господа головлевы про что
Михаил Салтыков-Щедрин — Господа Головлевы:
Краткое содержание
Глава 1. Семейный суд
Время событий – перед отменой крепостного права. Арина Петровна Головлева, 60-летняя помещица, давно взяла на себя все дела по имениям вместо мужа. От управляющего она узнает, что Степка-балбес, ее старший сын, из-за долгов продал за бесценок дом в Москве. А ведь это был «кусок», который она ему кинула, чтоб больше ничего не просил до конца жизни.
Арина Петровна, «маменька», властвует не только над имением, но и семьей. Дела она ведет «единолично и бесконтрольно», скупа, с соседями не дружит, и все судится за землю. Она в 10 раз увеличила богатство семьи, добыла 4 тысячи крепостных душ. И «для кого» все труды? Муж ее, Владимир Михайлыч Головлев, «человек легкомысленный и пьяненький», днями сидит в спальне. Жена его, «бесструнную балалайку», презирает, он ее, «ведьму», «черта», ненавидит и побаивается.
У этой пары 4 детей: «постылый» (нелюбимый) Степан Владимирыч. До 20 лет был шутом в доме, потом – шутом в университете. Помыкался в Петербурге мелким чиновником, залез в долги, продал дом, пошел в ополченцы, потом в шулера – ничего не вышло. Крепостные Арины Петровны подкармливали его, сколько могли, но, чахоточный, почти в 40 лет, он подался к матери.
Была еще «постылая» дочь Аннушка. Выучилась, могла стать бухгалтером маменьки, а взяла и тайно обвенчалась с корнетом Улановым. Разгневанная Арина Петровна выбросила ей «кусок» – захудалую деревню Погорелку. Корнет сбежал, дочь умерла, а двух «щенков», близнецов Анниньку и Любиньку, Арина Петровна взяла к себе во флигелек.
Порфирий Владимирыч – «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик». С детства ласковый к «маменьке», но глазами будто «петлю закидывает». Взрослый Порфирий жил с женой и сыновьями Петенькой и Володенькой в Петербурге, служил чиновником.
Павел Владимирыч, Павлуша-тихоня. Учиться и играть не любил, сидел себе в углу и выдумывал невесть что. Это был угрюмый «человек, лишенный поступков». Взрослый Павел жил один в Петербурге, служил по военной части.
Степан уверен: «Заест она меня!» Пришел, как в гроб. Мать дала ему угол в конторе, халат и объедки со стола. Для приговора балбесу вызвала сыновей. Хотела сбагрить его в одну деревеньку, но Павел судить брата не стал, а Порфирий присоветовал взять с него подпись, что он ничему не хозяин, и оставить в Головлеве.
Перед отъездом братья дали Степану по 25 рублей. И он засел в темноте и пустоте, напиваясь. Выйти на воздух не в чем (осень). Раз ночью вылез в окно, пошел в соседнее Дубровино. Арина Петровна всполошилась: что люди скажут? Привезли его обратно. И Степан замолчал. А в декабре умер в своей комнатке. Как писала Арина Петровна Порфирию: «Жаль сына, а роптать не смею». Мол, ему на том свете, может, хорошо.
Глава 2. По-родственному
Прошло около 10 лет. Усадьба Дубровино, где к этому времени жил Павел Головлев, его племянницы Аннинька и Любинька и сама Арина Петровна. Все рухнуло от слухов об отмене крепостного права. Это что же, и работать никого заставить нельзя? И обругать? Тут еще умер старый Владимир Михайлыч. Унывающая Арина Петровна захотела молиться, взяла себе деньги, Порфирию – Головлево (получше), Павлу – Дубровино (похуже).
Маменька потратила все деньги, «округляя» имение «ласкового сына». А он потребовал с нее отчета за все, что есть в имении. Ахнувшая Арина Петровна перебралась в Дубровино к Павлу. А тот спился, уже при смерти, а никак не подпишет Дубровино племянницам. «Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка», и «вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!»
Умирающего навестил льстивый Порфирий с сыновьями. Павел гонит «кровопивца» от себя, а Петенька с Володенькой, будущие офицеры, жалуются на жадного, набожного и надоедливого отца, который боится, что Арина Петровна его проклянет. Сразу после похорон Павла и обеда Арина Петровна с внучками едет в Погорелку, Аннушкин «кусок». Порфирий, новый барин Дубровино, просит ее иногда заезжать – «по-родственному».
Глава 3. Семейные итоги
Хозяйство в деревеньке мелкое, но у Арины Петровны и на него нет сил. Ей впервые кажется, что она – «лишний рот», приживалка (нахлебница), живая «развалина». Она отпускает рвущихся на волю «из постылой Погорелки» девушек. Старуха, страдающая бессонницей, размечталась о добротном Головлево. И стала ездить туда в гости. Ела, пила, играла в карты, шутила над экономкой Евпраксеюшкой, с которой жил вдовец-«греховодник» Иудушка.
Сам он за прошедшие 5 лет «полинял и потускнел», но все также «лжет и пустословит». «Мы, русские» часто в семье растем, «как крапива у забора». Вот и Иудушка вырос не лицемером во французском вкусе, а простым «пакостником». Весь его день посвящен пустякам, а с виду – барин в делах. Что творится в мире он не знал. Только «калякал» с маменькой о старине, сладко кушал и уверял, что они недаром дворяне: это милость Бога.
Сиротки сообщили письмецом, что кочуют с харьковским театром, денег и своих хватает. Аннинька – актриса в «Периколе», Любинька – в «Анютиных глазках». Порфирий живо «петлю накидывает»: надо бы у этих вертихвосток Погорелку отобрать. Пока калякали – вдруг приехал Петенька, 25-летний офицер.
Глава 4. Племяннушка
Мать вернулась в Погорелку и слегла. Иудушка был с ней в момент смерти. И не понял, что умерло «последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его». Вскоре, не доехав до ссылки, в больнице умер судимый Петенька. Но Порфирий хлопотал только о наследстве. Что-то выморочное было и в нем, и в доме, где он жил. Слуги его избегали: «тиранит», гноит словами.
Атмосферу оживил приезд статной румяной Анниньки, наследницы Погорелки. Они с сестрой, спасая Петеньку, посылали 600 рублей. После кладбища и визита в Погорелку она плачет по своей судьбе. Ее, «барышню», потянуло домой, в тишину, без пьяных кавалеров и гостиниц. Но здесь тоска, и все считают ее проституткой. И Иудушка то и дело лез целоваться. И Аннинька уехала в город.
Глава 5. Недозволенные семейные радости
Еще была жива Арина Петровна, когда случился «грех»: Евпраксеюшка забеременела. В былые времена Арина Петровна со служанкой Улитушкой столько дворовых девок выследила, наказала! Надо и тут обтяпать дело так, чтоб никто ничего не узнал. Но история с Петенькой рассорила ее с сыном, а потом она умерла. Иудушка возненавидел и экономку, и сына-младенца Володьку. Но попросил Улиту свезти Володьку в московский воспитательный дом – и успокоился.
Глава 6. Выморочный
Вокруг Иудушки – пустота: «одни перемерли, другие ушли». А тут еще в Евпраксеюшке проснулась к нему «ненависть, желание досадить, изгадить жизнь, извести». Она бросила заботиться о нем, и заглядывалась на «молоденьких». Вначале Иудушка боялся, что она уйдет, потом радовался, что она оставила его в покое.
Сидя в кабинете, он «любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь» у родных и чужих. «Мстил живым, мстил мертвым». Упрекал мать (зачем Горюшкино Надьке Галкиной, дочке тетки Варвары Михайловны, отошло), вгонял в кабалу бедных крестьян своих. И был счастлив. Выдуманные доходы все росли… Одичавшего, его увидела Евпраксеюшка – и струхнула.
Глава 7. Расчет
Он понял, что «все расчеты с жизнью покончены», пора в могилу. В марте, на Страстной неделе, после Всенощной службы он жалеет племянницу, просит, чтобы хоть она простила его – за всех. Как Христос простил. Среди ночи, в одном халате, он бредет на могилку матери.
Утром его труп нашли у дороги, а Аннинька слегла в горячке. За развязкой событий бдительно следит Надежда Галкина из Горюшкино, единственная наследница родового гнезда Головлево.
Читательский дневник по роману «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Отзыв
В названии романа – ирония: с отменой крепостного права рухнуло господство целого сословия. Стало ясно, чей род силен, живуч, а чей держался только на рабстве. Роман и социальный (описана жизнь до и после отмены крепостного права), и психологический (описан страшный внутренний мир героев, их прозрение перед смертью). Тема семьи и неправильного, уродующего воспитания. Отрицательный образ дома, матери. Тема нелюбви, бессердечия, покаяния, совести. Если нет любви, уважения, то должна быть хотя бы жалость. Говорящее прозвище «Иудушка» (предатель Христа из Библии). Род вымер, так как неприспособлен к жизни, труду, зачах в ненависти, равнодушии, жадности, пьянстве. Роман напоминает, что семья должна быть опорой; отношения, здоровье, покой и счастье близких важнее денег. Человеку необходимо иметь цели в жизни, быть готовым к борьбе.
«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.
Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.
В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.
Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
Сюжет и композиция
События главы «По-родственному» происходят через 10 лет, после отмены крепостного права. В этой главе умирает младший сын Павел в деревне Дубровино, которую переписала на него мать, оставив лучшую деревню Головлёвку Порфирию. Порфирий выгоняет мать, Павел тоже не особенно рад ей. Он спивается, не оставив завещания, так что Дубровино достаётся Иудушке. Арина с внучками уезжает в нищую Погорелку. Ирония в названии главы в том, что Головлёв, предавший и прогнавший мать, приглашает мать заезжать «по-родственному».
В главе «Семейные итоги» умирает старший сын Порфирия Володенька. Он застрелился от безденежья, так как Порфирий в наказание за своевольную женитьбу лишил его содержания. Младший сын Порфирия Петенька, проиграв в карты казённые деньги, просит у отца помощи, напоминая о смерти брата от безысходности. Не получив помощи, Пётр умирает по пути на каторгу. За такую чёрствость Иудушки и отказ сыну мать, наладившая было отношения с сыном после ссоры из-за Дубровина, окончательно с ним рвёт. Глава начинается с рассказа о том, что внучки Арины Аннинька и Любинька уезжают из глухой Погорелки, чтобы стать актрисами, а бабка скучает в одиночестве.
В главе «Племяннушка» умирает Арина Головлёва. Погорелка достаётся её внучкам Анниньке и Любиньке. Приехавшая оформлять наследство Аннинька сталкивается с сладострастием и приставаниями дяди. Она с облегчением вырывается из деревни, а при прощании сообщает, что не приедет больше, потому что с дядей ей страшно.
В главе «Выморочный» тоже никто не умирает, но Порфирий Головлёв теряет человеческий облик. Евпраксеюшка в отместку за ребёнка перестаёт заботиться о барине и гуляет с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Иудушка опускается и живёт в мире грёз. Он фантазирует, мечтая об обогащении и представляя в уме, как он отомстит всем за обиды, а обижают его, с его точки зрения, все.
В конце романа происходит нравственное перерождение Иудушки: при виде пьющей с горя Анниньки у него пробуждается совесть. В Страстную пятницу Иудушка просит прощения у Анниньки, а затем в одном халате отправляется к могиле матери, до которой так и не доходит, замерзая на дороге. Аннинькины дни тоже сочтены, но хищническое отношение к имению сохраняется в образе ждущей кончины последней Головлёвой дальней родственницы.
Герои романа
Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.
Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.
В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.
Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.
Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.
Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.
Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.
Художественное своеобразие
Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.
Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.
Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.
Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи. Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.
Анализ «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
Всего получено оценок: 52.
Всего получено оценок: 52.
М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлёвы» показывает истинное лицо помещиков. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нём больше, ознакомившись с анализом произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1875–1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.
Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.
Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.
Жанр – Социально-психологический роман.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостного права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.
Анализируемое произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внёс в отдельные части правки. Роман был завершён только в 1880 г., в общем работа над ним длилась на протяжении пяти лет.
Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.
Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.
В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.
В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.
Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.
Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.
Композиция
Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Господ Головлёвых» – социально-психологический роман. Это большое произведение, в котором развивается несколько сюжетных линий, а характеры главных героев даются в развитии. Главные проблемы – социальные и психологические. Направление – реализм, так как в произведении отражены реальные (происходили или могли происходить в действительности) события конкретной эпохи.
Краткое содержание «Господа Головлевы»: краткий пересказ, роман в сокращении
Краткое содержание романа «Господа Головлевы»: краткий пересказ, роман в сокращении
Действите романа происходит во второй половине XIX века.
Главными героями романа является семья помещиков Головлевых, которые живут в имении Головлево где-то в глубинке России.
Старший сын Арины Петровны, Степан Головлев по прозвищу «балбес», ведет беспорядочную жизнь. Оставшись в нищете, он возвращается домой. Мать не рада приезду нелюбимого сына и плохо обращается с ним. Степан тоскует, спивается и умирает. Через некоторое время средний сын, Павел Головлев, спивается и умирает.
Когда отменяют крепостное право, властная Арина Петровна вдруг теряется и не знает, как вести дела. Тем временем умирает ее муж Владимир Михайлович. Старуха делит между сыновьями наследство и переписывает имение Головлево на Иудушку. Хитрый Иудушка вскоре выживает мать из дома. Обиженная старуха вместе с внучками поселяется в Погорелке, имении сироток.
Тем временем Иудушка уже некоторое время живет с простой девушкой Евпраксией. В результате этого «прелюбодеяния» у Евпраксии рождается сын от Иудушки. Подлый Иудушка решает избавиться от новорожденного сына и отправляет его в приют в Москву. После этого Евпраксия начинает бунтовать против подлеца Иудушки и оставляет его без внимания.
Оказавшись в одиночестве, Иудушка дичает и опускается. Он все время сидит в кабинете и разговаривает сам с собой. К постаревшему Иудушке приезжает его племянница Аннинька, больная чахоткой. Аннинька и Иудушка вместе пьянствуют. Девушка постоянно упрекает дядю за его подлые поступки.
В конце концов в Иудушке просыпается совесть, хотя уже поздно что-то менять. Так, Иудушка осознает, что вел себя подло с матерью, выжив ее из дома. Однажды Иудушка идет на могилу матери, но по пути замерзает и умирает. Судя по всему, Аннинька также вскоре умирает от чахотки.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» — краткое содержание по главам.
Перед вами – краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Роман был написан в 1875 – 1880 годах. Краткий пересказ романа дается по главам.
Господа Головлевы – краткое содержание
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 1 «Семейный суд»
Арина Петровна Головлева, богатая барыня, получает известие, что ее сын по прозвищу Степка-балбес продал дом в Москве за восемь тысяч рублей. В свое время этот дом Арина Петровна купила за двенадцать тысяч. Он являлся «родительским благословением» и надеждой на то, что сын не будет в дальнейшем претендовать на наследство и обеспечение.
«Арина Петровна — женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтобы они были у нее в таком послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет?… Муж у нее — человек легкомысленный и пьяненький (Арина Петровна охотно говорит о себе, что она — ни вдова, ни мужняя жена); дети частью служат в Петербурге, частью — пошли в отца и, в качестве “постылых”, не допускаются ни до каких семейных дел».
Степка-балбес учился в университете. Затем пытался устроиться на службу. По настоянию матери пошел служить в надворный суд, но спустя три года уже там не работал. Он получил от матери «кусок», но прогорел, дом был продан, а Степан поступил в ополчение. Проиграл последние сто рублей. Живет тем, что одалживает деньги и подкармливается у крестьян матери.
Дочь Головлевых Анна убежала из дома и обвенчалась с офицером, т. е. тоже не оправдала материнских надежд. Арина Петровна выделяет ей «кусок» — крошечную деревушку Погорелку. Муж Анны скоро ее бросает, сама Анна умирает. Арина Петровна вынуждена приютить у себя двух девочек — близнецов Анны — Анниньку и Любиньку.
Средний сын Порфирий служил в Петербурге, был женат, но овдовел. В семье его зовут Иудушкой, «откровенным мальчиком», «кровопивцем». Он — подхалим, лицемерный и подлый человек. Еще маленьким мальчиком Порфирий любил доносить на домочадцев матери в надежде на собственную выгоду. Он был настолько неискренним в своем послушании, что Арину Петровну это настораживало.
Младший сын Головлевых Павел — апатичный и угрюмый человек, «полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков».
Арина Петровна узнает, что Степка-балбес теперь приедет жить к ней. Женщина не хочет ничего ему давать, но в то же время она опасается осуждения соседей, поэтому решает вызвать двух младших сыновей из Петербурга, чтобы решить, как поступить со старшим. Она рассказывает сыновьям, как собирала и приумножала свое состояние, сколько натерпелась, отказывая себе во всем.
Павел отказывается от того, чтобы судить брата, а Иудушка в своей подхалимской манере отговаривает мать от того, чтобы отдать Степану небольшую деревушку, и убеждает ее в том, что Степана следует оставить жить в Головлеве.
Арина Петровна думала, глядя на Иудушку, о том, решится ли он выгнать брата на улицу. После семейного совета оба брата возвращаются в Петербург.
Степан в Головлеве живет не в доме, а в конторе, питается он объедками со стола Арины Петровны. Он постепенно спивается и однажды просто исчезает из дома. Арина Петровна шлет за сыном погоню, его возвращают.
С этого самого дня он перестает разговаривать: «казалось, он весь погрузился в беспросветную мглу, в которой нет места не только для действительности, но и для фантазии. Мозг его вырабатывал нечто, но это нечто не имело отношения ни к прошедшему, ни к настоящему, ни к будущему». Скоро Степан умирает. Арина Петровна пишет Порфирию письмо, полное лицемерных сожалений о смерти сына и рассказов об отслуженных дорогих молебнах.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 2 «По-родственному»
После смерти мужа Арина Петровна делит все имущество между Иудушкой и Павлом. Иудушке достается лучшая часть — имение Головлево. Иудушка просит мать, чтобы она вела все дела в Головлеве. Она прикупает на свои деньги земли к имению. Средства ее тают, и в это время Иудушка присылает ей «целый тюк форм счетоводства», где учитывается каждая копейка и каждая ягодка с куста крыжовника. Арина Петровна поражена скупостью сына. Она осознает, что дальнейшее ее существование в доме сына невозможно, и перебирается к Павлу в имение Дубровино. В его доме всем заправляет ключница Улита. Все разворовывается, а Улита доносит на Павла Иудушке. Павел живет замкнуто, с матерью почти не общается. Он начинает много пить и заболевает. Арина Петровна заводит с ним разговор о наследстве. Павел: «только не кровопивцу. Собакам выброшу, а не ему!» Павел так и не составляет завещания в присутствии матери. Арина Петровна в отчаянии, так как знает, что после смерти Павла все перейдет в руки Иудушки. Когда последний приезжает повидать брата перед смертью, сыновья Иудушки Петя и Володя рассказывают Арине Петровне о том, насколько скуп отец, как он выматывает их поучениями, что он любит фарисействовать и подслушивать. Кроме того, внуки сообщают, что Иудушка очень боится материнского проклятия. Павел умирает, и все имущество переходит к Иудушке. Сразу после поминок Арина Петровна уезжает вместе с Аннинькой и Любинькой жить в деревню «сироток» Погорелку. Иудушка замечает, что они уезжают в тарантасе, принадлежавшем Павлу, а теперь ему. Он просит вернуть тарантас при случае.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 3 «Семейные итоги»
Спустя несколько лет состарившаяся Арина Петровна впервые в жизни ощущает себя всем опостылевшим «лишним ртом».
Аннинька и Любинька уезжают из Погорелки, так как там очень скучно. Дом погружен в «безнадежную тишину». Арина Петровна очень экономит. После отмены крепостного права она распускает всю прислугу. Она все чаще думает о Головлеве, готовая уже к участи приживалки. Женщина начинает все чаще ездить к Иудушке.
Иудушка берет в экономки девку Евпраксеюшку. Порфирий со временем становится все более невыносимым.
«Он значительно постарел, вылинял и потускнел, но шильничает, лжет и пустословит еще пуще прежнего, потому что у него почти постоянно под руками добрый друг маменька, которая ради сладкого старушечьего куска сделалась обязательной слушательницей его пустословия… Ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершение всего боялся черта».
Все свое время Иудушка проводил в проверках отчетности — на счету каждая ягодка, писал жалобы.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 4 «Племяннушка»
Проклятие Арины Петровны не оказывает на Иудушку ожидаемого действия.
На следующий день после отъезда Петра Арина Петровна уезжает в Погорелку. Она не возвращается в Головлево, заболевает. Иудушка приезжает. чтобы «повидать мать». Но она не разговаривает с ним, не благословляет. Это озадачивает и пугает Иудушку. Он еще не готов к тому, что мать может умереть, поскольку не успел сосчитать, какой доход он получит от ее капитала. После того как Арина Петровна умерла, Иудушка объявил себя единственным наследником. Он раздает одежду матери прислуге, забирает все, что можно, себе. Крестьян же заставляет ждать приезда близнецов. Петр присылает письмо отцу, в котором спрашивает, будет ли он высылать ему в ссылку содержание. Иудушка посылает лицемерное письмо о справедливости возмездия. Через месяц приходит уведомление о смерти Петра.
В Головлево приезжает Аннинька. Это уже хорошенькая молодая женщина. Иудушка проявляет к ней недвусмысленный интерес. Аннинька едет в Погорелку на могилу бабушки. Она высказывает Иудушке, что он забрал даже бабушкины образа. Иудушка хочет, чтобы Аннинька не возвращалась на сцену.
Аннинька сама для себя признает, что
«вместо тихой жизни труда она нашла бурное существование, наполненное бесконечными кутежами, наглым цинизмом и беспорядочною, ни к чему не приводящею суетою. Вместо лишений и суровой внешней обстановки, с которыми она когда-то примирялась, ее встретили относительное довольство и роскошь, об которых она, однако ж, не могла теперь вспоминать без краски на лице».
В Головлево же она почувствовала себя «барышней». Она вспомнила, что здесь есть и кое-что, принадлежащее ей — свой дом, например. Ей хотелось увидеть «прежнюю обстановку». «Но впечатление это немедленно же должно было разбиться при столкновении с действительностью, встретившейся в Головлево». Аннинька торопится уехать в Москву, чтобы вести переговоры о поступлении на казенную сцену. Иудушка предлагает остаться у него, но девушка отказывается. Все жители Головлева представляют себе жизнь актрисы «непристойностью», о чем постоянно спрашивают Анниньку. Девушка оформляет владение Погорелкой и бежит от дяди в Москву. Уже сидя в повозке, она кричит, что не вернется.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 5 «Недозволенные семейные радости»
История из прошлого. Рассказ о сожительнице Иудушки Евпраксеюшке.
Арина Петровна незадолго до приезда Петра обнаружила, что Евпраксеюшка беременна. Женщина задает вопросы сыну, но он отвечает уклончиво. Удивительно, но Арина Петровна с радостью готовится к появлению ребенка, зачатого «под постный день». Она зовет в повитухи Улиту. Однако Арина Петровна умирает. Иудушка боится обвинений в прелюбодеянии и отстраняет от себя Евпраксеюшку. Он общается с ней через Улиту, говорит, что ребенок не его, а Евпраксеюшку называет «больной».
После рождения и крещения ребенка (родился мальчик) Иудушка тайком отправляет Улиту с новорожденным в Москву, чтобы там отдать ребенка в воспитательный дом.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 6 «Выморочный»
«Агония Иудушки началась с того, что ресурс празднословия, которым он до сих пор так охотно злоупотреблял, стал видимо сокращаться. Все вокруг него опустело. Одни перемерли, другие — ушли».
Евпраксеюшка «взбунтовалась» —лишенная радости материнства, она гуляет с молодыми парнями, бросает хозяйство, изводит придирками Иудушку. Евпраксия хочет уехать то к сыну, то к своим родителям.
Иудушка постепенно дичает.
«Подобно тому, как оба брата его умерли, одержимые запоем, так точно и он страдал тою же болезнью. Только это был запой иного рода — запой праздномыслия… Он с утра до вечера изнывал над фантастической работой: строил всевозможные несбыточные предположения, учитывал самого себя, разговаривал с воображаемыми собеседниками… мог свободно опутывать целый мир сетью кляуз, притеснений и обид. Он любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь».
Уже полусумасшедший Иудушка видит давно умерших людей, которые появляются, чтобы похвалить его или поспособствовать приумножению его богатств.
Господа Головлевы – краткое содержание – Глава 7 «Расчет»
Далее следует авторское размышление о фатуме, который тяготеет над семьей Головлевых:
«В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний — являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы… так что головлевская семья, наверное, захудала бы окончательно, если бы посреди этой пьяной неурядицы случайным метеором не блеснула Арина Петровна. Эта женщина, благодаря своей личной энергии, довела уровень благосостояния семьи до высшей точки, но и за всем тем ее труд пропал даром, потому что она не только не передала своих качеств никому из детей, а, напротив, сама умерла, опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием».
Выпивая, Аннинька постоянно напоминает Иудушке, сколько человек он свел в могилу. Он понимает, что уже стал стар и «нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, пожалело бы его». У Иудушки проснулась совесть, но уже поздно. Порфирий больше не пьет. Однажды он обращается к Анниньке со словами участия, та бросается к нему, обнимает его. Он просит простить его. Ночью Иудушка идет проститься на могилу матери — он чувствует, что близится конец. На следующий день у дороги находят его труп.
Из своего имения в Головлево собирается родственница Надежда Ивановна Галкина. Она «уже с прошлой осени зорко следила за всем происходящим в Головлеве».
Так заканчивается роман «Господа Головлевы», краткое содержание которого вы прочли.
Надеюсь, краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» помогла вам вспомнить содержание романа и на отлично подготовится к уроку русской литературы.