говоря о вербальной коммуникации можно утверждать что она является вторичной
Особенности вербальной коммуникации
Понятие вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация — процесс информационного взаимодействия индивидов посредством речи. Для человека такой способ общения является универсальным.
Простейшая схема вербальной коммуникации состоит из следующих элементов:
Итогами коммуникации могут быть:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Средства вербальной коммуникации
Базовой знаковой системой человека является язык.
Язык — грамматическая система, которая потенциально существует в сознании совокупности индивидов.
Специфика естественного человеческого языка:
Языкова система реализуется через речь — письменное и устное говорение. В свою очередь речевое общение представляет собой средство передачи информации между индивидами, то есть коммуникации.
Виды и характеристики средств вербальной коммуникации
Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.
Устноречевая коммуникация
Она состоит из говорения и слушания.
Говорение — вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.
Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:
Слушание — вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.
Слушание может быть:
Письменноречевая коммуникация
Она разделяется на письмо и чтение.
Письмо — вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.
Особенностями письма являются:
Чтение — восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.
Функции вербальной коммуникации
Функции, которые будет выполнять вербальная коммуникация в конкретном акте взаимодействия, зависят от целей, которые ставят перед собой участники общения.
Основные функции коммуникации:
Отличие вербальной и невербальной коммуникации
Основными различиями между вербальной и невербальной коммуникацией являются следующие:
Сущность успешной коммуникации стоит в сочетании вербальной и невербальной коммуникации, так как они дополняют друг друга.
Причины неэффективной вербальной коммуникации
Основной проблемой коммуникации является возникновение коммуникативных барьеров. Под барьерами понимается все те факторы, которые препятствуют эффективности коммуникации.
Выделяют основные группы барьеров:
Примеры вербального общения
Вербальная коммуникация окружает человека постоянно. Некоторые акты общения более длительные и информационно насыщенные, некоторые — более краткие.
Например, при походе в супермаркет коммуникационный акт состоит в приветствии, сумме покупки, прощании. Даже в таком коротком общении, которое состоит из нескольких предложений, реализуется как минимум две функции коммуникации. Приветствие и прощание представляют собой фатическую функцию, а информация о сумме покупки, которую сообщает кассир, — познавательную.
Когда человек делится впечатлениями о прочитанной книге, через экспрессивную функцию он рассказывает о своих эмоциях, мыслях, которые возникали у него по ходу прочтения, через убеждающую функцию он будет рекомендовать своему собеседнику прочитать ее.
Предметы творчества и искусства также могут являться примером вербального общения. Например, песня. В таком случае источник сообщения — автор, канал передачи — голос исполнителя (может не совпадать с автором), а также то, через что воспроизводится песня, код — сам текст песни, а получатель — слушатель.
Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации
Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы. Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд. Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.
Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека
Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:
Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:
Чем отличается коммуникация от понятия общения
Два основных вида коммуникации
Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.
Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.
Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.
Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:
Средства этого вида коммуникации
Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.
Ее формы
К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.
Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:
Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги. Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией. В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).
Виды вербальной коммуникации
Особенности процессов речевой коммуникации
Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.
Средства невербальной коммуникации
Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.
Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.
Особенности невербальной коммуникации
В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.
Язык жестов
Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:
По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.
Мимика человека
Вербальный способ общения
Вербальное общение – это такой вид коммуникации, в ходе которого используются слова и речь, что определяет характер передачи информации. Кроме непосредственного разговора с собеседником в процессе передачи своих мыслей с помощью слов участвует эмоциональный компонент. Эмоции подчеркивают смысл высказывания, акцентируют внимание реципиента на деталях, наполняют набор фраз своеобразными оттенками, нюансами, полутонами. В результате речь становится содержательной, живой, интересной. Умелое использование вербальных средств общения – это действенный способ достижения поставленных целей в любой сфере жизни.
Определение и отличия от невербальной формы
Вербальное общение – это такой способ коммуникации, который используется повсеместно и ежедневно, что предопределяет его важную роль в жизни любого человека. В ходе разговора люди обмениваются мнениями, выражают мысли, делятся знаниями и сведениями. Невербальное общение отличается отсутствием словесных форм. Процесс коммуникации осуществляется языком жестов, посредством позы тела, интонации и мимики.
Иногда невербальная форма более полно раскрывает глубину передаваемой информации за счет привлечения таких интеллектуальных ресурсов, как ассоциации. Человек интерпретирует направленную ему при помощи невербальных приемов идею субъективно, в соответствии с шириной своего кругозора, мировоззрением, степенью развития интеллекта, объемом накопленного жизненного опыта.
Австралийский писатель Аллан Пиз (Allan Pease), который обрел мировую известность после выхода книги «Язык тела», утверждал, что человек получает со словами 7% информации. Доля невербальных сигналов в общем потоке полученных данных составляет 93%. К невербальным средствам общения относятся жесты, позы, мимическое выражение лица.
Невербальная форма коммуникации появилась раньше языковой. Люди с древних времен прибегали к жестам и мимике, чтобы выразить друг другу гнев, радость, страх, симпатию и другие чувства. Эти знаки могут быть настолько красноречивы и живописны, что превосходят словесные конструкции по силе, экспрессии и точности воспроизведения заложенного содержания. Преимущества невербальных приемов:
С другой стороны сведения, переданные невербальными средствами, могут трактоваться многозначно, что зависит от индивидуальных особенностей восприятия реципиентом. Возможности вербального способа общения нередко ограничены восприятием исключительно информативной составляющей сообщения. Словесные средства коммуникации преобладают во взаимоотношениях начальника и подчиненного, педагога и учащегося, медицинского работника и пациента, экскурсовода и посетителя музея.
Человек получает четко сформулированные, детально обозначенные сведения, которые невозможно интерпретировать двояко. Отсутствие пространства для творчества и фантазии в расшифровке данных является условием четкого понимания смысла, что необходимо и приоритетно в некоторых сферах деятельности. В личных взаимоотношениях невербальные методы обретают большую значимость, чем в профессиональном, научном, политическом или деловом стиле коммуникации.
Преимуществом вербальных средств коммуникации перед невербальными формами является непривязанность к моменту. Невербальные сообщения ограничены временными рамками, ситуативны, часто непроизвольны и спонтанны – невербальное поведение редко поддается контролю. С помощью невербальных средств можно понять текущее состояние участников диалога. Однако они не дают представления о событиях и состояниях, которые произошли в прошлом или на удалении от собеседников.
Виды и функции
Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы. Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне. Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.
Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов. Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения. Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.
Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной. Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов. Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:
Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение. Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства. Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:
Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.
Принципы и правила
Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. Главная задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:
К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.
Примеры
Вербальное общение – широкое понятие, которое охватывает все виды словесного выражения мыслей. Яркие примеры вербального общения:
Диалог при личной встрече, разговор по телефону, посредством телемоста или другого средства коммуникативной связи, обмен сообщениями в мессенджере являются примерами общения с применением речи.
Особенности
Главная особенность – исключительное использование человеком. Речевые навыки заложены на физиологическом уровне (речевой аппарат, ассоциативные зоны коры мозга, обрабатывающие речь), развиваются в процессе взросления, совершенствуются на протяжении жизни. Когда коммуникатору необходимо осведомить реципиента о событиях, представлениях, идеях, образе мысли, он кодирует сообщение при помощи слов, отражая собственные суждения и умозаключения.
Особенность вербальной коммуникации заключается в создании условий для адекватного восприятия и понимания содержащейся в сообщении информации адресатом. Речь идет о единстве тезаурусов (словарный, лексический запас) коммуникатора и реципиента. По данным исследований, около 60% информации искажается или полностью утрачивается на пути от коммуникатора до адресата. Другие особенности:
Без использования вербальной коммуникации невозможно добиться продвижения в профессиональной деятельности или сфере личностного роста. Речь способствует тесному взаимодействию индивидов, которые могут влиять, направлять, ориентировать друг друга.
Как повысить эффективность вербальной коммуникации
Основным средством вербального общения является речь, что предполагает преимущественное использование этой формы в деловой, образовательной и профессиональной сфере. Чтобы повысить эффективность коммуникации, нужно научиться доносить до сознания собеседника смысл своего сообщения. При этом учитывают влияющие факторы:
Повысить эффективность вербального общения можно, расширяя словарный запас и «оттачивая» ораторские навыки. Для достижения таких целей, как лучшее восприятие и понимание сообщения собеседником, используют различные литературные приемы – эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы.
Эмоциональная окраска сообщения наделяет его выразительностью, позволяет детально отразить замысел, что способствует адекватному восприятию и пониманию. Эмоции печали можно передать медленным нарастанием, а затем спадом высоты, уменьшением силы и звонкости голоса, растягиванием слогов. Активность и энергичность человека отражается в быстрой, членораздельной речи. Целеустремленные, волевые люди разговаривают низким, «приглушенным» голосом.
Вербальное общение присутствует в жизни любого человека. Даже замкнутые, малообщительные люди испытывают потребность в вербальном общении, восполняя дефицит личной коммуникации чтением книг, прослушиванием сообщений из разных источников – кинофильмы, аудиозаписи и видеоклипы.
Тест_межкультурных коммуникаций. Преобладающей формой современных социальных отношений является
Разработка технологий мягких социальных взаимодействий,
3. Сложно структурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение – это: +Картина мира
4. Взаимное само восприятие своих членов, определяемое расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов, связанное приверженностью к своим традициям, обычаям, этикету называется: +Социальная перцепция
5. Мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления, это: + эмпатический подход
6. Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом, который полагал, что культура любого народа может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте: Уильям Грем Самнер (1840– 1910)
7. В понятие «духовная культура не входит: Религия, Мифология, Искусство,
8. Ренессанс. Реформации, Просвещение способствовали формированию культуры:
Первобытного общества, Постиндустриального типа, Раннегородских цивилизаций, +Новой эпохи.
9. Термин «информационное общество» принадлежит: + Ю. Хаяши
10. Эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, это: +Культу́рный шок
11. Аспекты коммуникации когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания: +гносеологичесий
12. Современное состояние культуры, как состояние симуляции, в котором “мы обречены переигрывать все сценарии именно потому, что они уже были однажды разыграны — все равно реально или потенциально” оценивает: Жан Бодрийяр
13. Феноменология культуры – это: + Сущность и внутренние определяющие основания культуры
+направление в философских и конкретнонаучных исследованиях культуры, для которого основным предметом изучения является специфика функционирования различных областей и форм человеческого сознания, рассматриваемых в аспекте опосредования их работы ценностно-смысловым миром человеческой культуры
14. Датой рождения межкультурной коммуникации как академической дисциплины следует считать: 1954, когда вышла книга Э.Холла и Д. Трагера «Культура как коммуникация»
15. Трансляционный уровень культуры предполагает: осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией
Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры.
16. Менталитет народа характеризуется: глубинные структуры его сознания, глубинные структуры его сознания,
17. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных:+ японский и английский
18. Укажите процессы, которые характерны для современной российской культуры
19. Предпосылкой процесса глобализации является: + создание наднациональных институтов
20. Аспект коммуникации выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;+ нормативный
21. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это: Ощущение, Идеология,
Картина мира, +Культурная система
22. Аспект коммуникации предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями +аксеологический
23. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме: Закона, Предписания, Мифа, +Традиции.
24. Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является ниженазванная категория, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п.: ценностные ориентации
25. Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов, – это культура +Этническая, Массовая,
26. Психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры называется: +Этноцентризм
27. Прогностической функцией культурологии является: + Определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов,
28. Консерватизм, стремление к замкнутости характерно для культуры: + Этнической
29. Какие элементы не включает стандартная модель коммуникации:
включает: источник->кодирование->сообщение->декодирование->получатель
30. С точки зрения Н. Лумана, общество в целом представляет собой коммуникативную систему, поскольку оно демонстрирует свойства: целостность и делимость коммуникации и наличие в ней элементов, наличие структурных связей, внутренняя организация, эмерджентность
31. Обучение культуре это: информирование учащихся о своей и иной культуре, выдающихся образцах материальной и духовной деятельности представителей своей и иных культур как фонда мирового культурного наследия
32. Процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне, который связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение: + Декодирование
33. Сегодня многие ученые говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют:
— ухудшение системы образования, медицинского обслуживания
— исчерпанность «просвещенческой» картины мира
— утрату людьми системного характера своих ценностных ориентации в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику
+ массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий
34. Основателем межкультурной коммуникации как академической дисциплины следует считать автора книги («Культура как коммуникация»): Э. Холла и Д. Tpaгepa
35. Что из перечисленного не относится к видам делового общения:
36. Становление межкультурной коммуникации как учебной дисциплины первоначально было обусловлено: сугубо практическими интересами американских политиков и бизнесменов
37. Что не входит в социальную дифференциацию общества:
Социальная дифференциация – это деление социума на группы, которые имеют различное друг от друга социальное положение.
38. Культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей рассматривает: +Межкультурная коммуникация
39. Взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии, это: + Культурная диффузия
40. Понимание культуры, сформулированное Кребером и Клакхоном, представлено как:
сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы
культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Человек
является субъектом культуры, её создателем. Одновременно человек является и продуктом культуры, так как культура формирует человека, воздействует на него, регулирует его поведение.
41. Для решения вопросов межкультурного взаимодействия правительство США в 1946 году создало:+ Акт о службе за границей и создало Институт службы за границей
42. Способность человека благополучно «функционировать» в двух культурах – своей и приёмной, это:+ Бикультуризм
43. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся: +исчезновение явлении, не вписывающихся в систему стандартов
? Разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей
44. Выделите термин, который определяет характер артефактов массовой культуры:
Способствующих удовлетворению потребностей человека (результативный пласт); доступность и демократичность
45. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это: +Смысл
46. Адаптация человека к чужой культуре без отказа от своей собственной, овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры: +Культурный плюрализм
47. Направление культурологии, изучающее языки культуры: + Семиотика
48. Превращение человеческой жизни в процесс коммуникации – характерная черта культуры: +Современной глобальной
49. Человек, получающий информацию называется: + реципиентом
50. По своей природе правила обмена информацией в обществе являются: + Коммуникация
51. Специфику современной культуры, образованную новыми информационными технологиями, М. Маклюен зафиксировал в понятии: Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры
52. C семиотических позиций язык выступает как система знаков, а с практических как: интерпретант всех прочих систем, частным случаем семиотической функции
53. Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для … +Постиндустриального общества
54. Сторона общения, включающая в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа, называется: + Перцептивная
55. Процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации, это: + глобализация культуры
56. Мужской Г. Хофштеде называет культуру, в которой ценится: + тщеславие, стремление к успеху, забота о высоком достатке
57. Процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. + Аккультурация
58. Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно ее оценить можно только в ее собственных рамках и границах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название: + культурный релятивизм
59. По существу разрешение конфликта в социокультурной системе – это завершение инцидента
60. К языкам культуры не относятся: + Природные объекты вне связи с человеком
61. Отчуждение человека от природы привело к возникновению: + Технизированного мира
62. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает:
63. Рассмотрение культуры как совокупности высших духовных ценностей, лучших творений человека характерно для___ определения +аксиологического
64. Чертой современной глобальной культуры является: + Прагматизм
65. Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов представлен предметом: + Развоплощение человеческой личности.
66. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения –– это культура: + Массовая
67. Полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным: + ассимиляцию
68. Сторона общения, представляющая собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, называется: Интерактивная трансакцией
69. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры: + Постиндустриального типа
70. Особенность современной культурной ситуации демонстрирует: + Стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека
71. Аспект коммуникации где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации; + интерактивный
72. Российская ментальность рассматривает труд как: +Обязанность перед обществом и государством
73. Признанными художественными методами постмодернизма являются: + Компиляция и цитирование культурных образцов
74. Основная цель культурной политики – это: +развитие процессов управляемой локализации исторических традиций
? Развитие плюрализма в культуре
75. Какого рода правила коммуникации, приведенные ниже, являются конвенциональными? + этические
76. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить…+ Выработке принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа
77. Культуру как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека, рассматривают при _____________определении + Адаптационном
78. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является: + Интегративная
художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования
Отсутствие опорных пунктов и устойчивых принципов познания, размытость границ между объектом и субъектом познания, социокулътурная обособленность, историческая относительность и неопределенность любого знания
в самых общих чертах постмодернистское мышление можно рассматривать как незавершенный и непостоянный набор положений, который складывается постепенно под влиянием множества разнообразнейших интеллектуальных и культурных толкований
80. К числу источников культурной динамики относится взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество: +синтез
81. Общение, направленное на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела, называется: +Деловое общение
82. Какой вид культуры продуцируют современные коммуникативные технологии? + профессиональную
83. Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. + Общение
84. Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее: + Присвоения человеком природы
85. Путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным и массовым: + Канал
86. Информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным. + сообщение
87. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития – это: + Ноосфе́ра
88. Аспект коммуникации в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем; +семиотический
89. Превращение сообщения в символическую форму называется:
90. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида: + Социализация
91. Человек, передающий информацию, называется: + коммуникатором
92. Осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в само отождествлении себя с культурными образцами именно этого общества называется: + Культурная идентичность
93. Аспект коммуникации, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами, называется +информационный
94. Значение символа, признаваемое большинством людей в данной культуре, это: + Денотация /Символ
95. Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали: + нравы
96. В какой стране человек в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума: + США
97. С точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета, новый тип человека, которого создает массовая культура – это: человеком-массой
98. Глобализация в культуре ведет к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для: + Управления и манипулирования людьми
100. Особенностью западного типа культуры является:
+ Признание человека абсолютной ценностью
? Стремление к самовыражению и самореализации
? Рационализм
В современной науке … рассматриваются как устойчивые, регулярно воспроизводимые в социальной группе представления о каких-либо классах объектов, приписывающие этис объектам определенный набор свойств и за счет этого управляющие востприятием объектов, входящих в соответствующий класс. +стереотипы
Текст, речь, язык относятся к … каналам коммуникации
История собственно теории межкультурной коммуникации началось в …
+Соединенных Штатах Америки (1946 г.)
Японии, Испании, Великобритании
Стереотип может приносить определенную пользу, если …
+Его сознательно придерживаются
Является догадкой о группе, является оценочным
к основным чертам формирования теории межкультурной коммуникации можно отнести то, что она …
была создана в очень краткие сроки
создавалась в основном исключительно антропологами
имела конкретное предназначение
изначально не имела конкретного предназначения
создавалась очень большой группой ученых
Владение комплексом знаний о родной и другой культурах, умение адекватно использовать эти знания при контактах и взаимодействии с другими людьми называется … компетенцией
Вкусовой, тактильный, визуальный каналы относятся к … каналам коммуникаций
Говоря о различных типах определений культуры, можно утверждать, что …
+Генетические определения основываются на понимании культуры как результат адаптации к среде
+Структурные определения представляют культуру в виде различного рода моделей
+Нормативные определения определяют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности
Социальные определения связывают культуру с традициями и социальным наследием общества
+Упрощенные представления членов одного культурного сообщества о членах другого коллектива
Упрощенные представления о себе и о членах культурного сообщества, к которому ты принадлежишь
Термин «кинесика» в переводе с греческого означает «…»
Направление, прикосновение, голос
Мнение, убеждение
Стратегии разрешения конфликтов:
А. Динамический стиль | E. Некоторые арабские культуры Ближнего Востока, пакистанская культура |
B. Приспособление | F. мексиканцы, японцы, тайцы |
C. Вовлечение | G. афроамериканцев, представителей южноевропейских культур, а также россиян |
D. Дискуссия | H.американская, австралийская, некоторые скандинавские культуры |
Жесты … относятся к коммуникативным.
? Отрицания, растерянности, удивления
+формируются под влиянием внешних источников
имеют односторонний характер, т.е. воздействию стереотипных представлений подвержен только кто-то один из коммуникантов
+реальны, т.е. существуют объективно
… — это научная дисциплина, изучающая невербальное общение, связанное с прикосновением партнеров друг к другу +Такесика
Наибольший объем теоретических и методологических знаний и практического опыта в области исследований межкультурной коммуникации, в частности, был заимствован из … фольклористики и этнологии
в рамках такой стратегии разрешения конфликтов, как …, проигравший должен признать свое поражение и уступить, поскольку дальнейшее развитие конфликта может нанести ему больший ущерб, чем признание поражения, при этом можно попытаться договориться о некоторых уступках
сотрудничество обе стороны стремятся договориться, причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам достичь определенной выгоды
уход от конфликта пассивная стратегия разрешения конфликта, которая заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избежать конфликта, сделав вид, что конфликта не существует
компромисс эта стратегия предполагает, что уступки будут делать обе стороны
уступчивость одна из сторон пойдет на уступки другой стороне
… — это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход
Коммуникация без помощи речи называется …
Элементарная единица движения тела (по Р.Бердвистеллу) – это … +кине
Говоря о вербальной коммуникации, можно утверждать, что …
+вербальная коммуникация является вторичной по отношению к невербальной
? вербальная коммуникация всегда носит сознательный характер
вербальное общение возникло значительно раньше невербального
Олимпийские игры являются ярким примером … функции языка
Параметры наиболее существенных различий при межкультурном общении: …
Язык, невербальные коды, мировоззрение
Ролевые взаимоотношения, модели мышления
Алфавит, акцент, диалект, использование сленга
Традиции, кухня, национальные костюмы
К основным объектам изучения в теории межкультурной коммуникации следует отнести … у представителей разных народов, расовых и этнических групп
+Различия в особенностях культуры и общения
Прежде всего языковые особенности
Прежде всего особенности материальной культуры
неэмоциональная стратегия разрешения конфликтов …
+строится на контроле эмоций и недопустимости их проявления в конфликте
предполагает экстернализацию эмоций, возникающих во время конфликтных ситуаций, и акцентирование эмоционального дискомфорта, связанного с объектом конфликта
большее внимание уделяет не тому, что говорят оппоненты, а тому, как они себя ведут
Связанные дисциплины – теория коммуникации, лингвистика, антропология, психология, социология
Термин «Межкультурная коммуникация» был введён:
2. Формы межкультурной коммуникации:
а) Линейная, прямоугольная, круговая
б) Линейная, гносеологическая, информативная
в) Линейная, транзакционная, интерактивная
г) Линейная, гносеологическая, информативная
3. Цели коммуникации:
а) сокрытие информации, её кодирование, обмен опытом
б) не допущение раскрытия принимаемых решений
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю
4. Межкультурная коммуникация- это:
а) совокупность разнообразных форм отношений при проведении спортивных мероприятий
б) совокупность методов и способов ведения бизнеса и воздействия на партнёров с целью получения прибыли
в) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их оценка
г) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
5. Для осуществления процесса коммуникации необходимо участие:
а) по крайней мере, двух сторон
б) хотя бы одной стороны
в) более чем двух сторон
г) нет правильного ответа
6. К каналам коммуникации относят:
а) сокрытие информации, её кодирование, обмен опытом
б) не допущение раскрытия принимаемых решений
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом
г) средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю
7. Вербальные средства общения:
а) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
б) использование речи, языка и слов
в) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
г) всё вышеперечисленное
8. Символы в межкультурной коммуникации:
а) это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, процессы, явления
б) это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея
в) это желание вступить в общение с другим человеком
г) нет правильного ответа
9. …. – совокупность компонентов, а именно знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и традиции.
10. На основе, каких наук сформировалась дисциплина «Межкультурная коммуникация»?
а) политология, экономика, политология, история, физика
б) политология, коммуникативистика, математика, физика, лингвистика
в) культурология, экономика, физика, математика, сопромат
г) коммуникативистика, культурология, социальная психология, лингвистика
11. Невербальные средства общения:
а) переписка, приказы, распоряжения, служебные записки
б) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя
в) использование речи, языка и слов
г) всё вышеперечисленное
12. Название коммуникативной модели ИСКП расшифровывается как :
А) адаптация к новой культуре
Б) принадлежность человека к определенной культуре
+В) принадлежность человека к той или иной культуре
2.Заполните пропуск: … понимание – типичная для каждой личности
ориентация на определенный способ общения.
3.Заполните пропуск: … шок – эмоциональный или физический дискомфорт,
вызванный попаданием индивида в иную культурную среду.
которое выражает специфику его существования.
5.Что такое терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям,
6.Область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой
и носителем данной культуры.
7.Толерантность возникла в западной цивилизации на:
А) культурном уровне
+Б) религиозном уровне
8.Что такое монохронное поведение?
+А) выполнение одного дела в определенный отрезок времени
Б) выполнение нескольких дел одновременно
В) выполнение одного дела независимо от количества времени
9.Что такое полихронное поведение?
+Б) выполнение нескольких дел одновременно
В) выполнение одного дела в определенный отрезок времени
10.В культуре и языке каждого народа присутствует …
11.Виды коммуникативной деятельности – это:
+А) говорение, чтение, аудирование, письмо
Б) шифрование, говорение, моделирование
В) чтение, письмо, конструирование
12.В 1946 году в США был создан Институт службы за границей, первым
директором которого был лингвист:
13.В 1954 г. опубликована книга Э. Холла, Д. Трагера «Культура как
коммуникация», в которой:
А) обсуждаются проблемы развития западной культуры;
Б) рассматривается коммуникация в развитых странах;
+В) предложен термин «межкультурная коммуникация», рассматривается ее
14.Первые центры по изучению межкультурной коммуникации в Европе были
15.Общение – это форма взаимодействия:
А) между субъектом и объектом;
Б) между субъектом и техникой;
+В) между субъектом и субъектом;
16.Правила поведения в культуре:
Б) автоматически входят в личность;
+В) усваиваются в процессе обучения.
17.Средства коммуникации в индивидуалистических западных культурах
+А) акцентом на содержании сообщения;
Б) неконкретностью речи;
В) акцентом на форме сообщения.
18.Инкультурация – это процесс:
А) неосознанного переноса собственного психического мира на другого
+Б) усвоения человеком в форме коммуникации норм и ценностей культуры;
В) усвоения знаний, умений, навыков;
19.Этноцентризм представляет собой:
+А) психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры
и поведение их представителей через призму своей культуры;
Б) психологическую установку оценивать другие культуры через призму
В) психологическую установку оценивать другие культуры через призму
для воспроизведения мыслей, он сам:
+А) формирует мысли людей;
Б) зависит от мышления человека;
В) является инструментом коммуникации.
Э. Холл выделил четыре зоны коммуникации:
Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека. Вторгаться в неё не принято практически во всех культурах мира. Величина интимной дистанции определена той или иной культурой, в западноевропейских культурах это около 60 см, в культурах восточноевропейских народов – приблизительно 45 см, в странах южной Европы и Средиземноморья это расстояние от кончика пальцев до локтя руки.