотреть это соревнование. Грамотная организация.
На самом соревновании нет как у нас — ОМОНА с палками и уставших солдатиков, которые покосились как березка. Я за весь день увидел троих полицейских. Каждый из них готов сниматься в блокбастере. Они на полированном мотоцикле, с очень красивой одеждой. Полностью экипированные. Его можно поставить в музей на выставку и делать фото — как должен выглядеть человек на работе. Он доволен, счастлив, позитивен. Нет никаких проблем которые тебя отвлекают от самого события, ради которого ты туда пришел. Огромное количество выходов на автодром. Для того, чтобы быстро пройти контроль, чтобы меньше задавали вопросов люди идут с прозрачными рюкзаками — видно все, что там лежит. Бутылка минералки, платок, немножко чипсов, бутербродик пожевать. Зрители приходят на 5-8 часов на это событие. С 7 утра трасса открыта и до 4 часов дня все там тусуются : )
Алан: Неужто все 8 часов гонка идет. Какой там интертеймент?
Андрей: С 7 до 11 люди ходят, смотрят. С 11 до часу проходят всякие музыкальные концерты, фестивали, шоу, презентации. Хочу сказать, что много продается сувенирки, рекламной продукции. Можно купить все. Даже специальный видеорегистратор, с помощью которого ты можешь в момент гонки наблюдать одну из восьми камер, установленных в гоночном болиде, который тебе нравится и можешь вместе с пилотом слушать канал пилота с механиками.
Андрей: Ага, т.е. ты покупаешь или берешь в аренду видеопанель, смотришь видео, которое смотрят операторы, ведущие прямой эфир. Можешь выбрать машину, камеру, которая тебя устраивает и выбрать канал команды, которую хочешь слушать. И ты становишься соучастником этого события. Погружаешься в это событие еще глубже. Ты видишь гонку глазами с трибуны. Ты смотришь видео, как происходит борьба внутри и слышишь все разговоры команды, механика, менеджера, инженера, кто будет разговаривать с пилотом. Ты видишь как он заезжает на питлейн, работу механиков.
Получается прекрасное шоу, которое проходит четко по расписанию и вызывает огромное уважение. Надо сказать, что это профильный автодром, у которого большой градус наклона стенки. Я думаю, что он достигает 45 градусов. Его нужно обслуживать, мы часто видим, что машины имеют контакт, там разливается масло, взрываются моторы, отлетают какие то запчасти. С фантастической скоростью специальные бригады буквально за 20 секунд выезжают в точку контакта. Они расставлены в углах. В этот момент safety-кар снижает скорость.
Это профессиональные моменты, которые было приятно увидеть. Никто не ходит с щетками и не собирают запчасти. Выезжает три джипа, которые засыпают цементом, как сеят зерно в поле. Они засыпают возможное место, где мог разлиться антифриз или масло. А за ними моментально едут специально оборудованные машины с авиационными, реактивными двигателями, которые сдувают все на своем пути и через три минуты трасса готова к рестарту.
В течении гонки, а я наблюдал гонку длинною 500 миль, 800км. Это Москва-Питер и еще чуть дальше. Было порядка восьми остановок после технических ситуаций. Это происходило настолько слажено и быстро, как будто по сценарию. И никак не повлияло на ход шоу. Но при этом это все время собирало хвост, давало возможность заново стартовать, принять участие в гонке. Менялась тактика команды, потому что неожиданно появлялась возможность заранее заехать заправиться или поменять шины. Интрига была до последнего поворота, до последних пяти секунд гонки. Мне было приятно болеть за единственную девушку- Данику Патрик, которая выступала под десятым номером.
Мало того, что это симпатичная, милая девушка, которая принимает участие в суровых гонках, так она порядка 80% времени была в лидирующей тройке. И все шло к подиуму, но на заключительном круге произошла еще одна авария и когда сработали желтые сигналы на трассе, что обгонять запрещено, она буквально на секундочку как и положено по правилам, чуть прикрыла дроссель, чтобы сбавить скорость, а другие участники некорректно воспользовались этим, не хорошо. Так как в гонке они в основном идут двумя колоннами в аэродинамический режиме. чтобы не бороться с ветром, они идут друг за другом. В два или три ряда. Соответственно она чуть газ прикрыла и сразу восьмая, за один поворот. И еще больше уважения вызывает ее внимание, концентрация.
Алан: Ничего, Даника еще всех покарает : )
Андрей: Я вернулся с прекрасным ощущением с этого грандиозного события, в моих планах аренда автомобиля, для того, чтобы попробовать участие и провести тестовые заезды на этом соревновании. В этот момент ты начинаешь жалеть, что ты не американец и не можешь принять участие в этих соревнованиях, тебе это недоступно. Но тесты я обязательно проведу и попробую и этот вид кольцевых соревнований.
Алан: Что за машины там были? : )
Андрей: Американцы живут по принципу функционально, поэтому машины у них крайне примитивные, крайне надежные. У них даже гоночные диски стальные. Зачем тратить деньги. Зато у них скорость 320. По мощности порядка 550 лошадей. Я не вникал в особенности.
Когда я стоял на трибуне, то со спины сфотографировал седовласую бабушку, которая с баночкой пива пришла на расстановку сил после квалификации. У нас такие бабушки крехтят и ждут реанимацию. Она же одела панамку, купила билет за 200$ для того, чтобы посмотреть реальные гонки.
Алан: Вот это конечно очень круто!)
Андрей: Их пилоты — национальная гордость. Это просто фантастика. Я не говорю уж там про всякие промо и медийные концерты. На награждение приезжает президент страны. Там прекрасный музей, отличные экскурсии. Автодром живет своей жизнь.
Алан: Как он назывался?
Андрей: Daytona. Я конечно же в историческое место поехал. Дальше хочу посетить еще несколько мероприятий и развивать свои познания. Напомню, что с 1998 года являюсь бессменным руководителем спортивно-технического клуба Билкон. В этом году нам 15 лет и все эти годы мы ведем работы с популяризацией автомобильного спорта. С увеличением количества спортсменов. Пытаемся сделать автоспорт своими силами, в меру своих возможностей доступным. Объяснить широким слоям населения, что это такое. Объяснить культуру автомобильного спорта. Показать, что мы соревнуемся только на автодромах.
Мы не гоняем по городу и не участвуем в каких-то нестандартных ситуациях, нелегальных соревнованиях не дай Бог. Мы всеми своими действиями пропагандируем безопасную дорожную ситуацию. Безопасное управление автомобилем и приглашаем ели есть желание проверить свои силы, возможности, опыт или получить дополнительные знания использовать профессиональную технику, профессиональные автодром. Там есть зоны вылета, там есть отбойники. Машина оборудована системой безопасности, пожаротушения. На трассе работает пожарная машина и благодаря этому по травмоопасности автоспорт стоит в третьем десятке из разных видов спорта.
Алан: Какова же история наскаровских гонок?
Андрей: У ребят были быстрые машины и они гоняли по набережной. Когда океан отступал и они дубасили прям по песку вокруг двух бочек. Зрители могли стоять только с одной стороны, так как с другой море не подпустит. Это набирало популярность и зрителей становилось больше. Становилось еще более интересным и участников стало больше. Пришлось все это действо вывести с пляжа, чтобы возвести автодром и зрители могли с обоих сторон стоять и смотреть. Это краткая истории откуда все появилось. Сначала было выяснение отношений, кто больше кругов сможет проехать.
Алан: Круто. Как думаешь у нас это актуально? Если допустим построить наскар, запустить туда ТАЗов…)
Андрей: Не надо наскар, не надо тазы. Надо стандартный автодром, на котором сначала будущий пилот получит базовые знания. Разогнаться до 300 не сложно. Построить автомобиль, который развивает такую скорость не сложно. Другой вопрос, что он будет делать, если у него лопнет покрышка на такой скорости. И куда он полетит и кто его будет спасать?
Алан: То есть ты считаешь, что у нас нет пока что достаточного количества опытных пилотов?
Андрей: Для того, чтобы получились быстрых пилотов, сначала должны быть квалифицированные специалисты по образованию. И сами участники должны осознать, что им не хватает знаний. Это придет к ним самостоятельно. У нас же российский менталитет, мы же через свои ошибки учимся. Сначала надо разбить, попасть в аварию, а потом тока включить мозг и подумать, а что это было, почему я так долго лежал в больнице. И после этого только, если интерес не пропал и страх не преодолел, идти и изучать, где можно научиться ездить и как правильно держаться за руль и оказывается за него не надо держаться, им надо управлять. Ну и все вытекающие. Другой вопрос популяризации. В моем понимании это четкая задача автомобильной федерации. Это организация, которая обязана не только проводить соревнования. А еще создавать, пропагандировать, освещать все вопросы. Объяснить разницу между классами, разными видами соревнования.
Алан: И объяснить, что это есть. Многие ведь ограничиваются F1 по телику. В лучшем случае DTM…)
Андрей: Люди видят то, что им уже показали. Для этого не надо ничего, ты не платишь деньги. Ты просто переключил канал, перестал смотреть Малахова и жевать мяту. Ты попал на F1 и начал смотреть гонки, потому что тебе это нравится. Наша задача в том, чтобы наши гонки показывали, люди сами выберут, что смотреть. Люди сами найдут информацию. Они должны ее найти в открытом доступе, чтобы было понятно, что это такое и чем люди занимаются.
п.с. рад видеть Вас у себя в instagram и вконтакте, на facebook и в twitter, а так же на моем youtube-канале, спасибо за внимание, рад радовать!)
Почему NASCAR перестает быть интересным
Главным гонкам Америки нужны новые герои.
Буквально на днях я смотрел очередной этап Monster Energy Cup Series в Мичигане, и пока сотрудники гоночного трека пытались бороться с сильным дождем в течение двух часов, я нахмурил брови и начал думать о том, что NASCAR постепенно теряет свою изюминку.
Я начал вспоминать о былых временах, когда гоночные трансляции получали лучшее время на лучших телеканалах США, когда NASCAR действительно считали спортом настоящих и брутальных Американцев, когда спонсоры выстраивались в очередь и готовы были платить бешеные деньги, лишь бы оказаться на ливреях лучших гонщиков.
Но эти времена прошли.
С начала нового десятилетия самая популярная гоночная серия США планомерно теряет свою ценность для обыкновенного зрителя, оставляя в своих рядах только закаленных фанатов серии вроде меня. Вы просто представьте, что увидит человек, который листает каналы/стримы и натыкается на трансляцию NASCAR.
2/3 гонки борьба будет развиваться между условным Кайлом Бушем и Мартином Труэксом; гонка перестает быть гонкой из-за прошлогодних нововведений; но бросается в глаза другое – трибуны.
Возьмем, например, Индианаполис и легендарный «The Brickyard». Во время последней гонки на этом треке присутствовало 35 000 человек. Просто отлично по меркам Российской футбольной премьер-лиги, но только не для NASCAR. Подумайте о том, что трасса в Индианаполисе вмещает 235 000 человек! Двести тысяч пустых мест! Даже если вернуться на пять-шесть лет назад, то на этой же гонке присутствовало в 5 раз больше людей, чем в последнем заезде.
Это не проблема Индианаполиса, а скорее всей гоночной серии в целом. Уже несколько лет как NASCAR перестал публиковать отчеты о количестве людей на трибунах. Чуете, чем пахнет? Но компании, которые владеют гоночными трекам, сделали всю работу сами, опубликовав отчеты о доходности за последние 10-12 лет:
Как видите, доходы начали снижаться еще в 2008 году и они планомерно двигаются вниз. Именно глядя на этот график, мы можем сформировать вполне логичный вывод – на гонки ходит все меньше и меньше людей.
Теперь обратим внимание на болельщиков, которые смотрят главные гонки Америки из дома, по телевизору. В целом, NASCAR потерял 12% зрителей по сравнению с прошлым годом, а количество людей, которые смотрели гонки 13 лет назад, в 2005 году, было почти в два раза больше, чем людей, которые в наше время регулярно наблюдают за гоночной серией. Вы просто, блин, вдумайтесь! Почти 50% людей перестало смотреть главную гоночную серию Америки! Не просто главную, а легендарную, наполненную известными именами и памятными событиями серию!
На самом деле, из-за того, что телевизионные спортивные трансляции шагнули сильно вперед, спортивным лигам достаточно трудно конкурировать друг с другом. Каждая ассоциация, будь то NBA, NFL или MLB пытается дать болельщику то, что он хочет, старается изо всех сил, но рейтинги все равно падают даже у них.
Но ситуация с NASCAR, как мне кажется, выглядит наиболее плачевной среди всех главных американских лиг. Давайте попробуем разобраться, с чем же это может быть связано?
У серии не самое лучшее руководство
Несмотря на то, что это – Национальная Ассоциация гонок сток-каров и бла-бла, NASCAR скорее не ассоциация, а семейный бизнес. Частное предприятие, если хотите назвать это более официальным языком.
Основатель серии Билл Франс-старший, занимался организацией гоночных шоу, а его внук – Брайан Франс, сейчас является председателем правления и исполнительным директором. Сестра Брайана, Лиза Франс – является директором International Speedway (крупнейший организатор гонок). Их дядя, Джим Франс – председатель все того же International Speedway и по отчетам финансовых изданий, владеет 50% всех акций NASCAR. Оставшиеся 50% были отданы трем вышеуказанным членам семьи, сыном основателя гоночной серии – Биллом Франсом-младшим.
У легендарного «Короля NASCAR» Ричарда Петти, ныне владеющего машиной под номером 43, возник вполне ожидаемый вопрос: «А где все деньги?»
И ведь действительно, владельцы NASCAR не делают ровным счетом ничего, для участников гонок. Все перелеты, расходы на автомобили и детали, зарплату гонщикам и команде начисляют спонсоры. А заполучить заветные финансы с каждым годом становится все труднее, потому что сами автогонки теряют свою популярность и компаниям нет смысла платить за неэффективную рекламу.
Так, например, Кейси Кейн мог остаться без машины в прошлом году из-за отсутствия спонсорства. А компания «Lowe’s», сопровождавшая Джимми Джонсона на протяжении всей его карьеры, не стала заключать новый контракт с машиной под номером 48. Все просто. NASCAR перестает быть интересным не только для фанатов, но и для спонсоров.
Если возвращаться к разговору о том, что в руководстве серии сидят люди, которые, мягко говоря, заинтересованы лишь в набивании карманов зелеными купюрами, чем развитием серии, то один плюсик можно им занести. С прошлого сезона у команд появились личные самолеты, для перевозки ливрей и прочего хлама. Но поменяет ли это сильно зависимость от спонсоров? Не-а.
Экономические факторы
«Экономический спад 2009 года, сильно повредил американскому спорту. Но NASCAR пострадал больше всего из-за того, что наш основной доход – спонсоры, а нашим фанатам нужно преодолевать большие расстояния, чтобы посетить ту или иную гонку.» – эти слова были произнесены генеральным директором по маркетингу на одной из пресс-конференций.
Что есть, то есть. Основная фан-база серии – это обычный, белый рабочий класс. И если вы американский-работяга, которому урезали зарплату, или того хуже уволили – будут ли у вас средства, чтобы посетить хотя бы пару гонок в году? Сомневаюсь.
Но вот почему упало количество людей, смотрящих телевизионные трансляции гонок – для меня остается вопросом, на который я не могу найти ответ.
NASCAR стал скучным
NASCAR попал на обложки журналов в 1965 году, когда в знаменитом Esquire появилась статья, которая называлась «Последний герой Америки – Джуниор Джонсон. Да!»
Журналист, написавший эту статью, показал всей Америке NASCAR, как большой и прибыльный вид спорта, где лучшим гонщиком является обычный парень небольшого роста, родом из обычной семьи бухгалтеров, и который гоняет по южным трэкам со скоростью 175 миль в час на обычной машине, которую вы можете встретить на любом шоссе. Романтика!
Но в наше время все гонщики выступают на почти одинаковых «машинах завтрашнего дня», где ключевым фактором является безопасность. А самыми успешными гонщиками последних 20-ти лет являются – Джефф Гордон и Джимми Джонсон (на фото). И если первого, сторонний зритель еще хоть как-то может узнать или вспомнить, то в случае с ДжейДжеем все гораздо печальнее.
Я нашел еще одно интервью, которое было взято у Чарльза Мюррея, ведущего одной популярной теле-викторины:
«Однажды, на моем шоу, участнику был задан вопрос: Кто такой Джимми Джонсон? И вы знаете, что он ответил? Что это бывший тренер «Даллас Каубойс» (команда по американскому футболу)».
Джимми Джонсон – семикратный, мать его, чемпион NASCAR.
К чему это я все говорю. Да к тому, что в NASCAR кровь из носа нужен человек на подобие ЛеБрона Джеймса в NBA. Раньше все знали, кто такой Ричард Петти или Кейл Ярборо. Все были без ума от Дейла-старшего, а Дейл-младший 15 раз подряд признавался самым популярным гонщиком, несмотря на то, что вершина его успеха – 3 место по итогам чемпионата.
В лиге нет гонщика, который бы выделялся на фоне других. Младший был чертовски харизматичен, он белый и южанин, его отец легенда автоспорта – что еще нужно для того, чтобы стать любимчиком у американского рабочего класса?
Была попытка посадить за руль Данику Патрик – молодую и амбициозную девушку из IndyCar. Это, конечно, привело в серию новых зрителей и всем стало интересно сможет ли Даника соперничать на равных с лучшими гонщиками США. Не смогла. 191 старт и ни одной победы.
Также, не стоит забывать о том, что в новом сезоне появился Даррел Уоллес – первый афроамериканец в истории NASCAR. И снова небольшой приток зрителей, но если Бабба продолжит выступать в том же духе, то на него махнут рукой и пойдут смотреть что-нибудь другое.
Все меньше американцев любят гонки
На самом деле не только американцы, а весь автоспорт постепенно теряет свою аудиторию. Трудно придумать что-то новое, за исключением улучшения характеристик болидов/сток-каров. В автоспорте нет громких переходов или обменов, а в большинстве своем, составы гонщиков могут не меняться в течение долгих лет.
Но если возвращаться конкретно к NASCAR и американским фанатам, то на лицо будут все факторы снижения интереса к автоспорту, да и в принципе к автомобилям.
После Второй Мировой войны, автопромышленность штатов устремилась вперед и все мужское население видело в машинах не способ передвижения, а смысл и дело всей жизни. Сейчас же, автомобили являются лишь способом доставить водителя из точки «А» в точку «Б», не более. Лишь немногие до сих пор садятся за руль и копаются в моторе, просто потому что им это нравится. Автопроизводители поощряют желание народа использовать машины только как способ передвижения и создают экономичные, ничем не отличающиеся друг от друга модели.
И на фоне всего этого трудно понять, что может заинтересовать обычного зрителя в многочасовых гонках по овалам.
Но даже несмотря на то, что все выглядит, мягко говоря, не очень радужно, у NASCAR все еще есть шанс на возвращение. Нужно более понимающее руководство, грамотный маркетинг-менеджмент и звездный гонщик. Медийная личность, про которую будут говорить.
В каждой лиге есть такие люди: в «Формуле-1» – Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель, в мотоспорте – Валентино Росси, в баскетболе – Леброн, в хоккее – Кросби или Овечкин, в американском футболе – Том Брэди, в футболе – Месси и Криштиану. Список можно продолжать до тех пор, пока мы не дойдем до главного автоспорта США.
Ни Кайл Буш, ни Мартин Труэкс, ни Кевин Харвик и рядом не стоят с той популярностью, что была у Дэйла-младшего и Джеффа Гордона. Остается надеяться на то, что в ближайшее время среди пилотов появится новый «последний герой Америки», который вытянет всю серию наверх за счет своего таланта и харизмы.