гортань для чего она нужна

Гортань

Гортань – орган дыхательной системы, выполняющий функции проведения воздуха и голосообразования.

Гортань – это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками. Достаточно сложное устройство стенок гортани позволяет ей порождать звуки разной высоты и громкости.

Строение гортани

Гортань располагается в передней области шеи на уровне IV–VI шейных позвонков. С помощью связок гортань подвешена к подъязычной кости, вследствие чего опускается и поднимается вместе с ней при глотании. Снаружи положение гортани заметно по выступу, сильно развитому у мужчин и образованному щитовидным хрящом. В просторечии этот выступ называют «кадык», или «адамово яблоко». Позади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается, сбоку проходят крупные сосуды и нервы. Пульсацию сонных артерий легко прощупать на шее по сторонам от гортани. Внизу гортань переходит в трахею. Впереди трахеи, доходя до гортани, располагается щитовидная железа.

Твердый остов гортани состоит из трех непарных хрящей – щитовидного, перстневидного и надгортанника – и трех парных, важнейшими из которых являются черпаловидные. Хрящи гортани соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение благодаря сокращению прикрепляющихся к ним мышц.

Основание гортани образует перстневидный хрящ, напоминающий горизонтально лежащий перстень: его узкая «дужка» обращена вперед, а широкая «печатка» – назад. Нижний край этого хряща соединяется с трахеей. Сверху к перстневидному хрящу присоединяются щитовидный и черпаловидные хрящи. Щитовидный хрящ – самый крупный, входит в состав передней и боковой стенок гортани. В нем различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым углом у мужчин, образуя «кадык», и тупым углом (около 120°) у женщин.

Черпаловидные хрящи имеют форму пирамиды, их треугольное основание подвижно соединено с пластинкой перстневидного хряща. От основания каждого черпаловидного хряща вперед отходит голосовой отросток, в сторону – мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ вокруг его вертикальной оси. При этом изменяется положение голосового отростка, с которым соединена голосовая связка.

Сверху гортань покрыта надгортанником, его можно сравнить с «подъемной дверью» над входом в гортань (см. рис. 1). Нижний заостренный конец надгортанника прикреплен к щитовидному хрящу. Широкая верхняя часть надгортанника при каждом глотательном движении опускается и закрывает вход в гортань, тем самым препятствуя попаданию пищи и воды из глотки в дыхательные пути.

Все хрящи гортани относятся к гиалиновым и могут подвергаться окостенению, кроме надгортанника и голосового отростка черпаловидного хряща, образованных эластической хрящевой тканью. В результате окостенения, наступающего иногда в возрасте до 40 лет, голос теряет гибкость и приобретает хриплый, скрипучий оттенок.

Для образования звука важнейшее значение имеют голосовые связки, которые натянуты от голосовых отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности угла щитовидного хряща (рис. 2). Между правой и левой голосовыми связками находится голосовая щель, через которую проходит воздух при дыхании. Под влиянием мышц хрящи гортани меняют свое положение. Мышцы гортани по функции делятся на три группы: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель, изменяющие напряжение голосовых связок.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, которая чрезвычайно чувствительна: малейшее прикосновение постороннего тела к ней рефлекторно вызывает кашель. Покрывает слизистую оболочку гортани, исключая лишь поверхность голосовых связок, реснитчатый эпителий с большим количеством железок.

Под слизистой оболочкой гортани лежит фиброзно-эластическая мембрана. Полость гортани по форме напоминает песочные часы: средний отдел сильно сужен и ограничен сверху складками преддверия («ложные голосовые»), а снизу – голосовыми складками (рис. 3). На боковых стенках гортани между складкой преддверия и голосовой складкой заметны довольно глубокие карманы – желудочки гортани. Это остатки объемистых «голосовых мешков», которые хорошо развиты у человекообразных обезьян и, по-видимому, служат резонаторами. Под слизистой оболочкой голосовой складки располагаются голосовая связка и голосовая мышца, под слизистой оболочкой складки преддверия – неподвижный край фиброзно-эластической мембраны.

Функции гортани

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную (голосообразующую) и речевую.

Первое – голос, второе – мелодия

Способность человека издавать разные по силе, высоте и тембру звуки связана с движением голосовых связок под действием струи выдыхаемого воздуха. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Ширину голосовой щели регулируют не менее пяти мышц гортани. Безусловно, играет роль и сила самого выдоха, обусловленная работой соответствующих мышц груди и живота. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот. Как известно, чаще колеблются сильно натянутые связки (вспомните гитарную струну). Обеспечивают необходимое натяжение голосовых связок мышцы гортани, в частности голосовая мышца. Ее волокна вплетены в голосовую связку на всем ее протяжении и могут сокращаться как целиком, так и отдельными частями. Сокращение голосовых мышц вызывает расслабление голосовых связок, в результате чего высота издаваемого ими звука снижается.

Обладая способностью вибрировать не только целиком, но и отдельными частями, голосовые связки продуцируют добавочные звуки к основному тону, так называемые обертоны. Именно комбинацией обертонов характеризуется тембр человеческого голоса, индивидуальные особенности которого зависят также от состояния глотки, полости рта и носа, движений губ, языка, нижней челюсти. Дыхательные пути, расположенные выше голосовой щели, выполняют функцию резонаторов. Поэтому при изменении их состояния (например, при отеке слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух при насморке) меняется и тембр голоса.

Несмотря на сходство в строении гортани человека и человекообразных обезьян, последние не в состоянии говорить. Лишь гиббоны способны воспроизводить звуки, отдаленно напоминающие музыкальные. Только человек может сознательно регулировать силу выдыхаемого воздуха, ширину голосовой щели и натяжение голосовых связок, что необходимо для пения и речи. Медицинская наука, изучающая голос, называется фониатрией.

Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью, но лишь 20 веков спустя Везалий (XVI в.) высказал мнение, что звук производят голосовые связки. Даже в настоящее время имеются различные теории голосообразования, основывающиеся на отдельных аспектах регуляции колебаний голосовых связок. Как крайние формы можно привести две теории.

Согласно первой (аэродинамической) теории, голосообразование – результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи во время выдоха. Решающая роль при этом принадлежит мышцам, участвующим в фазе выдоха, и мышцам гортани, которые сближают голосовые связки и оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Настройка работы мышц происходит рефлекторно при раздражении воздухом слизистой оболочки гортани.

По другой теории движения голосовых складок происходят не пассивно под действием воздушной струи, а представляют собой активные движения голосовых мышц, осуществляющиеся по команде из головного мозга, которая передается по соответствующим нервам. Высота звука, связанная с частотой колебаний голосовых связок, зависит, таким образом, от способности нервов проводить двигательные импульсы.

Отдельные теории не могут полностью объяснить столь сложный процесс, как голосообразование. У человека, обладающего речью, функция голосообразования связана с деятельностью коры полушарий мозга, а также более низких уровней регуляции и представляет собой очень сложный, сознательно координируемый двигательный акт.

Гортань в нюансах

Состояние гортани специалист может исследовать с помощью особого прибора – ларингоскопа, основной элемент которого – маленькое зеркальце. За идею этого прибора известный певец и вокальный педагог М. Гарсия в 1854 г. удостоился звания почетного доктора медицины.

Гортань имеет значительные возрастные и половые особенности. С рождения до 10 лет жизни гортань мальчиков и девочек фактически не имеет различий. Перед наступлением половой зрелости рост гортани у мальчиков резко усиливается, что связано с развитием половых желез и выработкой мужских половых гормонов. В это время изменяется («ломается») и голос мальчиков. Мутация голоса у мальчиков длится около года и завершается в 14–15 лет. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте 13–14 лет.

Гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской, голосовые связки значительно толще и длиннее (приблизительно на 10 мм). Поэтому и мужской голос, как правило, сильнее и ниже женского. Известно, что в XVII–XVIII вв. в Италии кастрировали мальчиков 7–8 лет, которые должны были петь в папском хоре. Их гортань в период полового созревания не претерпевала особых изменений и сохраняла детские размеры. Этим добивались высокого тона голоса, соединенного с мужской силой исполнения и нейтральным тембром (между детским и мужским).

В образовании голоса принимают участие многие органы и системы организма, а это требует их нормального функционирования. Поэтому голос, речь являются выражением не только нормальной деятельности отдельных органов и систем, включая и психику человека, но также их нарушений и патологических состояний. По изменению голоса можно судить о состоянии человека и даже развитии определенных заболеваний. Необходимо особо подчеркнуть, что любые изменения гормонального фона в организме (у женщины – применение гормональных препаратов, менструация, менопауза) могут приводить к изменениям голоса.

Звуковая энергия голоса очень мала. Если человек непрерывно будет говорить, то лишь за 100 лет произведет количество тепловой энергии, необходимое для того, чтобы сварить чашку кофе. Однако голос (как необходимая составная часть человеческой речи) является мощнейшим орудием, изменяющим окружающий мир!

Автор: Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН

Источник

Улезько Галина Митрофановна

Гигиена голоса

врач-фониатр Г. М. Улезько
(Методические указания для лиц голосовых профессий:
вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др.)

В методических указаниях изложены следующие вопросы:
понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей.

Введение.

Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.

Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.

Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука.

Анатомия и физиология гортани.

гортань для чего она нужна. Смотреть фото гортань для чего она нужна. Смотреть картинку гортань для чего она нужна. Картинка про гортань для чего она нужна. Фото гортань для чего она нужна

Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка.

Профессионалы голоса.

Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.

Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.

Воспитатели детских садов.

Экскурсоводы.

Преподаватели и ораторы.

Артисты и студенты театральных ВУЗов.

Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.

В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь «под прикрытием» лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.

Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.

Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).

В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.

Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.

Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.

Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса.

Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.

Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.

Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях.

Мутационные нарушения голоса.

Гигиена голоса подростка.

В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.

Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.

Гигиена голоса на различных производствах.

Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.

Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом.

Гигиена голоса при беременности.

Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, «быструю потерю воздуха» при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной «формы».

Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.

Курение и гигиена голоса.

Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.

Алкоголь и гигиена голоса.

Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие.

Предупреждение заболеваний гортани.

Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.

Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.

Источник

Восстановление легких после коронавируса

Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.

Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).

Легкие после COVID-19

Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).

Таблица 1. Поражение лёгких при COVID-19

Процент поражения легочной ткани

Поражена часть лёгкого. Небольшое затруднение дыхания.

Источник

Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра

Различного вида осиплости, охриплости, дисфонии и частичная или полная потеря голоса у учителей проявляются очень часто в связи с повышенными нагрузками на голосовой аппарат. И это легко объяснимо. Во-первых, сказывается продолжительность говорения: учителям ежедневно приходится говорить по много часов практически без остановки, а многие из представителей этой профессии и на переменах не дают отдохнуть голосовому аппарату, продолжая общаться с коллегами. Во-вторых, громкость речи: очень многие педагоги, стараясь донести знания до своих подопечных, свято следуют правилу «Чем громче, тем лучше», тем самым усугубляя нагрузку на и без того напряженный голосовой аппарат. Поэтому представителям «голосовых» профессий особенно важно знать, как уберечь свой голосовой аппарат и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.

В нашей статье врач-оториноларинголог, фониатр Клиники «СМИТРА» Демидов Егор Евгеньевич даст 10 ценных советов о том, как педагогу сохранить главный инструмент – голос.

гортань для чего она нужна. Смотреть фото гортань для чего она нужна. Смотреть картинку гортань для чего она нужна. Картинка про гортань для чего она нужна. Фото гортань для чего она нужна Совет №1. Не пренебрегайте ранней диагностикой. Исследование состояния речевого аппарата у представителей педагогических профессий является обязательным. Особенно, если вы заметили у себя любые патологические проявления, связанные с голосом. Снижение силы голоса, сужение диапазона, уменьшение полетности певческого голоса, осиплость голоса, уменьшение звучности голоса, затруднение при разговоре, усталость голоса могут быть начальными проявлениями заболеваний речевого аппарата и требуют вмешательства доктора.

Совет №2. Позволяйте голосу отдыхать. Используйте любую, самую маленькую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Другими словами, просто помолчать. Многие педагоги забывают об этом и продолжают вести разговоры с коллегами и учениками даже на переменах, да еще и с той же интенсивностью. Как результат, вечером появляется охриплость, усталость голоса, различные неприятные и болевые ощущения в области горла.

Совет №3. «Молчание – золото». Хорошей привычкой станет 2-3 часовое молчание после окончания трудового дня. При необходимости в этот период пользуйтесь речью минимально: фразы должны быть короткими, лаконичными, сама речь – очень тихой. Не допускайте в этот период продолжительных и, тем более, громких разговоров.

Совет №4. Не переохлаждайтесь! Голосовой аппарат специалиста голосо-речевой профессии очень чувствителен к резким перепадам температур. Поэтому в холодное время года не выходите на улицу сразу после голосовых нагрузок, подождите 15-20 минут, «разогретому» нагрузкой голосовому аппарату необходимо время, чтобы остыть. Также вы можете охладить голосовые складки, выпив перед выходом на улицу несколько глотков воды комнатной температуры.

Совет №5. Лечитесь вовремя. Важное значение в здоровье голосового аппарата имеет здоровье верхних дыхательных путей. Заболевания носа и околоносовых пазух, ангины, тонзиллит могут вызывать и поддерживать воспалительные изменения в гортани. Поэтому при наличии любых заболеваний верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору-оториноларингологу для диагностики и лечения. При возникновении острых простудных заболеваний вы должны быть немедленно освобождены от работы. Обратитесь к врачу при первых появлениях простуды и соблюдайте строгий голосовой режим. Возвращайтесь к работе только после ликвидации воспаления и полного восстановления речевых функций, так как, например, недолеченый острый ларингит может перейти в хроническую форму и надолго вывести учителя из строя, лишив голоса.

Совет №6. Старайтесь меньше нервничать. Деятельность педагогического работника часто очень эмоциональна, связана с нервным перенапряжением и стрессами. Поэтому одной из причин осиплости или даже полной утраты голоса у учителя являются расстройства нервной системы. Постарайтесь организовать свою личную и профессиональную жизнь так, чтобы нервная система не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Если чувствуете, что не способны самостоятельно справиться с накопившимся стрессом и эмоциональной усталостью, обратитесь к профессионалу – врачу-неврологу или психотерапевту.

Совет №7. Избегайте раздражителей. Рабочий орган учителя – голосовой аппарат – очень чувствителен ко всякого рода раздражителям. Не увлекайтесь острой пищей, слишком горячими или холодными напитками, откажитесь от алкоголя. Употребление этих продуктов отрицательно влияет на слизистую оболочку рта, глотки и нижележащих отделов. Не менее вредным для специалистов голосо-речевых профессий является и курение, которое раздражает не только верхние, но и нижние дыхательные пути, вызывая сильное слюноотделение.

гортань для чего она нужна. Смотреть фото гортань для чего она нужна. Смотреть картинку гортань для чего она нужна. Картинка про гортань для чего она нужна. Фото гортань для чего она нужнаСовет №8. Для женщин. Стоит помнить, что во время менструации голосовой аппарата наиболее уязвим и требует особой заботы. Голосовые складки у женщины в этот период несколько набухают, голос быстро устает. Перенапрягать голосовой аппарат в эти дни категорически противопоказано.
Совет №9. Для опытных работников. Чувствительность голосового аппарата и его подверженность отрицательным воздействиям возрастает прямо пропорционально возрасту. Работоспособность речевого аппарата с возрастом снижается, а его чувствительность к простуде, перенапряжению, наоборот, возрастает. Учитывая это, работники «голосовых» профессий пожилого возраста должны более строго выполнять правила гигиены.

Совет №10. Если резко пропал голос… Что делать, если вы вдруг резко, прямо во время занятия или урока потеряли голос? Есть ли «волшебные» народные способы, позволяющие быстро вернуть его? И можно ли ими пользоваться? Ответ однозначный – нет. В случае резкой потери голоса, первое, что необходимо сделать – обратиться к врачу- фониатру и не заниматься самолечением! Лучшее, что вы можете сделать до приема врача – пить больше теплой жидкости (чай, компоты, морсы), не шептать и свести голосовую нагрузку к минимуму.

Придерживайтесь наших простых советов и будьте уверены: ваш голос будет вам благодарен! Ваш главный рабочий инструмент прослужит верой и правдой много лет, звуча уверенно, воодушевлённо, выразительно, позитивно.
Здоровья вам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *