говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Традиционное общество: понятие, признаки, структура, экономика

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Приветствую Вас, друзья!

С точки зрения современного обществознания, существует три основных типа обществ: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Сегодня мы подробно поговорим о традиционном обществе, его основных признаках, культуре, социальной структуре и экономическом укладе, а также о том, как происходит переход между разными типами обществ.

Что такое традиционное общество?

Традиционное общество – это общество, жизнь которого полностью подчиняется традициям и обычаям, оставленным предыдущими поколениями. Иногда его отождествляют с аграрным обществом, но это не совсем точное отождествление, поскольку основополагающими признаками для них являются разные особенности. При этом основу экономики традиционного общества в большинстве случаев составляет сельское хозяйство, поэтому его можно считать аграрным.

Все человеческие общества, существовавшие вплоть до конца 18 века, принято считать традиционными. Доаграрные общества, обеспечивавшие себя охотой и собирательством, также считаются традиционными, хоть и не являются аграрными.

Для традиционного общества характерны натуральное хозяйство (полное самообеспечение без необходимости вести торговлю с другими странами), высокий уровень религиозности, повсеместное применение ручного труда, жесткая сословная иерархия и практически полное отсутствие социальной мобильности. Отношения людей друг с другом и с социумом основываются преимущественно на коллективной трудовой деятельности, в которой значительную роль играют родственные связи. Характерной особенностью такого общества является господство социума и государства над личностью.

Основным государственным строем традиционного общества является монархия. И даже в обществах, формально являвшихся республиками с выборными органами власти, претендовать на власть всё равно могли только представители знатных родов. Независимо от того, был правитель монархом или избирался каким-либо способом, он, как правило, обладал практически безграничной властью. При этом власть в доиндустриальных обществах ассоциировалась с собственностью, то есть правитель фактически владел страной.

Признаки традиционного общества

Как следует из вышесказанного, традиционное общество – это такое общество, в котором жизнь и все общественные процессы полностью подчинены обычаям и традициям. При этом есть несколько характерных особенностей, которые присутствуют практически всегда, независимо от культурных особенностей.

Основные признаки традиционного общества:

Социальная структура традиционного общества

Чтобы лучше понять, что такое традиционное общество, нужно разобраться, как устроена его социальная структура. Основная её особенность заключается в том, что каждый человек привязан к системе перераспределения, которая распределяет блага между членами данного общества. Существует некая иерархия, учитывающая происхождение человека и его социальный статус. И в соответствии с этой системой происходит распределение материальных благ, начиная с самого верха и вниз – по ветвям этой иерархии.

Индивидуализм в традиционном обществе не приветствуется. Существующие нормы морали основываются на коллективистских установках, и любое открытое проявление индивидуальной свободы может восприниматься как угроза для общественного порядка. Приоритет коллективных интересов над частными является характерной особенностью традиционных обществ. Кроме того, обычно присутствует приоритет интересов иерархических структур, и ценность человека определяется его положением в иерархии (клановой, сословной, чиновничьей).

Экономический уклад традиционного общества

Поскольку традиционное общество обычно обеспечивает себя за счёт сельского хозяйства, оно считается аграрным. Люди занимаются земледелием и скотоводством, используя ручной труд и тягловую силу животных. Такие виды деятельности подразумевают длительное нахождение на одном месте, поэтому аграрные общества, в отличие от доаграрных, обычно основывают постоянные поселения.

В традиционном обществе отсутствует рыночная торговля, поэтому люди получают нужные им товары посредством обмена и принудительного перераспределения, а любое преследование личной выгоды осуждается. Такой подход позволяет регулировать систему распределения благ в соответствии с традициями и обычаями, препятствуя «несанкционированному» обогащению и перемещению между стратами.

Культура традиционного общества

Как следует из определения того, что такое традиционное общество, важнейшей культурной ценностью в нём считаются традиции, обычаи и другое наследие предков. Культура очень однородна и полностью ориентирована на прошлое, при этом наблюдается тотальное неприятие чужих культур, граничащее с ксенофобией. Мировоззрение построено таким образом, чтобы дать людям максимально полную систему готовых ответов, объяснений и духовных ориентиров, сделав окружающий мир логичным и понятным.

Религиозно-мистические представления об окружающей действительности преобладают и в индивидуальном, и в общественном сознании. Основным способом распространения информации являются слухи. Уровень грамотности населения, как правило, незначительный. При этом все люди имеют представление об обычаях и традициях, но не имеют возможности самостоятельно выбирать духовные, культурные и моральные ценности.

Ещё одна характерная культурная особенность традиционных обществ заключается в том, что система ценностей имеет иерархическую структуру. В культурах с монотеистическими религиями высшей ценностью является верховное божество, от имени которого людям преподносятся основные правила поведения. Бог позиционируется как основной источник нравственности, справедливости и добродетели. Другой важной ценностью является аскеза – отказ от земных благ ради обретения небесных (или ради духовного просветления).

Переход к индустриальному обществу

Основным признаком перехода к индустриальному обществу является повсеместное вытеснение ручного труда машинным производством. Этот процесс, получивший название «Великая индустриальная революция», начался в Европе в середине 18 века. Главным «локомотивом» промышленной революции стала паровая машина, изобретённая в 1775 году. Значительное влияние оказало также развитие металлургической и текстильной промышленностей.

Индустриальная революция позволила резко увеличить производительность труда. В связи с этим основная часть населения была задействована в промышленном производстве, что повлекло за собой урбанизацию – процесс роста городов и увеличения их значимости. Это привело также и к смене ценностных ориентиров. На смену коллективистским взглядам пришла система ценностей, основанная на стремлении к индивидуальному успеху.

Очевидно, что индустриальная революция произошла не мгновенно. Даже в передовых европейских странах данный процесс растянулся на десятилетия. А в некоторых обществах он продолжается и сегодня.

Индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся резкое увеличение производства, общее повышение качества жизни, научно-технический прогресс, всеобщая грамотность, демократизация. Негативные последствия заключаются, в частности, в том, что непосредственно во время индустриализации разорилось большое количество крестьян и ремесленников, не сумевших своевременно приспособиться к новым условиям.

Заключение

Традиционное общество – это форма, в которой человечество существовало на протяжении практически всей своей истории. Переход к индустриальному обществу произошёл чуть больше двух столетий назад, а переход к постиндустриальному обществу происходит прямо сейчас. Несмотря на то, что традиционное общество является устаревшим явлением, полезно знать, что оно собой представляет, чтобы иметь возможность проводить параллели с некоторыми особенностями современного общества.

Источник

Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества

Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

Источник

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что

Что такое традиционное общество? Характеристика

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать чтоКрестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

Примеры традиционных обществ

Традиционное общество пришло на смену первобытному в результате неолитической революции. Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать чтоВладимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.

Экономика традиционного общества:

Производство основано на ручном труде.

Господствует натуральное хозяйство.

Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.

Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.

Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.

Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.

Господствуют традиционные религиозные ценности.

Коллективизм преобладает над индивидуализмом.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать чтоРисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция

Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.

говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть фото говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Смотреть картинку говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Картинка про говоря о традиционном обществе можно утверждать что. Фото говоря о традиционном обществе можно утверждать чтоПаровая машина. Гравюра XVIII века

Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.

Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.

Источник

Тест по обществознанию по разделу «Общество»

Тест ЕГЭ по обществознанию по теме » Общество

A1. Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

преобладание коллективных начал над частными отличают

Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные

способности человека, поощряются инициатива и

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества,знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями,называется

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

4) оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

A8. Верны ли следующие суждения?

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, врезультате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не

придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

4) оба суждения неверны

1) высших непознаваемых сил

2) экономических процессов

3) выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.

4) изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

наций, религиозных сообществ осуществляется:

1) в экономической сфере

2) в политической сфере

3) в духовной сфере

4) в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

1) на развитие всемирных религий

2) на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён

3) на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества

4) на культурную среду

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед

искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда

может заменить среду естественную».

1) верно только А2) верно только Б

3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

1)является системой2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры4)развивается по собственным законам

A14. Для современного постиндустриального общества характернаведущая роль

4)информации и информационных технологий

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами,

которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только

совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

1) единства и борьбы противоположностей

2) смены общественно-экономических формаций

3) классовой борьбы

A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был

A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии

A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий

2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений

4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов

2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3)формировании сети международных террористических

4)росте культурного многообразия

A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни,

как правило, не влияют на процессы, происходящие в других

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в

периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и

взаимодействие, учёные характеризуют общество как

A24. К глобальным проблемам современного мира относится

1)возникновение новых межгосударственных объединений

2)завершение промышленного переворота

3)существенный разрыв между уровнями развития регионов

4)интенсивное развитие науки

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные

особенности человека, поощряются инициатива и

Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

преобладание коллективного начала над частным отличают

постиндустриальное общество от индустриального.

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А26. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А27. Человек воздействует на природу:

1) благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3) и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А28. К общественным отношениям не относятся

1) отношения в семье

2) отношения между работником и работодателем

3) отношения между природой и обществом

4) связи между социальными группами и внутри них

А29. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1) экономического развития страны

2) политического развития страны

3) духовности общества

4) развития межнациональных отношений

Часть 2. Задания уровня В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«. среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

В2. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».

В3. Цивилизация — это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

Г. Особое состояние общества с правами и свободами

В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов

2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права

3. Различные формы и уровни общественного сознания

4, Производство материальных благ, их обмен и распределение

А. Политическая сфера

Б. Экономическая сфера

В. Социальная сфера

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной

деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга свои­

ми _____________ (1). Главными институтами общества являются

__________________ (2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в

которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает

и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит

в ходе_________________ (3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Ж) совместная деятельность

В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А. Деятельность парламента

Б. Взаимодействие классов (страт)

В. Обмен продуктами

Г. Религиозные организации

В 7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

В 8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры: ___________________

В 9. Вставьте пропущенное слово:

« Материальное производство – это создание вещей, … производство – создание идей».

В10. Свобода – это (отметьте правильное):

1) независимость в мыслях и суждениях

2) возможность делать всё, что хочется

3) возможность высказывать своё мнение

4) ответственное отношение к своим действиям и поступкам

5) право делать всё, что дозволено законами

6) опора на собственные силы

7) отсутствие каких-либо запретов

В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?

1) Истощение плодородного слоя почвы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5) Кризис финансовой системы

6) Проблемы войны и мира

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:______________________

В12. Вставьте пропущенное слово:

В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1) Возникновение государства

2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему

3) Изменение климата на планете

4) Формирование наций

5) Способность человека к чувственному познанию

6) Традиции и обычаи

7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:__________________

В14. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной

системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)обосоление от природы

2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3)способность к самоорганизации и саморазвитию

4)выделение из материального мира

6)возможность деградации отдельных элементов

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В15. Установите соответствие между сферами общественной жизни и

социальными фактами: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена

2) рост цен на пользующиеся спросом товары

3) создание приключенческого романа

4) существование в современном обществе семей традиционного типа

5) активное участие новгородцев в городском вече

В16. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Многообразные связи, формирующиеся между людьми в

различных сферах их жизнедеятельности называются …

В17. Установите соответствие между понятиями и определениями.

А) Идеология так называемого мирового гражданства, проявляющаяся как в виде межнационального взаимодействия, так и отрицающая иные национальные культуры.

Б) Идеология, основанная на идее национальной исключительности и национального превосходства.

В) Идеология солидарности сотрудничества рас, народов, основанная на равноправии и общности интересов.

В18. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на

пять общественно-экономических формаций. Найдите в

приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под

которыми они были последовательно указаны К.Марксом:

5) коммунистическая (социализм является её первой фазой).

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В19. Вставьте слова вместо пропусков.

Экономическая, социальная, политическая, духовная _______

являются _________________ общественно жизни.

В20. Назовите понятие, соответствующее определению.

по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к

сложному, от менее совершенного к более совершенному.

В21. Установите соответствие основных сфер жизни общества и

характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

3) социальная4) духовная

А) Повышение налогов на бензин.

Б) Выражение недоверия правительству.

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

В22. Распределите следующие понятия – а) закон, б) правопорядок,

в) добро, г) грех, д) юрисдикция, е) справедливость,

ж) молитва, з)договор, и) зло, к) собственность, л) свобода

совести, м) доверие, н) благодарность, о) суверенитет,

п) референдум, р) раскаяние, с) совесть, т) преступление,

у) стыд, ф) любовь, х) причастие, ц) дееспособность,

ю) устав, я) свобода слова – на три группы:

В23. Установите соответствие групп и критериев их классификации

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП

1) специфическая роль и место в обществе 2) организация власти, тип руководства

3) способ образования

4) естественные и искусственные

5) отношение личности к групповым нормам

А) референтные (эталонные) группы

Б) организованные и неорганизованные

В) формальные и неформальные

Г) малые трудовые группы, малые социально-политические (партийные, профсоюзные и т.д.), любительские малые группы, малые возрастные группы, группы, основанные по гендерному принципу (женские, мужские), территориально-бытовые

Д) семья, трудовой коллектив

В24. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по

трём видам (социально-культурные, политические,

1) создание политической партии

2) участие в церковном хоре

3) предложение проекта новой телепередачи

4) проведение собрания акционерного общества

5) лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость

6) отмена собрания профсоюза коммунальных работников

7) усыновление ребёнка из детского дома

8) передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение

9) учреждение творческого союза художников-аниматоров

10) отмена регистрации партии «Народное единство»

11) продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»

12) пополнение фонда муниципальной библиотеки

1) Социально-культурные: ____________________________________

2) Производственные: ________________________________________

3) Политические: ____________________________________________

В25. В приведённом ниже перечне отметьте признаки

1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2) развитие крупной машинной промышленности

3) преобладание ручного труда

4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет

5) основа производства – знания, информация

6) широкое применение машинной техники

7) неграмотность большинства населения

8) основной вид экспорта – средства производства

9) основной вид экспорта – сырьё

10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)

11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет

12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет

14) непрерывное образование граждан

15) решается задача преодоления неграмотности населения

В26. В приведённом ниже перечне отметьте признаки

1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2) развитие крупной машинной промышленности

3) преобладание ручного труда

4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет

5) основа производства – знания, информация

6) широкое применение машинной техники

7) неграмотность большинства населения

8) основной вид экспорта – средства производства

9) основной вид экспорта – сырьё

10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)

11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет

12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет

14) непрерывное образование граждан

15) решается задача преодоления неграмотности населения

В27. К духовной сфере жизни общества относятся:

2) сев и жатва колосовых

3) научное открытие

4) создание нового метода обучения

5) театральный спектакль

6) банковские операции

7) нравственная оценка поступка

8) создание политической теории

9) создание экономической теории

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь. судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации. сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

3) Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *