гой ты русь моя родная что значит гой
Стихотворение и анализ «Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Краткое содержание
А. Мельников. В деревне. 2017
Стихотворение написано от первого лица с намёком на автобиографичность. Лирический герой любуется видом, открывающимся перед его взором в деревне. Самое первое, на что он обращает внимание – это образа в ризах. Такие образа являются не просто неотъемлемым элементом русского интерьера, а деталями, указывающими на ключевое значение религии для русского человека. Герой выражает восторг бескрайними просторами, наслаждаясь их синью. Он уверяет, что никогда не променяет свою родину даже на настоящий рай.
История создания
Произведение, посвящённое своей стране, Есенин написал в 1914 г. К этому времени он уже покинул родное село, переехав в город. Молодой поэт сильно скучал по отчему дому, находя сомнительное утешение в алкоголе. Вдали от родных, он согревал свою душу воспоминаниями о малой родине. Идея произведения была навеяна Есенину атмосферой тех лет. Отношения между странами достигли высокой степени накала: это было время, предшествующее Первой Мировой войне. Повсеместно звучали патриотические разговоры: поэт пылко реагировал на них. Всё это находило живой отклик в его сердце.
Жанр, направление, размер
По жанру это лирическое стихотворение. Автор испытывал сильные эмоциональные переживания о судьбе родины, поэтому смог столь убедительно передать их читателям. Произведение написано в рамках литературного направления – имажинизма, пришедшего на смену футуризму. Имажинизм провозглашал метафору основным художественным средством изобразительности. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей: он позволяет создавать оживлённое настроение и ритм.
Композиция
Это произведение нельзя поделить на смысловые части по причине того, что все эмоции и переживания представляют собой единый, целостный монолог лирического героя. Можно выделить лишь последнее четверостишие: в нём поэт отходит от описания пейзажа и даёт волю эмоциям. Формальная организация столь же простая, как и смысловая: произведение состоит из пяти катренов.
Образы и символы
В произведении представлены образы, раскрывающие его тематику:
Также в произведении представлены иные образы природы: тополей, которые чахнут «звонно»; запахи яблочные и медовые, а также «стяжки», «серёжки» и пр. Все эти образы помогают перенести читателей в созданную поэтом местность.
Темы и настроение
В произведении подняты две важных темы:
Настроение стихотворения весёлое, бойкое. Родная земля вдохновляет поэта и успокаивает: он абсолютно счастлив.
Основная идея
Основная мысль произведения заключена в идее патриотизма. Но слово «патриот» в отношении лирического героя во многом неуместно. Есенин хочет лишь передать настроение, которое чувствует сам, когда вспоминает об отчем доме. Ключевая мысль является отражением поэтического кредо автора: он называет себя крестьянским поэтом, тем самым прочно связывая свою поэзию с малой родиной.
Средства выразительности
В стихотворении автор использовал такие средства выразительности, с помощью которых ему удалось создать панорамное полотно родного края:
Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная
Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.
Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной. В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску. Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.
Первое что можно увидеть — это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.
Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края. Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть. Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.
«Не надо рая, дайте родину мою» — эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».
Лирический герой
История создания
История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.
Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.
Литературное направление
Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.
По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»
По писателю: Есенин Сергей
В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.
Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.
Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.
В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.
В чём смысл?
Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.
У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.
Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Средства выразительности
В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.
Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.
Тематика и образы
Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Выразительные средства в произведении
Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, — это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.
Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга — зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.
Есенин активно применяет метафоры — веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты — захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.
Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.
Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.
Содержание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.
Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.
Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.
Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим которые использовал автор для создания своего детища.
Темы, проблемы и настроение
Центральные персонажи
Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.
Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.
Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.
Актуальность
Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.
Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.
В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.
Основная идея
Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А. Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе. Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.
Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.
Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.
Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.
Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин — «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение — ностальгия по родному краю.
Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.
Композиция
Композиция произведения – линейная.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Жизнь и творчество С. А. Есенина
Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.
Есенин был родом из Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.
Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».
1914 — год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.
Новое в блогах
Гой ты Русь моя роднаяСергей Есенин
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
*
Песню на стихи Есенина сочинила и исполнила Женя Мироенко из Орска.
Лауреат последнего фестиваля авторской песни «Бабье лето».
11 октября исполнила её на турнире поэтов в Орске.
О стихотворении, интересно почитать сочинение, раскрывающее содержание:
Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.
Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не может пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя».
«Гой ты, Русь, моя родная» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, история создания
История создания
В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.
В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».
В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».
Об авторе стиха
Сергей Александрович Есенин — мастер русского слова, истинно крестьянский и российский поэт, стихами которого зачитывались как его современники, так и поколения людей, жившие после ухода автора из жизни. Актуальны произведения классика и сегодня, они живут даже в многочисленных песнях. Поэт прожил невероятно плодотворную в творческом отношении, но очень короткую жизнь — Сергея Есенина не стало в тридцатилетнем возрасте. Литературное наследие поэта — настоящее бесценное культурное достояние России, пропитанное:
Родившись в селе Константиново Рязанской губернии, Сергей Есенин навсегда остался влюбленным в первозданность русской деревенской природы. Трепетное отношение к картинам детства поэт пронес сквозь все свое творчество, воплотив в строках пейзажной лирики. Именно к этому направлению относится «Гой ты, Русь, моя родная», анализ которого немыслим без упоминания о жизни и детстве поэта.
Литературное направление
Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.
Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).
Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.
Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.
Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».
Система образов
Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.
Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».
Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».
Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).
Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».
Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».
В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.
Символика и проблематика
«Гой ты, Русь, моя родная» Есенина, анализ которой проводится кратко в сочинении, вбирает в себя сразу несколько ярчайших образов деревенского быта и сельского пейзажа. Это и бескрайность полей, и ароматы медовых яблок накануне праздника Спаса, и картинки народных гуляний (корогод — хоровод), и заливистый смех русских красавиц («как сережки, прозвенит девичий смех»). Поэт сумел виртуозно написать портрет всей Руси в кратком пятистопном стихотворении. Вся эта картина открывается перед лирическим героем, который упоен прогулкой летней по деревне.
Сравнивая себя с «захожим богомольцем», автор в монологе героя показывает свое трепетное отношение к родной природе, позиционируя себя не хозяином, а гостем. Эти строки также связаны с духовностью произведения, в финале которого после приведенной не раз церковной символики («в ризах образа», «рать святая», «богомолец», «по церквам твой спас») даже рай уступает родине в ценности, что является грехом для верующего человека.
В период написания стихотворения между двух революций в российском обществе уже зарождались атеистические настроения, навязываемые большевиками, ведь, чтобы уничтожить старую систему и власть, нужно было и разбить прежнюю духовную силу народа. Несмотря на это, в каждой строфе есенинского творения встречается хотя бы одно слово, связанное с православием. В период горького разочарования в государственном перевороте и наступающего безверия образ родной сторонки был для Есенина словно луч света в темном царстве, словно икона.
Родную землю Есенин наделяет душой и как будто очеловечивает, называя ее «моя родная». Этими словами можно обратиться к матери или жене, поэт же адресует их любимому краю, показывая теплоту и нежность, которую испытывает к деревенской России. Как влюбленный слепец, поэт не указывает никаких недостатков сельской жизни — не упоминает тяжкий труд, разруху, бедность, пьянство. Есенин нарочно и осознанно идеализирует образ Руси, следуя как традициям имажинизма, так и своей собственной философии, и показывает только лучшие стороны села, воспевая его в своих строках.
Центральные персонажи
Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.
Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.
Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.
В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.
Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает — образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.
Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.
В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.
Лирический герой
Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.
Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».
Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.
В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.
Композиция
Композиция произведения – линейная.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»
Жанр: лирическое стихотворение.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: родина для поэта дороже рая. Патриархальная, православная, дореволюционная отчизна — его идеал.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », и природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай).
Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».
Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза.
Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве.
В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.
Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй.
Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! »
настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитерации на «с», «ст», «з», «пр», «кр» поэт передаёт ощущение необъятности пространства, движение по нему, напоминающее порыв ветра, звонкий трепет русской природы.
Ассонансы с «о», «а», «э» раздвигают границы изображаемого мира, к концу стихотворения они расширяются и раздвигаются до размера райских врат.
Слог «ра» («рать», «в раю», «рая») рождает в подсознании образ солнца, света, высшей красоты.
«Гой ты, Русь, моя родная…» С.Есенин
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»
Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.
Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.
В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.
Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.
«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.
Актуальность
Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.
Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.
В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.