город федерального значения что это значит преимущества
Города федерального значения в России
В состав Российской Федерации входит 85 субъектов, среди которых присутствуют области, республики, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Последних на территории государства всего три и они существенно отличаются от других административных единиц.
Что это
Статус города федерального значения присуждается тем населенным пунктам, которые имеют внушительное значение для всей страны. Это может быть столица (официальная или культурная), промышленный или научный центр. Немаловажное влияние на присуждение статуса имеет расположение города.
История
Свою историю статус «город федерального значения» берет со времен Российском Империи. Предшественниками можно считать градоначальства – населенные пункты с определенными землями, которые выводились из состава губерний благодаря особому значению или расположению. Особенностью являлось подчинение одному из министров – обороны, внутренних дел и так далее. Изменения производились после революций – Февральской и Октябрьской. После первой градоначальства преобразовывались, а после второй были ликвидированы.
В 30-е года 20 века два крупных города Советского Союза – Москва и Ленинград опять получили особый статус – города республиканского значения. Во время существования СССР во каждой республике находился только один город республиканского значения, а в РСФР – два и более. К середине века таких населенных пунктов стало 14. В январе 1993 года два самых крупных мегаполиса России получили статус, который сохранился у них до сих пор.
Каким образом приобретается статус
Правовой статус закрепляется за населенным пунктом при помощи соответствующего закона. После этого на территории мегаполиса местная власть может выпускать собственные особые законы (не перечащие Конституции РФ). Главное требование для получения статуса – важное значение как для государства, так и для мира в целом.
Специфика
Самая главная особенность мегаполисов в данном статусе – особая форма организации местного самоуправления, состоящая из внутригородских муниципальных образований. Среди последних могут выступать городские округа,, поселки, поселения. Это позволяет немного иным образом контролировать работу действующей власти.
Особенность двух самых крупных городов федерального значения Российской Федерации заключается в наличии высоко профицитного бюджета и практически полном отсутствии финансовых влияний со стороны федерального бюджета. Достаточно существенная часть финансов тратится мегаполисом не на поддержание бюджетных организаций и выплату заработной платы людям, работающим в данной сфере, а на инвестиции и улучшение городской инфраструктуры.
С Севастополем ситуация несколько другая. Населенный пункт вошел в состав Российской Федерации относительно недавно, поэтому практически 70% бюджета пополняется благодаря вливаниям из государственного бюджета. Все финансы тратятся в основном для развития социальной сферы. Но численность населения невысока, поэтому образуется профицит. Благодаря этому можно заметить высокий объём расходов для каждого жителя является самым высоким на территории государства. Политика постоянного «вливания» финансов обоснована – численность жителей постоянно увеличивается преимущественно из-за иммигрантов из соседней Украины.
Список городов
На данный момент на территории Российской Федерации имеется 3 города в статусе Федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Особым статусом обладает населенный пункт в соседней Республике Казахстан – Байконур. Произошло это по вполне понятным причинам – используется он в качестве космодрома. Байконур не входит в состав субъектов РФ, являясь административно-территориальной единицей РК. Но при этом:
Москва
Столица РФ, получившая статус в 1931 году. Имеет немаловажное значение не только для государства, но и для всего мира в целом. В мегаполисе расположено большое число университетов, научно-исследовательских институтов и различных промышленных центров. Численность населения – свыше 12,5 миллионов человек. Является довольно популярным туристическим центром, который стараются посетить граждане разных стран. На территории мегаполиса в разное время проводились крупные спортивные состязания, среди которых – летняя Олимпиада 1980 года и Чемпионат Мира по футболу в 2018 году.
Именно в столице зарегистрировано свыше половины всех функционирующих банков, штаб-квартир различных промышленных предприятий, работающих в разных сферах. Большое количество молодых людей именно по этим причинам старается переехать в Москву и найти высокооплачиваемую работу или закончить ВУЗ, диплом которого котируется по всему миру.
Санкт – Петербург
Культурная столица РФ, которая в разные периоды истории государства являлась и самым главным городом державы. На территории Санкт-Петербурга расположено множество высококлассных университетов и школ, а также различных промышленных предприятий.
Ежегодно привлекает огромное число туристов со всего света своими архитектурными достопримечательностями. Является самым северным населенным пунктом мира с населением свыше одного миллиона человек.
Севастополь
Согласно референдуму, проведенному в 2014 году, вошел вместе со всей Республикой Крым в состав Российской Федерации. Сохранил свой статус с 1978 года, когда полуостров был передан из РСФСР в УССР. Севастополь является городом федерального значения благодаря своему местоположению.
Именно в нем расположена главная военно-морская база Черноморского флота, до 2014 года здесь находилась военно-морская база флота Украины.. Также является незамерзающим морским торговым и рыбным портом, промышленным, научным, рекреационным и культурно-историческим центром.
Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса
Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание «города федерального значения». На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.
Субъекты федерального значения
Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.
Каким образом приобретается статус?
Специфика городов федерального значения
Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.
Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.
Города РФ, имеющие особый статус
На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.Данное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома «Байконур», что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.
В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).
Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ.
Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.
Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса. В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.
Заключение
Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.
Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.
Города федерального значения России: список с описанием
По данным на 2017 г., из 1113 городов, существующих в Российской Федерации, только три являются городами федерального значения. Что такое федеральное значение для населенного пункта, признаки этого статуса, какие города входят в список – об этом подробно расскажем в нашей статье.
Категории городов в РФ
В административно-территориальном делении Российской Федерации города могут принадлежать к следующим категориям:
История вопроса
В дореволюционной России существовали градоначальства. К ним относили города (и прилегающие к ним земли), выделенные из состава губерний и подчинявшиеся напрямую министерству внутренних дел. Это было связано с особым политическим, экономическим или географическим значением населенного пункта.
После революции 1917-го система градоначальства была упразднена, но уже в 1931-м Москва и Ленинград вследствие своего особого положения становятся городами республиканского подчинения.
Уже в 1958-му все города (кроме Москвы, Ленинграда и входящего в состав УССР Севастополя) были выведены из категории федерального значения и переданы в подчинение соответствующим краям и областям.
Современная история
Статус был окончательно закреплен Конституцией РФ, принятой в декабре 1993.
Однако со временем список был расширен.
Какие города сегодня имеют такое значение?
В список городов федерального значения на данный момент входят следующие населенные пункты Российской Федерации:
Также в эту категорию включен Байконур.
По соглашению о сотрудничестве, заключенному между правительствами РФ и Казахстана в декабре 1994-го, и по арендному договору, комплекс Байконур имеет статус федерального значения с особым режимом безопасности. При этом Байконур не является субъектом РФ, поэтому в Совете Федерации РФ он не представлен. Договор действует до 2050 г.
На данный момент часть жителей Байконура, а это свыше 78 тыс. человек, имеют российское гражданство. В городе используется российский рубль, обучение и делопроизводство осуществляются на русском языке.
Севастополь вошел в категорию городов федерального значения России в результате мартовских событий 2014-го (после присоединения Крыма к РФ). В состав Республики Крым Севастополь не входит.
Обоснованность статуса
Города федерального значения России не случайно имеют свой статус. Их политическое, экономическое или стратегическое значение являются неоспоримыми.
Москва – это столица РФ, где представлены высшие органы всей государственной власти, в том числе президент, сосредоточены важнейшие международные экономические и политические связи России.
Санкт-Петербург – не просто культурная столица страны, но и образовательный, промышленный и научный центр, сосредоточение экономики и деловых отношений.
Севастополь чрезвычайно важен в стратегическом плане, т.к. в городе располагается военная база Черноморского флота РФ, оснащенная последними видами вооружения и современными моделями военных кораблей.
Все три города являются городами-героями.
Важность Байконура трудно переоценить. На площади 7 тыс. гектаров находится 5 площадок для стартов, 3 шахты пусковых установок, предстартовые комплексы. С Байконура осуществляется связь с МКС.
Статус этих городов определяется Конституцией, Федеративным договором от 1992-го и другими актами.
Количество населения
Определение статуса
Наряду с краями, республиками, округами и областями такие города являются самостоятельными административными единицами верхнего уровня, т. е. субъектом РФ. По состоянию на 2017-й в стране насчитывается 85 субъектов.
Конституция РФ устанавливает статус города федерального значения, который обладает такими же правами, как и другие субъекты РФ:
Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют собственные уставы и законодательство, регулируемое региональными представительными органами, а также собственные герб, гимн, флаг.
Каждый город, кроме Байконура, в верхней палате Совета Федерации представляют по два сенатора.
Представители городов в Совете Федерации
На 2017 г. Москву представляют в Совете Федерации З. Ф. Драгункина и В. И. Долгих.
Город федерального значения Санкт-Петербург представлен сенаторами А. В. Кутеповым и В. И. Матвиенко.
О. Л. Тимофеева и В. В. Куликов представляют Севастополь.
Организация власти в городах федерального значения
Представительный орган власти в Москве – городская дума, сформированная в 1993-м. Устав, принятый в 1995-м, определяет компетенцию Московской думы, ее полномочия и права. Дума располагается в ряде зданий на Страстном бульваре.
В главный законодательный орган столицы жители Москвы выбирают депутатов раз в 5 лет. Количество депутатов в Московской думе – 35 человек.
Исполнительную власть представляют:
Представительный орган в Санкт-Петербурге – Законодательное собрание, или Заксобрание, состоящее из 50 депутатов, которых избирают на 5 лет. Расположено Заксобрание в Мариинском дворце на Исаакиевской площади. Это исторически обоснованное место, ведь Мариинский дворец (как Таврический и Зимний) стал оплотом революционных событий 1917 года.
Исполнительный орган СПб – правительство и Администрация, которую возглавляет губернатор.
Законодательное собрание Севастополя состоит из 24депутатов, избираемых местными жителями на срок 5 лет. Устав Севастополя был принят 11 апреля 2014 г. на базе Конституции РФ. Возглавляет правительство и исполнительную власть в городе губернатор.
Особенности Байконура
С Байконуром все сложнее.
Представительская власть в городе не формируется, а населению предоставляется возможность реализовывать право на самоуправление путем проведения референдумов, общественных слушаний, собраний и пр.
Избранный жителями общественный совет является высшим органом самоуправления в Байконуре.
Глава исполнительной власти определяется российской стороной, утверждается совместно президентами России и Казахстана.
Городской бюджет формируется в основном из поступающих на содержание города средств из бюджета России.
Особенности структуры местного самоуправления
Местное самоуправление организовано в городах федерального значения РФ несколько иначе, чем в прочих субъектах. В этих городах действуют муниципальные внутригородские образования. Рассмотрим подробнее:
Финансы и бюджет
Города федерального значения имеют полномочия самостоятельно определять порядок финансовых дотаций, отчислений, а также источники доходов внутригородских территорий. Отличительные свойства бюджетов этих городов:
Разделяй и властвуй: для чего нужны России федеральные территории?
Большинство жителей России проголосовали за поправки в Конституцию. Таким образом, граждане дали своё согласие на создание в стране федеральных территорий. Региональные депутаты считают, что закрепление этой поправки в Конституции убило надежду на децентрализацию власти.
О том, где могут появиться федеральные территории и для чего они нужны нашей стране, — в материале ForPost.
Нужная поправка
Федеральные территории — словосочетание, которое звучит в российском основном законе впервые. Сейчас Россия по Конституции состоит из 85 субъектов федерации: республик, краёв, областей, автономной области, округов и городов федерального значения — к ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в интервью «Интерфаксу» сообщил, что к федеральным территориям могут относиться объекты, земли в регионах, которые должны управляться особенным образом. Под особое управление могут попасть закрытые территориальные образования, регионы со стратегическими военными объектами.
Клишас подчеркнул, что федеральные территории будут регулироваться специальным законом.
«В весеннюю сессию соответствующего законопроекта точно не будет. У нас осталось две недели, затем депутаты уходят на каникулы. Я считаю, что это история не сегодняшнего дня. Это вопрос осени 2020 года или 2021 года. Когда текст законопроекта по федеральным территориям будет готовиться, мы его обсудим с регионами. Обострять какие-то ситуации не будем. Конечно, хочется, чтобы тексты законопроектов были тщательно подготовлены и согласованы», — сообщил ForPost председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Он отметил, что к федеральным территориям могут отнести закрытые объекты, на которых расположены атомные электростанции. Также речь может идти о военных объектах. Севастополь вряд ли подпадёт под критерии федеральной территории, несмотря на то, что здесь базируется Черноморский флот. По словам Крашенинникова, за Севастополем уже закреплён статус города федерального значения.
«Как это будет? Надо подождать. Нужно посмотреть, что нам предложит правительство. Скорее всего, там будут готовить соответствующий проект закона, а не члены рабочей группы. Конечно, будем ждать предложений и от регионов — это двухстороннее движение. Подчеркну, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий направлена на упорядочивание взаимоотношений между регионами и федеральным центром, на выделение денег, на прозрачность, чтобы обязательства выполнялись со всех сторон», — подчеркнул Крашенинников.
Взгляд из региона
Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш считает, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий — лишняя. В Красноярском крае может быть создано новое территориально-административное образование. Регион расположен в стратегической Арктической зоне. Здесь находится достаточно много важных для России промышленных объектов.
«Сейчас настолько всё прозрачно и подотчётно в части распределения бюджетных средств между регионами и федеральным центром, что нет смысла усовершенствовать данный механизм. Поэтому заявления о том, что федеральные территории нужны для прозрачного распределения бюджетных средств, — лукавство. Это излишняя норма по дополнительной централизации власти, не более того», — выразил своё мнение Кулеш в беседе с корреспондентом ForPost.
Он считает, что сейчас федеральный центр должен давать больше самостоятельности регионам. Создание федеральных территорий — движение в обратную сторону. Кулеш подчеркнул, что Конституция — документ прямого действия, из которого должно быть понятно, с чем жители страны столкнулись и как это работает. Он считает, что авторы поправок в основной документ страны пошли по другому пути: они сначала создали норму, а затем стали дополнять её законом.
«Практика показывает, что законы иногда норму в Конституции переворачивают с ног на голову. В итоге получается нечто иное, не то, что предполагали законотворцы и за что голосовали люди. Я предлагаю посмотреть и удивиться», — подчеркнул красноярский депутат.
Он уверен, что конфликтов внутри региона избежать не удастся. Не каждый губернатор захочет отдать часть области, края, республики под создание федеральной территории, где появится оператор, который будет не подотчётен и не подконтролен региональной власти.
В отличие от депутатов некоторые известные политологи пока очень осторожны в прогнозах, так как не знают, с чем столкнулись. Для них федеральные территории — «тёмный лес», отметили они в беседе с корреспондентом ForPost и попросили не указывать своих фамилий при подготовке материала.
Всё прозрачно и понятно
Член рабочей группы по поправкам в Конституцию, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов считает, что страхи региональных депутатов и политологов беспочвенны. В беседе с корреспондентом ForPost Харитонов отметил, что решение о включении в основной документ страны понятия «федеральная территория» принималось исключительно в интересах государства. Оно поможет решить спорные вопросы с космодромом «Восточный», Крымом, защитить природные богатства страны.
Следовательно, если бы озеро Байкал было объявлено федеральной территорией, то не было бы возможным строительство китайского завода на его побережье. Остановить стройку в данном случае удалось только после одиночных пикетов шоумена Сергея Зверева, который решил защитить достояние России.
Ещё один плюс: федеральные территории — не подлежат отчуждению. При их создании коммуницируются возможности федерального центра с возможностями субъекта федерации.
Сторонники поправок в Конституцию задают резонный вопрос: «Может ли местное самоуправление в Якутии самостоятельно решить вопрос добычи национальных природных богатств?». Ответ очевиден — нет. Над алмазодобычей в Якутии должна работать вся страна. Следовательно, алмазные шахты якутского Мирного могут стать федеральной территорией.
Он считает, что сроки в данном вопросе — не ключевой момент. Основная задача — услышать мнения и получить предложения ото всех заинтересованных сторон. Дело, конечно, никто в долгий ящик откладывать не будет. До весенне-летней сессии 2021 года законодательство по федеральным территориям должно быть принято.
Плагиат ельцинской эпохи
Сегодня мало кто помнит, но в России уже пытались закрепить в Конституции понятие «федеральная территория». Такую попытку предприняли 12 ноября 1990 года, когда был принят первый проект Конституции.
В разделе 4 «Федеративное устройство» было сказано: «Российская Федерация состоит из национальных и региональных государственных образований, имеющих конституционно-правовой статус равноправных республик, а также федеральных территорий».
Этот проект Конституции был опубликован в газете «Аргументы и Факты» тиражом в 40 млн экземпляров. Однако он был отклонён из-за недовольства регионов. Позже статья была скорректирована. В новом проекте Конституции от весны 1991 года Российская Федерация уже состояла из национальных республик, земель и федеральных территорий.
«Тогда федеральными территориями считались субъекты федерации, которые ещё не готовы были приобрести статус республики. На данный момент в России есть некоторые отдалённые, малонаселённые субъекты федерации с отсутствием инфраструктуры и фактически собственной экономикой. Такие регионы должны управляться из федерального центра. Они имеют явный признак федеральных территорий», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost ответственный секретарь конституционной комиссии 1990-1993 гг., народный депутат 1990-1993 гг. Олег Румянцев.
Он подчеркнул, что в проекте Конституции весны 1991 года федеральная территория могла получить статус земли или республики, если региональным властям удавалось доказать федеральному центру свою финансовую состоятельность. Сменить статус можно было через референдум внутри региона. Существовал и обратный путь. Жители республики могли выйти с инициативой о присвоении ей статуса федеральной территории. Для этого также нужно было провести референдум.
Румянцев считает, что если регион не способен формировать собственный бюджет, собирать налоги, участвовать в формировании бюджета Российской Федерации, то он не должен быть самостоятельным. Единственно верный выход — управление данной территорией из Москвы.
Он считает, что нынешние законодатели пошли по верному пути, вернув в Конституцию федеральные территории. По мнению Румянцева, это очень живая конструкция, она повышает гибкость управления Российской Федерацией.
«Эта идея принадлежит конституционной комиссии РФ, сформированной в 1990 году. Почему-то нынешние власти об этом умолчали. Все механизмы уже прописаны, их просто нужно взять и претворить в жизнь», — уточнил Румянцев.