гото предестинация что это означает
Легендарная «Гото Предестинация» появилась ровно 321 год назад
27 апреля 1700 года на воду был спущен уникальный 58-пушечный корабль
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Первый неудачный Азовский поход, который сам Пётр I называл «походом о невзятии Азова», доказал необходимость создания российского флота для противодействия турецкому. Лучшим местом для кораблестроения русский государь посчитал Воронеж. 29 февраля 1696 года царь впервые прибыл сюда.
С 1 марта началось строительство верфи, и уже 2 апреля на воду были спущены первые галеры. В мае корабли партиями двинулись по Дону на Азов. Всего в поход отправилось 23 галеры и 4 брандера. 19 июля победа была одержана, крепость взята.
Для дальнейших морских завоеваний требовался флот посерьёзнее. «Морским судам быть!» — решил Пётр I, и Воронеж снова стал чуть ли не самым оживлённым местом России. Со всей страны сюда ехали плотники, столяры, кузнецы, резчики.
Сам же государь в 1697 — 1698 годах отправился в составе Великого посольства в Европу. В Голландии он сразу посетил центр кораблестроения — город Саардам, где ознакомился с верфями и поработал на них топором. А в Амстердаме русского царя вообще зачислили на верфь Ост-Индской компании. Когда фрегат, над сооружением которого в числе прочих трудился и Пётр I, был спущен на воду, ученикам дали свидетельства об овладении мастерством. Аттестат гласил, что Пётр Михайлов «был прилежным и разумным плотником», научился выполнять различные операции кораблестроителя, а также изучил «корабельную архитектуру и черчение планов», столь основательно, «сколько сами разумеем».
С этими знаниями Пётр I вернулся в Россию и тут же их применил: 19 ноября 1698 года заложил на верфи в Воронеже 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Его киль имел уникальную для того времени конструкцию, способную предотвратить течь в корпусе корабля при ударе о грунт.
Корабль был готов к началу апреля 1700 года. В реке в это время был низкий уровень воды, и потому торжественный спуск «Предестинации» задержался. Состоялся он 27 апреля — ровно 321 год назад. Из Москвы прибыли на церемонию сын Петра I царевич Алексей, сестра Наталья, бояре, иностранцы.
По словам голландского путешественника де Брюина отделка кают поражала роскошью — они были покрыты ореховым деревом. Корма корабля была украшена скульптурными изображениями и богатой резной работой, которая являлась обязательной принадлежностью всех судов того времени.
Сам Пётр I оценивал построенный им корабль как «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».
В 2011 году на Павловском судостроительно-ремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии «Гото Предестинации». Павловские мастера делали металлический низ корабля. Деревянный верх был изготовлен на Петрозаводской судоверфи в Карелии. Корпус разбирали на 58 секций, перевозили в Воронеж и снова собирали, но уже на плаву — на нижней металлической части. Её с помощью 2 буксиров доставили по рекам Дон и Воронеж в Воронежское водохранилище 25 июля 2013 года.
27 июля 2014 года после трёхлетней работы корабль был спущен на воду. (Пётр I строил «Гото Предестинацию» два).
Сейчас красавица копия пришвартована в том самом месте, где три сотни лет назад зародился оригинал — у Успенского Адмиралтейского храма. В корабле действует музей военно-морского флота.
Подробнее о том, где в Воронеже находился шатёр Петра I, какой инструмент для кораблестроительных работ закупали аж в Швеции, за что казнили и как наказывали воронежцев в те времена, читайте в полной версии материала в «МОЁ! Плюс».
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Корабль-музей Гото Предестинация Воронеж
История создания
В конце XVII века Российская империя находилась на пороге войны с Османской империей. Из-за этого Азовский флот нуждался в усилении многопушечными кораблями, способными к длительным плаваниям и ведению боя на воде. В 1698 Петр I приехал в Воронеж, в том числе за тем, чтобы наблюдать за работами на верфях местного адмиралтейства. Здесь же император принял решение заложить 58-пушечный линейный корабль, проект которого он привез из Англии и лично доработал. Поначалу Петр даже сам руководил некоторыми строительными работами. Император решил дать ему имя «Гото Предестинация» или «Божье Предвидение» (от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение»). Дальнейшее возведение возглавил знаменитый корабельный мастер той эпохи Федосей Скляев. В 1700 году его впервые спустили на воду. Членами экипажа стали 253 человека.
Основные характеристики и строение
Воронежская «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев. Кроме того, это был первый двухпалубный линкор в нашем флоте. Длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м. На судне, оснащенном 58 пушками, использовали шесть якорей.
Создание нового линкора потребовало больших вложений, и император Петр I не жалел средств на свое детище. Его корпус был цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам. Крышки пушечных портов с внешней стороны были украшены золотыми венками, а внутри – покрашены в красный цвет. Весь корабль украсили пышной резьбой и декоративными барельефами в стиле барокко. На корме разместился шикарный полукруглый гакаборт – масштабная композиция с апостолом Петром, за которым по морю следовали суда, а по небу летел голубь с ветвью мирта. Вокруг щита расположились фигурки маленьких мальчиков с крылышками – путти, которые играли с дельфинами. Среди других украшений «Божьего Предвидения» были фигуры амуров, резные тритоны, венецианские маски, балкончик с балясинами и даже миниатюрные сцены из греческой мифологии. Внутри было отделано орешником.
При воссоздании современной копии делать его настолько же нарядным не стали. Из исторических декоративных элементов на судне оставили позолоченные венки вокруг отверстий для пушек, а на носу – фигуру золотого льва с короной на голове в окружении дюжины ангелов.
Интересные факты о музее
Идея о создании в Воронеже копии впервые была озвучена в 2009 году, после чего начались поиски архивных документов и чертежей, которые позволили бы воспроизвести судно детально. Эти поиски растянулись на много лет, так как большинство письменных свидетельств о строительстве парусника оказались утраченными. В итоге реплику создавали по запискам из государственного архива, а также картинам, акварельным рисункам и гравюрам XVIII века.
Металлический корпус изготовили на судостроительном заводе в Павловске Воронежской области. Деревянную обшивку сделали мастера карельской верфи «Варяг», специализирующейся на создании исторических кораблей. Работа над двумя основными частями заняла около двух лет. В 2013 металлическое основание судна буксировали из Павловска вверх по течению Дона до Воронежа. На Адмиралтейской площади оно встало на якорь для достраивания. Монтаж деревянного корпуса «Божьего Предвидения» продолжался несколько месяцев. Главное отличие современной реплики парусника от оригинала – в том, что для изготовления использовали карельскую сосну, когда настоящий был выполнен из корабельного дуба. Но благодаря современным средствам защиты – в том числе специальным противопожарным пропиткам, сосна по своему качеству не уступает старинным дубам. Кстати, музейную версию можно называть линкором, лишь в память о ее предке. Фактически – это пассажирский теплоход.
Также на копии судна петровской эпохи используются навигация GPS/ГЛОНАСС, современные системы жизнеобеспечения и пожаротушения, дизельные двигатели. Кроме того, корабль-музей оснащен меньшим количеством орудий, чем его прародитель: всего 14 пушек. Остальное место освобождено для более удобного размещения выставочных залов. Сами пушки – исторически точные муляжи. Бутафорские орудия отлили на воронежском заводе «Рудгормаш».
Воронежцы впервые познакомились с ним на праздновании Дня города, в сентябре в 2013. Но тогда на борт никого не пускали, потому что на нем продолжались отделочные работы. Лишь спустя год корабль «Гото Предестинация» в Воронеже, наконец, открыл двери для посещений и фото.
Экскурсии по кораблю
«Гото Предестинация» является одним из отделов Воронежского областного краеведческого музея. Внутри посетители могут осмотреть три палубы, капитанскую каюту, отделение с пушками и пороховыми бочками, диораму воронежской верфи. Кроме того, с палубы можно сделать уникальные фото с видом на гладь водохранилища и левый берег Воронежа.
Компания от 10 человек может заказать в Воронеже экскурсию на корабль-музей «Гото Предестинация» по телефону 8-903-853-61-60. Для отдельных посетителей запись не требуется.
Также все желающие могут виртуально посетить судно на официальном сайте краеведческого музея. Таким образом можно ознакомиться с частью экспонатов, рассмотреть убранство, оценить, как смотрится копия петровского линкора на фоне современного города. А на официальном сайте можно посмотреть фотографии и видео, снятые на корабле.
Стоимость билетов и режим работы
В 2018 цена билета экскурсии на корабль-музей «Гото Предестинации» в Воронеже оставляла 200 рублей для взрослого, а для школьников и пенсионеров – 100 рублей. Туристы, не являющиеся гражданами России, должны будут заплатить за билет 300 рублей.
Право бесплатного входа имеют дети до 6 лет, инвалиды, члены многодетных семей, дети-сироты, сотрудники любых музеев России и члены Союза художников. Дети до 18 лет могут бесплатно побывать на судне в последнее воскресенье каждого месяца. О других категориях граждан, которые могут попасть на «Божье Предвидение», не оплачивая билет, можно узнать на сайте.
Музей на воде работает ежедневно со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни. Расписание экскурсий на корабль «Гото Предестинация» в Воронеже может меняться в государственные праздники. Точный режим можно уточнить по телефону 8 (903) 853-61-60.
Как добраться?
Судно стоит на якоре в воронежском водохранилище в районе Адмиралтейской площади. От остановки «ВГУ» до линкора можно дойти, спустившись вниз по улице Декабристов. От остановки «Чернавский мост» можно прогуляться вдоль Петровской набережной, заодно полюбовавшись панорамным видом на левый берег водохранилища. В обоих случаях прогулка займет не больше 10-15 минут. Точного адреса у «Гото Предестинации» нет.
Действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация»
Первый линейный корабль Российского военного флота
«Гото Предестинация» — один из первых боевых кораблей петровской эскадры и первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Линейными в то время называли суда, которые предназначались для особой тактики ведения боя, когда корабли противников выстраивались двумя линиями друг против друга.
Судно «Гото Предестинация» заложили в 1698 году на воронежской верфи. Название кораблю, которое означает «Божье Предвидение», придумал сам Петр I. Он же контролировал и его строительство. В отсутствие императора за рабочими присматривали два корабельных мастера — Лукьян Верещагин и Федосей Скляев. Киль — нижнюю часть днища — собирали отдельно и крепили к кораблю. Он был подвижным: когда судно садилось на мель и киль разбивался о донные камни, корпус корабля оставался целым. Конструкцию изобрел Петр I, в иностранном флоте такой киль появился лишь спустя столетие.
40-метровый корабль нес на борту 58 пушек, а его экипаж составлял свыше 200 человек. В команду корабля набирали россиян, но капитанами всегда становились иностранцы. В разное время судном управляли швед Отто Крестьян, датчанин Нанинг Генрих, голландец Шхон Симон.
«Предестинацию» спустили на воду в 1700 году. По Дону она проследовала в акваторию Азовского моря и в 1710 году поступила на военную службу. После неудачного похода Петра I на Молдавию в 1711 году корабль «Гото Предестинация» вместе с другими судами был продан османам.
Восстановление корабля
В 2010 году в Воронеже начали строить историческую копию корабля. Поскольку чертежей не сохранилось, его воссоздавали по картинам и гравюрам голландского мастера Адриана Шхонебека и акварели шведского художника Питера Бергмана 1700 года. Первым изготовили 25-килограммовый судовой колокол: его отлили прямо на Адмиралтейской площади Воронежа. Вместе с раскаленной бронзой в форму закинули монеты Петровского времени. На колоколе выгравировали название корабля, очертания русских храмов и самого парусника, а также герб России.
В отличие от петровского судна, у исторической копии нет киля — ее днище почти плоское, для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Корпус корабля собирали из двух частей. Нижнюю, металлическую, смонтировали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, откуда ее по Дону отбуксировали в Воронежское водохранилище. Верхнюю, из дерева, подготовила петрозаводская верфь «Варяг», при этом мастера использовали такую же древесину, что и при Петре I: сосну и дуб, возраст которых превышал 100 лет. Собирали деревянные конструкции уже у Петровской набережной в Воронеже, где корабль стоит и сейчас.
Паруса корабля расправляют во время городских праздников и только в безветренную погоду. В остальное время парусник передвигается с помощью судового двигателя. Вместо 58 пушек на судне установили 32, чтобы освободить пространство для музейной коллекции. Остальные орудия разместили на берегу, недалеко от Адмиралтейской площади.
Музейная экспозиция
Хроники РИА «Воронеж»: «Гото Предестинация»
Хроники РИА «Воронеж»: «Гото Предестинация»
В воскресенье, 27 июля, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация». Над судном подняли триколор, а торжества на берегу продлятся с утра до вечера. История современного двойника первого русского линейного корабля – в обзорном тексте РИА «Воронеж».
XVII век. Предвидение Петра
Старинный 58-пушечный линкор построили по проекту Петра I, некоторыми работами император руководил лично. Он же назвал судно «Гото Предестинацией», «Божьим Предвидением» – от немецкого Gott, «Бог», и латинского praedestinatio, «предопределение». В целом строительство шло под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева. Работы начались осенью 1698 года, а весной 1700 года корабль спустили на воду. «Гото Предестинация» стал первым русским кораблем, в создании которого не принимали участия иностранные мастера.
Первый российский двупалубный линкор был в длину 38 м, в высоту – около 40 м. На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета – фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба, рассказал в 2010 году нашим коллегам из «Коммунара» историк, член рабочей группы проекта «Воронежская адмиралтейская верфь» капитан первого ранга Валерий Расторгуев.
«Гото Предестинация» воевал на Азове. В 1712 году его продали туркам и переименовали в «Московский капудание». В 1718 году линкор признали непригодным и продали на слом.
2009-2010 годы. Возвращение легенды
Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
Фото Михаил Кирьянов
Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.
Фото Андрей Архипов
В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».
В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.
2011-2013 годы. Две верфи для «Гото»
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
Фото с официального сайта верфи «Варяг»
В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.
По его словам, такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
– Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.
Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.
Фото Леся Полякова
Через четыре дня корабль добрался до Воронежа.
2013 год. Линкор в воронежской гавани
Фото Леся Полякова
Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.
Фото с сайта верфи «Варяг»
В конце августа 2013 года в Воронеж из Петрозаводска начали переправлять деревянный корпус «Божьего Предвидения». Копию петровского линейного корабля разобрали более чем на 30 секций. Для их транспортировки в Воронеж потребовалось три десятка 12-метровых большегрузов. Каждый рейс продолжался почти два дня.
Деревянный корпус корабля строили 25 рабочих верфи «Варяг». Главным отличием копии «Гото Предестинации» в том, что она выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе противопожарных.
– В то время, когда строили линкор Петра I, корабельных дубов в империи росло больше. Впрочем, с учетом современных средств защиты дерева сосна вполне может сравниться по качеству с дубом XVII-XVIII веков, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» директор верфи Павел Мартюков.
Фото Михаил Кирьянов
Впервые увидеть очертания будущего корабля-музея воронежцы смогли в сентябре на День города-2013, когда в честь праздника открыли импровизированную верфь, строительную площадку. Однако на палубу горожан не пускали, так как работы были в самом разгаре.
Фото Роман Демьяненко
Монтаж деревянного корпуса продолжался всю зиму.
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
Весной-2014 началось благоустройство берега вблизи стоянки «Гото Предестинации». В проекте предусмотрены информационный киоск, понтонный причал для швартовки корабля, лавочки, туалеты, озеленение территории, а также сети коммуникаций.
Фото Роман Демьяненко
Параллельно продолжались и работы на самом корабле – началась установка мачт. По словам начальника техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля, высота фок-мачты, первой мачты, которую установили, – 36 м, грот-мачты – около 40 м.
2014 год. Новая миссия «Гото Предестинации»
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
В апреле врио руководителя регионального департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко сообщила, что экспозицию корабля-музея «Гото Предестинация» составят более 730 предметов.
Фото Михаил Кирьянов
А экскурсии на корабле музейные работники будут проводить в костюмах Петровской эпохи. Однако экипаж, в том числе капитан, будут одеты по-современному, чтобы «не перенасыщать экспозицию».
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
Предполагается, что корабль будет поднимать паруса дважды в год – на День ВМФ и День города. По техническим условиям корабль с парусами не сможет стоять у берега, их просто оторвет ветром доложил начальник техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля врио губернатора Алексею Гордееву во время майской инспекции корабля.
Фото Андрей Архипов
В июне напротив Адмиралтейской церкви спустили на воду причальный понтон для корабля «Гото Предестинация», главный элемент причального комплекса.
Фото Михаил Кирьянов
В начале июля «Божье Предвидение» вышел в первое плавание – на ходовые испытания.
Экспозиция музея станет доступна для посещений ориентировочно ко Дню города в сентябре.