грамматика синтаксис что изучает

Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это.

Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Если на уровне младших классов школы, то:

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.

Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.

К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.

Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).

Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.

Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).

Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.

Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:

Выражается это коммуникативное различие только в интонации.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.

И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.

Источник

Грамматика синтаксис что изучает

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — состав­ле­ние) — раз­дел линг­ви­сти­ки, изу­ча­ю­щий стро­е­ние и функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие раз­лич­ных частей речи в пред­ло­же­ни­ях, сло­во­со­че­та­ни­ях и про­чих язы­ко­вых единицах.

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и сложных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»

Источник

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

грамматика синтаксис что изучает. Смотреть фото грамматика синтаксис что изучает. Смотреть картинку грамматика синтаксис что изучает. Картинка про грамматика синтаксис что изучает. Фото грамматика синтаксис что изучает

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Источник

Грамматика синтаксис что изучает

Грамматика- это система общих закономерностей употребления слов.

Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Первая российская грамматика М.В. Ломоносова 1757.

Морфология как раздел грамматики.

Морфология и синтаксис являются двумя составными частями грамматики.

Морфология ( с греческого учение о форме) – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

Морфология – это часть грамм. строя языка, которая объединяет грамм. классы слов (части речи), присущие этим классам общие грамм. категории и отдельные грамм. значения, характерные для этих классов формы слов. Вслед за грамматику морфологию называют «грамм. учением о слове», синтаксис «учение о грамм. свойствах словосочетания и предложения». Грам. свойствами считаются грамм. значения и формальные средства их выражения. Грам. свойства слов это грамм. значение, грамм. форма, грамм. категория.

Грамматическое значение – это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамм. средствами. Слово обычно имеет несколько грамм. значений. Грамм. значение. Представляет собой абстрактное понятие, заключенное в грамм. форме и отвлеченное от лексического содержания слова, это значение присущее целому классу слов. Грамм. значение предполагает наличие другого (других) грамм. значения (значений), однородного и соотносительного с ним. Отсюда, значение ед. ч предполагает значение мн.ч.; значение наст. в. предполагает наличие прошедшего и будущего.

Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамм. значения (часто нескольких) в каждом конкретном случае употребления слова. Сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой – это разные грамм. формы одного и тоже слова. Каждую отдельную грамм. форму также называют словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным «представителем» слова в речи. Вариантные словоформы – это тождественные по своему грамм. значению, но различные по внешнему выражению: чая и чаю, рекой и рекою. Они могут различаться стилистически, как рукой и рукою (книж.), могут быть закреплены различными лексическими значениями слова, как в крае и в краю, различать свободное употребление слова и фразеологически связанное. Грам. форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (буду петь, более новый). Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми «полагающими» ему формами).

Грамматическая категория – еще более абстрактное понятие ( по сравнению с грамм. значением), которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамм. формах. Например, грамм. категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временной точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения («нечто относится к чему-то») и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д. Грамм. категории существуют не сами по себе, но потому только, что в языке есть несколько (минимум два) соответствующих соотносительных грамматических значений, через формы которых они (категории) проявляются и в результате обобщения значения которых обнаруживаются.

Средства выражения грамм. значений в рус. яз.

Грамматические значения в тех или иных формах выражаются с помощью грамматических средств, среди которых ведущая роль принадлежит

-формообразующим префиксам (приставкам: наилучший, наихудший; строить – построить)

Средствами выражения грамматических значений являются также

-ударения (доска, доски, доску, доской; подсказать – подсказывать)

-чередования звуков (перестроить – перестраивать; насадить – насаждать)

-предлоги (в доме, в пяти, о тебе, об отце)

-вспомогательные слова («Пусть всегда будет солнце!», «Да скроется тьма!», «Давай пойдем на выставку»)

-суплетивизм (добавочный) – выражение грамматических значений слова с помощью слов других корней или значительно измененной основы данного слова: я, меня, мне; человек – люди.

Способы выражения грамм. значений в рус. яз.

Синтетическим способы, т.е. при помощи средств, «находящихся» в самом слове. Лексическое и грамматическое значение (значения) выражается формой одного и того же слова. К числу средств синтетического способа относятся аффиксы, чередование звуков, ударение. К аналитическому способу выражения грамм. значений, т.е. при помощи средств, находящихся вне данного слова, принадлежат вспомогательные слова ( буду думать), а также случаи выражения грамм. значений средствами контекста, т.е. формами окружающих данное слов: «Правительственное коммюнике», красочное шоу. Смешанный способ выражения грамм. значений объединяет признаки синтетического и аналитическому способов. Этот тип может быть иллюстрирован способом выражения значений Предложного п. окончание + предлог : в саду, «О доблестях, о подвигах, о славе». А также способом выражения значения сослагательного наклонения: я бы отдохнула, ты бы отдохнула. К смешанному же способу следует отнести и те случаи, когда для выражения необходимого грамм. значения используется определенный порядок слов: Мать любит дочь ; Дочь любит мать (без изменения форм слов).

Термин «синтаксис» имеет несколько значений.

1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей (так называемые «сложные синтаксические целые»).

2) Синтаксисом называется вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. 1 конструкции, правила их образования (включая сюда и правила участия в их строении других языковых единиц) и функционирования.

Простое предложение как грамматическая единица имеет разнообразные грамматические характеристики и свойства, правила функционирования; все эти свойства и возможности можно называть синтаксисом простого предложения. Внутренние свойства слова как лексико­грамматической единицы, как лексемы предопределяют его возможности участвовать в образовании тех или иных синтаксических конструкций; правила участия или неучастия слова в построении таких конструкций, правила его языкового поведения в составе этих конструкций относятся к сфере синтаксиса слова.

В «Русской грамматике термин «синтаксис» употребляется в первом и третьем значениях; по отношению ко второму значению употребляется обозначение «синтаксис как наука».

Источник

Грамматика синтаксис что изучает

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.

Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:

Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? (= кто?) или что? (= что?) :

Второстепенные члены предложения

Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения называются второстепенными.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Простое предложение

Простое предложение, это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из:

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова – второстепенные члены предложения.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Простое предложение по наличию или отсутствию второстепенных членов

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. могут содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.):

Простое предложение по наличию или отсутствию необходимых членов предложения

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения – это предложения, которые содержат в своём составе все необходимые по структуре члены предложения:

Неполные простые предложения – это предложения в которых отсутствует какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу:

Виды простых предложений по цели высказывания

По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте:

Вопросительные предложения выражают вопрос:

В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию: приказ, просьба, призыв, совет, требование, рекомендация и др.

Виды простых предложений по эмоциональной окраске

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Произносятся такие предложения с интонацией восклицания. Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувств, называются невосклицательными. Они имеют либо повествовательную интонацию, либо вопросительную.

По цели высказывания восклицательным может быть каждое простое предложение:

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения делятся на утвердительные и отрицательные, в зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая в них мысль.

Если частица не (= не) стоит перед сказуемым, то отрицается вся мысль, сообщаемая в предложении; если частица нет (= нет) стоит перед каким-либо другим членом предложения, то отрицается какая-то часть высказывания.

Простое предложение по наличию главных членов

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами:

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). В зависимости от этого они бывают назывными (есть только подлежащее) и глагольными (есть только сказуемое). Односоставные предложения бывают:

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

Бессоюзные предложения, в которых простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средством из связи является содержание и интонация:

Сложносочинённые предложения

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами называются сложносочинёнными предложениями.

В сложносочинённых предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами:

Сложноподчинённые предложения

Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложносочинёнными предложениями.

В сложноподчинённом предложении одно простое предложение является главным, а другое – придаточным.

Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов (см. выше).

Союзные слова – это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др) и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов.

Виды придаточных предложений в составе необходимых членов предложения

Сложноподчинённые предложения по смысловому значению придаточного предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Придаточные определительные предложения относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или признак. К придаточным определительным предложениям от определяемого слова (существительного в главном предложении) ставится вопрос какой? (= какой?)

Придаточные изъяснительные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять) и чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (т. е. дополняют, изъясняют, раскрывают) смысл этих слов. От таких слов к придаточным изъяснительным предложениям ставятся падежные вопросы:

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.

Придаточные предложения со значением условия уточняют условие, при котором проходит или может проходить действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии? (= при каком условии?)

Придаточные предложения со значением причины уточняют причину действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос по какой причине? (= по какой причине?)

Придаточные предложения со значением следствия уточняют результаты действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос что из этого следует? (= что из этого следует?)

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? (= несмотря на что?)

Порядок слов в словосочетаниях

При нейтральном порядке слов в словосочетаниях:

Порядок слов в предложении

При нейтральном порядке слов в предложении:

Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого:

Детерминант (определитель) в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего):

Зависимость порядка слов в предложении от актуального членения:

Прямая речь

Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал:

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.

Слова автора указывают:

Слова автора могут стоять

Косвенная речь

Данный проект финансируется Европейской Комиссией. Эта публикация (документ) представляет исключительно точку зрения автора, и Комиссия не несет ответственности за содержащуюся здесь информацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *