горний иерусалим что такое
«Горний Иерусалим»
Три месяца назад у меня в доме появилась необычная икона. Мне подарили ее на память в Знаменском скиту, на Покров. Я совсем еще ничего об этой иконе не знала, но тут же решила для себя, что узнаю и расскажу о ней в праздник под названием «Собор Пресвятой Богородицы», бывающий назавтра по Рождестве Христовом. Собор этот, правда, «собран» в память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, и потому имеет другое содержание, нежели моя икона, но, когда вы ее увидите, то «с ходом моих мыслей» наверняка согласитесь.
По возвращении домой я стала искать сведения о моей иконе. И, хотя, как мне сказал один просвещенный человек, икона эта хорошо известна, единственный более или менее цельный рассказ о ней я обнаружила в работе под названием « Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»», автор – Щуринов Виктор Андреевич, МОУ СОШ № 4, 5 класс, п. Темижбекский, Новоалександровский район, Ставропольский край, 2011 год (http://forum.schoolpress.ru/article/18/179). Работа эта представляет собой реферат, оснащенный «понятийным аппаратом», и я знакомлю вас с ней в облегченном варианте.
Итак:
Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена икона Божьей Матери «Владимирская». Чуть выше, по обеим сторонам ствола, на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх, размещены иконы типа «Одигитрия», по левую – «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре, – «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке белый город, над которым надпись – «Горний Иерусалим».
По словам диакона Алексия Степанова, клирика Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009), «смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме».
Мы же попытаемся выстроить свою гипотезу смыслового и символического значения рассматриваемой иконы. «Горний Иерусалим» наша Отчизна, жизнь которой неразрывно связана с Богом. Символическое значение «Древа» – и есть жизнь. Оттого и вырастает это древо жизни из «белого города, подернутого легкой дымкой». Красные розы (считается, что роза – райский цветок, красный цвет – цвет крови, победы) означают, по нашему мнению, что невозможно жить, стремиться, развиваться без осознания того, что Богочеловек пролил Свою Божественную Кровь за каждого человека, во имя его спасения. И этого спасения не было бы, если бы не совершилось Его Рождество. Потому и икона «Рождества Христова», гораздо большая по размеру, находится в центре этого живоносного древа.
Как говорилось выше, у основания – «Владимирская» икона Пресвятой Богородицы, величайшая национальная русская святыня. Взгляните в глаза этой иконы, и вы прочтете в них величайшую силу духа, веру в безграничное милосердие Божие к людям, надежду на их спасение. Немного выше видим чудотворные иконы «Знамение» и «Неупиваемая чаша» (относится также к иконографическому типу «Знамение»). На иконах этого типа Пресвятая Дева с воздетыми к небу руками молит Создателя, да приимет Он сей плод (Богомладенца) как жертву за спасение всего мира, за нашу Родину. И не случайно по правую сторону – «Неупиваемая чаша», икона, перед которой возносятся молитвы о самых страшных российских бедах: пьянстве, наркомании, курении. И далее расположены иконы: «Тихвинская», «Скоропослушница», «Черниговская», «Казанская», «Смоленская», «Иверская». Очень распростаненные и почитаемые иконы. Кто не слышал о них? Все иконы – иконографического типа «Одигитрия», что значит «Путеводительница», не Сама ли Богородица указывает нам путь ко спасению? И как же символично венчает крону дерева «Иверская» икона – «Вратарница», будто бы зовет постучать во врата Рая, только открой, а там – Бог. Правая сторона древа – православие, путеводительница. Иди этим путем, и не собьешься с дороги.
С левой стороны, выше иконы «Знамение», – икона с необычным названием «Утоли моя печали». На свитке в руках Богомладенца написано: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите…» – это как завещание нам, живущим сейчас в России. На этой стороне собраны поразительные иконы типа «Умиление»: «Млекопитательница», весьма редкая в России икона, но Богородица, кормящая Своего Божественного Сына, как будто взывает к заботе о детях – будущем России. «Феодоровская» – у нее долгая сложная история и очень трудная задача: охранять и наставлять властителей Руси. «Донская» – защитница и помощница воинства русского. «Почаевская» – сохраняет от ересей и расколов, исцеляет от слепоты – и телесной, и духовной. Венчает левую сторону кроны древа икона «Достойно есть». «Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Пречудная Владычице!»
Сам Архангел Гавриил возвестил людям слова Славословия Пречистой Богородицы.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим (по словам святителя Игнатия Брянчанинова), говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.
Итак, некогда Русь Святая, отвернувшаяся от Бога, вновь может возродиться. И Пресвятая Богородица указывает путь к этому возрождению. И мы осмелимся назвать исследуемую икону «Древо возрождения Святой Руси».
. Н едели три назад мне подарили книгу об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) «Видевше свет вечерний. Встречи со старцем», выпущенную Псково-Печерским монастырем в 2004 году (когда еще отец Иоанн был жив). И вот, листая эту огромную (так и хочется сказать – «фолиант») прекрасно изданную книгу, я вдруг увидела на стене его кельи… свою икону! На другой стене, симметрично ей, в таком же окладе, но в другом решении (качество фотографии, даже при увеличении, не позволяет разглядеть ее персонажей, можно только предполагать, что на иконе Рождества Христова в центре, кроме Богородицы, изображен еще и Иосиф), висела другая икона. Между ними – образ Спасителя.
Еще одна трактовка?
Билет в Горний Иерусалим
— Почему люди, в основном это относится к людям мало-мальски образованным,- подвергают сомнению бытие Божие и ищут аргументов и доказательств рациональных и по-человечески понятных, и только после того, как им удается получить их, они готовы поверить, что Бог создал небо и землю?
Человек может наблюдать в материальном мире череду совершающихся превращений: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Если существуют в материальном мире эти формы, почему и в мире духовном не могут существовать подобные состояния. Человеку, чтобы верить в Бога, необходимо возрастить в себе религиозное чувство. У кого есть возделанное религиозное чувство, тот может достигнуть познания Бога. Тот, кто им не обладает, не имеет возможности познать Бога, подобно тому, как глаз младенца не может различить предмет на расстоянии или отдельные стороны наблюдаемого предмета.
Человек может родиться и без религиозного чувства и предрасположенности к нему. Такой человек не сможет понять и уверовать в Бога, поскольку у него отсутствует воспринимающий орган. И все-таки даже слепой от рождения, ничего не видевший человек, помогает себе при помощи различных чувств. Так и человек, у которого отсутствует религиозное восприятие, может помочь себе в познании Бога, прибегнув к помощи разума и Божией благодати, которая укрепит его в вере.
— Где в человеке находится душа? Какие имеются доказательства, что душа существует, и что бессмертной ее создал Бог?
— Какие доказательства, библейские и научные, говорят о будущей жизни?
— Каковы библейские и научные доказательства существования и необходимости Страшного суда? Почему должен быть судим человек, весь мир, за все, что было сделано?
— Бог даровал человеку духовные силы свободно соединиться с Ним, остаться в послушании Богу. По тому, как Бог создал человека, последний имеет такие свойства, с помощью которых, обладая полной свободой, может остаться в послушании Богу, чтобы получить от Него вознаграждение. Если же он этого не захочет, то будет осужден. Потому что есть воздаяние и есть наказание. Все зависит от того, каким образом человек использует свою свободу. Потому и апостол Павел говорит: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор 5, 10). Ведь и человеческое общество наказывает за злые дела и вознаграждает за добрые. Человек будет судим и дела его предстанут на суд за нарушение правды Божией и за отказ в Господней милости и любви.
— Скажите несколько слов о человеческой совести. В чем заключена ее роль как первого судьи человека?
— Стремление к счастью, к прекрасному, к идеальной совершенной жизни, к музыке, к вечному миру и покою, не является ли лишним доказательством, что человек создан Богом, что человек не продукт материи?
— Потому что человек во всех отношениях тяготеет к возвышенному, стремится к Богу, «который есть предел всех желаний», то есть высший идеал. Бог есть жизнь, есть вечность, есть совершенство, есть счастье, есть красота, гармония, прекраснейшая музыка, покой и вечный мир. Все это и составляет доказательство того, что человек создан Богом, что он находит себя только в Боге, хотя и как существо физическое, биологическое составляет часть природы.
Горний Иерусалим
В октябре 2007 35 сектантов, среди которых было 4 детей, замуровались в заранее подготовленном подземном бункере около села Никольское Бековского района Пензенской области. Когда власти попытались вступить с ними в переговоры, сектанты заявили, что взорвут имеющиеся у них газовые баллоны, если их попытаются вывести на поверхность силой.
Литература
Категория
Полезное
Смотреть что такое «Горний Иерусалим» в других словарях:
Горний монастырь — Горний монастырь наименование нескольких монастырей. Горний монастырь (Вологда) Горний монастырь (Иерусалим) … Википедия
Иерусалим * — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI Kuds, т. е. святой) главн. г. древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Иерусалим — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI Kuds, т. е. святой) главн. г. древней Палестины, ныне областной г. Дамасского вилайета (генерал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Великий понедельник — «Проклятие смоковницы» (фреска Дионисия, Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.) Великий понедельник, Страстной понедельник понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный… … Википедия
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ — [лат. Ioachim Florensis или de Flore] (Ɨ 30.03.1202, Канале, близ г. Пьетрафитта, Калабрия), средневек. богослов, экзегет, мистик; аббат монашеского ордена цистерцианцев, основатель флорского монашеского ордена, вдохновитель религ. движения… … Православная энциклопедия
Штурмфогель (роман) — Штурмфогель Автор: Андрей Лазарчук Жанр: Роман Выпуск … Википедия
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия
ГРИГОРИЙ СИНАИТ — [греч. Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης] (ок. 1275, сел. Кукул, близ Клазомен, М. Азия 27.11.1346 (?), Парория, в сев. части совр. хребта Странджа (Истранджа)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в.,… … Православная энциклопедия
Страшный суд — По евангельскому слову, Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей и все… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Небесный Иерусалим
Небе́сный Иерусали́м — 1) Град Бога Живого, место обитания святых Божьих угодников, удостоившихся радости богообщения, вечного счастья, блаженства; место, где отсутствует грех, скорбь и печаль; 2) иконографический символ, представляющий Небесное Царство; первообраз земного Иерусалима.
Много ли людей удостоятся вечного пребывания в Небесном Иерусалиме?
Кто именно достигнет Небесного Иерусалима, знает Господь. На иконах Страшного Суда граждане этого Города эмблематично представлены двадцатью четырьмя ликами святых. Однако это число символическое, число полноты, подразумевающее сонм ветхозаветных и новозаветных святых. Согласно свидетельству Откровения Евангелиста Иоанна Богослова, во свете Небесного Иерусалима будут ходить не отдельные малые группы, а «спасенные народы» ( Откр.21:24 ), что говорит само за себя и указывает на огромное множество имеющих удостоиться, по благости, правде и милосердию Божьему, славы жителей этого Города. На то же указывает и обширность его территории ( Откр.21:6 ), и количество врат, числом двенадцать, ориентированных на все четыре стороны света ( Откр.21:12-13 ).
Как сказано в Священном Писании, в Небесный Иерусалим «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» ( Откр.21:27 ). Его унаследуют лишь те люди, чьи имена вписаны в Книгу жизни Агнца ( Откр.21:27 ). А это суть те, кто, живя земной жизнью, по возможности употребляет необходимые старания и благодатные средства для единения с Богом и его святыми; те, кто соблюдают заповеди, ( Откр.22:14 ), ощущают себя на земле странниками и пришельцами, сознавая, что их истинное Отечество — на Небесах ( 1Пет.2:11 ).
По большому счёту некоторой причастностью Небесному Иерусалиму обладают даже и те верующие, которые пока ещё живут земной жизнью и ещё не удостоены Небесных венцов ( Евр.12:22 ).
Разумеется, помимо Бога и людей обитателями Небесного Иерусалима будут ангельские силы.
Надо ли полагать, что поскольку Иерусалим назван Небесным, он всегда будет располагаться на Небе, и никогда — на земле?
Евангелист Иоанн Богослов видел Небесный Иерусалим спускавшимся с горних вершин именно на землю. Однако, то была не проклятая Богом и не изуродованная злом, а совершенно новая земля ( Откр.21:1 ).
Согласно видению Григория, ученика преподобного Василия Нового Цареградского, земля окрест Небесного Иерусалима будет населена теми, кто не удостоится высшей Божественной славы, однако же, милостью Божьей будет избавлен от вечного пребывания в адских безднах и пропастях.
Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)
Район в южном Иерусалиме Эйн Карем известен не только благодаря расположенным здесь корпусам крупнейшей в Израиле и во всем мире клиники Хадасса. Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Здесь стоят несколько монастырей разных юрисдикций и конфессий, каждый из которых претендует на то, что именно его земля видела эту знаменитую встречу и рождение Иоанна Крестителя.
Здесь же находится и Горненский женский монастырь — сердце «русского Иерусалима».
История обители началась в 1871 с покупки архимандритом Антонином (Капустиным) оливковой плантации. На этом участке поселилась женская община, вскоре получившая статус монастыря.
Сегодня Горненский монастырь находится в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат) и насчитывает примерно шестьдесят сестер, принимает множество трудников и паломников. Настоятельница обители — игуменья Георгия (Щукина).
12 апреля в Горненской обители отмечается престольный праздник, посвященный встрече Пресвятой Богородицы со святой праведной Елизаветой — «Целование Мариино». В этот день в монастырь из Свято-Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме приносят образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Он будет находиться в Казанской церкви в течение трех месяцев («Пребысть же Мариам с нею три месяца и возвратися в дом свой»), и сестры будут брать благословение сначала у образа, а затем — у матушки игуменьи.
К уникальному торжеству архимандрит Антонин (Капустин) написал богослужебные песнопения.
Тропарь:
Дево Безневестная и Мати Всечистая приемше от Архангела Благовещения со тщанием востекла еси в Горняя и целовавши южику Твою всечестную Елисавет Мати Господа от сея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего.
Кондак:
Воистину блаженна еси Святая Дева Мария и всякия блага превосходящая яко из Тебе возсия Солнце Правды — Христос Бог наш.
Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли.
Собор Всех святых в земле Российской просиявших. Строительство началось в 1911 году, но было приостановлено из-за начала Первой мировой войны. Возобновлена только в 2003 году. В 2007 собор был освящен малым чином, а 27 ноября 2012 Святейший Патриарх Кирилл во время официального визита в Иерусалимский Патриархат совершил великое освящение собора
Мозаика «Целование» на фасаде собора
Одна из маковок собора
Интерьер собора — вид с хоров
В соборе Всех святых в земле Российской просиявших пребывают частицы мощей многих святых
Вид с колокольни собора
Церковь Казанской иконы Божией Матери — самый старый храм обители
Интерьер Казанской церкви
Иконостас Казанской церкви
Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы висит над Царскими вратами, под образом Тайной Вечери. Иногда ее спускают вниз для поклонения
Чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь в 18… году от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря
Церковная лавка вынесена из Казанской церкви в отдельное здание
Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Благовещение о Рождестве Иоанна Предтечи — мозаика при входе в храм Рождества Иоанна Предтечи
Зачатие Иоанна Предтечи — мозаика, там же
Бегство святой праведной Елисаветы с младенцем Иоанном — мозаика, там же
Мозаичное изображение Иоанна Предтечи. Предполагаемое место его рождения
Интерьер храма Рождества Иоанна Предтечи
Крест на храме Рождества Иоанна Предтечи
Могилы монахинь Варвары и Вероники — матери и дочери, мученически погибших 19 мая 1983 года. Были жестоко убиты душевно больным религиозным фанатиком, приехавшим в Израиль из США. Преступление было раскрыто по горячим следам, убийца был помещен в психиатрическую клинику и позже выслан из страны. После трагедии монастырь обнесли оградой
Могила духовника обители игумена Феофана (Краснов). Отец Феофан скончался от пневмонии 25 марта 2008 года
Лестница от кладбища до игуменского корпуса
Веранда возле игуменского корпуса. Здесь матушка принимает паломников
В монастыре не прекращает ремонт и строительство
Возле келий — домиков на несколько человек — разбиты маленькие садики
Архитектурного единства в домиках нет — первые сестры строили кельи на свои средства и по своему вкусу. На заднем фоне — колокольня католического монастыря «Величит душа Моя Господа»
Весной в Горненском цветет розовый миндаль
Вокруг келий — следы монастырского быта
Основное послушание горненских сестер — принимать паломников