графические романы это что
Графический роман: характеристики, элементы, примеры
Содержание:
В графический роман Это тип публикации, в которой сочетаются форматы комикса и традиционного романа, взятые из обоих жанров. Он рассказывает историю с помощью виньеток, содержащих иллюстрации и тексты, но, в отличие от традиционных комиксов, он нацелен на более взрослую аудиторию, и у истории есть литературный подтекст.
В большинстве случаев он представлен в виде книги и является работой одного автора. Сюжет обычно длинный и охватывает глубокие темы, с особой атмосферой и психологическим развитием персонажей.
Этернаута (1957), созданный сценаристом Эктором Херманом Эстерхельдом и карикатуристом Франсиско Солано Лопесом, считается первым графическим романом в истории. Однако это было с Контракт с Богом (1978) Уиллом Эйснером, что этот термин стал популярным и начал использоваться для определения произведений этого жанра.
С тех пор этот формат продолжал развиваться и получил мощный коммерческий импульс, отличаясь от комиксов, предназначенных для более молодой аудитории.
Общие характеристики
Основная характеристика этого жанра в том, что он ориентирован на взрослую аудиторию, поэтому решает сложные вопросы.
Хотя история рассказывается посредством виньеток, в написании используются литературные ресурсы, типичные для традиционного романа, такие как автобиографический субъективизм и глубокое развитие персонажей.
Более того, представленные факты, которые могут быть как реальными, так и вымышленными, заслуживают доверия.
Считается, что есть два типа графических романов: независимые и коммерческие.
Независимый графический роман
Коммерческий графический роман
Среди наиболее ярких представителей этого жанра: Сторож (1986-1987), созданный сценаристом Аланом Муром и карикатуристом Дэйвом Гиббонсом, а также Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря (1986) Фрэнка Миллера.
Элементы графического романа
Символы
Виньетка
Это имя, данное каждой из коробок, состоящих из рисунков и текста, составляющих роман. Обычно он имеет прямоугольную форму и читается слева направо и сверху вниз.
Обрамление
Это реальное пространство, в котором происходит действие мультфильма.Он может включать разные плоскости и углы обзора, как в кино, так и на телевидении.
Закуски
Они используются для наложения диалога или мыслей о персонажах. Он состоит из шарика, на котором идет текст, и угла, который указывает, кто это говорит.
Картуш
Это часть истории, которую рассказывает рассказчик. Обычно он находится внутри коробки в верхней части панели.
Жестовые коды
Это элементы, которые вместе с диалогами позволяют выразить чувства персонажей. Например, высокие брови и широко раскрытые глаза указывают на удивление, а волосы встают дыбом от страха или ужаса.
Ресурсы движения
Эти элементы, такие как линии и облака пыли, придают действиям персонажей ощущение движения.
Среда
Это пространство, в котором разворачивается история, и оно может меняться по мере развития.
Разница с комиксом
Публика
Презентация
Графический роман обычно имеет формат книги в твердом переплете, а комикс имеет бумажную обложку и оформление журнала.
История
Графический роман рассказывает полную историю, для которой требуется значительное количество страниц. Комикс, со своей стороны, включает только небольшую его часть, которая продолжается еженедельно или ежемесячно, в зависимости от периодичности его публикации.
Сценарий
Графический роман имеет дело со сложными и зрелыми темами, в то время как комиксы обычно относятся к жанру комедии или приключения.
Примеры графических романов
Этернаута (1957)
Созданный сценаристом Эктором Херманом Остерхельдом и карикатуристом Франсиско Солано Лопесом, он считается первым графическим романом в истории. Сюжет повествует о вторжении инопланетян, которое происходит с ядовитой метелью и уничтожает большую часть населения Земли. В городе Буэнос-Айрес выжившие объединяются, чтобы попытаться оказать сопротивление.
Контракт с Богом (1978)
Написанный и нарисованный Уиллом Эйснером, он состоит из 4 независимых историй о бедных евреях, живших в пансионате Нью-Йорка во время Великой депрессии.
Маус: Сказка о выжившем (1980-1991)
Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря (1986)
Написанный и проиллюстрированный Фрэнком Миллером, он рассказывает о возвращении старого Бэтмена, который пытается очистить Готэм-сити от преступников.
300 (1998)
Также созданный Фрэнком Миллером, он повествует о битве при Фермопилах, в которой 300 спартанских воинов во главе с королем Леонидом сражались с гигантской персидской армией.
V значит вендетта (1989)
Из ада (1991-1996)
Также написанный Аланом Муром, он рассказывает версию истории Джека-Потрошителя и его возможные мотивы.
Ссылки
Мифомания: симптомы, причины и лечение у детей и взрослых
12 самых красивых историй в мире (с пояснениями)
Комиксы и Графические романы
Существует много определений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс — это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс — это единство повествования и визуального действия. В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом, но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа.
Комиксы могут быть любыми и по жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.
Важно:На статьи, посвященные новинкам и планам издательств, распространяются соответствующие локальные правила рубрики «Новинки и планы издательств».
Комикс «Биороиды» — фантастический проект студии «PROстранство». Команда напечатала небольшой тираж и готовит премьеру в Санкт-Петербурге — приходите 27 ноября в 15:00 в лавку «Апельсин» по адресу Каменноостровский пр. дом 38/96 (во двор, налево, 2-й этаж, кнопка 4). Можно будет пообщаться с авторами, получить открытку и эксклюзивный выпуск.
Эти необычные личности оказываются душами реальных людей, перенесенными внутрь биороида во время секретного эксперимента. Запертые в одном теле, все они вынуждены сотрудничать друг с другом, чтобы скрыться от преследования и обрести личную свободу.
1. 2-6 декабря мы традиционно примем участие в Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№! Ищите наш стенд в Зоне комиксов и приходите за бумновинками — «Травой» Ким-Жандри Кымсук, «Юбером» Бена Хейсеманса, «Дж. Гросом» Ларса Фиске и «Твоим дедушкой Васей» Анны Рахманько и Миккеля Соммера, — которые приедут на ярмарку прямо из типографии! А 5 декабря советуем не пропустить лекцию Александра Уткина «»Сказки Гамаюн». Русский фольклор сквозь призму фильмов Миядзаки, комиксов Миньолы и современных сериалов» (14:00, «Литературное кафе»). По ее окончании все желающие смогут получить рисованный автограф.
Для посещения ярмарки необходим QR-код или действующий ПЦР-тест. Также, друзья, не забудьте взять с собой маску.
2. Презентация «Кота раввина» в Петербурге
Петербуржцы, 14 декабря в 19:00 вместе с Французским институтом мы приглашаем вас на презентацию комикса Жоанна Сфара «Кот раввина»! Переводчица Алина Попова и научный консультант Валерий Дымшиц расскажут, с какими сложностями они столкнулись при работе над книгой, покажут картины, которым вдохновлялся Сфар, изображая Алжир начала XX века, и почитают сценки из комикса, не вошедшие в одноименный мультфильм. Ждем вас, друзья!
Из-за ковидных ограничений на презентации смогут присутствовать только 40 человек, регистрация откроется на сайте Французского института за 7 дней. Однако для всех желающих мы организуем прямую трансляции презентации в нашей группе в VK.
В реальности обложка ярче
Автор и художник: Брэхт Эвенс
Дата выхода: 2021
Издательство: Бумкнига
Чаще всего комиксы сравнивают с книгами, но в первую очередь они — одно из проявлений изобразительного искусства. Только историю рассказывает не одна статичная картина, а серия страниц с иллюстрациями. Мы привыкли, что для лучшего восприятия, эти иллюстрации либо тяготеют к классической живописи, либо к упрощённому «мультяшному» стилю. Потому что второй очевидный родственник комикса — анимация. Но как нам подсказывают всевозможные выставки и музеи — течений живописи было великое множество. Тем интереснее, когда художник в комиксе обращается не к привычным техникам, а уходить в авангард. Именно так делает бельгиец Брэхт Эвенс, новый комикс которого в этом году выпустило издательство «Бумкнига».
«Полуночники» рассказывают о трёх, на первый взгляд, абсолютно разных людях. Йона переезжает к новоиспечённой супруге в Германию и идет в бар, чтобы проститься с родным городом, Вик сидит за соседним столиком с сестрой и друзьями, а у страдающего депрессией Родольфа по прозвищу Барон Суббота здесь встреча с подругой. На протяжении этой долгой ночи они перемолвятся в лучшем случае десятком фраз, хотя так же часто будут находиться в одних и тех же местах, но их прошлое и настоящее переплетётся в удивительную и причудливую историю, которая завершится с восходом солнца.
И «причудливая» здесь не просто эпитет. Герои с головой погрузятся в ночную жизнь города, полную алкоголя, запрещённых веществ и не очень обдуманных связей. Временами повествование становится похоже на настоящий трип, но при этом остаётся очень логично. У всего есть причина и следствие. Поэтому ситуация за ситуацией, событие за событием, Йона, Вик и Родольф будут обнажать свою сущность. Своё скрытое Я.
Благодаря таланту рассказчика и художника Брэхт легко покажет нам изнанку своих персонажей и этого города. А талант у него огромный. Склонность к авангарду делает иллюстрации невероятно фактурными и запоминающимися. Практически каждая страница — эксперимент с визуальной формой повествования. Порой голова идёт кругом от игр с цветом и перспективой, но всё остаётся понятным и легко читаемым. При этом нет желания бежать вперёд, наоборот, хочется задержаться и рассмотреть каждый разворот. Тем более, это всегда окупается. Герои, которые сыграют свою роль дальше по сюжету, часто появляются несколькими страницами ранее, а интересный фрагмент на общем развороте окажется аккуратно повешенным ружьём и выстрелит парой страниц позже.
Ещё один необычный элемент в комиксе: вставные эпизоды с таксистом, который подвозит каждого из героев. Он всем под разными предлогами рассказывает о скелетике, висящим на зеркале заднего вида, и каждый раз выдумывает новую историю. Получился забавный связующий элемент с интересным оформлением.
Вообще, о достоинствах и визуальных красотах комикса говорить можно долго. Но к сожалению, есть в нём и неоднозначный момент. Это эпилог. Уж слишком он меняется тональность происходящего и выводы из самого комикса, делая его очень оптимистичным. Остановись автор на восходе солнца — было бы идеально. Великолепный открытый финал, в котором читатель сам делает выводы за всех героев. Вместо этого Брэхт зачем-то пытается разжевать и навязать свою философию. А такое надо или принимать, или нет. Я остановился где-то посредине.
Итог: шикарный по сюжету и исполнению комикс о людях с большими проблемами и непростой судьбой. Увы, финал немного смазан. Если не пугает абсолютно оправданое 18+ на обложке и вы любите что-то необычное, то советую не проходить мимо.
P.S. Сам теперь жду переиздание «Пантеры» — первого вышедшего на русском комикса Брэхта Эвенса, тираж которого я упустил.
Мой телеграм-канал: https://t.me/comics_and_stuff Как только разгребусь с парой статей для «Мира Фантастики», там станет намного больше уникального контента, который не сильно ложится в формат колонки
Графическая новелла
Графическая новелла, Графический роман (англ. Graphic novel ) — разновидность комикса. Представляет собой роман, издающийся в графическом варианте, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Неизвестно точное происхождение термина. В настоящее время он используется авторами комиксов для того, чтобы дистанцировать своё творчество от основной массы комиксов, рассчитанных на детскую аудиторию.
По содержанию такие произведения обращены больше к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту к аудитории (англ. adult content ). Графические новеллы отличается от традиционных комиксов и манги не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. Издаются обычно в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46—48 страниц (бывают расхождения в бо́льшую сторону). Также отличием графической новеллы является то, что зачастую альбом создаёт один человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник по покраске.
Содержание
Основные стили
Авторские стили
Национальные стили
Графическая новелла в Европе
Чаще всего публикация графических новелл происходит во Франции и Бельгии. Во Франции графические новеллы считаются 9-м видом искусства и поддерживаются на государственном уровне.
Графическая новелла в США
Длинное графическое произведение. Ориентировано на более взрослую аудиторию и также отличаются качественным сюжетом и прорисовкой. В США в отличие от Европы некоторые графические новеллы по объёму не превышают размер комиксов и издаются под мягкой обложкой. Очень популярно издание графических новелл по вымышленным вселенным (Звёздные войны, Чужие), а также адаптация популярных фантастических романов (Хроники Амбера, Хоббит, Легенда о Дриззте).
Графическая новелла в России
В России жанр графической новеллы всё ещё находится на этапе зарождения. Несмотря на обильное наличие талантливых художников и проектов графических новелл, всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали комиксов и графических новелл, крупнейший из которых — КомМиссия.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Графическая новелла» в других словарях:
Книга комиксов — Обложка графической новеллы «Incal» (Инкал) Ходоровского Графическая новелла или Графический роман (англ. Graphic novel) разновидность комикса. Представляет собой новеллу, издающуюся в графическом варианте, в которой основой передачи сюжета… … Википедия
Ниффенеггер — Ниффенеггер, Одри Одри Ниффенеггер Audrey Niffenegger Одри Ниффенеггер в 2009 году Дата рождения … Википедия
Уорд, Линд — Л. К. Уорд Пр … Википедия
Список медиапродукции серии StarCraft — StarCraft это научно фантастическая медиафраншиза, основанная на серии компьютерных игр в жанре стратегии в реальном времени, разработанных и изданных компанией Blizzard Entertainment. Серия включает в себя несколько игр, содержащих основную… … Википедия
Графический роман — (англ. Graphic novel), графическая новелла разновидность комикса. Представляет собой роман, издающийся в графическом варианте, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Неизвестно точное происхождение термина. В… … Википедия
Hellblazer — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Тесноглидек, Рудольф — Рудольф Тесноглидек Rudolf Těsnohlídek Псевдонимы … Википедия
Вампир Лестат — Это статья о романе. О персонаже см. статью Лестат де Лионкур. Вампир Лестат The Vampire Lestat … Википедия
Танкобон — (яп. 単行本 Танко:бон?) м., скл. в Японии формат издания книг. Танкобон обычно представляет собой отдельную (то есть не входящую в серию) книгу. Как правило (хотя и не всегда), он выпускается в жёсткой обложке. Применительно к ранобэ и манге… … Википедия
Аронофски, Даррен — Даррен Аронофски Darren Aronofsky … Википедия
Графический роман. Рисунок как слово
Когда появились комиксы? Собственно, едва человечество научилось высекать картинки камнями на стенах скал и пещер. Рассказы об охоте – это первые графические новеллы, а в египетских многоярусных фресках можно найти даже «баллоны» с текстом, признак современного комикса. Сегодня комикс – одно из самых спорных явлений. Для некоторых – целое искусство, а для некоторых – детские «веселые картинки».
Во Франции художник-комиксист получает ежемесячную зарплату и ездит с турами по стране после выхода каждого нового графического романа, а в России пока еще только набирают обороты проекты, связанные с выходом графических новелл. Тем не менее, очевидно, что «истории в картинках» – это текст универсальный. Не просто фразы, сопровождающиеся иллюстрациями, не совсем картинки с подписями, а что-то единое. Графический роман дарит совокупное впечатление от работы художника (а иногда нескольких), сценариста, автора…
Словами «графический роман» (синоним – «графическая новелла») описывают и собранные под одной обложкой комиксы, и цельные истории, и «комикс-адаптации» художественных книг, и книги, в которых вовсе нет ни единого слова. Термин «графический роман» используется, чтобы отделить полноценные книги, обладающие целостным сюжетом, высокой художественной ценностью, а также – чаще всего – предназначенные для взрослой аудитории, от детских и подростковых комиксов, представляющих собой короткие еженедельные выпуски.
Впрочем, объем и возрастное ограничение не всегда являются показателем графического романа. В американской традиции, например, и графические романы часто выходят в тонких выпусках под мягкой обложкой (именно такова судьба нашумевших «Хранителей»). Комиксы бельгийского художника Эрже «Приключения Тинтина» или прекрасный «Малыш Немо» Винзора МакКея, пусть и ориентированы на детей, вполне заслуживают называться «графическими новеллами». Таким образом, единый сюжет и проработанный, стильный рисунок – более справедливые, хотя и размытые показатели.
Неотъемлемый признак европейского графического романа – оригинальный, неповторимый авторский рисунок.
Основополагающим для восприятия графического романа, безусловно, является изображение. Как бы ни был важен сюжет или текст, главную эмоциональную нагрузку несет рисунок. Сценарий лишь особым образом играет в сочетании с работой художника. Именно графика создает атмосферу, благодаря ей, в первую очередь, создается впечатление о персонажах, она отвечает за то, как читатель воспримет ту или иную сцену.
Настоящие гуру графических романов – бельгийцы и французы. В этих странах комикс считается одним из видов искусства и поддерживается на государственном уровне. Выставки, посвященные комиксам, коллекционеры, собирающие самые редкие издания… И огромное количество интересных, самобытных художников-комиксистов.
Давид Б., Энки Билал, Рене Госсини, Ромен Гюго, Жак Тарди, Оливье Ледруа, – одни из многих авторов «bande dessinеe» (так французы называют свои «рисованные истории»). Как правило, в европейской традиции графический роман создается одним человеком, от сценария и текста до художественного исполнения. Неотъемлемый его признак – оригинальный, неповторимый авторский рисунок.
Один из образцов такого авторского рисунка – графический роман «Кот раввина» Жоанна Сфара. По комиксу самим автором был снят мультфильм, в 2011 году получивший премию «Сезар», а также номинированный на «Оскар».
Действие его происходит в Магрибе в начале XX века. Главный герой – кот, который съел говорящего попугая и сам научился разговаривать. Он влюблен в хозяйку, мечтает о бар-мицве и беседует с раввином о Торе, порой заставляя его впадать в отчаяние. Есть и много других героев: русский художник-мечтатель, мудрый арабский шейх и эксцентричный миллиардер, ищущие мистический утопический город – «африканский Иерусалим»…
Это история ироническая (с некоторой – кошачьей – точки зрения, это взгляд Сфара на свою собственную национальную принадлежность) и добрая. В ней интеллектуальный юмор и самая что ни на есть гуманистическая мысль о дружбе между разными народами сочетаются с выразительным рисунком. Сфар предпочитает нечеткую линию и динамичность, не прорабатывая фон настолько, насколько персонажей. Иногда достаточно нескольких линий, а то и вовсе одного цветового пятна, чтобы очертить место действия. На первом плане остаются эмоции персонажей. Сфар выбирает теплые, не слишком яркие цвета, а вдобавок рукописный шрифт придает истории налет сказочной байки.
Австралийский художник и писатель Шон Тан – мастер смешивать сюрреалистический рисунок с реалистическим. Его графические романы получили множество международных наград. Кроме всего прочего, он умеет рассказывать истории только за счет изобразительного искусства. В его книге «Прибытие» текста нет вовсе – все, что мы узнаем из этой книги, мы читаем по изображениям. Эта фантасмагорическая сказка полна символических метаморфоз и восхитительной детализации. Путешествие из Старого Света (маленьких тесных кадров и угрожающих теней) в Новый (где вместо такси все пользуются воздушными шарами, а газеты печатаются на неизвестном языке) ошеломляет героя. Чтобы общаться с жителями Нового Света, он рисует – так же, как рисует автор, и это больше, чем метафора иммиграции. Язык и невозможность отказа от него – философская проблема, о которой написаны диссертации. Шон Тан рассказывает о существовании без языка с помощью рисунка.
Другой его графический роман, «Ничья вещь», текст содержит, но его значение по-прежнему второстепенное. История, рассказанная Таном, носит характер притчи благодаря не только абстрактному сюжету, но и графике комикса. Здесь сюрреализм превалирует над другими стилями, и мы постоянно перемещаемся из круга знакомых и понятных предметов и мест в футуристическое нагромождение труб и шестеренок. То угловатый, то расплывающийся мир окружает главного героя, которого зовут Шон. Однажды Шон, собирая крышечки от бутылок, находит ничью вещь. Ничья вещь – это… действительно вещь. Красная и большая, она похожа и на живое существо, и на невероятную машину. Шон чувствует, что она находится «не на своем месте» и начинает поиски: он хочет отвести ее туда, где каждой ничьей вещи находится «свое место». В притче Тана такое место существует.
Легкий и карикатурный стиль графики позволяет сосредоточиться в первую очередь на мыслях и событиях, происходящих во внутреннем мире главного героя.
Совсем другое направление в графических новеллах – немного неряшливый, торопливый рисунок, который отодвигает на второй план многозначное прочтение и создает ощущение исповеди, личного искреннего дневника. Это, например, графические новеллы немецкого художника Маркуса Мавила «Давай останемся друзьями» и «История моей группы». Это простые жизненные истории – о дружбе, о любви, о попытках наладить отношения с девушками, об игре в музыкальной группе. В них есть место и щемящему отчаянию, и беспощадному смеху. Коротко говоря, это истории, в которых взрослеющий подросток легко может узнать себя.
Комикс канадского художника Филиппа Жирара «Овраги. Девять дней в Санкт-Петербурге» рассказывает о поездке самого Жирара и его друга, комиксиста Джимми Болье, в Санкт-Петербург на первый (теперь он стал ежегодным) комикс-фестиваль «Бумфест». Это история туристической поездки (прогулка по набережной Невы и питерским барам, потеря паспорта…), погружения в чужую культуру – и одновременно отражение внутренней рефлексии. Герой, недавно потерявший друга, постоянно видит его призрак на улицах Петербурга и пытается преодолеть эту трагедию. Улицы города, ясные и четкие, перпендикулярные и параллельные, вдруг сплетаются в тугой лабиринт, как сплетаются мысли и переживания героя.
Легкий и карикатурный стиль графики позволяет сосредоточиться в первую очередь на мыслях и событиях, происходящих во внутреннем мире главного героя. Несмотря на кажущуюся непроработанность фона, житель Петербурга непременно узнает на маленьких схематических кадрах уголки родного города, а порой слишком простые лица и фигурки людей подчеркивают искренность. Автор делится сокровенными переживаниями, а не стремится создать графический шедевр. В оригинальном издании комикса и текст написан почерком Жирара. Специально для русского издания почерк был адаптирован под кириллицу. Создание особенного шрифта для конкретного графического романа – дело обычное, ведь шрифт в данном случае порой не менее важен для восприятия, чем рисунок.
Один из признаков американского графического романа – очень часто над одной книгой работает группа людей.
Многие графические романы, вышедшие в Америке, отличаются энергичным гиперреалистическим рисунком (от «Тунды» Фрэнка Фразетты до «Дня М» Оливье Койпела). Еще один из признаков американского графического романа – очень часто над одной книгой работает группа людей.
«Хранители» Дэйва Гиббонса и Алана Мура – единственный графический роман, появившийся в списке бестселлеров «The New York Times». В «Хранителях» сочетаются детализированный динамичный рисунок, постмодернистские герои и держащий в напряжении сценарий. Это образец сотворчества сценариста и художника, в котором оба участника выступают на равных правах. Алан Мур не продумывал ни внешность, ни характерные особенности поведения героев, все визуальное наполнение, чрезвычайно важное для передачи характеров и атмосферы «Хранителей», принадлежит Дэйву Гиббонсу.
Этот роман не только разоблачает концепцию супергероев и остро ставит проблему власти и американской пропаганды – в него вплетено множество аллюзий и отсылок. Роман словно бросает в грязь и безжалостно растаптывает все представления о добрых героях и обреченных злодеях. Мстители в смешной, почти клоунской одежде пытаются бороться с беззаконием и несправедливостью, но сами они – люди, иногда слабые и всегда смертные. Они сходят с ума или спиваются, потому что не в силах справиться с невероятной ответственностью. Даже сверхъестественные способности, приобретаемые одним из героев, не помогают справиться с угрозой ядерной войны. Мрачная атмосфера альтернативных 1980-х заставляет холодок пробегать по спине: мир захлебывается в сильнейшем социальном кризисе, несмотря на все попытки его очистить, и невозможно избежать жертв и чудесным образом спасти всех.
Рисунок может придавать тексту особую силу, точно передавать целую палитру эмоций, которые сложно выразить словами.
Графический роман – одна из лучших площадок для художественных экспериментов. Можно экспериментировать во всем: в стиле, в цвете, в самой подаче материала.
Один из самых известных графических романов о черной стороне жизни – цикл «Город Грехов» Фрэнка Миллера. Графические новеллы, скорее даже притчи, в которых контрастный рисунок и цветовая гамма (желтый цвет вмешивается в черно-белое повествование далеко не сразу) воздействуют на читателя не меньше, чем содержание. Рисунок «Города Грехов» подвижен – то кадры полны проработанных деталей, то – схематических намеков на человеческие фигуры.
Притчи связаны между собой сквозными персонажами и местом действия – Бэйсин-Сити, который в просторечии превращается в Sin City, «Город Грехов». Это мир, в котором правит порок. Однако даже несмотря на это, в героях порой пробуждается человечность: давно запрятанная доброта, любовь и самопожертвование. К счастливому финалу, правда, такое пробуждение не приводит.
Другой пример графических экспериментов – автобиографические книги чешского иллюстратора Петра Сиса. Они наглядно показывают, как уместно авторский стиль рисунка может дополнять дневники и воспоминания, придавать тексту особую силу, точно передавать целую палитру эмоций, которые сложно выразить словами. «Стена» рассказывает о детстве художника до падения Берлинской стены. В этой книге находится место игре с черно-белой графикой и насыщенными красками. Гротескная жизнь «по эту сторону» и цветная, яркая – «по другую» подчеркивает авторское отношение к Холодной войне. «Тибет» же создан на основе записей отца о путешествии по «крыше мира». Это своего рода дневник, но центральное место в рассказе занимают сказочно-детализированные иллюстрации, превращающие чтение в настоящее волшебное путешествие.
Вокруг графических романов постоянно возникают споры. Наиболее частый повод для сомнений: можно ли передать в комиксе внутренний мир героев или рассказать о серьезных душевных переживаниях? А ведь возможности графического романа ничем не ограничены. Каждый волен выбрать по своему желанию, что он хочет увидеть: невероятные приключения, нарисованные ярко и сочно, или философскую притчу, в которой можно часами разглядывать каждый разворот, или историю чьей-то жизни, превращенную в комикс легкими и небрежными движениями. Что еще можно рассказать «в картинках»? Об этом – в нашем следующем обзоре.