госкредит что это такое
Государственный кредит
Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.
В чем суть государственного кредита
Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.
Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:
Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.
Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.
Зачем нужен госзайм
У государственного кредита несколько основных функций:
Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.
Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.
Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.
Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.
Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.
По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.
Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.
Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.
Особенности кредитования
Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:
Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.
Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.
К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.
Принять участие в кредитовании могут:
Со стороны государства | С другой стороны |
Кабинет Министров | Банки |
Центральный банк | Физические лица |
Министерство Финансов | Индивидуальные предприниматели |
Местное самоуправление | ООО и акционерные общества |
Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.
Что учитывают при выдаче госкредита
При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:
Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.
Основные виды госкредитов
Государственные кредиты бывают:
Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.
Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:
Внутренний | Внешний |
Межбюджетный | Межгосударственный |
Предприятиям-резидентам | Предприятиям-нерезидентам |
Госорганам исполнительной власти | Международным финансово-кредитным учреждениям |
По сроку различают три вида госзаймов:
Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.
Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:
Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:
По форме выплаты доходов госзаймы бывают:
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.
Государственные кредиты выдают одним из трех способов:
По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.
Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.
Плюс и минусы государственного займа
Преимущества государственного кредитования:
Недостатки государственных займов:
Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Принципы государственного кредитования
При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:
Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.
Управление госкредитом
Система управления государственным кредитом в России направлена на:
Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.
Основные способы регулирования государственного долга:
Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.
Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.
Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.
Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Понятие и формы государственного кредита
Понятие и формы государственного кредита
Содержание
Понятие государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений которые взаимосвязанные:
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются:
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий, среди них:
Возникновение государственного кредита — один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций.
Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит эффективный инструмент, по следующим причинам:
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов.
В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении:
От плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм).
То основой государственного кредита является его возвратность и платность:
Через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением.
При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности.
При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли:
В первом случае в виде заемщика, органы власти привлекают денежные средства:
Во втором случае в виде кредитора, органы власти кредитуют:
В третьем случае в виде поручителя, органы власти предоставляют:
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
Что такое государственный кредит простыми словами?
Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
По географическому признаку выделяются:
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Что такое государственный кредит
Для реализации проектов странам постоянно требуются деньги, и с целью их привлечения используется государственный кредит. Он представляет собой возвратную ссуду, которая оформляется в виде внутреннего или внешнего займа.
Что значит государственный кредит
Государственный кредит — это система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства.
Это понятие, которое используют для описания взаимодействия государства, выступающего в роли заемщика, с кредиторами. Ими могут быть юридические лица и граждане. В основе процесса кредитования лежит использование денежных средств, принадлежащих инвесторам. Процедура передачи и возврата сумм регулируется законодательством.
Суть и особенности
Хотя в бюджет поступают налоги и другие доходы, их размер ограничен законом. Финансовая система государства постоянно испытывает потребность в деньгах, чтобы реализовывать проекты правительства. С целью привлечения дополнительных средств в бюджет приходится прибегать к заимствованию.
Свободные деньги есть у частных лиц, они могут давать средства в долг государству. Имеются финансы и у организаций, которые работают и ведут деятельность внутри страны.
Ссуда может быть получена из внешних источников заимствования. В этом случае органы власти берут деньги у других стран или международных организаций.
Виды государственных займов
Период действия госзаймов бывает следующим:
По форме займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. По методам размещения:
Классификация по выплатам доходов следующая:
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
Держателями ценных бумаг могут быть следующие категории кредиторов:
Также государственный кредит может быть внешним и внутренним, централизованным (эмитентом облигаций является федеральный орган власти) и децентрализованным (ценные бумаги выпускает местное руководство).
Как получить госкредит
Для того чтобы получить займ, государство обращается к следующим инвесторам:
Договор займа от кредита отличается тем, что государство может получить не только деньги, но и ценные бумаги. При этом долг придется возвращать не облигациями, а деньгами или другим имуществом, которое имеет ту же стоимость.
Государственные кредиты предоставляются через банки и прямых кредиторов.
Принципы функционирования
К основным принципам функционирования госзайма относится следующее:
Большой государственный долг является показателем высокого кредитного рейтинга страны.
От других поступлений государственный кредит отличается целевой направленностью. То есть правительство берет его для решения выбранных задач. Заимствование обеспечено имуществом, которое принадлежит государству.
Оно же гарантирует, что ссуда будет возвращена в установленный срок вместе с процентами путем перевода средств на счета кредитора.
Разновидности внешних долговых обязательств
Виды внешних долговых обязательств следующие:
Условия выдачи займов и погашения долга отражают в документах, за исполнением обязательств и расходованием средств осуществляется жесткий контроль.
Структура внутреннего кредита страны
Государство, как эмитент, выпускает бумаги рыночного типа и не рыночного. Структура внутреннего кредита может быть следующей:
Государство выступает в качестве гаранта перед кредиторами.
Государственный кредит
Совокупность экономических отношений
Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства
Содержание
Содержание 1. История государственного займа в Российской Федерации 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. Государственный кредит и государственный долг 4. Управление государственным займом
5. Отличия государственного займа от банковского
6. Правовые основы государственного ссуды
7. Государственного займ в Республике Беларусь
8. Государственный кредит на Украине
9. Государственный кредит как система регулирования
Государственный кредит — это система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли кредитора и заемщика. Причиной мобилизации заемных средств выступает наличие дефицита госбюджета.
История государственного ссуды в Российской Федерации
Из истории известно, что правительство Российской Федерации еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного займа для покрытия своих затрат. Как раз тогда появились первые государственные кредиты, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной Российской Федерации основными внутренними заемщиками были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного ссуды расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко кредиты предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного займа:
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.
государственный заемный банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательном домах (1772), приказы общественного признания (1775). Главные операции вышеназванных учреждений: прием вкладов, выдача займов под обеспечение долга помещичьих имений. Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юр. лиц привлекаются путем денежной эмиссии и реализации государственных ценных бумаг.
История государственного ссуды показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного займа могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
В соответствии с основным Законом государства Российской Федерации (ст. 71) денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства Российской Федерации и Банк России она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.
наличие заемщика и кредитора как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы России, как займ (другую его часть составляет банковский займ).
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.
Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком займе, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным ссудой служат либо налоги, либо новые кредиты. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.
Характерной чертой банковского ссуды является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать займ, но и выплачивать вознаграждение за пользование кредитом за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского займа участвуют две стороны: банк — в роли заемщика (заимодавца), юридические и физические лица — в роли кредиторов. При государственном займе кредитором, как правило, всегда является государство.
Если отношения банковского ссуды имеют своим следствием заключение между сторонами договоренности банковской кредита, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Представители финансово-правовой науки дореволюционной Российской Федерации (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским займом. Эти различия заключаются в следующем:
1. В отношениях по государственному займу всегда имеется верховенство государства, несмотря на то, что государство является кредитором (должником), а не кредитором. При банковском займе, наоборот, заемщик (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.
2. Учитывая особую роль государства, оно заключает долгосрочные кредиты без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских кредитов необходимо предоставление залога.
3. При банковском займе договор банковской займа заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому ссуде абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же займе принуждение «имеет иногда место при заключении кредита».
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного займа как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного ссуды. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного выгоды в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором – государство в лице его органов (мин фина, местных органов власти). Для кредитора ценная форма займа позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии ценных бумаг, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от ссуд, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только кредитора, но и заемщика. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские кредита предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.
Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физлицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве кредитора, а также заемщика и гаранта.
С помощью государственного ссуды государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных издержек и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного займа объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе государственный бюджет перераспределяет часть национального наживы станы. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде.
Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического коллапса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном займе сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в USD / CAD потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного ссуды втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд ( в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные кредиты).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного займа как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного ссуды. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного профита в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного займа для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором – государство в лице его органов (минфина, местных органов власти). Для кредитора ценная форма ссуды позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Государственный кредит и государственный долг государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом России понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физ. лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта России понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства России в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме: Кредитные договора и договоры, заключенные от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных заемщиков; Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени России; Договоры о предоставлении государственных гарантий Россией, договоры поручительства России по обеспечению обязательств третьими лицами; договора и договоры, заключенные от имени России, о пролонгирования и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет; Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства России на основе принятых федеральных законов. Сроки погашения долговых обязательств России и её субъектов не могут превышать 30 лет. Управление государственным ссудой Управление государственным займом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, заемщика и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным ссудой включает: Обслуживание и погашение государственного долга; выпуск и размещение новых облигационных ссуд: Поддержание вторичного рынка долговых обязательств; Регулирование рынка государственного займа; Выработка порядка, условий и форм предоставления государством займов. Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным займом, являются министерство финансов, ЦБ. Целями управления государственным ссудой являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Отличия государственного ссуды от банковского.
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского займа рядом особенностей:
Потребность государства в займе
Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между агрегатом денежной массы в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском займе возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский займ включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский займ могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.
Условием сделки банковского ссуды является совпадение экономических интересов заемщика и кредитора, при государственном займе экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность заемщикам для добровольной передачи денежных средств в пользование кредитора. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать заемщикам определенный профит. В отличие от банковского процента за займ, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредиторов, вознаграждение заемщиков при государственном займе выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов заемщиков и кредиторов.
Банковский займ имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного займа, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных затрат.
Срок возврата кредита
При банковском кредитовании срок возврата займа строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за займ. В государственном займе такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.
Способность увеличивать или сокращать денежную массу.
С помощью банковского ссуды создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский займ может служить фактором проявления и роста избыточной агрегата денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Правовые основы государственного займа
В настоящее время государственный кредит регулируется законом «О государственном внутреннем долге России». По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физлицами, если иное не установлено законодательными актами России. Долговые обязательства бывшего союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме займов, полученных Правительством РФ, государственных кредитов, осуществляемых посредством эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия денежной эмиссии (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управление государственным долгом. Обслуживавание государственного внутреннего долга России производится центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено
Правительством РФ обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего союза ССР», где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физ. лицам осуществляется с 1 июля 1993 г. по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты задолженности физлицам — резидентам бывшего союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физ. лицами; средства от реализации активов бывшего союза ССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов союза ССР от 28 мая 1992 г. (протокол № 11). По Указу «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга» было предложено Внешэкономбанку произвести конвертацию средств- клиентов, которые были вложены в банк в разной валюте, в свободно конвертируемую валюту — американские доллары в определенном соотношении. Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено мин фину РФ совместно с центробанком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем эмиссии ценных бумаг гос. облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент — мин фин РФ; валюта облигационного кредита — доллары Соединенных Штатов; процентная ставка — 3 процента годовых; срок погашения облигаций — от 1 года до 15 лет. В результате 15 марта 1993 г. был выпущен внутренний государственный валютный облигационный заем, по которому владельцам счетов во Внешэкономбанке на основании специальных условий должны быть выданы в определенные сроки облигации указанного займа2. В условиях эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного ссуды указаны форма и валюта денежной эмиссии, которыми являются облигации в американских долларах; дата эмиссии ценных бумаг — 14 мая 1993 г.
Указано, как производятся платежи, где на дату платежа выплачиваются сумма основного долга и процентов в долларах Соединенных Штатов, дата платежа и сумма указаны на соответствующих облигациях. Указаны сроки погашения, последний из которых наступает 14 мая 2003 г. Закреплено, что все эти отношения освобождены от налогообложения, перевод средств производится за счет кредитора. Указывается период предъявления к оплате, который длится 10 лет с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты. Указаны гарантии платежей, где кредитор берет на себя обязательства перевода долга. Определены права держателей в отношении погашения облигаций, где держатель имеет право заявлять требования к их погашению, закреплен орган, где будут и в дальнейшем печататься все уведомления в отношении облигаций, это «Российская газета» и «Известия».
Таким образом государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены. Особый интерес в области государственного займа представляет международный государственный кредит, где государство выступает на мировом финансовом рынке как в роли кредитора, так и заемщика. Внешняя задолженность страны на 1 декабря 1994 г. составляла 130 млрд. Долларов. Из них 108,6 млрд. Долларов — это долг СССР, взятый на себя РФ, а 21,7 млрд. Долларов — это часть собственного долга Российской Федерации. Такое положение сложилось и не противоречит п. 3 ст. 2 закона «О государственном внутреннем долге РФ», где сказано, что долговые обязательства бывшего союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ2. В 1995 году Россия должна была отдать в виде процентов по внешним долгам 6,44 млрд. Долларов. В связи с дефицитностью бюджета предполагается взять для погашения этого долга особые займы. Однако надо знать, что любые займы только увеличивают долговую кабалу для государства и могут скзаться на развитии экономики и социальной сферы для следующих поколений.
Учитывая это, в ст. 2 закона о федеральном бюджете на 1996 год закреплено, что предельный размер государственных внешних заимствований РФ в 1996 г. установлен в размере 9,2 млрд. Долларов. В отношении международного государственного ссуды действует федеральный закон: «О государственных внешних заимствованиях России и государственных кредитах, предоставляемых Россией иностранным государствам, их юр. лицам и международным организациям». По этому закону государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников займы (кредиты). Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ. Государственные кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юрлицам и международным организациям формируют государственные внешние (зарубежные) активы РФ. Заимствование и займы осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юрлиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде его постановления. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых РФ государственных ссуд. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований РФ, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате долга РФ. Предельный размер предоставляемых займов определяется соответствующей расходной статьей федерального бюджета на текущий годз. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых ссуд находится в ведении министерства финансов РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.
Государственного займ в Республике Беларусь
Под формой займа понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает займ. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного ссуды.
Товарная форма (хлебный и сахарный кредиты) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма займа получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных кредитов, займов национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (закон “ О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”). Право привлекать заемные средства у юридических и физ. лиц от лица Совета Министров принадлежит министерству финансов Республики Беларусь.
Государственные кредиты характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юр. лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем эмиссии и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного ссуды определяются: составом кредиторов и заемщиков; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения займа; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска заемщика и кредитора.
В зависимости от характеристики кредитора государственный кредит бывает:
По месту получения ссуды, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние кредиты
По срокам они делятся на:
краткосрочные (до 1 года);
долгосрочные (свыше года).
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного займа.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
государственные облигационные кредиты;
Выпускаются облигации внутренних государственных и местных кредитов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физлиц, а так же обязательную покупку их юрлицами.
Ценные бумаги государства делятся на две группы:
бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке;
бумаги, не поступающие на вторичный рынок.
На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.
Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет национальный банк.
При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет профит от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий эмиссии, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то заемщики несут убытки, а кредитор получает прибыль.
Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.
Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.
Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.
Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам – участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.
Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку. Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).
Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.
Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.
Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций. Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался процесс накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный рынок тогда не имел должного развития.
В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.
Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала. В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).
Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная биржа преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.
Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:
в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;
издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;
решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;
решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.
Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:
национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;
Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.
Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы.
Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.
Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.
Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный профит.
В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.
Государственный кредит на Украине
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из госбюджета.
Денежные средства, поступающие от эмиссии местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский займ (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от денежной эмиссии местных облигаций.
Такие облигации считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей налоговой мощи, а также выгодами существующих объектов либо недвижимым имуществом строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации.
Инвесторы, которые приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть средств местных бюджетов, а такие средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким образом, выпуск местных облигаций позволяет решать одновременно несколько задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта заемные денежные средства; им нет необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный профит, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.
Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность.
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного ссуды определяются:
составом кредиторов и заемщиков;
конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;
местом получения займа; формой его оформления;
методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
сроками погашения государством своих обязательств;
степенью риска заемщика и кредитора.
Преимущественно выпускаются облигации внутренних, государственных и местных ссуд. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физ. лиц, а также обязательную покупку их юр. лицами.
Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный рынок. На вторичный рынок могут поступать: казначейские обязательства (вексели), облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти.
Продажу ценных бумаг Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет национальный банк.
При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет профит от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий эмиссии, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то заемщики несут убытки, а кредитор получает прибыль.
Для заемщика (юридических и физ. лиц) при приобретении ценных бумаг правительств имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный.
Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты.
Рыночный риск возникает в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со уступкой в цене или в известной мере в принудительном порядке.
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижения риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.
Украина как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и среднесрочные (облигационные кредиты).
Выпуск облигаций государственного внутреннего кредита (ОГВЗ) осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью эмиссии ценных бумаг государственных облигации является увеличение притока иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль скоро мобилизованную таким образом иновалюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно выпускать в этих целях облигации внешнего ссуды или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной валюте. Если процентная ставка гос облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут отдать предпочтение первым, поскольку профит от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается.
Наконец, третьей важной целью эмиссии гос. облигаций является оказание сдерживающего влияния на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от денежной эмиссии облигаций займа временно изымаются «из оборота», то есть, «придерживаются». Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи эмиссий облигаций Федерального Займа.
Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что облигации займа способны удовлетворять ряду требований, в частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности. Облигации Федерального Займа, как правило, удовлетворяют указанным выше требованиям. Они считаются самым надежным видом бумаг, поскольку предполагается, что государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям «всей своей мощью».
В развитых странах вложение средств в облигации Федерального Займа рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.
Ввиду надежности и определенности, гос облигации обладают также ликвидностью. Их легко можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как средство расчета или обеспечения обязательств.
Вместе с тем, ввиду наличия снова-таки упомянутых выше характеристик, облигации займа являются наименее доходными. Процентные ставки по гос. облигациям являются наиболее низкими среди всех долговых ценных бумаг. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институционными долговыми ценными бумагами и гос облигациями, выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по облигациям займа выполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране.
Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся в прямой зависимости от процентных ставок по облигациям Федерального Займа.
Облигации выпускаются по решению Кабинета Министров Украины мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.
Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения.
Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное обращение на рынок ценных бумаг и могут приобретаться юрлицами Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию гос облигаций в денежные средства и другие финансовые активы.
Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения облигаций выделяет необходимые средства национальному банку.
Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы.
Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних кредитов, которые связаны с развитием международного займа.
Государственный кредит как система регулирования
Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных доходов и затрат. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных издержек над выгодами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. Причин тому множество, но важнейшее значение имеет перманентное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных затрат, численности государственного аппарата и т. д. Возрастание бюджетных издержек отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы. Бюджетные дефициты, будучи сами по себе следствием несбалансированности государственных финансов, стали в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетных дефицитов превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в сфере экономики. Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным займом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве кредитора или заемщика. Если речь идет о покрытии бюджетных дефицитов, то в первую очередь нас интересует деятельность государства как кредитора.
Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Но казначейство может размещать свои обязательства не только в частном секторе но и учитывать их в Центральном (эмиссионном) банке. Учитывая казначейские обязательства, банк выпускает в обращение дополнительную массу платежных средств, не связанных с увеличением товарной массы. В таком случае финансирование госбюджета оказывает прямое инфляционное воздействие на состояние денежного обращения. Рост агрегата денежной массы при этом отнюдь не сопровождается увеличением действительного богатства общества. Происходящая в таком случае «монетизация государственного долга» представляет собой довольно типичную для многих стран ситуацию, когда финансирование чрезмерных государственных затрат становится непосредственной причиной подрыва устойчивости денежного обращения.
Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет далеко не второстепенное значение для управления государственным долгом. В условиях усиления инфляционных тенденций и общей неустойчивости денежного обращения возрастает удельный вес краткосрочной задолженности. В условиях быстрого инфляционного обесценения денег инвесторы избегают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственные обязательства. Заемщики предпочитают краткосрочные казначейские обязательства, которые меньше связаны с риском обесценения под влиянием инфляционных процессов.
В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности. С этой целью широко применяется практика конверсии государственных кредитов. Суть осуществляемых при этом мероприятий сводится к тому чтобы отсрочить погашение кредита, по возможности превратить краткосрочные обязательства государства в средне- и долгосрочные обязательства. При этом могут использоваться различные методы. Казначейство может обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средние и долгосрочные бумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счет денежной эмиссии нового долгосрочного ссуды под более высокий процент. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возрастанием в конечном счете общей суммы задолженности.
Используя довольно сложный механизм управления государственным долгом казначейства могут привлекать огромные по своим масштабам финансовые ресурсы для покрытия бюджетных дефицитов. Однако целью государственного финансового регулирования является не только достижение сбалансированности бюджета. Помимо этого, бюджетная и кредитно-денежная политики направлены на решение и более широких задач макроэкономического регулирования. К их числу относится осуществление антициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса и деловой активности в целом.
В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности, угрозы сползания экономики к кризису осуществляются меры по увеличению бюджетных издержек и снижению налогов. Форсирование государственных затрат увеличивает общий объем совокупного спроса. Понижение этих показателей создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственных издержек при снижении налогов неизбежно увеличивает дефицитность государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов. Возникновение такого рода излишков затрат над выгодами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванные сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности, получили название пассивных дефицитов. Сложность дефляционных (антифляционных) мероприятий заключается в том, что их осуществление предполагает сокращение государственных издержек, удорожание займа, сжатие денежного агрегата. Все это в свою очередь способствует сдерживанию совокупного спроса, уменьшению капиталовложений, а, значит, падению деловой активности и увеличению безработицы. Таким образом, проблема государственной задолженности оказывается напрямую связанной со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетной политики эффективностью государственного воздействия на экономическую активность и процессы в социальной сфере.
Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного ссуды. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего долга, о котором сказано выше. Главное его отличие от внутреннего долга состоит в том, что участниками кредитных сделок в этом случае выступают организации банки, а также государственные органы различных стран. Основными участниками международной кредитной деятельности являются частные организации, главным образом, в лице ТНК и ТНБ, различного рода USD CAD и т. д. Однако во второй половине XX в. активным участником операций на международном рынке капиталов все в большей и большей мере становятся правительственные органы, выступающие в роли как кредиторов, так и заемщиков.
Государства заимствуют финансовые ресурсы и на национальных рынках ссудных капиталов (у частных заемщиков или официальных органов), и на «еврорынках», т. е. наднациональных рынках. На национальных рынках внешние кредиты могут размещаться частными банковскими синдикатами либо путем межправительственных соглашений. Межгосударственные кредиты могут размещаться в различной валюте, но, как правило, при условии установления фиксированного валютного паритета на момент эмиссии ценных бумаг кредита. Быстрый рост международного займа является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграции капиталов углубления экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный займ дает возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов госбюджета. Вместе с тем рост внешней задолженности неизбежно создает весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающаяся зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.