графомоторные навыки это что

Развитие графомоторики ребенка

Развитие графомоторики ребенка — важная область обучения и подготовки дошкольника, как к школе, так и к жизни: в целях получения общих жизненно необходимых навыков.

Что такое графомоторика?

Самое простое объяснение: графомоторика — это способность держать ручку и писать.

Умение писать само по себе является сложной двигательной деятельностью, которая зависит от созревания и интеграции когнитивных, перцептивных и моторных способностей и развивается вместе с ростом и развитием ребенка посредством стимуляции и физических упражнений.

Чтобы успешно освоить навык написания, который необходим ребенку в школе, в первую очередь необходимо развить мелкую моторику мышц кисти и пальцев.

Итак, мелкая моторика необходима для письма, что является достаточной причиной для развития этого навыка дома, задолго до того, как вы пойдете в школу. Развитие графомоторных способностей начинается в возрасте 18 месяцев и длится до начала школы.

Этапы развития навыков письма

10-18 месяцев. Узор штрихами вперед — назад на бумаге. Ребенок держит карандаш в ладони и накрывает его пальцами (в руке).

3 года. Рисует горизонтальную, вертикальную линию и круг. Держите ручку близко к основанию тремя пальцами. Положение руки больше похоже на положение взрослого.

4 года. Ребенок рисует крест, диагональные линии, квадрат, несколько букв и цифр. Пусть дети пробуют написать свое имя. Держат ручку правильно.

5-6 лет. Ребенок рисует треугольник, пишет свое имя, хорошо обводит, пишет печатными буквами. Ребенок хорошо использует карандаш.

Развитие графомоторики у детей

Развитие графомоторики у детей младшего возраста можно стимулировать с помощью различных игр и упражнений для различного возраста:

Как еще стимулировать развитие графомоторики и письменных навыков:

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это что

Польза раннего развития графомоторых навыков

Большинству детей действительно нравится использовать карандаш даже в самом раннем возрасте. В дополнение к написанию букв, линий, форм ребенок развивает множество аспектов, которые важны для правильного развития посредством письменных упражнений.

Формирование правильного захвата

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, — карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

Источник

Процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это что Ольга Викторовна Жукова
Процесс формирования графомоторных навыков у дошкольников

Формирование графомоторных навыков у дошкольни ков

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

К важному параметру школьной зрелости относиться уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом.

Уровень развития мелкой мотор ики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому развивая графомоторные навыки решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.

Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлен ий:

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:

• Не сформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

Формированию графомоторного навыка у дошкольников можно выделить основные направления и приемы работы, учитывая базисные компоненты:

• серийную организацию движений,

• собственно графомоторный компонент,

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

— Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

— Упражнения на определение правых и левых частей тела.

— Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

— Задания с условиями по выбору нужных направлений.

— Занятия по штриховке по контуру, обводка.

— Срисовывание геометрических фигур.

— Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

— дорисовывание незаконченных рисунков;

— дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

— упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

— Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

— Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

• произвольной графической активности;

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Следует обращать внимание на такие ошибки:

• невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца;

• лишние движения на другой руке, ноге (синкенизии);

• при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;

• медленное выполнение отстукивание ритмов;

• при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений;

• в пробах а имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.

Дети учатс я:

• ориентироваться в тетради в клетку,

• обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания на листе бумаги по образцу;

• ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги;

• пользоваться школьными принадлежностями: карандашами, резинкой, ручкой; копировать изображение по клеточкам;

• выполнять усложненную штриховку в разных направлениях и различными линиями;

• выполнять графические диктанты;

• обводить сложный рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги;

• раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур.

Эти показатели свидетельствуют о сформированности графомоторных навык ов.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников «Развитие мелкой моторики — показатель интеллектуальной готовности к школе» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия,.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Автор: Кутовая Екатерина Александровна, учитель – логопед. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Учитель – логопед МБДОУ д/с №58 Пономаренко.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Источник

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это что Ирина Перунова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

В исследованиях многих ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. В программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста мало внимания уделяется работе по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графо- моторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графо- моторных навыков дают все основания считать тему исследования актуальной в области дошкольной педагогики.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

На основе анализа методической литературы по данной тематике, мы апробировали комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Такие упражнения были внесены нами в ежедневную работу групп детей всех возрастов.

Каждое направление формирования графо-моторных навыковвключало в себя упражнения и задания трех уровней сложности: от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Формирование графо-моторных навыков в рамках нашей работы велось как фронтально, так и индивидуально в различных видах деятельности детей.

Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания, и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка,учитывались следующие условия:

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Формирование тонко- координированных движений.

9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Предлагаем некоторые виды упражнений :

Для детей младшего дошкольного возраста.

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

• Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина).

• Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

• Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

• Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

• Доставание бусин ложкой из стакана.

• Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

• Надевание и снимание колечка (массаж пальца).

• Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

• Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

• Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

• Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

• Сжимание и разжимание эспандера;

• Катание мячей-ежиков (с шипами).

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения для старших дошкольников.

«кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления(«тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрёшка», «цветок», «жук» и др.).

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

• составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов

• вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой

• нанизывание на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера

• кпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

• шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

• штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

• раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности

• обведение рисунка по контуру, копирование

• рисование по опорным точкам

• рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности

графический диктант.

Эти виды упражнений советуем выполнять шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью, что позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это чтоФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия,.

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период.

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это чтоФормирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это чтоПерспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков в старшей группе. Перспективное планирование работы по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Елисеева ГалинаГеннадьевна.

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.

графомоторные навыки это что. Смотреть фото графомоторные навыки это что. Смотреть картинку графомоторные навыки это что. Картинка про графомоторные навыки это что. Фото графомоторные навыки это чтоЗначение графомоторных навыков у детей 4–5 лет жизни На сегодняшний день программа в современной школе сильно изменилась. С одной стороны, программа значительно усложнилась, а с другой стороны,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *