градостроительство специальность что это
Градостроитель
Рейтинг пользователей сайта
Для друзей!
Справка
Специалисты по профессии «градостроитель» (их ещё иногда называют убранистами) занимаются планировкой и строительством городов. Задача градостроителя – составить такой проект постройки новых зданий и сооружений, чтобы живущим в них людям было максимально комфортно.
Сделать это непросто: в современном городе всегда есть дома, пришедшие в негодность. Их демонтаж, а также постройка нового жилого здания – задача очень сложная, требующая высокого уровня компетенции. Сооружение должно вписываться в окружающий ансамбль и соответствовать нормативам и требованиям безопасности. Специальность является довольно редкой и востребованной.
Полезные статьи
Как стать дизайнером?
Описание деятельности
Градостроители работают в научных и проектных организациях архитектуры и строительства, а также в администрации – в органах, управляющих архитектурой. В фирме, занимающейся ландшафтным дизайном и проектированием, градостроитель тоже будет востребованным специалистом. Бакалавров со специальностью «градостроитель» охотно примут на работу реставратором, дизайнером городской среды. При наличии опыта градостроитель может работать экспертом-консультантом.
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Какую специальность нужно получить
Направления подготовки и специальности вузов
Трудовые обязанности
На стадии составления проекта градостроитель должен представить, какие здания должны появиться на застраиваемой территории. Также специалист по городскому планированию определяет, сколько в районе должно быть детских садов, магазинов, школ. На этом этапе требуется объективно и грамотно просчитать, насколько прибыльны будут магазины и торговые центры, целесообразность постройки, влияние комплексных сооружений на экологическую обстановку в районе. В зону ответственности градостроителя также входит учитывание возможных стихийных бедствий и аварий. Лишь после проведения всех предварительных расчётов составляется проект и готовятся чертежи с помощью компьютерного проектирования и визуализации.
Особенности карьерного роста
В области градостроительства возможно сделать карьеру. Специалист может быть сотрудником частной фирмы, например, по ландшафтному дизайну, а может работать в государственной структуре. От этого зависит возможность карьерного роста. В негосударственных организациях можно начать работать штатным сотрудником и постепенно стать начальником либо основать собственную фирму.
Что касается госструктур, здесь есть и простые служащие, и руководители. Руководящие должности в профессии – это заведующий проектированием и улучшением городской среды и городской управляющий. Чтобы стать руководителем, потребуется большой опыт и выдающиеся личные качества. Это служащий высшего ранга, осуществляющий управленческую деятельность в органах государственной власти.
► В настоящее время всё более востребованными становятся специалисты, способные разработать проект по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Это очень важно: в небольших городах не так много удобных лестниц, заездов и транспорта, в которых таким людям было бы удобно.
Характеристика сотрудника
Человек, решивший связать профессиональную деятельность с городским планированием, должен для начала получить высшее образование и знания в области архитектуры и строительства. Также необходим навык использования компьютерных технологий для составления проектов. Важным качеством хорошего градостроителя является способность мыслить пространственно, охватывать городской пейзаж целиком. Что касается личных качеств, в этой профессии нужны люди, способные подходить к делу творчески и в то же время имеющие аналитический склад характера. Градостроитель должен быть аккуратным, внимательным к деталям и усидчивым. А ещё будет очень полезен хороший глазомер.
Профессия градостроителя обязывает мыслить глобально
Главный специалист АПО территориального развития АПМ №1 Института Генплана Москвы Софья Черемисина не сразу поняла, что архитектура – это ее призвание. Училась на курсах в МИТРО (Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»), собиралась поступать в МГУ, но жизнь внесла коррективы в эти планы.
В 2015 году Софья Черемисина пришла работать в Институт Генплана, чтобы посвятить себя работе над масштабными проектами и стать частью большой команды. Она убеждена, что участвует в проектировании жизни людей, и в полной мере осознает свою ответственность.
Самое важное – найти баланс между всеми жизненными аспектами. Ведь прежде чем наводить порядок в городах, нужно привнести его в собственную жизнь
Что оказалось самым сложным в выбранной профессии?
Сложность профессии в том, что архитектору-градостроителю нужно правильно скоординировать множество процессов, влияющих на жизнь города, соблюсти все нормативы и регламенты и в итоге представить грамотно оформленное решение в оговоренный срок. Любая внезапная корректировка на одном из этапов ведет к тому, что большой объем работы приходится делать заново. Это нелегко, но я понимаю, что благодаря преодолению трудностей и происходит профессиональный рост.
Бывают ли в вашей жизни периоды творческого кризиса, когда хочется все бросить и заняться чем-то другим?
Бывает, что в повседневной работе мне не хватает творческой составляющей. Но стоит задуматься об этом, как появляется проект, где можно проявить творческий подход. Кризисы, как правило, случаются по другим причинам. Дело в том, что градостроительное проектирование отражает ценности, которые преобладают в обществе, а они не всегда совпадают с моими внутренними убеждениями. Мне важно понимать, что работа, в которой я участвую, принесет реальную пользу и улучшит чью-то жизнь, но, к сожалению, практическая реализация градостроительных решений иногда отличается от проектной документации и заложенных в ней рекомендаций.
Софья, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша трудовая деятельность в Институте Генплана? Как появилась мысль здесь работать?
С детства я хорошо рисовала, моим любимым предметом в школе была геометрия. Но в Московский архитектурный институт попала совершенно случайно: готовилась к поступлению в МГУ, а знакомая мамы предложила сходить на день открытых дверей в МАрхИ. Я записалась там на курсы рисунка и черчения – давно хотела научиться рисовать более профессионально – и за несколько месяцев учебы поняла, что мечты об МГУ остались в прошлом. Став студенткой МАрхИ, окончательно убедилась, что правильно выбрала как будущую профессию, так и кафедру – «Архитектура сельских и населенных мест». Всегда буду благодарна моим преподавателям В.Е. Корси и И.Г. Орловой за полученные знания и формирование моего архитектурного вкуса.
Еще в период учебы я начала пробовать себя в реальной проектной деятельности в проектном бюро «Римакс», которое специализировалось на многофункциональных высотных комплексах. Один из основных их объектов – Башня «Федерация». В качестве практиканта я принимала участие в проектировании жилого комплекса «Дубровская слобода». А во время последнего года учебы в институте работала в бюро Михаила Корси. Когда в начале 2015 года Михаила позвали работать в Институт Генплана Москвы, он предложил присоединиться к своей команде. Мне было интересно попробовать себя в сфере градостроительства, к тому же в институте нравилось заниматься генпланами. В дипломной работе я спроектировала не только объект, но и всю инфраструктуру, и застройку вокруг него.
Как вы оцениваете свою работу в Институте? В чем ее глобальная цель?
Я рада быть причастной к делу такой большой и сложной структуры, как Институт Генплана, участвовать в развитии городов, проектировать будущее людей. Мне нравится работать в АПО территориального развития, заниматься не только московскими, но и региональными проектами. Конечно, это очень важно – я часто езжу на родину в Рязань и не понаслышке знаю о контрасте между Москвой и регионами.
Наша глобальная цель – создавать комфортную городскую среду, привлекающую в город ценные трудовые кадры, проектировать города, жители которых будут по-настоящему счастливы, откуда не захотят уезжать. Грамотные градостроительные проекты – основополагающий ресурс для этого. Хочется, чтобы благодаря нашим усилиям регионы становились самодостаточными, функциональными и удобными для жизни, отвечали всем требованиям современного человека. Думаю, эта цель достойна того, чтобы трудиться ради нее.
Наша профессия обязывает мыслить глобально и не размениваться на сиюминутные запросы общества. На мой взгляд, каждый участник градостроительного процесса в своей работе должен руководствоваться этическими ценностями и неукоснительно следовать им. Я бы даже предложила ввести градостроительный аналог клятвы Гиппократа (улыбается).
Глобальный уровень – это как раз то, что вызывает в вас трепет по отношению к делу, которым занимаетесь?
Конечно! Такой масштаб работы затягивает. Еще задолго до прихода в градостроительство я испытывала трепет от магнетического влияния города на человека. Во времена горячей юности увлекалась руфингом – покорением городских крыш. С высоты каменное творение человека казалось живым, сложным и красивым организмом. Каждый раз город влюблял в себя заново. Теперь я смотрю на города на мониторе своего компьютера и счастлива, что участвую в их развитии.
На ваш взгляд, какими качествами должен обладать специалист Института Генплана?
Желанием развиваться, двигаться вперед и быть любознательным, не бояться ответственности. А еще: не забывая о важности собственной работы в рамках проекта, интересоваться не только ею, но и процессом целиком.
Вы с коллегами работаете над очень интересными проектами. Расскажите, какие из них особенно вдохновляют?
Как правило, у нас разномасштабные проекты: от концепций небольших кварталов до генеральных планов городов. Каждый город – это симбиоз истории, культуры и природного ландшафта, поэтому универсальной схемы решения градостроительных задач нет.
Сейчас мы завершаем большую работу над Генеральным планом города Воронежа. Параллельно с работой над генпланом нам удалось проработать две концепции развития неэффективных промышленных территорий: Воронежского экскаваторного завода (ВЭКС) и Станкостроительного завода. Заброшенные промзоны в городе – как гора мусора посреди комнаты. Разбирать ее не хочется, но жизнь кардинально улучшится, если, наконец, это сделать.
Концепция ВЭКС – чрезвычайно интересный, хоть и небольшой проект. Специально для работы над ним была создана команда под руководством Виталия Лутца. Благодаря этому проекту мы создали для Воронежа образ новой комфортной среды. Механизмы, которые использовались в Воронеже, можно будет применить для развития подобных территорий и в других городах.
Еще одной яркой и важной работой стал для меня проект планировки жилых территорий в городе Сарове, где удивительным образом сочетаются научный и культурный центры. Хочется отдельно отметить неповторимость этого закрытого города. Далеко не каждый может там побывать, не говоря уже о том, чтобы поучаствовать в его развитии. Нашей мастерской выпал шанс разрабатывать планировку жилых микрорайонов на свободных территориях площадью 115 гектаров. К слову, это был первый проект, который я вела от начала и до утверждения – огромный опыт для меня как для архитектора, так и для менеджера. Рада, что мой руководитель Александр Котенков поверил в меня и доверил мне исполнение и реализацию этой задачи.
С удовольствием вспоминаю и работу с Александром Колонтаем над методикой по формированию разнообразия застройки на примере проекта планировки в Сарове. Работать над детализацией проектной среды с человеком такого масштаба мысли – редкая удача. Очень плодотворной была деятельность с Ольгой Васиной, под руководством которой я начала работать над генеральным планом Альметьевска. Думаю, именно этот проект заложил фундамент моего отношения к профессии.
Вы спросили, какие проекты меня вдохновляют и, отвечая, я поняла, что вдохновляют люди. Любой проект становится интересен, если он заряжен энтузиазмом людей, с которыми работаешь.
В чем именно заключается ваша роль в проектах, которые курируете? Чем наполнен ваш рабочий день?
Зависит от масштаба проекта. Например, при разработке концепции реконструкции Станкостроительного завода я выполняла в основном менеджерскую функцию, курировала проект. А в работе над генпланом Воронежа я отвечаю за конкретные разделы: анализ ППТ, общественно-коммуникационный каркас и различные схемы, отображающие текущую ситуацию и будущее развитие города. Периодически возникают задачи, которые повторяются: выполнить чертеж планировки территории, архитектурно-планировочное решение, провести межевание, координирование, аналитику. Все они по-своему интересны.
Во время работы над проектами зачастую нет четкой иерархии – ты сам себе и начальник, и подчиненный. Сам распределяешь работу, сам выстраиваешь схемы и сам же потом выполняешь – сидишь и чертишь. Специалист один, а компетенций много. Такая профессия требует разносторонних навыков.
Какие профессиональные навыки и компетенции вы приобрели в Институте?
Когда я только пришла в Институт Генплана, то и не представляла, насколько разнообразные знания и навыки здесь получу. Из профессиональных – это умение комплексно работать с территорией и большими объемами градостроительной информации, учитывать различные уровни контекста при проектировании. А в плане личностного роста Институт учит меня действовать в режиме многозадачности, брать на себя ответственность, не бояться принимать решения, работать в команде. Сегодня важен не только накопленный опыт, но и умение встраиваться в текущую ситуацию, быстро ориентироваться в меняющихся условиях и тенденциях. А идеальная команда – это некий симбиоз опыта корифеев и новаторского подхода молодых сотрудников.
Мне кажется, из вас получится грамотный руководитель. У вас идеология хорошая, правильная. Думаете о карьерном росте?
Спасибо за комплимент. Что касается карьерного роста, то он подразумевает уход от архитектуры в менеджерскую работу, а мне пока хочется, чтобы в моей профессиональной жизни, как и сегодня, было место для творчества.
Раз уж мы начали говорить о профессии, как вы считаете, насколько она современная, востребованная, полезная для города и страны?
Безусловно, это важная профессия, особенно в период активной урбанизации и освоения новых территорий. Мне бы не хотелось, чтобы ее значимость снижалась. В книге «Мир архитектуры» Алексей Гутнов и Вячеслав Глазычев, размышляя над проблемами градостроительства, пишут, что к концу 70-х годов роль главного архитектора фактически стал играть градостроительный комбинат. Во многом это актуально и сегодня. Градостроительная деятельность не должна быть лишь средством реализации новой волны жилищного строительства. Тогда и наша работа будет более значимой.
Что вас увлекает вне работы? Есть ли какое-то хобби, например, необычный вид спорта, коллекционирование картин или открыток?
Я много чем увлекаюсь, два любимых вида спорта: верховая езда и большой теннис. Эти занятия дают заряд энергии и возвращают любовь к жизни, но заниматься регулярно времени, к сожалению, не хватает. Сейчас сидячий образ жизни привел к тому, что мне пришлось заняться йогой критического выравнивания для оздоровления позвоночника.
Увлечения, хобби должны присутствовать в жизни каждого человека. Они помогают переключиться, освобождают ум, помогают работать более продуктивно. Мне хотелось бы, чтобы в жизни был баланс между всеми ее аспектами. Это то, к чему я стремлюсь. Ведь прежде чем наводить порядок в городах, нужно привнести его в свою собственную жизнь.
Профессия — урбанист: кто и как будет планировать наши города в будущем
Об экспертах:
Материал подготовлен при участии преподавателей Кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС:
Кафедра была создана в 2009 году ученым, профессором Вячеславом Глазычевым и стала первой в России образовательной и исследовательской платформой, занимающейся вопросами управления городским и территориальным развитием. На ее базе создана Библиотека территориального развития — первый цифровой ресурс, посвященный городской среде и урбанистике.
Постиндустриальный город многомерен и сложен. Его изучение уже давно перестало быть уделом архитекторов, планировщиков, экономистов, коммунальщиков и т.д. Специалисты, развивающие города, больше не могут оставаться «узкими» профессионалами: им нужна междисциплинарность, умение видеть объект объемно, понимать многочисленные и сложно разветвленные связи и последствия. Кроме того, в постиндустриальном обществе растет роль человека, его интересов и предпочтений — они постепенно становятся экзистенциальными для развития тех или иных территорий, агломераций. Да и сама сфера становится интересна все большему числу жителей, желающих участвовать в процессе развития и улучшения своих городов.
Восприятие урбанистики: раньше и сейчас
Любое пространство, в том числе городское, связано с двумя большими параметрами: жителями (населением) и экономикой. Примерно до 1980-90-х годов подготовка специалистов для изучения и проектирования городов была связана с типом экономики и общества.
В 1960-70-х годах активно развивались теории и дисциплины, связанные, в первую очередь, с экономическими аспектами: инвестиционная привлекательность, планирование размещения производства. Изучение экономики занимало существенное место в образовательных программах и исследованиях, а человек был скорее подчиненной переменной. Второй аспект — территориальное планирование. Эти две доминанты определяли «лицо урбанистики» прошлого столетия.
С переходом к постиндустриальному обществу довольно сильно меняется соотношение этих факторов — физические и материальные играют все меньшую роль, а на передний план выходит человеческий фактор. Сегодня вклад человеческого капитала в общий мировой продукт составляет до 80%.
Урбанистика также претерпела изменения и за последние 30-40 лет отошла от чисто экономических и планировочных аспектов к более комплексным, изучающим потенциал и развитие человека. Ведущими дисциплинами стали антропология, социология, креативные индустрии.
Актуальные тренды в урбанистике
«Мягкая инфраструктура»
C точки зрения привлекательности городов в международных методиках выделяются два больших блока — твердые и мягкие факторы. Если в индустриальной экономике приоритетную роль играют первые (транспортная доступность, стоимость ресурсов, близость к источникам сырья и рынкам потребления), то в постиндустриальной экономике ведущими становятся мягкие факторы. К ним относится «мягкая инфраструктура», образование, культура, местное сообщество, связи между людьми, интеллектуальный творческий креативный рост.
Можно привести в пример Берлин — город с тяжелой историей, радикально изменившийся за 30 лет. О нем никогда не говорят как об индустриальном городе, потому что креативная среда дала новый толчок к развитию и позволила сформироваться уникальной городской среде. Есть также пример французского Монпелье, который делает ставку на образование и развитие инновационных технологий. Этот город с большим числом образовательных учреждений — от университетов до бизнес-школ — технологических кластеров, разнообразием услуг привлекает иностранных преподавателей и студентов со всего мира и в то же время остается относительно спокойным и творческим.
Многомерность и междисциплинарность
Пространство — это насыщенная территория, где встречается очень много различных компонентов и элементов. Если мы хотим изучать его, мы должны учитывать все компоненты. Комплексность и взаимосвязанность дисциплин — ключевой тренд. Многоаспектность и многомерность самого объекта — города, учет самых разных аспектов ведут к тому, что и профессиональное образование должно быть комплексным.
Цифровизация
Во всем мире, в том числе и в России, в процессы строительной отрасли, органов городского управления активно внедряются новые цифровые технологии. Например, 4D и BIM-технологии уже сейчас позволяют создавать информационные модели как отдельных элементов конструкций, так и всего строения, рассчитывать ресурс объекта и его частей, визуализировать полученные модели во времени.
И в городском планировании и управлении многие решения уже невозможно представить без цифровой поддержки. И это не только пользовательский интерфейс, позволяющий упростить взаимодействие людей с городом, но и в том числе большое количество сенсоров и датчиков, дающих возможность увидеть город в другой оптике, которой точно не существовало еще пять-десять лет назад.
Сегодня о городе можно многое сказать с помощью огромного количества данных. У нас появилась некая сеть разных взаимосвязанных точек и параметров, позволяющая обрабатывать, обобщать и интерпретировать все эти данные цифровыми методами. Создавая цифровую копию города, можно менять переменные в больших моделях и вносить «виртуальные», а не реальные физические изменения в пространство. Это позволяет посмотреть на изменения в динамике, предугадать эффекты воздействия и спланировать все более детально. Однако с другой стороны, искусственный интеллект не даст полной картины, так как город — это не только данные и их взаимодействие, но и люди, действия которых могут приводить к совершенно неожиданным эффектам. Всецело полагаться на цифровые модели — не совсем правильный ход.
Учебные заведения тоже стараются использовать цифровые технологии, отчасти к этому их подтолкнула пандемия. Но полноценное образование все-таки должно быть в том числе очным, «живым»: необходимо взаимодействие преподавателей и слушателей, студентов между собой, тогда идет полноценный процесс образования. Хотя сегодня вузы осваивают и новые форматы обучения: учатся проводить интерактивные лекции и практические онлайн-занятия. Одна из идей — попробовать использовать цифру и VR в наиболее приближенном к реальному образованию формате.
Вовлечение жителей
Привлечение горожан к развитию среды становится нормой муниципальных практик. Сейчас уже сложно представить проект публичного пространства — парка, набережной, площади — без участия жителей в процессе разработки. Для вовлечения применяется большое количество инструментов: от опросов и социальных исследований, до стратегических семинаров и соседских фестивалей. Технологии городского соучастия получили экстенсивное развитие в рамках федерального проекта и конкурса «Формирование комфортной городской среды», от муниципалитетов-участников которого требуется подготовка проектов развития общественных пространств совместно с местными жителями и бизнесом.
Специальность: урбанист
Профессия урбаниста — профессия и настоящего, и будущего. Всегда нужны люди, которые осмысляют процессы в городе, помогают формироваться современным трендам. Профиль урбанистики (территориального развития) — это абсолютно живая материя, которая будет продолжать меняться. Это важно при определении профессии урбаниста.
В нашем сообществе часто говорят о том, что нужно разработать некий стандарт урбанистики. Мы находимся на этапе его поиска и формирования, но формат еще не найден и не закреплен. Во многом появление стандарта может говорить не о развитии, а новых ограничениях. Закрепление профессии даже может привести к кризису для урбанистики и стагнации, потому что сама область знаний комплексная и изменчивая. Соответственно и в образовании очень важно быть гибким и адаптивным, постоянно реагируя на изменения.
Несмотря на растущую популярность профессии, получить диплом по ней до сих пор не так просто. Современная урбанистика — комплексная область знаний, в которой сложно сказать, что является приоритетом. Кафедра территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС, например, готовит специалистов в области территориального развития и делает упор на управление.
Первая и основная составляющая — городской менеджмент и ведение проектов пространственного развития. Студенты учатся реагировать на изменения в городе, что предполагает понимание взаимосвязей и измерений пространства, умение коммуницировать, убеждать и взаимодействовать, работу в команде и наличие управленческих и экономических компетенций.
Вторая составляющая касается всего, что имеет дело с градостроительством, градорегулированием и социально-экономической географией.
Третья — это гуманитарный блок: социология, антропология, искусство в городе, культурология, психология, через призму которых осуществляется осмысление городского пространства через взаимодействие с человеком.
И, наконец, архитектурная составляющая: студенты не обязаны чертить и проектировать здания, но должны быть в контексте и понимать, какие существуют архитектурные стили, какова ценность того или иного здания, почему она имеет мировое признание. Сегодня не все архитектурные вузы представляют такое широкое многоаспектное образование. Примерно треть студентов приходят на программы кафедры с базовым архитектурным образованием, но многие дисциплины для них в новинку, например, экономика и социология города.
Самые важные компетенции, необходимые, чтобы стать урбанистом
Образование в сфере территориального развития
Урбанистика — это довольно новое направление для России. На сегодняшний день выработался общий понятийный каркас в коммуникации между заказчиком, городской администрацией и жителями, но в ближайшем будущем формирование общего языка будет продолжаться. Практика вовлечения показывает, что этот процесс будет распространяться на общегородской уровень. Уже не только активисты и профессионалы будут понимать, как работают города — общий понятийный каркас будет охватывать городское сообщество в целом. Образовательные программы в этом случае являются хорошим медиатором и институтом, накапливающим и формулирующим этот язык, и учат разных игроков говорить на нем.
Также мы начинаем отходить от копирования и адаптирования зарубежного опыта и занимаемся развитием собственных подходов и технологий в территориальном развитии. Здесь необходимо соблюсти баланс и не уйти исключительно в практику, что может остановить поиск нового.