государственное среди всех видов управления занимает главное место потому что

Система государственного и муниципального управления. Тема 1. Основы системы государственного управления

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Республика отличается от монархии тем, что:
она может быть парламентской
государственная власть принадлежит выборным органам
она конституционная
она федеративная
все ответы верны

2. Разрешено все, что не запрещено законом — это правило действует при следующем политическом режиме
тоталитарном
авторитарном
демократическом
либеральном
все ответы неверны

3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:
распространенно на все общество
является авторитарным
за ним стоит сила
мы его уважаем
так написано в Конституции

4. Территориальная организация государственной власти — это:
форма государственного устройства
форма правления
форма политического режима
все ответы неверны
все ответы верны

5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:
охране существующих форм собственности
охране правопорядка
охране природы и окружающей среды
экономической
социальной

Источник

Тесты ГМУ. Государственная власть принадлежит выборным органам

1. Республика отличается от монархии тем, что: государственная власть принадлежит выборным органам
2. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем либеральном
3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:
распространенно на все общество
4. Территориальная организация государственной власти – это: форма государственного устройства
5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:охране правопорядка

1. Принцип разделения властей – это:
рациональная организация государственной власти
2. Важнейшим признаком органа государства является:
наличие властных правомочий

3. Правительство относится к органам:назначаемым и коллегиальным
4. Органы государства подразделяются на высшие, региональные и местные по следующему основанию:объему властных полномочий
5. Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:
президент
1. Эти методы государственного действия содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности административные
2. Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет:президент

3. Проекты законов и законодательных предложений не содержат:
анализ и оценку ситуации
4. Формы управленческой деятельности – это:
внешние, постоянно и однотипно фиксируемые проявления практической активности государственных органов
5. В политическую систему общества входят:
все ответы верны

1. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия, нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров для развития:
малого бизнеса
2. Из перечисленного не является частью сферы материального производства:просвещение
3. Государственное регулирование экономики не осуществляется по следующему направлению
социальному

4. Важнейшей задачей государственного регулирования в современных условиях становится
обеспечение экономической безопасности страны
5. Государство регулирует рынок труда в целях: все ответы верны

1. Этот продукт до сих пор остается важным источником поступления валюты, что позволяет поддерживать другие сферы экономики:нефть

2. Стратегические цели политики государства в этой сфере заключаются в создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества: культурной

3. Что-то из перечисленного не входит в систему транспортного комплекса: все ответы неверны

4. Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена – это принцип: научной политики
5. Одним из основных направлений реформирования государственных предприятий является преобразование их в
акционерные общества с государственной долей акций
1. Именно их наличие свидетельствует о низком уровне управляемости общественно-политическими процессами:
чрезвычайные ситуации в обществе
2. Конфликтная ситуация возникает в результате:
накапливания в течение определенного времени неразрешенных противоречий
3. Именно эти чрезвычайные ситуации, в отличие от других, прогнозируются и управляются
общественные
4. Из перечисленных чрезвычайных ситуаций эти могут возникнуть в будущем
мировые

5. Социальный конфликт выражает:
все ответы верны

1. Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую
главное должностное лицо
2. Регион – это
часть территории России характеризующаяся определенной общностью условий
3. Наименование органа, представительной власти и количество его депутатов определяются:
населением
4. Разумное разграничение прав и ответственности между центром и субъектами РФ – это:
все ответы неверны

5. Основные цели региональной политики – это:
все ответы верны

1. Процесс совершенствования самого государственного управления заключается в придании ему как системному общественному явлению способности:
Самопреобразования, саморазвития, самоулучшения

2. Процесс совершенствования государственного управления может быть организован
тремя способами – собственными, привлеченными или объединенными силами
3. Посредством критериев эффективности можно определять:
уровень и качество управления
4. К критериям конкретной социальной эффективности относят: все ответы неверны

5. Целевая ориентация совершенствования государственного управления, состоит в том, чтобы:
все ответы верны
1. Согласно данного принципа муниципального управления органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления
самостоятельность
2. На чем базируется муниципальное управление?
на муниципальной службе, на муниципальном праве, на муниципальной собственности
3. Это орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий исполнительный
4. Данный элемент муниципального образования является в сущности муниципальным жизнеобеспечивающая система
5. Основное назначение, определяющее смысл существования муниципального образования – это
миссия
1. В этой муниципальной системе район как территориального образования – это одновременно местное самоуправляющееся сообщество, союз составляющих его общин и совокупность территориальных служб земли:
германской
2. В этой муниципальной системе население избирает региональный совет сроком на 6 лет:
континентальной
3. В этой муниципальной системе система местного самоуправления отделена от системы государственной власти
англосаксонской
4. Система советов основана на:
демократическом централизме
5. Решения, принимаемые Советом подписывались
председателем и секретарем исполкома
1. Муниципальное управление относится к следующему виду управленческих технологий:
уровню управления
2. Способы и приемы управленческой деятельности – это:
методы

3. Порядок осуществления механизма управления – это:
процесс
4. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами – это
функции
5. Эти методы муниципального управления основаны на использовании определенных законов и интересов
экономические
1. Добровольность заключения договоров и соглашений, во взаимодействии региональных и муниципальных органов власти относится к:
принципам
2. Казна МО – это:
местный бюджет и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями
3. Эта функция в системе МУ служит повышению эффективности управления социальными процессами на местном уровне:
планирование
4. Социально-культурная сфера деятельности муниципальных органов не включает в себя вопросы
науки
5. Деятельность муниципального персонала направлена на
все ответы верны
1. Эти управляемые объекты осуществляют физическое развитие человека: социальные
2. Муниципальная политика в этой сфере направлена на использование местных ресурсов для развития МО:экономической

3. В качестве таких управляемых объектов можно назвать организацию и функционирование форм, процедур и других механизмов демократии:политических

4. Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании:
материального производства
духовного производства
социальных условий жизни
материального производства, духовного производства
все ответы верны

5. Муниципальная политика в этой сфере направлена на повышение уровня морали и нравственности как в среде муниципальных служащих, так и населения
духовной
1. Все перечисленное является принципами муниципальной службы
все ответы неверны

2. Такая структура управления позволяет эффективней использовать потенциал территории, привлекая к управлению бизнес и общественность: программно-целевая
3. Муниципальные предприятия и организации составляют следующее обеспечение
финансово-экономическое
4. Это первый многосторонний юридический акт, который определяет и защищает принципы местной автономии
Европейская Хартия о МС
5. Информация – это:
совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и ее окружении
1. Культурный уровень – это показатель
качества жизни
2. Общая социальная эффективность – это:
уровень и качество жизни населения
3. В этом методе повышения эффективности муниципального управления к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемы
метод общественной дискуссии
4. Результаты муниципального управления наглядно видны в:
состоянии муниципального хозяйства
благосостоянии населения
общественной безопасности
других сторонах жизни МО
все ответы верны

5. Эффективность муниципального управления во многом зависит от:
оптимальности принятого решения
1. Целью муниципальной логистики является:
рациональная организация в пространстве и во времени материального потока
2. Цель планирования –
сделать так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть набольшей эффективности
3. Систематический процесс поиска и выявления лучших организаций с целью использования их передового опыта – это бенчмаркинг

4. Один из конечных продуктов стратегического управления, служащий для достижения целей организации в будущем – это потенциал
5. В муниципальных маркетинговых программах деятельность ОМС по привлечению инвестиций относится к разделу
территорий

Тема 1. Предмет и основы изучения системы государственного управления.

1.Кем впервые были сформулированы и обоснованы идеи организации общинного управления
французским ученым Г. Турэ

2.В какой из перечисленных теорий находит отражение двойственный характер муниципальной деятельности
в теории дуализма муниципального управления

3.На основе какого принципа формируется система муниципального управления
Самоуправление

4.Выбрать верное утверждение
система государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и групповыми общественными интересами

5.Верно ли утверждение, что муниципальный менеджмент как вид управления тождественен местному самоуправлению как форме народовластия
Да

6.Какая из основных теорий местного самоуправления предусматривает строгое разграничение государственных и общинных дел
общественная

7.В каком документе принципы местного самоуправления получили правовое закрепление на международном уровне
Европейская Хартия о местном самоуправлении

8.Как называется принцип, согласно которому органы местного самоуправления, их должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы РФ
Законность

9.Неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может существовать, — это его
Атрибуты

10.В какой из глав Конституции Российской Федерации определен статус местного самоуправления
глава 1. Основы конституционного строя

11.В какой из глав Конституции Российской Федерации определено установление принципов организации местного самоуправления
+глава 3. Федеральное устройство

12.В какой из глав Конституции Российской Федерации определена сфера деятельности местного самоуправления
+глава 8. Местное самоуправление

13. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций
+Закон Российской Федерации от 25 августа 1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

14. В каком нормативном акте приведено следующее определение местного самоуправления: это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций
+Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

15.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются решения по важнейшим вопросам местного значения, затрагивающим интересы

+населением на референдумах и сходах

16.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования
+представительным органом

17.В системе муниципальных правовых актов кем принимаются постановления по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий

+главой местной администрации

18.В каких муниципальных правовых актах устанавливается порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля над его исполнением
положение о порядке управления собственностью муниципального образования
+устав муниципального образования

19.В каких муниципальных правовых актах устанавливаются виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
+устав муниципального образования

20.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли предварительное вынесение положений устава на местный референдум
+да, но только в отдельных, наиболее важных случаях

21.Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Возможно ли вместо этого принятие устава населением непосредственно на сходе граждан
да, но только если численность населения менее 500 человек
да, но только если численность населения менее 200 человек
+да, но только если численность населения менее 100 человек

22.Какое законодательство относится к источникам муниципального права
+федеральное, региональное и местное законодательство

23.Каким органом принимается устав муниципального образования
+его представительным органом

24.Наука муниципального управления — это
+система знаний об управлении местными сообществами

25.Основная стратегическая цель муниципального управления — это
+создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы

Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами.

26.Выберите определение, которое наиболее полно соответствует понятию государство — это:
+особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и обладающая разной степенью независимости, а также выражающая волю народа в целом

27.В чем заключается смысл современной теории возникновения государства:
+государство как продукт внутренней эволюции общества

28.Выделите признаки, характерные для государства как политического института:
наличие особой публичной власти
суверенитет
территориальная организация населения
правотворчество
сбор налогов
+все перечисленное

29.Исключите лишнее, не относящееся к содержанию экономической теории возникновения

государства:
+государство как результат соглашения между различными группами людей в обществе

30.Государство занимает ведущее место в политической системе общества, так как:
государство — важнейший институт политической системы общества
имеет право на законотворчество
имеет силовые структуры
имеет государственную собственность, госбюджет, монополию на эмиссию национальной валюты
+все перечисленное

31.Что входит в структуру современного государства:
+государственные органы
+госпредприятия и госучреждения
+организационные и финансовые средства

32.Основная классификация функций государства:
+внутренние и внешние
33.Что относится к внутренним функциям государства:
+регулирование социальных отношений и обеспечение социальной защищенности граждан
+подавление противников и врагов террористов и пр., защита существующей

34.Вычеркните лишнее, не относящееся к внешним функциям государства:

Источник

Готовые контрольные задания по дисциплине «Государственное и муниципальное управление» для ПВГУС

Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» (ПК-20)

1. Федеративное устройство Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ НЕ основано на…

2. Что не входит в полномочия Государственной Думы РФ?

3. Что не входит в полномочия Совета Федерации РФ?

4. Президент Российской Федерации имеет следующие полномочия….

5. Президент Российской Федерации имеет следующие полномочия…

6. Основными принципами федерализма являются…

7. Республика в составе РФ имеет право…

8. Федеративное государство – это…

9. Россия как федеративное государство включает в себя субъектов Федерации…

10. Россия как федеративное государство включает в себя…

11. Что относится к особенностям российского федерализма?

12. Что НЕ относится к особенностям российского федерализма?

13. Двухпалатный парламент имеют субъекты РФ…

14. Каков основной признак государственного управления?

15. Что характеризует форма государственного правления?

16. В чем основной смысл горизонтального разделения власти в государстве?

17. Из представленных ниже стран выберите те, которые являются федерациями…

18. Какая из представленных ниже формул наилучшим образом характеризует правовое государство?

19. Что понимается под «нефинансируемым федеральным мандатом» в терминах Программы развития бюджетного федерализма в РФ?

20. Какое из представленных определений наилучшим образом раскрывает суть лоббизма?

21. Республика отличается от монархии тем, что…

22. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем политическом режиме…

23. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что…

24. Территориальная организация государственной власти – это…

25. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства…

Источник

Ответы на тесты по теме Государство и политика

Такая структура управления позволяет эффективней использовать потенциал территории, привлекая к управлению бизнес и общественность:

Информация – это:

совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и ее окружении

Именно этот орган отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на территории:

главное должностное лицо

—> Муниципальная политика в этой сфере направлена на использование местных ресурсов для развития МО:

Государство регулирует рынок труда в целях:

оптимизации предложения и спроса на рабочую силу; сдерживания роста и сокращения периода безработицы; обеспечения свободного перемещения работающих по стране; смягчения социальной напряженности в обществе

Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:

Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:

Конфликтная ситуация возникает в результате:

накапливания в течение определенного времени неразрешенных противоречий

Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:

распространенно на все общество

В этом методе повышения эффективности муниципального управления к моменту начала обсуждения уже существуют сложившиеся многообразные подходы к решению данной проблемы

метод общественной дискуссии

В этой муниципальной системе район как территориального образования – это одновременно местное самоуправляющееся сообщество, союз составляющих его общин и совокупность территориальных служб земли:

Способы и приемы управленческой деятельности – это:

—>
Цель планирования –

сделать так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть набольшей эффективности

Систематический процесс поиска и выявления лучших организаций с целью использования их передового опыта – это

Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем политическом режиме

Государственное регулирование экономики не осуществляется по следующему направлению

Процесс совершенствования самого государственного управления заключается в придании ему как системному общественному явлению способности:

Самопреобразования, саморазвития, самоулучшения

К критериям конкретной социальной эффективности относят:

уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами; темпы и масштабы прироста национального богатства
; уровень благосостояния населения
; упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений
; все ответы неверны

Целевая ориентация совершенствования государственного управления, состоит в том, чтобы:

обеспечивать соответствие содержания управляющих воздействий органов государственной власти потребностям и закономерностям общественной системы; формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляемыми объектами, а также субъектами других видов управления; способствовать уменьшению затрат на управление

Источник

Государственное управление и исполнительная власть

Сущность и основные признаки государственного управления

Раскрывая содержание, цели, функции и другие особенности государственного управления, необходимо, прежде всего, остановиться на самом понятии «управление» и «социальное управление».

Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Сущностью управления является достижение результата путем целенаправленного воздействия.

Исходя из общетеоретических позиций, можно выделить следующие основные признаки управления:

Перечисленные основные признаки, характеризующие общее понятие управления, приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере. Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно: осуществляется там, где есть совместная деятельность людей; главным назначением является упорядочивающее воздействие на участников этой деятельности, регулирование их поведения для достижения поставленных целей; носит властно-волевой характер; нуждается в особом механизме воздействия, который предполагает наличие следующих элементов: специальных субъектов управления, объектов управления и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.

Социальное управление подразделяется на несколько видов:

В научной и учебной литературе можно встретить и другие классификации видов социального управления. Напр., профессор А.А. Демин выделяет государственное и общественное управление ; рассматривают также государственное и негосударственное управление и т. п.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление рассматривается в научной литературе в разных аспектах. Преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин «деятельность», означающий, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных формах.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемой системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что: 1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; 2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков. Во-первых, государственное управление характеризуется тем, что в процессе его осуществления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.); во-вторых, носит государственно-властный характер; в-третьих, государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления; в-четвертых, государственное управление является организующей деятельностью.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того насколько совершенно государственное управление, деятельность государственного аппарата, настолько и он соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития. Государственное управление практически реализуется через формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

Одной из главных целей, которая должна быть поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

Государственное управление становится правомерным или, что тождественно, подзаконным по мере того, как в государстве реально используется механизм разделения властей, и в первую очередь, от органов управления должны быть обособлены органы законодательства.

Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Исходя из вышеизложенного, государственное управление (исполнительная деятельность) может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

Современный этап развития нашего общества требует совершенствования и повышения уровня государственного управления. В законах и иных актах государственных органов представительной и исполнительной власти определены конкретные пути улучшения государственного управления. К ним относятся: совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти; четкое распределение компетенции между представительной и исполнительной властью; упрочение правовой основы управления общественными процессами; внедрение в управление новейших достижений науки и техники повышение роли науки в управлении; улучшение дела подбора, расстановки и воспитания кадров управленческого аппарата; повышение профессионального уровня государственных служащих; совершенствование форм и методов работы аппарата управления; повышение уровня дисциплинированности и организованности в аппарате управления; всемерное укрепление законности, борьба с коррупцией и взяточничеством в сфере управления; оптимальное распределение полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, между последними и органами местного самоуправления, администрацией муниципальных органов.

Цели и функции государственного управления

Как справедливо отмечает Н.И. Глазунова, политика переходного периода России, курс реформ могут потерпеть крах, если цели, национальные приоритеты так и останутся невыясненными, не понятыми и не принятыми обществом.

При таком подходе перечисленные цели государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в теории права и государства классификации функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются цели управления. При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства:

Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а, следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

Возвращаясь непосредственно к понятию «функции управления», необходимо подчеркнуть, что в науке управления нет единого понятия функций, т.е. направлений деятельности. Функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в ее формировании.

Функция управления как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Применительно к государственному управлению, под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.

К общим функциям управления, как правило, относят:

Понятие исполнительной власти

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном праве исполнительная власть в советский период рассматривалась либо как правоприменительная (правоисполнительная) власть, либо как система органов государственного управления.

В настоящее время, начиная с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в основе определения сущности исполнительной власти лежит принцип (теория) разделения властей, упомянутый нами в предыдущей главе. В большинстве западных стран на основе концепции разделения властей и, как правило, закрепленных в конституциях и текущих законах нормах права: парламент принимает законы, правительство (президент, кабинет) исполняет, проводит их в жизнь. В целом, реализация государственной власти, государственного управления происходит путем общепринятого функционального подхода такого, как принятие решения, его исполнение и осуществление соответствующего контроля над исполнением.

Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения).

Исходя из вышеизложенного, исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни.

Для более полного раскрытия понятия исполнительной власти необходимо рассмотреть более подробно ее признаки и направления деятельности исполнительной власти, т.е. имеющиеся у нее функции.

Признаки исполнительной власти

И далее, рассматриваются основные признаки исполнительной (административной ) власти:

Профессор Ю.Н. Старилов к отличительным признакам исполнительной власти относит:

Исполнительная власть — обязательный признак современного правового государства.; непрерывно и постоянно, обеспечивая управление обороной страны, общественную безопасность и общественный порядок, выполнение функций государственного регулирования и т. д.; в еще большей мере использует институт подчинения (в определенных случаях и институт принуждения), который является основным каналом реализации исполнительной власти.

Исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.; независима от других ветвей власти в осуществлении специальных, установленных законодательством функций, компетенции и полномочий.

Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления). Органы исполнительной власти исполняют требования и положения законов, занимаются нормотворческой деятельностью (с целью обеспечения функционирования исполнительной власти) и осуществляют управление. Данный признак исполнительной власти подчеркивает ее организующий и исполнительно- распорядительный (созидающий, обеспечивающий, властно-принуждающий) характер.

Единство исполнительной власти в Российской Федерации (согласно п. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации).

Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная.

Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

Исполнительная власть и организационно, и функционально базируется на понятии «планирование».

Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную деятельность.

Функции исполнительной власти

Исполнительная власть осуществляется в соответствии с функциями, которые она должна быть наделена в современном государстве. С точки зрения предметной классификации (отраслевого принципа) к главным функциям могут быть отнесены:

Перечисленные функции государства и, в первую очередь, экономическая и социальная нацелены на решение достаточно широкого круга задач. Их выполнение позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность личности, общества, государства.

Ученые-административисты предлагают различный перечень основных функций, присущих исполнительной власти.

Так, профессор Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции современной исполнительной власти:

В основе этого перечня лежат несколько критериев классификации функций: в зависимости от формы реализации, по отраслевому принципу и организации управленческого процесса.

Профессор Д.Н. Бахрах предлагает две классификации функций государственной администрации, одна из которых с позиций предметного подхода (по отраслевому принципу). Это функции:

Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации

К ним относятся: 1) принцип народовластия (демократизма); 2) принцип разделения властей (разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти); 3) принцип федерализма; 4) принцип сочетания централизации и децентрализации; 5) принцип единства системы органов исполнительной власти; 6) принцип самостоятельности каждой из ветвей власти; 7) принцип ответственности перед обществом; 8) принцип законности; 9) принцип гласности; 10) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

В административно-правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. В некоторых случаях принципы государственного управления и органов исполнительной власти по существу отождествляются, поскольку нередко не выделяются различия между государственным управлением и исполнительной властью.

Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, базируются на значительно более широких и всеобъемлющих основаниях. Профессор Ю.Н. Старилов предлагает разделить принципы организации и функционирования исполнительной власти на две большие группы: 1) конституционные (социально-политическими), которые установлены Конституцией Российской Федерации и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми и иными законодательными нормами; 2) организационные, характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникают в процессе деятельности управленческих органов.

Исходя из предыдущих рассуждений, а также ст. 3 ч. 2 Конституции РФ следует сказать, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С учетом мнения ученых-административистов и на основе законодательно закрепленных норм систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации можно представить в следующем виде.

Итак, в систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти входят: 1) принцип единства системы органов исполнительной власти; 2) принцип федерализма; 3) принцип сочетания централизации и децентрализации; 4) принцип законности; 5) принцип самостоятельности и независимости исполнительной власти в пределах своей компетенции; 6) принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий; 7) принцип народовластия (демократизма); 8) принцип ответственности перед обществом; 9) принцип профессионализма и компетенции; 10) принцип гласности (доступность информации о деятельности исполнительных органов); 11) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; 12) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

Хотя приведенная классификация несколько условна, в ряде случаев она позволяет по-новому взглянуть и на данную проблему в целом, и на систему, характер и специфику принципов, которые характерны именно для построения и деятельности органов исполнительной власти.

Соотношение государственного управления и исполнительной власти

Для понимания сущности исполнительной власти, органов и субъектов исполнительной власти методологически важно решить вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

В результате все органы государственного управления (разных уровней) стали именоваться органами исполнительной власти, фактически произошла механическая замена в законодательной терминологии, которая нарушила преемственность в наименовании государственных органов и осложнила деятельность государственного аппарата.

Следовательно, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Большинство административистов считают государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.

Стали практически общепринятыми следующие понятия:

До сих пор в законодательстве Российской Федерации не сложилась еще окончательно единая терминология, касающаяся исполнительной власти.

Так, действующее законодательство Российской Федерации, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», нередко содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления», «исполнительных органах государственной власти» и т.п.

Как уже было сказано, большинство ученых справедливо отмечают, что органы государственного управления могут считаться органами исполнительной власти. «Оттого, что в Конституции РФ не нашлось места терминам «государственное управление» или «органы государственного управления», практическое государственное управление не перестало постоянно и непрерывно осуществляться посредством образования и наделения соответствующей компетенцией специальных исполнительных органов государственной власти».

Примечательно, что сразу после принятия Конституции РФ 1993 г. термины «государственное управление» и «органы государственного управления» как в законодательстве, так и в специальной литературе практически перестали использоваться.

Можно полностью согласиться с мнением профессора И.Ш. Килясханова, утверждающего, что «если вести речь о государственном управлении, понимаемом как деятельность органов, представляющих все «ветви» государственной власти, то соотношение указанных понятий может быть представлено как соотношение категорий «общее» и «частное». В этом случае государственное управление воспринимается как более общее понятие.

Проанализировав соотношение понятия исполнительной власти и государственного управления, можно прийти к выводу, что не следует автоматически подменять один термин другим. Государственно- управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой в наши дни. Со временем происходят изменения форм и методов этой деятельности, которые определяются условиями общественного развития в тот или иной период развития государства, особенно в период реформ.

С точки зрения административного права, понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с понятием «государственное регулирование». С другой точки зрения, рассматривая государственное регулирование в качестве основного метода управления в экономике, государственное регулирование используется шире по сравнению с прямым государственным управлением, при этом применяются в значительной мере косвенные средства управляющего воздействия (налоги, льготы и т.п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *