графический пейзаж что такое
Пейзаж в графике
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Пейзаж в графике
6 класс.
Учитель ИЗО
МБОУ гимназии №45
г. Владикавказа
Дзасохова Т.Г.
Описание слайда:
Пейзаж как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства.
Слово «пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид страны» или «вид местности».
Олег Басаев. «Горный пейзаж»
Олег Басаев. Деревушка в горах.
Описание слайда:
Описание слайда:
Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности является линия точка, штрих, пятно, тон.
Материалы используемые ХУДОЖНИКАМИ –ГРАФИКАМИ : тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангина, карандаш и т. д.
М. Митурич. Зима.
Тушь, кисть.
Г. Верейский. В саду.
Тушь, кисть, перо.
Описание слайда:
Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.
Когда с конца XV в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей.
Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разработанности и орнаментальности изображения.
В.А. Фаворский. Иллюстрация. Новостройка в Сергиев- Посаде
В.А. Фаворский. Отдых стада
Описание слайда:
ГРАВЮРА – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на линолеуме, дереве, металле.
Гравюра.
В. Фаворский «Рассказы о животных»
А. П. Остроумова-Лебедева.
Ростральная колонна
Е. И. Чарушин «Семеро козлят»
Описание слайда:
Для того, чтобы научиться быть хорошим пейзажистом, надо сделать много эскизов и рисунков с натуры. Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу.
Чёрно – белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Азамбек Васильевич Джанаев
Из серии «В горах». 1963.
Описание слайда:
В листах своей серии художник не передает деталей быта, внешне определяющих наше время. Но сами образы горцев, здоровых и жизнерадостных, изображение их свободного труда – все это достаточно ярко характеризует время, которое показывает художник.
Старики.
Из серии «В горах».
Описание слайда:
Задания
Выполни графическую работу «Весенний пейзаж».
Рощина-Егорова Оксана Александровна
Описание слайда:
Граттаж (в переводе с французского языка – «царапать»)- это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острием резака бумаги, закрашенной тушью.
Описание слайда:
Монотипия выполняется так. Покрой влажной и густой краской лист бумаги и нарисуй на нем сверху карандашом линейный рисунок. Затем прогладь его пальцем или боком ладони там, где это имеет смысл, с разной силой нажима.
Теперь аккуратно сними листок с отпечатком пейзажа.
Эта техника требует умение экспериментировать.
Сыров Валерий. Пейзаж.
Монотипия. Пейзаж.
Описание слайда:
Сделай натурные пейзажные наброски и зарисовки карандашом или ручкой. Выполни графический пейзаж в технике граттаж и монотипии.
Куркумули Э.
Описание слайда:
Тесты по уроку
1. Что является основой языка графики?
а) конструкция б) объём
в) колорит г) линия
д) светотень е) штрих
2. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:
а) живописи
б) скульптуры
в) графики
3. Как называется гравюра на дереве?
а) ксилография
б) литография
в) офорт
4. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – всё это
а) живопись
б) скульптура
в) графика
5. Кто автор серии рисунков «В горах»?
а) А. Джанаев
б) М. Туганов
в) К. Хетагуров
6. Кто автор гравюры «Рассказы о животных»?
а) В. Фаворский
б) А. Остроумова –Лебедева
в) Е.И. Чарушин
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Предмет Мировая художественная культура
Портреты Древнего Египта
Приготовление блюд из фруктов
Лучшие художественные произведения
Праздник французской песни
В гостях у русской матрешки
Вышивка шелковыми лентами
Учебно-методический комплект Искусство
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5333020 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Графический пейзаж
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Графический пейзаж
Автор: Поваров С.В., студент МПГУ
художественно-графического факта,3курса 2группы,
grey-19@.mail.ru
Руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент Гудилина С.И.
2008 г.
для учащихся художественной школы
Методика выполнения графического пейзажа
Описание слайда:
В зависимости от характера
пейзажного мотива можно
выделить сельский,
городской, индустриальный
пейзаж.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом
которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой
живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Описание слайда:
Этапы выполнения пейзажа
Описание слайда:
Описание слайда:
В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет
настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверх –
ностью небо образует купол, полусферу. Это лучше под –
черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме
и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и
ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту.
Светотеневые эффекты на облаках значительным образом
изменяются в зависимости от времени дня. Именно обла –
ка, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значитель –
ным образом изменить впечатление. Очертания легких
облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку.
Небо в пейзаже
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Наиболее удачное композици –
онное решение можно исполь –
зовать для выполнения дли –
тельного рисунка. В число
учебных задач, решаемых
пейзажистом, может входить
передача определенного време-
ни суток, состояния природы
или времени года. Также
используются различные худо-
жественные материалы, такие
как грифельный и угольный
карандаш, перо, фломастер,
геливая и шариковая ручка.
Описание слайда:
1.Как будет выглядеть изображение пейзажа при высокой,
обычной и низкой линии горизонта?
2.Играет ли роль изображение неба в пейзаже, если да, то
какую?
3.В чем различия линейного и светотеневого наброска
графического пейзажа?
4.Какими художественными материалами лучше всего
выполнять длительный рисунок пейзажа?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Изображение пространства. Графика. Пейзаж
Разделы: МХК и ИЗО
Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах.
Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел, рождаются все виды изобразительного искусства.
Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Художники часто выбирали только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромные работы – гризайль широко применялась у старых мастеров. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в ХVII в. Его создали голландские живописцы. Русский пейзажный рисунок начинает свою историю с XVIII столетия. Первым этапом в его развитии был пейзаж парковый, с его условно построенной перспективой, появление которого связано со многими новыми явлениями русской культуры второй половины ХVIII века – веяниями сентиментализма, размахом дворцово-паркового строительства. Художники прикомандировывались к научным географическим и топографическим экспедициям, акварелисты и графики сопровождали русскую армию во время военных походов.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. графика определилась как самостоятельный вид искусства. Графика выходит на первый план и становится ведущим искусством. Высокая культура русского рисунка этого времени связана с именами целой плеяды талантливых мастеров.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
Рисовальные техники обычно подразделяются на «сухие» и «мокрые». К «сухим» относятся различные карандаши, уголь, сангина, соус, мел, пастель; «мокрые» объединяют рисунок кистью в технике сепии, туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Особое место занимает перовой рисунок. В «сухих» техниках чаще всего преобладает линейный, штриховой рисунок, «мокрые» техники дают возможность работать пятном. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов. [2]
Все названные техники позволяют передать цветовое и световое богатство мира исключительно черным и белым и их многочисленными градациями или различными тональностями в пределах одного цвета (красноватой сангины или коричневой сепии). И только пастели и акварели (и разновидности акварели — гуаши) доступно цветовое решение. Акварельная техника стоит уже на границе между графикой и живописью. По многоцветности она близка живописи. Но по своим небольшим размерам, по сравнительной быстроте исполнения и по материалу, на котором художник работает (на бумаге), ее следует отнести к искусству рисовальному. [3]
Появившись в России в конце XVIII века, акварель в течение XIX века познала и совершенствовала свою собственную специфику, став одной из любимых техник. Характерные качества акварели — это прозрачность, необычайная чистота и интенсивность цвета. В чистой акварели белила обычно не употребляются, и их роль выполняет белая бумага, просвечивающая сквозь слой краски. В акварели существуют два основных метода работы. Первый — это многослойная акварель с моделирующим прокладочным тоном, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные лессировки, достигая определенной цветовой силы. Второй — близкий к живописному приему, при котором на бумагу сразу наносится цвет необходимой интенсивности. На практике оба эти приема иногда сочетаются и варьируются.
Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях. [4]
Интеллектуальное богатство человека позволяет ему с одинаковым восторгом воспринимать величие техники наших дней и лирику русской природы, видеть новые черты в облике нашего современника, сложность и цельность его духовной жизни. Это нераздельное восприятие нашей действительности в ее многообразии великого и малого подвластно и доступно именно графике и, в частности, рисунку — искусству тонкому, умному, быстро и чутко откликающемуся на современность во всех ее проявлениях.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема уроков. «Изображение пространства. Пейзаж в графике» (6-й класс, IV ч.). [1].
Задание-упражнение. Пейзаж с отражением в воде. Акварель.
Цель урока. Изучение средств художественной выразительности в графике, используемых для передачи понимания красоты природы (линия, штрих, пятно), линейная и воздушная перспективы, перспективные закономерности отражения в воде. Знакомство с ролью тона и цвета в изображении пространства.
1. Беседа
Произведения станковой графики – это самостоятельные, тщательно проработанные художественные произведения различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и др.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой графики.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, парковый, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Например, пейзаж И.И. Левитана часто именуют « пейзажем настроения ». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными штрихами и пятнами. Он проявляет себя как большой психолог природы и тонкий колорист. [3].
И.И. Шишкин – мастер изображения леса, стволов, листвы. В его рисунках – радость познания природы; они красивы игрой черного карандашного штриха, в них много воздуха и света.
А.К. Саврасов любит тональный рисунок, построенный на переходах от темного к светлому.
Рисунки Ф.А. Васильева, часто исполненные в красивом цвете сепии, полны чувства торжественной успокоенности природы. В альбомах художника много беглых набросков «для памяти», выполненных остро отточенным карандашом, где пейзаж намечен одним контуром.
И.Е. Репин – мастер объемно-пластического рисунка. В акварели его интересует не столько цвет, сколько форма. Его акварельный мазок всегда служит выявлению пластического объема. [4].
Пейзаж может быть фоном в графических произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. Перед художниками всегда стояла очень трудная задача — изобразить на двухмерной плоскости рисунка или картины трехмерное пространство.
Пространственное построение пейзажа решается средствами линии и тона. С помощью линейной перспективы художники создают глубину пространства.
Формы окружающих нас предметов, растений и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от наблюдателя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в системе линейной перспективы.
Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского языка перспективаозначает ясно вижу. Однако при работе с натуры художники не делают точных расчетов, а больше полагаются на свой глазомер, то есть используют наблюдательную перспективу.
Поэтому предметы, находящиеся на земле, облака в небе уменьшаются по мере удаления, утрачивая детали. Расстояние между деревьями, холмами скрадывается, и удаленные друг от друга элементы пейзажа кажутся на большом расстоянии тесно стоящими.
Позиция, с которой мы смотрим на местность, называется точкой зрения. На плоской равнине небо и земля встречаются на горизонте.
Плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая в виде прямой горизонтальной линии, называется в перспективе горизонтом.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,— видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.
Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.
Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается. Понятно, что горизонт, находящийся всегда на высоте глаз, пересекает все предметы перед рисующим на той же высоте.
В натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое расстояние.
По мере удаления смягчается и цвет, становясь более бледным и голубоватым. Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные — обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных — мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине. [2].
Свои перспективные закономерности имеют и отражения в воде. Как правило, длина отражения предмета в воде равна длине самого предмета. Отражение точно повторяет предмет, но в перевернутом виде.
Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.
Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.
Пейзаж включает в себя предметы с самой разной фактурой поверхности. Для его точного изображения приходится передавать все разнообразие таких элементов – шероховатость древесной коры, пушистость или перистость облаков, гладкую как зеркало воду в тихом пруду. Фактура пейзажа меняется в зависимости от времени года: мягкие, округлые кроны лиственных деревьев летом разительно отличаются от острых голых ветвей в зимнем лесу.
Абстрактное подобие фактуры можно создать для того, чтобы сообщить рисунку определенное настроение или создать определенную атмосферу. Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение природы, натуры. Можно использовать, наряду с линейной и штриховой разработками рисунка, специальные удары кистью и заливки тоном. Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.
2. Подготовка материалов
Приготовим краски. Потребуются голубая, синяя, фиолетовая (синяя и красная), зеленая, коричневая и черная краски.
Промоем кисточки и вытрем их тряпочкой. Приготовим палитру, стакан с водой.
Лист бумаги для акварели положим на пластиковый стол, не подкладывая бумагу или материал.
Губкой или кусочком пористого материала смачиваем лист бумаги. Если образуется лишняя вода, то необходимо промокнуть ее.
3. Просмотр презентации
Рассматривание иллюстраций известных художников. Приложение 1.
4. Выполнение упражнения
Начинаем выполнять рисунок. По мокрому листу кистью намечаем две диагонали. В центре листа на пересечении диагоналей проводим широкой кистью мазок фиолетовой краской (или сине-голубой).
Далее, двигаясь от центра, широкими мазками наносим краску вправо и влево, постепенно увеличивая высоту мазков. Мазки – вертикальные, линии широкие. Цвета соединяем на палитре, добиваясь нужного оттенка.
1ч. синяя + 1/2 ч. зеленая (или фиолетовая),
1ч. зеленая + 1/2 ч. синяя,
только зеленая,
1ч. зеленая + 1/2 ч. коричневая,
только коричневая.
Размещаем полосы рядом, как бы вливая цвет в цвет, и пока краски не высохли, размываем и соединяем их края кисточкой. Оба цвета вливаются один в другой. Получаются интересные переходы от одного цвета к другому, так как работаем по мокрому листу. Стараемся заполнить штрихами расстояние между диагоналями до боковых краев листа симметрично. Высоту мазков увеличиваем от центра к краям между диагоналями (вспоминаем линейную перспективу).
Затем чистой кистью (без краски) проводим линию горизонта и берега водоема. Верхнюю и нижнюю четверти листа заполняем горизонтальными штрихами, растягивая уже нанесенные вертикальные мазки. Заполняем все просветы, придавая воде и небу как бы прозрачность (вспоминаем воздушную перспективу).
5. Творческое дополнение
Можно дополнить рисунок точкой, пятном. Для этого черной краской тонкой кистью, на поверхности воды прорисуем четким контуром маленькую лодочку с рыбаком или мексиканца на пироге. Можно придумать свое дополнение, но не забудьте об отражении в воде.
6. Анализ работ
Количество учащихся, выполнивших всю работу без ошибок около 70%.
Ошибки, допущенные в выполнении задания:
а) не использовались правильные материалы;
б) размещение изображения неправильное, не весь лист заполнен рисунком;
в) работа красками велась неаккуратно;
г) неверно выбрано цветовое решение;
д) не выполнены дополнительные условия задания.
На следующем уроке, когда рисунки высохнут, можно сделать выставку и обсудить с ребятами их работы.