грамматика синтаксис что изучает
Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.
Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.
Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.
Синтаксис — это.
Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».
Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.
Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.
Если на уровне младших классов школы, то:
Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении
Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.
В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…
Предмет изучения и основные единицы синтаксиса
Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:
Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.
Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.
Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:
В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:
Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.
Аспекты синтаксиса
Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:
В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.
Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.
К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.
Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).
Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).
Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.
Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
Выражается это коммуникативное различие только в интонации.
Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.
И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.
Заключение
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.
Грамматика синтаксис что изучает
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах.
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
Грамматика синтаксис что изучает
Грамматика- это система общих закономерностей употребления слов.
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Первая российская грамматика М.В. Ломоносова 1757.
Морфология как раздел грамматики.
Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики.
Морфология ( с греческого учение о форме) – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Морфология – это часть грамм. строя языка, которая объединяет грамм. классы слов (части речи), присущие этим классам общие грамм. категории и отдельные грамм. значения, характерные для этих классов формы слов. Вслед за грамматику морфологию называют «грамм. учением о слове», синтаксис «учение о грамм. свойствах словосочетания и предложения». Грам. свойствами считаются грамм. значения и формальные средства их выражения. Грам. свойства слов это грамм. значение, грамм. форма, грамм. категория.
Грамматическое значение – это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамм. средствами. Слово обычно имеет несколько грамм. значений. Грамм. значение. Представляет собой абстрактное понятие, заключенное в грамм. форме и отвлеченное от лексического содержания слова, это значение присущее целому классу слов. Грамм. значение предполагает наличие другого (других) грамм. значения (значений), однородного и соотносительного с ним. Отсюда, значение ед. ч предполагает значение мн.ч.; значение наст. в. предполагает наличие прошедшего и будущего.
Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамм. значения (часто нескольких) в каждом конкретном случае употребления слова. Сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой – это разные грамм. формы одного и тоже слова. Каждую отдельную грамм. форму также называют словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным «представителем» слова в речи. Вариантные словоформы – это тождественные по своему грамм. значению, но различные по внешнему выражению: чая и чаю, рекой и рекою. Они могут различаться стилистически, как рукой и рукою (книж.), могут быть закреплены различными лексическими значениями слова, как в крае и в краю, различать свободное употребление слова и фразеологически связанное. Грам. форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (буду петь, более новый). Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми «полагающими» ему формами).
Грамматическая категория – еще более абстрактное понятие ( по сравнению с грамм. значением), которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамм. формах. Например, грамм. категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временной точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения («нечто относится к чему-то») и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д. Грамм. категории существуют не сами по себе, но потому только, что в языке есть несколько (минимум два) соответствующих соотносительных грамматических значений, через формы которых они (категории) проявляются и в результате обобщения значения которых обнаруживаются.
Средства выражения грамм. значений в рус. яз.
Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит
-формообразующим префиксам (приставкам: наилучший, наихудший; строить – построить)
Средствами выражения грамматических значений являются также
-ударения (доска, доски, доску, доской; подсказать – подсказывать)
-чередования звуков (перестроить – перестраивать; насадить – насаждать)
-предлоги (в доме, в пяти, о тебе, об отце)
-вспомогательные слова («Пусть всегда будет солнце!», «Да скроется тьма!», «Давай пойдем на выставку»)
-суплетивизм (добавочный) – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова: я, меня, мне; человек – люди.
Способы выражения грамм. значений в рус. яз.
Синтетическим способы, т.е. при помощи средств, «находящихся» в самом слове. Лексическое и грамматическое значение (значения) выражается формой одного и того же слова. К числу средств синтетического способа относятся аффиксы, чередование звуков, ударение. К аналитическому способу выражения грамм. значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова ( буду думать), а также случаи выражения грамм. значений средствами контекста, т.е. формами окружающих данное слов: «Правительственное коммюнике», красочное шоу. Смешанный способ выражения грамм. значений объединяет признаки синтетического и аналитическому способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений Предложного п. окончание + предлог : в саду, «О доблестях, о подвигах, о славе». А также способом выражения значения сослагательного наклонения: я бы отдохнула, ты бы отдохнула. К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамм. значения используется определенный порядок слов: Мать любит дочь ; Дочь любит мать (без изменения форм слов).
Термин «синтаксис» имеет несколько значений.
1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей (так называемые «сложные синтаксические целые»).
2) Синтаксисом называется вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. 1 конструкции, правила их образования (включая сюда и правила участия в их строении других языковых единиц) и функционирования.
Простое предложение как грамматическая единица имеет разнообразные грамматические характеристики и свойства, правила функционирования; все эти свойства и возможности можно называть синтаксисом простого предложения. Внутренние свойства слова как лексикограмматической единицы, как лексемы предопределяют его возможности участвовать в образовании тех или иных синтаксических конструкций; правила участия или неучастия слова в построении таких конструкций, правила его языкового поведения в составе этих конструкций относятся к сфере синтаксиса слова.
В «Русской грамматике термин «синтаксис» употребляется в первом и третьем значениях; по отношению ко второму значению употребляется обозначение «синтаксис как наука».
Грамматика синтаксис что изучает
Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.
Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:
Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.
Главные члены предложения
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? (= кто?) или что? (= что?) :
Второстепенные члены предложения
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения называются второстепенными.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
Простое предложение
Простое предложение, это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из:
К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова – второстепенные члены предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Простое предложение по наличию или отсутствию второстепенных членов
Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. могут содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.):
Простое предложение по наличию или отсутствию необходимых членов предложения
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это предложения, которые содержат в своём составе все необходимые по структуре члены предложения:
Неполные простые предложения – это предложения в которых отсутствует какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу:
Виды простых предложений по цели высказывания
По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте:
Вопросительные предложения выражают вопрос:
В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию: приказ, просьба, призыв, совет, требование, рекомендация и др.
Виды простых предложений по эмоциональной окраске
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Произносятся такие предложения с интонацией восклицания. Такие предложения называются восклицательными.
Предложения, в которых не выражено чувств, называются невосклицательными. Они имеют либо повествовательную интонацию, либо вопросительную.
По цели высказывания восклицательным может быть каждое простое предложение:
Повествовательные предложения
Повествовательные предложения делятся на утвердительные и отрицательные, в зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая в них мысль.
Если частица не (= не) стоит перед сказуемым, то отрицается вся мысль, сообщаемая в предложении; если частица нет (= нет) стоит перед каким-либо другим членом предложения, то отрицается какая-то часть высказывания.
Простое предложение по наличию главных членов
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами:
Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). В зависимости от этого они бывают назывными (есть только подлежащее) и глагольными (есть только сказуемое). Односоставные предложения бывают:
Сложное предложение
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:
Бессоюзные предложения, в которых простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средством из связи является содержание и интонация:
Сложносочинённые предложения
Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами называются сложносочинёнными предложениями.
В сложносочинённых предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами:
Сложноподчинённые предложения
Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложносочинёнными предложениями.
В сложноподчинённом предложении одно простое предложение является главным, а другое – придаточным.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов (см. выше).
Союзные слова – это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др) и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов.
Виды придаточных предложений в составе необходимых членов предложения
Сложноподчинённые предложения по смысловому значению придаточного предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
Придаточные определительные предложения относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или признак. К придаточным определительным предложениям от определяемого слова (существительного в главном предложении) ставится вопрос какой? (= какой?)
Придаточные изъяснительные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять) и чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (т. е. дополняют, изъясняют, раскрывают) смысл этих слов. От таких слов к придаточным изъяснительным предложениям ставятся падежные вопросы:
Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.
Придаточные предложения со значением условия уточняют условие, при котором проходит или может проходить действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии? (= при каком условии?)
Придаточные предложения со значением причины уточняют причину действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос по какой причине? (= по какой причине?)
Придаточные предложения со значением следствия уточняют результаты действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос что из этого следует? (= что из этого следует?)
Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? (= несмотря на что?)
Порядок слов в словосочетаниях
При нейтральном порядке слов в словосочетаниях:
Порядок слов в предложении
При нейтральном порядке слов в предложении:
Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого:
Детерминант (определитель) в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего):
Зависимость порядка слов в предложении от актуального членения:
Прямая речь
Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал:
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.
Слова автора указывают:
Слова автора могут стоять
Косвенная речь
Данный проект финансируется Европейской Комиссией. Эта публикация (документ) представляет исключительно точку зрения автора, и Комиссия не несет ответственности за содержащуюся здесь информацию.