государственное и муниципальное управление что изучают в вузе
«Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат)
Государственное и муниципальное управление
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
На выбор вуза также необходимо сдать один из следующих экзаменов: история, обществознание, информатика и ИКТ.
На усмотрение учебного заведения может быть предложен экзамен по английскому языку, либо любому другому иностранному в зависимости от конкретного направления в обучении.
Содержание статьи:
Краткое описание специальности
Специальность позволяет студентам во время обучения получить расширенные знания в сфере экономики, включая такие экономические направления, как теория управления и другие. Они осваивают необходимые профессиональные умения и навыки администрирования, позволяющие исполнять планирование и координацию работы организации, осуществлять руководство коллективом.
Выпускники, которые завершили обучение по данной специальности, владеют навыками, позволяющими максимально успешно осуществлять управление организацией, принимать участие в организации рабочего процесса системы управления, развивать и совершенствовать функционирование управления согласно главным критериям развития социально-экономической сферы.
Крупные вузы
Сроки и формы обучения
По данной специальности предусмотрена как очная, так и заочная или очно-заочная формы обучения. При очном обучении длительность освоения специальностью составляет 4 года, в остальных вариантах — от 4,5 лет и более.
Предметы, изучаемые студентами
Специальность носит универсальный характер, поэтому к содержанию учебной программы предъявляются особые требования. Особое внимание уделяется таким учебным дисциплинам, как:
Среди обязательных предметов, необходимых для освоения специальности, можно выделить следующие:
Некоторые высшие учебные заведения вводят в учебную программу курс профессионального иностранного языка и риторику. Обучение предусматривает прохождение практики в государственных органах, которые отвечают потребностям профиля обучения.
Получаемые знания и навыки
Бакалавр-менеджер, освоивший программу по данной специальности, может выполнять такие разновидности профессиональной деятельности:
Будущая профессия: кем работать?
Выпускники могут рассчитывать на хорошие должности в престижных организациях, а также перед ними открыты прекрасные возможности отличного карьерного роста на государственной и муниципальной службе.
Специалист бакалавр-менеджер выступает в качестве посредника между людьми и государством. Он выполняет работу в разных ведомствах и службах, включая специализированные, участвует в разработке законопроектов. Также специалист-менеджер ведет прием граждан, помогая им решать широкий спектр вопросов, занимается руководством в вопросах здравоохранительной, социальной, жилищной, образовательной, культурной и другой жизнедеятельности, следит за базами данных, выдает справки и информацию по запросам, занимается вопросами делопроизводства. Специалист может найти работу в:
Занимая должность специалиста второй категории непосредственно после окончания вуза, можно рассчитывать на заработную плату от 20 000 рублей. Доход ведущего специалиста может составлять около 30 000, главного – около 35 000, а начальник отдела будет получать от 40 000 рублей. Высокие профессиональные качества специалистов позволяют им быстро двигаться по карьерной лестнице, но постепенно ступень за ступенью.
Продолжение обучения по специальности
Продолжить обучение по указанной специальности при желании можно в магистратуре и аспирантуре.
Государственное и муниципальное управление – что за профессия: где учиться?
Цель дисциплины ГиМУ – изучение и осмысление теории и практики управления государством и администрирования на местах.
Теория развивается совместно с другими науками:
О государстве, которое устраивало бы всех, мечтали с древних времен. Платон написал первую утопию. Этому посвящали свои труды Кант и Гегель. Граф Кропоткин размышлял о полной свободе от тирании законов, а древние греки о строгой цензуре и суровом воспитании.
На вопрос – государственное и муниципальное управление – что за профессия? Можно ответить – профессия честных и грамотных чиновников, без которых реализация общественных проектов невозможна.
Государственное и муниципальное управление. Что за профессия?
Власть – неотъемлемое свойство человеческого общества, которое служит элементом его организации.
Современная управленческая мысль развивает информационную и инновационную систему административного аппарата государства. Российская модель бюрократии строится с учетом зарубежного опыта.
Подготовка квалифицированных профессиональных служащих становится настоятельным требованиям времени. Выделяют 3 уровня управления:
Государственное и муниципальное администрирование охватывает большинство социальных процессов. Все ветви государственной власти должны работать сбалансировано. Отслеживать и разрешать конфликты, периодически возникающие в управляемой системе. Исполнительная власть, ее подразделения и служащие обеспечивают бесперебойное функционирование госинститутов.
С целью подготовки кадров, способных осуществлять деятельность по руководству местными и центральными органами госструктур, общество создало учебные программы для чиновников.
Чиновник 21 века должен понимать:
Полный учебно-методический комплекс, научно-справочный аппарат, деловые игры и практические занятия предназначены для подготовки профессионалов госуправления.
Почему престижно получить такую профессию
Наука об общественных отношениях – социология, утверждает, что существует разделение общества на слои с разным статусом – стратификация.
Участие во власти, способность решать важные проблемы, поднимает авторитет и значимость личности.
Престиж профессии отражает имеющуюся в обществе иерархию. В зависимости от сложности задач, которые стоят перед менеджером, объема ответственности за труд, необходимого для этого уровня образования, социум оценивает человека.
Специалисты работают в Пенсионном фонде, Фонде социального обеспечения, налоговой службе, районных и городских администрациях, госпредприятиях. От результата их деятельности зависят судьбы граждан.
Влиятельность профессии во все времена вызывает в народе уважение к “государевым людям”.
Особенности профессии
Государственный и муниципальный чиновник сегодня – это человек с разносторонним образованием и широким кругом интересов.
Для успешной работы он должен владеть информацией о событиях в стране и мире. Следить за деятельностью российских законодателей и сенаторов. Видеть тенденции развития внутренней госполитики. Иметь представление о специфике функционирования всех государственных органов и организаций.
Госадминистратор вырабатывает решения на основе анализа объемных информационных массивов. От его действий зависит состояние промышленности, финансов, культуры в управляемой местности. Результаты госуправления сказываются на всех категориях граждан, в том числе детях, стариках, инвалидах.
Изобретатель кибернетики Н. Винер писал, что «действенно жить – это значит жить, располагая правильной информацией». Организация информационных потоков с обратной связью от людей – важная задача бюрократии. С этой целью чиновники осуществляют мониторинг прессы, социальных сетей, ведут прием граждан по вопросам, касающимся своей компетенции.
Представитель государства должен обладать хорошими коммуникативными навыками. По долгу службы он общается с людьми разных возрастов, национальностей, социального статуса и профессиональной принадлежности. К каждому необходимо найти свой подход. Для этого чиновник обязан знать национальные традиции, молодежные тенденции, проблемы жителей руководимой местности.
Как давно учат государственному и местному управлению
История славянской государственности, по одной из версий, начинается на рубеже 8-9 вв. с Киевской Руси. По “норманнской” теории с 12 в. от варягов, несмотря на то, что в те времена у самих скандинавов государств не было.
В течение нескольких столетий племенная организация общества перешла в феодальный аппарат. В 9 в. арабские историки упоминают “царя руссов”.
Один из первых документов русской дипломатии – торговый договор князя Олега 911 г. От древнерусских княжеств 12-13 вв. через монголо-татарское иго и смуту конца 16 в. российская государственность окрепла к Петровским временам.
В царский “табель о рангах” вписано 262 чиновничьи должности. Преодолевшим на службе рубеж 8 класса жаловали дворянство. Родовая знать оценивалась ниже, чем люди, имеющие заслуги перед отечеством. Документ был отвергнут только в 1917 г.
В 19 в. в Англии ввели конкурсные экзамены для занятия государственных должностей. Первый закон о гражданской службе был принят в США в 1883 году.
Конец 19 в. – время, когда ведущие мировые державы сформировали у себя государственную административную службу.
Видный государственный деятель Российской империи Сергей Юльевич Витте провел реформу денег 1897 г., ввел для российского рубля “золотой стандарт”, участвовал в создании Государственной Думы. Чиновник играл ведущую роль в строительстве транссибирской магистрали, КВЖД, организовал винную монополию на алкоголь, реформировал обложение налогом промышленности, заключил договоры с Китаем, Японией, Германией.
С.Ю. Витте закончил Новороссийский университет в Одессе, физико-математический факультет. Он имел возможность остаться преподавателем, но тогда дворяне считали “профессорство” недостойным занятием и предпочитали служение государству.
Трагически погибший, Петр Аркадьевич Столыпин занимал пост председателя Совета министров с 1906 по 1911 гг. Чиновник провел аграрную реформу, сделал земство в губерниях, изменил избирательное право, был ярым противником революции: “Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия”.
Учился Столыпин в Санкт-Петербургском имперском университете, выпускникам которого предоставлялся 14 чин по “табелю о рангах”.
В царской России чиновников (от слова “чин”) назначали из выпускников университетов, после окончания которых им присваивалась квалификация. Отдельной профессии госуправления не было.
В СССР функции управления взял на себя партийный аппарат. Номинально существовали Совет министров, местные руководители, но объективно властью обладала КПСС. Высшая партийная школа – «кузница» советских управляющих.
Как появилась данная специальность
Специальность “Государственное и муниципальное управление” в образовательный стандарт нашей страны включили в 1995 г.
Государство меняло систему управления, переходило на рыночные отношения. Старые партийные кадры, выросшие при плановой экономике, в большинстве случаев не годились для решения задач нового времени. Требовались молодые чиновники со свежим взглядом и современными знаниями. Разрабатывая программу обучения, использовали западные наработки в области управления и лучшее из советской школы.
С 2000 г. выпускники оканчивали учебное заведение со специальностью «менеджер» с правом работать в госорганах.
До 2011 г. существовала возможность закончить колледж по профессии. Позже стандарт изменили только на высшее образование.
Где можно получить образование
Перед тем как решить, в каком учебном заведении проходить обучение, нужно оценить его по нескольким критериям:
Вузы, факультеты
Чтобы открыть кафедру “государственное и муниципальное управление”, ВУЗы должны получить лицензию. Министерство образования предоставляет бюджетные места для студентов далеко не каждому учебному заведению. Такое право получают старейшие учреждения с наработанным опытом преподавания. Факультет государственного управления с бесплатным обучением имеют следующие институты, ВУЗы Москвы:
Бюджетные места имеются и в регионах. При выборе учебного заведения следует знать, какие программы обучения существуют.
Выбор программы обучения
В Российском экономическом университете имени Плеханова, кроме ГМУ бакалавриата, открыта программа ” Государственного и корпоративного управления”. Абитуриенты после отборочного лагеря, знакомства с преподавателями, показав свои лучшие стороны, имеют возможность получить 1 из 300 грантов на обучение. Грант может покрыть плату за программу полностью или в размере 50%.
При Российской академии народного хозяйства и госслужбы работает Институт государственной службы и управления. Учреждение предоставляет целый ряд программ обучения:
В Российской академии народного хозяйства существует магистратура ГМУ. Для повышения уровня образования есть возможность прослушать курсы по темам:
Пройти подготовку по специальности можно дистанционно-заочно.
Это доступно гражданам, имеющим высшее образование или студентам. Учебный план такой формы учебы предусматривает общепрофессиональные дисциплины и курсы по выбранным направлениям.
Изучаемые предметы
Профиль ГМУ включает теорию и практику в базовой и вариативной (специализация) частях.
Для успешного прохождения государственной аттестации студентам преподают гуманитарные и экономические науки:
Программа ГМУ также включает политологию, психологию и педагогику, русский и иностранный языки.
К базовым компонентам обучения относятся:
Из общих дисциплин федерального уровня студент вправе выбрать:
Учебное заведение предлагает студентам изучать по выбору специальные дисциплины:
Дополнительно проводятся практические занятия и дипломное проектирование. Обучение заканчивается гос. аттестацией.
Какие экзамены сдавать
Для поступления на специальность госуправление, абитуриент должен предоставить результаты ЕГЭ по:
Специализация некоторых вузов предполагает экзамен по иностранному языку и информатике.
Перед тем, как окончательно утвердиться в выборе ВУЗа, нужно уточнить перечень предметов в учебном заведении. Там же можно узнать проходной балл по каждому из них.
Какие качества помогут в обучении и в работе
На первое место следует поставить желание учиться и самосовершенствоваться. Если с мотивацией все в порядке, тогда:
В каких вопросах должен разбираться выпускник
После окончания курса, кроме общей культуры, выпускник должен разбираться в вопросах:
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем
Специалиста по ГМУ в ВУЗах учат навыкам:
Основные направления будущей работы
Профессионал в области федерального, корпоративного, муниципального управления готовится для работы в органах власти РФ, ее субъектах, организациях местного самоуправления.
Его услуги требуются в научных, образовательных, некоммерческий организациях, деловых структурах, политических партиях. Знания пригодятся в области правовых и налоговых консультаций, аналитических фирмах.
Куда можно пойти устраиваться после обучения
Предоставить подходящие должности специалистам госуправления могут:
Карьерный рост с чего начать. Кем можно работать
Многие выпускники еще во время обучения, проходя практику, показывают себя умелыми, знающими дело специалистами. После окончания ВУЗа они получают приглашение на работу.
Органы государственного и местного управления постоянно нуждаются в обновлении кадров. Сотрудники выходят на пенсию, меняют место службы, выбирают для работы коммерческие предприятия, организуют собственное дело. Начинающие чиновники занимают освободившиеся должности.
Профессия управления требуется во вновь организованных структурах. Молодые специалисты способны начать свою деятельность практически с любого предложенного места. Потом закрепить навыки, полученные в учебном заведении, повысить классность, подготовить резюме и профессиональный профиль для работы на более высоком уровне.
Государственные и муниципальные структуры. Плюсы работы во властных структурах
Государственное администрирование разделяется на несколько уровней:
Администрация Президента, Государственная Дума, правительство с министерствами – общенациональные организации. Они занимаются выработкой внешней и внутренней политики, вопросами обороны, безопасности, развитием экономики и общества.
Структуры, в которых чиновников назначает и оплачивает их труд государство, относятся к госслужбе. Если должность существует за счет местного бюджета, сотрудник является муниципальным служащим.
Каждый уровень имеет свою исполнительную власть, судебные инстанции и законодателей.
Государственные и муниципальные сотрудники участвуют в программах повышения квалификации руководящих кадров. Периодически проходят аттестацию. Знания и навыки в схожих областях деятельности позволяют чиновникам переходить с одного уровня на другой.
Частные компании и другие предпринимательские структуры
Специальность управления госструктурами пользуется спросом в деловом мире. Опытные чиновники знают все тонкости законодательства, делопроизводства, технологию принятия решений властью. Такая информированность хорошо оплачивается при переходе сотрудника в частную компанию.
Навыки руководителя, полученные на госслужбе, эффективно используются для организации работы бизнес-структур.
Выпускники факультетов ГМУ осуществляют функции связи с местными органами власти, общественностью, занимаются вопросами государственного инвестирования.
Научно-образовательная работа, а также аналитические и консалтинговые центры
В научно-исследовательских институтах, учреждениях культуры, учебных заведениях, которые финансируется из бюджета, специальность ГМУ нужна для качественного администрирования в областях:
Полученные в вузах умения анализировать информационные массивы, знание российского и международного правового поля, налогового законодательства позволяют после окончания учебы работать в аналитических центрах и оказывать консультационные услуги.
Зарплата по этой специальности
Денежное содержание госслужащих определяет 79-ФЗ от 27.07.2004 г. Зарплата сотрудника состоит из должностного оклада и оклада за чин.
Профессия предусматривает доплаты за выслугу лет и секретность, размер которых может превышать сумму выплат за должность в 2 раза.
Государство за выполнение задач особой важности назначает премии. В районах с особой политической обстановкой или суровыми климатическими условиями предоставляется региональная надбавка.
При переезде к новому месту службы оказывается материальная помощь. Федеральные власти регулярно индексируют денежное содержание чиновников в зависимости от уровня инфляции.
Государство не запрещает заключать срочные служебные контракты с особыми условиями выплат.
Госслужащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и льготный проезд к месту отдыха.
Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность
Учебное пособие «Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 081100 – «Государственное и муниципальное управление». Цели данного учебного пособия – раскрыть содержание государственного управления как специальности и как объекта научного изучения, рассказать о его месте в сфере профессиональной деятельности, познакомить студентов с основами теории и организации государственного управления. При разработке данного учебного пособия авторы опирались на суждения, оценки, научные исследования многих ученных, в том числе и на собственный опыт изучения современных проблем формирования институтов государственного управления, государственной службы, эффективности принимаемых управленческих решений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Теоретико-методологические основы дисциплины «Введение в специальность»
1.1. Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления
Осмысление понятия «государственное управление» предполагает анализ категорий «управление» и «государство». Поскольку управление возникло раньше, чем государство, начнем с первого.
Управление — это целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения результата. Примером управления технической системой являются: вождение автомобиля, запуск космической ракеты; примером управления биологической системой — животноводство, селекция, дрессировка животных; примером управления социальной системой — управление трудовым коллективом, пр. Всеобъемлющий характер этого процесса позволяет выделить управление как имманентное, т. е. изначально присущее, неотъемлемое, свойство всех систем. Общие закономерности процессов управления и передачи информации во всех типах систем изучает кибернетика. С точки зрения кибернетики управление — это перевод объекта какой-либо системы в качественно новое состояние или изменение этого состояния для достижения цели системы. Из определения следует, что необходимым условием процесса управления является наличие трех обязательных элементов: субъекта управления, объекта управления и отношений, складывающихся между ними в результате управления.
Государственное управление (как общественное явление) — это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики.
Все сложившиеся в современной науке многообразие определений понятия «государственное управление» позволяет выделить широкую и узкую трактовку этого социального института. В узком смысле государственное управление отождествляется со сферой функционирования органов исполнительной власти. В широкой трактовке — это непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц по регулированию общественных отношений. В основу учебного пособия положено понимание государственного управления как целенаправленного организующе-регулирующего воздействия государства (через систему государственных органов и их должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
Традиционно субъектами государственного управления считаются органы государственной власти и их должностные лица, а объектами — общественные процессы и отношения.
Таким образом, государственное управление можно понимать как целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие органов государственной власти и их должностных лиц на общественные процессы и отношения. Природа государственного управления вытекает из особой социальной функции государства — упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности.
Муниципальное управление (как общественное явление) — это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на процессы местного самоуправления с целью решения проблем населения муниципального образования.
Наука и учебная дисциплина»Государственное и муниципальное управление»отвечают на вопросы :
• как осуществляется управление государством;
• кто и на каком основании осуществляет управление государством;
• как происходит процесс реализации управленческих решений, принятых высшими органами власти;
• как осуществляется взаимодействие между государством и обществом, отдельной личностью;
• как осуществляется местное самоуправление и др.
Соответственно предмет науки»Государственное и муниципальное управление» включает такие важнейшие области исследования, как:
• государство как публично-правовой институт;
• система органов государственной власти;
• организация системы местного самоуправления;
Методами государственного и муниципального управления как управленческого процесса являются :
• императивный метод, предполагающий наличие отношений власти и подчинения, а также предписывающий действовать определенным образом. Данный метод имеет преимущественное распространение в процессе государственного и муниципального управления;
• диспозитивный метод, позволяющий участникам общественных отношений действовать по своему выбору. Этот метод встречается реже в процессах государственного и муниципального управления, но он также имеет место.
При научном исследовании государственного и муниципального управления используется следующие методы :
• общенаучные (важнейший из которых — диалектика — используется в большинстве наук);
• частные методы, наиболее распространенными из которых являются:
наблюдение — непосредственное восприятие изучаемых процессов и явлений;
сравнение — сопоставление изучаемых процессов и явлений, выявление общих черт и различий;
анализ — разложение общего на отдельные составляющие;
синтез — получение общего вывода из объединения отдельных явлений;
эксперимент — моделирование желаемых ситуаций;
опрос — выяснение мнения различных репрезентативных групп (например, специалистов различного профиля) по одному или нескольким вопросам, что позволяет выявить общие тенденции изучаемых процессов;
анкетирование — выяснение мнения целевой аудитории посредством постановки заранее определенных вопросов;
Наука»Государственное и муниципальное управление»отличается от соответствующей учебной дисциплины.
Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Учебная дисциплина — первичные знание об основах науки, которые преподаются студентам для ознакомления изучаемым предметом.
1.2. Эволюция науки государственное и муниципальное управление
Государственное и муниципальное управление — относительно молодая наука — ей немногим более 100 лет. Предмет науки за это время часто менялся. В современном виде данная наука существует последние 30–40 лет, в России — чуть более 15 лет.
В эволюции науки государственного и муниципального управления выделяют 3 этапа :
• конец XIX — начало ХХ вв — зарождение науки;
• первая половина ХХ в — формирование предмета науки, ее окончательное обособление от других наук;
• вторая половина ХХ — начало XIX вв — развитие современной науки государственного и муниципального управления.
В конце XIX в. немецкий ученый М. Вебер одним из первых выделил теорию государственного управления как самостоятельную область исследования — разработал концепции государства как главного субъекта:
По мнению Вебера, государство, так же как и политические союзы, предшествующее ему, — это государство людей над людьми с помощью легитимного насилия как средства. Он выделял 3 вида внутренних причин, в силу которых одни люди подчиняются другим :
авторитет «вечно вчерашнего» (исторически сложившиеся нравы, традиции, господство патриарха или патримониального князя старого типа);
• харизматического господство (харизма — власть, построенная на личных особо выдающихся качествах человека, например власть демагога, вождя толпы);
• господство в силу «легальности» (в силу веры в обязательность легального правления и деловой компетентности руководителей).
По Веберу, в своей эволюции государство прошло (или проходит) все 3 типа системы властвования — сначала власть держится на традициях, затем — на харизме лидеров и в конечном итоге — на признаваемых обществом законах.
Вебер также впервые предложил теорию бюрократии. Он признал бюрократию самым чистым типом легального господства.
Бюрократия определяется как тип организации, для которой характерны :
• четкая управленческая иерархия;
• правила и стандарты;
• единые принципы найма и продвижения по службе, основывающиеся на компетенции работника.
В Веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т. е. с упорядочением, систематизацией и изменяемостью общественных процессов, и в частности управления.
Немалый вклад в теорию государственного управления внесли французские исследователи. А. Эсмен в книге «Элементы конституционного права» проанализировал основные принципы государственного управления во Франции. Другие французские ученые — Л.Дюги, А. Мишель, М. Ориу — выработали институциональный подход к проблемам государственного управления. Особенностью этих авторов является рассмотрение государственного управления не самого по себе, а лишь в той мере, в которой она помогла изучению государственного—политических институтов.
Доктрина В. Вильсона о разделении политики и администрации. Теория госуправления Дж. М. Кейнса.
Изучение государственного управления в Великобритании и США началось в конце ХІХ в. в Лондонской школе, а продолжилось в Оксфордском, Кембриджском, особенно — Гарвардском и друних университетах. Наибольший вклад внесли американские ученые Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг и др. Профессор В. Вильсон, будущий президент США, провозглашал идею независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Он говорил о том, что в ходе президентских выборов смена политического руководства не должна отражаться на административном аппарате. Он предложил использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления. В настоящее время данная идея В. Вильсона (разделение политики и административного аппарата) стала одной из важнейших доктрин организации государственного управления Великобритании, США, а также многих других стран мира.
Революционный вклад в развитие науки государственного и муниципального управления внес в 1930-е гг. Дж. М. Кейнс. Ключевая идея Кейнса состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в процессы развития общества, влиять на развитие экономики. Ученый говорил о недостатках рыночной экономики, вызванных экономическими кризисами и безработицей и предложил антикризисную программу. В 1940-60-е гг. была создана концепция экономической системы, которая регулировалась бы как рынком, так и государством (например, путем перераспределения доходов в пользу неимущих слоев населения, налоговой политики, социальных льгот и др.).
Теория дирижизма. Современные теории.
Во Франции была разработана теория дирижизма для восстановления экономики страны после войны, реконструкции и модернизации отраслей производства, создания новых отраслей. Для реализации этой теории был объявлен принцип избирательности политики государства для восстановления и развития наиболее привилегированных отраслей промышленности, таких как тяжелая промышленность, химия, машиностроение, нефтепереработка. При этом преследовались цели продвижения французских товаров на мировом рынке.
В послевоенную эпоху в США и Западной Европе появляются 2 направления науки административного управления :
• «школа человеческих отношений»
Представителями «классической школы» являются Л. Уайт, Ф. Тейлор, А. Файоль, Д. Муни и др. Они утверждали, что государственное управление должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с максимальной эффективностью. Для этого они предлагала специализацию, централизацию, единство распоряжений и др. Большая заслуга в этом направлении принадлежит французскому ученому А. Файолю, который выдвинул теорию об основных принципах государственного управления. К данным принципам относятся :
• ответственность и др.
Несмотря на очевидность указанных принципов, первоначально они использовались преимущественно при управлении корпорациями. Во многом благодаря трудам Файоля и его единомышленников принципы корпоративного управления постепенно стали использоваться в административном.
«Школа человеческих отношений» большой упор делает на создании условий, которые максимально раскрывали бы инициативу исполнителей.
В настоящее время на Западе популярны произведения таких ученых, как Т.Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томсон, Д. Истон, Г.Алмонд и др. Их главные идеи :
обеспечение стабильности управленческого аппарата;
• создание максимально понятных, простых и легальных стимулов для поощрения хорошей работы чиновников, их продвижения;
• признание бюрократии как особой уважаемой страты общества;
• целенаправленная специальная подготовка управленческих кадров, создание системы, которая бы выдвигала лучших;
• изменение имиджа бюрократа в обществе (ученые считали, что в ХХ в. бюрократ — это уже не нахлебник, паразитирующий на труде других прослоек общества, а специалист высочайшего класса, носитель уникальных знаний и жизненного опыта, от эффективности работы которого напрямую зависит благосостояние других граждан). Эти взгляды остаются популярными и в ХХІ в.
1.3. Особенность государственного и муниципального управления
Государственное управление является неотъемлемым признаком государственного организованного общества. Представляет собой деятельность государства в лице представляющих его институтов, направленную на организацию жизнедеятельности общества, в наиболее важных ее сферах и в тех аспектах, которые нуждаются (с точки зрения государства) во властном регулятивном (управленческом) воздействии и не могут функционировать на основе саморегуляции.
С точки зрения содержания управленческой деятельности государства и состава субъектов, призванных ее осуществлять, можно выделить два основных подхода к государственному управлению.
В соответствии с первым государственное управление (в узком смысле) представляет собой «деятельность государства, не являющуюся законодательной или судебной». Данный подход был сформулирован немецким юристом В. Еллинеком в работе «Административное право». В англо-американской науке социального управления в силу генетической связи ее с доктринами Общественного права, не уделяющего значительного внимания отраслевой дифференциации права, доминирует широкий подход к определению государственного управления. В соответствии с данным подходом государственное управление включает в себя всякую регулятивную деятельность, осуществляемую институтами государства, включая законодательную деятельность. Примером легитимации такого подхода может служить Конституция США, которая оперирует термином «федеральное правительство», понимая под ним Конгресс Президента и возглавляемую им администрацию, Верховный суд США.
Советская административно-правовая доктрина, хотя и не признавала разделение властей, считая его чуждым, буржуазным принципом, была ближе все-таки к узкому подходу. И в теории и в законодательных актах того периода широко применялись термины «органы власти и управления». При этом под органами власти понимались советы депутатов, а под органами управления юридически им подчиненные исполнительно-распорядительные органы.
Из законодательства, ставшего результатом конституционной реформы, признавшей и утвердившей разделение властей в качестве одного из основных принципов конституционного строя, категория «орган управления» была практически вытеснена и заменена на категорию «орган исполнительной власти». В законодательстве последних лет все чаще применяется понятие «орган исполнительной власти, осуществляющий управление…».
Английский ученый-просветитель Д. Лок в работе «Трактат о правлении» писал, что «законодательная власть — это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов». Там же он подчеркивает необходимость такой власти, «которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять».
Разделение властей проявляется прежде всего в разграничении их компетенции, четкой фиксации за каждой из ветвей власти присущих ей полномочий. Однако при осуществлении своей деятельности органы исполнительной власти, как правило, в той или иной степени (в зависимости от принятой в соответствующем государстве модели разделения властей) подконтрольны органам законодательной власти.
Государственное управление выступает, с одной стороны, как функция, реализуемая в деятельности органов исполнительной власти, выраженная в их регулятивном воздействии на общественные отношения с целью обеспечить их функционирование в соответствии с законодательством. С другой стороны, категория «государственное управление шире, чем «исполнительная власть» и часто тождественно деятельности по осуществлению этой власти. Кроме того, управленческой деятельности всегда присущ властный характер.
Более широкий характер категории «государственное управление» находит подтверждение также в том обстоятельстве, что его элементы присутствуют в деятельности, не связанной непосредственно с осуществлением исполнительной и других видов государственной власти, а направленной на оптимизацию их осуществления. Примером этого может служить наличие и работа таких государственных органов как Администрация Президента, Аппарат Правительства, аппараты палат Федерального Собрания. Деятельность их содержит в себе управленческое начало, однако играет при этом служебную роль.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В пределах своих полномочий оно самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Данное положение Конституции Российской Федерации соответствует статье 2 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ, вступила в силу для России 1 сентября 1998 года), согласно которой принцип местного самоуправления должен быть призван во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.