говорят что я тварина в языке что нет костей

Язык-без костей? А у каких животных есть кости в языке?

У биологической системы, основанной на подвижном сочленении костей, есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, костные рычаги позволяют развивать большую силу, во много раз превосходящую возможности самих мышц. С другой — они ограничивают подвижность. В тех органах, от которых требуется ловкость, эта проблема решается путем уменьшения размеров костей и увеличения их количества, как, например, в фалангах пальцев или позвоночнике. Но если нужна особая виртуозность, от костей природа отказывается совсем, наглядный пример тому — язык. Он полностью состоит из мышц. Отсутствие костей лишает его большой силы, но придает необычайную гибкость и сократимость, и это как нельзя лучше соответствует задачам органа — захватить пищу и протолкнуть ее в глотку. Взять, к примеру, муравьедов: их тонкий длинный язык должен быть очень пластичным, чтобы вытягиваться до полуметровой длины, забираться в извилистые ходы муравейников и термитников, после чего целиком втягиваться в рот, и все это с частотой 160 раз в минуту. Никакой орган с костным скелетом на такое неспособен, поэтому у всех позвоночных, включая рыб, во рту работает гибкий подвижный язык. И все же царство животных знает исключения. У некоторых птиц язык снабжен парой костей для придания ему большей жесткости.

говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть фото говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть картинку говорят что я тварина в языке что нет костей. Картинка про говорят что я тварина в языке что нет костей. Фото говорят что я тварина в языке что нет костей

Так, в языке у дятлов очень длинные и тонкие косточки образуют невиданную конструкцию. Одним концом косточки крепятся к правой ноздре, петлей обвиваются вокруг черепа, проходят внутри сочленения верхней и нижней половинок клюва и другим концом входят в язык. Такой вот мудреный способ соблюсти баланс гибкости и жесткости языка. Чтобы доставать личинок насекомых из их извилистых ходов, язык сильно удлиняется и съезжает с костей, а втягиваясь, «нанизывается» обратно и поэтому не травмируется, когда дятел долбит дерево.

Похожий механизм есть у хамелеонов

говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть фото говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть картинку говорят что я тварина в языке что нет костей. Картинка про говорят что я тварина в языке что нет костей. Фото говорят что я тварина в языке что нет костей

говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть фото говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть картинку говорят что я тварина в языке что нет костей. Картинка про говорят что я тварина в языке что нет костей. Фото говорят что я тварина в языке что нет костей

В основании их языков лежит продольная скелетная палочка, которая участвует в работе «катапульты» из мышц и сухожилий, позволяющей мгновенно увеличивать длину языка, чтобы достать пролетающее мимо насекомое.

Источник

Шутки юмора

Удобный поиск шуток и смешных текстов

Главная

Найти по словам

Статьи

Плохие песни выпуск #12

Михаил Шац
Песни подписчиков

Помидоры пожухли, телята кричат,
Бабка вот уж неделю покинула чат-чат

(Слава Кока — Покинула Чат )

Север на ладони, кочегар на попе.
Встречайте МС Дони с концертами в Майкопе..

(Клава Кока — Покинула Чат )

В биатлоне в комментаторской кабине
Кричит Губерниев всех громче и сильней.
У сборной нашей вы чего-то находили,
Проверьте комментатора скорей..

(Эдуард Хиль — Великолепная пятёрка и вратарь)

Если Янукович что-то хочет рассказать,
Путин знает где его искать..

(Браво — Ветер знает)

Девочка красивая в биатлоне есть.
Попа, грудь и внешность — плюсов и не счесть.
К финишу подходит та красавица,
Дышит как ротвейлер, сопля на пол-лица..

(Сергей Крылов — Девочка)

(Юрий Шатунов — Розовые розы)

Помню время то, мы все как сейчас,
Праздник, радость, настроение и класс.
Но как-то дорого все вышло для нас
Пятьдесят миллиардов баксов за раз..
Еще б одна олимпиада бы в Сочи
И мы б сосали всей страной долго очень..

(Сергей Трофимов — Город Сочи)

Финишная ленточка лентою вьётся,
Снова всех быстрее бежит Усейн Болт,
Только победить всех не удается,
Болт в конце запнулся о собственный болт..

(Олег Анофриев — Шоферская песня)

На выпускном гимназистка Галя
Золотую обмывала медаль
И шампанское вместе с пивом
Гимназистку отправили в даль.
Был абсент и блю кюрасао,
Тут не выдержал организм
Неожиданно белое платье стало цвета ультрамарин..
Четыре раза белое платье стало цвета ультрамарин..

(Машина Времени — Синяя птица)

В шоке режиссер эфира,
В шоке оператор
Пидором назвал Фуркада
Русский комментатор..

Дмитрий Губерниев
Песни подписчиков

Слава стучался, Слава стучался, Слава стучался, Слава.
Видно мы рано все закопали мертвого музыканта..

Белым мелом на асфальте
Очертили Петю с Катей.
Ждать зеленый свет не стали
И на красный побежали..
Фиолетовая фура, в ней ты и я..

Соперник мой жалок и слаб,
Загнанный зверь, раненный раб.
Шок-контент смотрите скорей —
Просрет комментатору иудей..

Жил долго за городом, стоил не дорого,
Классно на болотную сходил..

Шинник-Луч, сильный дождь,
Интересней комментировать пердеж..

(Моральный кодекс — Первый снег)

Мы ходи, мы ходим, мы ходим
В отличнейший бордель в Мытищах
В этом борделе есть бабы за двушку,
А за пятак почище..

(Мумий Тролль — Владивосток 2000)

(Алла Пугачева — Миллион алых роз)

Не думай ты о сексе свысока,
Наступит день и сам поймешь, наверное,
Что это далеко не два часа,
Мгновения, мгновения, мгновения..

(Иосиф Кобзон — Мгновения)

Приготовлено и все прибрано,
Ну, молодец — сказать больше нечего.
Ну, а если б еще и отсосано
Драгоценная ты, моя женщина..

(Александр Малинин — очарована)

(Татьяна Овсиенко — Школьная пора)

Говорят, что я тварина, в языке, что нет костей.
Что могу сказать я матом про любого из людей
Просто ростом я два метра, вешу я кг сто три,
Мастер спорта я по гребле, ты попробуй ка вьеби!

Источник

Русский медвежонок 2021 все ответы и задания для конкурса с 2 по 11 класс

ПОДЕЛИТЬСЯ

Конкурс русский медвежонок 2021 ответы и задания для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9, 10-11 класса на все вопросы конкурса, официальная дата проведения конкурса русский медвежонок в 2021 году: 12.11.2021 (12 ноября 2021 год), но может проводиться в некоторых регионах раньше или позже.

Также вы можете посмотреть часть вопросов с ответами ниже для всех классов бесплатно.

Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 2-3 класса

1)Заревел тут «Что я, глупенький ребёнок?». Вставьте вместо прочерка нужное слово. (А) медвежонок; (Б) поросёнок; (В) аистёнок; (Г) индюшонок; (Д) лягушонок.

Ответ: А

2)Найдите лишнее по смыслу слово. (А) квадратный; (Б) красный (В) круглый; (Г) прямоугольный; (Д) треугольный.

Ответ: Б

3)Малыш называл животных в книжке: собака — гав-гав, свинья — хрю-хрю, лягушка — ква-ква, зайчик — прыг-прыг, барашек — бе-бе. Какое название малыш придумал не так, как остальные? (А) гав-гав; (Б) хрю-хрю; (В) ква-ква; (Г) прыг-прые; (Д) бе-бе.

Ответ: Г

4)Какое слово образовано от названия дерева? (А) калина; (Б) малина; (В) осина; (Г) рябина; (Д) дубина.

Ответ: Д

5)Найдите лишнее по смыслу название мебели. (А) стул; (Б) стол; (В) табуретка; (Г) кресло; (Д) диван.

Ответ: Б

6)В каком слове нужно вставить не такую букву, как в остальных? (А)ёж_к (Б) ж_раф; (В) ж_ребёнок; (Г) ж_вотное; (Д) уж_н.

Ответ: В

7)В какой паре оба слова называют одно и то же? (А) бараны — баранки; (Б) суши — сушки; (В) сельди — селёдки; (Г) ложи — ложки; (Д) ножи — ножки.

Ответ: В

8)Что может быть и у яйца, и у ореха? (А)желток; (Б) листок; (В) скорлупа; (Г) ядро; (Д) ничего из (А)-(Г).

Ответ: В

9)Какое из слов не образовано из двух слов? (А) вездеход; (Б) дымоход; (В) пароход; (Г) переход; (Д) теплоход.

Ответ: Г

10)Я в____ на ____ Какое слово наиболее вероятно пропущено два раза в этой фразе? (А) сапожках; (Б) ботиночках; (В) носочках; (Г) колготочках; (Д) тапочках.

Ответ: В

11)Как обычно приделывают подошву, пуговицу, значок? (А) пришивают, прикалывают, приклеивают; (Б) приклеивают, прикалывают, пришивают; (В) приклеивают, пришивают, прикалывают; (Г) прикалывают, пришивают, приклеивают; (Д) прикалывают, приклеивают, пришивают.

Ответ: В

12)Закончите скороговорку: У Кондрата куртка (А) грязновата; (Б) коротковата; (В) дороговата; (Г) странновата; (Д) зеленовата.

Ответ: Б

13)Мы закусили на руку, и я поднялся, чтобы идти дальше (Д.Н. Мамин-Сибиряк). Как правильно заполнить пропуск? А-длинную, Б-короткую, В-левую, Г-скорую, Д-спешную

Ответ: Г

14)Из какого сосуда можно перестановкой букв получить название другого сосуда? А-банка, Б-ведро, В-колба, Г-лейка, Д-пробирка

Ответ: В

15)Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же. В какой?

Ответ: Г

Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 4-5 класса

1)В какой паре слова означают одно и то же? (А) двор — дворец; (Б) свин — свинец; (В) пёс — песец; (Г) молод — молодец; (Д) брат — братец.

Ответ: Д

2)Какое слово образовано от названия дерева? (А) калина; (Б) малина; (В) осина; (Г) рябина; (Д) дубина.

Ответ: Д

3)У какого из слов нет парного слова женского рода? (А) любимец; (Б) любимчик; (В) любимый; (Г) любитель; (Д) у всех слов в (А)-(Г) есть женские варианты.

Ответ: Б

4)Какое из слов не образовано из двух слов? (А) водопад; (Б) звездопад; (В) камнепад; (Г) листопад; (Д) перепад.

Ответ: Д

5)Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же. В какой? (А) Малы_ки играли в сне_ки. (Б) Бума_ки сложили в ме_ки. (В) Рома_ки завяли в горке. (Г) Бука_ки топтались в кру_ке. (Д) А мо_ки вились на лу ке.

Ответ: В

6)Какое слово по смыслу лишнее? (А) миллиграмм; (Б) миллилитр; (В) миллиметр; (Г) миллион; (Д) миллисекунда.

Ответ: Г

7)Что может быть и у яйца, и у ореха? (А) желток; (Б) листок; (В) скорлупа; (Г) ядро; (Д) ничего из (А)—(Г)

Ответ: В

8)Найдите лишнее по смыслу. (А) мебель; (Б) шкаф; (В) стол; (Г) диван; (Д) кровать.

Ответ: А

9)Петя пришёл в гости в четверть седьмого, а Вася — без четверти семь. Кто из них пришёл позже и на сколько минут? (А) Петя пришёл позже на 15 минут; (Б) Петя и Вася пришли одновременно; (В) Вася пришёл позже на 10 минут; (Г) Вася пришёл позже на 15 минут; (Д) Вася пришёл позже на 30 минут.

Ответ: Д

10)Вставьте слово во фрагмент из «Денискиных рассказов» В, Драгунского: Потом он вдруг стал откашливаться: «Кхм! Кхм. Кхмо. ». Я сказал: «Ты что, Мишка?». (А) разрыдался; (Б) расчихался; (В) высморкался; (Г) прослезился; (Д) поперхнулся,

Ответ: Д

11)Изучая тему «Многозначные слова», Стёпа выписывал из учебника русского языка слова, которые имеют и «неязыковые» значения. Но одно слово попало в его список по ошибке. Какое? (А) род; (Б) число; (В) лицо; (Г) падеж; (Д) время.

Ответ: Г

12)От какого существительного в литературном языке не образуют прилагательное? (А) сад; (Б) парк; (В) сквер; (Г) бульвар; (Д) тротуар.

Ответ: В

13)Продолжите пословицу: Терпенье и труд всё… А-перетруд, Б-пир и труд, В- перетрут, Г-переврут, Д-притрут

Ответ: В

Ответ: Г

15)Какой важный в сельскохозяйственных работах день в некоторых русских говорах называют докопками?

Ответ: последний день уборки картофеля

16)Какое из этих выражений может означать то же, что ни бе ни ме?

Ответ: ни бум-бум

Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 6-7 класса

1)Со мной …. ужасная история

Ответ: приключилась

Ответ: тебе нужно выиграть любую из трёх партий

3)Андрей раздобрел. Бориса задобрили. Виктора одобрили. Григорий подобрел. Кто их них, судя по сказанному, точно стал добрее к людям?

Ответ: Григорий

Ответ: марафон

5)Даны фразы из рассказа Леонида Пантелеева «Буква ты». В какой из них можно переставить запятую в другое место — и смысл почти не изменится?

Ответ: нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся

6)Какое из этих слов по смыслу лишнее?

Ответ: советник

7)В каком их этих выражений глагол почистить употребляется совсем не так, как в остальных?

Ответ: почистить снег

8)Хор- это ансамбль или группа певцов, а хорь — небольшой пушной зверёк. В каком падеже существительное хор и хорь пишутся одинаково?

Ответ: в предложном

9)Для какого из слов соответствующее однокоренное название лица женского пола образуется иначе, чем для остальных?

Ответ: барин

10)С мальчиком Костей Журавлёвым часто проводят воспитательные беседы, и он заметил, что в этих беседах звучит много названий птиц. Про него говорят, что он пишет как лапой, на уроках считает, при виде трудностей прячет голову в песок как, но ему всё как с вода. Какую птицу не упоминают в беседах с Костей?

Ответ: лебедя

11)Подберите глаголы к существительным клюв и клёв.

Ответ: в обоих случаях одинаково клевать

12)Даны слова лапоть, лепет, полёт и тополь. Какие два из них содержат одинаковый набор согласных звуков?

Ответ: полёт и тополь

13)Какое из выражений совсем не похоже по смыслу на другие?

Ответ: куры не клюют

14)Маленький мальчик узнал, что цемент делают на цементном заводе, и поэтому решил, что

Ответ: мороженное делают на мороженом заводе

15)В 1921 году поэт Велимир Хлебников совершил поездку в одну из зарубежных стран. Об этой поездке он написал поэму

Ответ: тиран без Тэ

Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 8-9 класса

1)Перечень — это

Ответ: а

2)Закончите историю так, чтобы получился анекдот: Фокусник позвал на манеж из зрительного запа мальчика: — Можешь ты, мальчик, подтвердить, что видишь меня впервые?

Ответ: в

3)В какой паре слова по смыслу соотносятся между собой не так, как в остальных?

Ответ: в

4)Выполняя домашнее задание, Таня выписала в тетрадь слова граммофон, телефон, мегафон, саксофон. Каким словом она может продолжить этот список?

Ответ: в

5)Название каждого из минералов гематит, лазурит, цитрин связано с определённым цветом. Какое с каким?

Ответ: а

6)В рекламе по радио сказали: Трудно найти и связаться с клиентами. А как выразить эту мысль правильно?

Ответ: д

7)Название какого кухонного прибора устроено по смыслу не так, как остальные?

Ответ: в

8)Какое прилагательное отличается от остальных по составу?

Ответ: г

9)В какой паре слова могут быть антонимами?

Ответ: д

10)Могу я квакать, как лягушка, Могу гудеть, как паровоз, Могу я грохнуть, словно пушка, Что я такое? — вот вопрос. А откликаюсь я (внимание!) На имя Е Каким словом заканчивается стихотворение В. Агафонова?

Ответ: г

11)Вам выдали 1500 рублей. Значит, вы располагаете рублей.

Ответ: б

12)Вот пять предложений: 1. За текущей водой и горящим огнём можно наблюдать часами. 2. Той осенью сутками шёл дождь. 3. Днями и ночами, почти не останавливаясь, работал заводской конвейер. 4. Ночами пассажиров развозил с вокзала по городу специальный автобус. 5. Порой обещанного приходится ждать годами. В каком предложении выделенный фрагмент текста используется не в том смысле, что в четырёх остальных?

Ответ: г

13)Какое из выражений совсем не похоже по смыслу на другие?

Ответ: не лыком шит

14)Самой книгой в мире является Библия

Ответ: переводимой

15)А.П. Бородин был не только композитором, но и крупным химиком. Какой романс ему в шутку приписывают?

Ответ: растворил я окно

16)Македонский язык — один из южнославянских языков. Что означает македонский глагол свири?

Ответ: играть на музыкальном инструменте

Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 10-11 класса

1)Какое слово сильно отличается от остальных по значению? (А) носорог; (Б) осьминог; (В) стремглав; (Г) утконос; (Д) трубкозуб

Ответ: в

2)Какое выражение точно не термин? (А) сложное слово; (Б) сложное предложение; (В) простое предложение; (Г) простое число; (Д) простое упражнение.

Ответ: д

3)Какое слово по смыслу лишнее? (А) миллиампер; (Б) мипливольт; (В) милликулон; (Г) миллиом; (Д) миллион.

Ответ: д

4)Какое название жителя города образовано не так, как остальные? (А) берлинец; (Б) пекинец; (В) бакинец; (Г) лондонец; (Д) дублинец.

Ответ: в

5)Что обычно делает не человек? (А) акает; (Б) ёкает; (В) икает; (Г) окает; (Д) якает.

Ответ: б

6)Лера купила сапоги из замши. А как их назвать по-другому? (А) замшивые; (Б) замшелые; (В) замшевые; (Г) замшаные; (Д) замшеные.

Ответ: в

7)Чем ‚ лучше помириться. В этой фразе мы пропустили глагол. Найдите в ответах однокоренное ему слово. (А) воробей; (Б) ворона; (В) индюк; (Г) петух; (Д) голубь.

Ответ: г

8)В каком примере слово ба означает совсем не то, что в остальных? (А) Она ступила шага два и оторопела, увидя падчерицу. — Ба! — вскричала она, — а ты зачем здесь? (В. Нарежный) (Б) Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец) (В) Минуту спустя Скудронжогло показался в дверях гостиной. — Ба, брат, ты здесь! — сказал он, увидев Платонова. (Н. Гоголь) (Г) За дверью сада по ступеням лестницы слышны торопливые шаги. Кто это бежит так? Ба! Станицын! (И. Тургенев) (Д) Она качалась, вытягивалась, словно пытаясь удержаться на дереве. Ба, да это же старая знакомая — древесная змея! (С. Сахарнов)

Ответ: б

9)Оля выписывала из словаря слова в две строчки: Голосище, мужичище, сапожище, холодище, Заборище, морозище, пожарище, сугробище, Какое слово можно добавить в первую строчку? (А) народище; (Б) болотище; (В) позорище; (Г) заводище; (Д) кулачище.

Ответ: б

10)Для этого знака использовались разные названия: молчанка, черта, чёрточка, знак мысли отделительный. А как он называется сейчас? (А) дефис; (Б) тире; (В) дробь; (Г) минус; (Д) многоточие.

Ответ: б

11)В четырёх анекдотах пропущены формы одного и того же слова, а в пятом — другого. Найдите анекдот, в котором пропущено не то слово, что в остальных четырёх. (А) — это такое слово, которое пишут вместо того, правописание которого не знают. (Б) Раньше я был просто бедным, но потом купил словарь и стал нищим, неимущим, несостоятельным. (В) Хватит. Надоело. Достаточно. Больше не буду перед сном читать словарь : (Г) Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц… Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»? (Д) Вы об этом никогда не задумывались, но антоним к слову «антоним» —

Ответ: г

12)Один пользователь иронично написал на форуме программистов: «Код, который называют „Х“, — символ трудолюбия. Ведь разработчик не ленится самостоятельно решать задачу, которая до него была решена гораздо лучше». А какое слово из сленга программистов мы заменили на Х? (А) автобус; (Б) бульдозер; (В) велосипед; (Г) самосвал; (Д) троллейбус.

Ответ: в

13)Какой глагол чаще остальных встречается после тире?

Ответ: выпалить

14)Какое слово не может быть сравнительной степенью?

Ответ: раннее

15)В каком словосочетании притяжательное прилагательное образовано неправильно?

Ответ: ариаднова нить

16)По французский — Этьен, по венгерски — Иштван, по испанский — Эстебан, а по русский?

Источник

Почему человек разговаривает, а животные нет

говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть фото говорят что я тварина в языке что нет костей. Смотреть картинку говорят что я тварина в языке что нет костей. Картинка про говорят что я тварина в языке что нет костей. Фото говорят что я тварина в языке что нет костей

— Вы говорите, что у лингвистов нет общепринятого определения языка. Не мешает ли это исследованиям?

— Но есть же критерии, которые определяют свойства человеческого языка?

— Есть критерии Чарльза Хоккета, которые появились еще в 1960-х годах. Но с тех пор биологи стали исследовать коммуникативные системы животных и довольно много всего обнаружили. И выяснилось, что каждое свойство по отдельности у кого-нибудь да находится. И очень многие, чуть ли не все, находятся у языков-посредников, которым могут научиться человекообразные обезьяны или попугаи.

Возьмем, например, свойство, называемое семантичностью (это значит, что по крайней мере некоторые элементы коммуникативной системы соответствуют каким-то элементам окружающей действительности). У обезьян верветок есть крик тревоги, обозначающий леопарда, а есть крик тревоги, обозначающий орла. Причем это не звуки, отражающие эмоциональное состояние животного. Для эмоциональных сигналов имеет значение, звучат ли они громче или тише, длиннее или короче.

Другое свойство — перемещаемость, то есть способность сообщать не только о том, что имеет место здесь и сейчас. Если верветка слышит крик «орел», то она способна завопить «орел», убегая в кусты, даже если она этого орла не видит. Она услышала «орел» — и этого достаточно, чтобы воспроизводить этот крик и спасаться. Если ей самой при этом орла не видно, то уже получается перемещаемость — по определению. В опытах, которые Жанна Ильинична Резникова проводит с муравьями, разведчики дистанционно наводят своих фуражиров, чтобы они шли, куда надо. Когда муравей-разведчик возвращается в гнездо и «объясняет», куда идти за приманкой, для него она уж точно не здесь и не сейчас.

Далее. Хоккет говорит об открытости человеческого языка: мы можем добавлять в свою коммуникативную систему новые сигналы. Вот, например, появился компьютер — добавили слово. А потом еще добавили слово «компьютерщик». Но смотрите: шимпанзе Майк приходит к Джейн Гудолл, утаскивает у нее канистры из-под керосина и делает громкий «бамм». И остальные cамцы шимпанзе понимают (хотя и не с первого раза), что он имел им сообщить, что он тут самый главный.

Так вот, если в систему коммуникации можно добавлять канистры из-под керосина, то уже получается открытость, поскольку в систему внесен новый сигнал и он понят сородичами. При исследовании разных группировок шимпанзе выяснилось, что у них есть разные сигналы. Например, в какой-то группировке принято с громким звуком обгрызать листья, и это приглашение к ухаживанию, а в другой группе то же самое действие означает приглашение к игре. Но раз есть разные сигналы, значит, они появились не врожденно, а члены этой группировки их когда-то выучили. Это означает, что в коммуникативную систему шимпанзе можно добавлять новые знаки. Хотя на практике редко удается, чтобы новые сигналы вошли в традицию, но принципиальная открытость, получается, уже есть. Культурная преемственность, понятно, тоже есть, раз такие традиции сохраняются и передаются.

Еще одно свойство, выделяемое Хоккетом, — дискретность: между знаками человеческого языка нет плавных переходов, всегда есть четкое различие — либо это один знак, либо другой. Например, слова «бар» и «пар» отличаются звонкостью-глухостью первого звука (чисто физически это разница в соотносительном времени начала звучания голоса и начала шума, вызываемого размыканием губ). Если плавно менять этот параметр, люди до какого-то момента будут считать, что слышали «б», а после него — сразу «п», как будто в голове выключатель перещелкивается.

Так вот, такие же примерно опыты проводили на тупайях. Несчастных зверушек приучили, что какой-то из их видовых сигналов сопровождается слабым ударом тока. Если тупайя слышит этот сигнал, то она старается убежать. Затем акустические характеристики этого сигнала плавно изменяли до тех пор, пока он не превратится в другой сигнал. Оказалось, что у тупайи срабатывает такой же «переключатель»: до какого-то момента она считает, что это опасный сигнал и надо убегать, а после него — сразу перестает так считать.

Следующее свойство — уклончивость: язык позволяет строить ложные или бессмысленные высказывания. Ну, про обезьян (человекообразных) известно, что они при случае могут и наврать.

Дальше рефлексивность — на человеческом языке можно рассуждать о самом языке. Но кому это надо в природе? Пока такие не обнаружены. А вот в эксперименте — бывает. Например, когда горилла коко сначала говорит, что она птичка, а потом признается, что пошутила. Так что человекоо-бразным обезьянам такая идея вполне доступна, просто в природе ее негде применить.

В 2000-е годы Стивен Пинкер и Рэй Джакендофф выдвинули другие критерии языка. Надо сказать, что эти свойства характерны для человеческого языка как для огромной, гиперразвитой коммуникативной системы. Например, организация звуковой стороны языка в виде системы фонем: в любом языке есть ограниченный набор звуков, используемых для различения слов, и эти звуки противопоставлены друг другу по признакам, которые проходят через почти всю систему — как в русском твердость/мягкость или звонкость/глухость. Такое устройство очень удобно, когда этих мелких элементов много, но когда элементов мало, без нее можно обойтись — просто запомнить все возможные сигналы по отдельности.

Или, например, порядок слов: слова в любом языке следуют друг за другом по определенному принципу, и их порядок немножко подсказывает нам, чего ждать дальше. человекообразные обезьяны, как выяснилось, могут это освоить. Так, бонобо канзи различал команды: «положи сосновую ветку на мяч» и «положи мяч на сосновую ветку», «пусть змея укусит собачку» и «пусть собачка укусит змею». получается, что у человекообразных обезьян есть возможности для этого, но в природе на это нет спроса, потому что в природе они не строят длинные цепочки знаков.

— А это каждый исследователь понимает по-своему. Кто-то говорит, что главное — научиться пользоваться символами, чтобы была произвольная (т. е. не природная) связь между формой и значением. Кто- то говорит, что главное — оторваться от здесь и сейчас. Кто-то говорит, что надо развить сложный синтаксис. Кто-то говорит, что надо научиться намеренной передаче информации. Естественно, при таких разных подходах получаются разные ответы.

Мне же было интересно не найти пресловутую грань, а попытаться понять, что там, собственно, происходило.

— В чем состоит ваша гипотеза?

— У меня получается такая картинка. Если мы посмотрим на австралопитеков, то мозги у них, в общем-то, обезьяньи — и по объему, и по устройству, насколько можно судить по эндокрану (отливка с внутренней поверхности черепа. — ДМ). И руки у них тоже в значительной степени обезьяньи. Хотя орудия они, видимо, иногда применяли, но регулярно — по крайней мере, каменные орудия, — не изготавливали. Соответственно, они вполне могли пользоваться такой же коммуникативной системой, как у шимпанзе.

У шимпанзе очень развита система невербальной коммуникации. В том числе есть довольно небольшое количество звуков. Причем звуки эти, скорее, эмоциональное дополнение, а воле подконтрольны главным образом жесты. Обезьяны широко пользуются руками, и когда они достают банан, то понимают, куда и зачем протягивают руку. И это понимание создает основу для жестовой коммуникации.

Австралопитекам никто не мешал делать так же. К тому же найдена подъязычная кость австралопитека, и по ней видно, что у них были горловые мешки, как у современных шимпанзе. А про горловые мешки недавно выяснили, что они нивелируют эффекты артикуляции. Для шимпанзе это очень кстати, потому что они могут жевать и вокализировать одновременно, и сигнал при этом не должен зависеть от того, как у них повернулся язык. если у австралопитеков горловые мешки были, значит, им это тоже было удобно.

А затем начинается изготовление орудий. У человека умелого (Homo habilis) уже формируется трудовая кисть, которой удобно изготавливать орудия. Это значит, что из австралопитеков «вышли в люди» те, у кого имелись приспособления к изготовлению орудий (точнее, те, кто сумел собрать все эти приспособления вместе). И они начинают регулярно это делать: изготавливают, применяют, носят с собой — руки, соответственно, заняты. И с жестовой коммуникацией должны были начаться трудности.

В этой ситуации преимущество должны были получить те, кто умел по звуку общего возбуждения угадать, что хотел сказать говорящий. Даже если он просто не- членораздельно вякнет, но остальные догадаются, этого уже будет достаточно для того, чтобы информация была передана.

Дальше появляются Homo erectus, у которых орудий еще больше, делать их еще дольше и применять можно в еще более разнообразных ситуациях. руки заняты — ориентироваться можно только на звук.

Затем появляется гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), у которого уже был достаточно развитый комплекс приспособлений к звучащей речи. У него нет горловых мешков, как показывает строение подъязычной кости. это значит, что для него артикуляция была актуальна. У него достаточно широкий позвоночный канал — шире, чем у эректуса. это значит, что от мозга к органам дыхания (к диафрагме прежде всего) шло много нейронов — много «проводов» для управления. А диафрагма играет очень большую роль в процессе речи. когда мы говорим, нам надо, во-первых, подавать воздух на голосовые связки порциями, по слогам, иначе это будет не речь, а нечленораздельный вопль.

Широкий канал дает возможность произносить длинные высказывания, из нескольких слогов. Но даже в рамках одного слога у нас органы артикуляции то больше сомкнуты, то меньше. И звуковой энергии проходит то больше, то меньше, потому что она гасится губами и языком. Соответственно, наша диафрагма подает воздух на связки так, чтобы независимо от того, сколько энергии погасится, вышло примерно столько же. Иначе будет то, что психологи называют маской: если за одним стимулом быстро следует другой и один из них существенно более сильный, то более слабый стимул человек вообще не воспринимает. Так что если бы диафрагма не делала так называемых парадоксальных движений, мы бы не могли произносить слоги типа «то», по-скольку «о» глушило бы «т».

Еще один показатель — это реконструкция кривой слуха. Для гейдельбергского человека это оказалось возможным, потому что от нескольких экземпляров сохранились слуховые косточки. у современного человека, в отличие от шимпанзе, есть два пика лучшей слышимости: один на низких частотах (примерно там же, где у шимпанзе), а другой — на более высоких частотах, как раз там, где различия в характеристиках звука обеспечиваются артикуляцией. Так вот, у гейдельбергского человека, судя по реконструкции, этот второй пик уже намечается — у кого-то он более выражен, у кого-то менее. Это значит, что слышать различия, которые дает артикуляция, им было зачем-то нужно. Был ли у них «настоящий язык» — кто знает? Даже если они имели возможность пользоваться чем-то, это еще не значит, что они этим реально пользовались.

Кроме всего прочего, для языка очень важна способность делать выводы из нескольких посылок одновременно, сосредоточивать внимание на главном, отвлекаясь от несущественного (в том числе это касается и чисто звуковых различий), держать в оперативной памяти достаточно много единиц, чтобы мочь обобщить синтаксические правила, определенные на длинных предложениях. Все это обеспечивают лобные доли коры больших полушарий головного мозга, которые у гейдельбергского человека были меньше, чем у Homo sapiens.

А ГОВОРИЛИ ЛИ НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ? ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ ПРО НИХ?

— У неандертальцев широкий позвоночный канал. Подъязычная кость показывает отсутствие горловых мешков (что неудивительно, поскольку они, как и мы, потомки Homo heidelbergensis, только сапиенсы происходят от африканских гейдельбержцев, а неандертальцы — от европейских). Вряд ли они умели меньше гейдельбергского человека. И мозги у них, опять же, большие (больше наших). А вообще, про неандертальцев лучше всего у Леонида Борисовича Вишняцкого написано, в его недавней книге.

МОЖНО ЛИ СУДИТЬ О НАЛИЧИИ ЯЗЫКА ПО КУЛЬТУРНЫМ ПРИЗНАКАМ?

— Да, об этом часто говорят, мол, если люди навешивали на себя всякие ракушки-побрякушки, то это значит, что у них был язык. Но присмотримся повнимательнее: если мы видим человека, увешанного украшениями, о чем это нам говорит? Может быть, о его богатстве, может быть, о стилистических пристрастиях, наличии или отсутствии вкуса, чувства прекрасного и т. п., может быть, о каких-то психологических особенностях личности. Но мы редко можем выразить это словами, мы скорее чувствуем какие-то эмоции по отношению к такому человеку. Да и сам человек, надевший серьги, бусы или что-то подобное, едва ли сможет внятно объяснить, что он этим хотел сказать.

А значит, это относится не к области языка, а к области невербальной коммуникации — так же, как его походка, позы, мимика, интонации. Соответственно, если будет показано, что какие-то люди — неважно, сапиенсы или неандертальцы, — украшали себя бусами или красились охрой, это будет свидетельствовать лишь о том, что они достигли больших успехов в невербальной коммуникации. А про язык, увы, это ничего не скажет.

ЕСЛИ ВЕРНУТЬСЯ К САПИЕНСАМ, ЕСТЬ ЛИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ОПУЩЕННАЯ ГОРТАНЬ, НУЖНАЯ ДЛЯ ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОЙ РЕЧИ?

— Это неизвестно — мягкие ткани ведь не сохраняются. О высоте гортани судят по базикрани-альному углу — изгибу основания черепа (у кого круче изогнуто основание черепа, у того больше опущена гортань). Но опущенная гортань хороша не сама по себе, а ради соотношения длины ротовой полости с длиной глотки. Если она одинакова, то можно произносить «крайние» гласные, то есть различать «а», «и» и «у». У неандертальца такой возможности не было: его челюсти указывают на такую длину ротовой полости, что гортань для равновесия пришлось бы помещать где-то в груди. Но, с другой стороны, зачем нужно непременно уметь говорить «и»? Вполне можно взять парочку гласных (например, один произносить с совсем раскрытым ртом, другой с не совсем раскрытым либо различать их по длине или по интонации), добавить много-много согласных — и получится инвентарь, пригодный для любого количества слов. Живут же абхазо-адыгские языки с минимумом гласных!

НАСКОЛЬКО ВЕРНО ТО, ЧТО ЯЗЫК НАЧИНАЛСЯ С КОММЕНТАРИЕВ?

— Не знаю, ведь это всего лишь мое предположение. Просто мне кажется, что язык в наибольшей мере оптимизирован именно под задачу обратить внимание другого на какую-то деталь. Когда мы кричим: «Сзади!» или: «Осторожно!», говорим буфетчице: «Кофе, пожалуйста!» или учим кого-то, например, шнурки завязывать, нам не нужен сложный синтаксис. А вот отдельные детали важны: «сзади», а не «сбоку», «кофе», а не «сок», «вот тут придержать», чтобы шнурок не развязался. Так что если древние гоминиды сопровождали свои действия или наблюдения чем-нибудь заметным (лучше всего — звуком, чтобы отдела не отвлекаться), то их сородичи могли это учитывать (и менять, если надо, линию поведения).

Для эволюционных гипотез это всегда считается сложным моментом: если есть что-то, что хорошо работает, будучи сильно развитым, то как оно могло появиться, как оно могло быть полезно, пока было развито слабо? Но моей гипотезе в этом плане везет: если предки наши были умны и любили интерпретировать что ни попадя (а эта особенность у приматов развита, и у современного человека в наибольшей степени), то достаточно любого увеличения заметности, даже самого минимального и не обязательно намеренного. Между прочим, наш язык — до сих пор во многом игра в угадайку: говорящий говорит, что сумеет сказать, а слушающий понимает, что сумеет понять. Иногда понимает даже лучше, чем было сказано, и поправляет говорящего, а иногда — хуже, и говорящий потом жалуется на его непонятливость.

Склонность комментировать очень развита у маленьких детей: они комментируют свои действия и действия своих игрушек, и даже просто идя по улице, непременно покажут пальцем на машину и скажут: «Бибика!» (или что-нибудь подобное). У взрослых такое комментирование уходит во внутреннюю речь. Я предполагаю, что так же могло быть и с человеческим языком в целом.

РАЗНЫЕ ГРУППЫ САПИЕНСОВ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, НАЧИНАЛИ ГОВОРИТЬ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ ИЛИ НА ОДНОМ?

— Кто же это может сказать? Генетики говорят, что наш вид в своем развитии прошел через бутылочное горлышко — сокращение численности чуть ли не до десяти тысяч человек. Естественно, они обитали на не очень большой территории. Можно ли так жить, не имея единого языка? Вероятно, зависит от того, много ли было на той территории ресурсов. Исследования историков показывают, что, когда ресурсов много, племена склонны защищать свои территории, не пускать на них чужаков и даже невест брать только из собственного племени, чтобы не распылять богатства, а в бедной среде, наоборот, развиваются межобщинные связи, чтобы было к кому обратиться за помощью в случае совсем крайней нужды. Первая ситуация располагает к тому, чтобы каждое племя держалось за свой язык, вторая — к распространению языка, единого для всех племен.

ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ ЛИ ЯЗЫК СЕЙЧАС И В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ?

— Превращается ли он во что-нибудь принципиально иное? Нет, не превращается. Меняется ли он внутри себя? Да, меняется. Язык не может не меняться. Даже эсперанто, когда он стал широко использоваться в непосредственном живом общении, стал изменяться. Если наш язык — игра в угадайку, то для нормального общения вам вовсе не обязательно говорить в точности так, как другие: если ваши языковые системы достаточно близки, то вас поймут (и полного тождества не потребуют).

А МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ-ТО ТРЕНДЫ В ЯЗЫКЕ, НАПРИМЕР, УПРОЩЕНИЕ ИЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ?

— Что кому проще, это разные языки решают по-разному. Русскому языку вполне просто иметь несколько согласных в начале слова, а, например, финскому — нет. Китайскому языку просто иметь тоны, а русскому— нет. Поэтому если русский язык заимствует слова из китайского, он никогда не соблюдает тон. Каждый язык, конечно, стремится упроститься, но каждый в свою сторону. И поэтому вряд ли имеет смысл говорить о глобальной тенденции к языковому упрощению.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ В БУДУЩЕМ РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ, ИЛИ ВСЕ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА ОДНОМ?

— А это вопрос, кто кого обгонит. Сейчас, с одной стороны, идет глобализация — все больше распространяется Интернет, а в нем — английский, язык межнационального общения. Если ты хочешь выйти в большой мир, то без него никак. Но, с другой стороны, тот же Интернет дает возможность фрагментации мира: вовсе не обязательно говорить со всеми, можно найти узкую группу своих единомышленников и общаться с ними — теперь не только письменно, но и устно, да еще и с видеозвонком. А группы бывают разные. Есть, например, группа людей, которые каждый год ездят в Карелию, живут там индейской жизнью и говорят на индейском языке лакота. Через Интернет они могут связаться с настоящими индейцами и поговорить с ними на этом языке. В принципе, на любой язык могут найтись фанаты. Есть, например, фанаты разговорной латыни, они говорят на ней между собой и даже поют по латыни (в очень качественном, надо сказать, переводе!) «Мурку» или «Жёлтую подводную лодку» (Yellow submarine).

Так что я теперь жду, что произойдет раньше: то ли малые языки вымрут, то ли до них доберутся «Скайп» и фанаты. И робко надеюсь на второе.

Журнал «Детали мира»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *