господь управит что это
Как Господь управит.
В нашей давыдовской общине новые участники — знакомьтесь, семья Мельниковых
Так проработала до 2017 года, как говорится, были и взлёты, и падения. Муж особых эмоций не выражал, говорил: раз тебе нравится — работай, я не против. Иногда брала своих дочек в садик, для них это был праздник, и они всегда спрашивали: « Мама, а когда мы поедем в твой сад, мы не хотим в наш! » Муж приезжал на праздники, на выходные. Однажды на Масленицу дети попросили: « Папа, достань нам тоже подарочек с масленичного столба! » — и он полез.
В мае, выпустив ребятишек, которые были самые маленькие, когда я только пришла, по семейным обстоятельствам я уволилась.
Вспоминали ли нас, когда пришлось уйти из садика?
Да, конечно. Всегда прочитывала все выпуски газет от корки до корки. Нашла группу Вконтакте, в фейсбуке следила за новостями. Иногда пересматривала фотографии и с теплотой вспоминала Давыдово. К сожалению, за два года так и не удалось приехать ни на один праздник в связи с новым графиком работы. Дети часто спрашивали: « А когда мы поедем в гости в Давыдово? »
В этом году вы приняли решение вступить в нашу общину. Как это было?
Вот после того разговора хотелось попробовать пожить в давыдовской общине, но муж был против. Раньше Алексей в храм приходил только детей помочь на причастие привести, даже к кресту никогда не подходил.
В 2015 году в нашей семье произошло горе. Умерла наша доченька Елизавета. Было очень тяжело, в какой-то момент осознали оба, что без Бога нам это не пережить. Мы приезжали к о. Владимиру на беседу, что-то встало на свои места, но многое осталось непонятным. Я тогда не понимала, для чего нам Господь дал ребёнка, чтобы его потом забрать … Батюшка дал мужу много литературы, Лёша стал читать. Дома взяли за правило молиться перед едой, стараться соблюдать посты. На ночь папа детям читал Евангелие, стал с нами ходить на службы.
В прошлом году у нас родился сын. Я по-прежнему предлагала: давайте попробуем пожить в Давыдово, но меня никто не поддержал. Решение было принято почти через год. Собрались на кухне, долго всё обсуждали и договорились съездить к о. Владимиру на беседу. Потом решили, что год будет пробный.
Какие были ожидания перед приездом сюда?
Прошло два месяца, как мы приехали в Давыдово. Для меня стало открытием серьёзное увлечение мужа сельским хозяйством. Дети первое время просились домой, сейчас, наоборот, не хотят.
Я вернулась на любимую работу. По совету батюшки хожу на исповедь, читаю Евангелие. Работаю над собой. Не строю пока никаких планов — как Господь управит, так и будет.
Как узнать волю Божию?
Советы пастырей
В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.
– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.
Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.
Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.
Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.
Жить в согласии с заповедями Божиими
– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.
Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.
И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.
Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»
На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:
«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».
Желать именно воли Божией, а не своей
– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.
Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий
– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.
Быть внимательным к себе и своей совести
– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.
И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).
– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».
Господь управит
Продолжение снискавшей заслуженную популярность книги протоиерея Александра Авдюгина из Луганской области «Приходские хроники». Как и предыдущий, сборник написан в лучших традициях современной священнической прозы.
Рассказы о. Александра подкупают внешней незамысловатостью, за которой прячется глубокая житейская мудрость, искренним, добрым юмором повседневной жизни, и, конечно, тем, что заставляют нас произвести ревизию собственной души, очистить её от духовного мусора, стать хотя бы немного лучше, немного ближе к спасению.
Протоиерей Александр АВДЮГИН родился в Ростове-на-Дону в 1954 году. После окончания средней школы, служил в армии, работал на телезаводе и в шахте. Получил высшее образование. В 1989-90 годах работал в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. Рукоположен во священники в 1990 году, закончил Киевскую духовную семинарию, ныне учится в Киевской духовной академии. Настоятель храма-часовни св. прав. Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, построенного в честь и память погибших шахтеров.Ведет активную миссионерскую работу в интернете. Автор книг «История храмов Ровеньковского благочиния», «Приходские хроники», «Приходские хроники-2», «Архиереи Луганщины» и др. Многочисленные публикации в литературных сборниках, журналах и газетах. Страница на ЖЖ:
II.Благословенная Оптина 14
Господь управит
Между покрытыми мхом нижними рядами старого церковного сруба была незаметная со стороны маленькая дверца, прикрытая позеленевшей от времени печной заслонкой. О ней все забыли. Да и зачем помнить, если узенький проход, служивший когда-то для доставки угля и дров к церковной печи, по назначению уже давно не использовался, так как саму печь разобрали по ненадобности, а храм вот уже три года как закрыли. Вернее, церковь закрыли, а здание храма пока еще стояло, храня от непогоды и растаскивания колхозное добро: немного посевного зерна, конскую упряжь, ведра с лопатами и метлами.
Сельские пацанята отыскали потайной вход и, устраивая свои незамысловатые игры, определили здесь место для своего «штаба». Прошедшая война, хоть и закончилась более пятнадцати лет назад, была еще рядом. Живы были отцы-фронтовики, почти каждый день вольно или невольно вспоминавшие лихую годину; о победе и подвигах рассказывали в школе; старушки в вечерних скамеечных разговорах по-прежнему проклинали «ее, неладную»; да и немецкая каска, из которой хлебали дворовые Шарики и Барсики, славно прижилась в дворовом хозяйстве.
Последним священником был худенький, неказистый, немощный мужичок с редкой седой бородкой, который службу вел так тихо и невнятно, что на первых порах казалось, будто в алтаре никого нет. Лишь застиранное белое облачение, мелькавшее за Царскими вратами, свидетельствовало о наличии священнослужителя. Батюшка со всеми соглашался, всех молча выслушивал и только кивал своей маленькой головой да мелко поспешно крестился, повторяя:
— Господь управит, Господь управит…
Так и служил батюшка свои воскресные и праздничные службы, незаметно приезжая и так же невидимо для всех уезжая. Где его семья, дом, родные, никто толком не знал. Знали только одно: в городе живет. Впрочем, по существу это никого из власть предержащих в данном селе не интересовало, но, как оказалось, зря.
Весна выдалась в тот год засушливой. Хоть и было много снега на полях, но он сошел за несколько дней одним половодьем, затопив спускающиеся к речушке огороды и напрочь снеся деревянный мосток, соединяющий две стороны села. После схлынувшей в одночасье воды лишь несколько раз прошел дождь, а после Пасхи небо стало забывать, что такое тучи.
Старички пошли в сельсовет с просьбой разрешить в поле с иконами да с батюшкой выйти, упросить Бога дождик даровать. Куда там! Взашей, чуть ли не с порога вытолкали, отправили внуков нянчить или по хозяйству справляться. Да и как власть советская подобное разрешение даст? Ведь Бога-то никогда не было и нет?! Или не власть она вовсе?!
В воскресенье после службы устроили прихожане совет, как же все-таки отслужить молебен о дождике не в храме, а как положено: там, где пшеница да кукуруза с подсолнечником посеяны. Судили-рядили, но выходить в поле без разрешения значило в те времена не только на священника беду накликать, но и семьям своим навредить, детям, прежде всего.
Пригорюнились прихожане. И было отчего: от урожая зависели они все, и года голодные послевоенные хорошо помнили тоже все. Уже было почти решено отслужить молебен на приходском дворе в среду (как раз Преполовение припадало), но тут подал голос священник, причем решительно. Никто не ожидал от него такой властности:
— Вы тут посидите, а я к председателю схожу.
Все как-то разом замолчали и согласились.
Староста сделал рывок идти вместе с батюшкой, но тот остановил его и от помощи отказался. Причем хоть и вежливо, но настойчиво:
— Здесь посиди, моё это дело.
Староста и голос командный потерял! Даже в росте будто уменьшился. Чудеса, да и только.
А в конторе не работалось. Да и о какой работе могла быть речь, когда с утра до вечера получал председатель все больше директив, указаний и безотлагательных бумаг с требованиями и приказами? Оправданий и жалоб на погоду никто слышать не хотел, и не желал. Прекрасно понимал колхозный глава, что никакие причины и ссылки на жару его не оправдают.
Пребывая в таком невеселом настроении, колхозный голова сидел за механизаторским столом и тупо смотрел на палочки выходов, сплошной стеной стоявших напротив механизаторских фамилий. Работали много и как положено на селе. Трудились, рук не покладая, от зорьки до зорьки. Но что они получат, с такой засухой? Детворы же, в каждой хате, после войны народилось множество. Чем кормить будут?
Невеселые размышления председателя прервало тихое:
— Здравствуйте, Василь Петрович!
Перед головой стоял священник, в сереньком, не по жаре надетом, пиджачке, теребивший в руках такого же цвета вылинявшую поповскую шапочку-скуфейку.
Попа на механизаторском дворе Василий Петрович никак не ожидал увидеть, да и вообще видел его лишь пару раз мельком и даже не знал, как зовут.
Тот, догадываясь о затруднении председателя, представился:
— Меня отец Михаил именуют, служу я при церкви вашей…
— Да вот дождика нет, надобно в поле выйти помолиться.
Василь Петрович не то что отмахнуться от подобного утверждения захотел, он уже и воздуха в грудь набрал, чтобы отправить попа куда подальше, но тот тихо и умиротворяющее продолжил:
Это «управить» холодком коснулось председательского сердца (или ветерок так подул?), но Василий Петрович остановился и неожиданно для себя спросил:
— И что, дождь пойдет?
По молитве Господь всё управит
Предлагаем вниманию читателей интервью с игуменией Тамарой (Гончаренко), настоятельницей Александро-Невского женского монастыря в селе Маклаково Московской епархии
Матушка, как Вы пришли в обитель, которая вот уже скоро семь лет является Вашим домом?
У меня длинный монашеский путь. Начинался он в Успенском Колоцком монастыре близ Можайска. Затем некоторое время я провела в Спасо-Бородинском монастыре. Потом по семейным обстоятельствам пришлось вернуться домой. И уже после духовник благословил меня в Серафимо-Знаменскую обитель, где я несла послушание одиннадцать лет.
Из той обители я была переведена сюда настоятельницей. Моя предшественница матушка Елисавета (Семенова) почила от тяжелой болезни, это был август 2014 года, а буквально через неделю, на Преображение Господне, назначили меня.
А до того Вы здесь даже не бывали?
Нет. Помню только, давно смотрела видео про один монастырь. Там сестру отчитывали за корову, которая пала от недосмотра. Вот, думаю, мне бы туда не попасть, уж очень строго всё. Много позже, когда сестры мне ту же историю рассказали, я поняла, что я теперь настоятельница в монастыре из давнего фильма.
И каково же было первое впечатление?
Первое впечатление у меня было такое. Мы приехали рано утром, встретились с владыкой Романом (епископ Серпуховской, с 2004 по 2019 год – благочинный монастырей Московской епархии. – Ред.). А в это время по дороге шли коровы; как мне показалось, очень много. Владыка говорит: «Вот твое стадо». Я подумала, владыка шутит, но это оказалось суровой правдой. Я человек городской, к сельской местности не приспособленный, а тут стадо, огромная территория. Я когда ее увидела, у меня буквально голова закружилась.
Основная территория гектара два, плюс еще пятьдесят с чем-то земель сельхозназначения.
И вам сразу пришлось все это взять в свои руки?
Но хозяйство было отлаженное?
На каждом послушании были сестры, каждая знала свое дело.
На чем же Вы сосредоточились?
В духовном смысле Серафимо-Знаменский скит, откуда я пришла, несколько отличался от Александровского монастыря. Здесь сестры были, скажем так, суровой жизни, более строги к людям. Постепенно их отношение к посещающим монастырь поменялось. Сестры стали приветливее, это и прихожане заметили.
Что мне здесь сразу понравилось, так это богослужение. Здесь совершается полный дневной круг служб. Священники строгие, благоговейно относящиеся к своему делу, любящие молитву. Сестры, особенно старшее поколение, стараются службы не пропускать. По крайней мере, возможность для этого у всех есть.
Здесь, если можно так выразиться, творческий монастырь. Матушка Елисавета, бывшая игуменией до меня, окончила Абрамцевское художественное училище, в полноте освоила и живопись, и керамику, и мозаику, позже училась в Лавре на иконописца. Когда она пришла сюда в 1996 году, то объединила вокруг себя сестер с художественными способностями. Почти все здесь сделано руками сестер и матушки: иконостас, роспись.
Тем не менее, как уже сказала, у нас тут коровы… Прихожане очень любят наш творог, мы разработали особый рецепт – на паровой бане. В Талдомском городском округе все предпочитают нашу продукцию брать. Еще пасека, куры, а для красоты павлинов вот разводим.
Сколько сейчас сестер в монастыре?
Десять человек. С трудницами восемнадцать.
Для стольких послушаний можно было бы и больше?
Исторически в обители жили 120 насельниц. Территория позволяла, огромное хозяйство надо было обслуживать. Кроме храмов, стоял двухэтажный корпус для сестер-певчих, другой двухэтажный корпус для сестер-золотошвеек – здесь было очень развито золотошвейное рукоделие. Коровник был большой, деревянная рига. Объемы работ значительные.
Раньше вся территория была единым пространством, а сейчас монастырскую землю прорезает шоссе. Два храма у нас с одной стороны, а через дорогу храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии.
Расцвета монастырь достиг, кажется, незадолго до революции?
Это так. А вообще у монастыря интересная история. Основал его Иван Данилович Бачурин – купец, выходец из калязинских крестьян. Существует семейная легенда, что он однажды нашел сапог с золотыми и серебряными монетами. Но не у каждого, кто найдет сапог с деньгами, выйдет что-то дельное. А Бачурин стал серьезным купцом, которого отличала благотворительная жилка. И монастырям помогал, и людям. Служил своей стране.
В 1888 году поезд с семьей императора Александра III потерпел крушение, государь на своих плечах держал крышу вагона и спас близких. Чудесное избавление царской семьи от гибели стало поводом к тому, что многие выходцы из купечества в благодарность Богу стали строить храмы и монастыри, посвященные Александру Невскому.
Иван Данилович даровал в сельце Маклаково 63 десятины земли на устроение монастыря. Вот так появился у нас собор, посвященный благоверному князю Александру Невскому, и вокруг собора выросла женская община.
Иван Данилович Бачурин впоследствии был похоронен рядом с алтарем собора.
Память о нем сохраняется?
Да, поминаем его, и потомки продолжают с нами близко общаться и помогать.
То есть, они живут здесь?
Его правнук Владимир построился через дорогу, помогает нам по хозяйству. А сын Бачурина Иван Иванович, оказался человеком, благодаря которому собор был не до конца разрушен. Хотели было разобрать его на кирпичи, но Иван Иванович с ружьем охранял храм от недоброжелателей. Времена были суровые, его посадили. Фактически, мученик за веру. Но храм устоял, хотя много претерпел в советские годы.
Монастыри сейчас ведут разностороннюю деятельность, это требует очень много внимания, сил и средств, но все же для монастыря главное – духовная жизнь. Как вы заботитесь о духовном состоянии сестер обители?
Жизнь монашеская строится на молитве, все начинается с богослужения, это самый лучший учитель. Кто-то из оптинских старцев сказал, что всенощная сама молитве научит. Конечно, нужна и Иисусова молитва, ее сестры стараются в течение дня придерживаться.
Особое внимание я обращаю на то, чтобы между сестрами было доброе общение, чтобы жили в любви, чтобы не было резкости в отношениях. Потому что Бог есть любовь, эту любовь мы должны проявлять друг к другу.
Прихожане видят добрые, приветливые лица сестер, это определяет их отношение к Богу. Когда сестры общаются с ними с любовью, они тоже стараются приносить любовь и радость в мир, становятся спокойнее и терпеливее.
Мы на каждой трапезе читаем святых отцов – современных или прошлых столетий, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Очень хороши труды архимандрита Фаддея Витовницкого, это сербский старец, который много говорит о мире и радости в Духе Святом.
Путь в монастырь у всех разный, а какой он у ваших сестер?
Они пришли сюда в основном в 90-е годы, тогда был духовный подъем. Во многих обителях со временем поменялись сестры, а здесь их костяк остался. Устоявшийся состав сестер – большое благо, многие уже больше двух десятков лет здесь.
Наша самая младшая – мать Татьяна, ей 29, а появилась она здесь шестнадцатилетней девочкой, приехала с детским лагерем. Коснулась ее благодать, и она сразу захотела остаться в обители. Самое трудное было сказать маме. Та лет пять-шесть не могла принять выбор дочери. Когда ту одевали в послушницы, мама плакала; ее все поздравляют, а она рыдает.
Таня очень серьезная, целеустремленная сестра. Она уже здесь и школу заканчивала, при монастыре, потом поступила в Талдомский колледж декоративно-прикладного искусства, теперь художник-мастер.
Многие сестры в период своего послушничества, иночества, обучались в колледже, сдавали экзамены, совмещая их с монашескими трудами.
Мы разные, но нас многое объединяет. Я стараюсь решать проблемы с терпением и любовью, потому что криками, нажимом человеку не поможешь, помочь можно только добрым кротким отношением.
У сестер обители общий духовник, или у каждой свой?
У меня долго были мысли, чтобы у обители был один духовник, но пока как-то не сложилось. За многие годы у сестер уже устоялись отношения, они окормлялись у своих священников. Я считаю, что не нужно связь разрушать, если это не мешает жизни обители.
Даже помогает. Священники, живущие духовной жизнью, сестер плохому не научат. У тех священников, к которым мы ездим, нет противостояния с игуменией.
У нас есть сестры, у которых не было своих духовников; они либо у меня просят совета, либо я спрашиваю совета у своего духовника от их имени.
Со стороны настоятельницы монастыря – в настоящих условиях – в чем должно заключаться духовное окормление?
При матушке Елисавете здесь даже было налажено откровение помыслов, но это тоже можно оценивать по-разному. Главное, чтобы оно не выродилось в доносительство сестер друг на друга. Со своими болями и нуждами сестры ко мне обращаются.
Боец устал в пути, ран у него много на сердце и на душе, надо залечить эти раны. Сестры приходят, рассказывают о тяготах монашеской жизни.
Опять же послушания. Их очень много, у каждой сестры множество дел, не всегда их можно понести, нужно дать отдохнуть, где-то ослабить. Нельзя, чтобы человек был как под каменной плитой. Или конфликтные ситуации возникают, эмоциональные срывы… Всякое бывает.
С причастием в некоторых монастырях жестко: сестры могут причащаться, только когда благословляет игумения: раз в две недели, где-то и реже бывает.
Если у наших сестер есть желание причаститься, с моей стороны препятствий нет. Я считаю, что бóльшая степень свободы людей лучше воспитывает.
Исповедь обязательна перед каждым причастием?
Есть традиция греческая, они без исповеди причащаются, я так слышала. А у нас все традиционно, я человек консервативный.
Если монастыри не будут консервативными, то кто же тогда будет консервативным. А насколько у вас строгий устав постов?
Участие в богослужении у нас ежедневное. Что касается пищи, то мы придерживаемся традиции. В Великий пост в будни едим без растительного масла, в субботу и воскресение масло дозволяется. Если людям в миру где-то дозволяется ослаблять пост по обстоятельствам, то здесь у нас таких послаблений нет. Потому что монастырь предполагает подвиг.
Когда я сюда пришла, сестры уже были расположены к строгому посту. Рождественский пост или Петровский, конечно, более легкие. Когда разрешена рыба, мы позволяем себе ее употреблять.
Сейчас юбилейный год святого Александра Невского. Как это отмечается в монастыре?
За последние годы у монастыря сложились добрые отношения с администрацией Талдомского городского округа, социальными учреждениями и правоохранительными органами. В рамках юбилейного года планируется провести духовно-просветительские беседы об истории обители и о личности святого князя Александра Невского.
Я уже присутствовала в Дмитрове на расширенном заседании координационных советов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи с докладом о нашей обители и ее связи со святым благоверным князем Александром Невским. Детские школьные и дошкольные учреждения г. Дмитрова планируют в этом году организацию экскурсий в наш монастырь.
Также наш монастырь посещают дети из Талдомского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Журавлик». Я провожу занятия в этом реабилитационном центре, рассказываю о благоверном князе Александре, – детям нужно знать о святом. Есть у нас опекаемый социальный центр для пожилых, они очень хорошо воспринимают любую информацию, касающуюся духовной жизни.
А в монастыре 12 сентября, я думаю, будет торжественное богослужение, ждем высоких гостей.
В каком направлении монастырь будет развиваться? Какой будет обитель через пять-десять лет?
Стройки много, но я считаю, что упор нужно делать не на стройку. Вот у князя Даниила Московского как было? Мне запал в душу один факт из его жития: князь стоял на богослужении и молился, а в это время государственные дела чудом сами управлялись.
И владыка Серафим (Звездинский), которого я очень почитаю, считает, что в основе всего должна быть Литургия, и даже говорит, что скорбел о тех храмах, которые были построены, но в ущерб молитве.
Надо только суметь понять, что живущим молитвой Господь всё подает. В период пандемии мы старались бóльшую часть времени посвятить молитвенной жизни, и ведь, действительно, всё нам подал Господь. Продуктами мы были не так хорошо обеспечены до пандемии, как во время нее. Или нужно было за свет заплатить. И вдруг какой-то человек пересылает именно эту сумму.
Иногда по человеческой немощи начинаешь погружаться в суету. Но нельзя позволить себе в ней утонуть. Объемы послушаний у нас очень большие, хозяйство требует трудов, затраты сил. Очень трудно распределить работу, чтобы сестры не были перегружены, чтобы это не повлияло на их молитвенную жизнь, и остались силы не просто Литургию выстоять, но и сердцем отозваться на слова песнопений.
Настоящее монашество – это когда монах живет молитвой к Богу, по молитве Господь все управит.
Беседовал протоиерей Михаил Дудко
Фото: Владимир Ходаков. Также представлены фотографии
из архива Александро-Невского монастыря