госслужба что дает человеку
Преимущества госслужбы
Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:
Органы государственной службы
В принципе все виды деятельности человека, в зависимости от места его работы можно разделить на три основные группы: работа в частных структурах (фирмах, компаниях, корпорациях и т. д.), собственное предпринимательство и работа в органах государственной службы. Государственная служба подразделяется на три вида: военная, правоохранительная и гражданская. Самый обширный и популярный вид государственной службы – это гражданская. Гражданская служба представляет собой работу различных министерств и ведомств: здравоохранения, образования, социального развития, труда, лесного хозяйства и так далее.
Престижность и преимущества работы в государственных структурах
Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:
Стабильность и социальная защищённость
Стабильность работы – это уверенность в завтрашнем дне. Организация госслужбы никогда не разорится, не перестанет существовать. Даже если будет какая-то реорганизация или изменения в штате госслужащему обязательно будет предоставлено аналогичное место работы. Стабильность, эти и своевременная выплата зарплаты и всех других выплат. Социальная защищённость госслужащих заключается в обширном социальном пакете, куда включены: отпуск, более продолжительный, чем в других структурах, оплата больничных листов, командировок и другие льготы, существующие только в органах госслужбы.
Престижность
Государственные служащие обладают большим влиянием, так как по роду своей деятельности им приходится решать вопросы, связанные с работой многих предприятий, и естественно, влиять на эти решения. От них, особенно если их должностной статус достаточно высок, многое зависит, поэтому престижность госслужбы очевидна.
Возможность карьерного роста
Если госслужащий имеет высокую квалификацию по своей профессии, постоянно её повышает, инициативен, амбициозен, и желает подниматься по карьерной лестнице, в органах госслужбы для этого есть все возможности. Конечно, и в других структурах такие возможности тоже существуют, но, во-первых, далеко не во всех, а во-вторых, в частных структурах иногда вопросы карьеры решаются не в связи с заслугами претендента на должность, а по желанию собственника.
Льготы и привилегии
Стать государственным служащим может любой человек, достигший совершеннолетия и свободно владеющий русским языком. Кроме этого, он должен иметь соответствующее предполагаемой должности образование, желательно в одном из престижныз ВУЗов, и пройти конкурс на занятие данной должности. На любую должность в государственной службе принимают после прохождения соответствующего конкурса.
Почему молодежь больше не рвется на госслужбу
Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.
Чиновниками хотят стать 19% молодых специалистов – вдвое меньше, чем три года назад. Таковы результаты опроса 735 соискателей 14–22 лет, проведенного порталом HeadHunter по просьбе «Ведомостей». Большинство опрошенных (41%) хотят работать в частной компании – желательно в международной корпорации, чтобы при первой же возможности уехать за границу. 17% респондентов мечтают стать фрилансерами, а 14% – предпринимателями. Меньше всего молодые люди склонны трудиться в некоммерческих организациях и образовательных учреждениях (4 и 5% соответственно), по данным свежего опроса.
«Ведомости» опросили более десятка федеральных и региональных ведомств, почему молодежь теряет интерес к госслужбе и как госорганы привлекают молодые кадры.
Что не нравится молодым
Тюменка Наталья Потанина три года назад осталась без работы – закрылась компания, где она трудилась. Знакомый из управления Федеральной налоговой службы (ФНС) по Тюменской области посоветовал ей устроиться специалистом в отдел по работе с налогоплательщиками. Потанина обрадовалась – мол, с госслужбы точно не уволят и будут платить зарплату вовремя. Но работа оказалась утомительной и скучной. Потанина трудилась по 10–12 часов в сутки и по выходным. Девушку часто просили выполнять работу, которая не входила в ее обязанности: например, рисовать поздравительные открытки для московского руководства ФНС. А в конце месяца Потанина получила зарплату в 20 000 руб. и уволилась.
Каждый второй молодой соискатель (54%) уверен, что в госорганах много бюрократии, низкие зарплаты и высокий уровень стресса (42%), по данным опроса HeadHunter. Между чиновниками низшего звена и руководителями высокого ранга большой разрыв в зарплатах, рассказывает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Например, в Минкомсвязи специалисты получают около 40 000 руб. в месяц, а руководители подразделений – до 150 000 руб., говорит представитель министерства.
Государство – неповоротливая машина, ему трудно меняться под потребности современного поколения, считает гендиректор компании Changellenge Андрей Алясов. Молодежь хочет выполнять интересные задачи и делать что-то полезное для общества, но вместо этого на госслужбе ей приходится большую часть времени перекладывать бумажки, продолжает он. Госслужба накладывает и определенные ограничения. Чиновникам нужно отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд за границу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране: современное поколение к этому не готово, отмечает представитель Счетной палаты. В некоторых ведомствах не всегда доступен даже интернет, знает директор группы по управлению персоналом и организационным изменениям «Делойт СНГ» Вера Витальева.
На имидж госслужбы повлияли и многочисленные коррупционные скандалы, аресты чиновников высокого ранга, отмечает Сафонов. По данным опроса HeadHunter, в 2016 г. 46% респондентов говорили, что работать на госслужбе престижно и статусно, а в 2019 г. так ответили только 30%. Три года назад 71% респондентов называли стабильность и постоянство основными плюсами работы в госорганах, а в 2019 г. – уже 54% опрошенных.
Кто нужен госорганам
Государство остро нуждается в молодых кадрах: в федеральных ведомствах, министерствах и мэриях крупных городов запускаются инновационные программы, проекты по автоматизации, для этого нужны инженеры, аналитики и математики, рассказывает руководитель отдела подбора персонала в IT, Telecom, Internet кадровой компании Antal Russia Надежда Стяжкина.
Правительство Москвы заинтересовано в свежих и нестандартных идеях, креативных мыслях, оперативной работе, поэтому ориентировано на молодежь, уверяет начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. По его словам, городу постоянно требуются экономисты, юристы, журналисты и IT-специалисты. В последние годы Федеральная таможенная служба (ФТС) также активно набирает IT-специалистов, говорит представитель службы. Это связано с реформой системы таможенных органов – в стране создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поясняет он. Счетная палата ежегодно принимает по 100 новых сотрудников – в основном инспекторов, но появляются также вакансии в сфере информационных технологий, финансов и бухгалтерского учета, говорит представитель ведомства. Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы (ФАС) постоянно нанимает юристов, экономистов и маркетологов – примерно по 200 человек в год, по словам представителя. На службу в ФНС и территориальные налоговые органы было принято 25 500 сотрудников, по данным представителя. Как правило, в ФНС набирают специалистов с экономическим и юридическим образованием.
Как попасть на службу
Больше всего молодежь интересуют федеральные ведомства – там хотели бы работать 48% соискателей, около трети (32%) предпочитают госорганы регионального уровня, остальные 20% респондентов готовы устроиться на муниципальную службу. Однако большинство (59%) уверено, что стать чиновником без связей невозможно, по данным опроса HeadHunter.
Опрошенные «Ведомостями» госорганы уверяют, что их система отбора кадров прозрачна и некоррумпирована. Обычно ведомства размещают вакансии на собственных сайтах или на портале gossluzhba.gov.ru. По данным на 1 августа, на gossluzhba.gov.ru была опубликована 4561 вакансия, из которых примерно 15% – в Москве. Некоторые ведомства используют новые каналы привлечения молодежи. Например, мэрия Казани публикует вакансии в соцсетях и направляет письма в вузы, говорит ее представитель. ФАС размещает предложения о работе на сайте Superjob и проводит ярмарки вакансий в университетах.
Отбор очень жесткий – кандидаты проходят собеседование, участвуют в групповых дискуссиях, проходят тесты и проч., рассказывает представитель ФТС. Потанина вспоминает, что для трудоустройства в ФНС собирала пакет документов и справок, а также заполняла анкеты о родственниках. Проверка службой безопасности длилась около месяца, говорит она. Самый большой конкурс – в федеральных ведомствах. Например, на неруководящую позицию в Счетной палате претендует до 80 человек на место. Кандидаты без опыта работы, но с красным дипломом имеют преимущество перед кандидатами со стажем, сказал представитель Счетной палаты.
2 150 000
госслужащих насчитывалось в России в 2018 г., по данным Росстата
Чтобы привлечь студентов и выпускников, ведомства запускают программы стажировок. Например, правительство Москвы проводит стажировки с 2011 г., за это время в различных департаментах прошли стажировку 610 студентов и выпускников, примерно 70% из них были приняты на постоянную работу, говорит Малыхин. По его словам, интерес молодежи растет: в 2018 г. поступило 5500 заявок, из них отобрали 200 стажеров. По данным HeadHunter, в Москве желающих стать чиновниками больше – 21% против 16% в Санкт-Петербурге и 18% в регионах страны.
Чем удержать молодежь
60% сотрудников госсектора работают в госорганах не больше трех лет, по данным недавнего исследования Antal Russia. В ФНС текучесть кадров до 30 лет составляет в среднем 19% в год. Более половины сотрудников ФАС – кадры 23–35 лет, текучесть составляет более 7% в год, говорит представитель службы. Молодые сотрудники уходят, не проработав и года, жалуется представитель мэрии Казани. Молодежь получает опыт и находит работу с более высокой зарплатой, рассказывает представитель мэрии Екатеринбурга. По его словам, сотрудники мэрии в среднем получают 35 000 руб. в месяц.
Алясов уверен, что госорганам придется менять методы работы с молодыми кадрами – давать им более амбициозные и интересные задачи, менять подходы управления. Для молодых можно было бы ввести гибкий график, раздать им ноутбуки для удаленной работы по примеру крупных компаний, считает он. Однако 90% труда чиновника – кропотливая бумажная работа, которая жестко регламентирована, госорганы не нуждаются в креативе, утверждает Сафонов. Представитель Минпромторга говорит, что министерство делает ставку на привлечение перспективной и талантливой молодежи, но и люди с большим опытом госслужбы и стажем работы на предприятиях промышленности не менее ценны. Он уточняет, что последние три года средний возраст работников Минпромторга составляет 37–40 лет.
«Эйфория от попадания в министерство улетучивается, и ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов». Чиновник — о карьере на госслужбе
Государственная гражданская служба сегодня – одна из самых закрытых в карьерном плане профессиональных отраслей. И хотя по всей России существует множество факультетов государственного управления, информации о построении успешной карьеры на госслужбе практически не найти. Вчерашним студентам приходится опираться на обрывочные и устаревшие сведения из академической среды, а ведомства не уделяют должного внимания формированию объективной и полной картинки для тех, кто находится на стадии выбора своего профессионального будущего.
Автор Telegram-канала о системе государственной гражданской службы Russian Civil Service решил исправить это недоразумение и поделился своим карьерным опытом. В материале он рассказал о том, как молодому чиновнику сделать первые успешные карьерные шаги, не утонуть в рутине однообразной деятельности и найти во всем этом смысл.
Все указанные в статье примеры основаны на реальной практике и, естественно, могут иметь исключения. Это субъективное восприятие вещей, пропущенное через собственный жизненный и профессиональный опыт автора.
Как попасть на госслужбу и в какое ведомство при этом стремиться?
На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве. Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье. Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там.
Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.
Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.
Что должен знать и уметь идеальный кандидат?
Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.
Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.
Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.
Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:
Как выбрать модель развития на госслужбе?
Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.
Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.
Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:
Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.
Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.
Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:
Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.
Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.
Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.
Немного о важности команды на государственной службе
Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.
Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.
Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.
Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.
Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.
На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.
Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.
Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.
Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Работа госслужащего: ожидание и реальность
Опыт читателей Т—Ж
Все чиновники берут взятки, целыми днями ничего не делают, живут за счет народа, а работа у них бессмысленная.
Трудоустройство
Рабочий день
Доходы
Бонусы
Отношение к работе
Трудоустройство
Ожидание: на госслужбу берут только по знакомству.
Реальность: после университета работал юрисконсультом в коммерческих предприятиях. Чтобы получить стабильный доход и оформить ипотеку, решил поступить на госслужбу в региональное министерство. Участвовал в конкурсе и прошел собеседование, причем обошлось без блата: у меня не было родственников или знакомых в госорганах.
Начинал на должности главного специалиста в Министерстве транспорта. Спустя несколько лет занял позицию руководителя отдела. Затем перешел в другое ведомство, а позже по своим личным связям — в местный законодательный орган.
Ожидание: чтобы устроиться на работу, нужно собрать кучу документов.
Реальность: хотел попробовать себя на госслужбе и уже полгода работаю в ФНС специалистом первого разряда. Устроиться было нетрудно: требовалось лишь пройти медосмотр и предоставить справку о доходах и расходах.
Работаю в отделе урегулирования задолженности. Отвечаю на обращения граждан, поступающие через интернет, по почте или телефону. Еще отправляю в суды заявления о взыскании задолженности со злостных неплательщиков, получаю судебные приказы и сотрудничаю с приставами в процессе взыскания.
Ожидание: проще устроиться в коммерческую компанию.
Реальность: получил высшее юридическое образование и сразу после вуза пошел на госслужбу — но только потому, что нужны были деньги на оплату магистратуры. Казалось, что попасть сюда проще, чем в коммерцию, и это оказалось действительно так: во многих структурах недобор кадров, высокая текучка и довольно низкие требования к соискателям.
Устроился ведущим специалистом-экспертом отдела лицензионного контроля государственной жилищной инспекции (ГЖИ) администрации области. ГЖИ рассматривает обращения граждан по поводу ЖКХ, жалобы на действия управляющих компаний или органов власти. Например, если плохо моют подъезд, не ремонтируют трубы в подвале, два года не работает лифт, отключили воду на трое суток и т. д.
Ожидание: стажироваться в государственных ведомствах бессмысленно, а карьеру там построить очень трудно.
Реальность: с детства видел себя либо финансистом, либо чиновником. С финансами не вышло, хотя я окончил престижный столичный вуз по этому направлению, а вот с госслужбой, наоборот, сложилось — уже восемь лет назад.
Чтобы студенту МГУ, ВШЭ, Финансового университета, МГИМО, МГЮА или РАНХиГС устроиться на госслужбу, можно пойти на неоплачиваемую стажировку или преддипломную практику — либо по распределению от кафедры, либо на карьерном мероприятии, либо по рекомендации от преподавателя. Инициативным стажерам всегда рады, а за месяц стажировки уже все будет очевидно. Однако я в карьере зашел несколько дальше: работаю в Торговом представительстве РФ за рубежом. Трудоустройство в загранку — процесс долгий и сложный.
А уже за границей люди либо понимают, что все это не для них, и требуют обратный билет, либо натурально едут кукушкой из-за жизни под слежкой нескольких спецслужб — это не кино про Джеймса Бонда, в загранке за вами правда будут следить, либо наращивают символическую броню, шипы, самообладание и титановую печень. Такие в основном и остаются.
Но риск для психологического здоровья есть всегда.
Многие считают, что в дипломаты попадают исключительно лица, имеющие родственные связи с уже действующими сановниками. Зря. Организуйте свою карьеру правильно — и все будет. Особенно если вы молодой человек с талантом к языкам, отмороженностью в рамках разумного и, главное, любовью к своему отечеству.
Рабочий день
Ожидание: чиновники целыми днями только и делают, что пьют чай.
Реальность: в деревне туговато с трудоустройством, поэтому раньше я работала на любых подвернувшихся работах и могла делать что угодно. Глава администрации муниципального образования это заметил и пригласил меня на собеседование. В итоге я уже семнадцатый год работаю с министерствами, департаментами, улусными — то есть районными — управлениями, а также с населением — помогаю оформлять документы.
Начинаю в 09:00. Проверяю почту, регистрирую и сортирую для передачи другим сотрудникам вопросы по их компетенции. Параллельно принимаю людей: оформляю пособия, пенсии, делаю справки, документы по материальной помощи и так далее. Решаю юридические вопросы по безнадзорным собакам, отвечаю на запросы опеки и других организаций. Нахожу и вручаю повестки военкомата, заполняю официальный сайт администрации, отвечаю на письма из прокуратуры, оформляю нотариальные доверенности, делаю запросы в систему межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, оформляю запись актов госрегистрации о рождении, смерти, браке и т. д. И дальше по кругу: отчеты, журналы, уведомления, гранты, заявки и многое другое. После работы проверяю неблагополучные семьи и ведение сварочных работ в спортзале. В субботу, мой выходной, готовлю ужин для Декады пожилого человека.
Ожидание: госслужащие уходят домой, как только заканчивается официальный рабочий день.
Реальность: в 2006 году пошла на госслужбу, потому что считала ее стабильной. Работаю в федеральном министерстве, начинала с главного специалиста-эксперта, сейчас — ведущий советник в департаменте. Обрабатываю обращения граждан, переписываюсь с госорганами. Готовлю материалы к проектам законов, указов, постановлений правительства: мониторю ситуацию по субъектам России, собираю информацию, обобщаю, анализирую, собираю статистические данные. Сама постановления пока не писала, но готовила нормативные приказы министерства. Если косячу, начальник отдела или заместитель директора заставляют переделывать. От качества моей работы зависит качество документа.
Официально рабочий день стандартный, на деле — ненормированный: работы очень много и раньше 19:00 не уходим, в пятницу — на час раньше. Несколько раз в месяц приходится оставаться и до 20:00—21:00.
Ожидание: в госучреждениях никогда не пропускают обеденный перерыв.
Реальность: мой муж работает водителем у «слуг народа» в разных структурах. Условия, нагрузка и зарплата везде различаются. Обычно работа начинается в 08:00 и должна заканчиваться в 17:00. Но каждый день случаются форс-мажоры, поэтому супруг перерабатывает по 2—3 часа ежедневно. А из-за срочности проведения тех или иных мероприятий у него регулярно не бывает обеденного перерыва: сотни раз муж возвращался домой злой и голодный, с нетронутым контейнером с обедом, потому что ему не дали времени перекусить. И даже дополнительная неделя отпуска, которую ему дают вместо доплаты за лишние часы, все эти переработки в течение года никак не перекрывает.
Ожидание: по выходным никто не работает.
Реальность: у меня высшее экономическое образование. После учебы семь лет работала в финансовой службе одного из крупнейших вузов региона. Потом бывшая коллега переманила меня в департамент образования краевой администрации. Прошла конкурс и за два года сменила должность замначальника на позицию начальника отдела экономики и бюджетного планирования образования. Потом ушла в декретный отпуск.
Наш отдел занимается финансированием всей системы образования Приморского края. Бюджет на образование — более 20 млрд рублей, включая зарплаты, материальное обеспечение, субсидии, социальные выплаты, стройки школ и детских садов. Есть несколько крупных блоков работы: бюджетное планирование, текущее операционное обслуживание — заявить деньги на получение из бюджета и оформить миллион бумажек, необходимых для поступления средств на счет конечного получателя, проверка учреждений на факт целевого использования средств и исполнения указов президента по зарплате. Работы хватает.
Рабочий день считается ненормированным. По факту это значит, что приходить нужно в 08:00, а то и раньше, и уходить после 19:00. Обедать не всегда успеваем, особенно если нужно заниматься отчетностью или вносить проект бюджета в плохо работающую программу. Из-за высоких требований и неконкурентной зарплаты вечно не хватает людей, а из-за этого могут без приказа объявить рабочим любой выходной день — мол, вы же понимаете, это НАДО сделать.
Чиновники перекладывают с места на место две бумажки и ничего не делают, берут взятки, и от денег у них трескается харя — от такого образа госслужащих реально бомбит. Если топы и випы федерального уровня — звезды шоу Навального, то при чем тут мы, рядовые винтики?
Доходы
Ожидание: в госучреждения устраиваются ради стабильной зарплаты.
Реальность: с 1994 года работаю в государственном бюджетном учреждении ветеринарии. Провожу ветеринарную экспертизу мяса, оформляю документы, удостоверяющие безопасность продукции. Работаю с 06:00 до 18:00. Авралы сейчас бывают редко, за работу в выходные и праздники не доплачивают.
Раньше по молодости гордилась, что работаю на государство. Сейчас нет — стыдно. Мой оклад — ПЯТЬ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬСОТ РУБЛЕЙ. Своего жилья нет, и будет ли пенсия с моим заработком — неизвестно.
Ожидание: и все-таки чиновники хорошо зарабатывают.
Ожидание: зато у госслужащих белая зарплата.
Департамент страдает от нехватки кадров, и зарплаты не компенсируют объем работы, нервов и ответственности. При этом каждое твое действие моментально обрастает бумажками — надо оформить кучу заявок онлайн, а потом их еще распечатать и подписать. Хотя я понимаю важность своей ежедневной работы: учителя вовремя получают зарплату, функционируют колледжи и школы, потому что мы сделали все вовремя и деньги нигде не застряли в пути.
Ожидание: еще они получают хорошие отпускные.
Моей зарплаты хватает только на оплату коммуналки, сада и школы. Одеваюсь за счет родителей, кормит муж. Ни о каких кафешках и отдыхе у моря даже речи не идет.
Ожидание: пенсия у чиновников тоже неплохая.
Реальность: могу сказать, что 90% работы регионального правительства — функционирование самого госаппарата. Нынешние госслужащие, как и во времена Пушкина, просто протирают штаны — только теперь не скрипя гусиным пером, а стуча по клавиатуре компьютера. Министры могут заседать до полуночи, местная администрация должна исправно слать бумажки в Москву.
А простой чиновный люд ради этого зашивается.
Приходить на работу в субботу — правило, а не исключение. Поток бумаг нескончаем, и потому рабочий график у нас обычно ненормированный, что сильно угнетает свободолюбивую натуру.
Хотя однажды в нашем ведомстве было очередное совещание, которое на реальной жизни никак не отражается, я был ответственным за явку СМИ — в первую очередь местного телевидения. Но в этот день было другое мероприятие с участием губернатора, и телевизионщики ушли туда. После совещания руководитель устроил истерику, мне снизили премию. А взнос по ипотеке никто не снижает.
Ожидание: и, конечно, все берут взятки.
Реальность: у госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия. Это новый глава еще не требует покупать канцтовары за свой счет — пока только грозится.
Все считают нас слугами — и люди, и главы, которые меняются каждые пять лет. Но далеко не все чиновники — коррупционеры и купаются в деньгах.
Бонусы
Ожидание: все чиновники пользуются служебным положением в своих целях.
Реальность: у меня высшее экономическое образование. Хотел приобрести опыт по специальности и в 2003 году устроился в казначейство. Приняли довольно легко, проработал специалистом в отделе платежей и ревизионной работы четыре месяца. Проверял целевое использование средств бюджетными учреждениями, в основном учебными заведениями.
Не сработался с исполняющим обязанности руководителя отделения: постоянно были необоснованные придирки по работе. Осознал весь фарс проверки платежных поручений: вначале оставлял много замечаний, просил исправить, но мне намекнули, что этого делать не стоит.
Чиновники не отличаются от «обычных» людей: есть честные, а есть и те, кто пользуется служебным положением.
Мне рассказывали, что некоторые выписывают себе командировку на проверку — летят с Дальнего Востока на юга и, насколько мне известно, на самом деле даже ничего не проверяют. Лично меня госслужба ничем не привлекает — не мое.
Ожидание: госслужащим дают служебную квартиру и машину.
Мои основные задачи — защищать и продвигать интересы отечественных компаний, а также готовить аналитику по ситуации в стране пребывания. Кроме того, я организую визиты и делегации в страну, где работаю. На словах звучит как полная ерунда, однако сие есть один из главных экшенов, поскольку именно в это время заключаются крупнейшие внешнеторговые сделки, и для контрагентов все должно пройти идеально, строго по протоколу.
В обычном режиме успеваю принять душ и позавтракать, пообедать могу дома, в кафе или заказать доставку. В случае аврала мгновенно ополаскиваюсь в душе, сажусь в машину и даю по газам. После, дай бог, часам к четырем утра приезжаю. На следующий день повторить. Бывает, работаю без выходных.
Ожидание: у чиновников много недвижимости.
Больше нам ничего не полагается. Нуждающимся госслужащим дают субсидию на жилье, но ее не хватит даже на однушку, а условия в постановлении жесткие — учитываются имеющиеся квадратные метры, прописка, стаж работы.
Мои перспективы — дослужиться до директора или его заместителя, а затем идти в коммерцию за деньгами. Потому что федералам ждать пенсии смысла нет: даже у замдиректора департамента пенсия по старости больше, чем за выслугу в 30 лет.
Чиновники — не те люди, о которых с сарказмом пишет пресса. Это рабочие лошадки.
Загруженные работой, которую понимают и за которую отвечают, получая вовсе не те деньги, о которых обычно ходят слухи. Госслужащие не имеют никаких благ и привилегий, а, наоборот, ограничены в правах. Это обыкновенная работа, только более ответственная.
Отношение к работе
Ожидание: чиновники плохо делают свою работу.
Реальность: на госслужбе проработал шесть лет — системным администратором в Госстандарте России, теперь он называется Росстандарт. Устроился без проблем во время кризиса 2008 года. Чинил компьютеры и все, что с ними связано: принтеры, камеры, провода и прочее.
График был ненапряжный, ставка ниже рынка, но с надбавкой за секретность. Задержка зарплаты даже на день рассматривалась как госизмена, народ бузил, и поэтому платили стабильно. В декабре выплачивали премии, с ними общий доход был плюс-минус в рынке. А полностью белая зарплата позволяла легко получить любой кредит.
Мне нравился коллектив: у каждого было минимум одно высшее образование, каждый второй был академиком. Но ужасно раздражали горы бюрократии. Любая закупка осуществлялась через тендер. Все делалось на отвали. Уйдя с работы в Госстандарте, могу сказать, что любая госслужба — площадка для личного обогащения, почти все чиновники берут взятки. Науку двигают единицы и фанаты.
Ожидание: в госучреждениях напряженная рабочая атмосфера.
Реальность: в таких ведомствах, как наше, взяток нет, так как брать их не за что. Мы общаемся только с администрацией и судами через ведомственный документооборот. Работать тяжело морально. В столичных ведомствах все считают себя начальниками, а нас дураками и не понимают, что в регионах сотрудников мало и тот объем бумажной работы, который они на нас валят, сделать в установленные сроки невозможно. Поэтому наличие официальных выходных вовсе не значит, что мы можем отдыхать с семьей: часто надо писать запросы, делать отчеты и все остальное, что не успели за рабочую неделю. Давно бы ушла с этой работы, если было бы куда.
Ожидание: госслужащие невнимательны к людям и их проблемам.
Реальность: обычно я помогаю людям разобраться в ситуации, объясняю, откуда взялись те или иные начисления и что делать дальше. Но однажды женщина кричала в трубку, что засудит меня за то, что я направил ей уведомление о начале судебного разбирательства по ее задолженности. Проблема в том, что это стандартная процедура, процесс рассылки автоматизирован, а данные в базе были неактуальны: у женщины висела задолженность, которую она уже оплатила. В дальнейшем заявление в суд не пошло бы, но от испуга она вылила весь негатив на меня. Иногда граждане пишут обращения, обвиняя в том, что мы «жируем на их деньги».
Хотя моя зарплата ниже средней.
Существует стереотип, что госслужащим наплевать на проблемы граждан и они работают на отвали. Это не так: мы действительно стараемся разобраться и быстро решить проблему. Мы такие же налогоплательщики и стараемся войти в положение каждого.
Ожидание: чиновники не вникают в проблемы, а только сочиняют отписки.
Реальность: на каждое обращение жильцов по поводу работы ЖКХ или жалобу на УК нужно было подготовить ответ, согласованный с начальством. Перед этим надо было проверить изложенные там факты. Например, если жилец жалуется на воду в подвале, провести проверку: составить приказ, подписать его у начальника, направить копию в УК, приехать на место, может быть, вообще в другом городе или глухом селе, в указанное время встретиться с заявителем и представителем УК и своими глазами все увидеть. После этого написать ответ на обращение и, если доводы подтвердились, вынести предписание или составить протокол об административном правонарушении. Потом все эти документы надо ручками внести в две информационные системы и сдать в архив. И так с каждым обращением — а в работе их обычно не меньше 20. Все осложнялось еще и тем, что на старом рабочем компьютере даже браузер лагал.
У каждой бумаги свой срок исполнения, иначе прокурор штрафует во время проверки. За рабочий день физически не успевал все сделать, нередко приходилось задерживаться или работать в выходные.
Иногда я действительно помогал людям, но в большинстве случаев это было невозможно и приходилось сочинять отписки. Количество бесполезной работы просто колоссальное, да и ползать по чердакам и затопленным подвалам — удовольствие на любителя. Но самым сложным оказалось всегда быть крайним. Часто на тебя жалуются: либо жилец, которому ты не помог, потому что он хотел того, чего ему по закону никто не должен, либо УК, к которой ты якобы предвзято относишься, либо вообще начальник.
В общем, проработал в ГЖИ около полугода и уволился после очередной жалобы на меня: на этот раз жилец был недоволен тем, что я не заставил УК установить дополнительные урны — необходимые по нормативам стояли — и инструкцию по пользованию доводчиком. Never again.
Сначала какой-нибудь Иван Иванов из Иванова честно упахивается за идею, потом ему это надоедает и он или увольняется, или переходит на Тёмную сторону.
Хочу сказать тем, кто работает на совесть: «Большое вам спасибо!»
Андрей, Это про меня, упахивался за идею ФНС, а после вытер об неё свои ноги и об региональный бюджет)))
Наталья,в суде проекты пишет помощник. 3 раза делать ошибки-это зашквар. чаще всего там работают студенты ибо зп от 9 до 15 000 даже в москве и они не парятся особо.
пескова, позволю себе не согласиться с вышесказанным. Возможно, когда-то действительно так и было. Однако сейчас при приеме на работу в суд уже давно действует жестких ценз по образованию. Никто не возьмет на работу в суд даже в канцелярию, а уже тем более на должность помощника судьи студента хотя бы потому что, во-первых, для поступления на работу в суд требуется оконченное высшее юридическое образование и, во-вторых, практика показывает, что вчерашнего студента возьмут максимум на должность секретаря с/з или в канцелярию. И только после нескольких лет беспросветной работы по выходным и праздникам могут назначить помощником судьи. Да, и в некоторых судах помощники пишут полноценные решения, а не просто проекты. В Москве помощником стать проще, поскольку на такие объемы работы мало кто идет.
Да и вообще, по большей части описки происходят не из-за глупости или невнимательности сотрудника (хотя, конечно, всякое бывает), а из-за нереальных объемов работы. Простым гражданам, к сожалению, не всегда просто понять, что кроме решений и прочих документов по их делам, в суде есть еще очень много других дел, которые тоже нужно отписывать в срок.
Марина, на секретаря и завканца берут и студентов, а вот на помощника только с закончены в/ о и стажем
Марина, если вы работаете в суде в регионе, то я ваш ревизорро)). Я работаю в отделе проверок судов судебного департамента. Да, я согласна, что сдать н судью можно и самому. У меня 3 подружек сдали и назначились. Правда все они переходили в мосгор суд последние годы перед назначением
Марина, я сама работала в Москве в перово 4 года и секретарём и завканцем и помощником. Зп секретаря 12000 в Москве. Родственники крутили у виска и говорили мне, что я дура. Потом я сдала экзамен и перешла в суд деп при Вс РФ. Зп не особо выше (25). Сейчас в декрете и думаю куда мне дальше иди и в каком направлении двигаться
Отличная идея! Чтобы разобраться, берут ли чиновники взятки, надо просто спросить самих чиновников:
— Дмитрий Анатольевич, вы берете взятки?
— Да что вы! Никогда в жизни!
Кстати, на Т—Ж ведь был дневник госслужащей в сфере образования с доходом
350к/мес.
https://journal.tinkoff.ru/diary-gossluzhschaya-moscow/
Но, видимо, для развенчания мифов о чиновниках она подходит чуточку хуже.
Alexander, так в том и соль, что госслужащие бывают очень разные! Сравните на своей работе начальство с уборщицей. Смешно? Ну а к госслужащим почему-то применяют одну гребенку, мол все дармоеды и взяточники. Но 300 тысяч вполне может получать замминистра образования в Москве (в регионах около 120-150 в зависимости от выслуги, чинов и всякого такого). В статье же собраны рядовые винтики с окладами в 5-10 тысяч рублей (да, это законно). И охотно верю, что у обычных сотрудников зарплата в границах 30-60 тысяч, что совершенно не соответствует объемам бессмысленной и беспощадной работы, из которой 90% просто бюрократия.
Екатерина, «охотно верю, что у обычных сотрудников зарплата в границах 30-60 тысяч». А 12000 в месяц не хотите? Я в 2020 работала в госучреждении и не знаю из коллег ни одного человека, который зарабатывала бы больше 20к.
Alexander, кто даст взятку и, главное, разрешит взять взятку обычному мелкому чиновнику? А именно они здесь про себя и рассказали.
Не две, а миллион бюрократических бумажек и никто не пытается сделать что-либо, чтобы избежать этого миллиона бумажек, по сути, все вопросы можно и без бумажек решать, на компуктере, но как же, мы же в госслужбе, никто не умеет пользоваться компуктером и знать не знает про электронные подписи и документооборот.
Лично у меня госслужба ассоциируется с кучей бюрократии и непонятных растянутых действий, чтобы добиться целей, которых можно добиться и без стольких перекладываний, подписаний бумаженций. К сожалению, по работе очень часто приходится общаться по почте и телефону с теми, кто занимается закупками для образовательных учреждений. Что я вижу? Повсеместное неумение общаться по электронной почте, полнейшее незнание деловой переписки. Очень неграмотные бухгалтеры, одни не знают, что такое УПД, другие не знают, как оформлять документы правильно, третьи просто-напросто хамят. Уже не один человек мне в трубку ныл, что им придется все платить из своего кармана, если мы не переделаем какую-нибудь бумажку, сделанную по стандартной форме, на форму, выдуманную их бухгалтерией.
В начале статьи читала, девушка пишет, что из Москвы к ним очень много требований. Я же сталкивалась с картиной наоборот, чем чинуша-главная бухгалтерша сидит дальше от Москвы, тем она пытается громче заявить о том, что она тут королевишна, а мы московские зажравшиеся людишки все тупые и все делаем неправильно. (Привет Ростовской бухгалтерии образовательного отдела, которая доказывала матом, что мы тут все говно).