Афоризм является переводом французской поговорки, имеющей глубокий смысл. В далекие времена 16-18 веков эта фраза считалась важнейшим нравственным девизом рыцарей. «Делай что должен! И будь что будет!» – это выражение несколько перефразировано от первоначального канонического утверждения, в котором вместо слова «должен» было «должно».
Откуда появилась эта фраза?
Подлинная история фразы, которая в настоящее время считается распространенным афоризмом, до конца неизвестна. Ее формулировка приписывается многим людям, это: — Лев Николаевич Толстой; — библейский Царь Соломон; — римский император и полководец Марк Аврелий; — римский государственный и литературный деятель Катон Старший.
Помимо вышеперечисленных фактов, с давних пор известно, что данная фраза: — является формулировкой французской пословицы; — это распространенный в древнем рыцарстве девиз; — один из главнейших принципов Карма-йоги.
Современные мыслители, размышляя над словами, делали умозаключения, основные из которых приведены ниже: — Принимать свою судьбу какой бы она ни была; — Поступать по совести, не ожидая наград и ответов; — Верить в судьбу; — Помнить, что жизнь – это далеко не всегда игра; — Не стоит просчитывать события и все до единого дела наперед; — Жить по собственным правилам; — Во всем доверять себе; — Не следовать за толпой; — Не бояться выделяться из среды других.
Что я должен делать?
Фраза сочетает в себе несколько сторон жизни: — долг перед обществом; — доверие судьбе; — свобода воли.
Человек имеет право выбрать, делать ему то, что он должен, или нет. Но всегда ли правильно поступать в пользу долга? Об этом стоит задуматься подольше. Кто имеет право определить для конкретного человека его долг?
Есть три варианта ответа на этот вопрос:
1. Такие диктаторы с внешних сторон, как правительство, отец и мать, дети, супруг, друзья, жизненные обстоятельства?
2. А может, человек сам, приняв во внимание ожидания и потребности всех вышеперечисленных, выстраивает свои приоритеты по долгу и обязанности?
3. Или решает все сам, согласно личным взглядам и предпочтениям, не учитывая мнение остальных?
Опасными крайностями определения долга являются первый и третий варианты, если исключить такие сложные или экстремальные обстоятельства жизни, как: — Война; — Спасение человеческой жизни; — Тяжелобольные близкие люди и пр.
Здесь берется во внимание самая обычная повседневность, рутина обыденной жизни.
Необходимо помнить, что долг – это то, что мы делаем по собственным желаниям и пониманиям, по собственной воле. Однако многие люди, трактуя долговые обязанности, допускают в своих умозаключениях немаловажные ошибки:
1. Подчиняются принуждениям, считая их выполнение исполнением долга. Прямое принуждение, диктаторство, разрушают волю человека. Поступки по принуждению ни в коем случае не могут считаться долгом.
2. За диктаторством следует манипуляция – еще более злейший враг человека. Самая большая ошибка в жизни – повестись на манипуляцию, поддаться ей, вняв речам о высоком – о совести, долге и необходимости. За этим скрывается ложь, а поэтому и неприятные последствия: душевные переживания, подавленность, пустота.
3. Проявляем заботу, жертвенность без надобности. Это происходит из-за наших собственных представлений о благе близких. Навязываясь им в добрых делах «ради их блага», мы не получаем ни слова благодарности, ни улыбки в ответ, расстраиваемся и обижаемся. Хотя виноваты в случившемся сами: нас никто ни о чем не просил. Исполнять долг в отношение дорогих сердцу людей нужно тогда, когда в этом есть необходимость.
Правильное понимание долга, руководство собственными побуждениями, интересами и принципами – вот основа жизненного успеха. Свое предназначение выполнять нужно, но не во вред себе, погибая от тяжести повешенных требований или влияния манипуляции.
Делай что должен и будь что будет, не жди подарков судьбы (они приходят, когда их не ожидают), но и не вреди чувством долга своей судьбе, не останавливайся на достигнутом, верь в лучшее – и в конце концов будет у вас не просто то, что будет, а то, что вы желаете, чтобы было.
Один из источников: 1-vopros.ru/404-delaj-chto-dolzhen-i-bud-chto-budet.html
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Стоики опередили время. Поэтому и до сих пор актуальны, а многие их идеи активно используются в самых разных областях.
Философская школа стоиков просуществовала почти 1000 лет. Зародилась в Афинах в 300-х гг до н.э. Потом перекочевала в Древний Рим, где стала очень популярной. Философ Сенека и император Марк Аврелий были представителями именно школы стоицизма.
Как вы понимаете, чтобы захватить власть над умами на столько лет, философы должны были придумать, что-то из ряда вон важное. Добавим к этому, что идеи стоицизма лежат в основе современной научной методологии. В честь этих философов появился термин стоический = стойкий. Чем же они зацепили такое количество людей, что прошли сквозь века?
Стоики настаивали на равенстве всех людей, что было довольно странно в рабовладельческом строе и прав богатых и сильных.
Стоики призывали творить больше нравственных поступков. Даже в мелочах. Эти действия благостно скажутся на окружающих, заставят и их поступать хорошо. Поэтому каждый нравственный поступков увеличивает уровень гармонии в мире.
Формула успеха от стоиков
Эпиктет был греком по национальности, жил в Древнем Риме, родился рабом в богатой семье. Его хозяином был секретарь императора Нерона.
Эпиктет был классическим философом-стоиком. А его харизма и ум были столь велики, что он повлиял на мировоззрение своего хозяина и других аристократов.
Однажды, его хозяин разозлился и в гневе начал жестко колотить Эпиктета. Тот невозмутимо заметил: «Ты мне ногу сломаешь». И тот, действительно, сломал ногу. На что философ хладнокровно добавил: «Разве я не говорил, что сломаешь?». Философ остался хромым на всю жизнь. А его хозяину стало стыдно. Он сам стал прислушиваться к философии Эпиктета и дал ему вольную.
У него была одна хитрость, сильно упрощавшая ему жизнь.
«Не стремитесь к тому, чтобы все события шли так, как хотите вы. Желайте, чтобы они происходили так, как они и происходят. И все с вами будет хорошо!»
Что же имел в виду Эпиктет? Что мы должны отбросить свои цели, не двигаться к ним и все отправить на то, как решит судьба?
Нет! Суть в том, что мы не можем полностью контролировать внешние обстоятельства. Мы должны действовать на свое усмотрение. Но не надо пытаться контролировать все вокруг. Нельзя быть уверенным, что результат на 100% зависит от нас.
Посмотрите, как мы живем? В офисах, в образовании, в отношениях. Часто люди стараются контролировать каждую мелочь.
Мы хотим, чтобы события происходили такими, какими мы их себе представляем. И на это тратится масса сил, энергии, нервов.
Лайфхак от Эпиктета: делайте все, что вы реально можете, и приспосабливайтесь к тому, что происходит.
Что означает выражение «делай, что должно, и будь, что будет»
Происхождение фразеологизма неизвестно. Считается французской пословицей, приписывается римскому императору Марку Аврелию («Делай что должен и свершится, чему суждено»), Льву Толстому, английскому писателю Томасу Мэлори, римскому политику и писателю Катону Старшему, родоначальнику евреев библейскому Аврааму, царю Соломону, Бхагавад-Гите — самой известной части древнеиндийского эпоса «Махабхарата», Артуру Конан-Дойлу (в ХХI главе романа «Сэр Найджел» говорится «He remembered the motto curiously worked in filigree of gold. It ran: «Fais ce que dois, adviegne que pourra — c’est commande au chevalier» («Он вспомнил девиз искусной филигранной работы: «Fais се que dois, adviegne que pourra — c’est commande au chevalier»), французской песне
Делай, что должно, и будь, что будет
— Fais ce que dois – adviegne que peut — Fais ce que dois, advienne que pourra
— Fac officium, Deus providebit (Выполняй долг и Бог снабдит)
— Do your duty, come what may (Делай, что должен и случится что может) — Use the means, and God will give the blessing (используй все средства и Творцец благословит) — Do your duty, come what may (Выполняй свой долг и пусть будет, что будет)
— Tu’ deine Pflicht! Gott wird schon sorgen (Выполняйте свои обязанности, а бог позаботится)
עשה את אשר עליך ויהיה אשר יהיה (делай, что положено, и всё)
Аналоги выражения «Делай, что должно, и будь, что будет»
Применение фразеологизма «Делай, что должно, и будь, что будет»
—«Литератор Александр Храбровицкий прислал мне однажды свою работу (впоследствии мною утерянную), которая называлась: «Делай, что должно, и не думай о последствиях» (Войнович «Замысел») —«Делай, что должно перед совестью, Богом, а что будет, то будет», ― говорю себе и стараюсь исполнять» (Гольденвейзер. «Вблизи Толстого» (1910) —«Делай что должно, и будь что будет» ― последние его слова, начало французской фразы, не дописанной в Астапове его ослабевшей рукой» (Волгин «Уйти ото всех. Лев Толстой как русский скиталец» «Октябрь», 2010) —«Делай что должно, и пусть будет что будет…» Таков был девиз Короленко» (В. Прайс, С. Резник: «Делай что должно, и пусть будет что будет…» «Вестник США», 2003.10.29)
Делай что должен и будь что будет. Ето автор? Кто автор?
Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимания личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.
«Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он придёт ко Всевышнему».
В «Бхагавад-гите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арждуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему:
«Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!»
Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.
Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.
Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (самсары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.
Я раньше встречала эту фразу «Делай, что должно, и будь, что будет» во всяких психологических статьях и не понимала, что она значит. Что должно? Кому я что должна? А сейчас это что-то вроде моего принципа. У меня пока не получается жить по нему сполна, но я учусь: отслеживаю, анализирую и корректирую курс. Я поняла, что это самая правильная позиция для меня.
Делай, что должно «Делай, что должно» — это вовсе не про какие-то навязанные обязанности или чьи-то желания. Это о том, что ты должен сделать для себя. Для меня это значит вести себя красиво в своих глазах. И неважно, в каких ситуациях: когда обещаю себе сходить к врачу, общаюсь с клиентом, ссорюсь с другом или участвую в перебранке с женщиной, которая, черт возьми, перекрыла дорогу. Красиво значит так, чтобы потом мне за себя не было стыдно. Может другим это и не понравится, главное — я буду честна с собой и не предам себя.
Это не обязательно о каких-то глобальных ситуациях. Обещать себе и не сходить в зал — маленькое предательство себя. Работать над проектом о конном спорте — для меня большое предательство, а для кого-то нет. Общаться с кем-то ради скуки, но понимать, что на самом деле этого не хочешь — некрасиво. Всё это не значит, что нельзя отстаивать свои права, пресекать, когда кто-то лезет в границы. Всё можно, но так, чтобы было правильно для меня.
Вся проблема в том, что когда предаешь себя, становишься слабым. Ты ведь знаешь, что ведешь себя некрасиво, неправильно, не так, как хочешь. Сначала просто знаешь, но думаешь: «Ой, ну ладно, ничего страшного, что будет-то?». Раз предал, второй, третий. И вроде ходишь улыбаешься, но внутри чувствуешь, что слабак. И так постепенно перестаешь себе верить. Ну а как верить тому, кто предает?
Вот уже не так уверенно говоришь, сутулишься, становишься неловким, испытываешь нужду, не можешь выполнить то, что обещал даже себе. За этим идут неприятности: уходит клиент, проваливаешь переговоры, люди придираются на пустом месте, ссоришься с кем-нибудь. Это не совпадения и не эзотерика: становишься слабым — всё летит к чертям. У меня это еще и на физическом уровне работает. Кроме неприятности, после сильного предательства себя я неожиданно заболеваю. Меня это страшит.
От гиперответственности один только вред: ты всем что-то должен, постоянно себя ругаешь и лезешь в чужие границы. Типа, раз могу влиять, сейчас я их научу, как им жить. А люди тебя всё больше ненавидят и хотят от тебя отделаться.
«Будь, что будет» — это о том, чтобы влиять на то, что можешь повлиять, и оставить в покое то, что вне власти. Делаешь как правильно, в своих границах, в своих глазах — и всё. Успокойся, ты сделал всё, что мог, а там уж посмотрим. Когда мне так удается, я чувствую себя такой сильной, красивой, что невозможно передать. Правда, потом опять сносит куда-то, ну, ничего, упорства во мне хватает.
Я уже опубликовала этот пост, а мне в комментариях написали, что такая же мысль была у Кэмпа. Он пишет, что не нужно контролировать результат: «То, чем вы действительно можете управлять, — ваши собственные поведение и действия, а то, чем не можете, — их результат.» И это очень точно.
Когда ловлю себя на панике и гиперответственности, задаю себе вопрос: «Что я могу сделать для этой ситуации или этого человека?». Когда делаю всё, что могла, чувствую себя сильной, красивой, во мне будто становится больше энергии. Я не бездельничала, не была жадной, я всё сделала красиво, не предала себя. Да, может в результате не вышло — ну, так бывает. Главное, мне не в чем себя винить, пойду дальше, попробую что-то еще. У меня правда успехов в этом принципе еще мало, но ничего, главное не расслабляться.