госпел хор что это
Госпел, музыка веры и радости
Сохранить и прочитать потом —
Неделю назад, рассказывая вам о новой звезде кантри-музыки, я вдруг задумался о том, что есть и иные жанры, не очень понятные и принятые в России – но жанры прекрасные и интереснейшие. И стоит о них поговорить подробнее. Если кантри – это непонятная нам белая музыка, то есть, к примеру, еще и госпел — музыка, играющая огромную роль во всей афроамериканской культуре – роль, которую нельзя недооценить.
Госпел — одно из тех явлений, которые тесно связывают светскую и религиозную жизнь – ведь госпелы исполняются в негритянских баптистских церквях, но в них нет места ни сухости, ни заунывности, ни традиционно связываемой с религией строгости и запретам. Наоборот, госпел брызжет радостью и энергией, госпел зажигателен и даже танцевален, как мы это видели в великом фильме Джона Лэндиса «Братья Блюз», где роль священника исполнял великий Джеймс Браун (а среди хористок замечена великолепная певица Чака Хан).
Госпел родился в среде методистских церквей американского Юга. В 20-е годы – в период Депрессии, в протестантских, особенно в баптистских и других неортодоксальных церквях, во время службы пение евангелических текстов или простых молитв стало сопровождаться ритмическим аккомпанементом на фортепиано или органе, прихлопыванием и притоптыванием. Госпел стал музыкальным действом, где все присутствующие были исполнителями. В его основу легли спиричуэлы, религиозные гимны, рожденные в среде чернокожих рабов и бывшие для них упованием на грядущее избавление – так, рабство в них сравнивалось с пленением Египетским; а еще — светские производные спиричуэла: блюз и соул. Между прочим, один госпел все мы знаем. Помните, Луи Армстронг пел, обращаясь от имени Моисея к фараону – «Отпусти народ мой»?
Сейчас стиль госпел – это искусство; это метод произнесения текста, требующий серьезных вокальных навыков и техники; он, как и джаз, спонтанен и интуитивен. С одной стороны, коллективная импровизация в свободном стиле, исполняемая прихожанами, с другой – риторическая декламация проповедника. И неизменные, повторяющиеся хором слова — Yes, Lord!, O, Jesus, Hallelujah, Preach it, Brothers!
Формальным создателем стиля считается пианист Томас Дорси. Антрепренер, любитель джаза и регтайма, он начал писать популярные энергичные религиозные песни, вложив в тексты евангельскую весть о спасении. Слово «госпел» вообще-то означает «Евангелие», и «если уж эта весть благая, то благая для всех, в какой форме бы ее ни преподносили», — говорил он в интервью. — «В моих песнях есть ритм, темп и эта весть. И даже неграмотный человек может понять, что к чему». Не используя сложных для понимания текстов и формулировок, госпел доносил смысл веры до каждого, апеллируя к понятным вещам и духовным ценностям.
Занятно, что у госпела нет формальных границ – он принимает и впитывает поп-музыку, не становясь ею, но используя ее в религиозных целях. Раньше все было наоборот: в 1955 году госпел My Jesus is All the World to Me в исполнении Рэя Чарлза превратился в абсолютно светский хит I’ve Got a Woman, за что Рэя, кстати, осуждал блюзмен Биг Билл Брунзи – а теперь вот старинный лирический хит I Want To Know What Love Is абсолютно белой рок-группы Foreigner в исполнении New Jersey Mass Choir может стать натуральным госпелом!
В Москве несколько раз бывал с гастролями Harlem Gospel Choir — один из самых значительных американских госпел-хоров. Созданный в 1986-м Алленом Бейли, он стал фактически представлять госпел во всем мире. В его составе – лучшие голоса хоров из разных церквей Гарлема, нью-йоркского района, который олицетворяет черную Америку. Harlem Gospel Choir активно гастролирует от Англии до Новой Зеландии, от Кореи до Чили; он выступал в Ватикане перед папой Иоанном Павлом II, перед лидером борцов с апартеидом Нельсоном Манделой, был замечен на концертах Гарри Белафонте, Синди Лаупер, Авриль Лавинь, групп U2 и Gorillaz! Более того, хор поет песни из репертуара Стиви Уандера и Майкла Джексона, Лайонела Ричи и Ар Келли, которые отлично уживаются с религиозными гимнами. Когда хор отмечал 20-летие, тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг провозгласил 15 января днем Harlem Gospel Choir.
«Музыка госпел несет облегчение страдающим. Все мы знаем, что такое страдание, особенно если учитывать все проблемы современного мира. И люди ждут облегчения – а наша музыка приносит им его», — говорил Аллен Бейли во время московских гастролей. Это музыка веры, а вера в госпеле всегда означает радость – искреннюю, живую, полнокровную радость от возможности славить бога, отдавая ему всего себя, но при этом оставаясь собой, а не делая постную рожу святоши, не лукавя и не лицемеря, как это часто бывает. Ну и как просто музыка, госпел прекрасен – ярок, радостен, добр и могуч.
Gospel: как музыка рабов пережила четыре эпохи и сломала границы между христианством и миром
Библия буквально заполнена упоминаниями о пении и музыке, более 550 раз в 44 из 66 книг Библии. Термин «музыка» (и музыкант», «музыкальный» и т.д.) появляется в Библии 75 раз, «песня» — 98 раз, а «пойте» (пение, певец, и т.д.) — 196 раз. Очевидно, что Бог любит прославление и радостное пение. Многие части Библии содержат духовные песни! Организованное музыкальное служение было важной частью системы служения Старого Завета. Также как и музыка Gospel стала неотъемлемой частью современной христианской культуры. Как она появилась, чем отличается и что общего имеет с рабством? Разбираемся.
Музыка африканских племен
Музыка африканских племен IV века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской — сельской или деревенской.
Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.
Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами — это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в «What’d I Say».
На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».
Спиричуэлз можно определить следующим образом — это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами.
То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) — это устный и народный характер, то есть отличающийся от музыки госпел. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.
Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.
История Gospel музыки
Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Слово «госпел» дословно переводится со староанглийского как «Добрая» или «благая весть».
Госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Уилли Рафф, профессор музыки университета Yale афро-английского происхождения, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви.
Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.
Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.
Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.
Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.
Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!
Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.
Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.
Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.
Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.
Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он — автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I’ll Overcome Someday», «Stand by Me», «We’ll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».
Музыка Gospel обычно подразделяется на белый и чёрный. Белый госпел появился раньше чёрного, в конце девятнадцатого века. Тогда это была сугубо религиозная музыка, сочетание народных мотивов и традиционных христианских гимнов. Уже в начале двадцатого века госпел стал частью музыкальной индустрии, вышел на большую сцену. У истоков жанра можно вспомнить группу Carter Family: их записи были популярны в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.
Примерно в это же время появился жанр чёрного, негритянского госпела. Он вышел из христианских церквей в массы благодаря Махалии Джексон, королеве чёрного госпела. Она была внесена в Зал Славы рок-н-ролла, как певица, которая стала своеобразной «предтечей» рока. Те годы, когда Махалия Джексон сотрудничала с Томасом Дорси, принято считать «Золотой эпохой госпел». Именно в это время стиль стал светским, вышел за рамки религии.
Махалия Джексон: «Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости».
До второй мировой войны были популярны большие хоры, исполнявшие госпел. Такие коллективы включали до 150 участников. После войны хоры превратились в квартеты, особенно популярны были мужские. Музыка стала коммерческой. Самый популярный «госпел квартет» того времени – Soul Stirrers. Они были первыми, кто использовал в качестве аккомпанемента только гитару. Влияние группы Soul Stirrers сказалось на мужских роковых и поп-коллективов шестидесятых, а так же на стиль соул.
Джеймса Кливленда называют «Луи Армстронгом музыки госпел». В пятидесятые годы, работая вокалистом, продюсером и композитором, он сделал многое для популяризации жанра госпел, а в 1968 году открыл Gospel Music Workshop. Так же госпел известен благодаря многим другим исполнителям. Стиль госпел стал основой для формирования таких жанров, как джаз, ритм-энд-блюз, соул и фанк.
Среди исполнителей Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера — именно они способствовали проникновению Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
В ходе преобразований Грэмми в 2012 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи ввела категорию «Лучший госпел-альбом» (Best Gospel Album award). Она объединила в себе ранее существовавшие номинации «Лучший современный R&B-госпел-альбом» (1991—2011, до 2007 называлась Best Contemporary Soul Gospel Album), «Лучший рок или рэп-госпел-альбом» (1991—2011) и «Лучший традиционный госпел-альбом» (1991—2011; ранее известная как «Лучший традиционный соул госпел-альбом»; в 1978—1983 была «Лучшее соул госпел-исполнение, традиционное»). В неё вошли жанры урбан-госпел и соул-госпел (Urban Gospel, Soul Gospel).
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
«У нас нет прослушивания. Все люди способны петь и могут этому научиться». Рассказываем про госпел-хор «Импровизация»
На рождественских праздниках особую атмосферу одухотворенности, душевного тепла и света создают музыкальные коллективы, такие как госпел-хор «Импровизация». Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с хоровым дирижером магистром искусствоведения Павлом Шведовым.
Он начал развивать яркое направление госпел-музыки (духовно-христианской) более семи лет назад. По приглашению П. Шведова в Минск приезжают всемирно известные музыканты. Так, в 2018-м композитор Ганс Йохимсен принял участие в совместном проекте «Корона Скандинавии». В прошлом году нашу столицу для совместных выступлений посещали скандинавский музыкант и композитор Иоаким Арениус, хор Open Door из Санкт-Петербурга, хор Revelation под руководством Софи Херминд.
Павел Шведов учился в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской государственной консерватории. Со второго класса юноша играл на духовых инструментах, блокфлейте и валторне, несколько лет пел в хоре при православной епархии под руководством Таисии Мироновой. Позже занимался пением в смешанном хоре под руководством Аллы Мазуровой, участвовал в выступлениях в Белгосфилармонии. Молодой музыкант учился в Белоруской государственной консерватории по классам валторны и дирижирования и окончил обучение как артист, дирижер оркестра, а позже как композитор-преподаватель.
Два года назад под руководством Павла Шведова в столице был создан хор «Импровизация»:
— В хоре участвуют представители протестантских деноминаций, православные и католики. Каждый человек может быть принят в хор независимо от его религиозных убеждений, возраста, степени музыкальной одаренности. У нас нет прослушивания. Мы верим, что все люди способны петь и могут этому научиться.
— Павел, какие цели вы ставите в своей работе?
— Наша цель — распространять госпел-музыку в Беларуси и за рубежом. Для нас это глубоко духовная и эмоционально яркая музыка радости. И мы чувствуем себя призванными, ободряем других, вдохновляем их открывать свои евангельские хоры, духовно расти и искать Бога.
Наш хор решает три задачи в жизни каждого певца: личностный и духовный рост, профессиональное музыкальное развитие, приобретение друзей. Это означает, что каждый человек в хоре сталкивается с необходимостью некоего преодоления себя — развиваться в музыкальном плане, открываться людям и строить отношения с ними. А еще задавать себе мировоззренческие вопросы о Боге, себе, смысле жизни.
Мы выступаем в университетах, церквях, на благотворительных концертах, в городских концертных залах, клубах, парках, на фестивалях — везде, где люди готовы слушать христианскую музыку. Выступаем в залах Белгосфилармонии с симфоническими программами, организуем гастроли зарубежных хоров в Беларуси.
— Слово «госпел» в переводе с английского означает «Евангелие». Какую роль оно играет в жизни хора?
— Евангелие — ДНК нашего хора. Мы привлекаем людей не к традициям конкретных поместных церквей или правилам некоторых христианских общин, а к основным аспектам служения Христу — любви к Богу, милосердию, помощи и сочувствию нуждающимся.
Интересно наблюдать за мировоззрением многих людей, которые переходят от противостояния Богу к категории людей, ищущих Его. И одно из важнейших изменений — это изменение образа жизни, когда люди освобождаются от вредных пристрастий, находят достойную работу, идут учиться.
Кто-то не верит в себя, их сдерживает страх. Помогаем преодолеть его, даем специальные упражнения, постепенно человек чувствует себя увереннее. После 2–3 лет тренировок-репетиций начинает очень ярко и отчетливо петь.
Есть среди нас и те, кто проявляет таланты в управлении, в организации концертов, на встречах с иностранными друзьями, помогает с приготовлением еды. Некоторые выступают хормейстерами и развивают свое творчество. У нас есть люди с психологическим образованием, проводим тренинги, семинары.
— Как выступления влияют на ваших слушателей?
— Слово «госпел» в Беларуси в музыкальном смысле — явление новое для всех, и мы до сих пор формируем нашу аудиторию. При этом публика встречает нас очень дружелюбно и тепло. Многие говорят об особой атмосфере концерта, о солнечных образах музыки.
Подготовила Элла Олина, фото автора
ТОП-3 О МИНСКЕ
«Закал-фест» пройдет в Минске 28 ноября. Что предложат участникам
В Минске наградили товарищества собственников, где все жильцы перешли на электронные жировки
В минском НПЦ хирургии создано отделение тканевых биотрансплантатов. Что еще изменилось в сфере донорства в Беларуси
Беларусь неправомерно обвиняют в создании миграционного кризиса — Кочанова
В Беларуси люди разных национальностей и конфессий живут в мире и согласии. Об этом заявила 26 ноября председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, которое проходит в формате видеоконференции в Санкт-Петербурге, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Мы никогда не могли подумать, что столкнемся с серьезной миграционной ситуацией на границе Беларуси с Евросоюзом, которая может стать взрывоопасной, — отметила Н. Кочанова. — Нашу страну неправомерно обвиняют в создании миграционного кризиса. Публикуются фейки, ложь и дезинформация. Мы категорически это отвергаем. Беларусь не является причиной и источником этой проблемы. Люди бегут от войны, нищеты из стран Ближнего Востока в государства Европейского союза, где им была обещана лучшая жизнь.
По словам Н. Кочановой, граждане республики, сенаторы, депутатский корпус, общественные организации возмущены предвзятым отношением к Беларуси со стороны европейских стран.
— Мы неоднократно обращались во все европейские организации, к коллегам-депутатам, но, к сожалению, нас не очень слышат, — констатировала спикер верхней палаты белорусского парламента. — Более того, с огромной обеспокоенностью мы узнали о включении в повестку дня 143-й Ассамблеи Межпарламентского союза, которая начинает свою работу сегодня (26 ноября. — Прим. авт.) в Мадриде, чрезвычайного пункта на тему «Пресечение торговли людьми, прекращение нарушения прав человека и работа в направлении свободных и честных выборов в Беларуси». Инициатива исходит от делегаций Германии, Латвии, Нидерландов и Польши.
Также Н. Кочанова напомнила, что изначально мигранты находились на границе в голоде и холоде. И по поручению Президента Беларуси Александра Лукашенко для беженцев были созданы приемлемые условия.
— В Беларуси особое внимание уделяется здоровью этих людей, им оказывается медицинская помощь — амбулаторно и в стационарах, — подчеркнула Н. Кочанова. — А со стороны Польши в отношении мирных беженцев применяются водометы, слезоточивые газы, светошумовые гранаты и химические вещества. Уже 132 пострадавших, среди них женщины и дети. По этим фактам Следственный комитет Беларуси возбудил уголовное дело по статье «Преступление против безопасности человечества».
Председатель Совета Республики Н. Кочанова обратила внимание парламентариев на то, что «накалившаяся ситуация на белорусско-польской границе вокруг беженцев способна привести к вооруженному конфликту. Мы не можем этого допустить! Наша многострадальная страна, которая потеряла в годы Великой Отечественной войны каждого третьего жителя, знает, какой ценой достался мир и свобода. Мы не готовы, чтобы по чьей-то вине на нашей территории развязалась война».
— В рамках Межпарламентской Ассамблеи мы имеем возможность довести до мирового сообщества нашу позицию и рассчитывать, что будем услышаны, — резюмировала Н. Кочанова.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также:
До 50 тыс. базовых за использование чужого контента. Что стоит знать блогеру об авторском праве
Блогерство в наши дни стало весьма распространенным источником дохода. Гонорары владельцев каналов-миллионников на YouTube будоражат умы пользователей. Аудитория в 100 тыс. подписчиков и выше также может обеспечить ютуберу заветные 500–700 у. е. в месяц. Успех личной странички или канала в интернете во многом зависит от контента. О принципах честного блогерства и рисках интеллектуального пиратства корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала начальник отдела законодательства в сфере авторского и смежных прав управления правового и кадрового обеспечения Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь Екатерина Янтикова.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
— Придумывая что-то новое и оригинальное, автор в большинстве случаев ждет оценки и признания и своего творения, и себя как личности, создателя, — пояснила Е. Янтикова. — Оценка может выражаться в имущественной или моральной реакции со стороны общества. Когда таковой нет, а интеллектуальный результат использован, у правообладателя возникает дефицит общественного признания и материального вознаграждения. Это и есть ущерб. Его размер в каждом случае индивидуален и во многом зависит от восприятия ситуации самим автором.
Некоторые считают незаконные заимствования своего контента косвенным подтверждением его ценности и значимости, а порой рассматривают и как бесплатную рекламу своих произведений. Также при оценке ущерба важно и то, как, где и с каким результатом было незаконно использовано произведение или его фрагмент, какую материальную выгоду получил нарушитель.
По словам Е. Янтиковой, надежды блогеров-нарушителей интеллектуальных прав на то, что их не найдут, напрасны. Например, YouTube строго отслеживает заимствования чужой музыки. Но наказание пиратов во многом будет зависеть от позиции самих собственников. Дело в том, что права интеллектуальной собственности — это частные права. Милиция не станет искать вора, пока человек не напишет заявление о краже. А вот нормы какого законодательства будут применены к нарушителю, зависит от многого.
Щелкнув на пользовательском соглашении интернет-площадки, зарегистрированной, скажем, в Канаде, вы соглашаетесь подчиняться законам этой страны. Так иностранные интернет-ресурсы расширяют свое влияние до международного.
По белорусскому законодательству за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности применяются ст. 10.15 КоАП и ст. 201 УК. При этом ответственность индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций за интеллектуальное пиратство выше, чем физических лиц.
Многие сайты, порталы, видеохостинги, соцсети также устанавливают правила для заливки контента и наказания для нарушителей, которых бдительно отслеживают. Это лишение монетизации, страйки, блокировка канала или доступа пользователя к ресурсу, удаление контента и т. д. Вряд ли кому-то из блогеров захочется терять из-за плагиата свой канал, а ведь такие случаи бывают.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
— Одна иностранная онлайн-школа с языковыми курсами для русскоязычных регулярно использует в своих промороликах на YouTube отрывки из старых советских кинокомедий. Почему до сих пор ее никто не призвал к ответу?
— Вопрос охраны старых советских кинофильмов решается с оглядкой на законодательство, действовавшее при их создании. Большинство прав на советские фильмы, снятые на киностудиях СССР, перешли к государству. Безусловно, если на использование этих фильмов у владельцев блога нет разрешения, то это нарушение. Возможно, правообладатели о нем просто не знают.
В скором времени решить эту проблему помогут системы с искусственным интеллектом. Туда будут заливаться цифровые копии объектов авторского права и смежных прав, и система будет отслеживать использование чужого контента в интернете. Это позволит выявлять нарушителей и выставлять им требования об оплате автоматически. Такие системы уже существуют, хотя широко и не распространены.
— Возьмем другую ситуацию. Например, блогер пригласил в прямой эфир по Zoom или в Skype другого собеседника или же вышел на улицу поснимать опрос прохожих. Может ли ему прилететь запрет от участников съемки на использование их изображений в видеоролике?
— В данных случаях мы говорим о нематериальных правах личности, к которым относятся имя, образ, изображение и речь. Поэтому, приглашая человека на съемку, надо как минимум оговорить с ним все нюансы использования элементов его личности. А лучше подробно все прописать в договоре с ним. Многое зависит от статуса и публичности персоны, возраста человека и его совершеннолетия, велась ли съемка в рекламных целях и т. д.
— Любой ли контент является авторским?
— Авторские права (АП) связаны с творческой интеллектуальной деятельностью человека и созданием произведения. АП возникает у автора произведения автоматически с момента его создания. Автором считается тот, кто указан на экземпляре произведения, если не доказано иное.
Авторское произведение должно быть воплощено в объективной форме — в виде текста, изображения, аудио- или видеозаписи — и иметь творческий характер. Это субъективный критерий. Законодательством не закреплен минимальный объем творчества для предоставления ему правовой охраны. Это значит, что мы считаем любую фотографию, любое видео или аудио охраняемым произведением. Идеи и факты авторским правом не охраняются.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
— Сейчас популярны видеоблоги о шитье, садоводстве-огородничестве, фитнесе и кулинарии. Как разобраться с авторскими правами на этот контент?
— Можно брать чужие идеи за основу, чтобы создать что-то свое. Но если вы при этом воспроизвели чужую форму, в которой была эта идея, это уже будет нарушением авторского права. Например, сама шутка или метод не охраняются. А вот если вы скопировали шутку или воспроизвели текст, в котором описана методология, тут будет нарушение.
Если комплекс упражнений изложен в книге или рецепты собраны в одном издании, заимствовать часть текста из этой книги и выдавать его за свой недопустимо. Все чужое принято цитировать и указывать, кто это сказал, чей это комплекс, чья методика, чья выкройка, чей рецепт. Однако кулинарные рецепты и физические упражнения часто меняются, дополняются, поэтому мы нечасто встретим патенты на такие результаты интеллектуальной деятельности.
— Существуют ли сроки давности по защите авторских прав?
— По ст. 56 закона «Об авторском праве и смежных правах» правообладатель может взыскать с нарушителя убытки или компенсацию в размере от 1 до 50 000 базовых величин в зависимости от характера нарушения в гражданском суде в течение 3 лет с момента, когда он обнаружил нарушение. Имущественные права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
С 16:00 под Минском ограничат движение из-за следственного эксперимента. Где нельзя будет проехать
С 16:00 до 17:30 на 15-м км автодороги Заславль — Петришки — Радошковичи будет полностью ограничено движение из-за проведения следственного эксперимента, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Следственном комитете.
В указанный период движение будет ограничено полностью. Следователи просят автолюбителей планировать маршрут с учетом данной информации. На указанном участке дороги будет проводиться следственный эксперимент с целью установления обстоятельств ДТП, случившегося здесь ранее.
Смотрите также:
Президент Беларуси объяснил скудость финансовых поступлений с Запада на нужды беженцев
Президент Беларуси Александр Лукашенко объяснил скудость финансовых поступлений с Запада на нужды беженцев желанием некоторых дельцов украсть часть этих средств, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Глава государства назвал сумму, перечисленную из-за границы, и сравнил с той, которую белорусская сторона затратила на помощь беженцам.
— После моего вчерашнего заявления несчастных 260 тыс. долларов отжалели. Мы на три дня раньше посчитали: мы затратили на все эти мероприятия 12,6 млн долларов. Они Красному Кресту нашему перечислили 260 тыс. долларов, — сказал Президент.
Он пояснил, почему деньги не идут из-за рубежа.
— Наши беглые там сейчас сидят — это те, кто ступенчато получал финансирование. Даже на животных, охрану природы, еще что-то. А шло через Литву, Польшу. И там сидели фильтры, которые отмывали, отсасывали эти деньги, — сказал белорусский лидер.
По его словам, сейчас средства надо напрямую в Белорусский Красный Крест направлять, а его генеральный секретарь Дмитрий Шевцов — патриот: эти деньги пойдут только людям и не прилипнут к рукам, так как нет посредников.
— Поэтому думают, через кого перечислить деньги, чтобы украсть половину, — сказал А. Лукашенко.
Фото БелТА
Читайте также:
Из-за сильного мокрого снега в Беларуси на 27 ноября объявлен оранжевый уровень опасности
Синоптики предупредили о неблагоприятном погодном явлении в отдельных регионах республики 27 ноября — объявлен оранжевый уровень опасности, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
Ночью и утром в субботу по северо-западу, а днем по северу республики ожидается сильный мокрый снег, а также налипание мокрого снега.
При этом в ночное время ожидаются небольшие заморозки, а днем воздух в стране прогреется до +8 °С.
Смотрите также:
На 3-м км МКАД столкнулись три автомобиля. Движение затруднено
На 3-м км внутреннего кольца МКАД произошло ДТП с участием трех автомобилей, движение на данном участке кольцевой автодороги затруднено, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичной Госавтоинспекции.
На месте работают сотрудники ОГАИ Партизанского РУВД столицы. Обстоятельства произошедшего уточняются. В ГАИ просят водителей учитывать данную информацию при выборе маршрута.
Фото из Telegram-канала ГАИ Минска
Смотрите также:
За сутки прибавилось 1 729 зараженных. Данные Минздрава о COVID-19 в Беларуси на 26 ноября
По данным на 26 ноября в Беларуси с начала пандемии зарегистрировано 648 472 случая коронавируса, за последние сутки инфекция подтверждена еще у 1 729 человек, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Минздраве.
Выздоровели за все время распространения вируса 634 653 человека с ранее установленным диагнозом «COVID-19», в том числе за последние сутки выписаны 2 183 человека. На территории страны скончались 5 026 пациентов, у которых коронавирус усугубил течение хронических недугов.
Специалисты белорусских лабораторий провели 10 320 279 тестов на наличие COVID-19, из них за последние сутки — 24 620.
Где в Минске привиться от коронавируса
Сделать прививку от коронавируса в Минске можно в столичных ТЦ, поликлиниках, центрах соцобслуживания населения и других объектах. С полным список адресов можно ознакомиться здесь.
Также жители столицы теперь могут привиться и в детских поликлиниках препаратом китайского производства Vero Cell.
Для прохождения вакцинации пациенту требуется заполнить анкету, таким образом рассказав о своем самочувствии, и пройти осмотр в процедурном кабинете. Однако сертификат о получении прививки необходимо будет забирать в поликлинике для взрослых.
Смотрите также:
Президент раскрыл содержание перехваченного сообщения с указанием западным политикам
В перехваченном сообщении западным политикам говорилось о запрете общения с журналистами на тему кризиса с беженцами на границе Беларуси и ЕС. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко рассказал 26 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
На вопрос работников СМИ, почему некоторые представители Запада, международных организаций практически не идут на контакт с журналистами, А. Лукашенко ответил, что приезжают, чтобы, ограничившись парой слов, походить и попиариться. Глава государства также проинформировал о сообщении, перехваченном накануне и содержавшем рекомендацию всем западным политикам не общаться с журналистами, особенно белорусскими и российскими.
— Потому что, когда они сюда приезжают, вы за ними бегаете: «Скажите это, скажите то…» Они в дикую ситуацию попадают, не знают, что делать, — отметил Президент Беларуси.
Фото БелТА
Читайте также:
Итоги торгов на БВФБ 26 ноября: российская валюта подешевела
Белорусский рубль ослаб по отношению к доллару США и евро и укрепился к российской валюте на торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже 26 ноября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» на БВФБ.
Фото pixabay.com
На прошлой неделе курс доллара США преимущественно рос, однако завершил неделю снижением. С начала текущей недели американская валюта продолжает дорожать и 26 ноября прибавила еще 0,0199 — до 2,5593 рубля. Курс евро вырос на 0,0275 — до 2,8761 рубля. Российская валюта подорожала на 0,0181, в результате чего 100 российских рублей теперь стоят 3,3862 белорусского.
Национальный банк Беларуси на 26 ноября установил курс доллара США в размере 2,5268 рубля. Лучшие курсы доллара США в коммерческих банках к завершению торгов составили: при покупке — 2,56 рубля, при продаже — 2,567 рубля.
Смотрите также:
Маэстро Виктор Бабарикин и оперный певец Андрей Валентий поговорят на «Радио-Минск» о классической музыке
Гостем проекта Виктора Бабарикина на «Радио-Минск» станет солист Большого театра заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Солист Большого театра заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий
Традиционно в воскресенье в программе «Вечер в мажоре» известные дирижер и оперный певец поведут разговор о классической музыке, ее особенностях в рок- и эстрадном проявлениях. Прозвучат наиболее яркие композиции.
Оперный и камерный певец Андрей Николаевич Валентий — солист Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, приглашенный солист Государственного академического Большого театра России, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра в Санкт-Петербурге, участник международных оперных фестивалей.
Родился А. Валентий в 1973 г. в Черниговской области (Украина). В детстве мечтал стать летчиком. Однако случилось так, что в местном Доме культуры создавали духовой оркестр, и мальчик туда записался. Оркестр распался, но Андрей уже настолько полюбил музыку и свой инструмент, что стал ездить в музыкальную школу в соседний город. Затем поступил в Черниговское музыкальное училище по классу трубы, а по окончании учебы в 1992 г. поступил в Киевский педагогический институт на факультет «Музыка и художественная культура».
Интересная судьба привела его в пение. Чтобы поступить в консерваторию, нужен был хороший инструмент, а возможности приобрести его у семьи не было. И тогда Андрей увлекся вокалом. Начал петь в хоре института и в 1993–1996 гг. был солистом хора мальчиков Киевской специальной музыкальной школы-интерната для одаренных детей при Киевской консерватории. С коллективом выступал во Франции, в Германии, Бельгии, Испании, Голландии, Венгрии. После окончания института был принят в консерваторию имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге по классу вокала.
C 2005-го, после дебюта в партии Мусоргского в опере Л. Десятникова «Дети Розенталя», является приглашенным солистом Государственного академического Большого театра России. В репертуаре солиста около 20 партий басового репертуара. С сольными концертами Валентий выступал в залах Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Кремлевском дворце, Государственном центральном концертном зале «Россия», Малом зале имени Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. С 2009 г. — ведущий солист Большого театра Беларуси. С Национальным академическим оркестром народных инструментов им. Осипова записал сольный диск «Популярные романсы и песни».
Напоминаем, в конце программы «Вечер в мажоре» прозвучит рубрика-конкурс «Семь нот». Тот, кто угадает мелодию, получит пригласительные в Белорусскую государственную филармонию на торжественное открытие Международного конкурса пианистов «Минск-2021». Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, главный дирижер — народный артист Беларуси Александр Анисимов, солист — народный артист Беларуси Игорь Оловников (фортепиано). Концерт состоится 1 декабря.
Программа «Вечер в мажоре» выйдет эфир 28 ноября в 19:00 (повтор — 2 декабря в 22:00) на «Радио-Минск»: Минск — 92,4 FM, Брест — 100,4 FM, Витебск — 106,4 FM, Могилев — 98,1 FM и Гомель — 105,6 FM. Доступен также плеер «Радио-Минск» на портале minsknews.by.
Смотрите также: